В русском языке существуют оба глагола, но имеют они абсолютно разное значение.
Содержание
Правильно
Осветить — означает сделать светлым, направить лучи света или в переносном значении — изложить, истолковать что-либо. Пишется через букву «е» в середине глагола (происходит от слова «свет»).
Нам нужно осветить фасад здания
Эту проблему нужно осветить в СМИ
Он осветит нам дорогу мощным прожектором
Фонари стадиона осветили футбольное поле
Я освещу эту проблему в своем блоге
Радостная улыбка осветила ее лицо
Это событие осветили все телеканалы
Прошедшее время | Будущее время | Повелительное наклонение | |
Я | осветил; осветила; осветило | освещу | |
Ты | осветил; осветила; осветило | осветишь; осветишь | освети |
Он/она | осветил; осветила; осветило | осветит; осветит | |
Мы | осветили | осветим; осветим | осветим; осветим; осветимте; осветимте |
Вы | осветили | осветите; осветите | осветите |
Они | осветили | осветят; осветят |
Освятить — означает церковный обряд по приданию святости, употребляется только в этом контексте. Пишется через букву «я» в середине глагола (происходит от слова «святить»).
Мама пошла освятить кулич
Прихожане хотят освятить икону
Перед новосельем многие люди освящают квартиру
Батюшка освятил нашу новую машину
Мы на крещение освятили воду
Прошедшее время | Будущее время | Повелительное наклонение | |
Я | освятил; освятила; освятило | освящу | |
Ты | освятил; освятила; освятило | освятишь | освяти |
Он/она | освятил; освятила; освятило | освятит | |
Мы | освятили | освятим | освятим; освятимте |
Вы | освятили | освятите | освятите |
Они | освятили | освятят |
Неправильно
Освятить новость, осветить кулич
Освещать – значит сделать светлым, направить свет или же изложить, истолковать что-либо. Пишется через букву «е” в середине глагола (связано по смыслу со словом «свет»).
Этот корреспондент будет освещать события.
Освящать означает «проводить церковный обряд по приданию святости». Пишется через букву «я” в корне глагола (имеет смысловую связь со словом «святить»).
Прихожане пришли в церковь освящать куличи и яйца.
Подобрав проверочное слово, выберем «освещать» или «освящать» с буквой «е» или «я» в корне, в зависимости от смысла контекста.
Поставив ударение, убедимся, что эти слова звучат абсолютно одинаково:
освеща́ть
освяща́ть
При произношении в обоих словах голосом выделяется гласный суффикса:
освеща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание
освяща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание
Проблема состоит в написании безударной гласной в корне этих глаголов. Чтобы правильно их написать, поищем проверочное слово.
Проверочное слово к слову «освещать»
В русском языке обычно безударные гласные проверяют ударением. С этой целью можно как изменить грамматическую форму слова, так и подобрать проверочное слово среди родственных лексем, чтобы ударение прояснило сомнительный гласный.
Понаблюдаем, как, используя эти приёмы, можно проверить безударные гласные в корне слов:
- окно́ — о́кна;
- речно́й — ре́чка;
- красота́ — укра́сить.
Написание буквы «е» или «я» в корне рассматриваемых слов можно выбрать в зависимости от смысла контекста:
После этих добрых слов улыбка начала освеща́ть его лицо.
Исследуемый глагол имеет смысловую связь с освещением:
- отбрасывать лучи света, делая что-то видимым;
- направлять лучи света, чтобы рассмотреть кого-то или что-то;
- перен. объяснять.
Проверочное слово к слову «освещать» — это однокоренное существительное «свет».
Оно укажет написание буквы «е» в корне этого глагола. Отметим корневое чередование согласных т//щ.
Примеры
В темноте здесь можно пройти, только если освещать дорогу фонарем.
Освещать улицы электричеством стали не так уж и давно.
Тебе предстоит освещать эти факты по-новому.
Кто станет освещать новости с этой точки зрения?
Отличаем это слово от созвучного ему глагола с другим лексическим значением и написанием.
Проверочное слово к слову «освящать»
Этот глагол используем в высказывании:
Накануне светлого праздника Пасхи принято освящать вербу.
Исследуемое слово имеет значение «совершать церковный обряд очищения или придания благодати, святости».
Проверочное слово «святость» докажет написание буквы «я» в корне слова «освящать».
СЛОВО
НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
Благодатию святаго Духа освятился днесь храм сей. Иное есть церковь; а иное храм. Церковь есть свята и непорочна, по Апостольскому слову. А храм есть здание из вещественных составов устроенное. Вещество, как никакова порока не есть участно, то и во освящении нужды не имеет. Так в чем же состояло сие совершенное нами освящение? Оно относится и к церкви и ко храму; но в каком разуме, сие объясним настоящим кратким словом.
Относится оно ко храму, когда сие здание, по составу своему до общаго употребления принадлежащее, от всех прочих зданий отделяется, и единственно назначается быть домом молитвы, местом Богослужения, и училищем духовным. Величество и святость действий здесь совершаемых, все здания сего вещество творит достопочтенным и священным.
К ветхозаветному кивоту некто прикоснулся рукою неосвященною, и тотчас поражен был гневом Господним: не для того, акибы древо и злато, из чего тот кивот был составлен, сами собою заслуживали таковое уважение; но явление славы Господни при том кивоте бывшее, делало и самый кивот священным и неприкосновенным. Кто к нему приступал с неуважением или с пренебрежением; сие относилося не к древу и к злату, но к величеству Бога благоволившаго то место почтить отличным своим присутствием.
Спал Иаков на месте обыкновенном, но сон видел необыкновенный и таинственнаго откровения исполненный. Возбудился Иаков от сна своего, и тотчас в восторге священном возопил: Страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная (Быт. гл. 28, ст. 17). Что ты говориш, святый праотец! не есть ли сие место как и всякое другое. Не к месту, ответствует он нам, не к месту отношу я сии слова, но к явившемуся на месте сем отличным образом Богу; каковое явление, и самое место сие, делает для меня от всех мест отличным и священным.
Все, из чего сей храм составлен, камень, древо, злато, шелк и прочее, суть вещи обыкновенныя, и сами по себе ни презрения ни уважения не заслуживающия. Но когда сие здание назначено на служение Богу вечному, живому, когда в нем приносимыми молитвами соединяемся мы с Богом, и Бог с нами; когда в нем таинственным совершением очищаются и освящаются наши души, когда глагол Господень, на глас коего предстали из ничего небо и земля, здесь провозглашается; тогда конечно мы с Иаковом согласившись можем возопить: Страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. Отселе почитаю я уже и древо и камень, почитаю и лобызаю: Вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем (Псал. 5, ст. 8). Поклонюся на место, идеже стоясте нозе Твои, Господи (Псал. 131, ст. 7).
Таковое храма освящение, дабы никогда не было нарушимо, потребно стоять в нем со всяким благоговением, и при самом входе в него, за дверьми всякое надлежит отложить попечение, да Царя всех подымем Ангельскими невидимо сопровождаемаго чинми. И сие о освящении храма.
Но оно же относится и к самой церкви, не в общем ея составе; Ибо по сему она есть святà и непорочна, яко единожды на веки освященна кровию Христовою. Но в особенности каждый ея член нужду имеет во освящении, доколе пребывает в жизни сей. И потому каждому из нас всегда напоминается: Будите святи, якоже аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. гл. 11, ст. 44). Греховным немощам мы всегда подвержены. Нельзя оставить их без врачевания, особливо, когда благ Господь.
В ветхом завете ко очищению грехов приносимы были жертвы кровопролитные. Новая благодать сии жертвы упразднила. Но какую же уставила для нас очистительную за грехи жертву. Милости хощу, возглашает евангелие, милости хощу, а не жертвы (Матф. гл. 9, ст. 13). О законоположение святейшее! О любезнейший глас евангелия! милости хощу, а не жертвы. Что человечеству может быть сего сроднее? Мы друг в друге имеем нужду. Когда друг другу помогаем, и сами от других помощи ожидать право имеем. Когда же других нужды не уважаем и пренебрегаем, и сами от других пренебрежены быть можем, или и заслуживаем.
Но меня еще удивляет оное Господне слово: Милости хощу, а не жертвы. Ибо сим означается, акибы он сам для себя хощет и желает милости. Как! не уже ли всем вся подающий в чем-либо может иметь нужду? Да не его ли оное слово: Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная (Псал. 49, ст. 12). Но так поистинне: он милости хощет, и ищет для самаго себя. Ибо его же есть оное слово: Еже сотвористе единому из сих братий моих менших, мне сотвористе (Матф. гл. 25, ст. 40). О благость, несравненно более, нежели отеческая! ты подаешь подобному себе человеку; а Бог то присвояет себе: или паче, ты подаешь бедному, заплатить тебе не могущему: а Бог берет за него на себя поручительство, чтоб то возвратить тебе стократно и тысящекратно. Кто таковую отречется принести жертву, или паче, кто не восхощет свое имение положить в залог таковому поручителю, который не только сохранит то цело, но и умножит тмократно?
Се жертва наша, грехи наши очищающая! Но се и олтарь, на коем имеешь ты принести жертву сию. Сей дом устроен для бедных и неимущих: устроен щедрою и милосердою десницею великия нашея МОНАРХИНИ. Престарелость, болезни, различные общие нам несчастливые случаи, довели некоторых до такова состояния, что они не столь о недостатках своих болезнуют, сколько о том, что общим природы уставом толико истощенны и ослабленны их члены, что нужду имеют прибегать к помощи других. Они братия наша и по человечеству и по единоверию; но они же и сограждане наши. Конечно многими различными, каждый по силе своей, одолжили общество наше услугами.
Принесем им жертву милости; или паче, в лице их самому Богу; и сим Богоугодным приношением освятим не храм токмо, но и самую церковь. Возревнуим в том подражанием милосердой своей МОНАРХИНЕ. Ея благодетельная душа уже освятила дом сей приношением сея священныя жертвы. Одолжила она тем град наш: да не одолжила токмо, но и прославила, очистив стогны града от нуждающихся скудостию, и устроив, колико Богоугодное, толико честь граду нашему доставляющее сие убежище. Принесем убо о Ней жертву благодарения Богу милосердия, моля его, да сие Ея ВЕЛИЧЕСТВА к бедным и ко всем нам благодетельство вознаградит он богатыми своими щедротами и в жизни сей и в будущей. Аминь.
Говорено 1790 года Декабря 22 дня в Москве,
в церкви С. Воскресения, устроенной при Богадельном доме.
Оглавление