Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».
А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.
С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.
Содержание
Изменить ситуацию
Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.
Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.
Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.
Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.
Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.
В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.
Если грех давний
Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.
Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».
Средство вразумления
Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.
Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.
Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.
Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.
Фото: Петр М./rp-c.ru
Кто снимет епитимью?
Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.
Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.
Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».
А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.
Посмотрим документ
Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.
Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».
Про колдунов
Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.
За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.
Подготовила Оксана Головко
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.
Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству — это традиция считается довольно поздней. На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе. Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие — это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет (правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.
Сразу хочу обозначить то, о чём мы будем рассуждать. Отлучение от Церкви не существует.
Для каждого из нас есть Светильник – Слово Божие, Иисус Христос. Именно Слово указывает нам путь. Именно по Слову мы будем судимы. Все наши дела и поступки должны соответствовать Слову. Тем более, должны соответствовать Слову наши слова, наше исповедание.
Есть одно место в Слове, где используется слово «отлучить»
От любви Бога – значит от Самого Бога, значит от Христа, от Церкви, от Тела Христа.
История отлучения
Я думаю, что эта практика, отлучение от церкви, появилась в средние века. Дело в том, что раньше людям было не позволено даже читать Слово.
Поэтому проверить истинность решений духовенства было непростой задачей. Тем более, что христианской ценностью считается смирение и послушание. К сожалению, эта истина изменилась и перешла на людей, хотя имела отношение именно к Богу и Его Слову. Апостолы говорили и поступали иначе. Смирение и послушание они понимали именно так, как это преподнесено в Слове.
Как мы видим, практика проявления власти одних людей над другими проявлялась во все времена. Мы читаем в новом завете, что людям ЗАПРЕЩАЛОСЬ признавать Иисуса за Христа, за это могли отлучить от синагоги. Поэтому отлучение, как и многие другие пережитки религий, перекочевали в христианство под видом правды.
Суть отлучения
Отлучение подразумевает, что с человеком перестают общаться, не приветствуют, не допускают к официальным служениям (проповедь, хор, работа с детьми) до определенного времени, пока главные люди в собрании не решат, что человек перестал делать то, за что его отлучили.
Сегодня отлучают от церквей не только за грехи, но и за непослушание решениям братских советов, за то, что люди сомневаются в истинности тех или иных доктрин, пришедших не из Библии. Вот некоторые причины, по которым людей верующих могут отлучить от церкви.
— грех. Причем не имеет значения – покаялся человек или нет.
— противление служителям или правилам сообщества
Рассмотрим их по отдельности.
Отлучение за грех.
Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.
В принципе, выглядит всё очень правильно и логично – согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимает решение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.
Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, то Слово говорит, что этот человек прощен Богом.
Деление грехов
Есть такая особенность. Грехи почему-то делятся на те, за которые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те, на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят.
Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делит грехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хула на Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.
Как вывод
Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.
Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь также есть два библейских метода.
Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовными членами Тела.
И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равно считает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае есть наказание.
Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ блудником, пьяницей…
Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех и принимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать, противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕ НАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужасная ересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могут оскверниться другие.
Просто представьте, что человек видит верующего, который сокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так же видит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимает вечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.
Отлучение за непослушание
Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этом случае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация, организация.
Представим верующего человека, который покаялся, выполнил все условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. И вот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение – это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могут этого сделать.
Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают на братский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащее учению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из их организации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливым говорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.
Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них один шаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Как вам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос так поступал?
Не бойтесь
Я хочу обратиться к тем, кого пугают отлучением за истину, кого пугают тем, что если тебя отлучат, то Христос отвернется от тебя. НЕ ВЕРЬТЕ!! Это ложь. Даже блудницу Иисус не осудил и не выгнал, но сказал, чтобы она не грешила. Ваша неверность не отменит верности Бога. Христос никогда не отвернется от вас, если вы не отречетесь от Него.
Поэтому не бойтесь говорить правду, не бойтесь быть свободными. Отец никогда не оставит вас.
Отлучение от церкви
Итак – отлучение от церкви не может быть в принципе. Нет ни одного места Писания, которое бы говорила об этом. Есть практика предания сатане во измождение плоти за то, что человек богохульствует или, называясь братом, ОСТАЕТСЯ блудником (например живет без росписи, «гражданским браком»).
Если вы грешите и говорите, что это не имеет значения у Бога – вы кандидат на то, чтобы к вам применили подобное наказание. Если вы богохульствуете – вы кандидат. НО!! Не на отлучение от церкви. На предание сатане во измождение плоти.
Как вывод могу сказать. В Слове написано – что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах. Но, если бы ВСЁ, что люди связывают на земле, было бы связано на небесах, то там был бы такой же хаос, как и здесь. Но Царство Божье регулируется законами Царства. Отлучение от церкви не существует. Помните!!!
Анафема
Есть такое выражение в новом завете, и будет не верно пропустить его. На этой странице мы разберем действие анафемы.
— Действительно ли Господь может простить любое преступление, даже самое ужасное?
