Митрополит Филарет, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси
Дата рождения:
21 марта 1935 г.
Дата хиротонии:
24 октября 1965 г.
День ангела:
14 декабря
Митрополит Филарет, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих.
Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени.
Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.
Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса.
После окончания школы поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии начал церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил курс обучения в семинарии и поступил в Московскую духовную академию. Будучи на втором курсе академии, он решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой.
3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский; скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом. «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постригл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая», — эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.
26 апреля 1959 года, в Неделю ваий, Святейший Патриарх Алексий I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы рукоположил монаха Филарета во иеродиакона.
Иеродиакон Филарет продолжал заниматься в духовной академии и служил в храмах Троице-Сергиевой Лавры, всякий раз совершая богослужения с благоговейной торжественностью и истинным смирением перед величием Таин Божиих.
Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Личность выдающегося иерарха глубоко почиталась Святейшим Патриархом Алексием I, который был инициатором проведения в Московских духовных школах Филаретовских вечеров. Всегда выступая на них со своим мудрым словом, Святейший Патриарх прививал студенчеству любовь к духовному облику Московского святителя. Поэтому отец Филарет с душевной радостью и трепетом работал над этой темой. Решением Ученого совета академии иеродиакон Филарет был удостоен степени кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по истории и разбору западных исповеданий на III курсе академии, а позже ему было поручено преподавание гомилетики в академии и семинарии.
14 декабря 1961 года за Божественной литургией в освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха.
В сентябре 1962 года иеромонах Филарет был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года — инспектором Московских духовных академии и семинарии.
4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по благословению Его Святейшества Преосвященный Питирим (Нечаев), епископ Волоколамский (скончался в сане митрополита Волоколамского и Юрьевского), возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и креста с украшениями.
8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий I за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в Московской духовной академии возвел игумена Филарета в сан архимандрита.
Продолжая педагогическую деятельность в среде маститых профессоров и наставников, инспектор академии и семинарии архимандрит Филарет стал одним из самых молодых педагогов.
В сентябре 1963 года при Московской духовной академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий I назначил архимандрита Филарета ее заведующим.
8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков; скончался в сане митрополита Рижского и Латвийского), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров; скончался в сане митрополита), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников; скончался в сане митрополита Ленинградского и Новгородского), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев; позднее архиепископ Брянский и Севский).
На следующий день, 24 октября, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония нареченного архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии.
14 мая 1966 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии.
29 мая, накануне праздника Святой Троицы, преподаватели Московских духовных академии и семинарии во главе с инспектором архимандритом Симоном (Новиковым; позднее митрополит Рязанский и Касимовский) собрались в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора.
Во время пребывания епископа Филарета в должности инспектора (тогда он был еще архимандритом), у него с самого начала установились дружественные отношения, проникнутые доверием и благожелательностью, с профессорско-преподавательским составом и студентами. Совмещая административные обязанности с научно-богословской и педагогической работой, владыка Филарет с первого дня ректорства начал читать лекции в академии по курсу Нового Завета.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, епископ Филарет неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций от Русской Православной Церкви, принимал участие во многих богословских собеседованиях. Епископ Филарет проводил в академии многие встречи и беседы с представителями церковных, государственных и общественных кругов различных стран мира.
Многообразной была деятельность ректора и в общественной жизни нашей страны. Епископ Филарет неоднократно участвовал в конференциях в защиту мира; избирался членом Президиума Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, состоял членом правления и вице-президентом ряда обществ дружбы.
28 ноября 1968 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод назначили епископа Дмитровского Филарета, ректора Московской духовной академии вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
С этого времени для епископа Филарета наступил период интенсивной работы в области внешнецерковной деятельности Русской Православной Церкви.
С 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре прошел Поместный Собор Русской Православной Церкви. В работе Собора принимали участие представители всех епархий Московского Патриархата — архиереи, клирики и миряне. Московскую духовную академию на Соборе представлял ее ректор епископ Дмитровский Филарет, на которого в дни подготовки и проведения Собора были временно возложены и обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.
С 6 сентября 1971 по 25 августа 1972 года владыка Филарет являлся временно управляющим Калининской епархией.
9 сентября 1971 года епископ Филарет во внимание к усердным трудам Церкви Божией был возведен Святейшим Патриархом Пименом в сан архиепископа.
18 апреля 1973 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета на кафедру Архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы.
7 мая 1974 решением Ученого совета Московской духовной академии Владыка Филарет был избран почетным членом академии, а спустя некоторое время был избран почетным членом Ленинградской духовной академии.
