Святитель Питирим родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме, на Смоленской земле. Во святом крещении младенца нарекли в честь преподобного Прокопия Декаполита, исповедника (+ ок. 750; память 27 февраля / 12 марта).
Считается, что его родители были людьми не знатными, но истинно благочестивыми, и смогли воспитать двух своих детей в вере и послушании. Впоследствии Прокопий, и его сестра — в монашестве Екатерина (мирское имя её неизвестно), приняли постриг.
Образование Прокопий получил в Вязьме. Одаренный острым умом и глубоким религиозным чувством, он чуждался суетных, мирских развлечений. С отроческих лет, посещая свой приходской храм, Прокопий учился при нем церковному чтению, письму и пению. Получив от Господа талант художника, он прошел и обучение у церковных мастеров иконописанию по древним подлинникам.
С детских лет Прокопий любил и чтил своего святого — преподобного Прокопия Декаполита, иерусалимского подвижника, всегда имел к нему почитание и верил в его покровительство.
Середина XVII века стала для Вязьмы и ее окрестностей временем важных духовных и политических событий, многие из которых происходили непосредственно в городе. Приезд в него Святейшего Патриарха Никона, его одухотворенные проповеди, которые, несомненно, слышал юный Прокопий, не могли не повлиять на чуткую его душу. Пребывание в Вязьме около года царя Алексея Михайловича и всей его семьи, участие их в церковных службах в соборе, Предтечевом монастыре и в храмах города, укрепили в Прокопии дух государственности и домостроительства, так пригодившийся ему в служении на Тамбовской земле.
Особенной для десятилетнего мальчика, потрясшей его всего, стала торжественная встреча вязьмичами, возвращавшегося из Москвы в Смоленск, чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Одигитрия» (Путеводительница). Краткое пребывание этой высокочтимой на Руси святыни в Вязьме, оставило такой след в памяти Прокопия, что впоследствии он взял список с иконы Смоленской «Одигитрии» с собой в Тамбов. Ревностно он почитал и покровителя Вязьмы преподобного Аркадия Вяземского, известного с XI века.
Домашнее воспитание, образование в тогдашних Вяземских школах, любовь к молитве и богослужению, исторические события, свидетелем которых он стал, все это зажгло в душе Прокопия сильное стремление к монашеской жизни. Достигнув совершеннолетия, в 1665 году он поступил в Вяземский Иоанно-Предтечев мужской монастырь, находившийся тогда в ведении митрополитов Сарских и Подонских (Крутицких). (1)
К этому времени Предтечеву обитель уже отстроили после Смутного времени и литовского разорения. Она славилась на всем западе России своим строгим уставом, составленным ее основателем преподобным Герасимом Болдинским, учеником преподобного Даниила Переславского. Постническая жизнь и ревностное точное исполнение всех возлагаемых послушаний, способствовали тому, что в 1665 году Прокопия постригли в монашество с именем Питирим, в честь преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого.
Подражая житию духовного покровителя Вяземского Предтечева монастыря — святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну, монах Питирим с еще большим старанием посвятил себя молитве, коленопреклонению и совершенствованию христианских добродетелей. Особенно его украшали смирение, кротость и простосердечная братская любовь. Вскоре Питирима рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха, а в 1677 году его возвели в сан игумена и избрали настоятелем монастыря.
Заменив архимандрита Тихона и приняв в свои руки настоятельский жезл, святой Питирим старался пасти вверенных его руководству иноков отеческим советом, покровительством и вразумлением, лично подавая добрый пример во всем. Не оставляя монашеских келейных подвигов, он неопустительно присутствовал на всех богослужениях, являясь в храм первым и уходя из него последним. Заботясь об укреплении в насельниках обители духа строгого подвижничества, архимандрит Питирим в своем служении проявлял особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтечева обитель достигла высокого духовного расцвета и благолепия.
История сохранила свидетельство, показывающее несокрушимую твердость духа архимандрита Питирима и его ревность в сохранении правильного отношения к святым, почитаемым Церковью.