— Мы об этом неоднократно говорили. Хоть мы и используем термин «простить», но нам надо глубоко почувствовать, что прощение Божие — это совсем не то, что бывает, когда один человек прощает другого. Просто в отношении человека и Бога нужно использовать совершенно другую терминологию — к сожалению, таковой нет. Первое, что пришло в голову — это музыка. Вот мы иногда говорим: музыка веселая или музыка грустная. Но на самом деле музыка не подразделяется на веселую и грустную. Просто одна музыка у большинства людей рождает впечатления грусти, а другая — радости, но это очень условно, потому что музыкальный язык-это не язык человеческой речи. Какие — то сходства есть. Вот, например, музыкант создает пьесу и называет ее «Капель», и каждый человек может услышать в этой музыке весеннюю капель, но если зачеркнуть название и написать «Колокольчик», то человек будет слышать перезвон колоколов у той же самой пьесы. Так же и здесь, мы говорим: Бог простил, но в это вкладываются совершенно другие понятия. Вот, например, мы поссорились, а потом решили помириться — что это значит? Это значит, что тот грех, который каждый из нас совершил друг против друга, становится небывшим, то есть мы переходим к отношениям, которые были до ссоры, то есть все забыли и простили друг друга. И также в отношениях с Богом. Вот человек согрешил тяжкий грех. Что значит «Бог простил»? Грех стал не бывшим, это не значит, что исторически он исчез, но исчезли последствия, и человек стал другим. Что значит «стал другим»? То есть в похожей ситуации он уже больше никогда такого не сделает — вот это и значит, что грех прощен. Самый распространенный грех у нас в стране — пьянство. Пьяницы царствия Божия не наследуют. Вот человек перестал пить — и ему даже не хочется, и он не стремится к этому и не покупает вино, и даже в гостях ему предлагают — он отказывается, не потому, что он зашился, а просто не хочет — это значит, Бог простил ему этот грех.
— Но к этому был долгий путь…
— Может, долгий, а бывает, что сразу. Вот у нас один мужик в деревне, Илья, он враз бросил пить, ему уже скоро 90, а 5 лет назад бросил курить, а курил с 12 лет.
Я говорю: «Ты что, бросил курить?»
— «Да»
— «А почему?»
— «Да что — то кашлять стал».
Взял и отрубил — вот такая воля у мужика. Вот он решил бросить и все. Что это значит? Это значит, что Бог ему простил грех. Конечно, Бог помог потому, что без помощи Божьей это не возможно. Я уж не знаю, молился он или нет, но это факт. Это прощение Божие. Это не значит «прости меня, пожалуйста», а завтра делают то же самое.
— Вот многие женщины каются в грехе аборта, совершенного много лет назад. Конечно, она его не совершает и других отговаривает, но грех мучает и давит. И что же? Бог не простил, раз давит?
— Нет, почему? Вот я у старца спрашивал, когда был молодым, как быть, если грехи помнятся и давят? Он говорил — это как епитимья, это чтобы ты не возгордился, не взялся бы кого — нибудь учить. Ты всегда помни, что ты убил свое дитя. Гитлер — и то лучше, он же своих детей не убивал — он был бездетный.
— Здравствуйте. Как определить, что является для конкретного человека крестоношением, и как научиться не уклоняться от этого?
— Ну, крест-это вся наша жизнь. Крестом является: наш климат, наша глиняная земля, наша история, наша судейская коллегия, наше правительство, наш чиновничий аппарат, наши хронические или вновь приобретенные болезни. Все крест. Пошел дождь — это крест, если мы зонтик не взяли, а солнце печет, жарко — это крест, в метро давка — крест, характер жены — крест, непослушание детей — крест, курящие вокруг люди — крест. Вот для меня являются крестом заплеванные наши мостовые. Вроде живем в столице нашего государства, а посмотришь — в хлеву и то чище. Вот это тоже крест, а как его нести- только с терпением.
— Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, смысл изречения «кто унизит себя- тот возвысится, кто возвысит себя — тот унизится». Как это правильно понимать, и если можно, то на конкретном примере.
— Речь идет о земной и небесной жизни. На древних иконах изображаются всякие объекты в обратной перспективе потому, что наша земная жизнь — это есть небесная, только вверх ногами. То, что у людей считается высоко — перед Богом мерзость. Когда человек сам себя возвышает, тем самым он удаляется от Бога. Поэтому видим, что самые ярые безбожники – Ленин, например, при жизни в честь себя называли города и улицы, тем самым возвышали себя и удалялись от Бога. А тот человек, который смиряет себя, скромный человек — он перед Богом очень высок. Чем человек скромнее, чем смиреннее — тем в глазах Бога он выше.
— Александр из Петербурга спрашивает, кто такие книжники, и почему о них говорится как противниках Иисуса Христа наряду с фарисеями.
— Ну, книжники, они в большинстве своем принадлежали партии фарисеев, это такие пересекающиеся множества, если говорить математическим языком, поэтому мы, говоря о книжниках, можем спокойно говорить, что они фарисеи. В чем ущерб той религии, которая возникла на наследии святого пророка Божия Фарисея? В том, что, не видя духовной составляющей Ветхого Завета, Богом данного человеку, они ставили во главу угла исполнение моральных предписаний. А Господь наш Иисус Христос хотел добиться того, чтобы человек очистил внутренний склянец своей души, то — есть энергию души, ума и тела тратил не на исполнение внешнего правила, а увидел за правилами внутреннее духовное содержание — вот это большая проблема. Книжник изучал слово Божье с целью извлечь из него какое — то правило, какую — то инструкцию. Вот, например: три часа ночи, абсолютно пустынная улица и там красный светофор, подъезжаем к светофору и встаем — почему? Правило говорит: «красный свет-хода нет». С точки зрения здравого смысла это же полный абсурд: никого нет, и колеса не шуршат, ночь — если машина едет, то фары видно. Выскакивает человек в форме и говорит: вы нарушили правила. Не безопасность движения, никому нет никакой угрозы-а правило как таковое, то есть оно превращается в абсурд. Вот нечто подобное происходило и тогда. Книжники извлекали некие правила, потому что они были специалисты по тексту закона Божия из Священного Писания. И вообще каждый книжник заучивал какую — то часть Священного Писания наизусть. Это с такой целью было сделано, что если утрачен будет текст, то тут же книжники собираются и по памяти его восстанавливают, потому что писалось на таких носителях, которые подвержены опасности от огня или сырости. Они были большие специалисты в тексте, но, читая текст формально, не видели в нем глубины.
