Изложить это по горячим следам у меня не получилось. Но вот теперь хочется рассказать о моем «трудничестве» на оптинские праздники 5-10 июля этого года.
Я ехала в Оптину, очень соскучившись, на праздники. Удивительное время: сначала Владимирская, потом Рождество Иоанна Предтечи, служба в Скиту, потом память преподобного Никона Оптинского, Тихвинская, память старца Амвросия… Все, кто бывал на оптинских службах, поймут, что значит предвкушать эту радость, что значит лететь туда, где ты ощущаешь себя в раю…
Только увидев издалека колокольню и купола оптинских храмов, я подумала, что время идет ужасно медленно, хотелось поскорее, минуя козельский автовокзал, оказаться у стен дорогой обители. Но пришлось изрядно подождать, поскольку водитель маршрутки, единственной пассажиркой которого была я, долго пересчитывал выручку и ожидал других пассажиров. Не дождавшись никого в итоге (что бывает редко), он нехотя захлопнул дверцу, и мы поехали.
Надо сказать, что я заранее договорилась с матушкой-распорядительницей гостевых домиков, где часто бывала, что приеду на шесть дней и помогу по хозяйству. Разнообразный ассортимент послушаний уже был в моем опыте, и я очень радовалась, что в этот раз не только побуду на службах, но и почти «по-настоящему» проведу время в святом месте.
Я приехала к матушке и по всему поняла, что меня ждали. Едва успев положить сумки, я услышала, что теперь они спокойны, приехал человек, которому можно доверить землянику… В радости, я не обратила на это особенного внимания, но заметила огромный двенадцатикилограммовый таз со слегка подвявшей земляникой, стоявший во главе стола на кухне. Таз был прозрачный, с рисками, где совершенно точно просматривалось, что там именно двенадцать килограммов, и обмануться невозможно!
Полная бодрого желания помочь, я тут же села на улице перед тремя тазами: в том самом – земляника, в другой надо было бросать «хвостики» с веточками от нее, в третий – очищенную ягоду. Конечно, все мои мысли были в обители! Скоро служба, удивительная, ни с чем несравнимая оптинская служба. Завтра Владимирская! Служба во Владимирском храме – я была на ней неоднократно – под величественный колокольный звон все собираются в маленьком необыкновенном храме, как в корабле спасения. И мы все вместе, как будто над временем: Старцы, Новомученики, братия и паломники – все собрались прославить Царицу Небесную! Через окошко видна часовня тех, кто своей любовью и мученической кровью привлек не одну душу к оптинской святыне, здесь их дом, и они собирают здесь чад своих! Что испытывает сердце, отсчитывая минуты до этой встречи!..
В этих размышлениях я чистила землянику, замечая попутно, что работа эта весьма ювелирная и ужасно медленная – за два часа я едва приблизилась к риске «800». Звонили ко всенощной… Услышав звон, я взглянула на матушку в надежде, что сейчас меня отпустят в храм. «А, сегодня Владимирская! Да, престольный праздник. Ну ладно, разберешься с земляникой, тогда, может, завтра пойдешь», – сказала мне матушка…
Сказать, что я расстроилась – это ничего не сказать! Этот огромный таз, который встал между мной и Оптиной вдалеке, первые полтора часа не давал мне покоя. Кстати сказать, от такой «мелкой» работы мгновенно устали пальцы, а через четыре часа земляника уже стала кружиться у меня в глазах. А драгоценный таз свидетельствовал, что у меня уже осталось не 12 кг, а 9.600!!! Этак я, подумалось, вообще не попаду на службу ни сегодня, ни завтра!
