Все эти разговоры о поколениях часто сбивают с толку. Ведь мало просто понимать, к какому поколению относятся ваши сотрудники. Нужно еще и уметь работать с ними, находить подход и создавать комфортные условия труда.
В этой статье мы разобрались в современной теории трех поколений: X, Y и Z. А также собрали несколько советов, которые помогут более эффективно работать с каждым поколением.
Содержание
- Самые популярные вопросы о теории поколений
- Поколение X
- Поколение Y
- Поколение Z
- Советы по организации работы с тремя поколениями
- Теория поколений – ключ к созданию идеального рабочего места
- Теории охватывают только некоторые факторы
- Поколения Y и Z не верят в экономический рост
- Поколения Y и Z сомневаются в социальной справедливости
- Поколения Y и Z не доверяют СМИ и соцсетям
- Поколения Y и Z приветствуют цифровизацию, но озабочены кибербезопасностью
- Поколения Y и Z хотят приносить пользу
- Поколения Y и Z ценят социальную ответственность компаний и брендов
- Поколения Y и Z нуждаются в новых знаниях
- Поколения Y и Z теряют оптимизм
Самые популярные вопросы о теории поколений
Что такое поколение
Поколение – это группа людей, которые родились в один и тот же период и выросли в похожих условиях. Люди в этой группе демонстрируют схожие характеристики, предпочтения и ценности.
Теория поколений – это подсказка, демонстрирующая с чего начать общение и влияние на людей разных возрастов. Между поколениями есть большие различия, и важно знать годы, когда каждое начинается и заканчивается.
Почему теория поколений последовательна
Поколения демонстрируют схожие характеристики, такие как предпочтения в общении, покупках и мотивации, потому что на них влияли тенденции примерно на одной и той же стадии жизни и по схожим каналам (например, онлайн, ТВ, мобильный). Тенденции формирования поколений наиболее ощутимы по мере того, как люди достигают совершеннолетия. Это означает, что представители определенного поколения будут разделять схожие ценности, убеждения и ожидания.
Важно помнить, что на индивидуальном уровне все разные. Но если взглянуть на людей через призму поколений, можно получить полезную последовательность, которая поможет общаться, работать, мотивировать, вовлекать людей разных возрастов.
Какие поколения существуют сегодня
В настоящее время наше общество составляют пять поколений. Каждое из них играет активную роль на рынке. В зависимости от конкретного рабочего места, персонал включает в себя от четырех до пяти поколений.
Годы рождения для каждого поколения:
- Поколение Z: 1996 и позже
- Миллениалы или поколение Y: 1981 – 1995
- Поколение X: 1965 – 1979
- Бэби-бумеры: 1946 – 1964
- Традиционалисты: 1945 и ранее
Почему в разных источниках разные годы
Годы рождения поколения варьируются в зависимости от географии, в разных частях мира вы увидите различные характеристики. Крупные события, которые затрагивают поколение, могут сильно отличаться по всему земному шару или, по крайней мере, по регионам или по масштабам страны, и тенденции могут быть актуальны в разное время.
Например, быть миллениалом в Афинах, с их нынешней безработицей, не то же самое, что быть миллениалом в Техасе, где рынок труда фантастический. Чем больше вы сосредоточены на определенном регионе, тем более точную информацию сможете найти.
Поколение X
Кто они, представители поколения X? Согласно Исследовательскому центру Pew, это те, кто родился между 1965 и 1979 годами. В мире, который так обеспокоен миллениалами и бэби-бумерами можно утверждать, что поколение X забытый «средний ребенок”. Первоначальное название этого поколения было «Gen Bust”, так как уровень рождаемости был очень невысоким.
Характерные особенности
- X уже полностью интегрированы в рынок труда, сами платят налоги и работают над созданием и улучшением своей карьеры.
- Для них особенно важен баланс между работой и личной жизнью, поскольку они считают время более ценным, чем деньги.
- Они стремятся к дальнейшим возможностям развития не только на работе, но и в личной жизни.
- Представители этого поколения были первыми, кто стал свидетелем внедрения интернета, мобильных телефонов и компьютеров.
- Представители поколения X более устойчивы к современным тенденциям, однако, они поддерживают альтруистические ценности компаний. Поэтому с большей вероятностью будут поддерживать компанию, которая предлагает продукты и услуги, приносящие пользу обществу или окружающей среде.
Как работать с поколением X
Бэби-бумеры собираются уходить в отставку, и через несколько лет поколение X начнет занимать руководящие места. Большинство Иксов сейчас находятся на среднем уровне, и многие скоро поднимутся до высшего.
Знание характеристик поколения X на рабочем месте очень важно. Это поможет понять, что движет ими, какие вознаграждения они хотят, и что помогает им добиться успеха.
Не давите отчетами и ограничениями
Поколение Икс известно своими организаторскими способностями. Они знают, как справляться с нагрузкой и своевременно выполнять работу. Руководители, которые требуют постоянных отчетов, могут демотивировать этим своих сотрудников X. Конечно, есть некоторые действия, которые требуют постоянного мониторинга, но это скорее исключение. Представители поколения X являются независимыми и автономными.
Делайте вызовы
Поколение X является хорошо адаптируемым. Это позволяет его представителям работать даже на очень зависимом от технологий месте. Они любят испытания. Их рабочая этика позволяет им хорошо работать в сложных ситуациях. Они могут начать проект с нуля и довести его до конца, поэтому смело ставьте им более сложные задачи.
