Еще год назад патриарх Феодор II (в центре) советовал украинцам «держаться» митрополита Онуфрия (справа). Фото с сайта www.eparhia.od.ua
Утром 20 ноября разрешится главная интрига последних дней: помянет ли патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в храме Христа Спасителя «Его Блаженство Папу и Патриарха Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отца Отцов, Пастыря Пастырей, Архиерея Архиереев, Тринадцатого Апостола и Судию Вселенной». Так звучит полная титулатура Александрийского патриарха Феодора II, который ныне «не оправдал доверия» РПЦ.
Феодор произнес имя главы Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Епифания (Думенко) во время богослужения 8 ноября. На видеозаписи, опубликованной греческим медиаресурсом Romfea, видно, как в присутствии архиереев и посла Греции глава одной из старейших православных церквей объявляет «о важном событии». «С сегодняшнего дня наш патриархат вписал в диптих автокефальную Православную церковь Украины и блаженнейшего митрополита Епифания». В тот же день на официальном сайте Александрийского патриархата была опубликована копия документа, официального сообщения, которым Александрийский патриархат уведомил о «признании патриаршего и синодального томоса Вселенского патриархата об автокефалии Украинской церкви». Константинопольский патриарх Варфоломей уже успел выразить «большую признательность церкви святого Марка» (этот апостол принес в Александрию христианство).
Несмотря на то что заседание Синода РПЦ пройдет только в последние дни ноября, а официального заявления патриарха Кирилла до сих пор не было, в некоторых храмах Московского патриархата и даже на подворье Александрийской церкви в Москве во время литургий имя предстоятеля Александрийской церкви уже не произносится. На сегодняшний день из диптиха РПЦ, то есть списка церквей по «первенству чести», по факту исчезли три позиции: Константинополь, Александрия и Элладская архиепископия. С Константинополем Московский патриархат полностью прекратил каноническое общение еще в конце 2018 года. С Элладской церковью – 3 ноября с.г., и то только с теми иерархами, «кто выступил за признание украинского раскола и запятнал себя сослужением с раскольническими лжеиерархами». Кстати, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II впервые решился упомянуть в богослужебном диптихе главу ПЦУ лишь 10 ноября. В октябре он отправил ему так называемую мирную грамоту. При этом «терять» Африку РПЦ не намерена. В этом свете кажется неслучайным призыв патриарха Кирилла защитить африканских христиан от экстремистов, который прозвучал 14 ноября на саммите религиозных лидеров в Баку.
В Москве, впрочем, не скрывают своего разочарования от действий Александрийского патриарха. «Русская православная церковь глубоко опечалена информацией о решении Александрийского патриарха Феодора признать Епифания Думенко в качестве руководителя Православной церкви Украины и поминовением его имени в диптихах Александрийской церкви. Это означает, что поминовение имени Александрийского патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви», – сказал «Интерфакс-религии» замглавы Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов. «Мерзко и пакостно на душе от действия патриарха Феодора, которого мы здесь всегда любили и встречали с особенной теплотой. Как же так?» – написал в своем Telegram-канале заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Хотя удивление представителей Московского патриархата выглядит немного странным, учитывая, что еще в конце сентября в Африке заявляли, что Александрийский патриархат не хочет быть «вассалом» РПЦ по вопросу украинского раскола (подробнее в «НГР» от 02.10.19).
Сам же патриарх Феодор ничего зазорного в признании ПЦУ не видит, заявили ТАСС в Александрийском патриархате. «Однако патриарх Феодор II намерен продолжать диалог с Русской православной церковью. В скором времени предстоятель Александрийской церкви намерен связаться с представителем РПЦ и обсудить с ними этот вопрос», – сообщил собеседник российского агентства.
Как на этот сигнал отреагируют в Москве, пока непонятно. В Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) действия александрийца уже назвали «предательством». Год назад, посещая Украину, Феодор заявил, что сделает все от него зависящее для того, чтобы УПЦ МП «оставалась единственной канонической православной церковью». «Я хочу вас попросить, чтобы вы оставались верными своей церкви перед лицом Христа. Ваша церковь – каноническая, православная и святая. А каноничность церкви является высшей ценностью в мире», – говорил тогда африканский гость главе УПЦ МП митрополиту Онуфрию (Березовскому). А в апреле с.г. главы Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской церквей встретились на Кипре для того, чтобы попытаться урегулировать вопрос церковного раскола в Украине.
Поддержка ПЦУ Феодором II, возможно, стала неожиданной не только для РПЦ, но и для всего православного мира. Представители Кипрской церкви, которая пытается держать нейтралитет в ссоре Москвы и Константинополя, по сообщению Romfea, просили прибывшего на Кипр 9 ноября Александрийского патриарха не упоминать имени Епифания во время пребывания на острове. Феодор II просьбу проигнорировал. После литургии Феодор и сослужившие ему кипрские архиереи получили письма с изображением фрески «Поцелуй Иуды» и фотографией обнимающихся предстоятелей УПЦ МП и Александрийской церкви. Под изображениями было написано: «Онуфрий – митрополит, Епифаний – раскольник, Феодор – Иуда».
«Вопрос о признании ПЦУ следовало бы рассматривать в ином ракурсе: не почему та или иная православная церковь признала ПЦУ, а что мешает той или иной церкви признать ПЦУ? В среде епископата православных церквей, не считая РПЦ, УПЦ МП и ПЦУ, существует несколько основных логических схем и стратегий в интерпретации этой проблемы. Есть такие, кто действительно считает, по крайней мере публично заявляет, что возникновение ПЦУ не соответствует каноническому праву. Но такие в меньшинстве.
Есть те, кто считает, что автокефалия ПЦУ вполне канонична, но признавать ее не время, поскольку против выступает Москва, – таких большинство. И есть те, кто считает ПЦУ каноничной и не боится ее признавать, несмотря на угрозы и морально-психологическое давление из Москвы и разрыв евхаристического общения с РПЦ», – предположил в разговоре с «НГР» российский политолог Андрей Окара.
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, определяющим фактором в признании ПЦУ стал этнофилетизм, а также нежелание Москвы садиться за стол переговоров с Константинополем. «Несмотря на то что между греческими церквами могут быть какие-то трения, солидарность у них преобладает, – пояснил он в разговоре с «НГР». – Например, у Элладской церкви отношения с Константинополем всегда были намного сложнее, чем у Александрийского патриархата. И раз Эллада признала ПЦУ, то Александрия тоже решила признать. Более того, Александрия, как и Иерусалим и Кипр, рассчитывала на посредническую роль в ссоре Русской и Константинопольской церквей. Кипр даже прямо предлагал себя в качестве посредника. И, наверное, у них было представление, что ситуацию в скором времени можно урегулировать. При этом они изначально были недовольны тем, что Москва пошла на полный разрыв с Константинополем.
Однако стало ясно, что этот разрыв надолго. Сейчас даже звучат прогнозы, что это будет новый великий раскол, подобный тому, что произошел в 1054 году между православными и католиками. В Александрии, как и в Элладе, надеялись, что стороны в конце концов сядут за стол переговоров, как это было в 1996 году из-за прецедента с Эстонией, когда также на несколько месяцев отношения между Москвой и Константинополем прерывались, но потом обе эти церкви быстро договорились о параллельных церковных юрисдикциях и восстановили общение. Однако для Москвы Украина – это не Эстония. Ее значение выше и масштабы больше. Поэтому Москва дала понять, что не собирается идти на компромисс. И Константинополь ни за что не откажется от ПЦУ. Раз так, то и Александрии, и Элладе, и другим церквам приходится определяться». «И они определились», – заключил Макаркин.
Некоторые эксперты полагают, что на решение Феодора повлияли «внешние», политические силы. «С самого начала кампании по легализации украинского раскола со стороны Фанара было очевидно, что он работает в тесной связке с американскими дипломатами и греческим правительством, которое, в частности, финансирует Александрийский патриархат. Следовательно, на этническую солидарность греков в данном случае накладывается и чисто утилитарный интерес сохранить прежнее финансирование, и обе эти причины позволили патриарху Феодору признать ПЦУ вопреки собственным позициям годичной давности», – заявил «НГР» глава интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер.
О давлении политиков на глав церквей по вопросу признания ПЦУ не так давно говорил и председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), утверждая, что на архиепископа Афинского Иеронима «беспрецедентное давление оказывало посольство США в Афинах». О том, что «Госдеп раскалывает православный мир», в начале ноября заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Конспирологическим версиям дает пищу само внешнеполитическое ведомство США. Глава Госдепа США Майкл Помпео во время выступления 8 ноября в Берлине назвал Украину «проектом, над которым США работают много лет». А 13 ноября на конференции по религиозной дипломатии в Афинах посол США в Греции Джеффри Пайетт заявил, что США «очень четко выразили свою поддержку праву украинского народа определять, как ему молиться», и впредь будут продолжать с Грецией совместную работу «по содействию религиозной свободе и межрелигиозному диалогу».
Теперь эксперты гадают, какая из церквей следующей признает ПЦУ. Алексей Макаркин считает, что ими могут стать Кипр и Иерусалим, «поскольку это греческие церкви». Аркадий Малер также полагает, что в будущем православие разделится на «греческое» и «негреческое». Потенциальной сторонницей ПЦУ может стать и Албанская церковь, даже несмотря на то, что она пока осуждает действия патриарха Варфоломея в Украине. «Албанской церковью руководит грек. Несмотря на то что албанский архиепископ весьма негативно отозвался о предоставлении автокефалии и на личностном уровне выражается сильное неприятие со стороны архиепископа Албанского Анастасия, ему только что исполнилось 90 лет. Поэтому все зависит от тех перемен, которые произойдут в этой церкви после Анастасия, с учетом того что Константинопольская и Албанская церкви тесно связаны», – говорит Макаркин.
Впрочем, выбыть из диптиха РПЦ в скором времени может Румынская церковь, продолжает политолог: «Румынская церковь дала сигнал ПЦУ о том, что надо бы обеспечить права румыноязычных православных в Украине. Православная церковь Украины намек поняла, и тут же было создано специальное викариатство для румын. Учитывая непростые отношения между Московским и Румынским патриархатами по поводу Молдавии и параллельных церковных юрисдикций, признание ПЦУ со стороны румын очень возможно». Под вопросом и Грузинский патриархат. Патриархии в Тбилиси опасно идти на обострение отношений с Москвой. «Пока что РПЦ официально не признает Абхазию и Южную Осетию в качестве самостоятельных территорий и считает их частью Грузинской церкви. Если Тбилиси признает ПЦУ, то на следующий день Москва начнет официально формировать свои структуры в Южной Осетии и Абзахии. Надо ли это Грузинской церкви? Вряд ли», – считает Макаркин. Малер, напротив, полагает, что признание украинского раскола грузинами – лишь дело времени. «Грузинская церковь до сих пор занимала весьма консервативную линию, не допускающую признание каких-либо раскольников. Но нет никакой уверенности, что Грузинская церковь продолжит отстаивать эту линию после смерти патриарха Илии II», – отметил он. «Все остальные в группе риска. Такие церкви, как Болгарская, Польская или Чешских земель и Словакии, сами всегда страдали от неадекватных амбиций Фанара, но они политически очень слабы и могут не выдержать давление Константинополя», – считает Малер.
Пока самыми «преданными» РПЦ эксперты называют Антиохийскую и Сербскую церкви. Правда, 11 ноября 2019 года посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек посетил Сербского патриарха Иринея. Зачем? Сайт Сербской церкви об этом умалчивает. Что касается Антиохийского патриархата, то, по мнению Андрея Окары, «признания ПЦУ от него можно ждать в последнюю очередь, когда от его решения уже ничего не будет зависеть – тут следует принять во внимание его зависимость от президента Сирии Башара Асада, союзника Кремля».
«Очень важно отдавать себе отчет, что этот раскол неизбежно будет иметь богословское, мировоззренческое измерение: все церкви, ушедшие с Фанаром, будут проповедовать совершенно либеральное, модернистское и экуменическое как бы православие, где главной догмой будет полное подчинение Константинопольскому патриарху, а во всем остальном будет допустим большой произвол. Примерно как в современной Англиканской церкви, где главное – признавать власть английской короны. Церкви, отказавшиеся следовать за Фанаром, будут еще больше укореняться в своем консерватизме, и главным полюсом такого традиционного, консервативного, ревнительного православия окажется Московский патриархат», – рассуждает Аркадий Малер.
«Раскол в православном мире может иметь серьезные последствия для РПЦ: прерывание духовной и евхаристической связи с древними церквами и святынями, духовная и интеллектуальная маргинализация русского православия; навязывание церковному сообществу самоощущения и идеологии «последней крепости», «последнего бастиона истинной веры», использование «политического православия» как духовной скрепы и фактора манипулирования обществом со стороны государства; уменьшение собственной политической субъектности и возможности политического давления в православном мире и странах православной традиции, что автоматически ведет к уменьшению заинтересованности Российского государства в РПЦ и уменьшению влияния церкви на государство», – считает Окара.
Как и почему у нас возникло патриаршество?
Сергей Перевезенцев: Патриаршество на Руси официально возникло в конце XVI века. Но еще в середине XV века произошла известная Флорентийская уния, на которой Константинопольский патриарх признал главенство Римского Папы и согласился исповедовать в Православной церкви католические догматы. Большинство православного мира (в том числе и в самом Константинополе) восприняло весть об унии крайне критически. И на Руси в том числе. Митрополита-грека, приехавшего в Москву с Флорентийского собора и объявившего эту весть, вскоре просто выгнали из страны. А когда в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византийская империя погибла, на Руси это восприняли как Божье наказание за предательство веры. С конца XV века стало заметным стремление русских богословов, политиков и мыслителей утвердить идею о том, что в мире осталась только одна-единственная независимая православная держава — Русь, Россия. С этим нарастающим ощущением единственности соглашались и все восточные христиане, уповавшие на то, что Россия их освободит от турецкого владычества. В итоге в середине XV века утверждается автокефалия (независимое самоуправление) русской митрополии, а через 150 лет — и патриаршество, пятое вслед за четырьмя предшествующими. Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархи существовали с древности, где-то с IV века. На Руси они все именовались Вселенскими и почитались главными в решении богословских вопросов. Но до середины XVII века к греческой церкви сохранялось критическое отношение, считалось, что греки предали веру. Только церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в середине XVII столетия перенесла на Русь правила греческой церкви, но она же привела и к расколу, очень многие не приняли новшеств и стали «старообрядцами».
Сколько патриархов сегодня в мире, какова их иерархия и значимость?
Сергей Перевезенцев: Сегодня официально признается существование 15 поместных православных церквей. Во главе их не обязательно стоят патриархи, может стоять (как, например, в Элладской церкви) и архиепископ. В православной традиции нет правила единого главы всей церкви. Главы каждой из поместных церквей равны между собой и самостоятельны в принятии решений на подчиненных им церковных территориях. Вмешательство других церквей порождает политические конфликты. Такой конфликт как раз сейчас существует между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами из-за православных приходов в Катаре.
Из него в том числе выросла невозможность собрать по-настоящему Всеправославный собор на Крите?
Сергей Перевезенцев: Да, это одна из причин отказа Антиохийской церкви от участия в Соборе на Крите. Конфликт по поводу некоторых канонических территорий существует и между Сербской и Румынской церквями. В 90-е годы был конфликт между Константинопольским патриархом и Русской православной церковью, когда часть эстонских приходов ушла под власть Константинополя. Хотя тот с канонической точки зрения не имел права брать под себя эти приходы. Но и эти конфликты подчеркивают важную вещь: в Православной церкви нет единого главы, которому все обязаны подчиняться. Это — с древности — традиция Римского Папы, и во многом именно она послужила разделению церквей в XI веке. Константинопольский патриарх отнюдь не является «главным» в Православной церкви, лишь «старшим по чести» — признается некое его старшинство, но не юридическое, а моральное.
Название патриарших титулов менялось?
Сергей Перевезенцев: Конечно. Патриарх он тоже епископ, а в епископский титул обычно включаются названия тех территорий, на которые распространялась власть той или иной церкви. После присоединения Малой и Белой Руси во второй половине XVII века Московский патриарх стал носить титул Патриарха Белой и Малой Руси. В XIX веке уже не было понятия Русь, говорили: Россия.
Но сегодня мы говорим «…всея Руси», однако слово «Русь» теперь стало обозначать весь мир, который духовно и культурно связан с нашей церковью?
Сергей Перевезенцев: Да, за этим стоит идея Русского мира. Не политического, не обозначенного государственными границами, не связанного ни с какой экспансией, но мира духовного. Под словом «Русь» подразумевается духовная связь людей, живущих в разных концах Земли, но исповедующих православие и признающих ценности русского мира как главные для себя.
Чем вы объясните почти двухвековой пропуск в истории патриаршества? Насколько было важно его возрождение в начале XX века?
Сергей Перевезенцев: В этот период русской истории Церковь оказалась подчиненной государству. Этот процесс начался задолго до правления государя Петра Первого. Еще во времена его отца, Алексея Михайловича, предпринимались попытки подчинить Церковь государству и в экономическом, и в политическом, и в судебном смысле, но окончательно эта тенденция возобладала в XVIII и XIX столетиях. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, Церковь получала прямую государственную поддержку, например, в своей миссионерской деятельности на Востоке. Именно в XVIII и XIX веках прославились великие православные миссионеры — Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, просвещавшие Сибирь и Аляску. Но, с другой стороны, на Церковь — в народном мнении- возлагались все государственные грехи. И это имело серьезное отрицательное значение. Недаром в конце XIX — в начале XX века и в русских интеллектуальных, и в священнических кругах возникает движение за восстановление патриаршества. Еще перед Первой мировой войной планировался Собор, на котором должен был быть решен этот вопрос. И государь Николай II это дело поддерживал. Война не дала его провести. И сегодня, мне кажется, Церковь должна быть самостоятельной организацией.
Что собой представляли патриархи как личности. Среди них есть святые. Наверное, есть и неудачники?
Сергей Перевезенцев: Быть патриархом — тяжелое дело. Он ведь несет духовную, нравственную, физическую, юридическую ответственность за всю Церковь. Не говоря уж о том, что человек, находящийся на этом высочайшем посту, должен быть идеалом нравственной чистоты. Потому что именно через него чаще всего воспринимается и сама церковь.
Надо сказать, что большинство глав Русской церкви, начиная с XI века (со времен первых митрополитов), были людьми очень высокой культуры, глубокими знатоками и последователями христианского вероучения. Трудно назвать кого-то, откровенно сделавшего что-то плохое. Правда, один епископ в начале XVII века, при Лжедмитрии I, согласился занять патриарший престол после того, как с него силой свели первого русского патриарха Иова и отправили доживать в монастырь. Но он потом сбежал из Москвы и сейчас не вспоминается среди патриархов.
Какое место занимает Патриарх Московский и всея Руси среди других патриархов?
Сергей Перевезенцев: Номинально — пятое. На первом месте стоят первые четыре. Но фактически Русская православная церковь сейчас самая многочисленная по числу воцерковленных людей. Ее приходы находятся по всему миру. Поэтому фактически Русская православная церковь сейчас занимает положение, равное Константинополю. И по авторитету она одна из самых влиятельных. Не случайно на довольно часто проходившие в последние годы встречи Константинопольского патриарха с Папой Римским никто не обращал внимания, а встреча Святейшего патриарха Кирилла с ним вызвала огромный ажиотаж.
История
Краткая история русского патриаршества
Патриаршество в Москве было учреждено в 1589 году. Первым патриархом был Иов. В 1721 году оно было упразднено. Последовал так называемый синодальный период в истории Русской православной церкви, когда ею управлял Священный синод. В 1917 году на Всероссийском поместном соборе патриаршество было восстановлено. Патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).
Как менялось название патриаршего титула
Первый патриарх Иов именовался «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии».
«Всеа Руссии и всех северных стран Патриарх» — так обычно звучал титул до петровских времен. «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» — так писал свой титул патриарх Никон. На гробнице патриарха Адриана его титул написан так: Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.
Патриарх Тихон носил титул «Московский и всея России». Современная форма «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» была выбрана патриархом Сергием (Страгородским) в 1943 году, но она использовалась и в древности.
Кстати
Кандидат в патриархи должен быть по Уставу церкви архиереем РПЦ не моложе 40 лет, иметь высшее богословское образование и достаточный опыт церковного управления епархией. Сан патриарха является пожизненным.
Содержание
- Предстоятель РПЦ настроил против себя Кремль, интеллигенцию и православных фундаменталистов. Действия патриарха Кирилла в период пандемии подорвали его авторитет навсегда, считает Константин Эггерт.
- Встреча тысячелетия: папа римский и патриарх всея Руси на Кубе
- Христианство на Руси
- Духовная самостоятельность
22.04.2020
Патриарх Кирилл
Предстоятель РПЦ настроил против себя Кремль, интеллигенцию и православных фундаменталистов. Действия патриарха Кирилла в период пандемии подорвали его авторитет навсегда, считает Константин Эггерт.
«Сижу в пустом храме. ОМОН разогнал моих старушек, когда те пытались прорваться на службу»… Голос знакомого епископа, которому я позвонил, чтобы поздравить с Пасхой, звучал явно растерянно.
Монахи-оппозиционеры
В его бедном провинциальном российском городке и окрестных деревнях верующие — в основном пожилые люди, которые, по словам самого епископа, говорят: «Какие запреты? Может быть, это наша последняя Пасха! А я не знаю, что им отвечать». Я спросил владыку, получил ли он какие-либо инструкции от патриархии. «Сказали, что не могут приказать закрыть храмы, и призвали сотрудничать с местными властями. Как это понимать?» — ответил он.
Константин Эггерт
Но в не менее сложной ситуации оказался и сам патриарх Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) служил пасхальную службу в пустом Храме Христа Спасителя в Москве. Одновременно в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, которую многие считают своего рода «православным Ватиканом», утреня и литургия, если судить по онлайн-трансляции, прошли с участием не только братии, но и немалого числа простых прихожан.
Патриарх РПЦ по статусу одновременно является настоятелем (священноархимандритом) лавры. Получается, что консервативные лаврские монахи просто проигнорировали собственного «начальника». Этот факт обязательно заметят епископат и, что немаловажно, Кремль. Просьба патриарха к властям заморозить коммунальные платежи для церкви вызовет раздражение в правительстве, к которому все и так обращаются с просьбой дать денег, и уже вызвала негативную реакцию в соцсетях — мол, вместо того чтобы просить за беднеющих на глазах прихожан, глава РПЦ просит «за корпорацию».
Атеисты и фундаменталисты против Навального и патриарха
Пандемия показала всем слабость путинской системы управления Россией. И точно так же она обнажила катастрофические последствия заигрывания РПЦ с государством, с одной стороны, и фундаменталистским «активом» из числа активных верующих — с другой. Бесконечные реверансы в адрес Путина, готовность церковного руководства поддержать новую старую путинскую идеологию советского великодержавия, плюс выставленное напоказ богатство части иерархии и клира настроили против РПЦ влиятельное меньшинство — образованных горожан, прежде всего (но далеко не только) молодых.
Именно их готовность участвовать в митингах протеста, волонтерском движении плюс активность в соцсетях деятельно формируют сегодня идейную альтернативу путинизму — а значит, и образ будущего для России. Будущее это не предполагает какой-либо публичной роли для церкви и, в более широком контексте, для религиозной веры. Реакция этих людей на твит Алексея Навального, в котором он поздравил верующих с Вербным Воскресением — отличный пример радикального «нового атеизма», ставшего почти нормой среди активных оппонентов Кремля. По моим наблюдениям, эта тенденция в ближайшие годы не только не изменится, но и укрепится.
С другой стороны, пандемия сделала явным разрыв между высшей иерархией РПЦ и активными верующими, а также монашеством. Большинство этого «актива» видит в христианстве своего рода единственно верную идеологию и питается теориями заговора. Для них коронавирус — либо фейк, запущенный многоликим Западом (ЦРУ, Билл Гейтс, далее по списку), либо испытание веры — искушение. Борьба с ним должна включать презрение к опасности и даже готовность умереть, но никак не отказ от богослужений.
Для этой части верующих патриарх с его красноречием, близостью к светской власти (которую церковный актив считает коррумпированной, прозападной и не слишком православной), «мерседесами» и контактами с «еретиками» из Ватикана — чужой. У этих людей свои герои — прежде всего, старцы, например ныне покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). На этот «актив» ориентируются, а часто и принадлежат к нему, десятки поставленных патриархом Кириллом епископов. В условиях пандемии многие из них почувствовали себя мини-патриархами в своих епархиях (что на самом деле вполне соответствует традиции и канонам) и, по сути, саботировали распоряжения властей о карантине.
Что предпримет Кремль?
Возникла абсолютно парадоксальная ситуация: оппозиционные критики патриарха, требовавшие закрытия церквей (и вообще мест коллективной молитвы), встали, фактически, на сторону нелюбимых ими властей. А вроде бы провластный епископат и заметная группа верующих оказались, наоборот, в оппозиции. То, что из-за боязни конфронтации с монашеством и «активом», а также нежелания потерять доходы, патриарх согласился с закрытием храмов медленно, неохотно и невнятно, не добавило ему очков в глазах Путина. «Если мы с мест видим, что патриарх больше не управляет церковью, то Кремль это заметит и подавно»,- сказал мне один из опытных священников.
Как и то, что, вероятно, самый популярный епископ и православный писатель России, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), наоборот, решительно затворил церкви, прекратил сбор средств с приходов и начал оказывать помощь многодетным священникам и бедным. Патриарх оказался чужим для всех: для власти, которая видит в нем слабого и некомпетентного менеджера; активных верующих, в глазах которых он изменил «истинному Православию»; и значительной части городского среднего класса, для которого предстоятель — очень богатый, оторванный от жизни член правящей корпорации, враг науки и прогресса.
Патриарх Кирилл потерпел крах — как администратор, де факто политик и общественный деятель. Если нынешний режим, возможно, переживет пандемию, то в отношении главы РПЦ есть большие сомнения. Причины добиваться его смещения есть и у многих членов епископата, и у Кремля, и у части общественности, как церковной, так и антицерковной. Но даже если чисто формально он сохранит патриарший трон, авторитету нынешнего предстоятеля несколько весенних недель нанесли такой удар, после которого он уже не сможет оправиться.
Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.
Коронавирус пришел в Россию Стремительный рост числа заболевших
Первые случаи заражения коронавирусом в России были зафиксированы в конце января 2020 года. С тех пор их число, по официальным данным, какое-то время росло сравнительно низкими темпами. Однако начиная с 6 апреля количество новых заболевших в РФ начало ежедневно увеличиваться как минимум на 1000 человек. Прирост за сутки с 15 по 16 апреля составил 3448 случаев.
Коронавирус пришел в Россию Тестирование на коронавирус
По данным оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, к 16 апреля в стране было проведено 1,61 млн тестов на COVID-19 и выявлено почти 28 тысяч заболевших. Сейчас в РФ зарегистрировано больше 10 видов тестов разной чувствительности от разных производителей. Ждать результата теста на коронавирус приходится от одного до пяти дней, а точность применяемых в РФ тестов составляет 80-90 процентов.
Коронавирус пришел в Россию Эвакуация россиян из Уханя
5 февраля 2020 года Россия эвакуировала 128 своих граждан из китайского города Уханя, ставшего эпицентром распространения коронавирусной инфекции. Вместе с ними в Тюмень, вблизи которой располагается санаторий «Градостроитель», где вернувшиеся из Китая провели 14 дней на карантине, прибыли 16 граждан СНГ. На фото врачи в защитных костюмах встречают пассажиров этого рейса в аэропорту Тюмени.
Коронавирус пришел в Россию Возвращение в Россию во время пандемии
6 апреля 2020 года после временной приостановки авиасообщения с другими странами «Росавиация» возобновила рейсы по доставке домой россиян, оказавшихся во время пандемии COVID-19 за границей. Граждан РФ вывозили из США, Японии, Италии, Киргизии, Бангладеша, Черногории, Индии и некоторых других стран. Для россиян с неиспользованными билетами иностранных авиакомпаний перелет был платным.
Коронавирус пришел в Россию Визит Путина в больницу в Коммунарке
24 марта 2020 года президент России Владимир Путин посетил инфекционную больницу в Коммунарке, где лечат пациентов с коронавирусом. Как заявил позже его пресс-секретарь Дмитрий Песков, Путин отправился туда неожиданно, «без подготовки вообще». Яркий желтый цвет его защитного костюма врачи позже объяснили тем, что он подошел по размеру.
Коронавирус пришел в Россию Президент на удаленке
Во время визита в инфекционную больницу для пациентов с коронавирусом в Коммунарке Владимир Путин общался с ее главврачом Денисом Проценко, у которого впоследствии был выявлен коронавирус. После этого президент России перешел на удаленный режим работы и стал соблюдать «социальную дистанцию». 15 апреля Проценко написал в Facebook, что победил коронавирус и возвращается к полноценной работе.
Коронавирус пришел в Россию Режим самоизоляции
Чтобы замедлить скорость распространения коронавируса, 30 марта 2020 года в России для всех граждан был введен режим самоизоляции. Выходить из квартиры можно только в магазин за продуктами, в аптеку, вынести мусор или выгулять собаку (на расстоянии не более ста метров от дома). Ездить на работу разрешается, если есть справка от работодателя. Нарушения караются штрафами и административным арестом.
Коронавирус пришел в Россию Въезд в Москву по пропускам
Одной из мер, направленных на борьбу с коронавирусом в Москве, стало введение с 15 апреля 2020 года электронных пропусков для въезда в столицу. В первый день работы пропускной системы на подъездах к городу образовались пробки, а на станциях метро — огромные очереди. Глава пресс-службы Кремля Дмитрий Песков назвал причиной этих неудобств «недисциплинированность» людей.
Коронавирус пришел в Россию Общественный транспорт
Из-за пандемии коронавируса количество пассажиров общественного транспорта в Москве и Санкт-Петербурге заметно уменьшилось. Чтобы сократить риск заражения коронавирусом, поручни вагонов метро регулярно протирают дезинфицирующим раствором.
Коронавирус пришел в Россию Верующие в храмах
Несмотря на пандемию коронавируса, многие верующие в России не отказались от посещения храмов. 10 апреля РПЦ призвала православных христиан в праздник Воскресения Господня и весь пасхальный период, продолжающийся 40 дней, молиться дома. Решение о применении этих рекомендаций, однако, должны принимать епархиальные архиереи с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом регионе.
Коронавирус пришел в Россию Рекордный спрос на гречку
В условиях пандемии коронавируса многие россияне начали спешно закупать продукты долгого хранения, в первую очередь — макароны, консервы и гречку, являющуюся в стране излюбленным национальным блюдом. Кроме того, из-за коронавируса взлетел спрос на чеснок и имбирь, которые считаются в России народными средствами для укрепления иммунитета.
Коронавирус пришел в Россию Малый бизнес на грани выживания
Из-за коронавируса малый и средний бизнес в РФ, как и по всему миру, несет огромные убытки. В условиях пандемии 25 марта Владимир Путин объявил, что компаниям дадут отсрочку на полгода по кредитам и по всем налогам, кроме НДС. Во второй пакет помощи, представленный Путиным 15 апреля, входят финпомощь на зарплаты сотрудникам, а также льготные кредиты на пополнение оборотных средств.
Коронавирус пришел в Россию Дефицит аппаратов ИВЛ
Аппараты ИВЛ играют решающую роль в спасении пациентов с тяжелой формой COVID-19. 7 апреля министр промышленности РФ Денис Мантуров на совещании с Владимиром Путиным заявил, что они являются в стране «очень дефицитной позицией», но объем их производства наращивается. Неделей ранее Госдеп сообщил, что Россия продала США партию ИВЛ и другого медоборудования, необходимого для борьбы с коронавирусом.
Коронавирус пришел в Россию Больница в деревне Голохвастово
После вспышки коронавируса в Китае в провинции Хубэй за 10 дней была построена новая больница для пациентов с этим диагнозом. В России в середине марта тоже начали строить больницу для пациентов с COVID-19 — в деревне Голохвастово, расположенной в Троицком административном округе Москвы. Планируется, что объект будет сдан уже в мае.
Коронавирус пришел в Россию Работа над вакциной
Ученые в России, как и по всему миру, ведут активную работу по исследованию коронавируса и разработке вакцины против него. По данным министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, соответствующие исследования проводятся в стране в семи научных центрах. По словам министра, в ближайшее время должны начаться клинические испытания первых российских вакцин-кандидатов.
1 | 15 01:46 мин. Все сюжеты | 13.02.2016
Встреча тысячелетия: папа римский и патриарх всея Руси на Кубе
Константин Эггерт
Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.
В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.
Христианство на Руси
Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе Государственный Русский музей
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
Духовная самостоятельность
За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.
К. Лебедев. Крещение киевлян Wikimedia commons
На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.
«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.
«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
Грамота об учреждении патриаршества в России xpam-xpicta.ru
На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.
Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.
«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.
«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.
По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.
«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.