— Многие люди, начиная воцерковляться, ужасаются обилию правил в нашей церковной жизни и нередко задают вопрос: а действительно ли все это нужно и важно, или можно чем то пренебречь?
— Дело не в этом. Надо понять главный алгоритм — что такое христианство? И в свете этого увидеть правила, а у нас наоборот-человек начинает: правило-правило-правило, и от него ускользает христианство. Он превращается в современного книжника и фарисея.
Пришел человек на исповедь. К нему подходит к человеку батюшка и спрашивает: каноны читал?
Он говорит: не успел, вчера допоздна работал.
А ему в ответ: причащаться нельзя. И человек уходит в недоумении: неужели канон-это все?
Да нет. Дело в том, что до 18 века в нашей стране никто, кроме, может, монахов, никаких канонов никогда не читал. Эти правила возникли только в 18 веке, а так кто Иисусову молитву читал, кто «Отче наш». А что, священники не бывают фарисеи? Да сколько хочешь! Про таких в Писании сказано: сами не входят и для другим препятствуют. Они даже не смотрят на возраст, а может человек не видит? Такой формальный поход.
— И что, человеку смиренно уйти или можно пренебречь правилами?
— Каждый найдет свой собственный выход.
— Добрый вечер. Меня зовут Владимир. Скажите, пожалуйста, вот у святителя Игнатия читал, что чтобы стяжать искреннее покаяние, нужно иметь решимость оставить все свои грехи. Как найти эту решимость если ничего не получается, тем более, что по своему нерадению, гордыне и крайней греховности поставлен в такие условия, что если не молиться, то недалеко и до отчаяния дойти?
— Правильно вы все описали. Просто надо начать с малого, а потом переходить к более серьезному. Ну а какое — то самое минимальное усилие можно всегда сделать. А если человек не в силах сказать: «Господи, помилуй», то пусть скажет: «Господи!», так что дерзай, чадо, вера твоя спасет тебя.
— Письменная исповедь насколько соответствует устной исповеди, и может ли заменять одна другую?
— Ведь исповедь-это есть только орудие, а совсем не само покаяние, поэтому не важно, костыль у нас из алюминия или из дуба, важно чтобы было покаяние.
— Многие говорят: не могу сказать, стыдно, батюшка, прочитайте.
— Ну и что же, нормально. Так бывает.
— Если священник не принимает письменную исповедь. Пойти к другому?
— Ну не знаю, по — разному. Человек должен искать. Ищите и обрящете. Вот когда я был молодым, на Рождество, в Пасху, нигде не причащали в московских храмах, и мы находили священника, который соглашался нас причастить.
— Скажите, вам известно что-нибудь о том, что Госдумой были приняты поправки к Закону о среднем образовании, что теперь оно будет платным? Хотелось, чтобы вы прокомментировали.
— Миленький мой, я, к сожалению, не знаю. Как я могу прокомментировать то, что мне неведомо? Тут и так все ясно.
— Нередко батюшки отказывают в причастии людям, которые не были накануне на вечерней службе. Насколько это правомерно?
— Это абсолютно неправомерно! Вот, приведу пример. Когда я служил в Алтуфьевском храме, у нас была прихожанка Олимпиада, у нее была одна нога, и протез был деревянный. Она приходила в храм каждое воскресение, и только зимой, когда уже был лед, она не ходила. Я тогда причащал ее дома. И как с нее требовать, чтобы она две службы отстояла?! Это надо быть просто садистом. Священник должен быть человеком, который открывает людям вход в храм, а не закрывает перед их носом Царские врата. Но таких священников все — таки немного у нас в Москве. Я не знаю, как там дальше. Очень хорошо, когда человек присутствовал полный круг Богослужения, а так же хорошо, если у мирянина есть полный круг Миней, и когда он не может- он возьмет и почитает. Ну, понятно, что для большинства это невозможно. Апостол Павел никогда в жизни не причащался, отстояв всенощную, потому что ее тогда в природе не было, и Василий Великий также, поэтому требовать от человека того, чего не делал даже Василий Великий — это просто абсурд.
— Можно ли общаться с баптистами?
— Мы даже общаемся часто и с жуликами. А что баптисты? Это наши меньшие братья, почему с ними нельзя общаться? Если ты, конечно, не утвержден в православной вере, то они тебя забьют каскадом определенных цитат из Священного Писания, с определенным баптистским толкованием. А если ты ориентируешься в священном Писании, то наоборот, их можно очень легко поставить в тупик. А если общение просто дружеское, то у нас много общего — мы любим одного и того же Бога. Правда, они не любят святых, они себя считают святыми. А мы считаем, что мы спасены в надежде. Как Апостол Павел говорит: у них есть ряд заблуждений, которые противоречат церкви. Ну, если баптист-человек трезвый и способен слушать, что бывает нечасто, то ему можно легко показать его несуразности.