Гибкий график работы
Поколение X стремится к балансу между жизнью и работой. Помните, что Икс вырос, видя, как родители постоянно работают, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Возможность совмещать работу с личной жизнью без ущерба для последней – важный момент, который обязательно нужно иметь в виду, когда речь заходит о вовлеченности и удержании сотрудников X.
Относитесь к ним как к предпринимателям
41% представителей поколения X называют себя предпринимателями и многие уже переходят от сотрудников к владельцам бизнеса. Предприниматели имеют уникальный набор навыков, которые вы можете использовать для своего бизнеса: от управления проектами до создания компаний. Узнайте, как использовать их в своих интересах, и предоставьте работникам поколения X возможность продемонстрировать эти навыки.
Обратная связь
Отзывы важны для поколения X, потому что они ценят профессиональное развитие и рост. Сотрудник Икс хочет наладить здоровые отношения со своими руководителями, поэтому не оставляйте их без обратной связи.
Карьерный рост
Иксы с большей вероятностью покинут компанию, если не будут видеть возможности для роста. Обратите внимание, что старшие представители поколения еще будут работать около 10 лет, а младшие – 30. Это значит, что ваши сотрудники X еще довольно долго будут иметь большое значение для компании.
Сейчас настало время сосредоточиться на поколении X и перестать относиться к ним как к заброшенным работникам. Зачем? Потому что они обладают уникальными способностями и много могут дать компании:
- Поколение X обладает влиянием на рабочем месте. Они основывают компании, которые меняют правила игры, меняют наши рабочие места и то, как мы работаем.
- Иксы привносят качество, строгую трудовую этику и адаптивность в культуру компании. Они отлично подходят для наставления и обучения миллениалов.
Поколение Y
Миллениалы, или поколение Y – это те, кто родился в начале 1980-х — начале 2000-х годов. По сути, это сегодняшние «молодые люди» нашего мира, в возрасте от 18 до 40 лет. Миллениалы – это самое большое, разнообразное и высоко образованное поколение.
- Миллениалы сформированы технологиями и выросли в быстро меняющемся и высококонкурентном мире.
- Многие представители поколения Y уже работают, однако, некоторые все еще учатся и присоединятся к рабочей силе в ближайшем будущем.
- Они с оптимизмом смотрят на свою карьеру.
- Это поколение онлайн 24 часа.
- Они очень обеспокоены своим здоровьем и принимают меры для его улучшения.
- Миллениалы показали себя трудолюбивыми, амбициозными и готовыми нестандартно мыслить, чтобы использовать все профессиональные возможности.
- Они проявляют большой интерес к изменению климата и с большей вероятностью соглашаются работать в компаниях, которые разделяют идеи заботы о природе.
Как работать с поколением Y
Ставить цели
Мы все время слышим об улучшении рабочего пространства, новых бонусах и льготах, но поколению Y нужна цель. Если вы действительно хотите, чтобы ваши сотрудники Y достигали и процветали, дайте им возможность расти. Не ограничивайтесь набором задач – вместо этого устанавливайте новые планки, обязательно отметив, почему это важно для компании и как их успех повлияет на общую картину.
Видеть человека
HR-менеджеры должны научиться отступать от стереотипов и мыслить шире, когда речь идет о поколении Y. Конечно, мы все берем на работу потому, что кто-то имеет необходимые навыки, но в процессе работы важно увидеть внутренние мотиваторы и качества, которыми обладают ваши сотрудники миллениалы.
Командная работа
Одним из изменений в подходах к образованию в течение десятилетий, когда миллениалы ходили в школу, стал повышенный акцент на командной работе и групповых проектах. От начальной школы до вуза для людей этого поколения было свойственно выполнять задачи в команде.
Организовывая работу в компании, стоит большое внимание уделить созданиям команд, в которых распределяются взаимосвязанные задачи. Это поможет раскрыть потенциал сотрудников Y и позволит им почувствовать себя более комфортно.
Использовать технологическую грамотность
Игрек – это первое поколение, которое выросло с интернетом как повседневной частью их жизни. Они первыми используют технологии, которые связывают людей в электронном мире. Этот опыт и знания могут расширить коммуникации как внутри компании, так и за ее пределами.
Сосредоточить внимание на результатах
Компания Qualtrics провела исследование, в котором обнаружилось, что утверждение о лени поколения Y основано на разрыве между ними и старшими поколениями. Старшее поколение ценит фиксированный график работы и дресс-код, а миллениалы больше внимания уделяют конечным результатам. Это означает, что важно немного ослабить правила, чтобы добиться лучших результатов.
Не стоит забывать, что совсем скоро поколение Игрек станет основной рабочей силой, а значит нужно учиться работать с ними, находить подход и способы дать им развиваться в компании и быть продуктивными.
Поколение Z
Поколение Z родилось после 1995 года и считается будущим мировой экономики. К 2020 году это поколение станет самой большой группой потребителей в мире. В США, Европе и странах БРИКС они будут составлять до 40% потребителей и 10% в остальном мире.
- Представители поколения Z верят в равенство и отсутствие дискриминации не только в обществе, но и в массмедиа.
- Поколение довольно оптимистично и очень озабочено своими личными амбициями.
- Самоактуализация имеет для них первостепенное значение, вместе с полноценной работой и положительной рабочей атмосферой.
- Это поколение выросло в разных семейных структурах с более разнообразным сочетанием этнических групп и размытыми гендерными ролями.
- Представители Z всегда на связи, они все используют мессенджеры и соцсети для связи с друзьями и близкими.
- Для поколения Зет нет ничего невозможного, они еще более амбициозны, чем миллениалы.
Как работать с поколением Z
Работодатели не могут себе позволить игнорировать сотрудников Игрек, ведь они в совершенстве владеют технологиями, следят за глобальными тенденциями и стремятся к саморазвитию с раннего возраста.
Возможности поколения Z могут много привнести в компанию. Для этого нужно адаптировать корпоративную культуру к потребностям этой группы.
Гибкость
Поколение Z ищет большую свободу для создания и вдохновения. Оно больше заинтересовано в создании собственного уникального контента и будет работать для стартапов, которые дают им возможность для инноваций.
Представители Z не хотят работать с 9 до 5. Предлагая такие условия, вы скорее всего отпугнете потенциальных сотрудников. Они не видят необходимости проводить целый день в офисе, когда есть возможность работать удаленно и всегда оставаться на связи.
Карьера
Поколение Z с самого раннего возраста знает по какому карьерному пути хочет идти. Многие из этих людей самоучки, которые используют множество технологий вокруг них, таких, как вебинары, YouTube, подкасты, чтобы продвинуться в начале своей карьеры. Развитие карьеры является важной частью их жизни и они готовы работать больше не столько ради денег, сколько ради продвижения.
Ваша компания должна подготовиться к будущему, инвестируя в технологические изменения и инновации не только для оптимизации операций, но и для обеспечения того, чтобы сотрудники Z были больше вовлечены.
Социальные медиа – потребность
Согласно отчету Goldman Sachs, поколение Z тратит около 10 часов онлайн каждый день и любит оставаться на связи. Потребность чувствовать связь не только с друзьями, но и с остальным миром через социальные сети, важна для поколения Z. Компании, которые надеются привлечь лучших специалистов из поколения Z, должны найти способ использовать для этого соцсети.
Мотивация
Оплата и условия занятости по-прежнему являются основным мотиватором для всех поколений. Не стоит думать, что ради идеи поколение Зет будет работать бесплатно или не нуждается в медицинской страховке.
Если вы будете вознаграждать сотрудников Z соответствующим образом и соразмерно с выполняемой работой, они, безусловно, будут вовлечены и продуктивны.
Возможность быть личным брендом
Корпоративная культура важна, но для поколения Z способность выделяться и быть собой тоже очень важна. Эта группа будет создавать личные бренды и развивать бренд работодателя. Неудивительно, что значительное большинство Зет стремятся создать собственные уникальные стартапы сразу или через несколько лет работы.
Поколение Z уже в следующем десятилетии начнет занимать все больше мест в компаниях и работодатели, которые не будут готовы к этому – потеряют молодых талантливых кандидатов.
Советы по организации работы с тремя поколениями
Адаптировать стратегии рекрутинга
Если вы хотите извлечь выгоду из возрастного разнообразия, нужно иметь возможность привлекать людей разных поколений. В описаниях вакансий будьте осторожны с выражениями о возрасте.
Обязательно распределите свои вакансии по разным каналам, в зависимости от того, где вы можете найти потенциальных кандидатов. Не стоит недооценивать силу рекрутинга в социальных сетях. Использование социальных сетей распространено среди всех поколений. Более 60% людей в возрасте 50-64 лет пользуются хотя бы одним сайтом в социальных сетях.
Избегать стереотипов
Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами рабочей силы из нескольких поколений, избегайте каких-либо предположений или стереотипов, связанных с возрастом. Вместо этого, поговорите с каждым из ваших сотрудников и узнайте об их индивидуальных предпочтениях и стилях работы.
Слушать сотрудников
Вместо того чтобы делать предположения о потребностях сотрудников, найдите время, чтобы выслушать каждого сотрудника и выяснить, чего он хочет. Это поможет более эффективно работать вместе и улучшит вовлеченность сотрудников.
Найти подход для каждого
Каждый сотрудник – это уникальный человек с разными предпочтениями, целями, навыками, слабостями и способами общения. Вместо того чтобы обобщать и относиться ко всем одинаково, стоит применять индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Определите как давать обратную связь
Сотрудники поколения X не хотят, чтобы их непрерывно контролировали, а сотрудники Z хотят получить мгновенную обратную связь о своей работе. Наряду с принятием различных стилей общения вы должны усовершенствовать свои методы предоставления обратной связи и применять их в соответствии с предпочтениями сотрудников.
Использовать возрастное разнообразие для проектов
Создавая проектные группы разного возраста, вы можете использовать уникальные сильные стороны каждого поколения, а также поощрять членов команды сотрудничать и строить отношения друг с другом.
Теория поколений – ключ к созданию идеального рабочего места
Компании могут извлечь выгоду из возрастного разнообразия на рабочем месте. Сотрудники разных поколений могут предложить уникальные перспективы и привнести разные преимущества.
- Решение проблем: поскольку у каждого поколения свой подход к решению проблем, наличие сотрудников из нескольких поколений может быть очень полезным, когда дело доходит до выявления возможностей для инноваций и новых способов решения повседневных проблем.
- Понимание разных аудиторий: каждое поколение уникально, что является большим преимуществом для компании. Используя людей из каждого поколения, вы сможете лучше понять различные целевые аудитории.
- Возможности обучения: разнообразие поколений на работе открывает возможности для обучения всех сотрудников. Коллеги могут учить друг друга новым подходам и более эффективным способам ведения бизнеса. Например, более технологичный работник Z может подсказать, как X сможет быстрее справиться с утомительной работой.
- Наставничество: рабочая сила из нескольких поколений является идеальной средой для менторства. Многие организации запускают программы менторства и внутреннего обучения, чтобы дать сотрудникам возможность обучать друг друга. Это не только помогает сотрудникам приобретать новые навыки и информацию, но и улучшает их совместную работу.