Издревле небесным покровителем Вязьмы являлся преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, прославившийся подвигом юродства. 11 июля 1677 года в Торжке, в Борисо-Глебском монастыре обрели его мощи, и почитание преподобного Аркадия в Вязьме оживилось с особенной силой. В 1679 году, на праздник Вознесения Господня, в городе происходил обычный крестный ход из Троицкого собора и других церквей в Иоанно-Предтечев монастырь. В нем среди других икон несли образ и преподобного Аркадия, обычно хранившийся в храме Всемилостивого Спаса. На этой иконе святой Аркадий изображался «подобием мужа млада, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы». Опытный взгляд архимандрита Питирима, как искусного иконописца, остановился на этой иконе, не соответствовавшей традиционным канонам. Преподобного Аркадия в соответствии с иконописным подлинником должны были писать «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы Преподобническия». По окончании крестного хода, архимандрит Питирим оставил (задержал) этот неканонический образ в Предтечевом монастыре «для подлинного ведения». Смелый поступок святого Питирима вызвал недовольство, и ропот среди некоторой части вязьмичей. Вскоре после этого случая, святитель Питирим служил в соборе царский молебен. По его окончании к архимандриту Питириму подступила целая толпа драгун, стрельцов и посадских людей, во главе с неким Потапом Мироновым и другими подьячими. Они просили его поставить икону преподобного Аркадия на старое место, в Спасский храм. Святой Питирим обстоятельно рассмотрел дело, и сообщил рапортом обо всех событиях в Вязьме митрополиту Крутицкому Варсонофию. Через год, когда от митрополита не было еще никакого решения, в день Вознесения Господня 1680 года, после крестного хода, тот же подьячий Миронов «со товарищи» вновь явились к архимандриту Питириму, прося возвратить икону преподобного Аркадия. Отставной рейтар Степан Ковалев горячо убеждал народ, что якобы за унижение этой иконы посланы на Вязьму бездождие и другие бедствия. Ропот на святого Питирима стал усиливаться. В день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы, некто Сенька Попов сын Мухи, кричал собравшемуся народу: «Что вы, мир, за Аркадиеву икону не стоите, архимандриту терпите? Колько за икону скорбей терпеть? Черви на сады и на овощи напали!». Миронов со своими единомышленниками явился в келью святого Питирима, угрожая, что не оставят его живым, если он не отдаст икону. Однако вид разъяренной толпы не устрашил святого. Он твердо стоял на том, что без архиерейского указа он образ назад не вернет. Вскоре недовольство и ропот горожан достигли чрезвычайной силы. После молебна в Троицком соборе в честь царской свадьбы, толпа стрельцов встретила архимандрита Питирима криками и бранью. Они «хвалились за икону убить архимандрита кирпичом и печени его разорвать». Святой Питирим, избегая опасности, поехал на воеводский двор. Человек пятьдесят гнались за ним до самых ворот. Воевода защитил архимандрита Питирима, но отказался «тех мятежников переимать». Волнение все более усиливалось, и святому Питириму угрожала смерть. Тогда он написал в Москву во второй раз. Митрополит, видя серьезность дела, передал его на суд Патриарха. Святейший Иоаким приказал взять чернеца Спиридона, написавшего икону, сам образ преподобного Аркадия и представить в столицу для освидетельствования. На этом дело с иконой преподобного Аркадия закончилось, так как желающих выступить против центральной власти в городе не нашлось.
На церковных Соборах в 1681-1682 годах царь Феодор Алексеевич предлагал учредить новые епархии и викариатства. Рассматривались вопросы о переводе Вязьмы в Смоленскую епархию и о назначении в город викарного епископа, с местом его пребывания в Предтечевом монастыре. Исторические сведения о Вяземском викариатстве в тот период не сохранились.
1 сентября 1684 года архимандрит Питирим, с разрешения царя Феодора Алексеевича и по благословению Святейшего Патриарха Иоакима, получил новое ответственное церковное послушание — его назначили на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Иоаким хиротонисал его в сан епископа. Однако в Тамбов святой Питирим выехал не сразу, но лишь в начале 1686 года. По пути он заезжал в Воронеж для беседы со святым Митрофаном, епископом Воронежским, с которым его связывали тесные узы дружбы. Они часто встречались и много времени проводили в совместных молитвах и духовных беседах.
Тамбовскую епархию образовали в 1682 году. Все ее пространство, в те времена составлявшее окраину России, было покрыто непроходимыми лесами из пород дуба, сосны и березы, в которых рыскали волки, медведи, соболи и куницы. Коренное население в основном состояло из общин мордвы, живших в верховьях рек Цны и Мещеры. Из русских областей на Тамбовщину заходили лишь люди вольные, да убегавшие от наказаний за преступления, а позднее и раскольники (старообрядцы). Местные жители занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Край этот, как пограничный, постоянно подвергался нападению со стороны кочевых народов. Для защиты территории Руси здесь строились города-крепости: Шацк, Ряжск, Данков и другие. Позже, по указу царя Михаила Феодоровича, устроили города Козлов и Тамбов. Значительную роль в заселении Тамбовского края сыграли монастыри, первый из которых — Троицкий в 1622 году основал иеромонах Иосиф на реке Лесной Воронеж. (2)
Первым епископом на Тамбовской кафедре в 1682 году стал преосвященный Леонтий, хиротонисанный из Галицкого Авраамиева монастыря, но он пробыл здесь всего семь месяцев, поддался соблазну раскола, и в 1684 году его отрешили от кафедры и сослали в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он прожил до 1707 года. (3)
В Тамбов преосвященный Питирим прибыл в первых числах марта в сопровождении своего келейника Василия и нескольких монахов. Первым его благословением стало размещение на главных воротах города большого креста с изображением Распятого Господа. После совершившегося в присутствии святителя Питирима чуда с Казанской иконой Божией Матери во время всенощного бдения, он распорядился поставить этот образ на других воротах.
Святой Питирим стал постоянно и в своем доме и в храме учить людей истинам христианской веры. Владыка часто служил, нередко сам становился на клирос и обучал причт церковный чтению и пению. По преданию, им самим написаны несколько образов святых и Богородицы, украсивших крепостные ворота города Тамбова. Причем один из них — икона Ильинско-Черниговской Божией Матери, впоследствии получила название Тамбовской. Кисти святителя принадлежал, и Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», который он привез с собой из Вязьмы.
Много труда вложил святой Питирим в устроение новых храмов и обителей, благолепному украшению которых он придавал особое значение. В 1690 году он основал Вознесенский женский монастырь в Тамбове, первой которого стала монахиня Екатерина — его сестра. (4)
В 1691 году владыка Питирим основал вблизи Тамбова, на правом берегу реки Цны Трегуляевский монастырь во имя Иоанна Предтечи. (5)
В 1694 году по его благословению в Тамбове вместо ветхого деревянного начали возведение нового каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня. При его жизни успели возвести только первый этаж. Он освятил первый придел в честь святителя Николая чудотворца. Здесь у южной стены святой Питирим указал на место для своего погребения.
На архиерейской кафедре преосвященный Питирим не только не ослабил свои подвижнические труды, но еще более их усилил. Около архиерейского дома святой своими руками ископал колодец, над которым позднее поставили часовню, а с 1868 года к нему стали совершать крестный ход для освящения воды.
..Всю свою жизнь святой Питирим находил радость и покой в Боге. Кроме Смоленского образа Божией Матери, Девпетерувская икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Николая чудотворца постоянно украшали его келию. Перед ними он совершал свое молитвенное правило. Сохранилось предание, что однажды, во время тяжелой болезни Господь утешил преосвященного Питирима дивным видением. В молитве он обратился с просьбой об исцелении к своему небесному покровителю — святому Прокопию Декаполиту. В это время ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. В облаке явился Спаситель и благословил святого Питирима. После той болезни и чудесного явления, он прожил еще около трех лет.
В 1698 году, 28 июля / 10 августа (по н.ст.), в семь часов вечера, в день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы, окончилась земная жизнь святого Питирима. Он отошел ко Господу, в возрасте пятидесяти трех лет. Погребен святой Питирим, по его духовному завещанию, в Преображенском соборе Тамбова, в нижнем этаже, в Никольском приделе, на правой стороне, у стены близ клироса. Над его могилой сооружена резная деревянная рака, позже замененная на серебряную, с вычеканенным изображением святителя в полный рост, в архиерейском облачении. Гробница святителя Питирима стала местом благоговейного молитвенного почитания.
Келейная Девпетерувская икона Божией Матери, находившаяся над гробницей святого, особенно прославилась в 1833 году во время одного чудесного события. Женщина, муж которой по ложному обвинению находился в тюрьме, увидела во сне неизвестного ей старца. Он повелел ей отыскать в соборе келейную икону преосвященного Питирима и отслужить пред ней молебен. Женщина нашла этот образ Пресвятой Богородицы, и испросила отслужить пред нею молебен. Вскоре после этого ее мужа оправдали.
От гробницы святого Питирима совершались многие исцеления больных. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от места захоронения еще не прославленного святого.
