Содержание
- Учёные против мифов: кто рискует родить ребёнка-аутиста и правда ли, что беременным нельзя бросать курить
- От стресса и прививки аутизм не возникает
- Аутизм — не болезнь и не одаренность
- Не смотрят в глаза, не понимают юмор — мифы об аутизме
- Ребенок с аутизмом живет не в своем, а в нашем мире
- Терапия – не дрессура
- Главное и второстепенное
- Почему возникает аутизм
- Признаки аутизма
- Как помочь
- Как правильно общаться с людьми-аутистами
Учёные против мифов: кто рискует родить ребёнка-аутиста и правда ли, что беременным нельзя бросать курить
12:33, 30 марта 2017
Разбираем заблуждения вместе с кандидатами медицинских и психологических наук
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмила Токарская рассказала журналистам о мифах об аутизме. Фото: Александра Хлопотова
Е1.RU продолжает развенчивать разные околонаучные мифы вместе с екатеринбургскими учёными. Сегодня поговорим о заблуждениях, связанных с генетическими заболеваниями — синдромом Дауна, аутизмом, задержкой умственного развития.
Узнаем, правда ли больные дети в большинстве случаев рождаются в семьях алкоголиков и наркоманов, и как влияет «пьяное» зачатие на здоровье будущего ребёнка. Выясним, может ли прививка и другие внешние факторы вызвать у ребёнка аутизм и правда ли аутисты — это одарённые люди.
Поговорим о том, ставит ли рождение ребёнка с синдромом Дауна крест на появлении здоровых детей. А ещё о том, правда ли резкий отказ от курения хуже самого курения во время беременности.
Ответить на эти вопросы мы попросили двух учёных — кандидата медицинских наук, гинеколога-генетика, доцента кафедры акушерства и гинекологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки УГМУ Елену Кудрявцеву (она уже рассказывала нам о мифах, связанных с беременностью) и кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмилу Токарскую.
Миф первый: дети с генетическими отклонениями рождаются только у пар в возрасте
— Для начала я бы хотела сказать, что генетические заболевания бывают разными. Есть хромосомные болезни, когда нарушено количество или структура хромосом (например, синдром Дауна — это лишняя хромосома в 21-й паре), а есть генные болезни, когда хромосомный набор нормальный, но в каком-то гене, ответственном за развитие заболевания, произошла мутация. Так вот, риск хромосомных болезней с возрастом действительно существенно возрастает, прежде всего, такая зависимость доказана для матери будущего ребёнка. Например, риск синдрома Дауна у плода в 25 лет составляет всего 1 из 1 250, в 35 — 1 из 385, а в 45 — уже 1 из 30. Для генных же болезней такой зависимости нет. В этом случае риск рождения больного ребёнка повышен у носителей генетических мутаций, и от возраста это не зависит.
Миф второй: от «пьяного» зачатия рождаются больные дети
— Алкоголь на самом деле оказывает негативное влияние на половые клетки, особенно при систематическом употреблении, и наиболее опасно, если алкоголем злоупотребляет будущая мать. Что касается «пьяного» зачатия, то здесь, как правило, действует механизм «всё или ничего» — либо алкоголь вообще никак не влияет на оплодотворённую яйцеклетку, либо воздействует настолько сильно, что беременность не развивается, и происходит самопроизвольный выкидыш или регресс беременности.
Поэтому если после «пьяного» зачатия беременность нормально развивается, то можно считать, что всё в порядке и алкоголь на ребёнка не повлиял. Однако негативное воздействие алкоголя в течение беременности имеет дозозависимый эффект — чем больше и чаще его употреблять, тем риск выше. При этом считается, что абсолютно безопасных доз алкоголя при беременности нет. Установлено, что так называемый фетальный алкогольный синдром (задержка умственного развития ребёнка) может сформироваться даже при однократном употреблении алкоголя будущей мамой. За несколько месяцев до зачатия, конечно, желательно придерживаться здорового образа жизни, но жёстких запретов на алкоголь в этот период нет.
Миф третий: в семье, где родился ребёнок с синдромом Дауна, шанс на рождение здорового ребёнка мал
— Если родился ребёнок с синдромом Дауна, это, как правило, «случайность», и риск повторения крайне мал, шансы на рождение здорового ребёнка намного выше. А вот если родители являются носителями мутаций, которые могут приводить к генным заболеваниям, и это выявляется после рождения больного ребёнка, то в данном случае риск, что и следующий ребёнок родится больным, очень высокий (25-50% в зависимости от типа наследования). Для оценки риска повторного рождения ребёнка с генным заболеванием необходима консультация клинического генетика, который составит генеалогическое древо, назначит генетические исследования и определит степень риска.
— В интернете можно найти массу примеров, как люди с синдромом Дауна получали образование, создавали семьи…
— Люди с синдромом Дауна имеют нарушение интеллекта различной степени тяжести, однако они могут обучаться по адаптированным образовательным программам. А может ли человек с синдромом Дауна пройти программу вуза? Да, может, но на это ему понадобится гораздо больше времени, чем другим людям, может не хватить всей жизни. То, что люди с синдромом Дауна оканчивают вузы, женятся и рожают детей — это миф, кроме того, например, мальчики с синдромом Дауна, как правило, стерильны от природы.
Миф четвёртый: нездоровый ребёнок может родиться из-за приёма лекарств во время беременности
— Безусловно, приём лекарств, противопоказанных при беременности, повышает риск пороков развития у ребенка. Лекарств, у которых в аннотации написано «разрешено при беременности» немного, например, фолиевая кислота. Однако если в инструкции указано, что приём возможен, если потенциальная польза превышает риск, то эти лекарства по назначению врача применять тоже можно, как правило, риск при приёме препаратов этой группы очень низкий.
Лекарств, для которых доказан жёсткий тератогенный эффект (способность вызывать пороки развития) не так много, и их при беременности никто назначать не будет.
Миф пятый: больные дети рождаются у алкоголиков, наркоманов, а у здоровых родителей такого быть не может
— К сожалению, рождение ребёнка с пороками развития или с хромосомной патологией возможно в любой семье. Однако наркотики и алкоголь этот риск повышают во много раз, а здоровый образ жизни, лечение хронических инфекционных заболеваний, грамотная подготовка к беременности существенно снижают.
