Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, детский церебральный паралич не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.
Содержание
Признаки и ранние симптомы детского ДЦП
В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. У многих детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.
Помимо этого, встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:
- в возрасте одного месяца младенец не моргает глазами «в ответ» на громкий звук;
- в четыре месяца ребенок не тянется за игрушкой;
- четырехмесячный ребенок не поворачивает голову на звук;
- в семь месяцев малыш не может сидеть без поддержки;
- годовалый ребенок совершает все действия только одной рукой;
- в 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
- у ребенка судороги;
- у ребенка косоглазие;
- движения ребенка слишком резкие или чересчур медленные;
- в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.
Формы ДЦП
Детский церебральный паралич может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП.
- Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
- Двойная гемиплегия — одна из самых тяжелых форм ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (скованности) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
- Гемипаретическая форма характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу (ослаблению двигательных функций) конечностей на одной стороне тела.
- Гиперкинетическая форма — при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
- Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдают координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.
Лечение и реабилитация детей с ДЦП
Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, коммуникативных и интеллектуальных навыков.
Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо бóльшими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.
Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хорошего результата можно достичь и при занятиях на специальных тренажерах.
При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.
Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.
ДЦП и лабораторные исследования
Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (нехватка гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важны индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.
Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.
Средства реабилитации для детей с ДЦП: что нужно и где это можно купить?
За консультацией мы обратились к представителю магазина «Доброта.ru» — федеральной сети по продаже товаров для здоровья. Рассказывает Александр Владимирович Иванов:
«Ребенок с ДЦП требует постоянной заботы и помощи, обычные предметы обихода для него неудобны, а иногда и небезопасны. В магазинах «Доброта.ru» представлен широкий спектр реабилитационных товаров. Для получения компенсации за их приобретение от территориального центра социального обслуживания мы подготовим родителям необходимые документы.
Для прогулок с ребенком родителям потребуется особая адаптированная коляска, которая имеет большую грузоподъемность и снабжена мягким креслом с надежной фиксацией. Я советую посетить наш самый крупный магазин, он находится у метро «Алтуфьево» — там представлены десятки колясок для людей с ДЦП, можно посмотреть, пощупать, проверить каждую модель и выбрать оптимальный вариант.
Например, коляска «Армед H 006» регулируется по размеру, то есть может «расти» вместе с ребенком (максимальная грузоподъемность — 75 кг). Она оснащена съемным столиком, реверсивным сиденьем, моноподножкой. Спинка раскладывается практически до горизонтального положения (75 градусов). Овальная абдукционная подушка может сниматься. Стоимость такой коляски в нашем магазине составляет примерно 30 000 рублей.
Другая модель — «Akces-med Рейсер+ -3» — снабжена системой съемных боковых поддержек корпуса, которые располагаются по обе стороны и регулируются по ширине. Для удобной фиксации и безопасности предусмотрены защитный жилет, который без труда застегивается и расстегивается, боковые пелоты, барьер безопасности и абдуктор. Коляска комплектуется специальным съемным козырьком для защиты ребенка от солнечных лучей или чехлом с двумя окошками, очень удобным во время дождя или снега. Грузоподъемность этой коляски составляет 60 кг, цена — примерно 94 000 рублей.
При приобретении коляски рекомендуется узнать, подходит ли выбранная модель для передвижения по улице, поскольку существуют кресла-коляски для использования исключительно в помещениях — дома, в школе. В качестве примера можно назвать коляску Fumagalli Mitico High-low (стоимостью около 195 000 рублей), которая имеет регулировку рамы по высоте. Она индивидуально настраивается по всем возможным параметрам с учетом физиологических особенностей и возможностей ребенка и становится его надежным помощником в повседневной жизни.
Для проведения реабилитационных упражнений детям с ДЦП часто необходимы опорно-стабилизирующие устройства — вертикализаторы. Это динамические и статические опорные платформы для перехода из горизонтального положения в вертикальное, их стоимость зависит от сложности конструкции. Детский динамический вертикализатор Shifu Ocean от известного итальянского бренда Fumagalli в сети наших магазинов можно приобрести примерно за 153 000 рублей. А стоимость статического устройства «Akces-med Смарт» — приблизительно 63 500 рублей.
В магазинах «Доброта.ru» имеются и сопутствующие товары: детские ходунки и костыли, системы ортопедических подушек, безопасные стулья и сиденья-гамаки для купания, удобные многофункциональные столики и многое другое.