— Батюшка, а может лучше вообще обходить религиозные темы с такими людьми?
— Ну, если возникает спор, то, конечно, не надо. Немощного в вере, а баптиста можно воспринимать только как то принимать без споров об истине, с отеческой любовью и теплотой. Я лично очень хорошо к баптистам отношусь, у них много достоинств. Большинству православных я бы посоветовал у баптистов кое — чему поучиться.
— Может ли механическое упражнение йоги, без медитации для укрепления мышц, повредить духовному состоянию?
— Думаю, нет. Но с другой стороны, это все зависит от человека. Я думаю, если бы я занимался, что затруднительно с моим животом, то мне бы не повредило. Все от человека зависит -один рюмочку выпьет, и ничего, а другой выпьет рюмку — и буянит. Все мы разные.
— Как правильно использовать земельку освященную с могилки преподобного? Некоторые говорят — возьми, помогает.
— А не бывает освященной земельки. На память приносят. А так я не знаю. У нас в церковном обиходе не написано, что с этим делать. Я не в курсе. Вот у меня есть, например, кусочек штукатурки я храню, осыпалась от часовни Ксении Петербуржской. Тогда она еще не была прославлена, я как съездил в Петербург и взял себе на память, и вот храню. Или у меня еще хранится кусочек керамики, которой выстлан пол храма, где мой прадед служил, в селе Знаменское. Вошел в этот храм-выбиты окна, нет купола, и пол такой частично утраченный. Я и взял себе этот камушек. Вот как приятно, что мой прадед ходил по этому полу! Ну, для меня это святыня, а он сейчас прославленный человек, но это не значит, что его надо грызть и глотать.
— Дорогой отец Димитрий, по срокам кончины можно ли канонизировать Патриарха Алексея I? Можем ли мы, миряне, помочь приблизить это?
— Я думаю, нет. Это со временем выявится. У нас сейчас вокруг канонизации возникает какой — то ажиотаж. Что такое канонизация? Это прославление. Патриарх Алексей I прославлен на весь мир. Придет время — будут чудеса на его могиле. Это процесс естественный. Сходу этого не бывает.
— Батюшка, как не впасть в нерадение и преодолеть охлаждение к молитве после поста, если в пасхальные дни ощущаешь радость и некую расслабленность?
— Многих смущает, что в воскресные или в пасхальные дни нельзя поклоны делать, псалтырь читать…
— Опять нельзя! Ну, кто запретит? Ну, хочешь, я сейчас земной поклон сделаю? В храме — да, в храме определенный порядок, а дома в келье кто тебе хозяин? Ну, вот у нас в храме алтарники паникадило не зажгли — я им дал епитимью, покланялись, правда, не в храме, а дома — а чего такого? Чего в поклоне плохого, хорошая вещь — поклон.
— Боятся Бога этим обидеть.
— Иван Грозный все — таки душегуб или нет, и что можно почитать по этой теме?
— Ну, любую книгу по истории, и ясно, что душегуб. Причем государственная власть в отдельных случаях вынуждена прибегать к душегубству. У нас, слава Богу, смертная казнь запрещена, но все равно же боевиков гасят в джунглях Кавказа — вещь необходимая, иначе будут взрывать города. Элемент душегубства всегда присутствует, но Иван Васильевич это делал со сладострастием и иногда совершенно несправедливо. От него пострадало большое количество ни в чем неповинных людей.
— Что делать если ребенок 2.5 лет начал проявлять злость?
— Нужно его больше любить, и нужно, чтобы злость при нем никак не проявлялась. Изъять из дома всякие современные мультфильмы, где все время злость, драки, насмешки, хотя каждый человек, даже маленький, он грешный. Надо создать атмосферу неприятия зла, и тогда он увидит, что когда он проявляет зло — то все от него отворачиваются, и он будет чувствовать, что это неправда и начнет этому сопротивляться внутри себя.
— Любить и отворачиваться — это как?
— С педагогической целью. Когда человек любит…Влюбленный говорит своей возлюбленной- знаешь, я все время о тебе думаю. Очень даже часто бывает, что люди, любящие друг друга, звонят друг другу, так же и мы, если любим ребеночка, мы ни на минутку от него не отвлекаемся. Мы все время думаем о его душевном здоровье. Каждое наше слово и действие при нем должно нести воспитательный заряд.
— Нам заповедано непрестанно молиться. Как это возможно в современных условиях?
— Очень даже возможно. Молиться это же не значит все время произносить слова. Молиться — это значит иметь все время в уме и сердце Бога и никогда от него не отвлекаться.
— То есть мотив к поступку — это порадовать Бога?
— По идее — вся жизнь должна быть такова: едим ли, пьем ли – все делаем во славу Божию. Детей воспитываем для Бога. Все для Бога.
— Не намеренно сказала неправду батюшке на исповеди, и сразу признаться в этом не хватило духа. Причастилась с решимостью в ближайшее время все рассказать, но так потом и не получилось. Вот теперь мучаюсь. Может, в осуждение причастилась, коль обманула? И как быть теперь?
— Ну, всегда можно начать с начала, всегда покаяться.
