Главная \ Библиотека \ В чем разница: православие, католичество, протестантизм
Содержание
Библиотека «Россиянки»
В чем сходство и в чем отличие трех направлений христианства –
православия, католицизма, протестантизма?
Сходства:
- разделяют основополагающие принципы христианства;
- принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 г.;
- признают Святую Троицу;
- верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие;
- принимают Библию как Слово Божье;
- соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада;
- не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями.
Ну еще, католики и протестанты беспощадно жгли еретиков на кострах с начала XIII и по начало XIX века, тогда как православие всю свою историю было и есть терпимо к представителям другой веры, и, даже если обвиняло кого в ереси, никогда не было на стороне наказания и тем более лишения жизни людей.
Различия:
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Источник веры |
Библия и жития святых |
Только Библия |
|
Доступ к Библии |
Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию |
Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии |
|
Откуда исходит |
Только от Отца |
От Отца и Сына |
|
Священник |
Не выбирается народом. |
Выборный народом. |
|
Глава Церкви |
Патриарх имеет |
Непогрешимость |
Главы нет |
Ношение сутаны |
Носят богатые наряды |
Обычная скромная одежда |
|
Обращение к священнику |
«Батюшка» |
«Отец” |
Нет обращения «Отец” |
Обет безбрачия |
Нет |
Есть |
Нет |
Иерархия |
Есть |
Нет |
|
Монастырь |
Как высшее проявление веры |
Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху |
|
Богослужение |
С соборах, храмах и церквях |
В любом здании. Главное — это присутствие Христа в сердце |
|
Открытость престола при богослужении |
Закрыты иконостасом с царскими вратами |
Относительная открытость |
Открытость |
Святые |
Есть. Человека можно судить по его делам |
Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям и это право только Бога |
|
Крестное знамение |
Вверх-вниз- |
Вверх-вниз- |
Вверх-вниз-слева-справа, |
Отношение |
Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными |
Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным |
Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым |
Принятие решений Семи Вселенских Соборов |
Следуют свято |
Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии |
|
Церковь, общество |
Концепция симфонии духовной и светской властей |
Историческое стремление к верховенству над государством |
Государство вторично по отношению к обществу |
Отношение к мощам |
Молятся и почитают |
Не считают, что в них есть сила |
|
Грехи |
Отпускаются священником |
Отпускаются только Богом |
|
Иконы |
Есть |
Нет |
|
Интерьер церкви |
Богатое убранство |
Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило) |
|
Спасение верующего |
«Вера без дел мертва» |
Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви |
Приобретается личной верой |
Таинства |
Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора). |
Причащение с 7-8 |
Только крещение (и причащение в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы |
Крещение |
В детстве путем погружения |
В детстве путем окропления |
Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием |
Судьба |
«В Бога верь, |
Зависит |
Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц |
Развод |
Нельзя |
Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно |
Можно |
Страны |
Греция 99.9 %, |
Италия, |
Финляндия, |
Какая вера лучше?
Таблица — сухие факты. Вот так — встать у доски, ответить учителю и получить «пятерку». Настоящее понятие этой темы доходит через мудрость, приходящую с годами, через общение с людьми — православными, католиками, протестантами, через личный опыт жизни на Западе и в России. Я скажу сейчас вещи кого-то шокирующие, но это мой сайт и мое мнение. Католицизм и протестантизм — религиозный инструмент, а Иисус лишь прикрытие мировой элиты в обладании власти над человеком. Поэтому догмы и постулаты католицизма и протестантизма подстраиваются под грехи человека. Зачем? Чтобы использовать пороки человеческие в своих целях, а потом оправдывать эти деяния.
Для развития государства и жизни в удовольствие — протестантизм более приемлем. Протестантизм оправдает любой способ зарабатывания денег и простит многие грехи. Потому протестантские страны отличаются высоким уровнем жизни. Но такие принципы невозможно совместить с духовностью. Когда жизнь ради обогащения и все грехи в достижении этой цели оправдываются у людей меняется мировоззрение. Так, протестант пожалеет бездомную кошку, но оправдает агрессию на независимую страну для поддержания своего высокого уровня жизни (войны в Ираке, Ливии, Сирии и еще в сотне стран). Чтобы «обелить» деяния, это преподносится миру в качестве защиты «демократии» в этих государствах. Ради сокращения рождаемости на Земле оправдываются однополые браки (позиции церквей в разных странах разные, но идет тенденция к одобрению разврата: Англия, Германия, Канада…).
В католических, протестантских и лютеранских соборах чувствуешь скованность и давление, а готика в архитектуре церквей и вовсе появилась с целью устрашения личности. Из такого места хочется побыстрее выйти. Там о боге не думается. Скорее вспоминаешь из истории крестовые походы, открытие континентов Колумбом и Васко да Гама с уничтожением местных аборигенов с крестом в руках, диктат Римских Пап, инквизицию и мрачное средневековье, педофилию западных священников в наши дни. В их храмах скорее вспоминаются все ужасы человечества, а верующие скорее замаливают свои грехи.
Вера в католицизме и протестантизме — способ подавления и управления человеком в интересах людей, находящихся на высшей ступени иерархии, которые на самом деле пытаются управлять миром и служат дьяволу. Вся история человечества об этом свидетельствует. В средние века было организовано несколько крестовых походов. «С верой в сердце» европейцы разрушили Иерусалим — христианскую же святыню. По зову Римских Пап они уничтожили Константинополь только потому, что это был центр православия — тоже христианской религии. У каждого солдата Вермахта во время Второй Мировой войны на пряжке было написано «С нами Бог». На любой американской банкноте есть надпись «В Бога мы верим». Но есть ли хоть один день в американской истории, которым американец будет гордиться, если рассуждать с точки зрения православного? Современные христианские организации используют людей под предлогом высоких идей в совершенно иных, в экономических или политических целях. Так, Красный Крест под предлогом борьбы с болезнями делает прививки африканским женщинам, чтобы те не имели потомства, ради сокращения численности на Земле, а под видом защиты экологии Гринпис мечтает остановить «Северный поток». Если вдруг окажется, что коронавирус придумали в западных лабораториях, вспомните эту статью.
Вера в православии — способ спасения души. А православные организации несут добро. Радость сопровождает меня только в православных храмах, где батюшка никогда не призывает к войнам с целью пополнения бюджета церкви или страны, или человека, захвату народов и насаждения ему веры огнем и мечом. Православие сосредоточено на духовности очень высокого уровня по сравнению с остальными религиями. Не хочу никого унизить. Хочу пожалеть.
Католицизм, протестантизм, лютеранство из-за своих догм не могут дать людям подняться до высокой ступени духовного развития. Поэтому нас русских никогда не поймут. И даже не важно верите вы в Бога или нет, принципы веры находятся в генетическом коде каждого русского. Ну вот пример из жизни (дописываю статью 9 мая 2020 г.). Разговаривал с чехом. Он не верит, что советские солдаты спасли и освободили его страну, так как якобы человек не способен жертвовать жизнью ради спасения другого человека, это возможно только ради какой-либо выгоды, например, собственного обогащения. А страна не может спасти другую страну от врага и тут же уйти назад в свои границы, попросив всего лишь (!) ухаживать за могилами ее павших воинов. Как ему донести правду, если его мозги не способны переварить даже факты? А вот еще. Твит Белого дома 9 мая 2020 г. следующего содержания: «8 мая 1945 года США и Великобритания одержали победу над Германией. Американский дух будет всегда побеждать». Получается СССР здесь ни причем. Вся разница в том, что США и Великобритания воевали с Германией. А СССР (Россия) с фашизмом. Если оценивать победу по тому, кто разбогател в войне, то победители, конечно, англосаксы (они же и спонсоры Гитлера). Для них должна быть осязаемая выгода в кармане, а не высокие идеи в облаках. Вот как отражаются идеи католицизма и протестантизма в генетическом коде западного человека. Вряд ли вы поймете такие вещи после изучения таблицы.
Мы должны дорожить даром понимания настоящей православной веры. Именно православные и их главный представитель — русский народ — выбраны Богом в качестве проводника мира, добра и справедливости. Именно поэтому идет борьба дьявола, вселившегося в несчастных обывателей католических и протестантских стран с русской цивилизацией. Мы сильнее, но не можем уничтожить этого дьявола, так как, он живет не сам по себе, а в человеке. Убить человека с дьяволом в голове православный может только если тот нападет на нашу землю-матушку. В других случаях это неприемлемо, так как православный действовал бы методами дьявола. Если только дьявол сам себя уничтожит своим же адским оружием, например, вирусом. А вакцину придумаем только мы. Но вот в чем сложность — православные поделятся вакциной со всем миром и с людьми с дьяволом в голове, и, конечно, бесплатно, как в свое время русские спасли мир от оспы. Так и живем и жить будем. Ради чистой совести и спасения души православной. Думайте теперь сами, какая вера лучше.
Что такое буддизм
Вследствие сложившихся исторических обстоятельств в 1054 году произошло разделение Вселенской Церкви на Западную и Восточную. В XVI-XVII веках от Католической церкви отделилась часть верующих, которые выразили свое несогласие с некоторыми догматами веры и нововведениями Папы. Таких христиан стали называть протестантами.
Определение
Католики – христиане, принадлежащие к церкви западного обряда (Католической), которая образовалась в результате разделения Вселенской Церкви на две ветви.
Протестанты – христиане, принадлежащие к религиозным христианским течениям, которые в результате Реформации откололись от Католической Церкви.
Сравнение
Внутренняя организация церкви
Католики признают организационное единство церкви, скрепленное безусловным авторитетом Папы Римского. У протестантов лютеранской и англиканской церкви сохраняется централизация, у баптистов преобладает федерализм. Их общины автономны и независимы друг от друга. Безусловный и единственный авторитет для протестантов – Иисус Христос.
Папа Римский Франциск
Католические священники не вступают в брак. Протестантское духовенство не имеет в этом плане отличий от обычных граждан.
Реклама
У католиков существуют монашеские ордена (одна из форм монашества). У протестантов такой способ организации духовной жизни отсутствует.
Духовенство у католиков составляют исключительно мужчины. Во многих протестантских течениях епископами и священниками становятся также и женщины.
Принятие в церковь новых членов у католиков совершается через крещение. Возраст крещаемого не имеет значения. Протестанты крестятся только в сознательном возрасте.
Вероучение
Католиками признается равный авторитет Священного Писания и Священного Предания. Протестанты признают только Священное Писание. Толковать его в отдельных течениях может священство, но чаще – собрание верующих, а иногда сам индивид.
Католики проповедуют культ Девы Марии как Божией Матери и Заступницы рода человеческого. Протестанты отвергают догматы Католической Церкви о Богородице.
У католиков семь таинств: крещение, Евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвященство. Протестанты принимают только два таинства – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов таинства вообще отсутствуют.
Католики верят, что после смерти над душой человека за содеянные при жизни грехи совершается частный суд, как преддверие Страшного Суда. Об умерших молятся. Протестанты отвергают учения о существовании души до Страшного Суда. О покойных не молятся.
Церковная практика
Для причащения католики используют пресный бездрожжевой хлеб – опресноки. Для протестантов вид хлеба в этом случае не имеет значения.
Исповедь хотя бы раз в год в присутствии священника обязательна для католиков. Протестанты не признают посредников в общении с Богом.
Католики служат Мессу, как главное богослужение церкви. Особой формы богослужения у протестантов нет.
Католики почитают иконы, крест, живописные, а также скульптурные изображения святых и их мощи. Для католиков святые – заступники перед Богом. Протестанты не признают икон и креста (за очень редким исключением) и не почитают святых.
Католическая икона. Иисус к содержанию
Выводы TheDifference.ru
- В католичестве существует организационное единство верующих, скрепленное авторитетом Папы Римского. У протестантов не существует единства, и нет главы церкви.
- Священнослужителями у католиков могут быть только мужчины, у протестантов в числе духовенства встречаются также и женщины.
- Католики принимают крещение в любом возрасте, протестанты – только в зрелом.
- Протестанты отрицают Священное Предание.
- Католики признают культ Девы Марии. Богородица для протестантов – всего лишь совершенная женщина. Нет также культа святых.
- У католиков семь таинств церкви, у протестантов – всего два, а в некоторых течениях – ни одного.
- У католиков существует понятие о посмертных страданиях души. Протестанты верят только в Страшный Суд.
- Католики причащаются на опресноках, для протестантов вид хлеба для причастия неважен.
- Католики исповедуются в присутствии священника, протестанты – без посредника перед Богом.
- У протестантов нет особой формы богослужения.
- Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых, как это принято у католиков.
Католицизм
Отступление от этого (consensus partum) критерия привело западное христианство к самым серьезным искажениям во всех вопросах веры и жизни.
Так, в католичестве с самого его начала и до настоящего времени истиной в последней инстанции являются определения Римского папы «ex cathedra». Этот фактически главнейший догмат звучит так: «Когда римский первосвященник говорит со своей кафедры… как пастырь и учитель всех христиан, он… обладает тою непогрешимостью, которою Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь… и поэтому такого рода определения… сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны» (то есть истинны).
Подмена верности святым отцам культом папы привело католицизм к повреждению фактически всех важнейших вероучительных истин: о Боге (филиокве), о Церкви (главенство и безошибочность папы), о прародительском грехопадении и понимании вообще греха (оскорбление Бога), первородном грехе (виновность всех людей), Жертве Христовой (удовлетворение правосудию Божию), спасении (заслугами), о Деве Марии (непорочное зачатие), загробной жизни (чистилище), о Крещении (избавление от первородного греха), Евхаристии (пресуществление) и т. д.
Столь же глубокое искажение в католицизме произошло и в учении о духовной жизни. Игумен НИКОН (ВОРОБЬЕВ) так сказал об этом: «То, что строго, решительно, с угрозами и убеждениями запрещают восточные отцы, западные подвижники всеми силами и средствами стремятся достичь».
Поэтому не удивительно, какие резкие оценки католицизма, его вероучительных заблуждений и глубокой пре́лестности учения о духовной жизни давали православные святые:
Святитель МАРК ЕФЕССКИЙ: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики».
Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) называет католицизм «еретической церковью».
Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Папа со своими увлёкся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры». «Латинская церковь… отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный её грех – страсть ковать новые догматы… Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную».
Преподобный ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ пишет, что латинство откололось от Церкви и «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания».
Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ: «Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение».
Святой ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё – непогрешимой. Отсюда – различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых».
Этот голос святых является самым убедительным свидетельством того, что в действительности, а не по экуменическим меркам, Римско-католическая организация представляет собой не Церковь, а религиозно-политическую организацию, как ее точно назвал святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Дух католичества земной. Церковь у них и по-ихнему есть политическая корпорация».
Того же убеждения были и многие наши выдающиеся православные мыслители.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: «католичество провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир».
А.С. ХОМЯКОВ: «католицизм – это протестантство в отношении к Церкви».
Е.Н. ТРУБЕЦКОЙ называл католицизм «религиозным политиканством».
Ю.Ф. САМАРИН определял католицизм как «иудаизм в христианстве».
Никон (Воробьев), игумен. О началах жизни. / Сост.: А. Осипов. М., 2014. С. 183.
Цит. по: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333
Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 8. М., 2007. С. 184.
Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., 2007. С. 58.
Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., 2007. С. 290-291.
Паисий Величковский, прп. Сочинение о знамении Честного и Животворящего Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39.
Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем к мирским особам. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 384.
Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Письмо 21. М., 2007. С. 71.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 10. Бесы. Ч. 2. Гл. 1.7. Л., 1974. С. 197.
Подавляющее большинство жителей Молдовы – православные христиане. Мы с радостью и верой отмечаем церковные праздники, более 70 процентов граждан считает церковь наиболее авторитетным институтом общества. Но вот что странно: об истории христианства и сути этого вероучения большинство из нас знает до обидного мало. Самый простой вопрос — чем, к примеру, отличается православие от католичества или протестантства — ставит нас в тупик. Быть может, после введения факультативного изучения религии в школе ситуация изменится. Но как тем, кто школу давно закончил? Желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях о христианстве мы адресуем эту статью.
КРУПНЕЙШАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ
Христианство основано на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Его стержень — вера в то, что Иисус из Назарета — это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества. В мире около 2,1 миллиарда христиан. В Европе их от 400 до 550 миллионов, в Латинской Америке — около 380 миллионов, в США – до 225, в Канаде – 25, в Азии — около 300, в Африке – до 400, в Австралии – 14 миллионов.
Все эти люди — приверженцы различных ветвей христианства, называемых конфессиями. Основных конфессий три: католики, православные и протестанты.
Больше всего в мире католиков — около 1,15 миллиарда. Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и др.). В 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
Протестантов в мире около 400 миллионов, в том числе 70 миллионов баптистов.
Православных – до 300 миллионов.
Существует также ветвь христианства, называемая антитринитариями: это, в частности, мормоны (практикующие многоженство) и свидетели Иеговы. Последних в мире насчитывается более 7 миллионов, их иногда именуют сектой или псевдохристианской организацией. В США свидетели Иеговы регистрируются не как религиозная, а как издательская община. Иногда их считают протестантами, но сами себя свидетели Иеговы к протестанстской церкви не относят.
Православные, католики и протестанты – в равной мере христиане. Что их объединяет?
Главное — традиция почитания единого Бога, творца Вселенной и человека, а также идея Троицы — Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух. Всех христиан объединяет идея абсолютной ценности человеческой личности, созданной Богом по своему образу и подобию. Все люди равны перед Богом. Также христианство подразумевает посмертное существование: в аду, раю и в чистилище (последнее — только у католиков).
Все христиане признают таинства крещения и причащения. Православие и католицизм признают ещё пять таинств, отрицаемых протестантизмом: миропомазание; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение (возведение в духовный сан); брак; соборование (помазание елеем тела больного).
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Впервые христиане появились в I-м веке среди евреев в Палестине, находившейся под властью Римской империи. До V века распространение христианства происходило в пределах Римской империи. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Второй такой страной стала Грузия.
Затем христианство распространилось среди германских и славянских народов, к XIII-XIV векам — среди балтийских и финских. Согласно Новому Завету, двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь. Святой Андрей Первозванный получил земли, на которых сейчас находятся Россия, Румыния, Греция, Сицилия. Он считается святым покровителем этих стран.
Последующее распространение христианства происходило путем колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Стремление обратить других в свою веру называется прозелитизмом. Православная церковь отрицательно относится к нему. В Республике Молдова прозелитизм запрещен законом. За отмену этого запрета выступают различные протестантские церкви, в основном – баптисты.
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
Ранний период церковной истории охватывает три века (I-начало IV века). I век обычно называют апостольским: апостолы отправились на всемирную проповедь. После разрушения Иерусалима значение церковного центра перешло к Риму. С правления Нерона начался период гонений на христиан. Последний апостол Иоанн Богослов умирает около 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.
Второй период — время первохристианства (II—III века) — отмечено деятельностью т.н. «апостольских мужей», учеников апостолов. Затем наступил период т.н. апологетов, обращавшихся к императорам-гонителям с оправданием христианства. Так рождалось христианское богословие. Раннехристианский период завершился крупнейшим за всю историю гонением (302—311 годы). Но, как это всегда бывает, оно лишь способствовало распространению христианства.
Третья страна, где христианство становится государственной религией (IV-VIII века), — Римская империя. В это же время появляются первые монастыри в Египте, Сирии и Палестине. Египетское монашество считается древнейшим, его основатель – Святой Антоний Великий.
ПЕРВЫЙ РАСКОЛ ЦЕРКВИ
В 1054 году происходит раскол христианской церкви, в результате чего появляются католичество и православие. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется, константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и потребовал, чтобы Рим признал его Вселенским патриархом. Папа Лев IX отказал ему в этом, послав в Константинополь послов (легатов). Вскоре папа умер, следующий же был избран лишь через год. Формально полномочия послов завершились, но они, однако, продолжали действовать, и предали патриарха анафеме.
Раскол имел множество причин: обрядовые и догматические различия между западной и восточной церквями (в частности, по вопросу о браках священников), борьба папы и патриарха за первенство, разные языки богослужения (латынь и греческий). Разделение церквей – по сути, разрыв между Востоком и Западом — шло на протяжении четырёх столетий (с IX по XII век), в итоге оформились две церкви — Римско-католическая и Православная с центром в Константинополе. Раскол не преодолен до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И КАТОЛИЦИЗМОМ
Православие не принимает идею исхождения Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, отвергает догмат о непогрешимости римского папы и его главенстве над всеми христианами. В православии не существует догматов о непорочном зачатии Девы Марии и о чистилище, практики индульгенций – отпущении грехов.
Католики однозначно не могут причащатсья в православных храмах. Правила католической церкви не такие жесткие: некатолики могут принимать причастие в случае «серьёзной необходимости»,им также разрешается просить о таинствах у служителей-некатоликов, если доступ к католическому священнику невозможен.
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫЕ
Более 150 тысяч умерших людей причислены к лику святых. В католической церкви существует разделение между святыми и блаженными. Блаженный — человек, который пребывает на небесах, но еще не почитаем как святой. Часто это первый этап на пути к канонизации (признанию святым). Христианские святые, канонизированные до раскола церквей, почитаются как католиками, так и православными.
Вот некоторые наиболее известные святые.
Общехристианские: Августин Блаженный; Афанасий Великий; Василий Великий; Григорий Богослов; Григорий Просветитель; Иоанн Дамаскин; Иоанн Златоуст; Кирилл Александрийский; Кирилл и Мефодий; Николай Чудотворец.
Католические: Альберт Великий; Антоний Падуанский; Винсент де Поль; Доминик; Игнатий Лойола; Франциск Ассизский; Франциск Сальский; Эдит Штайн.
Православные: Григорий Палама; Григорий, патриарх Константинопольский; Иоанн Кронштадтский; Матрона Московская; Серафим Саровский; Сергий Радонежский; Симеон Новый Богослов.
ВТОРОЙ РАСКОЛ ЦЕРКВИ
Реформация – широкое антикатолическое движение XVI века в Европе – было связано с буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Идеалом протестантов было возвращение к апостольскому христианству,от принципов которого, как утверждалось, католичество отошло. Возникли такие формы протестантизма, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, пятидесятники, Армия спасения. Их общая характерная черта — строгое отношение к вере, таинствам, спасению, учению о церкви и менее строгое отношение к церковным обрядам.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Основа протестантской веры — Библия, высший авторитет по всем вопросам. Если протестантские церкви признают таинства крещения и причащения — они требуют сознательного отношения к ним. Поэтому крещение совершается в зрелом возрасте, а до причастия нужно пройти специальную подготовку (конфирмацию).
Большинство протестантов отрицают монашество (правда, монастыри есть у англикан), иконы, почитание святых и поклонение мощам. Молитвенные дома, как правило, свободны от пышного убранства. Богослужение сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов на национальных языках.
Протестантизм является преобладающим вероисповеданием в Скандинавии, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии он распространен наряду с католицизмом. Протестантизм – единственная христианская конфессия, которая распространяется по всему миру: его приняло до 20 процентов населения Бразилии, Чили, Южной Кореи. Как такового единого центра протестантизма не существует.
22.09.2011
С 22 по 25 сентября в Германии находится Папа Римский Бенедикт XVI. Одна из тем его визита — сближение со второй важнейшей христианской церковью страны, евангелической. Но в чем разница между этими церквями?
31 октября 1517 года католический монах Мартин Лютер прибил к двери церкви в немецком городе Виттенберге свои тезисы. Так повествует легенда. Возможно, он листок с этими тезисами не прибивал, но они были обнародованы. Мартин Лютер требовал реформ Римско-католической церкви. Католическая курия эти требования отвергла. В ответ возникло протестантское или евангелическое движение. Вот лишь некоторые из расхождений между католической и евангелической церквями.
Статус церкви
Богослужение в евангелической церкви в Виттенберге
Католическая церковь претендует на статус единственной истинной вселенской церкви во главе с папой римским. У протестантов же единой церкви нет. Есть много направлений и церквей, которые признаются равноценными.
Папа римский
Католики почитают каждого папу римского как верховного понтифика, суверена святого престола, преемника апостола Петра и наместника Иисуса Христа на земле.
Протестанты, напротив, уверены, что такое толкование противоречит библейским заветам. В протестантской или евангелической церкви нет такой строгой иерархии, как в католической.
Клерус и иерархия
Рукоположение в сан для католических епископов, священников и диаконов — акт посвящения всей жизни Христу. Священнослужитель полагается ближе к Богу, чем паства.
Евангелическая церковь не рассматривает рукоположение как таинство. Сан — это обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. В принципе, это служение может нести и любой мирянин. В большинстве ветвей протестантизма допускается рукоположение в сан женщин.
Евхаристия или Святое причастие
Лужицкие сербы в Германии отмечают праздник Тела Господня
Этот обряд восходит к тайной вечере и должен напоминать верующим о страстях и воскресении Господнем.
В католической церкви обряд причащения может проводить только рукоположенный в сан священник. Лишь он способен претворить хлеб и вино в тело и кровь Господни. Приверженцы других христианских церквей к причастию в католические храмы не допускаются.
В евангелической церкви обряд может проводить любой верующий. К причастию допускаются все крещеные христиане.
Обет безбрачия
В Римско-католической церкви обет безбрачия или целибат обязателен для всех священнослужителей и монахов. Он рассматривается как обет безраздельного служения Богу.
В евангелической церкви обет безбрачия тоже допустим, но на добровольной основе. Сам Мартин Лютер отказался от него и в 1520 году взял в жены бывшую монашку Катарину фон Бора.
Поклонение Богородице и святым
Портрет Мартина Лютера кисти Лукаса Кранаха
Римско-католическая церковь поклоняется Пресвятой Деве Марии как матери Божьей и царице небесной. Протестанты указывают, что в самой Библии никаких указаний на избавление Девы Марии от первородного греха и ее вознесение нет.
То же и с поклонением святым. Католическая церковь канонизировала более четырех тысяч святых. Католики молят их о заступничестве, поклоняются святым мощам и верят в их чудотворную силу. Протестанты это категорически отвергают. Они считают, что верующим заступничество не нужно, они вольны обращать свои молитвы непосредственно к Богу.
Клаус Кремер / Александр Варкентин
Редактор: Андрей Бреннер