Если понимать особенности каждого поколения, вы сможете не только создать комфортное рабочее место для каждого, но и получить от этого преимущество. Эффективно работая вместе, три поколения смогут привести компанию к выдающимся результатам.
- Психология
- Рекрутинг
Миллениал — представитель поколения людей, родившихся в конце 80-х — начале 90-х годов. Таких молодых людей называют поколением Y и поколением MeMeMe. Миллениалы родились в эпоху глобализации, индустриализации и доступности цифровых технологий. Они с детства окружены техникой и, соответственно, хорошо умеют ею пользоваться. Благодаря компьютерам, планшетам или смартфонам миллениалы привыкли общаться и взаимодействовать с окружающим миром в режиме 24/7.
Кроме того, считается, что миллениалы самовлюблены: они часто делают селфи, с удовольствием делятся с окружающими подробностями своей жизни с помощью социальных сетей, многие из них мечтают прославиться. Однако результаты теста Торранса показали, что представители этого поколения не очень креативны из-за чрезмерного нарциссизма и нехватки опыта живого общения с людьми. Они постоянно нуждаются в дозе дофамина — нейромедиатора, который работает как «система поощрения» мозга. Именно поэтому миллениалы так радуются, когда кто-то поставил им «лайк» в Facebook или в Instagram.
Также исследования показали, что миллениалам сложно найти любимое дело, потому что перед ними открывается множество возможностей. По мнению учёных, многие молодые люди не смогут определиться с призванием вплоть до зрелого возраста. Зато миллениалы легко обучаемы, и это позволяет им часто менять место работы и область деятельности.
Мария Гельман, исполнительный креативный директор LOOK AT MEDIA
Медиахолдинг LOOK AT MEDIA и исследовательская лаборатория Signal by ONY продолжают серию публикаций о своем проекте Brandwave, в основе которого лежит работа с трендсеттерами. Андрей Потапов, сооснователь лаборатории Signal by ONY, и Мария Гельман, исполнительный креативный директор LOOK AT MEDIA, уже описали специфику этой непростой аудитории, которая «видит будущее», методы исследования и коммуникаций. Сегодня Мария Гельман рассказывает об особенностях поведения и убеждений поколения миллениалов.
Я сама отношусь к категории миллениалов, но писать о своих сверстниках и делать обобщения мне позволяет не только этот факт сам по себе. Работая в LAM, я восемь лет изучала эту аудиторию и способы взаимодействия с ней.
В 2014 году с помощью научного отдела De:coding мы в LAM провели исследование миллениалов. Наша цель была в том, чтобы понять зарождающиеся в их среде настроения и новые установки, еще не успевшие стать массовыми. Полученные инсайты помогали взаимодействовать с новаторами — теми, кто инициирует изменения в обществе и без которых невозможно выводить на рынок новые идеи и продукты. Именно эти люди и дали ответ на вопрос, какие идеи и практики будут популярны для социума в ближайшие несколько лет (описание кривой Роджерса и распространения трендов есть в нашем предыдущем материале).
Напомню, что пять лет назад для миллениалов-новаторов жизненным приоритетом была работа. Никто не сомневался в том, что нужно во что бы то ни стало двигаться вперед. Спорт как способ держать тело в тонусе был незаменим в качестве источника эндорфинов и адреналина, поскольку обеспечивал высокую интеллектуальную работоспособность. Поколение Y увлеклось ЗОЖ и провозгласило детокс новой религией, ведь мозгу нужны были правильные питательные вещества.
В 2014 году эти установки появились в среде трендсеттеров, а сегодня они разделяются большинством. Яркий пример — распространение культуры бега. Движение parkrun зародилось пять лет назад в 8 парках Москвы и в течение нескольких лет охватило всю страну: сегодня в 32 городах и 57 парках страны проводятся постоянные еженедельные бесплатные забеги. В 2014 году Московский марафон бежали 4 тысячи человек, а в 2018 году — финишировали уже 30 тысяч.
Спустя пять лет в рамках проекта Brandwave мы провели новое исследование, чтобы понять, какие практики будут популярны у поколения Y в ближайшие несколько лет. Если коротко: общество ждут перемены, и я готова продемонстрировать это на примерах.
Забота о себе вместо одержимости ЗОЖ
Раньше миллениалы воспринимали тело как очень важный для работы механизм, который перерабатывает питательные вещества в качественное топливо для мозга. Об этом пять лет назад начинали писать и мировые СМИ: «Годы спортивных тренировок помогут вам нанести решающий удар, когда придет время искать работу или продвигаться по карьерной лестнице» (BBC, 2014 год).
Сегодня этот образ мышления характерен для общества в целом: «Спорт благоприятно отражается на успехах в работе» (Men’s Life); «Фитнес поможет сделать карьеру» (Cosmo).
Однако поколение Y за эти годы изменилось — его представители начинают воспринимать организм и психику как единое целое. В спорте не обязательно добиваться высот: в бассейн можно пойти не для того, чтобы подготовиться к Ironman, а просто поплавать и расслабиться. На место ЗОЖ-гонки пришла забота о себе в разумных пределах. Миллениалы начинают подвергать сомнению некоторые практики: стоит ли делать сахар (или глютен) нашим лютым врагом? Нужна ли вообще палеодиета, или лучше перейти на интуитивное питание?
Поколение Y хочет обрести гармонию между телом и сознанием, а потому все больше предпочитает не спорт и диеты, а медитативные практики. Приложения для смартфонов, направленные на обучение медитации и правильному дыханию (например Calm, Headspace, 10% Happier), в минувшем году ворвались в топ-лист сторов и показали взрывной рост. Согласно отчету TechCrunch, в начале 2018 года их выручка увеличилась на 170%. Исследование Rock Health говорит о том, что миллениалы тратят на wellness-практики треть своего дохода.
Больше естественности и меньше табу
Тело всегда воспринималось как нечто второстепенное по отношению к интеллекту и душевному миру. Часто — как нечто безобразное. Физиология беспощадно изгонялась из процесса коммуникации. «Говорить о здоровье могут близкие, но только в формате обмена новостями, рассуждения на эту тему заведут на опасную зыбкую почву, с которой трудно будет выбраться благополучно» (Sobesednik.ru).
Миллениалы перестали отделять тело от психики, и с этим связан интерес к тому, как, в принципе, устроен организм. Если открыть любую онлайн-библиотеку, то в списках бестселлеров можно обнаружить книги «Очаровательный кишечник» или «Еда и мозг». Чем больше поколение Y узнает о физиологии, тем меньше видит в нем табуированные зоны. Тело не безобразно, и все, что происходит внутри — совершенно нормально. Раньше публичное обсуждение такой темы, как менструация, было невозможно себе представить. Поколение Y начинает отказываться от подобных табу и любить свою внешность, не стесняясь ни формы груди, ни шрамов.
Психотерапевты — это нормально
Большая часть общества не может принять идею о том, что психотерапевты — это необходимость. По данным ВЦИОМ за 2018 год, 66% россиян пытаются решить свои душевные проблемы с помощью членов семьи и родственников и только 1% обращается к психотерапевтам, а у психолога были 9% респондентов. Изменения начинаются с мегаполисов: с 2016 года жители Москвы стали чаще прибегать к интернет-консультациям психологов и звонить в службу поддержки. В столице развернули сеть из 23 подразделений «Московский службы психологической помощи населению», где прием идет в режиме нон-стоп.
Цифровая эпоха способствует распространению практики обращения к специалистам. Появляется все больше диджитал-платформ, где консультации можно получить в удаленном режиме. Психологи рассказывают о том, что сегодня клиенты все чаще соглашаются на консультации по интернету — хотя еще пять лет назад они относились к этому с недоверием.
В отличие от большей части общества, миллениалы начинают открыто говорить о том, что пользуются услугами психотерапевтов. Поколение Y больше не задается вопросом, нормально ли «лечить голову» — это всего лишь часть заботы о себе, психологическая гигиена. Актуальным становится критерий выбора специалиста — как отличать психотерапевтов-профессионалов от шарлатанов.
Родительство — это профессия
Поколение Y гораздо больше знает о процессах, происходящих в психике, нежели их родители. Миллениалы и сами нередко страдают от травмирующего детского опыта. Они хотят избежать ошибок предыдущих поколений и потому относятся к родительству как к профессии. Не обходится и без перегибов.
Как подметили в New York Times, современные родительство беспощадно: оно требует в разы больше времени, усилий и финансов, чем 50 лет назад. Сегодня работающая мать занимается с ребенком гораздо больше времени, нежели домохозяйка 70-х годов и переживает, что этого мало.
В отличие от своих родителей, которые проводили время во «взрослых» беседах, пока дети занимали себя сами, миллениалы стремятся проводить с детьми «качественное» время: читают, играют в игры, занимаются творчеством, гуляют или водят на развивающие занятия. Они все более склонны помогать детям переживать эмоции, а не наказывать их за истерики. Поколение Y подвергает себя постоянной критике за то, что из них не выходят идеальные родители, и борются с этим стрессом, читая ресурсы вроде «Мел» и «Нет, это нормально».
Вина перед планетой
Желание вырастить детей в здоровой атмосфере трансформируется в чувство ответственности перед грядущими поколениями жителей Земли. Миллениалы хотели бы помочь планете избавиться от загрязнения, которое набрало обороты как раз тогда, когда они появились на свет — в начале 80-х прошлого века. Они чувствуют свою вину за то, что девять из десяти жителей Земли ежедневно дышат отравленным воздухом.
Поколение Y — или «поколение пластика» — ощущает свою причастность к ежегодной смерти 9 миллионов человек, которые погибают от ассоциированных с загрязнением болезней. Это в 15 раз больше числа людей, которые уходят из жизни в результате войн и физического насилия.
Тревога за будущее человечества приводит к тому, что поколение Y сегодня начинает менять свои привычки, чтобы не наносить планете еще больший экологический вред. Одной из самых актуальных тем в среде трендсеттеров становится бережное потребление.
Миллениалам нужна новая этика и единые законы общения
В интернете каждый день появляется миллион новых пользователей. Когда вы читаете это предложение, 11 человек впервые заходят во всемирную сеть. За пять лет количество подписчиков соцсетей во всем мире удвоилось. А список соцсетей-миллиардников увеличился до 20. Чтобы поддерживать жизнеспособные аккаунты в каждом из них, придется проводить перед экраном 24 часа в сутки.
Каждый из пользователей интернета приходит в сеть со своей моралью. Как и в жизни, люди ведут себя совершенно по-разному, и понятия добра и зла на просторах сети размываются. Однако для миллениалов важно оставаться хорошими — как бы наивно это ни звучало (именно поэтому статьи из серии «97 легких путей стать хорошим человеком» находят свою аудиторию).
Хаотичность и бесконтрольность происходящего в интернете их больше не устраивают — им нужна новая этика и единые законы общения. Поколение Y действительно волнует вопрос о том, можно ли публиковать детальные фотографии жертв трагедии и лайкать их; будет ли лицемерием «гэтсбить» в соцсетях; как реагировать на фото бойфренда лучшей подруги в Tinder.
Сознательное ограничение выбора
Последние несколько лет кривая информационного взрыва взлетела вверх по экспоненте. В 2016 году мировой объем интернет-трафика достиг 16 зеттабайтов (это больше, чем за всю историю человечества вплоть до конца XX века), а к 2025 году он вырастет до 160 зеттабайт. Проще говоря, увеличится в десять раз.
Это приводит к тому, что даже самые активные миллениалы уже не в состоянии «быть в курсе всего, что происходит». Сегодня выбор контента — одна из самых мучительных проблем современного человечества. Решить ее можно только одним способом — ограничением. Вот почему сегодня пользователи начинают обращать внимание на ресурсы типа polka.academy.
За отказом от неумеренного потребления контента следует отказ от чрезмерного потребления в целом. Миллениалы больше не хотят каждый сезон закупать новый гардероб. Наоборот, привлекательной кажется идея носить одну и ту же одежду или свести количество всех вещей в своем доме до ста. Рутина — это не скучно, это круто.
Самое главное: желание расслабиться
От миллениалов ждут, что они непременно создадут лучшую версию себя. «Как стать сильной личностью, развивая свои ресурсы, «Как работать над собой», «Смысл жизни — непрерывное развитие» и т. д. В интернете можно найти сотни инструкций о том, как стать сверхчеловеком, а рынок дистанционного обучения растет на 20−30% в год.
Поколение Y устало от стресса, который неизбежно возникает, если стараться соответствовать чужим ожиданиям. Общество ждет, что миллениалы продолжат лезть вверх по карьерной лестнице, а их волнует совсем другое: как уволиться с работы? Почему домохозяйка — это жизненный выбор, достойный уважения? Нормально ли, будучи молодым, уехать из большого города в глушь?
Пока большинство разделяет все те же установки («быстрее, выше, сильней»), трендсеттеры уже не хотят жить с соответствии с ними. «Понять себя и оставаться собой» вместо «стать лучшей версией себя» — такова нынешняя заповедь миллениала. Это новые, только возникающие коды еще не стали доминантными. Однако брендам, которым важно эффективно взаимодействовать с поколением Y, надо учитывать их уже сегодня.
Кроме того, он заявил, что демографическое деление — в принципе устаревший концепт, и обилие информации о конкретном пользователе позволяет узко нацелить продукт или маркетинговое предложение на нужного человека — через пуш-уведомления, таргетинг и т.д. И пользоваться поколенческой классификацией в таком случае просто нет смысла. Хотя бы потому, что даже в одной стране условия жизни сильно различаются от региона к региону, что уж говорить о всем мире.
Директор по организационному развитию HeadHunter Марина Львова тоже считает, что поколенческая теория не работает. Так, современные дети и подростки отличаются от нынешних взрослых, когда те были в том же возрасте, только более развитым техническим инструментарием. А такие вещи, как, например, «юношеский максимализм» или «кризис среднего возраста», связаны именно с возрастом, а не с поколениями, и встречались и у тех, кому сейчас 60, и у тех, кому сейчас 30 лет, и будут у тех, кому сейчас только десять лет. Елена Лондарь согласилась, что в данном случае, скорее, правильно говорить об определенных стадиях жизненного цикла, через который проходят люди. Она также обратила внимание и на размытые границы поколений — например, существует не один вариант того, когда заканчиваются годы рождения миллениалов и начинаются Z — 1995-й, 2000-й или 2003-й?
Екатерина Митрофанова отметила, что возрастные и поколенческие различия близки по смыслу, но это не одно и то же. Во-первых, размываются границы этапов жизни: детство, молодость, средний возраст длятся дольше. Во-вторых, проживание одного и того же возраста в разных условиях формирует разные «поколенческие коды» и сценарии жизни.
Однако в многочисленных теориях поколений все же есть существенный недостаток — они пытаются очень разных людей объединить в максимально однородные группы. В этом же кроется и проблема самого термина «поколение». Естественное поколение, отмечает Екатерина Митрофанова, есть только в одной семье, где легко определить разные возрастные группы, — дети, родители, бабушки-дедушки. Но в обществе, где дети рождаются постоянно, нет естественных отсечек, чтобы разграничить одно поколение от другого. В итоге специалисты должны понимать, что поколение — это конструкт, который нужно донастраивать под цели и задачи исследований. То есть, например, при продаже смартфонов производитель может делить потенциальных покупателей по имеющемуся у них «цифровому опыту» — родились ли они с «гаджетом в руках», осваивали новые технологии в подростковом возрасте или уже в зрелом. И под каждую задачу основания для деления на поколенческие группы будут разными.
Теории охватывают только некоторые факторы
В HeadHunter в свое время развенчали несколько мифов о молодых специалистах. Например, что им нужна особая система мотивации или очень важен баланс между работой и личной жизнью. Так, зарплата оказалась главным мотиватором вообще для всех независимо от возраста. А о важности баланса чаще заявляли старшие сотрудники, у которых, как правило, есть семьи требующие внимания.
А, например, специалисты НИУ ВШЭ в недавнем исследовании пришли к выводу, что у так называемого поколения Z (нынешних подростков) нет ни приписываемой им многозадачности, ни какой-то особенной цифровой грамотности, ни склонности к суицидам. А прагматичность и тягу к простым удовольствиям легко объясняет не поколенческая специфика, а расширяющиеся возможности современного мира.
Международная компания «Делойт» опубликовала результаты своего глобального «Опроса поколения третьего тысячелетия за 2019 год». Эти данные помогают понять, чем отличается самая большая группа потребителей на планете. Почему они все меньше доверяют СМИ, правительству, коммерческим организациям? Почему они иначе относятся к карьере? Что для них важно?
Поколение Y (миллениалы) — те, кто родился с января 1983 года по декабрь 1994 года. В опросе приняли участие 13 416 представителей поколения Y из 42 стран мира, включая 301 респондента из России.
Поколение Z — те, кто родился в период с января 1995 года по декабрь 2002 года (3 009 человек из 10 стран).
31 % участников исследования работает неполный рабочий день, 34 % не имеют высшего образования.
Поколения Y и Z не верят в экономический рост
Ожидания респондентов относительно дальнейшего развития экономики опустились до самой низкой отметки за последние шесть лет. Лишь 26% опрошенных прогнозируют улучшение экономической ситуации в своей стране в наступившем году (по сравнению с 45% год назад).
В качестве основных проблем современности (которые, по всей видимости, обуславливают пессимистичные взгляды респондентов на развитие экономики) были названы отсутствие социальной мобильности и неравенство в доходах.
Мишель Пармели, директор по персоналу в «Делойт Туш Томацу Лимитед»:
«Взросление поколений Y и Z пришлось на уникальную эпоху, охватывающую период от экономической рецессии десять лет назад до четвертой промышленной революции. Это оказывает влияние на их общение с другими людьми, способность доверять, социальную мобильность, отношение к своим персональным данным и работе.
Общая неуверенность респондентов находит отражение в их личных взглядах на деятельность компаний, правительств и отдельных руководителей и обуславливает их потребность в проводниках положительных социальных перемен.
Руководители коммерческих организаций должны учитывать проблемы, наиболее сильно волнующие представителей этих двух поколений, иначе им придется столкнуться с утечкой кадров в условиях усиления борьбы за квалифицированных специалистов».
Поколения Y и Z сомневаются в социальной справедливости
Две трети миллениалов считают, что не всем категориям людей предоставляются равные возможности для достижения успеха. По мнению респондентов, наибольшую ответственность за повышение мобильности в обществе несет правительство, которое, однако, как они полагают, не включает эту задачу в свои ключевые приоритеты.
Как и в предыдущие годы, респонденты дают низкую оценку деятельности политических и религиозных лидеров. Так, 73% участников опроса заявили, что политические лидеры не способны сделать мир лучше, а две трети говорят то же самое о религиозных лидерах. Приблизительно 45% миллениалов категорически не доверяют ни одному из лидеров в качестве источника достоверной информации. Тем не менее респонденты по-прежнему уверены, что правительства располагают наилучшими возможностями для решения насущных мировых проблем.
Вера Витальева, директор группы по Управлению персоналом и организационными изменениями компании «Делойт», СНГ:
«У большинства представителей поколения третьего тысячелетия продолжает снижаться уровень доверия к работодателям, так как их родители, несмотря на лояльность к компаниям, лишились работы.
Значительно снизилась и уверенность в фондовых рынках, так как у них есть опасение, что их падение случится вновь.
Подобные условия нестабильности и различных внешних угроз способствуют развитию инноваций, гибкости и росту бизнеса, помогая создавать более эффективные экономические модели, системы и социальные структуры.
Но такая ситуация имеет обратную сторону: несмотря на текущий рост глобальной экономики и возможностей, поколения Y и Z испытывают тревогу и пессимизм по поводу их карьеры, жизни в целом и мира вокруг них.
Интересно, что чаще именно представители поколения Z создают семьи и имеют детей (45% против 39 % поколения Y), а также приобретают собственное жилье (52% против 49% поколения Y)».
Поколения Y и Z не доверяют СМИ и соцсетям
Наряду со снижением доверия к правительственным и религиозным институтам поколения Y и Z демонстрируют недоверие к средствам массовой информации. В частности, 43% респондентов отметили негативное влияние традиционных СМИ на мировое сообщество, а 27% выразили недоверие к СМИ как к надежному источнику информации.
Поскольку представители обоих поколений желают получать информацию из различных источников, они часто выражают беспокойство по поводу влияния социальных сетей. 71% миллениалов очень оптимистично/довольно оптимистично высказывается об использовании цифровых устройств и социальных сетей в личных целях.
Вместе с тем 64% считают, что сокращение времени, затрачиваемого на социальные сети, поможет им стать более здоровыми физически, а 40% хотели бы вовсе перестать пользоваться соцсетями.
Поколения Y и Z приветствуют цифровизацию, но озабочены кибербезопасностью
Несмотря на понимание вреда, наносимого социальными сетями, респонденты в целом относятся к новым технологиям положительно: 71% миллениалов приветствует всеобщую цифровизацию, причем большинство считает, что преимущества инновационных технологий перевешивают риски. Кибербезопасность вызывает больше опасений: 79% респондентов боятся стать жертвой интернет-мошенников, а 78% обеспокоены тем, как организации обмениваются персональными данными клиентов. Учитывая, что четверть опрошенных миллениалов прекратили покупать товары или услуги определенных компаний из-за неспособности последних защитить их персональные данные, эти результаты выглядят шокирующими.
Приоритеты молодых поколений изменились. Теперь их главные стремления по мере убывания (цифры слева направо для миллениалов и поколения Z соответственно) – это путешествия, заработок и благополучие, недвижимость, польза обществу и, наконец, семья и дети.