Во внимание к усердным архипастырским трудам и миротворческой деятельности в качестве Экзарха 15 апреля 1975 года Святейший Патриарх Пимен возвел Преосвященного Филарета в сан митрополита.
2 сентября 1977 года Владыка Филарет награжден правом ношения второй панагии.
10 октября 1978 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета Митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября определили ему быть Патриаршим Экзархом Западной Европы.
С 16 ноября 1979 года Владыка Филарет временно управлял Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Американской Православной Церкви).
С 1981 по 1988 год он являлся членом и заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, был руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам.
14 апреля 1981 года Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы, был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
По инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Москве в мае 1982 года прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Председателем международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной конференции был избран Митрополит Минский Филарет. Это был весьма представительный форум религиозных деятелей, одно из значительных религиозно-общественных событий ХХ века. Принятые итоговые документы имели огромный резонанс в религиозных, государственных и общественных кругах.
19 декабря 1983 года в Советском комитете защиты мира (ныне Федерация мира и согласия), на встрече представителей Церквей и религиозных объединений в интересах содействия более эффективным связям между сторонниками мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Председателем Комиссии был единодушно избран Митрополит Минский и Белорусский Филарет.
24 марта 1985 года Преосвященный Филарет был награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери.
В 1988 году на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом.
4 июля 1988 года Владыка Филарет был награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.
15 декабря 1988 года Преосвященный Филарет вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.
16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата Митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата Митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода.
В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, избран народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, избран председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.
9 мая 1990 года Патриарший Экзарх всея Беларуси вошел в состав Синодальной Библейской комиссии, а 16 июля 1990 года был назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С января по декабрь 1991 года Высокопреосвященный Митрополит Филарет — народный депутат СССР.
С 18 февраля 1992 года Владыка Филарет носит титул: «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит».
28 декабря 1993 года Высокопреосвященный Владыка назначен председателем Синодальной Богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.
С 3 февраля 1994 года Митрополит Филарет является священноархимандритом Свято-Благовещенского Ляденского монастыря.
С 28 декабря 1996 по 17 июля 1997 года Владыка Филарет являлся временно управляющим Полоцкой епархией.
С 28 февраля по 4 июля 2002 года Патриарший Экзарх являлся временно управляющим Могилевской епархией.
25 января 2009 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский Патриарший престол.
27 января 2009 года в ходе заседания Поместного Собора, во вторник, во второй половине дня Высокопреосвященнейший Филарет снял свою кандидатуру, призвав сторонников отдать голоса местоблюстителю Патриаршего престола, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.
С 27 июля 2009 года Владыка Филарет — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
21 марта 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения Митрополит Филарет был награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского Экзархата.
31 мая 2010 года Священный Синод, заслушав прошение Владыки Филарета о почислении на покой по достижении 75-летия согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, постановил просить Высокопреосвященнейшего Владыку продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским Экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси.
25 декабря 2013 года Священный Синод имел повторное суждение о прошении Его Высокопреосвященства о почислении на покой и постановил прошение удовлетворить. Синод назначил Преосвященного Митрополита Филарета почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.
НАГРАДЫ:
Награды Поместных Православных Церквей:
-
Орден Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира II степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I во внимание к церковным заслугам, 11 апреля 1969 года);
-
Орден Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора, 18 июня 1971 года);
-
Орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за большие заслуги в церковном миротворческом и патриотическом служении, 1982 год);
-
Орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 25-летием епископского служения, 23 ноября 1990 года);
-
Орден Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во внимание к возрождению епархиальной, монашеской и приходской жизни в Белорусском Экзархате и в связи с 25-летием пребывания на Минской кафедре, 24 октября 2003 года);
-
Орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с 70-летием со дня рождения, 21 марта 2005 года);
-
Орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, 24 мая 2009 года).
-
Орден Украинской Православной Церкви святого Нестора Летописца I степени (от Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, 2003 год);
-
Орден Иерусалимской Православной Церкви Гроба Господня с частицей Животворящего Древа II степени (от Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины Венедикта I, 31 мая 1968 года);
-
Орден Польской Православной Церкви святой равноапостольной Марии Магдалины I степени (от Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Василия, 1985 год);
-
Орден Александрийской Православной Церкви апостола и евангелиста Марка (от Блаженнейшего Феодора II, Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки, 4 марта 2008 года).
-
Орден Чехословацкой Православной Церкви святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (от Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, 1985 год).
Награды Республики Беларусь:
-
Герой Беларуси (1 марта 2006 года) — за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога;
-
Орден Отечества III степени (23 сентября 1998 года) — за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа;
-
Орден Дружбы народов (18 марта 2005 года) — за большой вклад в укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога;
-
Орден Почета (октябрь 2008 года);
-
Орден Франциска Скорины (22 октября 2003 года) — за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами (в связи с 25-летием архипастырского служения на Белой Руси);
-
Медаль Франциска Скорины (14 марта 1995 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность по возрождению, сохранению, развитию духовного и культурного наследия белорусского народа;
-
Грамота Верховного Совета Белоруссии (14 марта 1995 года) — за плодотворную государственную и общественную деятельность по возрождению, сохранению и развитию духовного и культурного наследия;
-
Почетная грамота Совета Министров Беларуси (21 марта 2000 года) — за большие заслуги по укреплению дружбы между народами, в честь празднования 2000-летия христианства и в связи с 65-летием со дня рождения.
Награды РСФСР и Российской Федерации:
-
Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси;
-
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 июля 2003 года) — за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Награды СССР:
-
Почетная грамота Советского комитета защиты мира (14 апреля 1971 года);
-
Почетная медаль Советского фонда мира (22 мая 1981 года) — за заслуги перед движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами;
-
Почетный знак Советского фонда мира (16 декабря 1982 года);
-
Почетная медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» (19 марта 1985 года);
-
Почетная грамота Белорусского отделения Советского фонда мира (1985 год);
-
Орден Дружбы народов (20 марта 1985 года).
Награды Польши:
-
Медаль ХОА «Блаженны миротворцы» (Польша, 1985 год);
-
Командор ордена Заслуги (5 октября 1987 года).
-
Премия общества «Пакс» им. Болеслава Пясецкого (Варшава, Польша, 30 августа 1988 года) — за активные труды на ниве экуменического и миротворческого делания.
Звания Почётного гражданина:
-
Почетный гражданин города Минска (2003 год);
-
Почетный гражданин города Полоцка (2004 год).
Почётные учёные степени:
-
Почётный член Ленинградской духовной академии (11 июня 1970 года);
-
Почётный член Московской духовной академии (7 мая 1974 года);
-
Почётный доктор богословия Прешовского богословского православного факультета (ЧССР, 16 марта 1982 года);
-
Почётный доктор богословия богословского факультета университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР, 15 ноября 1983 года);
-
Почётный доктор богословия и золотая докторская цепь Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР, 14 июня 1985 года);
-
Почётный доктор богословия богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага, 25 ноября 1986 года);
-
Почётный доктор Белорусского государственного университета (1993 год);
-
Почётный доктор Гродненского государственного медицинского университета (31 мая 2001 года);
-
Почётный доктор богословия Свято-Владимирской духовной академии и докторский крест (Крествуд, Нью-Йорк, США, 5 октября 2002 года);
-
Почётный профессор Витебского государственного университета (14 октября 2002 года);
-
Почётный доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж, Франция, 11 апреля 2003 года);
-
Почётный доктор Христианской богословской академии в Варшаве (28 сентября 2007 года).
Иные награды:
-
Императорский Орден святого благоверного князя Александра Невского от Главы Российского Императорского Дома Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2005 год);
-
Почетная медаль Национального Совета Национального Фронта ГДР (13 октября 1978 года);
-
Золотая медаль им. Отто Нушке — высшая награда Христианского-Демократического Союза Германии (18 марта 1985 года);
-
Знак Общества польско-советской дружбы «За братскую помощь и сотрудничество» (23 марта 1985 года);
-
Золотая медаль Чехословацкого общества международных связей (17 июня 1985 года) — за заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Чехословакии и СССР.
Богослужение в Православной Церкви совершается особыми поставленными на Священное Действие лицами. Этот порядок установлен Господом Иисусом Христом, когда, совершив дело искупления рода человеческого и даровав благодатные средства для усвоения его в Церкви, Он передал Апостолам благодать священства и особые благодатные дары (Мф. 28:19-20; Ин. 20:22-23).
Строя Церковь Божию, Апостолы установили в ней церковно-иерархические степени:
- Епископ
- Пресвитер
- Диакон
Первую высшую степень священства имеет епископ, что значит надзирающий.
Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. По благодатным дарованиям они равны между собой, то есть все имеют епископскую степень и являются архиереями — полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать таинство Священства, освящать миро для таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения таинства Евхаристии. В своей епархии епископу принадлежит право назначать на приходы священно-церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.
В Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом и епископы — черный клобук без креста.
Епископы иногда имеют у себя помощниками тоже епископов; эти подначальные архиереи называются викариями, то есть, наместниками.
Вторую степень священства занимают иереи (пресвитеры), то есть священники.
Божественную благодать и право совершать богослужения и церковные таинства, кроме таинства Хиротонии, преподавать верующим пастырское благословение и научать их истинам христианской веры пресвитер получает от епископа в таинстве Хиротонии. Являясь совершителем всех таинств, кроме таинства Хиротонии, пресвитер в таинстве Миропомазания преподает благодать через освященное епископом миро и совершает таинство Евхаристии на освященном епископом антиминсе
В зависимости от получаемых от церковного священноначалия наград иерей может иметь звание протоиерея и протопресвитера, а в монашестве — соответственно звание игумена и архимандрита.
Первоначальное значение этих слов: игумен — то есть идущий впереди, ведущий, а архимандрит — начальник, загона, выезда; затем ими стали называть начальников монашеских общин; теперь это означает также и почетные персональные награды.
Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве (монашестве) соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник).
Лишение священного сана Высшей церковной инстанцией, а также добровольное сложение сана влекут за собой его утрату на всю жизнь.
Настоятель храма — глава приходского причта. Он наблюдает за порядком совершения богослужений, следит, чтобы при богослужении каждый член причта занимал место, соответствующее старшинству по рукоположению, и исправно исполнял свои пастырские обязанности, заботится о благоустроении церковного чтения и богослужебного пения, о чистоте и благолепии храма, о надлежащем содержании храмовых святынь, икон, богослужебных книг, облачений и церковной утвари.
За деятельностью настоятеля и за жизнью прихода вообще наблюдает благочинный, который сообщает обо всем наиболее важном из жизни подведомственного ему благочиния епархиальному Преосвященному.
В Типиконе под настоятелем, или предстоятелем, подразумевается архимандрит, игумен и вообще начальник монастыря. Упоминаемый там екклисиарх следил за точным соблюдением Устава богослужения и общего порядка при его совершении. Как второе лицо после настоятеля он замещал его в случае отсутствия.
Третьей степень священства имеет диакон, что значит служитель. По изначальному назначению диаконы, служат при Трапезе Господней, то есть при совершении Божественной литургии.
Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).
Таким образом, диакон как служитель, только помогающий епископу или священнику при совершении Божественной литургии, церковных таинств и других священнодействий, не имеет права совершать какие-либо церковные службы без участия епископа или священника.
Диакон не имеет права без благословения священника надеть облачение к службе и должен всегда испрашивать его словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем».
Без епископского или иерейского благословения диакон не может совершать каждения и произносить ектений. Самостоятельно, без облачения в стихарь, но в рясе, без каждения, без ектений и священнических возгласов диаконы могут совершать только домашние каноны и молитвы- богослужения, доступные и мирянину: последования вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часы с изобразительными, начинающиеся не иерейским возгласом «Благословен Бог наш», а словами «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
Диаконское служение является естественным подготовлением к священству. Поэтому в сан диакона возводятся благочестивые и достаточно образованные люди.
Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («coelibatus или caelibatus» — на латыни «холост»). Диаконы и священники — целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне.
Существуют три степени монашества:
- Рясофор
- Мантия (или малая схима)
- Схима (или великая схима)
Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами).
Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.
Епископ должен быть обязательно из монашествующих.
Пресвитеры и диаконы, по церковным канонам, могут быть женатыми; вступление их в брак дозволяется только один раз, и притом до таинства Хиротонии. Лица женатые дважды и более не могут быть посвящены в эти степени (равно как и во иподиаконы).
Диакон (в монашестве — иеродиакон) может быть награжден церковным священноначалием званием протодиакона и архидиакона.
В совершении священнослужителями богослужения принимают участие также церковнослужители, или причетники.Все церковнослужители вместе называются причтом, потому что причислены к церкви, и клиром, как составляющие жребий Божий.
В Православной Церкви церковнослужителями именуются низшие степени клира, получившие хиротесию, то есть посвящение на служение в Церкви. К ним относятся иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы и парамонари (пономари), находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви, который наблюдает за своевременным прибытием их в храм к богослужению и приготовлением всего для него необходимого.
Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.
Иподиакон прислуживает священнослужителям во время богослужения. Эта должность древнего происхождения. Упоминание о ней есть в послании святого Киприана, епископа Карфагенского (III в.), и в Апостольских постановлениях (II-III вв.).
В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей. Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.
Чтец — это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнодействующими в потребных случаях. Должность чтеца в первые три века предоставлялась преимущественно тем христианам, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтец пользовался большим уважением: чтецами были люди знатного происхождения.
Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называлось лик, хор, клирос. В древней Церкви было два лика: правый и левый.
Парамонарь (пономарь) — приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было главным образом безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников. Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.
В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их — канонарх.
Параекклисиарх, «кандиловозжигатель», по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.
В настоящее время в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики. В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, участие в требоисправлении в храме, чтение синодиков-поминаний на проскомидии. Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.
Александр А. Соколовский