В 1913 году Священный Синод, рассмотрел представленное высокопреосвященным Кириллом, архиепископом Тамбовским исследование о чудесных знамениях и исцелениях, совершившихся по молитвенному предстательству епископа Питирима, управлявшего Тамбовской кафедрой в 1685-1698 годах. Постановили: «1) признать святителя Питирима в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения – в Тамбовском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, 2) торжественное прославление святителя совершить 28 июля 1914 г. в день памяти его, 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой после дня прославления отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день прославления его – 28 июля». (6)
В 1919 году большевики мощи святителя Питирима вскрыли, но не уничтожили. Их чудесным образом сохранили и оставили в Спасо-Преображенском соборе, превращенном в музей. С 1988 года мощи святителя Питирима покоились в Покровском кафедральном соборе Тамбова. Над гробницей угодника Божия соорудили новую резную сень, и рядом висела Девпетерувская икона Божией Матери. Позже мощи святителя и чудотворная икона Богородицы перенесены в нижний — Никольский придел, восстановленного Спасо-Преображенского собора города Тамбова.
Примечания:
1. Вяземский Предтечев мужской монастырь. В юго-западном предместье г. Вязьмы. Место это, до основания монастыря, было за посадом, покрыто ольхою и служило удобным притоном для праздных людей, открыто производивших разбои. Прп. Герасим, основатель Троицкого Болдина монастыря, для искоренения зла основал
здесь в 1534 г. особый монастырь, поставив в нем ученика своего Симеона. / В.В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 282.
3. П. Строев. Списки настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 893.
4. Вознесенский Тамбовский женский монастырь. Находится в г. Тамбове. Основан в 1690 г. святителем Питиримом. Три храма. 1) соборный в честь Вознесения Господня; 2) в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 3) во имя преподобного Антония Печерского, в сестринском корпусе. / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 186.
5. Предтечев Трегуляевский монастырь. В 7 верстах (7,5 км.) от Тамбова, на берегу р. Цны. Основан в 1691 г. (по другим данным в 1688 г.) св. Питиримом, епископом Тамбовским под видом загородного архиерейского дома. В 1764 г. оставлен за штатом, в 1811 г. восстановлен и возведен в степень монастыря. Со дня основания был мужским, в 1912 г. обращен в женский (в 1990-е годы восстановлен как мужской). Имел храмы: 1) собор в честь Иоанна Предтечи; 2) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Управлял архимандрит / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 187.
6. Прославление святителя Питирима. / СЕВ. № 15. 2000. С. 700.
Иеромонах Даниил (Сычев).
(память 28 июля/10 августа)
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон. Святой Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя — преподобного Прокопия Декаполита (VIII в.; память 27 февраля/11 марта), в день памяти которого он родился.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (+1554; память 1/14 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий стал с усердием подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные
на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита.
1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674—1690) получил новое церковное послушание — был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в неделю блудного сына в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение
у мощей Московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября/6 декабря и 7/20 августа). Торжественная встреча в первом городе епархии — Козлове — смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов — свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692 г.), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина, и мужская Тригуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила с связи с тем, что святитель Питирим любил уединение. Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители.
Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, были родительским благословением святителя.
Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и магометан и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Обращение святителя к пастве отличались кротостью и доступностью. Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, святитель словом искренней любви к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям. Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.
Вновь открытые храмы требовали новых пастырей. Одной из забот святителя Питирима было избрание и подготовка кандидатов в священники. Он неукоснительно требовал, чтобы прихожане избирали кандидатами только грамотных людей. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранного к принятию священного сана.
В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора. Он не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Закончен он был уже после его кончины. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора — во имя святителя и чудотворца Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому).
Святитель Питирим с детства любил богослужение. Он часто служил и заботился о благоговейном исполнении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Заботясь о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества.
Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим Святейшего Патриарха Адриана (1690—1700).
На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил
не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, — святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница.
После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.
Свт. Питирим, еп. Тамбовский
Питирим Тамбовский (1645 — 1698), епископ, святитель.
Память 28 июля, в Соборах Липецких, Смоленских и Тамбовских святых
В миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.
Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита.
15 февраля 1685 года патриарх Иоаким вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель даже сам участвовал в строительных работах.
Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу. При архиерейском доме его трудами собиралась библиотека духовной литературы. Святитель часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова он многих привел к истинной вере.
Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Святитель Питирим ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.
Скончался 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая.
Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии.
28 июля 1914 года святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
Тропарь
Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме, премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Использованные материалы
- Страница календаря портала Православие.ру: