Отчитка бесноватых — как её проводят? Кто её проводит? Кто такие — бесноватые люди? Обо всём это расскажет протоиерей Дионисий Свечников.
Что такое отчитка?
Как часто приходится сейчас слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого? Невольно вздрагиваешь в этот момент – неужели стоящий перед тобой человек одержим нечистым духом, или его близкий одержим бесами? Неприятно, но за несколько лет священнической практики приходилось видеть и слышать разное, уже не говоря о том, что читать об одержимых приходится каждый раз в Евангелии. Да и всегда тяжело слышать о чужом горе. Вот и думаю, что стоит немного поразмышлять на тему так называемой отчитки.
Священник Дионисий Свечников
Все мы в той или иной степени подвержены страстям, кто-то ими просто одержим. Источником страсти является лукавый, а человек добровольно принимает его вместе со страстью в свое сердце, понемногу становясь при этом рабом своей страсти. Лукавый действует на человека извне, пытаясь как можно сильнее ввести в тот или иной грех, приручить его к нему. Большинство людей вполне способны, с помощью Божией, и приложив некоторое количество усилий, победить страсть и отвергнуть искушения лукавого (хотя многие люди так и остаются подверженными той или иной страсти всю жизнь). Для этого нужно свободное волеизволение, движение сердца, стремящегося к Богу и отвергающего сатану с его соблазнами. Вспоминаются слова из Евангелия, сказанные Спасителем искушающему Его дьяволу: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Добро было бы каждому из нас, вооружившись этими словами, воспротивиться лукавому, готовому в любой момент поставить нам подножку на пути к Богу!
А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.
Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5).
Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.
Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет
Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.
Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).
К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебна. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-Божески, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Вряд ли об этом знает священник, ведущий массовую отчитку. На мой взгляд, массовые отчитки не просто недопустимы, они опасны для тех, кто на них приезжает. Господь не проводил «массовых сеансов» исцеления бесноватых, все случаи, описанные в Евангелии сугубо индивидуальны. Неужели современные священники забыли об этом?
Экзорцист
В Древней Церкви был особый церковный чин – экзорцист.
Экзорцисты поставлялись епископами, также как диакона и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.
Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления» — пишет проф. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего не сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления. Да еще и не факт, что большая часть из них действительно является бесноватыми, которые уже не могут контролировать свою волю.
Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами, у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молится и постится, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.
Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этого несчастного, который стал жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек бедняге, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.
Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут какой-нибудь молоденький иеромонах устраивает ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого. Ведь он видит интерес, проявленный человеком и не замедлит подогреть его чем-нибудь покруче.
Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение, и не принесет пользы одержимому.
За последние два десятка лет в уральском обществе сложились определенные представления о таком явлении, как экзорцизм. С одной стороны, в немалой степени на это повлияли тематические художественные фильмы. С другой — в YouTube можно найти достаточно большое количество роликов, снятых во время этих реальных обрядов.
За разъяснениями по вопросу, чем в действительности является экзорцизм, корреспондент ЕАН обратился к католическому священнику Хосе Марии ВегасуОтец Хосе Мария Вегас священник из монашеской конгрегации кларентинов, уроженец Испании. Кандидат философских наук. С середины 1990-х годов несет служение в России. С 1998 года преподает в единственной католической семинарии в России. В настоящее время занимает должность префекта по науке в католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге, который на протяжении около 10 лет является епархиальным экзорцистом.
— Отец Хосе, в последние несколько десятков лет представления об экзорцизме в обществе, в том числе на Среднем Урале, складывались под влиянием медиа, фильмов и других подобных источников. Расскажите о точном определении экзорцизма в католической церкви.
— Экзорцизм — это сакраментальное служение, в котором церковь через священника, действующего с разрешения епископа, изгоняет беса, если очевидно, что человек находится под влиянием дьявола. В данном случае церковь опирается на авторитет Иисуса Христа, который изгонял злых духов из людей.
Для того, чтобы заниматься этим служением, нужно верить церкви, которая говорит, что кроме физического мира существует невидимый мир и есть Бог — Творец видимого и невидимого. Существуют также сотворенные Богом ангелы, обладающие умом и свободной волей. Соответственно, среди них есть те, которые могут восстать против Творца. И они ведут эту борьбу против Бога через нас, потому что для них Бог очень высоко. Поэтому они стараются доказать, что Бог не добрый, не всемогущий, вредя нам как его творениям.
— Каким образом совершается это служение?
— Есть официальный обряд экзорцизма, содержащий определенные молитвы. В начальной части читается молитва на освящение воды и литания святым. После мы читаем псалом, далее следует чтение Евангелия, после которого можно добавить проповедь. Потом священник возлагает руки на человека, одержимого злым духом, и далее следуют чтения Символа веры, молитвы Господней «Отче наш» и совершается знамение креста.
После этого следует уже молитва экзорцизма. Первая называется просительной формулой, в которой священник просит Бога об одержимом. Вторая — это повелительная формула. Эта вторая в ней от имени Иисуса Христа обращена к дьяволу или злому духу. Есть разные формулы. Например, повелевается дьяволу, чтобы он ушел из человека. Это можно повторять несколько раз. Зависит от ситуации, от того, насколько глубоко дьявол укоренился в человеке. Не всегда получается с первого раза добиться освобождения человека от влияния злых духов. Иногда на это требуется несколько лет.
— Есть ли разница: проводить экзорцизм в индивидуальном порядке или для большого количества людей, как можно увидеть это в православной традиции?
— В православии действительно есть практика массовой отчитки, но это их традиция, и я не могу давать здесь оценок. В католической церкви иногда харизматичные экзорцисты тоже проводят обряды с присутствием массы людей. В православии также есть экзорцисты, которые принимают только лично. Они совершают молитвы в индивидуальном порядке.
— Скептики и противники экзорцизма настаивают, что одержимость — это одно из проявлений психических заболеваний…
— Церковь требует до проведения экзорцизма проверить человека, в том числе на наличие психических отклонений или заболеваний. По этой причине экзорцисты работают вместе с психиатрами, чтобы определить: у человека заболевание или проблема духовного рода?
Распознать точно, когда человек испытывает чрезвычайное влияние дьявола, а когда у него физическое или психическое заболевание, — непростая задача. Симптомы могут не только быть схожими, но и могут иногда перемешиваться. Во всяком случае, первое условие для того, чтобы установить, духовная это болезнь или психическая, – это признать, что на самом деле существуют истинные явления духовного характера, которые не сводятся к психической сфере.
У нездорового человека это постоянные состояния с моментами обострения. Если у человека нет психических отклонений, то это одержимость или другие степени влияния дьявола. Нужно сказать, что одержимость или другие степени чрезвычайного влияния дьявола (как, например, наваждение) не несовместимы с благодатью Господа. Человек может быть в благодати, но все равно страдать по необъяснимым причинам.
Когда я говорю, что нужно пойти к психиатру, дабы исключить наличие отклонений, тогда очень важно, чтобы психиатр был верующим, чтобы он мог рассмотреть все варианты происходящего с человеком, в том числе духовные проблемы. Неверующий специалист будет толковать только в одном ключе.
— Какие могут быть симптомы одержимости?
— Проявляются они по-разному. Человек чувствует дискомфорт, у него могут возникать кошмары, появляется необъяснимая для него самого ненависть к святыням. Он не может зайти в церковь, не может молиться. Эти признаки возникают в определенные моменты.
В целом в католическом богословии различают три уровня влияния дьявола на человека. Первое — это угнетение: внешнее воздействие злого духа. В этом случае человек без определенных причин испытывает усталость, боль, болезни. И медицинские специалисты в таких случаях не могут объяснить, почему это происходит с человеком. Второй уровень — наваждение, когда дьявол старается провоцировать в человеке отрицательные мысли и желания: отчаяние, недоверие, навязчивые мысли о самоубийстве и так далее. Наваждение как состояние не постоянно. Здесь характерно, что есть время покоя и есть моменты сильного нападения.
И, наконец, третий уровень — одержимость, когда помимо вышеуказанных симптомов дьявол может управлять телом человека. Из практики экзорцизма можно сказать, что здесь проявляются такие симптомы, как говорение на не известном одержимому языке, ясновидение, проявление одержимым сил, превышающих его возраст или состояние. Но подлинная одержимость — явление крайне редкое.
— Может ли экзорцизм нанести вред здоровью?
— Мой опыт не подтверждает такого. Экзорцизм — это не магия, это молитва. Если есть реакции со стороны человека, то это не из-за молитвы, а из-за того, что у него проблемы. Иногда человек может очень резко отреагировать во время обряда, и нужно действовать разумно. Например, он может упасть или потерять сознание, и нужно позаботиться, чтобы кто-то его поддержал. Но сам экзорцизм, как говорит мой опыт, для здоровья не опасен. Это не происходит как в фильмах.
— Какими могут быть причины одержимости?
— Они могут быть очень разными. Человек подвергается влиянию диавола через практики оккультизма, спиритизма, некоторые практики New Age. Или же он был связан с сатанизмом, занимался магией, участвовал в эзотерических группах. Здесь он сам несет ответственность. Это самая прямая причина. Когда человек понимает, что это плохо, и пытается уйти из этого мира, именно тогда возникают проблемы — диавол старается удержать свою добычу.
Есть другие причины, когда человек не занимался этим непосредственно, но обращался к экстрасенсам, астрологам, «бабкам», чтобы решить свои материальные проблемы, улучшить здоровье, найти работу. Или обращался к этим людям, чтобы навести порчу или приворот на другого человека. Есть случаи, когда человек попал под влияние того мира потому, что родители отвезли его к экстрасенсам, когда он был в несознательном возрасте.
С одной стороны, к этим вещам относятся как к суеверию, но на самом деле эти вещи действуют на человека. Получается, что сам человек не занимался этим, но связывает себя с тем миром. В конечном итоге это поворачивается против него самого.
Наконец, есть вариант, когда человек сам ничего не делал, но на него пытаются влиять через наведение порчи или приворота. Иногда это тоже действует, хотя человек и не виновен. Естественно, возникает вопрос, почему так происходит, почему Бог позволяет. Но это из той же категории вопросов: почему Бог позволяет людям убивать друг друга. Люди могут навредить друг другу физически, экономически и точно так же духовно.
— С одной стороны, все больше людей позиционируют себя прогрессивными представителями общества и о таких вещах предпочитают говорить пренебрежительно. С другой — у нас в области и в Екатеринбурге есть устойчивый спрос на услуги экстрасенсов и тому подобных. Открываются магазины по продаже оккультных предметов, что также говорит о популярности этих течений. Как вы объясняете такой интерес?
— В человеческой природе есть религиозное начало. Хочет этого человек или нет. И если он не развивает это в правильном направлении, то возникают отклонения. Возникает интерес к тому миру, который все-таки есть. Часто говорят, что, если исчезает один священник, появляются сто колдунов. Я считаю, что главная причина возрастающего интереса к оккультизму, к спиритизму — это ослабление христианской веры. Ее главная цель — это контакт с Богом, ответ на поиски. Если человек отказывается от такого пути, он ищет другие каналы, и эти пути очень опасны, сомнительны. Они приводят к ложным богам, которые на самом деле являются злыми духами.
— В интернете можно найти достаточно много видеороликов с обрядами экзорцизма в православных храмах. Этично ли делать такие записи и публиковать их?
— Я подобные ролики не смотрел, поэтому сложно оценивать. Полагаю, это частные инициативы, которые делаются без благословения церкви.
— Вы допускаете, чтобы во время проведения обряда велась съемка?
— Иногда ко мне обращались журналисты с такими просьбами, но я не соглашался. Я не запрещаю присутствовать, чтобы вместе помолиться. Но с журналистами я осторожен потому, что среди ваших коллег есть люди, которые ищут скандальные материалы или пытаются спекулировать на этом. Хотя я не против того, чтобы просто пообщаться с журналистами.
— Напоследок, что бы вы пожелали жителям Среднего Урала?
— Чтобы они жили хорошо, были с Иисусом Христом, и бояться будет нечего. Здоровья и благополучия.
В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.
Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?
Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов». Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви изначальное.
В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.
Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.
Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.
Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.
Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.
Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. – В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.
Сегодня исполняется 160 лет одной из старейших в крае православной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Она вошла в историю города Ставрополя уже тем, что, несмотря ни на какие ветры перемен, на протяжении всех 160 лет ни разу не закрывалась в отличие от большинства других.
Церквь Успения Пресвятой Богородицы в Ставрополе
Настоятель храма протоиерей Павел Рожков
© Фото: Александр ЦВИГУН
Икона Пресвятой Богородицы
Многое повидал скромный храм, стоящий в отдалении от городского шума, защищенный мощными кронами вековых каштанов и лип. И, как считают прихожане, сохраняемый от всяческих бурных «ветров перемен» покровительством Небесной Заступницы. Грозный ХХ век не пощадил ни кафедральный Казанский, ни Крестовоздвиженский, Троицкий, Преображенский храмы… А Успенский – выстоял, приняв на себя на долгие десятилетия духовное окормление ставропольского люда, сберегая чудом уцелевшие крохи былой красы разрушенных церквей – реликвии, спасенные верующими. В том числе главную святыню епархии – Иверскую икону Божией Матери.
– В годы лихолетья промыслом Божиим она была принесена сюда и хотя утратила свой старинный, украшенный жемчугом оклад, обрела здесь постоянное славное местопребывание, – рассказывает настоятель храма протоиерей Павел Рожков. – А впоследствии в середине прошлого столетия монахини, руководимые матушкой Антонией, благоукрасили святой образ бисерным шитьем.
Вот уже двадцать лет служит отец Павел настоятелем Успенской церкви, сегодня он один из самых уважаемых в епархии священников. У него замечательные помощники: протоиерей Михаил Моздор в клире Успенской – пятнадцать лет, иерей Василий Архипов – десять. Для каждого эти годы стали временем неустанного созидания. Им действительно немало удалось сделать, чтобы храм по праву занял достойное место в ряду лучших приходов. Более того, за эти годы стараниями прежде всего отца Павла скромный храм при старинном погосте превратился, по сути, в солидный храмовый комплекс.
Долгое время храм имел лишь один придел – Вознесения Господня. Минуло почти столетие, когда в конце ХХ века возник вопрос о строительстве второго придела, но решался он довольно непросто, поскольку пришлось это на период сложнейших преобразований в стране. Настойчивость и авторитет батюшки преодолели все препоны, и вот в 1999-м, в год празднования тысячелетия обретения Иверской иконы на Афоне, в Успенском храме митрополитом Гедеоном был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Сегодня трудно даже представить, что когда-то не было ни этого прекрасного «продолжения» храма, ни даже хоров, появившихся одновременно. Многие помнят тот невиданный духовный подъем в обществе, словно пытавшемся наверстать упущенное за годы государственного атеизма. Повсеместно оживали храмы, создавались воскресные школы. А при Успенском храме вырос настоящий Духовно-просветительский центр, известный ныне своей – первой в Ставрополе – православной гимназией. Немалую организационно-правовую помощь оказали в этом приходу бывший глава администрации края Петр Марченко, глава Ставрополя Михаил Кузьмин. Кстати, мэр лично проводил на объекте еженедельные планерки с участием всех ответственных служб.
– Время было хоть и непростое, но выручили десятки добровольных помощников, включившихся в доброе дело, – вспоминает Николай Охонько, директор Ставропольского краеведческого музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве, председатель Попечительского совета храма. – Все работали с огромным воодушевлением, а душой всему, конечно, отец Павел. Он принял церковь и окружающую территорию в весьма запущенном состоянии, а теперь здесь целый духовно-исторический комплекс: и сам преобразившийся храм, и гимназия, и Водосвятная часовня, и мемориальное кладбище.
Правда, сетует Николай Анатольевич, остаются нерешенными две задачи, которые батюшка и прихожане ставили себе в начале работы: пока не получилось – по разным причинам – сделать гимназию не начальной, а с полным средним образованием, и – завершить благоустройство погоста. Хотя уже десять лет как ждет своей полной реализации соответствующий проект архитектора Ивана Ватаги. По этому проекту, основная – южная – часть кладбища может быть восстановлена, другие участки, сильно пострадавшие от времени, могут стать своеобразной зоной духовного отдыха – с культурными газонами и цветниками, скамейками, беседками с иконами. Да и наличие гимназии вполне совместимо с таким окружением, как бы чего ни говорили рьяные «протестанты».
– При том что эта земля юридически принадлежит епархии, нельзя закрывать глаза на то, что она входит в историческую часть города, и власти Ставрополя должны хорошенько подумать о том, почему до сих пор заповедная по сути территория пребывает в не самом лучшем, честно сказать, – заброшенном виде, – уверен Николай Охонько.
С ним нельзя не согласиться. Более того, очень хочется привлечь сюда взоры отцов Града Креста: хотя бы к юбилею старейшего храма помогли навести «косметический порядок». Сегодня здание церкви Успения Богородицы официально включено в памятники архитектуры краевого значения, что не только гарантирует его неприкосновенность, но и предусматривает всяческое содействие сохранности. И у краевой власти есть законные основания финансировать ремонт и благоустройство исторического объекта. Помимо власти, могла бы взять его под свое крыло и активная общественность. К примеру, молодежь Ставрополя, студенчество, которому вполне по силам несколько раз в год проводить санитарные очистки территории кладбища. Где вы, сознательные юные патриоты города? Неужто нельзя взять да проложить хорошую дорожку в продолжение старой аллеи…
В том, что Успенский храм – наше общее историко-культурное достояние, по мнению отца Михаила Моздора, убеждает не только почтенный возраст церкви, но и ее уникальный иконостас с образами небесных покровителей – пророка Иеремии, первого епископа епархии, и святителя Игнатия. Храм вообще отличается продуманной и канонически выстроенной философией иконостаса. Здесь на четко отведенных местах прилежный прихожанин найдет почитаемые им образы, например, архистратига Михаила, Иоанна Крестителя, Блаженной Ксении, Феодосия Кавказского… С иконой Святителя Николая связано примечательное событие – свершившееся в ходе реконструкции храма чудесное обновление. Кстати, именно стремление сберечь десятилетиями сложившуюся «намоленную» атмосферу храма удержало батюшку и его помощников от вроде бы просившегося рукотворного возвращения Иверской иконы к ее прежнему виду. Много думали над этим, основываясь на сохранившихся фотографиях, и – отказались, поняв, что в итоге такого вмешательства образ может утратить свою особую святость, обретенную уже в ХХ веке. Решили оставить Иверскую такой, как привыкли видеть прихожане, ибо для них икона, несомненно, сохраняет свою высокую чудотворную ипостась.
До сих пор остается загадкой, как выстоял Успенский храм все и всяческие годы-невзгоды, ни на день не закрыв свои двери перед верующими. Объяснением могут быть несколько причин. И удаленная от взоров власти окраинная, «кладбищенская» суть церкви. И присоединение ряда священников к так называемому обновленческому движению в православии, благодаря которому и смогли выжить отдельные храмы. И в целом подчеркнуто скромный тогда внешний вид Успенской церкви: видимо, не думали богоборцы, что тут чем-то можно реально «поживиться». А в среде духовенства храм долгое время считался еще и «ссыльным»: сюда отправляли служить в чем-либо провинившихся священников! Это сегодня Успенский приход уже никто не назовет «не престижным»…
– Благополучной судьбу храма все же считать было бы неверно, были негласные планы по его закрытию, – полагает отец Михаил. – Об этом можно судить уже по тому, как долгие годы власти не разрешали никаких ремонтных работ, несмотря на трещины в стенах здания. Его уже признали аварийным и потихоньку вели к тому, что в конце концов храм сам умрет. Слава Богу, не получилось, время рассудило иначе.
Не иссякает поток людей, посещающих храм, даже при том, что в ряде районов города появились новые церкви, многие сохраняют преданность родной Успенской. Сюда приходят к отцу Павлу за пастырским благословением, готовясь к какому-либо ответственному делу. Здесь частенько проходят обряды венчания и крещения. Огромным спросом пользуются прославившие Успенку своего рода психологические уроки – традиционные «вычитки» по четвергам, на которых звучит проповедь уважаемого батюшки, поднимаются волнующие людей проблемы. В целом, замечено, прихожан Успенского храма отличает особая – «негромкая» – интеллигентность. А сам храм привлекает своей «непарадностью», тихой благодатью и почти семейным уютом. Надо видеть, каким почтением пользуется клир. И весьма заслуженно. Отец Павел – выпускник Ленинградской академии, кандидат богословия, собравший богатую духовную библиотеку, почтенный старец с безупречной репутацией. Отец Михаил – член Ученого совета семинарии, знаток истории церкви, успевает еще и руководить епархиальным музеем. Большое уважение имеет и отец Василий, человек чрезвычайной скромности, имеющий педагогическое образование и диплом Киевской духовной академии. Свое место в «команде» обрели и иерей Сергий Струполёв, и диакон Иоанн Ломоносов. При храме выросли такие замечательные ребята, как братья Максим и Кирилл Шевцовы, еще школьниками певшие здесь в хоре, а теперь, после учебы в академии, первый – священник храма Христа Спасителя в Москве, второй – в столичном Никольском соборе в Останкино. Большие надежды возлагает православная наука на отца Евгения Шишкина, заведующего учебной частью Ставропольской семинарии, автора уникального труда о жизни епархии в советскую эпоху.
Великолепным украшением храмового комплекса вот уже несколько лет является Водосвятная часовня, появившаяся благодаря пожертвованиям многих и многих людей. Сегодня здесь по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана торжественным водосвятным молебном начнутся богослужения по случаю престольного праздника Успения Божией Матери и юбилея храма. Мудрый отец Павел подчеркивает: празднования в условиях кризиса намечены скромные. Самое главное – искренняя молитва о сбережении высоким покровительством Заступницы древнего и любимого храма.
Наталья БЫКОВА
Храни, Заступница Небесная / Газета «Ставропольская правда» / 28 августа 2009 г.
В одни из прошедших выходных мне довелось побывать на сеансе экзорцизма. Проходит сие действо в небольшой деревянной церквушке в городе Смиловичи, отчитку делает отец Валерьян. Служба идет 2 часа, первый час священник читает стандартные молитвы, а второй идет какой-то неканонический текст со словами «изгоняю вас от души, изгоняю от тела» и тому подобное.
Как я там оказалась.
Один знакомый молодой человек, назовем его Русланом, решил что у него одержание. Руслан, к слову католик, сделал такие выводы из-за того, что у него случаются неконтролируемые приступы гнева. От этого периодически страдают все окружающие и в частности его жена. Наша общая подруга предложила отвезти Руслана к отцу Валерьяну на отчитку. Идея была с радостью воспринята женой «пациента» и им самим. Я же присоединилась к компании просто из любопытства.
Что происходило в процессе.
Когда мы прибыли на место, оказалось что жена и подруга-водитель заходить в церковь и не собирались, под предлогом что на них «может сесть дух нечистый, исходящий от бесноватых». Так что пришлось нам с Русланом идти на сие мероприятие вдвоем. Фон в церкви действительно был не из приятных: низкие потолки и какая-то на удивление удушающая атмосфера. Мы расположились в центре храма у наклонного стоика с иконой (к слову это называется центральный Аналой). Из за обилия народа я постоянно опасалась пропустить что-нибудь интересное. Первый час было откровенно скучно, только женщина лет 45 тяжело вздыхала в левом углу у иконостаса. Во втором «акте», когда непосредственно началась отчитка стало повеселее. Женщина, что вздыхала, начала стонать и выкрикивать ругательства в адрес священника и всех присутствующих. Еще одна рядом с ней принялась очень странно покошачьи шипеть, крупный мужчина прямо перед нами задергался так, как-будто у него был сильный нервный тик. А молодая девушка лет 23—х опустилась на пол прямо под этот Аналой, у которого мы стояли, и застыла в позе эмбриона. Чтобы разведать ситуацию в правой половине храма я пошла ставить свечи за упокой к распятию (к слову ставить свечи за родственников этом храме совершенно не хотелось). В правом крыле было также достаточно интересно, многие из прихожан сидели на скамьях вдоль стен, согнувшись в позе «зю», а около распятия стояла пожилая дама с полиэтиленовым пакетом в руках в который она постоянно сплевывала, за прошедших полтора часа службы у нее насобиралось добрых пол литра слюней. В общей массе прихожане вели себя достаточно странно, как будто эпидемия гриппа в Беларуси уже началась, периодически они начинали сильно кашлять, чихать, рыгать и испускать газы (простите за нелицеприятные подробности).
Эпилог.
Естественно никакого одержания у моего спутника не было. Всю службу он переминался с ноги на ногу, упорно не хотел креститься и произносить слова молитвы (видимо потому что католики крестятся иначе и молитвы читают на белорусском). В конце службы, чтобы он хоть чуть-чуть впечатлился, я подтолкнула его прямо к священнику, когда тот кропил собравшихся водой. В результате священник так щедро облил Руслана, что на него было жалко смотреть.
В машине , пока наш «очищенный и просветленный» бегал себе за пивом дабы «снять стресс», его жена настоятельно требовала чтобы я сказала, что :видела как от него отходило черное облако во время службы». Однако мне удалось отвереться от подобных немотивированных заявлений.
Выводы.
Не знаю существует ли одержание в том виде, как его позиционирует христианская церковь, но то что людей с затуманенным рассудком на данном мероприятии было много это точно. Большинство из них, на мой взгляд, имеют склонность истерически реакциям и легко поддаются гипнозу (текст отец Валерьян начитывает в очень специфической манере). Подозреваю, что эти «одержимые» просто нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Хотя я конечно же не доктор и не мне это решать.