Памятка готовящемуся ко Святому Причащению
Во всяком Таинстве человеку дается благодать, но в Таинстве Причащения происходит самое тесное соединение человека с Богом, какое только возможно для человека на земле. По-гречески это Таинство называется Евхаристия, что значит «благодарение». Евхаристия будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которого хлеб и вино силою и действием Святого Духа пресуществляются в Истинное Тело и в истинную Кровь Христовы и преподаются верующим для Причащения. При этом человек становится «сотелесным» Христу и исполняется Святого Духа. На него в изобилии изливаются благодатные дары: особое умиротворение, духовная радость, сыновнее дерзновение к Богу. Но благодать Таинства не действует насильственно: от самого человека требуется благое расположение и несомненная вера. Без веры в то, что этот хлеб – Истинное Тело Христово, а вино, водою растворенное в Чаше, по освящении его – Истинная Честная Кровь Христова – без такой твердой, совершенно необходимой веры и не подходите лучше к Чаше. Без веры принятое, Причащение пойдет человеку, увы, в суд и осуждение, и были случаи, когда за неверие опалял Господь уста сомневавшихся. К сожалению, многие не понимают этого величайшего Таинства и желают разумом постичь Непостижимое. Совершенно очевидно, что тот, кто хочет все Таинственное рационально объяснить, тот не имеет веры и недостоин Причастия. Но бывает и другая крайность: человек сам считает себя недостойным причащения Святых Таин и либо вообще не причащается, либо делает это крайне редко. Достойны ли мы приступить к причащению Святых Таин – об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам. Уклонение от Причастия лишает человека духовных сил и открывает доступ диавола к нему. Церковное правило заповедует мирянину причащаться четыре раза в год, во все четыре поста (в крайнем случае — никак не реже одного раза в год). Хорошо причаститься в день своего Ангела, в день Крещения (кто помнит), а супругам – в день венчания. В случае же болезни или другой какой скорби, желающим воцерковить свою жизнь, а также для укрепления духовных сил благословляется более частое Причащение, вплоть до одного раза в неделю (это определяет ваш духовник). Если христианин хочет причащаться еще чаще, ему необходимо принимать монашество. Младенцы, после их крещения, до семилетнего возраста могут приобщаться Святых Таин не только каждую неделю, но и каждый день, (если служится Литургия), и притом без исповеди. Как можно чаще причащайте младенцев: в сегодняшнем мире много зла, а от духовной опасности оберегает духовное же оружие.
Поскольку Освящение Святых Даров и Причащение являются единым Таинством Евхаристии, все церковное богослужение служит этому величайшему Таинству. Главное же богослужение – Божественная Литургия (или Обедня) – полностью посвящена Таинству Евхаристии. Все, что в Литургии предшествует освящению Даров, есть приготовление к Божественному Таинству и изображение главнейших событий жизни Христовой. В проскомидии (первая часть Литургии) воспоминается Рождество Христово. В шествии с Евангелием – проповедь Спасителя. Во время Херувимской песни перенесение Святых Даров изображает Господа, грядущего на вольную страсть. После Символа Веры совершается Тайная Вечеря. То же самое чудо милосердия, которое совершилось на Тайной Вечери таинственными словами Иисуса Христа, произносимыми ныне священником, возобновляется и на алтарях наших: хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову и сохраняют только вид хлеба и вина, ибо наша немощь не могла бы снести видеть Божественное Тело и Кровь Христову. Первое явление Святых Таин знаменует Воскресение Христово, а последнее явление – Вознесение Спасителя, обещавшего пребыть с нами всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Поэтому, если вы не участвовали в полном богослужебном цикле, предшествовавшем вашему причащению, если опоздали на Литургию или раньше положенного ушли – нельзя сказать, что вы полностью приняли участие в Таинстве Евхаристии.
Подготовка ко Святому Причащению.
Господь пролил Свою Кровь и принес Себя в жертву по любви к роду человеческому, и поэтому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной любви. Готовясь принять Господа, нужно приготовить для него чистое место – чистое сердце, чистую совесть. В Святых Таинах христианин вкушает «источника бессмертного», то есть делается способным и достойным бессмертной и блаженной жизни. Эта блаженная жизнь начинается для причастника еще здесь, на земле, и продолжается за гробом. Вот почему к Причащению нужно тщательно готовиться, иначе оно может быть во осуждение, а не во спасение. Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: такая подготовка называется говение. Оно включает в себя пост, молитву и покаяние. Если говение приходится на мясоед (а также по другим уважительным причинам) разрешается сократить его до трех дней, в крайних же случаях (внезапная болезнь, смерть близких и т.п.) – до одного дня.
