Знаете, чем отличается школьник от паломника? Школьник уверен, что если его учеба когда-то началась (например, 1 сентября), значит, она когда-то закончится. Паломник уверен, что его учеба, его молитвенное возрастание в Боге длится всю жизнь.
По поводу учебы длиною в жизнь хочется процитировать лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука: «У размышляющего, думающего человека всегда идет поиск. В этом нет ничего плохого. Ведь на самом деле все дороги ведут к храму». О сути паломничества «Сегодня»
рассказал архиепископ Запорожский и Мелитопольский, владыка Лука.
СУТЬ ПАЛОМНИЧЕСТВА
— Владыка, зачем нужны паломнические поездки?
— Паломнические поездки необходимы, в первую очередь, чтобы человек мог прикоснуться к святыне. Вообще, паломничество — это один из видов подвига, который верующий человек может совершить ради Христа. Ведь отправившись в нелегкий путь, мы от чего-то отказываемся: устроенного быта, комфорта. Человек сознательно лишает себя чего-то ради веры, ради поклонения святым угодникам. Если почитать историю церкви, то паломничества совершались с первых веков христианства. Всем нам известно паломничество к Гробу Господнему. Не всегда могут привести святыню в твой храм, но люди всегда могут сами приехать к почитаемым ими святым.
— Чем паломническая поездка отличается от туристической?
— Туристическая поездка от паломничества отличается, в первую очередь, целью мероприятия. Если туристы отправляются в основном на отдых ради получения удовольствия, то паломники совершают свой путь ради укрепления своей веры.
— Считаются ли нынешние комфортабельные поездки паломническими? Ведь прежде люди пешком в Лавру ходили и так далее, чтобы смирять тело… По каким критериям оценивается паломническая поездка?
— Раньше люди, и не только паломники, ходили пешком, потому что никакого транспорта, кроме гужевого, не было. А гужевые поездки (повозки с конской, собачьей упряжью) при были довольно дорогим удовольствием на те времена. И далеко не все могли их себе позволить. Сейчас, слава Богу, выбор транспорта велик. И люди с разным достатком могут выбрать для себя различные способы передвижения при совершении паломничества. Вплоть до авиационных паломнических поездок в Израиль, которые сегодня организуются. Но при всем богатстве выбора сегодня сохраняется традиция крестных ходов. Например, в Почаевскую лавру. Еще мой духовник в 50-х годах совершал туда паломничество, что сохраняется и по сей день.
— На ваш взгляд, паломник — это…
— Паломником может быть любой человек, который поставил перед собой цель — поклониться святыням. Не посмотреть красоту того или иного убранства, а именно помолиться. Конечно же, это глубоко верующий человек, потому что при всей комфортабельности поездок ты все равно испытываешь какое-то неудобство. То есть ты сознательно от чего-то отказываешься. И я не побоюсь этого слова, берешь на себя подвиг. А это важно для Христа.
Как-то у Антония Великого спросили, а это было еще в четвертом веке: «Чем будут спасаться люди в последние времена?» Тот ответил: «Мы спасаемся постом и молитвой, пустынничеством. После нас будут подвиги наполовину меньше. А в последние времена будут скорбь и болезни». То есть сегодня отказаться хотя бы от чего-то ради Христа — э
то уже подвиг.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
— Произошла некая трансформация образа паломника? В лучшую или худшую сторону?
Реклама
— По этому поводу я хочу привести пример ножа: «Нож — это хорошо или плохо?». Ножом вы можете совершить операцию, разрезать хлеб и убить человека. От чего это зависит? В чьих руках этот самый нож находится. Так и тут. Сейчас идет процесс развития цивилизации. Появляются новые виды транспорта. Но повторюсь, какие бы ни были комфортабельные условия, если человек от чего-то отказывается ради Христа — это уже хорошо. Самое важное: с каким сердцем человек отправляется в паломничество, а не внешние условия, в которых он находится.
— Что брать с собой в паломническую поездку? Что вы берете, например?
— Конечно же, собираясь в паломническую поездку, я всегда готовлюсь. Но первое, что беру с собой — это помянник с теми людьми, которые просили меня о них помолиться, помянуть на святых местах. Так как я хочу совершать богослужения, для меня важно взять с собой облачение. А для верянина-паломника не стоит набирать короткие платья с вырезами или костюмы для торжеств. Нужно брать то, в чем вам будет удобно во время переездов и что уместно для пребывания в храме. Вид должен быть приличным и чистым, чтобы в нем вы бы смогли войти в храм. Ведь любое паломничество — это по сути дорога к храму.
— Почему всем паломникам особенно тяжело в первые дни?
— Когда мы попадаем в любую новую для нас ситуацию, нам всегда нелегко. И у каждого на то свои причины. Для меня самое трудное — это коллектив, в котором каждый паломник со своим характером, своими особенностями. Я, как архиерей, уже несу ответственность за всех ребят, которые поехали со мной. Поэтому очень важно найти со всеми «общий язык», где надо — сказать мягко, где надо — проявить твердость. Кроме того, люди привыкли к разным бытовым особенностям. У некоторых они мало чем отличаются от повседневных. Потом с Божьей помощью все налаживается. Если с духовной точки зрения смотреть, то сложность первых дней паломничества можно и так объяснить — враг рода человеческого всегда пытается ущипнуть, в первое время особенно сильно. Вспоминаю, когда всходил на Гору искушения на Святой земле в подряснике, по жаре было очень непросто. С каждым шагом я задавал себе вопрос: «Зачем мне это надо? Для чего я туда иду?». Ведь наверху, кроме недостроенного храма, ничего нет. Но когда вспоминаешь, что люди по этому же маршруту носили под палящим солнцем многокилограммовые блоки для строительства храма, задаешься вопросом: «Неужели я так не смогу?!». Вот здесь Господь проверяет твою силу и ты чувствуешь Божественную поддержку.
— Почему накануне поездки с людьми происходят всякие неприятности — заболел, начальник запретил… Как правильно на них реагировать? Отказываться от поездки или ехать, несмотря ни на что?
— Антоний Великий по этому поводу говорил следующее: «Если за добрым делом не последовало искушение, то это доброе дело не угодно Богу». Паломничество, если оно с правильными целями — это доброе дело. И здесь, несмотря ни на что, надо просить у Бога помощи и поддержки. Но и без фанатизма. Если у тебя насморк — это одно. А вот с операционного стала рваться в паломничество не стоит. Все должно быть с мудростью и пониманием. Святые отцы всегда говорили, что в основу всего нужно вкладывать любовь. Если начальник не отпускает, кто-то напишет заявление и отправится в паломничество. Но ведь всегда можно договориться, чтобы вас подменили или сделать работу наперед.
— Как часто нужно ездить в паломнические поездки?
— Частота паломничества зависит от желания и возможностей человека. Я знаю некоторых людей, которые вообще не совершают паломничества, говорят, их Иерусалим именно тут, где они проживают. Тут важно состояние нашей души.
Я считаю, что нужно совершать паломничества. Опыт последней поездки в Соловецкий монастырь в очередной раз убедил меня этом. Как бы не рассказывали о быте и неимоверных условия содержания гетмана Калнышевского, я увидев все своими глазами, сделал свои выводы. Паломничество — это духовный рост, от которого не стоит отказываться.
Бизнес-тренер Александр Москаленко из Екатеринбурга, к примеру, трижды ходил по пути Святого Иакова, или Камино де Сантьяго, — популярному в Европе паломническому маршруту. Дважды преодолевал его в одиночку на велосипеде, один раз пешком вместе с женой и четырехлетней дочкой. Рекордным стало велопаломничество 2019 года: за 38 дней Александр проехал 5068 километров.
— Я человек крещеный, но не из тех, кто часто ходит в церковь. Почему-то в дороге постоянно было желание мысленно говорить с Богом. В голову приходило много разных мыслей. Думал, какой будет дочь, когда вырастет, — вспоминает Александр. — А еще думал, что России тоже нужен такой путь!
Разумеется, у нас паломнические маршруты существуют, но от европейского отличаются. В первую очередь инфраструктурой. Идти по Камино де Сантьяго одно удовольствие: обустроенные дороги, указатели, хостелы для пилигримов от шести евро за ночь. Пускают в них только по паспорту паломника, который можно оформить практически в любом соборе на маршруте или турофисах — бесплатно или за два евро. Для жителей европейской глубинки путь Святого Иакова — это способ привлечения туристов, заработка, поэтому они следят за маршрутом.
Пока паломнические маршруты в России — это в основном линии на карте. Отелей для паломников нет, обустроенные тропы — лишь местами. Паломничество привязано к важным датам церковного календаря, поэтому пилигримы идут к святым местам группами, по лесным дорожкам и трассам. «Походами» занимаются религиозные организации: обеспечивают безопасность, решают вопросы с питанием, ночлегом.
Например, Екатеринбургская епархия ежегодно устраивает паломничество, или крестный ход, в Верхотурье (300 километров). Пилигримы — их обычно бывает несколько тысяч — ночуют в монастырях и школах (с крышей над головой и питанием помогают местные власти).
Буддисты из Калмыкии, совершая 300-километровое паломничество от Элисты до Хошеутовского храма-хурула (Астраханская область), старейшего в России духовного центра буддистов, на ночлег останавливаются на чабанских стоянках. Причем иногда гостят у мусульман.
Паломники признаются: такие путешествия заставляют иначе смотреть на жизнь. Корреспондент «РГ» Руслан Мельников, который два года назад ходил с буддистами по калмыцким степям, признается: в паломничестве переоцениваешь ценности.
— В городе, в суете думаешь о деньгах, о работе, а когда идешь в медитативном темпе под постукивание трекинговых палочек и посохов паломников, сознание переключается на созерцание: видишь красоту природы, облака, пейзажи.
За участие в массовых паломничествах деньги не берут. Пилигриму нужно тратиться лишь на покупку снаряжения и питание в дороге. Быть глубоко верующим не обязательно: к паломничеству может присоединиться даже атеист, к молитвам его принуждать не будут.
Паломничество с комфортом
В России развита система паломнического туризма: как внутри страны, так и за рубеж. В обоих случаях предлагают «все включено»: с проживанием, питанием, экскурсиями. Путешествия организуют круглый год, без привязок к церковным датам. Удобно, когда хочется побывать где-то далеко. Кстати, с июля этого года паломническими путешествиями заведуют религиозные организации.
Стоимость паломнических туров разная, зависит от условий проживания. Например, в окрестностях Соловецкого монастыря (Архангельская область) можно арендовать койку в частном секторе за 400 рублей в сутки с человека, а можно заселиться в гостиничные апартаменты за 9000 рублей. Если не шиковать, паломническая поездка может быть дешевле обычного тура. Так, один день паломничества по пути Святого Иакова (без авиаперелета) обойдется примерно в 30 евро, путешествие с турфирмой — около 50 евро.
Если путешественника привлекает сольный вояж, он может рассчитывать на гостеприимство религиозных общин в разных точках нашей страны и за рубежом.
Пять паломнических маршрутов за пределами России
1 Израиль
В этой стране находятся главные христианские и иудейские святыни. Стоимость (семь ночей, из Москвы): от 35 тыс. рублей.
2 Саудовская Аравия
Мекка и Медина — два главных города для мусульман. Стоимость хаджа (20-25 дней, из Москвы): от 180 тысяч рублей.
3 Непал
Небольшое поселение Лумбини считают местом рождения Будды. Стоимость (семь ночей, из Москвы): от 60 тысяч рублей. Поездки организуют турфирмы.
4 Греция, гора Афон
Автономное монашеское государство — сообщество из 20 православных мужских монастырей. Гора Афон считается земным уделом Богородицы. Стоимость (семь ночей, из Москвы): от 30 тысяч рублей.
5 Италия, Ватикан
Самое маленькое государство в мире, расположено на территории Рима, является резиденцией для руководства Римско-католической церкви. Стоимость (семь ночей, из Москвы): от 30 тысяч рублей.
Пять паломнических маршрутов в России
1 Подмосковье, Троице-Сергиева лавра
Самый крупный мужской монастырь в РФ, в нем хранятся мощи Сергия Радонежского. Возрожден пеший маршрут «Дорога в Лавру» — от стен Московского Кремля до Сергиева Посада. Бесплатно.
2 Екатеринбург, место гибели царской семьи
Раз в год, в июле, проходит Царский крестный ход — паломники идут от Храма-Памятника на Крови к монастырю на Ганиной Яме. Бесплатно.
3 Соловецкий остров, Архангельская область
Соловецкий мужской монастырь построили в XV веке. На протяжении всей истории его использовали как тюрьму. Стоимость (пять ночей, из Москвы): от 18 тысяч рублей.
4 Село Речное, Астраханская область
Хошеутовский хурул — единственный сохранившийся буддийский храм начала XIX века. Стоимость (пять ночей, из Астрахани): от 48 тысяч рублей.
5 Булгар, Татарстан
Древний город, расположенный в 195 километрах от Казани. Главная достопримечательность — Соборная мечеть. Стоимость (семь ночей, из Москвы): от 20 тысяч рублей.