В несколько подавленном состоянии я слушала, как звонили перед шестопсалмием, потом перед Евангелием… Тут ко мне подсел человек, назвавшийся Петей. Он был не из трудников, а из наемных рабочих (живших здесь же и скорее из «сочувствующих», чем церковных людей) и с живым интересом наблюдал за моей работой. В одну минуту перейдя на «ты», он сказал, что помог бы мне с этой земляникой, да не умеет, а потом, глядя в глаза, спросил: «А ты чего сюда приехала?!» ))) Я, в испачканной земляникой юбке, с потухшим взглядом, стала говорить что-то общее о паломничестве, потом спросила Петю, водятся ли здесь в лесах кабаны или какая-нибудь другая живность? «Да ты что, какие кабаны?! Они сейчас там, где като-ошка!!», – сказал Петя. Стало повеселее. Я рассказала Пете, как хотела на службу, а меня усадили за землянику, и он пошел к матушке просить, чтобы НАС отпустили на службу. Было уже около девяти часов, когда вдруг матушка сказала, что можно пойти «помазаться». Эта перспектива придала мне сил, и мы с Петей побежали в храм. По дороге он настоятельно требовал, чтобы мы для быстроты прошли через Никольские врата по братской территории, и когда я отказывалась, сказал, что у него там «знакомство»…
И все-таки я попала в храм!!! Читали первый час, но какая радость была услышать хотя бы чтение тропаря «Днесь светло красуется славнейший град Москва…»! Мы, благодаря Пете, даже помазались (матушка же сказала – идти «помазаться», и тут я ясно поняла, что незначительных слов в жизни нет!). Уходя с территории монастыря, я подумала, что с земляникой при большом желании можно справиться за четыре часа; это придало мне сил и окрылило надеждой на завтрашнюю службу.
Вернувшись домой после первого часа, я обнаружила, что кто-то неаккуратно смешал часть очищенной земляники с оторванными хвостиками. Конечно, это детишки из Беларуси, тут же с удовольствием наблюдавшие мое замешательство… Мне явственно вспомнились радости собственного детства…
Около двенадцати часов ночи стахановским методом земляника была перебрана, и я пошла к матушке доложить, что работа выполнена. «Молодец!» – сказала матушка. – «Теперь иди помоги там наверху девочкам перестилать постели!» Я пошла… Оказалось, что постелей, нуждающихся в обновлении, там 25 единиц, а завтра утром приедут люди…
Словом, в тот день я свалилась с ног часа в два ночи, но перед этим познакомилась с такой же, как и я, бодрой трудницей, женщиной лет пятидесяти, которая тоже мечтала о храме и мыла чаны от рыбы во время всенощной. Мы подружились. Ночью, в завершение моих труднических переживаний, в комнатку влетел огромный жук-навозник и задумчиво бился об стекло, норовя сесть мне на голову…
Но утром светлая моя мечта исполнилась – нас пустили на раннюю! В тот день я готовилась к Причастию и уже хотела попросить час для вычитки правила, но матушка, окинув меня взором, сказала: «Собирайся! Сейчас поедем…». Куда, собственно, мы собирались ехать, я узнала только в машине. В другой гостевой домик!! Он только-только отстроился изнутри, а завтра – опять паломники, и надо убрать и приготовить все до их приезда… Когда мы с Еленой (так звали мою знакомую трудницу) и матушкой вступили в «домик» из двух этажей с десятью комнатами, то увидели, что внутри все покрыто бетонной крошкой и строительной пылью: окна, стены, лестницы, подоконники… Нужно было помыть все это до стерильности и застелить постели. Здесь фишка была в том, что веника не предполагалось, ввиду его временного отсутствия. Зато в наличии был совок и две тряпки, а из окна так близко видна Оптина… «А как же служба…» — взмолилась я, уже понимая, что приехала-то на послушание, и надо терпеть. «Ну, это как управитесь!» – сказала матушка и, пожелав нам «сто ангелов в помощь», удалилась. Мы оглядели домик и засмеялись. Часы показывали половину третьего, т.е. до службы оставалось два с половиной часа… И вновь – чудо. Ни одно слово не остается праздным! Сто ангелов нам помогли совершенно явно, потому как осилить эту работу до службы было совершенно немыслимо.
В половине шестого мы уже были на службе. Я чувствовала, что это и есть – послушание, вот такое, без прикрас, монастырское, и это уже радовало, но сил не было совершенно…
Утром была чудная служба в Скиту, исповедь и Причастие. Здесь так явно ощущались святые хозяева этого места – благословенные оптинские старцы и скитоначальники. И стоя на «балкончике» среди вьющегося винограда и цветущей петунии, я просила их помочь мне с послушанием.
После Причастия всю усталость как рукой сняло, было радостно (и вдобавок мне сказали, что отпустят на службу преп. Никона!). В тот вечер пошел свирепый дождь с дымом, и, весьма кстати забыв дома зонт, я еще какое-то время была в Казанском храме, рассматривая фрески. Слева от входа, у свечного ящика, заметила фреску «тьма кромешная», на которой предусмотрительно расположился выключатель. )))
Следующие дни прошли до обидного быстро. Послушание вместо службы уже так не тяготило. Когда в один из дней мне дали задание помыть подошвы на обуви трудников, я вдруг поняла, ЧТО такое послушание, мне вспомнилось, как Господь мыл ноги ученикам, и что это заповедано христианам. Но где, как исполнить это без перелома себя, без просьбы матушки?! Вот такое откровение… И не даром говорится – выполни за святое послушание…
Не могу описать радость от дня памяти преподобного Амвросия, который «увенчал» мое «трудничество»! Там надо просто быть и видеть своими глазами…
Пусть мой долгий рассказ не испугает тех, кто еще не пробовал свои силы на послушаниях – такой «загруз» бывает редко и обычно приурочен к большим праздникам. Это мне, как сказал батюшка в день моего приезда, ПОВЕЗЛО!!!
Ника
На тему того, почему я поехал в паломничество можно много писать. Отпуск у меня был четыре недели и вариантов его проведения было много. Я давно собирался съездить в монастырь, ведь мой дух нуждается в укреплении, душа — в отдыхе от суеты, разум — в мудром совете, тело — в тренировке и дисциплине. Так вышло, что в последнее время часто слышал про Оптину пустынь и тамошних старцев, поэтому решил поехать именно туда (были планы поехать в Псково-Печерский монастырь и другие обители).
Вариантов паломничества было два — либо поехать как на экскурсию, либо пожить в ритме насельников и трудников монастыря. Я решил по возможности максимально погрузиться в жизнь Оптиной пустыни. Не просто съездить в обитель, но и потрудиться в ней.
О чем я думал…
Особо не готовился к поездке — позвонил в монастырь, спросил можно ли приехать потрудиться и могут ли меня разместить. Мне ответили согласием: «Нужно подойти к отцу Никону и он Вас определит куда-нибудь». Недолго думая, я заказал билет на поезд. Между прочим, из Челябинска до Оптиной дважды в неделю идет прямой поезд. Ехать нужно до Козельска, а время в дороге составляет 45 часов. Время в поезде было для меня очень полезным, так как в пути приходится себя во многом ограничивать, не остается возможности для лишних действий, а следовательно можно посвятить это время отдыху от всех суетных дел и спокойному чтению. С собой я взял всего две книги: Новый Завет и Псалтирь, а также молитвослов. Я был очень рад, что мне удалось почитать, ни на что не отвлекаясь.
В дороге меня посещали мысли — что меня ждет там куда я еду, получится ли разместиться и тому подобное. Думая об этом, я обращался мысленно к Всевышнему: «Господи, управь путь мой» и «да будет воля Твоя». Я настраивал себя на то, что будет так, как Бог определит.
И вот я доехал до 800-летнего Козельска. И вот выхожу я из поезда, вижу в нескольких метрах от меня, буквально напротив, стоит монах. В этот момент мысли и чувства смешались. С одной стороны, радость и удивление… С другой, кажется, что это вряд ли как-то связано со мной, что это просто совпадение… И, в конце концов, благодарность Богу.
Подхожу я к монаху, спрашиваю — как добраться до Оптиной пустыни. А сам в это время думаю, что он все же здесь не случайно=))) Монах рассказал, как добраться (говорит, что маршрутки должны ходить). Я пошел искать маршрутку и не нашел. Возвращаюсь обратно к нему, он спрашивает ну как…? Я говорю, что маршруток пока нет. Он говорит: «Поехали с нами, я из Оптиной пустыни». Я соглашаюсь. Мы садимся в «буханку» (УАЗик) и едем. В машине были еще один монах и послушник. Инок спрашивает меня откуда я — отвечаю, что из Челябинска. Он мне говорит я тоже из Челябинска… Мы смотрим друг на друга и скорее всего думаем о схожих вещах ))) Видно, что монах очень рад такой неожиданной встрече. И у меня в этот момент появилось очень теплое чувство: что Господь заботится о каждом из нас. Монах рассказал, что его зовут отец Паисий и что он иеромонах. Познакомил с другим иеромонахом и послушником. На вид отцу Паисию не больше сорока лет, он высокого роста, у него очень доброе и умиротворенное лицо. Мы пообщались в дороге с ним с большим воодушевлением. Отец Паисий расспросил меня о том, что сейчас происходит в Челябинске, а я от него узнал о том, к кому мне обратиться по размещению в монастыре, он рассказал и показал (как раз тогда, когда мы уже подъехали к Оптиной пустыни). На душе было очень радостно от такой встречи!