Пост. Постящемуся не разрешается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты из них, а также, поскольку во время говения пост более строгий, исключается и рыба. Накануне Причащения уже с 6 часов вечера должно держать особо строгий пост, а после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды и не курить: к Причастию нужно приходить строго натощак, это касается и детей. Только грудному младенцу может быть сделано исключение, но не непосредственно перед Причастием. Следует также помнить, что пост телесный ничего не будет стоить без поста духовного. В дни говения не посещают увеселительные мероприятия, не слушают музыку, стараются уберечься от злобы, непотребных мыслей и разговоров. Примиритесь как с обиженными вами, так и обидчиками, смиренно испросив у всех прощения (это необходимое условие для исповеди), творите дела милосердия (благотворение, милостыню, посещение больных и т.д.), старайтесь больше узнать о Богослужении, о поведении в храме и т.д., чтобы не омрачить этот радостный день какой-либо нелепой ошибкой. Лучше всего время говения проводить в чтении духовных книг. В эти дни необходимо помнить также о посте супружеском: имевшие накануне супружеское общение не допускаются до Причастия.
Молитва. В дни говения молитвенная подготовка подготавливает душу к принятию Св. Таин и осознанию важности предстоящего Таинства. Для этого необходимо прочесть из Молитвослова каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению, которое желательно читать утром накануне Причащения. Кроме того, необходимо больше и усерднее молиться дома утром и вечером и посещать все церковные Богослужения.
Покаяние. Без исповеди приобщаются Святых Таин только младенцы, из взрослых же без Таинства Покаяния никто не может быть допущен ко Причастию, кроме случаев смертной опасности. Подробнее о Таинстве Покаяния смотри «Памятку готовящегося к Исповеди».
Подготовка к Причащению – это половина дела. Другая половина состоит в том, чтобы в самый момент Причащения иметь соответствующее состояние души. Собственно говоря, предварительная подготовка и сводится к тому, чтобы правильно подвести причастника к самому ответственному моменту – моменту принятия Святых Даров.
Обрядовый порядок.
Полное участие в Таинстве Евхаристии предполагает участие христианина в полном богослужебном цикле. Желая причаститься на Литургии, необходимо быть и на вечернем Богослужении накануне причащения. С вечера же удобнее и исповедаться, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. Утром в день причастия следует прийти в храм до начала Богослужения: приложиться к иконам, поставить свечи, заказать поминовение вы должны заранее (смотри памятку «О поминовении в церковной молитве живых и усопших»), а само время Богослужения посвятить молитвенному участию в нем. До начала Литургии следует исповедаться тем, кто не сделал этого вечером.
После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон (только от Пасхи до Троицы и на Святках земных поклонов не положено). Затем необходимо крестообразно сложить руки на груди, правую поверх левой, и с правой стороны храма по очереди подходить к священнику, стоящему с Чашей на амвоне, причем сначала подходят дети, потом взрослые (только те, кого священник допустил до Причастия). Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Таины, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, съесть антидор и выпить теплоту, и только после этого можно разговаривать. Первыми словами истинного христианина в этот момент являются слова благодарности Господу за Его великую милость («Слава Тебе, Боже!»), повторенные троекратно. До окончания Богослужения (пока не приложитесь ко Кресту) из храма не уходить, выслушать благодарственные молитвы (или прочитать их дома самому). Молитесь в этот день с особым благоговением, ибо в вас пребывает Сам Господь.
По окончании Литургии подойдите приложиться ко Кресту, который дает священник. После целования Креста положено поцеловать руку священника.
Кроме того, чтобы не совершить досадных ошибок в этот торжественный день необходимо помнить:
— в день после Причастия до вечера уже не делают земных поклонов за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
— если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной: причаститься дважды в день – страшный грех;
— во время Причащения нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
— у Чаши креститься запрещено!
— отошедши от Чаши, пока вы не приняли антидор и теплоту (ее еще называют «запивка»), нельзя разговаривать, доставать деньги из кошелька, прикладываться к иконам и т.д.
— перед походом в храм проверьте, есть ли у вас нательный крестик.
— нельзя подходить к Причастию с помадой на губах. Необходимо также помнить, что женщина не может участвовать в таинствах в период месячного очищения.
Причащение болящего. Церковь не оставляет своим попечением и тех, кто не может по болезни посетить храм Божий для причащения Святых Таин. В этом случае к больному для причащения на дому нужно пригласить священника. Пред Причастием больному с полуночи не следует есть и пить (за исключением, может быть, приема жизненно необходимых лекарств), а также самому или при помощи близких прочитать Правило ко Причащению (из Молитвослова). К приходу священника нужно подготовиться: приберите комнату, уведите собаку из квартиры, выключите телевизор, у постели больного приготовьте столик, на котором должны находиться икона и зажженная лампада или свеча. После прихода священника и приготовления им всего необходимого, родные и близкие должны на некоторое время удалиться, чтобы дать возможность больному исповедаться. Если человек болен настолько, что близок к смерти, главное условие Причащения – чтобы он находился в сознании.
Благодатный дар Причащения мы должны сохранить в душе как можно более долгое время. Поэтому день Причащения лучше всего провести без излишней суеты, по возможности не занимаясь житейскими заботами, посвящая время молитве и добрым делам благотворения. В день Причащения не плевать, не есть слишком много, не иметь супружеского общения, и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Будет очень хорошо, если помолитесь о своих близких: в этот день причастник и его молитва наиболее близки к Богу.
Повиновение Богу — в наших интересах . Так говорит Св.Писание: ”Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею”. (Второзаконие 30:15-16)
Какое соотношение между законом, благодатью и повиновением? Так говорит Св.Писание: ”Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать”. (Римлянам 5:20)
Послушание может предохранить нас от болезней. Так говорит Св.Писание: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой”. (Исход 15:26)
Повиновение – ключ к успешной жизни. Так говорит Св.Писание: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно”. (Иисус Навин 1:8)
Мы будем оценены в свете нашего послушания Божьим заповедям. Так говорит Св.Писание: ”Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном”. (От Матфея 5:19)
Желание повиноваться есть следствие нашей любви к Богу. ”Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. (От Иоанна 14:15,23)
Иисус был послушен Своему Отцу в пример нам, как мы должны повиноваться Ему. Так говорит Св.Писание: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного”. (Евреям 5:8-9)
Бог советует нам повиноваться законам страны, где мы живем. Так говорит Св.Писание: ”Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение”. (Римлянам 13:1-2)
Иногда повиновение Богу и Его закону может потребовать неповиновение светской власти. Так говорит Св.Писание: «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам”. (Деяния 5:29)
Дети должны быть послушны своим родителям и уважать их. Так говорит Св.Писание: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”. (Ефесянам 6:1-3)
Грехи против бога Отрицание суща (атеизм)
Сомнения в существовании загробной жизни
Сомнение в существовании ада, вечных мук.
Неверие в Бога как в Промыслителя, Попечителя о нашей жизни
Неверие в Бога, как в Вездеприсутствующего, Всевидящего.
Сомнение или неверие каким-либо другим истинам Православной веры.
Нежелание иметь истинного познания о Православной вере.
Непосещение храма в воскресенье и праздничные дни.
Разговоры в храме.
Длительное неучастие в таинствах Исповеди и Святаго Причащения.
Поспешность в молитве.
Вытеснение Бога из ума и сердца различными пристрастиями и житейскими, суетными попечениями.
Святотатство (пренебрежительное отношение, глумление над храмом, крестом, иконой и другими священными предметами).
Игра в карты
Кощунство (осмеивание каких-либо религиозных истин).
Упоминание имени Божия, святых угодников Божиих в суетном разговоре.
Упоминание без нужды нечистой силы; чертыхание.
Суеверие (вера приметам, снам; вера в сглаз, порчу; боязнь перед колдунами).
Исповедание ложных религий (неправославных).
Обращение за помощью к служителям сатаны (колдуны, ворожеи, экстрасенсы, гипнотизеры, биоэнергетики, кодировщики и т.п.).
Участие в пионерских, комсомольских, партийных и других организациях, отрицающих бытие Божие.
Участие в демонстрациях. Празднование Нового Года (приходится на Рождественский пост).
Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции.
Неумеренное разговение в Рождество, Пасху (пьянки, гулянья, хождение по гостям).
Уклонение от службы в Вооруженных силах.
Грехи против ближнего Халатное выполнение своих обязанностей на работе и дома.
Непочитание родителей, отказ помогать им.
Непочтительное отношение к гос. властям, начальникам, блюстителям общественного порядка, военнослужащим, старшим по возрасту.
Невоспитание детей в Православной вере.
Оскорбить, разгневать ближнего, причинить ему досаду, недовольство.
Нанесение побоев. Убийство.
Аборт.
Худо говорить о ближнем.
Проклинать ближнего, желать ему смерти, несчастий.
Разглашение чужих слабостей, скверных поступков.
Клевета.
Соблазнение ближнего на грех (расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую, нескромную одежду и т.п.)
Грехи против самого себя 1) Плотоугодие
Непрестанное объядение.
Привычка угождать себе вкусною пищею.
Несоблюдение постов.
Изнеженная жизнь (отсутствие труда телесного, привычка к многоспанию, привязанность к компфорту и т.п.)
2) Любодеяние
Блудные помыслы, мечтания. Соуслаждение этим помыслам.
Чтение книг на эту тему, просмотр телепередач, фотографий.
Танцы.
Незаконные связи до брака.
Измена супружеской верности.
Сожительство в браке, не освященном Таинством Венчания.
Невоздержанность супругов в период поста, накануне воскресных, праздничных дней.
