6 мая христиане восточного обряда отмечают День святого Георгия Победоносца или Юрьев день. Традиционно ему молятся о здоровье близких и защите от врагов. Святой Георгий Победоносец считается покровителем воинов и скота.
Содержание
Традиции праздника
В этот день принято ходить в церковь или молиться дома. Матери просят Георгия о благословении для своих сыновей, особенно тех, кто принимает участие в боевых действиях, находится на службе или пребывает далеко от дома.
В этот день в старину дарили подарки мужьям, дедам и братьям, а также молились о том, чтобы век их был долгим и радостным.
Что нельзя делать в День Георгия Победоносца
Как и в другие религиозные праздники, в этот день нельзя ругаться, сквернословить, запрещены нечестивые мысли. Нельзя также шить, вышивать, а также пользоваться острыми предметами, такими как ножницы и секаторы.
Считается, что если в этот день пользоваться расческами или подрезать волосы, они станут слабыми и начнут выпадать.
Запрещено иметь дело с шерстью. В этот день нежелательно было даже прикасаться к шерстяным ниткам.
Читайте так же: Празднование Дня Киева могут отменить из-за коронавируса
Что можно делать в День Георгия Победоносца
В этот день начинали работы в поле. Священники приходили на засеянные поля, окропляли их святой водой и читали молитвы за хороший урожай.
Пасха военного времени… — их было четыре. В 1942 году – 5 апреля, в 1943-м – 25 апреля, в 1944-м – 16 апреля и в 1945-м – 6 мая.
Наступившая из-за разгоревшейся тяжелейшей войны «религиозная оттепель» в Стране Советов дала результаты, о которых еще совсем недавно верующие в СССР и мечтать не могли. Например, в каждую пасхальную ночь специальным распоряжением «сверху» в городах и поселках отменялся строго установленный комендантский час, чтобы люди могли побывать на праздничной службе.
Так удивительно сложились обстоятельства, что в победном для нашей страны году два важнейших военно-политических события оказались фактически «привязаны» по времени к двум важнейшим церковным праздникам.
Чуть более, чем через сутки после наступившей православной Пасхи, в ночь на 7 мая 1945 года представителями Верховного главнокомандования вермахта был подписан в Реймсе первоначальный акт о капитуляции. Еще двое суток спустя – в ночь на 9 мая, в пригороде Берлина состоялось окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
А семь недель спустя, 24 июня в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. И это случилось на пятидесятый день после Пасхи, когда отмечается двунадесятый православный праздник Троицы.
Как же встречали верующие ту «предпобедную» Пасху? Некоторые интересные факты и подробности нашлись в архивных документах и воспоминаниях очевидцев.
Из служебной записки, направленной 25 апреля 1945 года под грифом «Совершенно секретно» И. В. Сталину:
«Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полагает целесообразным, по примеру 1942-1943 и 1944 гг., допустить ночную пасхальную службу в церквах Москвы и других городах, объявленных на осадном и военном положении, и, в связи с этим, разрешить беспрепятственное хождение по городу в ночь с 5 на 6 мая сего года…»
Вождь в итоге согласился. На исходе 3 мая, то есть за двое суток до праздника, в Кремля дали «добро» на проведение ночной пасхальной службы. Более того, на многих предприятиях, в организациях и учреждениях были объявлены нерабочими не только сам воскресный день 6 мая, но и предшествующая ему страстная суббота 5 мая (а ведь страна-то еще жила в условиях тотальной мобилизации сил для ведения военной кампании!). По распоряжению властей на хлебозаводах и в пекарнях был оперативно налажен выпуск куличей, которые, поступив в продажу, пользовались большим стросом в Москве и других городах.
Верующим, собравшимся в храмах в связи с наступлением главного христианского праздника, зачитывали послание патриарха Алексия I:
«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…»
По данным, собранным для итогового отчета по линии НКВД, в общей сложности для проведения пасхальных богослужений в стране было открыто около 10000 храмов. По самым скромным подсчетам их посетили в ночь с 5 на 6 мая более 5 миллионов человек.
Но кроме этих десяти тысяч богослужений было и еще одно – уникальное. Оно происходило в недавно освобожденном концлагере Дахау.
Подробности сохранились в воспоминаниях бывшего фашистского узника Глеба Александровича Рара – известного впоследствии церковного и общественного деятеля русской эмиграции.