В монастыре
Вопрос с размещением решился практически моментально, несмотря на то, что был уже вечер пятницы. Меня разместили в келью где было всего три человека (в остальных более шести человек). Как потом выяснилось, наша келья была образцовой по дисциплине и порядку. Здание и сами кельи очень чистые, ухоженные, везде порядок.
Вскоре у нас завязалась беседа с братом Вячеславом. Он рассказал, мне, что в выходные проходят экскурсии и можно послушать о чем там рассказывают, что можно узнать подробнее о монастыре, его истории и людях, которые были здесь. Я так и сделал. На экскурсиях узнал много интересного. Одна из экскурсий была особенно важна — мне посчастливилось пообщаться с экскурсоводом (женщиной средних лет) после экскурсии. Она рассказала мне много интересного и направила меня «дальше». А дальше я встретил человека в монастыре, которому задал интересующий меня вопрос и он дал мне короткий, и ясный ответ на вопрос, который для меня очень важен.
Первое впечатление от Оптиной пустыни — это место где ценят порядок, дисциплину, смирение. Дисциплина тут действительно серьезная — и это очень полезно для мирян. Здесь ты либо очень быстро вольешься в существующий режим и научишься этому порядку и дисциплине, либо очень быстро покинешь место пребывания трудников. Ведя же себя ответственно — замечаешь другую сторону монахов (которые весьма требовательны к правильному выполнению правил и послушаний) — это любовь к смирению и любовь к ближнему. И ты понимаешь, что именно понуждение себя к труду, дисциплине, послушанию как раз и может вести к смирению, важнейшей составляющей богоугодной жизни.
Еще я заметил, что в обители очень почитают старцев, которые жили там и достигли духовных высот. Особенно почитают преподобного Амвросия Оптинского. В рассказе одного монаха я слышал, что святой Амвросий произвел практически революцию в жизни монастыря — тем, что он принимал простых людей, выслушивал их и помогал тем, у которых часто были житейские вопросы и трудности. Ему удавалось понимать людей разных социальных статусов, находить нужные слова и часто глубочайшие мысли, выражать их в короткой форме, часто прибегая к иронии.
К слову, за всю историю в Оптиной пустыни скопилось множество святынь. На территории монастыря расположено несколько храмов. Внутри обители предусмотрены специальные места, в которых покоятся мощи святых, а также тех, кто был тесно связан с монашеской общиной. Рядом с Оптиной расположен скит, где постоянно проживают монахи. В скит не пускают женщин, а мужчин допускают только по благословению. Вблизи монастыря расположены: трапезная и домики для паломников и трудников. Рядом с ними есть святые источники: преподобных Амвросия Оптинского (там очень чистая и вкусная вода), Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского (сюда мы каждый день ходили в обед и вечером после работы — для того, чтобы окунуться в ледяную воду — ведь это необыкновенно бодрит и укрепляет силы).
Диалоги с монахами
Да, эти беседы были интересными… Вообще, пожив в монастыре я понял, что монахи, конечно, как и люди все разные. Но все же я почувствовал общий дух любви, невзирая на то, что он часто бывает скрыт под внешней серьезностью, требовательностью и даже жесткостью.
Начну с того, что каждую неделю (по воскресеньям) проходят беседы с архимандритом Венедиктом (настоятелем Оптиной пустыни). На беседе он спрашивал у собравшихся: «Знаете ли вы заповеди Нового Завета?». Одни начали вспоминать десять заповедей Моисея, а другие — заповеди блаженств. Но даже второй вариант не являлся полным ответом на вопрос. Тогда нам начали объяснять, что весь Новый Завет состоит из заповедей (оказывается, их более ста), которые присутствуют в диалогах Иисуса Христа. Нам напомнили такую заповедь: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15)… И спросили: «Если вы заповедей не знаете, то как вы их соблюдете?» Чтобы исправить эту ситуацию, многим из присутствующих отец Венедикт подарил книжечку, которую печатают только под заказ в Оптиной пустыни, в которой как собраны все заповеди из Нового Завета. И мне посчастливилось получить такую…
Еще у нас были беседы с отцом Никоном, в течение многих лет изучающим богословие. Наши встречи отец Никон проводил в корпусе для трудников. Тема, которую мы рассматривали: «Грехопадение первых людей: причины, последствия и основные смыслы». Отец Никон, объяснил нам, что это фундаментальный вопрос, связанный со смыслом бытия человека. За три беседы, каждая из которых длилась более часа, мы даже не приблизились к началу изучения и понимания этого вопроса, так как у нас было множество сопутствующих вопросов, без объяснения которых нельзя понят следующие. И так мы общались и совместно искали истину, попутно духовно возрастая, чтобы воспринять ее во всей полноте.
О послушниках и о послушаниях
Я увидел совершенно разных людей — разных возрастов, социальных статусов. Те, с кем я познакомился и общался весьма интересные люди. Отрадно видеть близких по духу людей, с которыми можно пообщаться на духовные темы, у которых можно чему-то научиться. Такое общение я считаю очень полезным — ведь у каждого свой опыт в вопросах веры, каждый чему-то научился сам и другие могут учиться друг у друга. Особенно здорово, когда в разговорах присутствует юмор — и у нас его было предостаточно…
В Оптиной пустыни большое хозяйство, работы хватало всем. Я успел много чем позаниматься там, но, в основном, меня и многих других отправляли на поля с луком и с капустой — собирать урожай. По-началу было непросто. Во-первых, каждый день подъем в пять утра, затем утренние и вечерние службы (которые идут дольше, чем в городских приходах), плюс жаркое солнце и изнуряющий труд. Но с каждым днем становилось привычнее, а начиная с третьего дня, усталость ушла. На послушаниях я понял несколько важных вещей: во-первых важно правильно оценивать ситуацию и соответственно к ней относиться. Молитва на послушании дарит радость от любой деятельности. И, конечно, важен общий дух в коллективе. У нас в этом плане получилось так: первое время результаты нашей работы были не очень хорошими, то есть работа шла медленно, утомляла нас, мы делали ее некачественно, но постепенно все показатели начали улучшаться, включая настроение.
Делая такую простую работу мы учились многим важным вещам — дисциплине, трудолюбию и понуждению себя к труду, качественному исполнению поручений, взаимопониманию и взаимопомощи. Время от времени к нам приходил отец Давид, который строго следил за качеством работы. Он брал лопату и заново вскапывал уже пройденный участок сбора лука и находя не выкопанный лук говорил тому кто там работал: «Зачем ты сюда приехал? Для чего нужна такая работа? Научитесь хотя-бы здесь выполнять работу качественно»… На первый взгляд жестко, но точно. Смотря на тех, кто научился выполнять послушания ответственно, учишься этому сам.
Когда мы только пришли на поле с луком, объем работы виделся невероятно большим, все были уверены, что на сбор этого лука уйдет около месяца. Неделю спустя работы осталось на пару дней. Когда удается работать слаженно, то работа начинает приносить удовольствие и результаты соответствующие. Тут есть над чем подумать…
Зачем мне паломничество
Бывает, когда что-то делаешь, задаешься вопросом — все ли правильно ты делаешь. И, если проанализировав все стороны вопроса, ты с уверенностью можешь сказать «да», то на душе всегда становится спокойно. К примеру, когда я думал о том, как использовать оставшиеся две недели отпуска, я сопоставлял, что буду чувствовать когда к примеру буду находиться на море, когда буду там отдыхать и что буду чувствовать когда приеду обратно. Буду ли я чувствовать себя на отдыхе хорошо, ощущая действительный отдых? Не буду ли я в это время думать о чем-то еще, рассуждая о том, что можно было бы провести время более полезно? А вот причин поехать потрудиться и побывать (и пожить) в монастыре я вижу много.
Некоторое время назад, у меня сложилось понимание того, что я получаю радость от посильной помощи другим. Это первая причина для моего паломничества. Также хотелось узнать, как живут духовно опытные люди и сопоставить себя с ними. Выйти на время из мирской жизни и напитаться хотя бы в малой степени монашеским духом. Были и другие причины. Могу с уверенностью сказать: я рад, что поехал в Оптину пустынь, а не на море. А также рад тому, что поехал именно потрудиться — это разительно отличается от простого посещения монастыря.
Слава Богу за всё!
Денис Бабичев
Приглашаем Вас в двухдневную паломническую поездку в наш монастырь по маршруту: Москва — монастырь Оптина пустынь, Шамордино (Казанская Амвросиевская женская пустынь).
Отправление: в 8:00 в субботу с подворья Оптиной Пустыни, храм Апостолов Петра и Павла, метро Новоясеневская, адрес: Новоясеневский проспект, д. 42
Возвращение: в воскресенье, около 20:00 на то же место.
Поездки совершаются еженедельно.
Телефоны для справок, и бронирования мест:
+7 495 422 22 77
+7 495 421 71 41
Бронирование билетов начинается за два месяца и заканчивается за неделю до отъезда.
Содержание
Бронирование мест в гостиницах монастыря
Бронирование для частных лиц:
Бронь осуществляется в монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9.
Гостиница № 3, 4 – одноместный номер
2-х местный номер
3-х местный номер
Гостиница № 5, 6 — 2-х местный номер
3-х местный номер
Гостиница № 9 – 2-х местный номер
3-х местный номер
Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166 с 8.00 — 17.00
Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.
Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.
Бронирование гостиниц для паломнических групп:
1. Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 чел.
2. Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц.
3. Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда.
4. В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест.
5. Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования.
6. Можно забронировать трапезу (обед, ужин)
7. Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166
Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5:
Рабочие дни – 9.00 — 23.00
Суббота – 11.00 — 23.00
Воскресенье — 14.00 — 23.00
Рассказы, впечатления, отзывы о пребывании в Оптиной
Гостиница для священнослужителей
Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.
Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.
Собираясь в поездку в Оптину пустынь, решила узнать, почему и зачем люди посещают эти места, что ищут и что находят. Поэтому набрала в яндексе «Оптина пустынь» и пошла шарить по сайтам и блогам. Информации в инете много, есть даже официальный сайт, где приводится история создания, забвения и восстановления этой Обители. Сначала, как и положено почитала историю, потом пошла читать блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это «здорово, прекрасно, и что — ЭТО что-то!» Но больше нет никакой конкретики. А мне хотелось иного… Ответов на свои вопросы я не находила. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих — это называется «БЛАГОДАТЬ». А благодать — это особое состояние души, которое словами не выразишь.
И все-таки мне хочется немного написать об этом, вдруг кто-то, как и я, в поисках ответов на свои вопросы, прочитает мою запись и поймет, что эти места стоят того, чтобы там побывать.
Я много раз бывала в паломнических поездках и сделала вывод, что отправляясь в такую поездку надо ехать туда с экскурсией. А самостоятельную поездку лучше совершать уже после того, как тебя провели известными тропами, рассказали, что и как. Но в экскурсионной поездке есть и свой минус — бежишь буквально «галопом по Европе» — не успевая осознать и переварить увиденное, но ведь всегда можно вернуться и уже полностью насладиться тем, чем хочется. Я обычно так и поступаю. И моё ближайшее возвращение в эту Обитель — не за горами.
Я не буду приводить историю Оптиной пустыни, скажу, что находиться она примерно в 250 км от Москвы в Калужской области около города Козельска. На автобусе наша группа добиралась туда 4,5 часа. Я ездила туда с экскурсией, которую организует Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево, который еще и является подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Дорога переносится очень легко, выезд из Храма строго в 8 утра, опоздавших обычно не ждут. В дороге сначала мы слушали молитвы и правила ко Святому Причащению, так как многие паломники едут туда именно с целью исповеди и причащения. Потом экскурсовод рассказала об истории монастыря и о старцах, которые жили там. Не смотря на то, что все это я уже читала в инете — слушать было довольно интересно, тем более что осознаешь, что вот-вот ты все это увидишь своими глазами. В общем, добрались мы довольно легко и 4,5 часа пролетели незаметно.
Разместились в монастырской гостинице, которая представляет собой двухэтажный дом, с маленькими комнатками. Так как гостиница монастырская — в ней существует женская и мужская половина и соответственно мужчин и женщин селят раздельно. На стенде в коридоре можно найти правила проживания в гостинице и расписание Богослужений в монастыре. Одно из правил очень позабавило: запрещается мужчинам заходить на женскую половину, а женщинам на мужскую.
Для того чтобы переночевать — условия в гостинице довольно хорошие, удобные кровати, чистая (на мой взгляд — новая) постель. Я делаю на этом акцент, потому что повторюсь — не раз была в паломнических поездках, и почувствовала разницу.
После расселения, экскурсовод повела нас к скиту, где живут монахи. Вход на территорию скита запрещен для мирских людей, но 4 раза в год в нем проводятся Богослужения, на которых разрешается присутствие мирских. Один из праздников — это день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), остальные праздники я, к сожалению, не запомнила. Здесь же на территории скита находится келья Преподобного Амвросия Оптинского, одного из старцев Оптиной пустыни, посетить которую нам разрешили.
Затем мы отправились в монастырскую трапезную на обед. Кормят в трапезной абсолютно всех паломников, независимо от того прибыли они с группой или самостоятельно. Отличие лишь в том, что группы кормят организованно, а паломников, прибывших самостоятельно в определенные часы. Еда очень простая и постная, так как, повторюсь — многие паломники приезжают с целью причастия, а перед причастием, как известно, необходимо соблюдать пост. Если вдруг вы не наелись в трапезной, то можно перекусить в чайной, которая находится в гостинице и где продаются безумно вкусные монастырские пирожки с начинкой на любой вкус. Тут и пирожки с картошкой и с рыбой, и с курагой, и с творогом, и изюмом и много еще с чем. Тут же можно выпить чай или кофе, сок или воду. В общем, с голоду не умрешь. Я даже наоборот объелась, настолько пирожки были вкусные, что не могла устоять перед искушением попробовать все. Для себя решила, что обязательно куплю пирожков перед отъездом в Москву. Но как оказалось — не я одна так решила, и кучу пирожков купить не удалось, поэтому если вам понравятся пирожки — покупайте их с утра, тепленькие и свеженькие. Потом может не достаться.
После трапезы мы отправились на территорию монастыря, где экскурсовод нам показала расположение церквей, их на территории монастыря четыре и есть недавно построенная часовня над могилами трех монахов, которых убили в монастыре во время Пасхи в 1993 году. Это довольно известная история, при желании о ней можно почитать в инете. Потом нам объявили свободное время, и каждый мог заниматься, чем пожелает.
До Всенощной службы оставался еще примерно час времени, и мы решили посетить Святой Источник Преподобного Пафнутия Боровского, который находится недалеко от монастыря в красивейшем лесу. Над источником построена купель, которая разделена на женскую и мужскую половины. Обычно для купания в Святом источнике женщины одевают рубашки. Перед поездкой, записываясь на экскурсию, я спросила, нужна ли рубашка для купания. Девушка, записывавшая меня, ответила, что необязательно, так как купель разделена, и рубашку я не брала. О чем впоследствии пожалела по двум причинам, одна из которых: практически все женщины были в рубашках (от этого ощущается чувство неловкости) и считается, что рубашку эту можно одевать потом, если болеешь, а о второй причине чуть позже.
Купание в источнике — ЭТО что-то! У меня не первый опыт купания в Святых источниках и могу с уверенностью сказать, что после этого испытываешь такое облегчение, как будто с плеч свалилась невероятно тяжелая ноша. Выражение: «гора с плеч» именно об этом. Для купания нужен определенный настрой, так как не всякий рискнет прыгать в холодную воду. Мне было с одной стороны легко (опыт не первый), с другой тяжело — вода холодная. Зато эффект того стоит!!!
После купания мы отправились на Всенощное бдение. Служба проходила сразу в двух Храмах монастыря: в Казанском и в Введенском. Мы предпочли остаться в Введенском Храме, так как именно там я почувствовала себя как дома. Кроме этого, именно в этом Храме хранятся мощи Преподобного Амвросия Оптинского. Четырехчасовая служба пролетела мгновенно. Наверное, впервые, стоя в Храме, я не думала о боли в спине (хотя спина разламывалась). Впервые слезы сами собой катились из глаз от чувства покаяния от редкости посещения Дома Божия. Все чувства и мысли смешивались в кашу, потом раскладывались по полочкам. Осознание того, что ничего не вечно в этой жизни усиливалось. Ощущения невероятные.
После службы вокруг монастыря совершался Крестный ход. А потом можно было отправиться в трапезную поужинать. Трапезной мы предпочли вкуснейшие пирожки с горячим чаем.
Ранняя Литургия в монастыре начинается в шесть утра, затем в восемь и еще одна в десять. Поэтому, если ты ранняя пташка можешь пойти на Литургию в шесть утра, если хочется поспать — в десять. Мы были на ранней Литургии, потому что хотелось потом погулять по монастырю, зайти в другие Храмы и еще раз искупаться в Святом источнике.
Тот, кто хочет исповедоваться и причаститься — прямая дорога в Оптину пустынь. Исповедоваться можно во Владимирском Храме, в котором хранятся мощи семи Оптинских старцев. Исповедь начинается в пять утра и продолжается до двенадцати часов дня. Очереди на исповедь небольшие, так как исповедуют сразу несколько священников. Кроме этого можно исповедоваться и вечером, после Всенощной. Я с большой завистью смотрела на исповедовавшихся. К сожалению, я этого делать не могу, по причине внутреннего барьера, который мне не удается пока побороть, но я к этому стремлюсь… Очень многие из нашей группы уже не впервые посещают Оптину пустынь, исповедуются обычно у одного и того же батюшки, который их знает и знает их боли, беды и печали, который наставляет их на пути к жизни вечной. Отзывы об Оптинских батюшках я слышала более, чем лестные. Паломники буквально благоговеют перед ними. Мы там встретили батюшку, который когда-то исповедовал моего мужа. Это было неудивительно, но очень приятно. Такое впечатление, что встречаешь давно невиденного старого знакомого.
После утренней Литургии мы отправились завтракать все теми же пирожками, а потом пошли гулять по монастырю. Чуть позже искупались в источнике, еще и еще раз ощутив чувство полной безмятежности и благодати. Пообедали в трапезной. Когда выходили из трапезной мне почему-то очень захотелось помочь людям там работающим, и я спросила — не нужна ли помощь? И мою помощь с радостью приняли. Так мне удалось пройти еще и послушание в монастырской трапезной в виде мытья посуды.
В час дня мы собрали вещи и отправились к нашему автобусу. По дороге в Москву посетили еще один монастырь, на этот раз женский, которой находится в селе Шамордино, в 12 верстах от Оптины пустыни. Монастырь производит неизгладимое впечатление. Кто там не был — очень рекомендую!!! Во первых, он поражает своими размерами и великолепием, во вторых, иконами, которые вышивают сами монахини. Работы эти просто шедевральны!!! На территории монастыря три Святых источника. В одном из которых (источник Божией Матери Казанской) можно искупаться. Вот тут-то я во второй раз пожалела о невзятой с собой рубашки, здесь можно было купаться только в ней. Но, я точно знаю, что я еще вернусь сюда, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой побыть в этом монастыре, потому что часовая экскурсия для такого монастыря — это ничего!
Из Шамордино мы отправились в Москву. Экскурсовод объявила, что примерное прибытие в Москву — восемь часов вечера, с условием, что не будет пробок. Пробки начались за 95 км до Москвы. Паломники занервничали, предсказывая, что будем теперь не в восемь, а в одиннадцать — не раньше. Я почему-то была абсолютно спокойна. Вспомнила, что когда-то в паломнической поездке в Дивеево экскурсовод нам сказала, что если сто раз спеть слова из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором», то все напасти отступят. Я ехала и тихонько напевала эти строки. Не знаю сколько раз я его спела, но из автобуса мы вышли в 20 часов 12 минут.
Сайт Оптиной Пустыни http://www.optina.info/
Сайт Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево http://optina.org.ru/