Блуд противоестественный (рукоблудие, или онанизм, совокупление однополое, скотоложство).
3) Любостяжание
Пристрастие к деньгам, имуществу.
Страстное желание обогатиться.
Скупость, жадность.
Бесцельное коллекционирование.
Воровство.
Грабёж.
Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза, и т.п.)
Немилосердие к нищим, нуждающимся.
Мшелоимство (приобретение предметов роскоши).
Изнурение себя дополнительной работой с целью заработать побольше денег.
Обман с целью наживы.
4) Гнев
Вспыльчивость.
Возмущение сердца яростью.
Спор, переходящий в скандал, возмущающий сердце гневом.
Бранные, жестокие, колкие слова.
Толкание в гневе. Побои. Убийство.
Памятозлобие (питать злобу за нанесенную обиду).
Ненависть.
Вражда.
Жестокое отношение к животным.
Поломка вещей в гневе.
Проклинать человека в гневе, желать ему смерти, несчастий.
5) Печаль.
Огорчение души, утрата хорошего настроения по различным поводам (мало поел, или невкусно, потерял вещь, деньги; нет возможности отдохнуть; не уважают, ругают и т.п.)
Неблагодарность Богу за всё случающееся.
Нетерпеливость в любом деле.
Несамоукорение (не считать себя виновным, когда постигают неудачи, несчастья, скорби).
Ропот (сетовать на свою худую судьбу, обвинять ближних в своих неудачах; считать все неприятности незаслуженными).
Проклинать себя, желать себе смерти, несчастий.
Малодушие.
6) Уныние
Удрученное состояние души, бессилие, апатия.
Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитве.
Невнимание, рассеянность в молитве.
Небрежность.
Неблагоговейное отношение к святыням.
Излишнее успокоение сном.
Празднословие, шутки, кощуны, сплетни.
Праздномыслие (пустые фантазии, воспоминания, мысленные диалоги).
Частые, ненужные прогулки, посещения друзей.
Праздное препровождение времени (турпоездки, рестораны, дискотеки, концерты, азартные игры, спортивные состязания и т.п.).
Отчаяние (отсутствие надежды на Бога в постигших несчтастиях).
Курение, пьянство, наркомания.
Потеря смысла жизни.
Мысли о самоубийстве.
7) Тщеславие
Искание славы человеческой (уважения, похвалы, почестей, известности).
Хвастовство
Враньё для хвастовства.
Стремление выглядеть не хуже других, приобретение для этого модной одежды, вещей, богатой мебели, посуды, автомобиля и т.п.
Внимание к красоте своего лица, внешности, использование косметики.
Внимание к другим качествам своего тела (осанка, стройность, атлетичность).
Расположение к мирским наукам, стремление преуспеть в них для приобретения земных почестей.
Стыд исповедывать свои грехи, сокрытие их на Исповеди.
Склонность к спорам.
Прекословие.
Самооправдание:
a)после совершенного греха оправдывать себя, забывая о покаянии;
b)когда кто-либо обличает – пытаться оправдываться, изыскивать причины, слагать вину с себя.
Лицемерие (разыгрывание из себя благочестивого человека, делать добрые дела напоказ).
Человекоугодие, лесть, комлименты; воздавать похвалы, почести людям ради своих целей или из страха перед начальником.
Зависть (огорчение, желание зла ближнему по поводу его благополучия).
Злорадство (радость, ликование по поводу неудач, бедствия ближнего).
Зложелательство.
Ложь.
Лукавство, хитрость, бессовестность.
Коварство.
Склонность унижать бдижнего.
Склонность обращать на себя внимание (шутить, острить, оригинальничать; броско одеваться).
8) Гордость
Высокое о себе мнение, Самоценность.
Самолюбование.
Считать себя необыкновенным человеком, наделенным какими-то способностями, умом, знаниям, силой, красотой и т.п.
Считать себя перед Богом праведным, достойным Царствия Небесного ради собственных добродетелей.
Жажда похвал.
Нетерпение обличений, вразумлений, упрёков.
Трудность просить прощения.
Искание лёгких путей.
В присутствии посторонних постоянная игра как на сцене, с целью обратить на себя внимание. Высокомерие.
Предпочтение себя всем.
Склонность к лидерству, желание повелевать.
Стремление учить других, указывать, давать советы.
Привычка вмешиваться в разговор.
Презрение ближнего.
Фамильярность (вольное обращение с окружающими).
Наглость, хамство.
Дерзость.
Смехотворство.
Упрямство (нежелание уступить, когда это возможно).
Неповиновение начальникам, гос. властям и др.
Подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем.
Малодушная боязливость.
Беспричинные страхования.
Предчувствие чего-то ужасного.
Спасо-Прилуцкий монастырь. Рядом с церковной лавкой висит сей документ — «Памятка Исповеднику».
Найдено у YouПитер