— Батюшка, когда не хватает духа в чем-то на исповеди признаться…
— Ну, ты же сам сказал — написать тогда.
— Ну, написать стыдно.
— Ну что значит стыдно?! Стыд — он, конечно, жжет, но лечит как горчичник. Если человек не испытывает стыда — то это очень тяжелое духовное заболевание
— Многие люди говорят — вру для того, чтобы не было хуже потому что, сказав правду, можно сильно осложнить отношения. И как быть-перестать врать? Но тогда возникнут сложности, или же такая ложь возможна?
— Это надо конкретную ситуацию разбирать.
— Они возникают сплошь и рядом.
— Тут видно не конкретный ответ нужен, а какое то рассуждение.
— Мы уже говорили на эту тему. Бежит человек. Забегает в подъезд, звонит – откройте, спрячьте меня. За этим человеком бежит бандит с топором и звонит в дверь: к вам такой — то забегал?
Что нужно: правду сказать или «нет, не забегал»? Ну, ясное дело — соврать. Опять же, какой мотив — мы хотим этим спасти человека или соблюсти свою корысть? А потом же всегда можно промолчать.
— Нередко люди просят соврать, чтобы покрыть их грех содеянный.
— Ну, в каждой ситуации бывает по — разному. Если действовать не сгоряча, а разумно, можно в 99% случаев избежать дурной ситуации. Просто люди привыкли врать — самый простой путь с детства.
— Как правильно общаться с сестрами по вере и просто знакомыми, чтобы избежать празднословия и пересудов?
— Как говорил древний преподобный — бегай людей и спасешься. Как избежать? — Избежать общения. Чем меньше общаешься — тем меньше празднословия. В особенности с сестрами. С которыми сидишь в одной комнате бок о бок 5 дней в неделю и 8 часов в день. Трудная задача, но вполне выполнима.
— В таких коллективах достаточно жесткие принципы, и если ты им не подчиняешься — то тогда уходи. А куда уйдешь, если возраст предпенсионный? Из любой ситуации есть выход. Например, каждому сидящему в этой комнате на день рождения, на именины, на Рождество, на Пасху, на день рождения сына, мужа дарить коробку конфет и этим самым компенсировать недостатки своей молчаливости. Скажут – ну, это характер такой, зато конфеты дали. Если стоит задача, то надо ее решать. Готовых ответов все равно нет, потому что я посоветовал, а вдруг у них у всех диабет-они конфет не едят, значит надо чего -то другое.
— Родственница отказывается носить крестик. Как быть-уговаривать или отступится?
— Сжечь на костре. Зачем уговаривать? Апостол Павел креста не носил, апостол Петр тоже, Иоанн Богослов любил очень Христа, тоже креста не носил. Зачем уговаривать, если человек не хочет- я не понимаю. Можно уговаривать ребенка, чтобы он надел пальто, если на улице ветер- он как бы еще не понимает.
— У многих до паники, до трагедии доходит, если сынок или дочка снял крест, и всеми силами пытаются одеть обратно.
— Потому что относятся к кресту как к магическому амулету-это не правильно и греховно. Трагедия не в том, что он снял крест, который на веревочке висит на шее. Трагедия в другом, что он не христианин — вот это трагедия для верующего сердца. Но ведь полно людей, которые носят крест и не являются христианами. Что лучше — формально носить крест? По по — моему в этом больше кощунства.
— Ну, может, какая — то надежда теплится в душе, что раз крест носит — может, образумится. Или некоторые говорят — не причащается, но хоть святую водичку пьет.
— Ну значит, какая то связь с церковью сохраняется, но все равно этим же не спасается человек, а спасается только покаянием. То есть люди по — фарисейски требуют внешних признаков проявления религиозности, но это же в глазах Божьих ничто. А для некоторых вообще паника бывает-вы знаете, мы похоронили усопшего, а забыли крест надеть — что теперь делать? Ну чего-разрывать могилу, вскрывать гроб и надевать крест? На могиле стоит, и этого достаточно. Просто люди придают значение тому, что не имеет такого большого значения.
-Некоторые отцы даже не причащают, если человек без креста пришел.
— А откуда им известно, что без креста? Что, рентген делают? У меня деревянный крест, его рентген не показывает. Как можно определить?
— Скажем, человек сам признался.
— А- а – а, ну и нечего причащать. Если для него это такую формальную сущность имеет, ну вот и получай — лечись от магии.
— Ребенок ходил в церковь, причащался, молился, исповедовался, а в 14 лет стал сопротивляться, в 16 вообще перестал ходить в храм,и никакими силами его туда не затащишь. Что теперь делать?
— Ничего. Человек вырос. Что успели посеять — то будет потихонечку прорастать. Будет борьба идти в душе. Как говорил Ф.М.Достоевский — дьявол будет бороться с Богом. Апостасия детская переходит в апостасию мужескую, и он сам решает, в кого ему веровать, куда ему ходить, как ему жить.
— Но то, что ребенок перестал в церковь ходить-это что? Недостаток воспитания?
— Это недостаток примера отца. Он в своем отце не видел примера христианской жизни — вот в чем дело. Значит, эта семья не была домашней церковью — абсолютно точно в 99% случаев.
— Батюшка я знаю семью, мать, отец и дети ходили всегда в церковь. Потом один из детей говорит: я не хочу такой семьи, и все делает наперекор тому, что было в его семье.