Миф шестой: резкий отказ от курения во время беременности ещё вреднее, чем продолжение курения
— Нет, это неправда. Курение — это крайне вредная вещь при беременности. И дело не только и не столько в генетических мутациях. Доказано, что курение при беременности повышает риск онкологии у будущего ребёнка в течение жизни. Курение оказывает влияние и на свёртываемость крови, оно приводит к нарушению плодово-плацентарного кровотока и повышает риск задержки роста плода.
Есть данные, что каждая сигарета, выкуренная беременной в сутки, повышает риск преждевременных родов на 3%. Казалось бы, немного, а что если женщина выкуривает в сутки пачку сигарет… Не все негативные эффекты курения очевидны сразу после рождения, поэтому аргумент, что «подруга курила и ничего», не выдерживает критики. Так же, как и утверждение о вреде отказа от курения. В идеале, бросить курить желательно заблаговременно, до беременности, но, если этого сделано не было, необходимо отказаться от никотина сразу, как только женщина узнала о беременности, а не оправдывать себя и не искать поводов продолжать курить.
Миф седьмой: аутизм — это генетическое заболевание
— Аутизм — это заболевание, которому в последние годы уделяется много внимания. Доказана, в том числе, и генетическая предрасположенность, есть специальные исследования, которые позволяют провести анализ на наличие мутаций единовременно во всех генах, для которых доказана связь с аутизмом. Тем не менее генетика — это не единственная причина, во многих случаях не удаётся установить фактор, который привёл к этой патологии, даже при полном обследовании. Но в данном случае генетическое тестирование помогает определить риск возникновения аутизма у других детей в данной семье. Исследователи также указывают на возможную связь аутизма с геном короткого плеча 15-й хромосомы, который отвечает за транспорт серотонина.
Раньше предполагалось, что аутизм характерен только для представителей белой расы и может встречаться только в высокоинтеллектуальных семьях, однако в дальнейшем эти данные не подтвердились, не выявлено различий в заботе и воспитании детей. Психогенные факторы в настоящее время рассматриваются как возможные пусковые механизмы.
Ещё есть теория, предполагающая наличие у детей с расстройствами аутистического спектра проблем с расщеплением некоторых веществ. Приверженцы данного подхода высаживают своих детей на безглютеновые и безказеиновые диеты.
Откуда версия про прививку и какие-то другие факторы, из-за которых в полтора года ребёнок стал аутистом? Когда родители настаивают на этой причине и говорят о регрессе развития, мы просим предъявить фото и видео материалы, подтверждающие нормативность развития в первые полтора года. Как правило, выявляется, что уже в этот период не всё было идеально.
Миф восьмой: аутизм — это детская болезнь
— С завершением детского возраста аутизм никуда не пропадает, однако, к примеру, в 18 лет в нашей стране встаёт разговор об армии. На сегодняшний день ограничением для прохождения срочной военной службы является такой диагноз, как шизофрения, а не аутизм. И в этом возрасте, а зачастую и раньше, диагноз меняется. Кроме того, до настоящего времени часть психиатров отрицает существование такого нарушения, как «аутизм», и рассматривают его проявления как симптоматику шизофрении, а диагноз может поставить только врач-психиатр.
— Есть такое популярное мнение, что аутизм — это придуманная болезнь…
— Таким вопросом, существует ли аутизм, мы не задаёмся. Данные об аутизме были ещё до того, как появился этот термин. Если рассмотреть исторически, то симптоматика выявлялась и сотни лет назад — были люди, которые странно себя вели, странно говорили, например, в нашей стране некоторых из них называли юродивые. Есть гипотеза, что это как раз были те люди, которые имели расстройства аутистического спектра. В последние годы об аутизме стали больше говорить. При этом чаще аутизм проявляется у мальчиков, чем у девочек — в 4–5 раз.
— Аутисты — это чаще всего одарённые люди?
— Есть такое убеждение, что все аутисты — это люди с сохранным интеллектом, или одарённые, но это не всегда так, у части детей встречается и нарушение интеллекта. Хотя оценить интеллект таких детей сложно, ребёнок не всегда будет выполнять задания специалиста, который проверяет интеллект. Есть дети, которые сами не попросят ни пить, ни есть, но знают календарь на сто лет назад или транспортную схему целого города. Можно назвать такого ребёнка одарённым в целом, или речь идёт о парциальной одаренности?
— Ещё есть такое утверждение, что аутизм — это такой каприз.
— Когда ребёнок неадекватно ведёт себя на улице, люди считают нужным воспитывать родителей, которые допускают такое поведение. Аутизм — это не болезнь, а состояние. Мы не знаем 100% эффективных методик, которые позволяют полностью выйти из аутизма. Есть ряд подходов, которые дают очень хороший эффект, улучшают поведение, способность к коммуникации, социальному взаимодействию.
Ирина Ахметшина, материал портала e1.ru
УрФУ — один из ведущих университетов России и участник проекта 5-100, отмечает в 2020 году столетие. Вуз расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных студенческих игр 2023 года. УрФУ выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».
От стресса и прививки аутизм не возникает
— Кто может поставить диагноз «аутизм”?
— В России этим занимаются психиатры. А в других странах занимаются те, кто это умеет делать – педиатр, клинический психолог или психиатр, если он имеет подготовку в диагностике нарушения развития. У нас же учат только психиатров заниматься диагностикой нарушения развития у детей.
— Если аутизм — не болезнь, тогда это следствие чего-то?
— Мы точно знаем, что это не из-за воспитания, не из-за того, что ребенок слишком рано начал играть с гаджетами. Это не проблема стресса или страхов.
— А как же известная история, что мама с папой уехали в отпуск, ребенка с бабушкой оставили, и ребенок потом замолчал?
— Миллион этих историй. Это не про аутизм.
— А что это было? Аутизм всегда был, и именно в это время проявился?
— Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Надо еще смотреть, есть ли там аутизм или нет. Что значит, говорил? Мне всегда интересно, а что до этого было? «Он у нас мог маму назвать мамой». Человеку 2,5 года. В 2,5 года дети предложения строят! Похоже, что тут именно в этот момент обратили внимание на задержку речи, а не то, что ребенок перестал говорить.
— То есть аутизм не может быть спровоцирован какой-то болезнью или стрессом?
— Нет. Обычно можно проследить те или иные аутистические симптомы с 10-11-13 месяцев. Чаще всего, когда говорят про «спровоцирован», то просто появилось то, что раньше не было заметно. Или стало очевидно, что ребенок не развивается – двигался-двигался, дошел до какого-то плато и встал.