Помимо товаров для реабилитации, в наших магазинах представлен большой выбор домашней и профессиональной медтехники, ортопедических изделий, медицинского трикотажа, лечебной косметики и так далее — всего в ассортименте более 7000 позиций».
P. S. Подробнее ознакомиться с ассортиментом товаров для здоровья можно на сайте интернет-магазина «Доброта.ru». Для получения актуальной информации о новостях, акциях и специальных предложениях рекомендуется подписаться на email-рассылку.
* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах актуальна на июль 2020 года.
Источники:
41. Gorman J. Characteristics metals used in implants // S. En-dourol. — 1997. — Vol. ll, № 6. — P.383-389.
44. Kljnz A., Hockertz T, Reilmann H. Clavicular fractures Un-fallchimrg // J. Trauma. — 2001. — Vol. 104, № 1. — P.70-81.
46. Оh C.W., Kyund H.S., Kim P.T., Ihn J.C. Failure of internal fixation of the clavicle in the treatment of ipsilateral clavicle
and glenoid necr fractures // J. Orthop Sci. — 2001. — Vol. 6 № 6. — P601-603.
49. Sutherland A.G., Knight D.J. Bilaneral fractured clavicles-a pair of cases // Acta Orthop Bekg. — 2000. — Vol. 66, № 3. — P306-307.
Адрес для переписки:
г. Новосибирск-48, ул. Немировича-Данченко, 137/2, кв.13,
ПЕДАГОГИКА
© КИСЕЛЕВСКАЯ Н.А. — 2008
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ИХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Н.А. Киселевская
Резюме. Предлагаемый материал имеет своей целью освещение вопросов, касающихся особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с ДЦП и их медико-психолого-педагогической коррекции.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, психомоторное развитие, медико-психолого-педагогическая коррекция.
PEDAGOGICAL CORRECTION
N.A. Kiselevskay (Irkutsk State Pedagogical University)
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Эти поражения объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявляется в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что
страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического развития. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к тяжелой двигательной патологии — детскому церебральному параличу (ДЦП).
Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные движения, нарушения координации движений и т.д. Остальным детям с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром двигательных расстройств)».
У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и с опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируются в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.
Традиционным в лечении двигательной патологии, в т.ч. и ДЦП, является коррекция формирующегося патологического двигательного стереотипа. В то же время такие важнейшие социально значимые функции, как познавательная деятельность и речь, остаются как правило, за рамками коррекционной работы. К сожалению, психолого-педагогическая работа по развитию психических и речевых функций, коррекция их нарушений, начинается слишком поздно (только после 3-5 лет), когда сензитивный период развития психики и речи оказывается упущен. Не только родители, но и некоторые специалисты, принимающие участие в восстановительном лечении детей с двигательной патологией, не понимают важности проведения одновременной коррекционной работы со всеми функциональными системами.
Созревание психической деятельности детей с ДЦП задерживается во времени, начиная с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения обусловлены, по мнению Е.Ф.Архиповой, недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей . Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию. Выраженные двигательные нарушения у детей с церебральным параличом с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия для его развития: вынужденное положение в кровати, ограниченность и невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной деятельности рук, выраженность тонических рефлексов — все это способствует недостаточному формированию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих ДЦП, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В большинстве случаев в процессе общения проявляются следующие особенности психической деятельности детей, страдающих ДЦП: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания. Оценка познавательных возможностей ребенка с ДЦП в этом возрасте чрезвычай-
но сложна. У детей раннего возраста, страдающих ДЦП, отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удаленный или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке. У них наблюдается отсутствие или недостаточность практической деятельности, они затрудняются воспроизвести показанные взрослыми действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. В ходе самостоятельных занятий с игрушками они не в состоянии использовать их по назначению.
Общение детей с окружающими часто реализуется посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций общение ребенка со взрослыми строится посредством дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлений. В некоторых случаях дети пользуются такими средствами общения, как жест, мимика, лепетные слова. Развитие понимания речи у ребенка раннего возраста с ДЦП, имеющего сенсорные нарушения, в значительной степени зависит от взрослого, от того объема информации о предметах и их свойствах, которые он получает из окружающего мира. Поэтому в данном случае можно говорить о сенсорной депривации. В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. У этих детей на низком уровне развития находятся фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития. Исследователи отмечают, что у детей раннего возраста с ДЦП эмоциональные реакции мало дифференцированы и неадекватны. Особенностью эмоционально-волевой сферы этих детей является в одних случаях вялость и безучастность, а в других — обидчивость и возбудимость .
Установлено, что не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных расстройств и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами .
Таким образом, дети раннего возраста с ДЦП отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медикаментозное, так и коррекционное психолого-педагогическое воздействие.
Во всех случаях аномалия моторного развития отчасти обусловливает, отчасти маскирует целый комплекс интеллектуальных, эмоциональных и речевых расстройств, которые сопутствуют двигательным нарушениям в клинической картине ДЦП. Именно нарушения двигательного статуса, отставание в моторном развитии ребенка в первую очередь обращают на себя внимание специалистов и родителей и являются основанием для направления ребенка в профильную клинику. В большинстве крупных клиник, специализирующихся на оказании помощи больным ДЦП, существуют психолого-педагогические службы. Эти службы возникли в 70-е годы XX века. Большую роль в их становлении сыграли К.А. Семенова и И.И.Мирзоева . Будучи клиницистами, они, тем не менее, активно реализовывали принцип комплексной медико-психологопедагогической коррекции и реабилитации при открытии психоневрологических отделений для восстановительного лечения детей с ДЦП.
В конце 70-х — первой половине 80-х годов XX века был разработан и опубликован ряд пособий и методических рекомендаций, посвященных вопросам органи-
зации психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП . В этих работах были определены основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями раннего возраста. Среди них можно выделить следующие:
— комплексный характер коррекционной работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех моторных, познавательных и доречевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений;
— раннее начало онтогенетически последовательного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка;
— коррекционная работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-пси-холого-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача и инструктора ЛФК, их общая позиция в ходе медико-психолого-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
— коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности — эмоциональное общение ребенка со взрослыми;
— развитие скоординированной системы межанали-заторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов;
— динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями;
— гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы;
— тесное взаимодействие с родителями и социальным окружением ребенка, которое является залогом эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Необходима такая организация среды, которая могла бы максимально стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психи-
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М.: Просвещение, 1989. — 76 с.
2. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резедуальной стадией ДЦП. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 136 с.
ческое состояние. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним врач, инструктор ЛФК, логопед-дефектолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.
В настоящее время, на наш взгляд, медико-психо-лого-педагогическая коррекционная работа с детьми раннего возраста, страдающими ДЦП, должна проводиться в процессе целенаправленного общего развития ребенка. Основными направлениями этой работы могут являться:
— нормализация тонуса мышц, моторики артикуляционного аппарата;
— развитие голоса и дыхания;
— развитие эмоционального общения со взрослыми;
— развитие сенсорных процессов (зрительного и слухового сосредоточения, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, локализации звука в пространстве);
— стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности;
— формирование движений руки и действий с предметами;
— формирование понимания речи.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что для детей с ДЦП, поступающих в дошкольные учреждения, часто бывает упущено время начала меди-ко-психолого-педагогической коррекционной работы. Проведя исследование психомоторного развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата детского сада компенсирующего вида № 18 г. Иркутска удалось выявить значительные отставания в развитии познавательной деятельности и речи рассматриваемой категории детей. Таким образом, это еще раз подтверждает значимость раннего начала медико-пси-холого-педагогической коррекции при работе с детьми раннего возраста, имеющими ДЦП.
Практика показывает, что дети, даже с нерезко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в развитии и обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны.
В силу сложности и многообразия проявлений двигательной, интеллектуальной и речевой недостаточности для детей раннего возраста с ДЦП нет и не может быть единой стандартной программы, равно как и стандартной схемы занятий в работе с ними. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, каждый этап обучения решает четко определенные задачи, каждый метод коррекционного воздействия должен применяться с учетом показаний и противопоказаний у конкретного ребенка.
4. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. В кн.: Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП /Под ред. К.А. Семеновой.
— М.: ЦНИИЭТИН, 1991. — С.97-119.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2000. — 224 с.
Адрес для переписки:
664075 г. Иркутск, ул. Байкальская 226-16, тел. (3952) 51-35-69;
Киселевская Нина Алексеевна — канд. психол. наук, доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркутского государственного педагогического университета, учитель-логопед высшей кв. категории