— Вполне возможно. Дух противоречия. Что такое христианство? Это когда люди становятся в нравственном отношении самые лучшие. Когда сынок может сказать — мой папа самый лучший, потому что он никогда не от кого не видел большей любви, чем та, которую отец к нему направляет из своего сердца. И он будет как папа. Я хочу быть милиционером, как мой папа. Папа христианин и я христианин. А тут что — то не так. Значит, кто — то на улице, в классе, в школе, на экране оказался лучше папы — более привлекательным.
— Современный папа, если он заботится о семье, он работает, и ребенок с ним проводит времени гораздо меньше .
— Дело совершенно не во времени. Дело в том, что любит. Вот мой покойный отец оказал на меня и на других моих братьев колоссальное влияние. Он никогда нас ничему не учил. Он больше одной фразы в два дня не произносил, он всегда молчал. Он просто был. Вот его реакция — как он отвечает, как он ходил, как он смотрел, как он улыбался — вот это воспитывало. А совсем не время какое — то. Он тоже работал, все работают. А как, если отец не работает, то что же это за воспитание? Не работающий отец-кого он может воспитать? Настоящих уродов. У всех пап, которые не работают, дети — уроды.
— Уже почти 10 лет в браке, а Господь детей не дает. Скорбим и молимся, ездим к святыням, просим-но не дает Господь. Что это? Может, какой — то нераскаянный грех в жизни или какая — то другая причина?
— Ну, это надо у медиков спросить. В стране 1 миллион сирот-можно выбрать.
— Хочется своего.
— Да будет свой. Я вижу, у нас в приходе кто усыновили — через 2 месяца забывают напрочь, что он не свой. Кота купят на рынке и любят, а тут ребеночек.
— Смиряться надо, а смирения не хватает.
— Сочувствую — без смирения нет спасения.
— Ну а в этой ситуации, какие — то другие способы родить ребенка приемлемы?
— Смотря какие. Инсеминация приемлема.
— Или лучше подождать, как Бог ссудит, и проявить заботу о ком — то?
— Это, конечно, предпочтительней, потому, что, взяв сироту из детдома, ты спасаешь человека от тюрьмы — это большое благо. Ты, может, этим спасешь жизнь чью нибудь — не только его, а того, кому бы он в подъезде мог бы голову проломить, чтобы сумку отобрать. Потому что наша современная система обихаживания сирот — она не учит детей. Вот в наш детский дом прокуратура недавно пришла, спрашивают: что это детские трусики висят? Ну, отвечаем: дети постирали. Ка – а – ак??!!! Вы заставляете детей стирать? Представляешь, оказывается, по закону прокуратура против того, чтобы дети стирали за собой трусики, маечки. И что же тогда из них вырастет?
Вот на этом наша передача и подошла к концу. Помоги вам Господи.
Просмотры: 1 855
Об исповедных вопросниках на Руси — из монографии М. В. Корогодиной «Исповедь в России в XIV-XIX веках. Исследование и тексты», СПб, 2006.
***
Из главы «Брак и половые отношения» (в сокращении)
Традиционно исповедный текст открывался вопросом, посвященным выяснению обстоятельств потери девственности грешника, скопированным с греческой вопросной статьи. Уже в Уставе Иоанна Постника присутствовал прототип вопросника, имеющий характерное начало, говорящее о блуде. Этот первый вопрос, иногда слегка отредактированный, перешел во все остальные греческие чины исповеди. При переводе на славянский язык он занял в русских вопросниках, как и в греческих, главенствующее место. В обычном вопроснике собственно первая статья составляла единый комплекс с несколькими последующими, посвященными блуду. Эта традиция также перешла к нам от греческих книжников. А. И. Алмазов полагает, что первоначально Постников Устав предназначался для монашеской исповеди, и именно исходя из позиций строгого аскетизма самым тяжким грехом, — а потому требующим наиболее пристального внимания, — считался грех блуда. Это привело к тому, что и в русских памятниках вопросы о блуде занимали центральное положение, им уделялось порой до 2/3 общего объема текста, а иногда и больше. Только с середины XVI в. в рукописях начинают появляться вопросники, посвященные в основном вопросам о вере, но обычно наряду с этими небольшими по объему вопросниками в рукописи присутствовал и обычный исповедный текст, начинавшийся с «блудных» статей. Таким образом, пристальное внимание к блуду определялось традиционным восприятием подобных грехов как самых тяжких и требующих наиболее полного покаяния. Это восприятие пришло на Русь из Византии; оттуда же мы получили и основной перечень «блудных» грехов, который практически оставался неизменным на Руси. Обязательными были вопросы о блуде (половых отношениях неженатых, свободных людей), прелюбодеянии (внебрачных половых отношениях состоящих в браке или монашествующих, поскольку монашество приравнивалось браку), кровосмешении, гомосексуальных отношениях, малакии (рукоблудии или онанизме), скотоложстве, анальном и оральном сексе.
Все эти вопросы в более или менее подробной формулировке имеются в греческих чинах и были заимствованы оттуда. Кроме того, обязательно спрашивали о половых отношениях накануне или в церковные праздники, после причастия, после рождения ребенка или в время женских регул.
На первый взгляд кажется, что духовники спрашивали и запрещали все, сколько-нибудь отличающееся от «нормы», ограничивающейся зачатием потомства в законном браке, в то время как на Руси бытовали все виды сексуальных отношений.