— А прививки?
— О прививках научное сообщество уже давно перестало спорить: вакцины не вызывают аутизма, не вызывают нарушения развития.
Когда ты не знаешь причину, ты начинаешь ее искать. Обычно люди очень плохо оценивают риски от бездействия. Не привить – это бездействие. Привить – это действие, а люди склонны всегда винить себя за действие, а не за бездействие.
— Можете назвать наиболее яркие симптомы аутизма?
— Самый классический симптом аутизма – это реакция на имя. Имя – это не просто слово, это приглашение в общение. Когда дети в 10 месяцев начинают поворачивать голову, когда их зовут, единственная причина, почему они начинают это делать, в том, что им дико интересно, что родители хотят им показать, сказать. Их инстинктивно влечет к взаимодействию с родителями.
Суть аутизма – это когда взрослый зовет, а ребенок голову не поворачивает.
Не потому что ему не интересно, а потому что он не привык обращать на это внимание, потому что нет у него мотивации на то, чтобы это изучать.
Аутизм — не болезнь и не одаренность
— Что вас особенно удивляет в людях с аутизмом?
— Знаете, меня в последнее время в связи с аутизмом удивляет только одно – насколько важно для развития людей эффективное социальное взаимодействие. Когда я вижу людей с аутизмом, я вижу искаженное, замедленное и малоэффективное развитие, огромнейшее количество дефицита, недоумения, неспособности решать свои жизненные потребности. Я диву даюсь, насколько люди без нарушений развития сложно устроены благодаря этому социальному взаимодействию, которое у них эффективно. Вот что меня поражает.
Казалось бы, что такое социальное взаимодействие? Это, оказывается, важнейшая вещь, которая имеет на нас глубочайшее влияние, на всю нашу жизнь. Это удивительно, как много человек значит для другого человека.
Вот пример, чем отличается работа мозга обычного человека и аутиста.
В ролике видны светящиеся точки, которые двигаются в определенном порядке, но наш мозг устроен так, что замечает в движении этих точек какой-то паттерн и даже угадывает из него, что, например, человек подпрыгивает или забирается куда-то. Наш мозг умеет очень хорошо находить такого рода закономерности и последовательности в окружающем мире. Это как люди видят всевозможные образы в облаках.
У нашего мозга не просто получается это делать очень хорошо, он еще и очень любит это делать, он любит находить в мире социальное, его исследовать, задумываться о нем, изучать, разглядывать. Наш мозг очень-очень социальный.
Аутизм – нарушение этого процесса, когда социальный мир интересует человека меньше, увлекает меньше. Если у ребенка это происходит с самого раннего возраста, то те навыки, которые у него должны получиться в процессе взаимодействия, формируются гораздо позже и медленнее.
Это не тест, это иллюстрация того, как работает мозг. Аутисты могут угадывать все эти движения и в них хорошо разбираться, но они делают это как-то по-другому, не так, как люди без аутизма. Они плохо умеют находить и отличать социальные сигналы в окружающем мире.
— Аутизм – все же болезнь?
— Есть такое понятие «нарушение развития». Это врожденная проблема, когда ребенку трудно приобретать различные умения. Аутизм – это нарушение развития, это не болезнь. ДЦП тоже можно отнести к нарушениям развития, и умственную отсталость. Расстройство развития речи и языка и синдром дефицита внимания и гиперактивность – это нарушения развития.
При аутизме нарушается развитие социально-коммуникативной сферы. Неверно рассуждать про аутизм не с позиции нарушения развития, а с позиции болезни или какой-то особенной одаренности.
— Но ведь один из видов аутизма – синдром Аспергера – это именно одаренность, разве нет?
— Я придерживаюсь позиции и готов это обосновать, что нет разных видов аутизма, просто одна и та же проблема по-разному проявляется у разных людей.
Деление на отдельные виды аутизма – типичный, синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм и так далее, уже устаревшее. В европейской классификации это еще есть, в американской уже нет. Это деление плохое, потому что там очень размытые, нечеткие границы. Например, если взять критерии синдрома Аспергера, которые есть сейчас, то дети, которых описал Ганс Аспергер, не получили бы этот диагноз, а получили бы диагноз «детский аутизм».
Лучше говорить – расстройство аутистического спектра. Можно уточнить про выраженность симптомов – с большой выраженностью, с малой выраженностью, средней выраженностью или с нарушением интеллекта, или, например, с савант-навыками. Это не значит, что это какая-то особенная форма аутизма, это обычное расстройство аутистического спектра плюс савант-навык.
Фото: Timothy Archibald / timothyarchibald.com
Не смотрят в глаза, не понимают юмор — мифы об аутизме
— Говорят, аутисты не смотрят в глаза.
— Это не так. Есть те, которые смотрят, есть те, которые не смотрят. Всем трудно дается социальное взаимодействие. У некоторых аутистов такой взгляд — он прям пялится. И это проявление той же самой проблемы нарушения социального взаимодействия, но с обратной стороны.
— Отсутствие чувства юмора у аутистов – это тоже миф?
— Это как часть дефицита социальной и эмоциональной взаимности. Это проблема правильного реагирования на социальное взаимодействие, с другой стороны, это одна из частей социальной слабости, потому что юмор – это социальная вещь, он понятен только в контексте взаимодействия с другими людьми. Но при этом, конечно, есть люди с аутизмом с прекрасным чувством юмора.
— Аутист без нарушения интеллекта способен так сориентироваться и адаптироваться, чтобы во взрослом возрасте почти не отличаться от нормы?
— Да, ему было бы проще в своей жизни, в своих коммуникациях с другими людьми, он много чего сделал бы, но человеком с аутизмом не перестал бы быть.
— Это что значит – он всегда с людьми будет общаться через усилие?
— Один вариант, да. Или не через усилие, но неуклюже – перебивать, не смотреть на других людей во время беседы, не очень понимать шутки; или хорошо это делать с одним человеком, но очень теряться в общении с компанией.
— Он все-таки может с кем-то сблизиться?
— Да, конечно. Тут очень большое разнообразие. Смотрели сериал «Теория большого взрыва»? Создатели отрицают, что главный герой – человек с аутизмом, но ведет он себя как человек с аутизмом. Там интересно показано, что он выстраивает отношения с людьми не так, как обычно. И в сериале половина шуток связана с тем, что герой социально неуклюжий и не очень понимает сарказма. Он пытается на протяжении всего сериала понять, что такое сарказм. При этом он очень любящий и заботливый человек.
Кадр из сериала «Теория большого взрыва»
Ребенок с аутизмом живет не в своем, а в нашем мире
— Ребенок с аутизмом живет в каком-то своем мире — может, ему там комфортно, почему его надо выводить в обычный мир?
— Нет, он не живет в своем мире. Он живет в нашем мире, в котором есть его папа и мама, есть его игрушки, есть дети, которые его окружают. В этом мире есть детские садики, школы и так далее. Аутизм – это не когда ты живешь в своем мире. Это когда ты живешь в этом мире, но не умеешь с ним взаимодействовать.
— То есть ему надо помогать?
— Конечно, когда у ребенка не формируются навыки, которые будут ему позволять с этим миром взаимодействовать. В частности, самый банальный навык – это речь. Когда ребенок хочет что-то объяснить, рассказать, попросить, в конце концов, шоколадку или сделать потише звук, то если у него аутизм, ему будет сложнее это сделать. Из-за этого он начинает орать, бить себя по голове или убегать.
Люди с аутизмом производят впечатление, что они живут в своем мире, но это в первую очередь потому, что они не умеют жить во внешнем мире. Им не хватает навыков, чтобы вступать в контакты. Их мир на самом деле точно такой же, как у обычных людей.
— Если родители быстро включились, все поняли, нашли прекрасных специалистов, у них есть достаточно возможностей, для того чтобы все это реализовать, то насколько возможно довести ребенка до нормы?
— Будет развитие, это происходит у 9 из 10, с одной стороны. С другой стороны, мы не знаем окончательной точки этого развития. У некоторых оно никогда не останавливается и движется очень активно. Некоторые медленно-медленно подходят к своему потолку и двигаться дальше не могут.
— Заранее это понять совершенно невозможно?
— В два, в три, в четыре года никак.
— Пубертат здесь как влияет? Всегда бывают осложнения в этом возрасте?
— Не обязательно. Пубертат – это просто один из жизненных кризисов, один из важных периодов, серьезный и интенсивный. Как у любого кризиса, у него есть хорошие стороны и плохие. У кого-то это связано с замечательными улучшениями в развитии организованности и внимательности, с прорывами в социальных навыках, потому что когда появляется желание подружиться с девочкой, мальчик начинает мыться и следить за своим внешним видом. У некоторых могут возникать проблемы эмоциональной регуляции.
— Какие могут быть последствия, если ребенка с аутизмом не развивать?
— Это правильнее всего понять с точки зрения человеческих терминов, нежели медицинских. Очень тяжело жить, когда ты 30-летний мужик с навыками коммуникации 1,5-летнего, с желаниями 17-летнего, с силой 20-летнего и с навыками быта, как у 4-летнего. Ты заперт сам в себе, и ты не можешь объясняться с другими.
Ты хочешь жить, гулять, ты хочешь поехать к бабушке. Тебе 30 лет, ты бабушку давно не видел, ты ее безумно любишь, но ты не можешь поехать к ней без папы и мамы. Это, конечно, кризис для человека, в итоге это приводит к срывам или депрессиям.
Когда не помогают, тогда человек очень и очень плохо развит, ему очень и очень тяжело. И окружающим вокруг него тоже тяжело.
Фото: Timothy Archibald / timothyarchibald.com
Терапия – не дрессура
— Если ребенок с аутизмом начинает проявлять агрессию, возможно ему помочь?
— Есть технологии, которые могут отучить его от этого и заменить это поведение на правильное, на социально уместное. У моей знакомой – замечательного поведенческого аналитика – есть несколько интересных случаев такого рода поведения.
Например, она работала с молодым человеком с расстройством аутистического спектра, у которого было очень сложное поведение: он не сотрудничал совершенно со взрослыми, наоборот, постоянно стремился к тому, чтобы контролировать и управлять взрослыми, на улице он мог подойти к любому человеку и забраться к нему в личные вещи, карманы и сумки, достать оттуда предметы. Остановить его было почти невозможно. Из-за этого поведения он несколько лет не выходил из дома, квартира была поделена на две части.
В первую очередь специалисты установили над его поведением руководящий контроль, то есть учили сотрудничать, при необходимости в защитных целях, и в соответствии с определенными правилами применяя физическую блокировку. Когда контроль стал лучше, то с мальчиком стали использовать поведенческие договоры, когда за выполнение определенных действий он получал доступ к чему-то очень приятному.
Этим приятным – мотивационным стимулом – для мальчика стали как раз наполненные чем-то сумки, позже ему позволяли проверять карманы у других людей, рвать журналы, изучать определенные брошюры, которые ему нравились.
Все это прятали до тех пор, пока мальчик не выполнит определенных условий, и давали ему награды, когда эти условия были выполнены. Так мальчика учили самоконтролю. Конечно, в начале это было очень сложно и выстраивалось как раз поведенческими специалистами, которые буквально жили с мальчиком в течение недели.
Замечательно в этой истории то, что семья смогла активно включиться в эту работу и ее поддержать, и сейчас молодой человек спокойно выходит на улицу, путешествует с родителями. Это пример использования таких технологий.
— Возникает ассоциация, что ребенка как щенка воспитывают, нужные рефлексы вырабатывают.
— Нет. Все-таки щенков, когда мы их дрессируем, мы учим делать неестественные для них вещи – мы их учим писать в лоток. Какое животное в мире писает в лоток? Никакое. Животные писают на дерево или под куст, куда им удобно, и дальше идут.
Людей мы учим делать то, что они должны делать – это никакая не дрессура, это терапия. Другое дело, что с теми, кому сложно понять, что от них хотят, мы долго работаем. Мы активно их хвалим и поощряем за то, что у них получается. Это обучение тому, чему они должны были сами научиться уже давным-давно.
— И когда такой ребенок начинает обучение, он может даже и не догадываться о том, что с ним что-то не так? И потом, когда у него получается, наверное, ему хорошо?
— Праздник, конечно. Вот тот молодой человек с сумками – он вышел из дома. Раньше из-за того, что он бегал, отнимал сумки, его запирали дома, и он света белого не видел. А тут он идет как человек, со всеми рядом – и возникает огромное чувство собственного достоинства.
Главное и второстепенное
— Есть какие-то аутичные черты, которые бывают у нейротипичного ребенка в довольно явном виде? Родителям надо насторожиться или это обычное явление?
— Там, знаете, какая штука есть? У человека с аутизмом с большой вероятностью есть все проблемы, которые могут быть у людей: тревожность, плохое настроение, проблемы поведения, проблемы учебы, проблемы внимания, повышенная чувствительность, пониженная чувствительность и так далее. Но это не специфичные проблемы, они могут быть абсолютно у любого человека, но с большей вероятностью будут у человека с аутизмом.
Часто люди с аутизмом имеют особенную сенсорную чувствительность – боль не чувствуют, а горячее чувствуют. Но то же самое может быть у человека без аутизма или с другими нейропсихиатрическими диагнозами.
Еще знаете, какая тема бывает? Если мы видим 4-летнего ребенка с обычным развитием, и он знает алфавит и цифры, мы вообще не удивимся. Ну, молодец, очень хорошо, ну, знает цифры, умничка будет. Мы забудем через 30 минут, что он эти цифры знает. Но если мы увидим ребенка, который не может говорить и при этом знает алфавит и цифры, о, скажем, это круто! Часто эти достижения выглядят глобальными на фоне отсутствия речи.
Та же самая история со звуковой чувствительностью. Если мы видим ребенка, который боится громких звуков и открытого пространства, но он совершенно нормально развит, ходит в детский садик, мы вообще не обратим на это внимание – вот необычно, как интересно. А если мы видим то же самое у человека, который не говорит, не понимает, мы начинаем этому явлению придавать очень много внимания, как будто это что-то важное. На самом деле важно именно то, что он не говорит, не понимает, что с ним нельзя договориться.
Мне нравится такая метафора: если посередине леса вырубить просеку, то на ней сначала начнут расти деревья, кустарники, трава, но потом вырастут те же самые большие деревья, которые вокруг просеки, и все другие деревца, кустарники, травы погибнут или не разрастутся. Но если вырубить просеку и сделать так, чтобы соседние большие деревья там не вырастали, то там вырастет все, что угодно, и все это будет заметно только потому, что там не выросли эти большие деревья.
То же самое с социальным взаимодействием и коммуникацией. Когда хорошего и эффективного социального взаимодействия нет, коммуникации нет, становится заметно все: хорошая память на цифры, замечательная память на даты рождения, например. Мы никогда не придали бы этому большого значения, если бы человек вел себя обычным образом. Но он себя так не ведет, и мы замечаем эти вещи.
Благотворительный фонд «Православие и мир» помогает проекту «Пространство общения» собрать деньги на аренду помещений и зарплату педагогов. Давайте поможем людям с особенностями развития не потерять такое ценное и уникальное пространство, в котором они могут чувствовать себя комфортно и всегда получить помощь.
Сбор средств был успешно завершён. Но ещё многие взрослые и дети нуждаются в вашей помощи.
Джейкоб Барнет из США родился с аутизмом. Специалисты считали, что он немного добьется, по их мнению, всю жизнь он будет заперт «в своем собственном мире». Маме рекомендовали быть готовой к тому, что ребенок никогда не сможет читать, писать или хотя бы завязывать шнурки на ботинках.
Кристин, его мама, отказывалась принять эти прогнозы и была полна решимости добиваться максимально возможного развития для своего сына. Однако даже она не догадывалась, какое будущее ему уготовано. Сейчас его IQ составляет 189 баллов — это больше, чем у Альберта Эйнштейна, и он демонстрирует потрясающие способности в области математики и физики. Ему даже пророчат Нобелевскую премию. При этом ему лишь 14 лет.
Джейкоб решает сложные математические задачи прямо на оконном стекле. По словам Кристины: «Эти уравнения выглядят страшно, но для Джейкоба они — естественная часть жизни. Каждое уравнение — это картинка, которую он способен видеть еще с тех пор, как он был совсем малышом. Долгое время мы и не догадывались, что же происходит у него в голове».
В возрасте трех лет Джейкоб мог объяснить законы, определяющие планетарные орбиты. Он понял это, когда наблюдал за вращением мяча.
В возрасте четырех лет он запомнил наизусть всю карту США и проложил оптимальный путь своей семьи из их дома в Индианаполисе, штат Индиана, в Чикаго.
Когда ему исполнилось 11 лет, он стал студентом Университета Индианы, после того, как его мать долгое время водила его туда на лекции.
Сейчас Джейкоб учится в университете на степень магистра, и он начал работу над новой физической теорией, оригинальность которой уже признали эксперты в данной области.
Его герои — физик Ричард Фейнман и бизнесмен Дональд Трамп. Джейкоб объясняет это просто: «Я уважаю тех людей, которые добиваются успехов в своей области».
Его же собственные успехи были бы невозможны без веры и упорства 39-летней Кристины, воспитательницы детского сада по профессии, которая отказывалась видеть сына глазами специалистов.
Первоначально она слепо следовала рекомендациям психологов: пыталась «вытащить» сына из его внутреннего мира. По словам Кристин: «Он ходил к логопедам, физиотерапевтам, специалистам по развитию, эрготерапевтам, неврологам и психологам».
«Он работал по 40 часов в неделю. Каждый из них старался его исправить. Если он вращал мяч, то у него забирали мяч, а потом пытались заставить его говорить, но от этого он еще больше погружался в себя», — говорит она.
Кристин уже была готова потерять всякую надежду на прогресс сына, когда однажды ее осенило: «Это был первый теплый день лета, и у меня на работе все дети играли на траве, и тут я поняла, что Джейкобу уже три года, а он еще ни разу не играл в этом году. Мы были слишком заняты тем, чтобы улучшить его социальные навыки. Мне нужно было бороться за то, чтобы вернуть ему детство».
По вечерам она начала выводить его на прогулки. Именно во время одного такого вечера Джейкоб неожиданно проявил любовь к звездам. По словам Кристин: «Он стал просто одержим ими, и я отвела его в планетарий. Мы высидели одну очень сложную лекцию, и я беспокоилась, что не смогу занять его на такое продолжительное время, но лекция полностью поглотила его. И тут лектор спросил: «Кто знает, почему луны вокруг Марса похожи на картошку?» И Джейкоб тут же поднял руку».
Кристин не могла подобрать слова, чтобы описать свой шок, когда трехлетний сын выпалил: «Луны вокруг Марса не имеют достаточной массы и гравитации, чтобы стать круглыми».
Она добавляет: «Все вокруг обернулись и вытаращились на этого малыша. И в этот момент я осознала, насколько же Джейкоб отличается от других. Как только мы позволили Джейкобу делать то, что доставляло ему удовольствие, он перестал чувствовать постоянное раздражение, и только тогда он начал общаться».
Однако кое-что продолжало очень сильно раздражать Джейкоба — школа, где он учился в коррекционном классе по упрощенной программе. К тому времени, когда ему исполнилось восемь, Кристин решила забрать его из школы, и вместо этого начала водить его на университетские лекции по математике, астрономии и физике.
Она добавляет: «Он приходил домой и сворачивался калачиком, он не играл со своими друзьями. Мне было страшно на это решиться, но я знала, что поступаю правильно. Было важно сохранить его близость с семьей. Главным было обеспечить его нормальным детством. Эксперты говорили, что для такого одаренного ребенка Джейкоб необычно социализирован и счастлив».
Кристин и Майкл, папа мальчика, 37-летний менеджер в магазине мобильных телефонов, поняли, что их первенец не такой, как другие дети, вскоре после его рождения в 1998 году. «Я держала его прямо перед собой, а он отстранялся и пытался выскользнуть. Он не смотрел мне в глаза. Когда ему был один год, то он часто выглядывал в окно, а потом подолгу смотрел на тени, и он мог часами вращать мяч. Другие младенцы устраивали кавардак, но Джейкоб во всем стремился к точности и методичности. Он брал ведерко с карандашами, а потом раскладывал 500 карандашей в соответствии со спектром радуги».
Майкл и Кристин, которая недавно написала книгу о своем опыте, долгое время старались не привлекать излишнего внимания к своему одаренному сыну, но после того, как статья о вундеркинде-аутисте попала в местную газету, о Джейкобе узнал весь мир. У него даже появилась армия поклонниц — девочек-подростков.
По словам Кристин: «Открываем мы однажды утром шторы, а там толпа девочек с транспарантами «Мы любим Джейкоба» и «Джейкоб, научи нас математике».
Сам Джейкоб относится к неожиданной славе спокойно. Но девочки вряд ли смогут соблазнить его дешевыми уловками: «Так много девочек носят блестящие серьги, кольца и платья, у них пальто и туфли стоят тысячи долларов. Мне это кажется нелепым».
Мария Беренова два года назад переехала из России в Испанию с четырехлетним ребенком-аутистом. ZIMA Magazine она рассказала, что послужило причиной переезда и как удалось адаптироваться в другой стране.
Мой ребенок аутист
У меня никогда не было осознанного плана уехать в другую страну, но однажды появилось желание найти выход из черной полосы. В небольшой период времени в моей жизни случился кризис: распался брак, у меня умерла мама, я не видела перспектив на работе. Я работала детским психиатром в областной больнице. Был определенный момент, когда у меня была возможность подняться в должности, но я смотрела на своих начальников – и меня не привлекала ни их работа, ни их зарплата. Все накапливалось, я чувствовала, что с моей жизнью что-то не так. А потом я еще и узнала, что мой ребенок – особенный.
Я врач и знаю, что при беременности наличие аутизма у ребенка установить невозможно. Как практически невозможно распознать его и на первом году жизни. Первые появляющиеся особенности воспринимаются как черты характера ребенка или изменения, связанные с этапами развития. Или особенностями мальчиков/девочек, если до этого в семье были дети другого пола. Так было и со мной. Мне казалось, что я переработала, и мне всюду теперь мерещатся диагнозы. Но постепенно этих особенностей становилось все больше и больше, и вот они уже начали полностью определять отношения ребенка со мной и со всем остальным миром. Ребенок не интересовался разговорами и человеческой речью. Он механически повторял слова сказки, но не понимал сюжета. Его больше привлекали яркие цвета и формы, чем лица людей. После двух лет я начала показывать сына своим коллегам. Все говорили разное: от «аутизмом тут и не пахнет» до «увольняйся с работы и начинай водить его по терапиям».
Уход за ребенком с аутизмом зависит от степени нарушений. Есть дети, потолок возможностей которых – научиться чистить зубы, а есть такие, которые почти ничем не отличаются от обычных детей. Я надеюсь, мой ребенок выйдет в норму. Не думаю, что он станет врачом или адвокатом, потому что у него нет должной усидчивости и воли, он обучается только тому, что ему интересно. Но разве быть врачом обязательно для счастья?
Трудности перевода
Так я жила в состоянии постоянного стресса, никуда не могла пойти и только занималась ребенком. Отдушиной для меня стало общение на другом языке. Через переписку в интернете со знакомыми и учебник я сама выучила испанский язык до уровня B1, потом уже пошла на языковые курсы. Язык все равно нужно было практиковать, и я решила найти собеседника. Помню, как прямо загуглила «найти испанских друзей» и попала на местную социальную сеть, где все были из Барселоны и, в основном, организовывали встречи в городе. Там я стала переписываться с парой человек, один из них до сих пор мой друг, а второй впоследствии стал моим мужем.
Самыми сложными оказались те несколько месяцев, когда я и мой сын еще не переехали в Испанию, но собирались, и стало окончательно понятно, что у ребенка аутизм.
Впервые мой тогда еще не муж приехал ко мне сразу на пять недель. Потом я ездила к нему в Барселону несколько раз с ребенком. И только потом мы стали думать, как быть дальше. В один из дней, когда я гостила у него, мы решили, что хотим жить вместе. На следующий же день мы стали изучать возможность образования для ребенка в Испании и пришли на встречу с социальным ассистентом. Женщина вдохновила нас и сразу сказала, что поможет.
Мы решили пожениться. Никто не мог дать нормального совета, в какой стране и как это лучше сделать, в итоге все искали сами через интернет. На сайте бесплатной помощи юристов специалист посоветовал жениться именно в России. Это оказалось верным решением – там это сделать намного быстрее и легче. В Испании все заняло бы больше года, тут вообще все долго делается. В каждом загсе Екатеринбурга нас просили предоставить разные документы, дольше всего пришлось собирать бумаги. На все у нас ушло полгода.
В России день прожит зря, если ты не услышал за спиной что-нибудь про ребенка или про себя. И это нам еще повезло – мы не ездили в общественном транспорте, у нас была своя машина.
Самыми сложными оказались те несколько месяцев, когда я и мой сын еще не переехали в Испанию, но собирались, и стало окончательно понятно, что у ребенка аутизм. Я выматывалась. Не было ни одного дня, чтобы у меня дико не раскалывалась голова на работе. В государственной больнице времени для отдыха нет, под дверью постоянно люди, и пусть у тебя по закону обеденный перерыв – попробуй выйти и сказать это очереди, казалось, что тебя просто растерзают. Бежишь в садик после работы, в садике тебе высказывают из-за поведения ребенка, идешь домой, но ребенок хочет идти определенным маршрутом, это плюс полтора часа, и так далее, и так далее. К десяти вечера я уже еле стояла на ногах, укладывала ребенка и засыпала. Но ночью просыпалась от мыслей, что же будет с нами дальше, как мы станем жить, и не могла уснуть до утра. К тому же день в России прожит зря, если ты не услышал за спиной что-нибудь про ребенка или про себя. И это нам еще повезло – мы не ездили в общественном транспорте, у нас была своя машина.
Право быть особенным
Первую неделю после переезда было сложнее всего, так как аутисту сложно адаптироваться на новом месте. Когда же мы приезжали в гости в Россию уже потом, сын просил: «Поехали в аэропорт!» Он уже хотел скорее вернуться в Барселону, теперь его дом там. Сейчас он понимает испанский – на нем мы говорим дома, а в школе их учат на каталанском. Итого он говорит на трех языках. Он использует простые фразы, но тем не менее.
У Испании три вида школ: государственные, частные и получастные. Мой сын учится в получастной школе. Полная оплата обучения в ней составляет 250 евро в месяц, но можно предоставить социальные справки, и государство компенсирует часть. Таким образом мы платили 60 евро в месяц. Это коррекционная школа, и дети в ней учатся до 21 года.
В России плохо относятся в принципе ко всем, кто выглядит или думает по-другому. В Испании все спокойно: можешь – делай, а если и не можешь, то тоже хорошо, ничего страшного. Больше внимания уделяется общению и дружбе детей. Здесь признают право ребенка быть самим собой, быть особенным.
Я знаю мам в Барселоне, у которых тоже дети-аутисты, и они пошли на инклюзивное образование в обычную школу. Там особенные дети учатся вместе со всеми, но к ним приставлен тьютор. Одна из мам рассказала мне очень показательный случай, он объяснит вам всю суть отношения здесь к таким детям. Ее вызвали в школу из-за драки сына и другого мальчика. В кабинете директора сидели родители участника потасовки. Они сказали маме: «Своему сыну мы стараемся объяснить, что все дети разные и есть люди с особыми потребностями и трудностями в общении, но он пока не совсем это понял. Мы приносим вам свои извинения! Мы очень хотим вашего сына пригласить на выходные к нам домой». Не думаю, что в России такое возможно.
Спустя два года я чувствую, что приняла единственно верное решение, переехав. Я продолжаю психиатрическую практику, приходит много обращений от семей с детьми-аутистами. Конечно, аутизм не диагностируется по скайпу, но можно составить план действий, развеять мифы, а самое главное поддержать родителей. Обучением ребенка в Испании я довольна. Сейчас каникулы, и мой сын постоянно вспоминает о школе и хочет туда пойти. В России же каждый поход в детский сад сопровождался криками ужаса и отказами. В Екатеринбурге одно время мой ребенок ходил в частный сад, но потом воспитатели попросили забрать его оттуда, сказали, что не могут с ним справиться.
После драки в школе в Каталонии другие родители сказали: «Своему сыну мы стараемся объяснить, что все дети разные и есть люди с особыми потребностями и трудностями в общении, но он пока не совсем это понял. Мы приносим вам свои извинения! Мы очень хотим вашего сына пригласить на выходные к нам домой». Не думаю, что в России такое возможно.
Если мы говорим о всевозможным методиках терапии и специалистах, то, наверное, их больше в Москве, чем в Барселоне. Всевозможные психотерапии, лечение лошадьми, дельфинами, музыкой – в России это сейчас активно развивается. Здесь же, когда я пошла договориться в школу, чтобы учитель музыки дополнительно занимался с моим ребенком (в России такой подход нормальный), меня даже вообще не поняли. Тут не стараются детей дотащить до нормы.
Это приводит нас к вопросу о толерантности. В России плохо относятся в принципе ко всем, кто выглядит или думает по-другому. Поэтому российские родители во что бы то ни стало стараются сделать ребенка таким как все, чтобы он не выделялся. Мир видится им враждебным, и они надевают на своих детей доспехи, усаживают на коня и отправляют в бой. В Испании биться ни с кем не нужно. Все спокойно: можешь – делай, а если и не можешь, то тоже хорошо, ничего страшного. Больше внимания уделяется общению и дружбе детей, а еще бытовым вопросам – учителя ходят с детьми в магазины, на экскурсии. В Испании признают право ребенка быть самим собой, быть особенным.
Стали бы россияне толерантнее и жизнерадостней – я бы, может, и вернулась.
Недавно я давала интервью, и в итоге журналисты представили мои слова так, что в России все ужасно. Нет, не ужасно! Во многом в России жизнь отличается в лучшую сторону. Чего бы добавить России, так это лица сделать поулыбчивее. В Испании вот тепло и люди улыбаются – и уже только это работает в плюс. Стали бы россияне толерантнее и жизнерадостней – я бы, может, и вернулась.
2 апреля – Всемирный День распространения знаний об аутизме, Здоровье 24 подготовило для вас материал, чтобы уничтожить распространенные стереотипы и мифы, которые существуют вокруг этого особого состояния.
Читайте также: Синдром Дауна – не приговор: успешные модели, преподаватели, актеры
Если общество научится взаимодействовать со взрослыми и детьми, страдающими аутизмом, эти люди смогут социализироваться, занять свое место, жить счастливо и без ограничений. Но чтобы открыть для людей с аутизмом широкие возможности, нам необходимо понимать – в чем суть заболевания, как взаимодействовать и чего делать не стоит.
Почему возникает аутизм
Точные причины аутизма до сих пор не установлены. Современные исследования доказывают, что аутизм – это генетическое заболевание. Однако развитие аутизма происходит на фоне социальных факторов, плохого состояния экологии, воздействия медикаментов, и тому подобное. Поэтому вылечить аутизм нереально, но можно значительно облегчить течение заболевания. Итак, основные (не генетические) причины, которые могут способствовать возникновению аутизма:
- нарушения питания и обмена веществ;
- попадание в организм тяжелых металлов, нейротоксинов, похожее влияние могут иметь лекарства, которые принимают беременные при угрозе прерывания беременности;
- биохимические факторы (неправильный обмен ферментов и т.д.);
- нарушения мозговой деятельности;
- нарушения костного и общего моторного развития;
- современный темп жизни: стрессы, нервозность, переутомление.
Ученые считают, что скорее всего аутизм возникает при сочетании генетических факторов и неблагоприятного внешнего воздействия (от плохой экологии до медикаментов во время беременности).
Стоит заметить, что отношения в семье (между членами семьи и с ребенком в частности) не влияют на возникновение аутизма. Также не подтвержден миф о связи аутизма и вакцинации.
Точные причины аутизма не обнаружены
Аутизм проявляется уже с первых месяцев жизни младенца. Заметить его можно по развитию речи, поведению ребенка. Однако поставить диагноз может только квалифицированный врач – детский психиатр. Поэтому родителям не стоит паниковать раньше времени, надо помнить, что дети развиваются по-разному. Однако, если у родителей есть определенные подозрения, стоит провериться. Ведь раннее вмешательство медиков, программы развития увеличивают шанс на лучшую адаптацию в обществе.
Признаки аутизма
Симптомы аутизма проявляются в основном до 3 лет. Чаще всего ребенок почти не говорит и ведет себя не так, как его сверстники. Бывают случаи, когда ребенок все же говорит. Но со временем эти навыки теряются.
Читайте также: Контролируйте не эмоции, а реакцию на них: советы психотерапевта
Дети, больные аутизмом, во время игр часто монотонно повторяют одно и то же действие. Они играют одни, им не интересны игры со сверстниками или взрослыми. Родителям стоит обратить внимание на типичные покачивания, чрезмерную любовь к качелям, особое внимание к нескольким предметам.
Люди с аутизмом склонны к повторяющимся действиям
Дети, страдающие расстройством аутизма, не отзываются на свое имя. С ними трудно или невозможно установить зрительный контакт. Они часто мало жестикулируют, любят принимать определенные позы и фиксировать одно выражение лица.
В общем, описать типичное поведение больного аутизмом невозможно. Конкретная форма заболевания в каждом конкретном случае проявляется иначе. Однако можно выделить несколько признаков, с которыми следует обратиться к врачу:
- проблемы с развитием речи;
- игры в одиночку;
- проблемы в общении со сверстниками;
- повторяемость действий;
- невозможность установить зрительный контакт;
- ребенок мало жестикулирует;
- зависимость от рутины: одного и того же маршрута прогулки, четкого распорядка дня и т.д.;
- сложности с координацией движений, хождение на цыпочках;
- повышенная чувствительность к шуму, музыке, свету, одежде, запахам, купанию.
Как помочь
Статистика больных аутизмом сильно менялась вместе с исследованиями заболевания. Общая статистика говорит об 1 больном ребенке на 1 000. Однако, эти данные могут меняться в больших пределах. Заметим, мальчики страдают аутизмом в 3-4 раза чаще девочек.
Существует повышенный риск заболеваемости, если один из родителей сам страдает от аутизма или были больные в семье. Если первый ребенок у пары болеет аутизмом, то есть риск, что и второй ребенок тоже будет иметь соответствующее расстройство. Однако, это только риски, но отнюдь не обязательное условие.
С людьми с аутизмом надо общаться правильно
В Украине среди методов лечения преобладает медикаментозный. Однако, часто этого не достаточно. Для эффективного лечения детей с аутизмом нужен комплексный подход. С ребенком и родителями должны работать врачи, психологи, психотерапевты и логопеды. Также есть большое количество альтернативных методик. Однако научных подтверждений их эффективности нет.
Чем раньше болезнь обнаружена, тем лучше. Для этого родителям младенцев стоит не пропускать плановые осмотры у педиатра и специалистов, обращать внимание на поведение малыша.
Если аутизм все же обнаружен, не стоит впадать в панику. С таким диагнозом возможно полноценная, счастливая жизнь – при условии правильного подхода к ребенку, инклюзивного образования, вмешательства врачей. Правильный подход в раннем возрасте к детям с выявленными проблемами позволяет их возвращать в круг сверстников для дальнейшей социализации и обучения.
Люди с аутизмом могут быть гениями своего дела
Аутизм часто связан с определенным отставанием в умственных способностях. Однако эта статистика не является стопроцентной. Кроме того, люди с аутизмом бывают часто очень одаренными и даже гениальными в одной сфере деятельности. Они полностью концентрируются на ней и игнорируют деятельность вне их круга интересов.
Как правильно общаться с людьми-аутистами
Если в вашем окружении есть дети или взрослые, которые больны аутизмом, следует придерживаться простых правил общения:
- Говорите на темы, которые действительно им интересны. Люди с аутичными расстройствами часто зацикливаются на одном интересе, они становятся настоящими экспертами в этой теме. Вы сможете почерпнуть для себя что-то интересное, а они – максимально раскрыться.
- Сокращайте предложения. Краткие сообщения помогают людям с аутизмом быстрее обработать информацию. Также им легче дается письменное общение.
- Аутисты имеют образное мышление. Поэтому им значительно легче понять идею с помощью рисунков, схем.
- Давайте время на ответ. Людям с аутизмом часто нужно больше времени на обдумывание. Не подгоняйте их в разговоре, дайте время обдумать. Если человек не ответил на предшедствующий вопрос, не задавайте следующий. Имейте терпение.
- Придерживайтесь языковой устойчивости. Не высказывайте одну и ту же мысль разными словами. Это сбивает с толку людей с аутизмом.
- Не воспринимайте молчание аутистов на свой счет. Будьте чуткими, уважайте пределы.
- Начинайте разговор с утверждения, а не вопроса. Банальный вопрос «как дела» может стать настоящим стрессом для человека с аутизмом. Введите их в разговор постепенно.
- Уделяйте внимание. Даже если кажется, что людям с аутизмом лучше самим, на самом деле им тоже нужна забота и внимание.
- Выбирайте подходящее время для беседы. Собеседник с аутизмом должен быть спокойным, чувствовать себя комфортно. Тогда шансы на сотрудничество значительно возрастают.
- Аутистам трудно уловить шутки, иронию, сарказм, метафоры. Говорите прямо и четко. Это упростит задачу вашему собеседнику.
Как правильно общаться с людьми-аутистами
Уважайте и любите людей с аутизмом. Они особенные и требуют особого подхода, но это не делает их хуже.
Больше новостей, касающихся лечения, медицины, питания, здорового образа жизни и многого другого – читайте в разделе Здоровье.