Поколения Y и Z хотят приносить пользу
Поколения Y и Z не менее амбициозны, чем предыдущие: более половины респондентов хотят получать высокую заработную плату и стремятся к финансовому благополучию. Однако сейчас их приоритеты изменились, по крайней мере на некоторое время. На первых позициях в списке приоритетов не дети, собственное жилье и другие традиционные «маркеры успеха» взрослого человека, а желание путешествовать по миру (57% респондентов) и приносить пользу обществу (46%).
Стремление делать мир лучше проявляется как в волнующих респондентов вопросах (длинный перечень возглавляют проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды), так и в соображениях, которыми они руководствуются при выборе потребительских товаров и услуг, а также работодателя.
Поколения Y и Z ценят социальную ответственность компаний и брендов
Оценка деятельности компаний миллениалами продолжает ухудшаться. О позитивном влиянии бизнеса на общество сообщили 55% опрошенных против 61% в 2018 году. Это снижение отчасти обусловлено мнением участников опроса о том, что первоочередной целью компаний является реализация своих стратегий, а не учет их последствий для общества.
Для того чтобы улучшить свою репутацию, компаниям придется усердно потрудиться, поскольку миллениалы тратят деньги в соответствии со своими убеждениями.
Так, 42% респондентов сообщили, что начали/расширили отношения с теми или иными компаниями, поскольку считают, что их продукты/услуги приносят пользу обществу и/или окружающей среде, в то время как 38% прекратили/сократили отношения с компаниями, деятельность которых, по их мнению, вызывает отрицательные последствия.
Иан Коулберн, генеральный директор компании «Делойт» в СНГ:
«В условиях постоянных технологических перемен взгляды поколений Y и Z в России, в целом, совпадают с мнениями молодых людей по всему миру, что подчеркивает их неуверенность в отношении дальнейшего экономического и социального прогресса.
При этом большинство молодых россиян (83% респондентов с полной или частичной занятостью) уверены, что обладают всеми или, по крайней мере, некоторыми навыками или знаниями, необходимыми для работы в эпоху Четвертой промышленной революции.
Это отражает высокую квалификацию специалистов и передовой технический потенциал страны. Руководители компаний должны продолжать искать пути разрешения важных для обоих поколений проблем, с тем чтобы завоевать их доверие и обеспечить лояльность».
Поколения Y и Z нуждаются в новых знаниях
Рассуждая о влиянии технологий на кадровые ресурсы, 49% миллениалов полагают, что новые технологии станут для них полезным инструментом на рабочем месте, 46% — что меняющийся характер трудовых задач осложнит поиск/смену работы, и наконец 70% респондентов считают, что располагают ограниченными/недостаточными навыками для достижения успеха в эпоху Четвертой промышленной революции («Промышленность 4.0.»).
Представители поколения Y заявляют, что основную ответственность за подготовку сотрудников к грядущим переменам несет работодатель, тогда как респонденты от поколения Z, которые в основной массе являются студентами или недавними выпускниками, считают это обязанностью учебных заведений. Такая ситуация создает перспективные возможности для сотрудничества между компаниями и учебными заведениями с целью решения проблем, связанных с кадровыми ресурсами, в будущем.
Что касается обеспечения социокультурного многообразия и равных возможностей, прослеживается четкая взаимосвязь между количеством миллениалов, планирующих остаться на текущем месте работы, и тех, кто считает, что их компания демонстрирует выдающиеся результаты в указанных областях. Кроме того, при выборе работодателя большинство миллениалов придает большое/довольно большое значение отсутствию дискриминации по половой и этнической принадлежности.
«Поколения Y и Z придерживаются различных точек зрения по поводу значимости современных технологий и ждут от своих работодателей помощи в адаптации к новой реальности, — говорит Мишель Пармели, директор по персоналу в «Делойт Туш Томацу Лимитед». — Для того чтобы привлечь и удержать молодых специалистов, компании должны будут развивать внутренние инициативы в области социокультурного многообразия и равных возможностей, искать новые способы вовлечения молодых людей в свою деятельность на благо общества, а также уделять повышенное внимание переподготовке и обучению сотрудников, помогая им готовиться к будущему».
Поколения Y и Z теряют оптимизм
В рамках опроса представителей поколения Y (а теперь и поколения Z) «Делойт» внедряет новый инструмент под названием «MillZ Mood Monitor», который будет отслеживать уровень оптимизма респондентов в течение определенного периода в году в разбивке по ключевым темам политического, экологического, социально-экономического и личного характера. Баллы присваиваются на основании взглядов респондентов на экономическую, социополитическую, экологическую и бизнес-среду, а также другие вопросы, представляющие для них интерес.
В этом году использование Mood Monitor дало тревожные результаты: миллениалы набрали 39, а поколение Z — 40 баллов из 100 возможных. Полученные цифры в основном обусловлены позитивным настроем респондентов в отношении деятельности компаний и природоохранных инициатив. Несмотря на значительную отрицательную динамику данного показателя за последние несколько лет, 55% респондентов в обеих группах продолжают считать, что деятельность компаний приносит пользу обществу. Приблизительно половина опрошенных в каждой из групп верят в эффективность мер по защите окружающей среды, тогда как в обратном убеждены менее 30%.
Достижению более высоких показателей в этой области препятствуют сомнения респондентов в улучшении экономической и социополитической ситуации. В обеих группах мужчины были более оптимистичны, чем женщины, давая более позитивные экономические прогнозы и соглашаясь с тем, что бизнес оказывает положительное влияние на общество в целом.
По данным компании «Делойт»
Поколения Y и Z: к чему стремятся, чего боятся? https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruПоколения Y и Z: к чему стремятся, чего боятся? https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png