Судя по его рассказу, записанному в 1998 году, в Дахау — один из самых больших концентрационных лагерей, созданных ведомством Гиммлера, Глеб Александрович попал за несколько дней до Победы, 27 апреля, – в составе последней партии заключенных, отправленных сюда из другого страшного лагеря, Бухенвальда. Переезд сопровождался массовой гибелью узников, – люди умирали от тифа, от крайнего истощения, многие обессилевшие были застрелены охраной… Из эшелона в 5000 человек в Дахау живыми попали только 1300.
Их подневольное пребывание здесь за колючей проволокой оказалось совсем не долгим. Уже вечером 29 апреля лагерь Дахау освободили американские солдаты. К тому времени в бараках оставалось в живых около 32,5 тысяч заключенных.
Сразу же вывезти их в другое, более приспособленное для нормального существования место не получалось. Однако американцы постарались обеспечить этим измученным людям хоть мало-мальски сносные условия. В числе прочего освободители установили в бараках радиоприемники, реквизированные у состоятельных немецких семей из соседннего городка Дахау. Так бывшие заключенные смогли узнавать самые последние – радостные, новости: Гитлер покончил жизнь самоубийством, Красная Армия взяла Берлин, войска вермахта в других районах страны массово сдаются в плен…
«Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы, — вспоминал Глеб Рар. — Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.
Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.
Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26″, который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой…»
Далее Глеб Александрович вспомнил, как удалось выйти из ситуации с облачением церковнослужителей. Заключенные сшили необходимые для совершения службы епитрахили священников и орари дьяконов из длинных полотенец, взятых в больнице при концлагере. Посередине на них прикрепили там же, в больнице, найденные нашивки с красными медицинскими крестами, заменив ими кресты православные, которые должны присутствовать на церковном облачении.
«В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) — который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников, — читаем в воспоминаниях Рара. — Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.
За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие от Иоанна — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!
Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве — сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя (этот эпизод описан в Евангелии – А. Д.), один из бывших заключенных, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего богослужения…»
Уже в постсоветское время, в первой половине 1990-х, стараниями военнослужащих нашей Западной группы войск в Германии при активной поддержке Глеба Александровича Рара и других русских эмигрантов была построена в Дахау православная часовня Воскресения Христова. Позади престола в ней размещена необычная, неканоническая икона: изображены два ангела, отворяющие ворота концлагеря Дахау, и Иисус Христос, который выводит узников на свободу. Во время каждой литургии, проводимой в этой часовне-памятнике, обязательно поминаются священнослужители, участвовавшие в том уникальном богослужении в Дахау на Пасху 1945 года.
Александр Добровольский
Подпишитесь на наши новости в Google News
Митрополит Кирилл: Неслучайно, что Пасха в 1945-м пришлась на 6 мая – День Георгия Победоносца. Это глубочайший и мощный символ для нас
70 лет назад православная Пасха пришлась на 6 мая 1945 г, в этот день заканчивались бои Великой Отечественной войны, и для верующих этот день стал символом Победы еще и потому, что выпал он на день Георгия Победоносца. «Это глубочайший и мощный символ для нас», — рассказал в интервью Уральской окружной телекомпании «Ермак» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Также он рассказал о роли церкви во время Великой Отечественной войны, и о том, почему Пасха — самый великий православный праздник, символ возрождения и всего светлого.
Вопрос: 12 апреля в этом году православные отметили Пасху. Вообще, праздник длится неделю, Светлая Седмица? С какими помыслами нужно встречать этот праздник?
Митрополит Кирилл: Это обычное стремление человека к тому, чтобы он стал светлее, чище перед праздником Пасхи. Был Великий пост, люди исповедовались, причащались, анализировали свою жизнь. Стремились переосмыслить свое бытие здесь, на земле, с тем, чтобы посмотреть на свою жизнь не только через материальные ценности, но и по существу. Пасха – это всеобъемлющая радость, которая дается каждому человеку в независимости даже от того, насколько сам он к ней относится. Есть замечательные слова Иоанна Златоуста, которые всегда читаются в Пасхальную ночь, что придти должны все – и те, кто постился, и тот, кто не постился, богатый и убогий, и кто был с самого начала, и кто пришел только под конец службы – это праздник для всех. Потому что Христос был распят не отдельно для каждого, он был распят за весь человеческий род. И Пасха – это праздник для всего человеческого рода, праздник избавления от греха и возвращения в жизнь вечную.
Вопрос: Праздник Пасхи удивительный, потому что его отмечают в каждой семье, даже те, кто в церковь не ходит. Но каждая семья печет куличи, красит яйца. Почему мы так любим этот праздник в нашей стране?
Митрополит Кирилл: Так весна ведь! Это возрождение – очень гармоничное соотношение в празднике и внешнего проявления, и внутреннего содержания. Я застал времена, когда в церковь вообще никто не ходил, но Пасху встречали всегда. От пасхальных яичек — «крашенки» по всему поселку валялись — все красили!. И то, что вы сказали, абсолютно правильно. Это радостное состояние того, что ты прощен, что у тебя есть возможность спастись, Господь тебя любит, искупительная жертва свершилась, конечно, это великое торжество. Для нас очень важно, в этом году я бы отметил, что ровно 70 лет назад Пасха пришлась именно на 6 мая 1945 г., когда заканчивались боевые действия, заканчивалась Великая Отечественная война, Вторая мировая война подходила к концу, и все это было созвучно празднику Пасхи. 6 мая – это самый поздний срок, когда Пасха теоретически может быть. Поэтому День Победы не мог произойти в какой-то другой день, только во время праздника Пасхи. Для нас и сегодня это большой день духовной победы – смерти нет, есть только жизнь.
Вопрос: Мы с вами беседуем, а буквально за стеной проходит фестиваль для инвалидов. Вообще, Русская православная церковь всегда выполняла и выполняет социальные функции. Кому, прежде всего, церковь старается помочь?
Митрополит Кирилл: Церковь – это же не епископ и администрация, церковь – это народ, люди, которые собираются вместе во имя Божие, совершают дело своего спасения и наряду с этим стараются совершить в своей жизни что-то доброе. Люди, которые здесь собрались – это неслучайные люди, они не пришли в первый раз. В течение года священники, сестры милосердия ходят в дома престарелых, общаются с инвалидами. Те, кто могут самостоятельно передвигаться, приходят к нам сами, и мы стараемся им помочь, организуем поездки, возим на Ганину яму, чтобы они подышали свежим воздухом, там у братьев есть маленькое хозяйство, и они гостей угощают — молочком, свежими продуктами. Это бывает регулярно. Просто мы с вами можем себе позволить выехать куда-то и немного отдохнуть, а есть люди, которые просто не могут этого сделать.
Вопрос: Это и многодетные семьи, наверное?
Митрополит Кирилл: В основном – это люди с ограниченными физическими возможностями. Мы стараемся сделать так, чтобы они тоже почувствовали эту радость. Вы знаете, у меня есть – у нас так не говорится, что приятель – есть человек, с которым очень давно знакомы, он является епископом в одной из епархий Казахстана, а познакомились мы еще в центре России, недалеко от Москвы. Он занимался тем, что собирал инвалидов, не ходячих, вывозил их за Москву, ему отдали специальный участок, раньше там было полувоенное производство, он его освоил, сделал маленький храм, а на участке разбил огород – помидорчики, огурчики, малина, смородина, и вот люди сами на колясках приезжали и собирали это.
Вопрос: И очень важно внимание, которого не хватает людям, и которое не может дать государство?
Митрополит Кирилл: Главное — внимание для всех и человеческое отношение. Вы думаете, нам с вами внимания хватает? Каждому человеку нужно ласковое слово, а человек, который имеет какие-то ограничения в своей жизни, ему это просто крайне необходимо, он и так ущемлен в этой жизни, а если еще и люди не обращают на него внимания, он доброе слово оценит, не говоря уже о каких-то добрых делах. Слава Богу, что у нас есть эти добрые люди, очень неравнодушные, которые занимаются этим. Люди, которые делом своей жизни считают оставить что-то доброе после себя.
Вопрос: Я, с удивлением для себя, впервые узнала, что в Екатеринбурге проходит турнир на Кубок Митрополита. Вообще это словосочетание звучит как-то необычно, по крайней мере для меня, или ничего необычного нет?
Митрополит Кирилл: У нас и время такое необычное. Надо чтобы люди немного вырвались из своего индивидуализма, который приводит к абсолютному тупику. Молодые ребята сегодня оставлены без социальной заботы, и часто, оказавшись в подворотне, получают совершенно иное воспитание, чем хотелось бы. Мы хотим, чтобы они были нормальными, «живыми» детьми, чтобы они умели играть в футбол, хоккей, умели постоять за себя, чтобы они понимали, как ориентироваться в лесу, например. Мы хотим, чтобы они вырастали такими, какими были их родители, бабушки и дедушки. Раньше все это давала школа – и развитие, и воспитание, а сейчас в некоторых школах есть дополнительное образование, а в некоторых – ничего нет. Пока ребенок не вырос, его все равно надо опекать, ему надо подсказывать. Пусть он думает, что сам все решил, но ему нужно подсказать путь, правильные решения. Мы должны быть крепкой и здоровой нацией.
Вопрос: Получается, что РПЦ играет достаточно активную роль и в социальной, и в спортивной жизни нашей страны, а что касается политики? Имеет ли право священнослужитель высказывать свое мнение о политической ситуации в стране и в мире?
Митрополит Кирилл: А почему он не имеет права?
Вопрос: Почему спрашиваю – потому что проходила информация о том, что Вы якобы наказали одного из священнослужителей, который благословлял добровольцев, шедших помогать на восток Украины, и призвал, цитирую: «Бить фашистскую мразь на Украине»? Так ли это?
Митрополит Кирилл: Вот вы прицепились к словам! Сказал человек – и забудьте об этом. Просто человек он искренний, и он, с точки зрения живущего в Екатеринбурге, наверное, поступил правильно и озвучил мысли некоторых слоев населения. А для тех, кто живет на Украине, для тех миллионов верующих людей — украинцев, принадлежащих к Русской православной церкви – это он ударил ножом в спину. Потому что любое слово, которое цитируется, таким образом еще раз подтверждает, что идет война, где воюют русские с украинцами. На самом деле идет междоусобная война, там не русские с украинцами воюют, там разные совершенно люди – и с той, и с другой стороны. И мы должны, по крайней мере, сделать все, чтобы пожар этот потушить, а не раздувать. В этом причина осуждения. А в том, что человек не должен высказываться – да кто не высказывается? Все высказываются! У каждого есть своя точка зрения, один идет и голосует за КПРФ, а другой – за ЛДПР, Родина-то у нас одна. Мы не стараемся разделить людей, но мы призываем к тому, чтобы любое слово было ответственным. И если высказывается святейший Патриарх, который несет абсолютную полноту ответственности за всю русскую Церковь, вне зависимости, в Российской Федерации она существует или за пределами нашей страны, ведь мы должны следовать призыву того человека, кого Господь поставил быть путеводителем в этой жизни. А если священнослужитель идет наперекор решениям Церкви – это неправильно.
Вопрос: Вы недавно встречались с американским послом? Наставили его на путь истинный?
Митрополит Кирилл: Как же его наставишь, когда он сам приехал нас «наставлять на истинный путь»?
Вопрос: Давал советы какие-то?
Митрополит Кирилл: Это была беседа по некоторым вопросам, в том числе его интересовала церковная жизнь, насколько она влияет на людей, какие проблемы есть. В том числе много разговоров велось по Украине.
Вопрос: Вы ему тоже свою точку зрения высказали? Понравилась она ему?
Митрополит Кирилл: Сказал, что еще приедет, продолжит общение. Ну, понимаете, они приезжают – уезжают, у них свои задачи. Мало ли, что он говорит, мы знаем, дипломат говорит одно, а делает совсем другое. А какая суть их – сегодня мы знаем. Мы знаем, что страна под названием США, а, точнее, ее руководство, занимает далеко не пророссийскую позицию, а совсем наоборот. Посол – официальный представитель своего правительства и, значит, разделяет эту позицию. Но наша задача — сказать ему то, что они воюют не с президентом Путиным, а действия их идут против всего народа. Всех тех людей, которые здесь живут, и чем больше они будут на нас давить, тем сильней будут объединять нацию. Спаси их Господи.
Вопрос: А какое у Вас отношение к постановке новосибирского театра «Тангейзер»?
Митрополит Кирилл: Во-первых, кто дал вообще право оскорблять чувства верующих огромного количества людей? Вообще, откуда это взялось? Саму суть произведения они перевернули с ног на голову — так можно любое произведение выставить. А во-вторых, они просто играют с огнем. Я не знаю — чего эти люди хотят? Если раньше постоянно были вбросы для того, чтобы разъединить людей «по вертикали», то есть власть имущие и не власть имущие, богатые и бедные, то сейчас это со страшной силой делается для того, чтобы все передрались друг с другом «по горизонтали». То есть, одна общественная группа — с другой общественной группой, и втягивается во все эти конфликты, потому что ее пытаются втянуть – церковь. Потому что церковь является неким фундаментом, если этот фундамент устоит, значит, устоит и общество, поэтому пытаются разорвать ту многовековую генетическую связь, которая существует в жизни людей, – и озлобить всех против всех. Здесь нужно думать не столько церкви, сколько тем, кто отвечает за безопасность внутри страны, ведь есть вещи совершенно недопустимые, которые никто не может себе позволить. Это крайне опасная тенденция к тому, чтобы в этой ситуации российское общество просто перессорить.
Вопрос: Еще стержень, вокруг которого пытаются рассорить – это 9 мая, роль Советского Союза во Второй мировой войне?
Митрополит Кирилл: Когда я родился, учился в школе — и до сегодняшнего дня это пронес — у нас никаких поводов к разномыслию по теме 9 мая не было!
По поводу 20-30 гг., политики Советского государства – были, а по поводу 9 мая – никогда не встречал ни в своем детстве, ни в церковной среде вообще никаких разномыслий. Потому что это был монолит, это было единство всех перед Победой. А это действительно Великая Победа, потому что у нас родители воевали, мы видели шрамы на их телах, мы знаем, сколько погибло на войне наших близких родственников. Знаете, кто-то говорит, что и Ермак – фигура мифическая, другие говорят, что Куликово поле находилось под стенами Кремля, никто никуда не ходил, что это были игры наподобие «потешного полка» Петра. Это признак того, что внедряется в сознание общества все, что угодно, лишь бы оно не было единым. Чтобы было разномыслие по всем вопросам. Человек, конечно, мыслит, и его мнение иногда не совпадает с мнением другого, но есть фундаментальные истины, которых вообще нельзя касаться. Они есть и должны быть, и их нужно только укреплять, но ни в коем случае не подкапывать под них. То, что делается сегодня по поводу Великой Отечественной войны или новых учебников – это собираются горящие угли на свою голову, и это ударит таким образом, что мало не покажется никому.
Вопрос: 9 мая будем отмечать 70-летие победы, какова была роль РПЦ в годы Великой Отечественной войны?
Митрополит Кирилл: Задача нашего противника состояла как раз и в том, чтобы говорили: «Бей жидов! Бей коммунистов!» – и весь народ всколыхнется, и начнутся национальные волнения. В каких-то местах это удалось – например, на западной Украине.
А в целом, народ поднялся, как один.
И те, кто когда-то сидел в тюрьмах, все за единство страны выступили. И расчет на РПЦ, как на «пятую колонну», которая будет изнутри противостоять кремлевской власти, не оправдался. Просто потому, что РПЦ всегда была и будет за русский народ, а люди шли воевать не за кремлевскую власть, шли воевать за Родину, прежде всего.
А Родина не может быть красной, белой или полосатой, она всегда есть Родина. Митрополит Сергий, заместитель Местоблюстителя патриаршего престола, он 22 июня 1941 г., раньше, чем глава государства, издал обращение к народу по поводу того, чтобы все встали, как один, на защиту Родины. Патриарх Пимен – воевал, был офицером, разведчиком, патриарх Алексий всю блокаду провел на крыше Богоявленского собора города Ленинграда, не выезжая оттуда, он там и остался, не эмигрировал, огромное количество примеров можно привести. Прекрасный фильм «Поп» с Сергеем Маковецким иллюстрирует роль церкви во время войны в оккупации, и вот это и есть искусство, потому что оно открывает нам глаза на некоторые вещи. Это была та служба милосердия, которая под оккупацией сделала очень много доброго, и, кстати, в Псковской миссии участвовал отец Святейшего Патриарха Алексия II. И привлекал его, еще мальчика, к этим добрым делам. И это все живо, не умерло. А все остальное – танковая колонна «Дмитрий Донской», эскадрилья «Александр Невский», боевые самолеты, которые собрали за счет РПЦ – это, безусловно, было. Люди не смотрели на партийную принадлежность, национальную принадлежность, это была борьба за выживание, за Родину, и наши родители победили с Божьей помощью, безусловно. Что я и сказал в самом начале – абсолютно не случайно, что Пасха в 1945-м году пришлась на 6 мая – День Георгия Победоносца. Это глубочайший и мощный символ для нас.
Источник: телекомпания «Ермак»