Однако это не так, и здесь большое значение приобретают те возможные вопросы, которых мы не находим в покаянных текстах. Так, в рукописях совершенно отсутствуют вопросы о смеси насилия и секса, появившейся в XVIII-XIX вв., и о групповом сексе. Впрочем, Н. Л. Пушкарева считает, что групповой секс был известен на Руси, приводя в доказательство статью: «Аще два брата будут с единою женою, или две сестры с единым мужем…», однако данная статья говорит только о кровосмешении. Такие вопросы встречаются почти всегда среди статей, посвященных кровосмешению.
В статье такого рода обязательно присутствуют формулировки, указывающие на родственные связи, мы не встречаем статей вроде: «аще два мужа будут с единою женою…». Кроме того, в статье отсутствует указание на одновременность событий. Между тем во всех статьях, где грех обусловливался временной близостью событий, обязательно указывалось время, например, в вопросах о блуде после причастия: «на ту же нощь» или «того дни», в вопросах священникам о служении литургии после соития с женой: «с женой блудив, а наутро служив» и во многих других. Отсутствие указания на время свидетельствует о том, что последовательность событий не имеет значения и смысловой акцент переносится на родственные связи. Все это и подводит нас к мысли, что в статье подразумевается не одновременность событий, а последовательность.
Еще одна статья, которая приводится и доказательство существования на Руси если не добровольного группового секса, то группового изнасилования, — статья о толоке. О толоке говорится в Краткой редакции Устава Ярослава (о девушке, отданной в толоку); в исповедных вопросниках изредка встречаются статьи вроде: «Чи робы в толоце доходил еси?»
В текстах, известных по спискам XV в., за «толоку» полагается епитимья два года поста. Однако статьи о толоке встречаются редко, а в остальных вопросах нет ни малейшего намека на групповой секс. Обычно вопросы о блуде разбросаны по всему тексту исповедного вопросника. Крайне редко они полностью вынесены в начало или в середину исповедного текста; такие тексты встречаются только со второй половины XVI в. Исключение представляют вопросники, обращенные к монахам, в которых статьи, говорящие о блуде, были полностью сгруппированы в первой половине исповедного текста уже в списках XV в. В начало исповедного вопросника для мирян статьи о блуде вынесены в одном из текстов середины XVI в. Исключительное явление для XVI в. представляет собой поновление, опубликованное А. И. Алмазовым по единственному списку, в котором статьи о блуде собраны в одном разделе, имеющем надписание: «Аще хощеши, приложи и се».
Таким образом, духовник может опустить данную часть вопросника.
К концу XVI-XVII в. появляются вопросники, в которых статьи о блуде почти отсутствовали, ограничиваясь двумя-тремя статьями самого общего характера. Такой вопросник мог использоваться, если «блудные» грехи уже рассматривались чуть раньше, в одном из записанных выше в том же чине вопросников, или если духовник хорошо знал кающегося и считал бесполезным и даже вредным задавать ему подобные вопросы. Последняя ситуация была нередкой; именно по этой причине в конце XVI в. общие вопросники стали делить на разделы для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жен и вдов: стало очевидным, что подробные расспросы о родовой жизни могут соблазнить, а не наставить на истинный путь невинные души. В одном из поновлений инокиням встречаются такие указания перед вопросами о «блудных» грехах: «чистым не говори до знамени», «чистым отселе до конца не говори, да не соблазнятся». На полях рукописи с поновлением стоят значки, отмечающие начало и конец вопросов о блуде. Вопросники, разделенные на части, в зависимости от возраста и семейного положения мирян, распространяются в XVII в. с появлением печатного требника, в состав которого они вошли. В вопросниках из печатного требника после перечисления основных видов «блудных» прегрешений говорится: «Аще же кто таковым винам невинен, и ты о блудных делех, еже в роду и в племяни, кающагося не вопрошай, да не будеши ему соблазн. А будет скажет, что бывал грех, и ты разпроси в роду ли или в племяни, или в кумовстве, или в сватовстве, и с кем?» В целом вопросы о блуде однообразны; их цель — наиболее подробно и детально выяснить все, что касается блуда; однако некоторые статьи требуют комментария.
Вступление в брак, обручение, венчание и внебрачные связи
Наиболее «распространены вопросы о вступлении во второй или третий брак, вроде: «Были у тебе 2 или 3 жене?» или же: «Коликая ти есть жена?» Такие вопросы адресовались как мужчинам, так и женщинам. Ряд статей говорит о вступлении в брак с теми, с кем церковные или этические законы запрещали супружество. Здесь могли подразумеваться самые разные категории людей, начиная с родственников, заканчивая «господами». Одна из наиболее распространенных статей: «Не во племени ли еси женился?» Мужчинам задавали вопросы: «Госпожу понял?», «Хресницу понял за своего сына или дощерь за хресника дал?», «Отпущеницу понял?», «Иного обрученицу понял?», «Обручил еси себе жену, а иную понял за себе?» Последние две статьи говорят об обручении, которое, хотя и не было собственно заключением брака, связывало людей так, что они не могли уже больше считаться вольными в дальнейшем выборе супруга. Другая процитированная выше статья говорит о браке с «отпущеницей» — женщиной, уже состоявшей в браке и «отпущенной» мужем. По церковным правилам мужу разрешалось отпустить жену (фактически выгнать), если она была прелюбодейкой. Женщина могла вернуться в родительскую семью, если ее туда принимали. Практически же она оказывалась исключенной из общественной жизни, поскольку статус отпущенницы был одним из самых позорных, а выйти замуж снова ей было трудно.
Еще одна статья, весьма часто встречающаяся в исповедных вопросниках для мирян, говорит о венчании: «Венчался ли с женою?» В вопросниках для женщин некоторые статьи уточняют, с кем в браке состоит кающаяся: «Мужа прелюбодеица не держивала ли иного?», «Законной ли у тебе муж?» По Правилам Василия Великого женщина, живущая с мужчиной, бросившим семью, наравне с ним считается прелюбодейкой: «Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поелику отвлекла к себе чужаго мужа». Правило, входившее в состав Номоканонов, было хорошо известно на Руси.
Ряд статей говорит о постоянных внебрачных связях, например: «А от жены своей любовници не держал ли?», «Наложницу держал ли еси?» Слово «любовница» нехарактерно для покаянных текстов; обычно такие отношения характеризовались словами «другая жена», «меньшая». Мужчине неизменно предписывалось вернуться к первой жене, даже если первый брак был бесплодным, а от «меньшей» у него были дети. Роль «меньшиц»-любовниц могли выполнять социально-зависимые женщины. Американская исследовательница Ева Левина считает, что таким ситуациям часто сопутствовало насилие. Установления о «меньшицах» мы находим в епитимийном тексте, пришедшем на Русь с Балкан и озаглавленном «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия»: «Имееи две жене да се ижденеть мьнша и дети ее». Если речь шла о рабыне, то ее следовало отослать как можно дальше: «Имееи свою жену и блудить сь рабою, да га биють, а рабу заточеть инамо».
Поступки, ведущие к блуду, и насилие
Речь идет о ситуациях, которые сопутствуют или могут привести к блуду, не являясь грехом сами по себе (за исключением поцелуя). Духовники уделяли немалое внимание подобным ситуациям, стараясь предотвратить грех, не дожидаясь, пока станет поздно. В вопросниках как для мужчин, так и для женщин чрезвычайно распространена была статья: «Или взирала еси на кого с похотию?»; у мужчины спрашивали также, не говорил ли он «с похотью». Особенно широкое распространение получают вопросы о наступании на ногу и мигании ради блуда, причем последняя из упомянутых статей особенно часто читается в вопросниках, предназначавшихся для исповеди женщин. К той же категории вопросов следует отнести широко распространенные статьи о поцелуях, хотя подобные действия уже рассматривались как фактический грех, а не приближение ко греху. Встречается упоминание и о других поступках, ведущих к греху: «За перси держать», «Ниц лежать» и др.
Статьи на тему насилия встречаются нечасто; так, у женщины могли спросить: «Насильством кто тебе не осквернил ли?», в тексте XVII в. добавлено: «сонную или пьяную». Мужчинам адресовались вопросы: «Посилил девицу или жену какову?», «Отроковицы ль еси не силовал еси?», «Или девицу растлил еси?»
Обычно количество статей о кровосмешении в одном вопроснике велико. Несмотря на большое количество вопросов, нельзя признать кровосмешение распространенным грехом. Скорее ему уделялось такое пристальное внимание потому, что оно считалось одним из самых страшных грехов. К кровосмешению относились и грехи, которые в современном понимании не являются таковыми. Духовное родство приравнивалось к кровному, и блуд с крестными, кумовьями, сватами, духовниками рассматривался как кровосмешение. Кровосмесительными считались блуд с такими родственниками, которые не являются родными по крови (сестра жены, жена брата или дяди), и даже половые отношения с любовницей брата. Необходимо также учитывать замкнутость большинства средневековых социумов (кроме крупных городов, как Москва, Новгород и подобных), когда в ближайшем окружении человека были почти исключительно его родственники кровные или духовные. Таким образом, возникала ситуация, в которой человек не мог согрешить с кем-то, кто не приходился бы ему хотя бы дальней родней, поскольку таких людей рядом с ним не было. Впрочем, дальние родственные связи церковь не рассматривала как кровосмесительные, акцентируя внимание на ближайших родственниках. О малой распространенности грехов, связанных с кровосмешением, может говорить неизменно большой размер епитимьи за такие грехи.
Единичные статьи
Кроме перечисленных выше необходимо отметить еще несколько статей, известных по единичным спискам, например: «Ревность держал еси?», «Поминание творил, и в том дни сам палея?» Осуждаются половые отношения, даже если они потом освящены браком: «С женой прежде брака был?», «Не растлел ли еси девицы преже понятна?» Резкому осуждению подвергается нарушение целомудрия в иллюстрированном тексте конца XVII в. из синодика: «Сия мука девицем, кои тело свое до венца оскверняют и девство свое разрушают, того ради за пуп железным крюком повешены, мука им вечьная, и птицы небесныя плоть их будут вечно терзать». Встречаются вопросы, касающиеся сводничества.
В других текстах говорится о блуде с иноверцами: «Со инноверцем пался?» Исповедные вопросники запрещают ходить в храмы иноверцев, есть или пить с ними из одного сосуда; данная статья продолжает ряд запретов. Ряд статей посвящен проституции в средневековой России: блудницам и «сонмищам», в которые ходили «ради блуда».
Иллюстрация: картина Сергея Милорадовича
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: