София Халходжаева
Евангелист Матфей повествует о том, как после крещения в реке Иордан Иисус «возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Готовясь начать Свою миссию провозглашения Небесного Царства, Иисус делает это так, как уже делали Моисей и Илья в Ветхом Завете (ср. Исх 24,18; 1 Вал 19,8), с помощью сорокадневного поста. Он вступает в «Четыредесятницу».
В конце этого поста уединение Иисуса было нарушено дьяволом: появившись как смерч, он трижды пытается поставить Иисуса в затруднительное положение. Пользуясь тем, что Иисус голоден, дьявол предлагает Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4,3). Иисус отвечает четко и ясно: «Написано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» (Мф 4,4), ссылаясь на Моисея, который напоминал народу о долгом пути по пустыне: тогда израильтяне познали, что их жизнь зависит от Слова Божия (ср. Втор 8,3), пояснил Папа.
Затем дьявол делает вторую попытку, более изощренную:
«Он также цитирует Священное Писание. Его стратегия понятна: если ты так уповаешь на Божью силу, то испытай ее, ведь в самом Писании говорится, что ангелы придут к тебе на помощь (ср. Мф 4, 6). Но и в этом случае Иисус не дает Себя запутать, ибо тот, кто верит, знает, что Бога не испытывают, а всецело вверяются Его благости. Поэтому на библейские слова, пристрастно истолкованные Сатаной, Иисус отвечает еще одной цитатой: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4, 7)»».
Наконец, третья попытка (ст. 8-9) показывает истинное намерение дьявола: поскольку пришествие Царства Небесного знаменует начало поражения сил зла, то лукавый хочет отвлечь Иисуса от выполнения Его миссии, предлагая Ему перспективу политического мессианства. Однако Иисус отвергает идолопоклонство власти и человеческой славе и в конце концов прогоняет искусителя, говоря ему: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»» (Мф 4,10).
Иисус не вступает в диалог с дьяволом, подчеркнул Святейший Отец. Иисус отвечает дьяволу Словом Божьим, не Своим словом:
«Во время искушения мы нередко начинаем диалог с искушением, с дьяволом: «Пожалуй, я могу это сделать, потом исповедуюсь и все будет хорошо». Потом нас ожидают второе, третье искушение… Поэтому никогда не нужно вести диалог с дьяволом. Иисус прогоняет дьявола или, как в этом случае, отвечает ему Божьим Словом. Будьте внимательны: никогда не ведите диалог с искушением, никогда не вступайте в диалог с дьяволом».
Сатана и сегодня врывается в жизнь людей, чтобы соблазнять их своими заманчивыми предложениями, смешивая свой голос со множеством других голосов, которые пытаются усыпить человеческую совесть, продолжил Папа:
«Со всех сторон нас одолевают послания, призывающие «поддаться соблазну», чтобы испытать острые ощущения греха. Опыт Иисуса учит нас, что искушение — это попытка следовать путям, альтернативным пути Бога: «Давай, сделай это, нет проблем, позже Бог простит! Наслаждайся, пока можешь…» — «Но ведь это грех!» — «Да нет же, ничего подобного!». Это альтернативные пути, дающие нам ощущение самодостаточности, наслаждения жизнью, цель которой заключена в ней самой. Однако все это иллюзорно: очень скоро мы понимаем, что чем больше мы отдаляемся от Бога, тем больше мы чувствуем себя беззащитными и беспомощными перед лицом огромных проблем существования».
Завершая свое размышление, Святейший Отец воззвал к Пресвятой Богородице, испрашивая Её помощи для всех верных Церкви, дабы они оставались во время Великого поста бодрствующими в борьбе с искушениями, не поддавались идолам этого мира, следовали за Иисусом в борьбе со злом. «Тогда, — сказал Папа, — мы тоже станем победителями, как и Он».
Вопрос:
Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин), кандидат физико-математических наук :
Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины.
Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, — настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук — идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества — Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях — в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах — иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.
Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.
Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории — не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга — учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.