ООО «Инфоурок»
План-конспект урока
по ОДНКНР
в 5-Б классе МБОУ Наро-Фоминской СОШ №5 СУИОП
на тему «Культурное наследие христианской Руси. Храмы».
Разработала: Гайдаржи Иванна Ивановна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы духовно-нравственной культуры народов России: теория и методика преподавания в образовательной организации».
Проверила: Блашковская Виктория Валентиновна
г. Наро-Фоминск, 2019
Тема урока: Культурное наследие христианской Руси. Храмы.
Дата проведения- 09.12.2019 г.
Тип урока- комбинированный.
Технология урока- ИКТ, игровая.
Задача урока- развитие творческих способностей учащихся; отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв.
Цель урока:
-
Образовательные:
— выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;
— установление взаимосвязи между прошлым и настоящим;
— умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;
2. Развивающие:
— развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.
— развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся;
3. Воспитательные:
— формирование христианской веры;
— воспитание патриотических чувств и понимания сопричастности к истории родной страны.
Основные термины и понятия: религия, культура, храм, икона, христианство, архитектура, мозаика, фреска.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
-
Откуда на Русь пришло христианство?
-
Древняя Русь после принятия христианства.
-
«Рубить повсюду церкви»
-
Духовная музыка.
-
Особенности православного календаря.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка присутствующих. Ученики приветствуют учителя. Звучит звон колоколов.
-
Мотивация. Учитель читает стихотворение.
Читая Евангелие
Из мысли рождается слово –
Ответствует чувство ему…
Читаю я снова и снова
Про Свет, побеждающий тьму.
И сердцем, еще неумелым,
Мне хочется Спасу сказать:
«Господь, нет желаннее дела,
Чем мудрость Твою постигать».
…Создатель, рождающий Сына,
Снисходит к нам Духом Святым…
Мне в нашей церквушке старинной
За счастье – быть с Богом Живым.
Дети размышляют над стихотворением.
-
Актуализация.
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала зазвучал перезвон церковных колоколов, а затем мы с вами поразмышляли над стихотворением? Ученики отвечают на вопросы.
Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси. Храмы.»
-
Изучение нового материала.
-
Откуда на Русь пришло христианство?
Вопросы учителя:
Что такое культура? Ответы учеников – это не только произведения искусства , но и быт, тип хозяйства, язык и т. д.
Какие слои в русской культуре мы можем выделить? Выделяем христиаскую и языческую, духовную и материальную, светскую и религиозную.
Откуда на Русь пришло христианство?
На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.
В летописи говорится: » …И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах. Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой».
-
Древняя Русь после принятия христианства.
Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства?
Класс делится на группы. Задание прочитать исторические свидетельства на странице учебника 87-88.
Ученики читают и рассказывают о пяти исторических свидетельствах того, какие события происходили в это время и как они повлияли на развитие образования в Древней Руси.
Историки считают, что вера помогла сплотить народы. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство.
Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.
Книжное учение набирало силу в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников;
Открывались школы, как для мальчиков, так и для девочек Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»).
Как выглядели первые книги, например Остромирово Евангелие
Учитель формулирует задания ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста:
-
Используя информацию из текста, приведите доказательства того, что
монастыри на Руси считались центром культуры.
-
Прочитайте отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе Мудром. Выделите главную мысль этого текста.
В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу (Тихомиров М. Русская культура Х-ХУ1 вв. М.,1968 г., с. 99-100).
Творческая работа:
Написать небольшое сочинение-рассуждение по вопросам:
«Какова польза от «учения книжного»?»,
«Можно ли книги заменить другими средствами обучения?»;
Музыкальная физкультминутка:
Прослушайте песню «Сто святых церквей» и придумайте движения, помогающие проиллюстрировать эту песню.
-
Рубить повсюду церкви.
Самостоятельная работа учащихся в группах:
— рассмотрите следующий слайд 6 и подготовьте ответ на вопрос:
«Каковы основные правила возведения храмов на Руси?»
— выступление групп по изученному материалу:
Перед Вами иллюстрации храмов .( учебник, стр. 91)
Посмотрите, какие замечательные купола, арки, колокола.
— Почему церкви и храмы имеют такие формы?
— На что похожи купола церкви?
— Почему архитектуру называют застывшей музыкой? (Прослушивание звона колоколов)
Сегодня мы рассмотрим историю средневекового храма московской области в с. Каменское.
Учитель показывает презентацию и рассказывает о храме. (вся информация имеется в презентации.)
Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению. Какие же черты свойственны нашей национальной культуре?
Контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего:
Подведение итогов.
Итоговый блиц-опрос:
Какие же черты свойственны культуре христианской Руси?
Как изменилась жизнь людей с принятием христианства на Руси?
Учитель (заключительное слово):
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
иль косо посмотрели вслед,
или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.
Домашнее задание: пересказ стр.85-96, решить кроссворд.
1. Ближайшие ученики Христа.
2. Церковное таинство, имеющее целью перерождение души человека для новой жизни без злости и греха.
3. Первое нарушение заповеди Божьей.
4. Особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие.
5. Праздник Воскресения Христа
6. Пост перед Рождеством.
7. Непослушание человека Богу.
8. Имя князя, крестившего Русь.
9. Священное место в христианском храме.
10. Праздник, который отмечают на 40 день после Пасхи.
11. Человек, совершающий богослужение.
Сообщение учителем оценок, полученных на уроке.
Самоанализ урока по ОДНКНР на тему «Культурное наследие христианской Руси. Храмы.»
-
Ученики 5 класса имеют опорные знания по курсу ОДНКНР, повышенный познавательный интерес, интересуются событиями духовной жизни, владеют навыками самостоятельной работы, они активны в работе на протяжении всего урока. Ученики охотно проявляют интерес к творческой работе на уроке, активно учавствуют в диалоговых формах организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.
-
Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Образовательная:
— выявленить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси;
— установить взаимосвязи между прошлым и настоящим;
— умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;
Развивающая:
-развить способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.
-развить творческое мышление и самостоятельность учащихся;
Воспитательная:
— сформирование знания о возникновении христианской веры;
— воспитать патриотические чувства и понимание сопричастности к истории родной страны.
3. Характеристика замысла урока
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса,
индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.
На уроке применила различные методы обучения (проблемный, частично-поисковый,), использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности (групповую, коллективную, индивидуальную).
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
Данный тип урока изучение нового материала, включает в себя следующие этапы — организационный момент, мотивацию, актуализацию, т.е подготовку к усвоению знаний и изучение нового материала, первичная проверка правильности восприятия ЗУН, творческая работа, подведение итогов проведенной работы и рефлексия. Все этапы были последовательны, сочетались разные виды работ, такие как групповая, фронтальная, индивидуальная. Проведена физкультминутка, которая позволила учащимся расслабиться и с новыми силами приступить к следующему этапу урока.
На всех этапах урока применялись разные методы активации учащихся, что не позволило им устать от однообразия материала.
На уроке использовались методы: словесные, наглядные – для развития понимания и наблюдательности, практические- презентация, иллюстрации. Также применялся репродуктивный метод, разрешение проблемных задач через организацию беседы. Имел место творческий прием. Организация учебной деятельности проходила в сочетании фронтальной работы, работы в группах и индивидуальное мышление.
Опираясь на основные характеристики возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений учащихся ( умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось благодаря методу проблемного обучения и частично-поискового метода, на этапе рефлексии использован элемент метода критического мышления.
На уроке были использованы разные виды деятельности, что дало возможность каждому ученику оценить свои знания. Утомление учащихся предупреждалось путем чередования видов и форм коррекционной деятельности. А также используя здоровье сберегающие технологии была проведена физкультминутка.
Все этапы урока соблюдены и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.
Все этапы урока были направлены на выполнение целей и задач.
— Организационный момент прошел быстро, все учащиеся были готовы к уроку и настроены на работу. Задача этого этапа состояла в воспитании культуры учебного труда.
— Актуализация знаний, старания вызвать интерес к познанию. Урок проходил в атмосфере сотрудничества. Я считаю, что этот подход имеет важное воспитательное значение.
— Работа с экраном мультимедиа для наглядности, в виде презентации.
— Самостоятельная работа учащихся над творческим заданием под руководством учителя.
— Подведение итогов урока.
— Рефлексия и выставление оценок.
— Выдача домашнего задания, которое дает возможность детям с интересом его выполнить.
4. Функциональный анализ урока.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Структура урока была подчинена триединой цели урока и способствовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его сам и сам является базой и продолжением предшествующего. Ученики развивали умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы.
Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию разных форм работы. Считаю, что поставленные задачи реализованы, цели занятия достигнуты. Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса.
5 Оценка конечного результата урока.
Мне было легко вести урок, ученики хорошо и быстро включались в работу. На протяжении урока учащиеся работали с понятием христианство, церковь, применяя его в различных аспектах я направляла ход размышлений и рассуждений, используя технологию полного усвоения материала.
Современный урок сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально-насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, а в общем, способствует повышению качества образования.
Меня порадовали активность, умение слушать учителя и своих одноклассников, порадовали желанием участвовать в каждом задании и отстаивании своей точки зрения. Важную роль играет эмоциональный настрой урока. Учащиеся были довольны уроком и результатами своей деятельности, ушли с хорошим настроением и знаниями.
Для того, чтобы » усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, я предложила ученикам в качестве домашнего задания пересказать параграф и решить кроссворд.
Считаю урок успешным, интересным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учеников приобретенные ими на этом уроке.
На мой взгляд, я думаю, что удалось на высоком уровне провести урок и решить все поставленные задачи, добиться соответствующих результатов, избежать перегрузки и переутомления обучающихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.
В настоящее время регистрация документов, обладающих признаками книжных памятников, осуществляется в реестре книжных памятников.
Официальный сайт реестра: https://knpam.rusneb.ru/
Книжные памятники — это рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования (Федеральный закон «О библиотечном деле», ст. 1).
Работа по выявлению, изучению и описанию книжных памятников Российской Федерации ведется в соответствии с Основными направлениями развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011—2020 годы (ранее — в рамках подпрограммы «Книжные памятники России» Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации) при финансовой поддержке из средств Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)».
За 2000—2011 годы были собраны сведения о фондах 542 учреждений, в которых хранятся книжные памятники, (204 библиотек, 148 музеев, 69 архивов, 27 научных учреждений, 94 учебных заведений) и 519 коллекциях, обладающих признаками книжных памятников, подготовлены описания 120 000 изданий, все экземпляры которых могут быть отнесены к единичным книжным памятникам.
С 2010 года Общероссийский свод книжных памятников представляет собой банк данных библиографического и книговедческого характера о книжных памятниках Российской Федерации и является основой для централизованного государственного учета книжных памятников. Координатор по формированию Свода — Российская государственная библиотека (НИО редких книг). Участники формирования Свода — сертифицированные специалисты библиотек и музеев федерального уровня, владеющих крупными собраниями книжных памятников, и сотрудники региональных центров по работе с книжными памятниками. Создание записей ведется в режиме онлайн.