Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Первая седмица Великого поста

by adminon 29.08.202029.08.2020

2 марта, Чистый понедельник – народное название первого понедельника Великого поста. Оно закрепилось в культуре – в этот день делали уборку в доме после Масленицы. Вся неделя отличается особой строгостью поста в пище и продолжительными богослужениями.

Весь пост, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта) вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании – эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней.

Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме – оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие – можно взять стул.

В среду и пятницу Первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В пятницу, 6 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону, которая соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо (блюдо из злаков, изюма и меда) в конце молебна.

В субботу первой седмицы, 7 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста.

Также 7 марта (в високосный год) празднуется обретение мощей святой блаженной Матроны Московской.

Первое воскресенье Великого поста, 8 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия.

Содержание

          • Иные седмицы Великого поста
    • Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста
  • Первая неделя Великого поста
    • Что можно есть в первую неделю Великого поста?
  • Вторая неделя Великого поста
    • Что можно есть во вторую неделю Великого поста?
  • Третья неделя Великого поста
    • Что можно есть в третью неделю Великого поста?
  • Четвёртая неделя Великого поста
    • Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?
  • Пятая неделя Великого поста
    • Что можно есть на пятой неделе Великого поста?
  • Шестая неделя Великого поста
  • Седьмая неделя Великого поста
    • Что можно есть на страстной седмице?
Иные седмицы Великого поста

• 2-я седмица • 3-я седмица

• 4-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого поста Гермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого поста Дементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника? Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого поста архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого поста прот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого поста Юрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

Гер­мо­ген Ши­ман­ский

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за.

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся).

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия, ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон.

Из кн. «Ли­тур­ги­ка».

При­ме­ча­ния

См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

«Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Великий пост в 2020 году начинается с 2 марта и длится 6 недель (седмиц). Это особый период, который готовит нас к встрече главного события — праздника Пасхи.

Чтобы лучше вникнуть в смысл Великого поста, для начала нужно разобраться, чем примечательна каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внимание.

Первая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только.
Прежде всего — это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.

В субботу первой седмицы (недели) совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.

В воскресение первой седмицы (недели) церковь отмечает Торжество Православия.

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.
В остальные дни можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Вторая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота второй седмицы (недели) — день особого поминовения усопших, родительская суббота.
В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких.
Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.
Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно помолиться за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возможности как при жизни исповедать свои грехи и получить за них прощение, но мы своей любовью и молитвой можем помочь им.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу.

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый «Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что в нас запечатлен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас — этот свет. Мы имеем надёжную опору внутри нас. И осознавая это, легче двигаться дальше.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, и святителя Григория Двоеслова — 25 марта, разрешается растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Третья неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота третьей седмицы (недели) — день особого поминовения усопших, родительская суббота.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.

Неделя Крестопоклонная

В воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Когда совершаются поклоны, поётся:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения.
Считалось, что время Великого поста для людей, называемых оглашенными (то есть готовыми к принятию святого Крещения) — особый подготовительный период, к которому они походят с особым вниманием и трепетом.

Для нас это прежде воспоминание о крестных страданиях Христа Спасителя нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.
Крест — это наша опора, наше укрепление в вере.

Вот что говорит об этом в одной из своих проповедей Митрополит Антоний Сурожский:

«Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все».

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четвёртая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота четвёртой седмицы (недели) — день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким.

В воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника.

Преподобный Иоанн — великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.
Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).

Вот что пишет преподобный о покаянии:

«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом.»

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота пятой седмицы (недели) — день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы.
Существует несколько вариантов установления этого празднования.
По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке.
И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое «Мариино стояние», во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни.

Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась.

В воскресенье четвёртой седмицы (недели) церковь чтит память преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Шестая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Седмица Ваий (вайя в переводе с греч. — ветка) — название отсылает нас к главному событию этой недели — Входу Господню в Иерусалим, также этот праздник именуется Неделей цветоносной или Вербным Воскресением. В этот день по традиции приятно освящать пальмовые ветви, которые у нас заменяются веточками вербы.
На богослужениях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празднику.

Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой, так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Воспоминание этого события очень важно и показательно для всех людей. Христос воскресил праведного Лазаря для того, чтобы свидетельствовать всем о возможности всеобщего воскресения в день Страшного Суда. И что невозможно сотворить человеку — возможно Богу.
Накануне в пятницу совершается ве­ли­кое по­ве­че­рие.
В день Ла­за­ре­вой субботы служится Литургия святителя Иоан­на Зла­то­уста.

Эти празднества — Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим подводят нас к особому периоду — Страстной седмицы, который уже не является частью Великого поста, а вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения, также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). 9 апреля в честь праздника Входа Господня в Иерусалим на трапезе разрешается рыба. В Лазареву Субботу разрешается икра.

Седьмая неделя Великого поста

Страстная седмица (неделя) — особый период в жизни Церкви и каждого верующего человека, который приближает нас к Великому дню Христова Воскресения.

Особенности этой недели:

Эта неделя посвящена воспоминанием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.
Эта неделя является уникальной ещё и по своему богослужебному строю. Каждый день не похож на другой.
На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период.

Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице — Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели.

Великий Четверг (Четверток):

Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие.
Вечером совершается утреня Великой Пятницы — длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток):

В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб.
В этот день Литургии не положено.
Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения.

Великая суббота:

Это последний день перед Пасхой.
В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения.

В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета. Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло. Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Пост — с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.
Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .