Главный католический экзорцист отец Габриэль Аморт, умерший в 2016 году, рассказывал, что за 30 лет встречался с дьяволом 60 тысяч раз. В книге его коллеги Марчелло Станционе «Дьявол боится меня» описываются проведенные священником сеансы экзорцизма и признаки одержимости, сообщает Daily Mail.
Экзорцист утверждал, что однажды столкнулся с сатаной утром 1997 года — тогда в его кабинет в Риме привели молодого итальянца. Аморт отмечал, что одержимый знал лишь свой родной язык, однако дух внутри него говорил на отличном английском. Священник начал сеанс изгнания и потребовал от дьявола назвать свое имя. «Он был шокирован, когда ему сказали, что дух — сам Люцифер», — пишет издание. Когда экзорцист приказал Люциферу оставить итальянца, тело молодого человека напряглось, вознеслось над полом на несколько минут, а затем рухнуло в кресло. После этого сатана признал свое поражение и назвал точный день и час, когда уйдет, рассказывал Аморт.
Отец Аморт стал учеником экзорциста в 1986 году, а уже в 1990-м основал Международную ассоциацию экзорцистов. Сначала он проводил сеансы в храме Святой лестницы, затем переехал в штаб-квартиру своего ордена. По словам Станционе, Аморт славился своим чувством юмора. «Любимой шуткой Аморта была такая: «Знаешь, почему дьявол убегает, когда видит меня? Потому что я уродливее него»», — говорится в воспоминаниях.
Экзорцист признавал, что у многих из тех, кто приходил к нему на сеансы, были психические проблемы, с которыми лучше всего справлялся психолог. При этом он называл несколько «симптомов» одержимости — головные боли, спазмы желудка, которые легко можно спутать с обычной болезнью. Священник рассказывал, что дьявол ненавидит латынь и предпочитает говорить по-английски, даже если одержимый человек не знает языка.
По словам Аморта, 90 процентов одержимых — сатанисты, либо люди, увлекающиеся колдовскими сеансами. Кроме того, он отмечал, что часто дьявол вселяется в женщин средних лет, которые испытывают слабость к гаданиям.
Сеансы изгнания дьявола пользуются в Ватикане большим спросом. В феврале 2018 года сообщалось, что из-за этого в Папском университете Regina Apostolorum в Риме проведут специальный курс по обучению экзорцизму.
Ватикан одобрил экзорцизм в 2014 году. Тогда католическая церковь официально признала существование Международной ассоциации экзорцистов. В организации, которую возглавлял Аморт, умерший в 2016 году, сейчас около 400 членов, 240 из них из Италии.
Здравствуйте Яна! Спасибо за мудрость и внимание! Счастья и здоровья вам и домашним.
Существуют ли нейростратегии или какие-то психологические стратегии, чтоб избавиться, прекратить чувство влюбленности, страсти.
Я взрослый, разумный человек, хороший специалист. Счастливо замужем, с детьми. Прекрасный дом с хорошими соседями, в новом районе, все с детьми – школы, спортивные секции – все вместе варимся в одном и том же котле, общие шумные вечеринки.
5 лет назад вдруг накрыло. Бесконтрольно. Очень сильно. 5 лет длится. Сосед, отец семейства. Никакого общего будущего невозможно и не хочу. 10 раз разложила по полочкам причину возникновения чувства именно к нему, поняла, но не помогает остановить это чувство.
С ним прошла от серьезного разговора с выговором, как школьнице, чтоб все прекратила, т.к. нам ничего не светит – у нас семьи и дети, до сегодняшнего — его ежедневные тайные признания в любви. Физической измены не было. Не смогу смотреть в глаза мужу.
Самые большие страхи причинить горе мужу и детям. Разломать всю жизнь им, себе и всем вокруг. Сменяются какими-то бредовыми идеями: «да гори оно все синим пламенем» счастья хочу, не важно как. Мне он нужен, здесь, сейчас, рядом, навсегда.
20 раз были серьезные разговоры с намерениями, просьбами, требованиями все прекратить и остаться друзьями. На расстоянии удается держаться. Как только вижу, все барьеры рушатся, все начинается сначала, у него тоже. Чувство выматывающее, сильное и не утихает никак! 5 лет.
Понимаю, что с каждым может случится, никто не застрахован. Как прекратить? Какие техники существуют? Пробовала 2-ух психологов – не пошло. Разбор полетов и причин – не помогает.
Переезд невозможен – дом мечты, район мечты, работы, школы, все здесь. Да и как объяснить всем такое странное желание.
Колебания чувств: от взлетов счастья до небесных высот до падений в черную мрачную яму, полную боли и слез. Иногда не вижу уже никакого выхода и думаю о самоубийстве.
Мне надо опять стать хозяином своих чувств.
***
Здравствуйте!
Знаете, много чего такого существует. Но как-то очень странно звучит ваша история. Я — не специалист. Но специалисты со всех сторон утверждают, что в самом самом худшем случае вот такая слепая влюбленность длится три года, особенно, если она ничем не подпитывается. Это означает, что либо у вас вообще другая проблема, и надо думать — какая. Либо это таки подпитывается, причем активно и как-то хитро, в том числе с его стороны. Вы вот написали, что «все начинается сначала — и у него тоже». А у него что начинается? Он, значит, все-таки как-то ваш флирт (или что там) подпитывает? Если да, то это — очень неумно с его стороны. Он, выходит, сначала говорит вам строгим голосом выговоры, требует остаться друзьями и не лезть к нему, а потом все равно как-то отвечает на ваши заигрывания, и подает какие-то сигналы? Если так, то надо еще раз с ним поговорить о бэтом, и сказать, чтобы не подпитывал ваши страсти, если не хочет разделить их.
С другой стороны… вы не обижайтесь. Но очень часто так бывает, что от одной строны слышишь вот именно такой рассказ, а по факту там другая сторона ничего не подпитывает. И действительно там человек попросил это все оставить, не надеяться, не лезть, не говорить и.т.д. И просто вынужденно продолжает общаться — например, потмоу что семьи дружат, или где-то постоянно приходится пересекатся. А другой половине все это «у него тоже» только мерещится. И кажется, что да, там опять сигналы, и он хочет, и на самом деле тоже любит и.т.д. И это все — воображаемое.
В любом случае это не так уж и важно. Может быть он вообще ничего не чувствует, не хочет и не подает никаких сигналов, а вам все кажется. А может быть он с вами периодически флиртует и подпитывает ваши страсти, например, потому что тешит этим свое самолюбие. Но в любом случае он не хочет с вами никакого романа, вообще ничего, вас не хочет, и от вас — ничего не хочет. Ну и какая разница — он вас осознанно терзает ради вашей забавы, или не знает, как избавиться от ваших домогательств- в любом случае ничего кроме боли вам там не светит, и поэтому надо это просто оставить.
И я знаю, что мне это так просто написать, а вы не можете. Но на самом деле можете. Все терапии в таком случае сводятся к тому, чтобы во-первых отвлечься на другое, и отвлекаться как можно больше. А во-вторых как можно чаще и настойчивее обращаться к разуму. Потому что бушуют у вас чувства, не давая уму включиться. Но когда ум включится, он ведь видит, что ничего вам там не светит, и никому вы там не нужны. Вот вы и напоминайте думающей части себя (по возможности чаще, с разными аргументами и хорошими доводами), что ничего вас там не ждет, кроме неприятностей, поэтому от всей этой эмоции надо отгораживаться как можно старательнее, во избедание трагедий.
Но еще, конечно, интересно, что у вас в жизни не так, что вы с такой джикой настойчивостью прячетесь в такую детскую игру. Т.е. я понимаю, что всем людям когда-то хзочется острых ощущений, что можно увлечься, заиграться и.т.д. Но когда у человека в жизни много настоящих переживаний, которые подпитываются настоящей жизнью, вот такой выдуманной фигней долго увлекаться не получается. Слишком оно пустое и выдуманное, слишком мало оттуда реальной отдачи, и главное — это слишком энергозатратно, а силы ведь нужны ждля более важных вещей, которые в идеале должны быть гораздо более приоритетными. Почему у вас нету ничего более ценного в жизни? До такой степени ценного, чтобы уже сто раз сказать: «Да бозе мой, на эту фигню мне жалко сил» и забыть?
Такое бывает, когда либо в жизни чего-то не хватает, вернее многого не хватает, и хочется каких-то мыльных опер. А еще бывает, когда есть какая-то гораздо более крупная проблема, которая все время мелькает перед глазами и ее очень надо решать. Но решать ее очень неприятно, и связано с потерями и болью. Поэтому мозг придумывает такую херню, очень ярко эмоционально окрашенную, чтобы от настоящей серьезной проблемы отвлекать. Это, конечно, работает как защитная программа. Но рано или поздно плохо кончается. (Тем, что все равно накроет реальной проблемой.)
Тут помогает только конфронтация. Подумать, что это такое у вас, от чего вы пытаетесь отвлечься. И чем заниматься не хотите, поэтому опдсознательно и ресурсы все пускаете на эти тезрания, и внимание туда перенаправляете.
А если вам просто в жизни не хватает острых ощущений и чего-то важного, о чем действительно имеет смысл болеть и переживать — ищите себе такое! 🙂
Ну и конечно тут отлично помогло бы этого человека просто не видеть. Как можно дольше. Потому что правило «с глаз долой из сердца вон» — работает. Только я не знаю, как это в вашей ситуации реализовать. Но я точно знаю, что если у вас получится переключиться на что-то более для вас важное, вы очень быстро войдете в такой режим, когда он не будет для вас существовать, даже когда будет находиться рядом. Надо просто это состояние найти.
В общем, не знаю, что вам еще посоветовать. Ищите важные вещи в жизни, которые доставляют вам очеьнмного удовольствия, увлекают, важны, и при этом «не аморальны и легальны». И еще поищите, от чего вы может быть прячетесь в такие сказочные выдумки.
Удачи вам. И напишите когда-нибудь, чем это кончилось? 🙂
Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Инна Валентиновна, здравствуйте и спасибо за критику! Инна Валентиновна, если мать строго повторяет расшалившемуся малышу: «Не хватай оголенный провод! Нельзя! Осторожно! Ток! Убьет!» — что в этих словах? Желание напугать? Безжалостное обещание смерти, если карапуз ослушается? Непримиримость к его любопытству? Самовластная нетерпимость к детской жажде познания? Стремление видеть ребенка рабом — пусть, негодник, слушается! Или страх за будущее несмышленыша? Необходимость предупредить об опасности? Любовь к нему, еще так мало знающему и не владеющему собой, своими прихотями?
Точная цитата из Евангелия от Матфея, о которой вы спрашиваете, звучит так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31 — 32). К Иисусу приводят слепого и немого бесноватого, и Он исцеляет его, изгоняя из болящего беса. Демон перекрыл несчастному бесноватому пути к вере — зрение, слух, речь, поэтому, когда Христос изгнал из него дьявола, исцеленный прозрел и заговорил. Фарисеи, ставшие свидетелями чуда, усомнились: какой силой Иисус совершил изгнание? Испытывая неприязнь к Спасителю, они решили, что Он изгоняет бесов «не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». То есть даже воочию увидев чудо, они не хотят верить и пытаются обвинить Христа. Но сила Сына Божьего — это сила Духа Святого. И Христос, зная помышления фарисеев, взывает к их логике: «Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, значит, между бесами несогласие, распря, и они восстают один на другого. Но если бесы восстают друг на друга, получается, что их сила погибла, их дом рушится. В каком случае так происходит? Только тогда, когда появляется Тот, Кто сильнее самого могущественного из демонов: нельзя войти в дом сильного и «расхитить» его, пока не свяжешь хозяина…» Раз изгнание бесов происходит не «силой веельзевула», значит, оно творится Духом Божьим — вывод напрашивается сам собой. Только не для фарисеев, ослепленных ненавистью к Иисусу. Вот тогда Христос произносит эти очень важные для всех нас слова: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». То есть если мы осознанно, упорно отвергаем спасительное действие Духа Божьего, когда Его благодатное воздействие очевидно, нам это не прощается. Почему?
Святитель Иоанн Златоуст сравнивал человека, который высказывает хулу на Духа Божьего с тем, кто бросает камень в небо. Бросающий камень ввысь не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть высоты — он лишь неизбежно принимает этот камень на свою голову. То же происходит и с безумцем, высказывающимся против Духа Божьего. И не надо приписывать Господу мстительность, ведь не придет же нам в голову мысль, что мать малыша, который все-таки схватился за оголенный провод, радуется тому, что дальше все произошло в точности так, как она предсказывала.
«Коль скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом, — поясняет другой святитель, Василий Великий. — Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою». А один старец, когда его спросили, что надо делать, если при тебе звучит хула на Святой Дух, ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Обратим еще раз внимание на первую часть слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам», «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему». И только потом: «Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему…» Не угроза, не месть, не обещание наказания, не предвещание кары Господней — констатация факта, учитывающая свойства и качества Духа Святого, с которыми необходимо считаться каждому из нас.
«В начале сотворил Бог небо и землю, — читаем мы в Книге Бытия. — Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Глагол «носился» в оригинале имеет еще один смысл — оживотворял. Этот же глагол употребляется в Библии, когда говорится об орле, простирающем крылья свои над своими птенцами. Вот эта сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая Ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, Его имя заимствовано из природных явлений: еврейское «руах» — это дуновение, ветер; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский spiritus — веяние. Описание действий Духа тоже представляет сложность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «…отнимешь дух их (живых существ. — М. Г.) — умирают… Пошлешь дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лице земли», — сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 30). «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», — говорит о Нем Иисус (Ин. 3. 8). В Библии к слову Дух применяют слова «носился», «оживотворяет», Он был «на ком-то», Он «объял», Он «сходит», Его сравнивают с ветром и дуновением жизни. Дух Божий — это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее проявлениях: как неорганическую, так и органическую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом мире подвластно Духу Святому, Он творит и действует, наполняя этот мир любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает истинный смысл, вложенный в нее Творцом.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое превращает его плоть в существо действующее — душу живую. А вот как Евангелие описывает воскрешение Иисусом дочери начальника синагоги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8.55). Получается, когда об умирающем говорят: «Он испустил дух», это не просто образное выражение. Здесь суть: дух — неотъемлемая часть живого существа.
О том, как дух человека соотносится с Духом Божьим, Который, как некая Божественная сила, движет всем по замыслу Творца, о том, как нами овладевают «духи злобы поднебесные» и как нас защищают дары Святого Духа, мы поговорим в следующий раз. А сейчас, накануне праздника Троицы, установленного в честь сошествия Святого Духа на апостолов, давайте вспомним строчки из молитвы, обращенные к Святому Духу. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Кстати
Троицкая родительская суббота отмечается накануне Троицы. День особого поминовения не только наших умерших близких, но и «всех почивших со времен Адама». А особенно тех, кто не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших — в горах, огне, водной пучине, во время стихийных бедствий. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы.
День Святой Троицы празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название — Пятидесятница. В основе праздника -событие сошествия Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. После сошествия на апостолов Святого Духа они получили дар говорить на разных языках, так началась их проповедь христианства. Поэтому этот день считают днем рождения Церкви. На Троицу принято приходить в храм с цветами, которые хранятся потом целый год. Понедельник, следующий за Троицей, посвящен Святому Духу и так и называется — День Святого Духа.
Контакты
Ждем писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция «Российской газеты», или pisma-maria@mail.ru
\
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Гримсолтанова Р.Э.
Одержимость как предмет психологического исследования
В данной статье рассматривается психологический аспект понятия «одержимость» в контексте психологического воздействия на восприятие молодежью данного феномена, проводится анализ восприятия феномена «одержимости» среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: одержимость, фанатизм, вера, религия, какодемономания, установка, личностные ценности.
В настоящий период отечественной истории религия начинает играть одну из ведущих ролей в процессе формирования системы общественных и индивидуальных ценностей. Религиозные приоритеты все чаще напрямую задают направление их реализации. О возросшем влиянии религии на общество может, с одной стороны, свидетельствовать количество религиозных объединений, возникших за последние несколько лет. С другой стороны, о месте, занимаемом религией в жизни современного человека, могут говорить следующие данные опросов общественного мнения: среди граждан России атеистами считают себя 4,4 %, верующими — 60 % и неверующими — 27 %.
Таким образом, понимание и оценка влияния религии на человека, его духовное и психологическое состояние является важной задачей для психологии и многих других гуманитарных наук.
Религия, по определению С. Ожегова, есть одна из форм общественного сознания — совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Аналогичные определения можно найти и в английском языке. Так, Webster определяет религию как веру и почитание бога, обычно выражаемые в определенном поведении и исполнении ритуалов. В социологии даются другие дефиниции религии. По утверждению Давида Эмиля Дюркгейма — французского социолога и философа, религия — это «солидарная система верований и практик, относящихся к сакральным вещам». Другой представитель функционализма в социологии — Радклифф-Браун — считает, что религия есть элемент социальной структуры, обеспечивающий социальную сплоченность, которая необходима для выживания общества. Уолш говорит о необходимости различать два понятия: религия и духовность. У религии, пишет он, есть много значений, в том числе она подразумевает интерес к божественному и высшим ценностям жизни. Духовность же относится к непосредственному переживанию божественного .
В связи с возрастающей ролью религии становятся актуальными проблемы исследования таких феноменов, как вера, приобщенность к религии и фанатизм.
В работе А.В. Романова анализ веры непосредственно соотносится с учением о человеке — теорией личности, личностных оснований знаний и познания, учением об истине и свободе, философией сознания, учением о человеческой душе.
Во все времена вера рассматривалась в качестве последнего основания человеческого бытия. Проблема веры есть проблема выявления, обретения и сохранения фундаментальных вневременных духовных ценностей, забвение которых равносильно растворению в социальном и индивидуальном небытии.
Вера — одно из предельно личностных, дологических оснований человеческой культуры.
В религиоведении наиболее актуальными и неотложными оказываются, как отмечает Л.Н. Митрохин, фундаментальные традиционные, «вечные» проблемы, одной из которых и является проблема веры.
Все это свидетельствует о том, что философский анализ веры выступает неотъемлемым аспектом религиоведения и, прежде всего, философии религии .
По мнению М.Н. Кузнецовой, в современных условиях проблема религиозного фанатизма приобрела особую актуальность. Несмотря на то, что для современного общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, религиозный фанатизм продолжает функционировать.
Трансформируя переживание религиозной веры до максимального напряжения и предельных форм выражения, религиозный фанатизм способен проявиться в любой религии и может быть использован как средство разрешения различных политических целей, психологических проблем, которые детерминированы, как социальными условиями, так и духовными потребностями религиозной личности .
В контексте данных проблем особый интерес приобретает интерпретация понятия «одержимость».
Одержимость — полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.
Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость — состояние, в котором человек подчинен одному или нескольким духам, богам, демонам, бесам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека .
Истерия и одержимость есть проявление «порчи» подселения. Если такой «порчи» подвергается женщина, то ее называют кликушей. Такие женщины ощущают в себе присутствие сторонних сил, слышат голоса, теряют над собой контроль, они постоянно причитают, визжат и воют по-звериному, у них происходят судорожные
припадки и обмороки. Лечить такую «порчу» должен только знающий человек, владеющий особыми навыками и умениями. Неопытный же в этом деле может сам легко «заразиться» этой болезнью .
Представления в исламе о признаках бесноватости (одержимости шайтанами, джиннами) существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, потерей болевой чувствительности или беспричинными болями. Если не принять меры (не изгнать джинна), то одержимый либо сойдет с ума, либо умрет .
Современная медицина рассматривает одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности . В Международной классификации болезней МКБ-10 одержимость упоминается в пункте F44.3 «Транс и одержимость» (Trance and possession disorders) и дифференцируется с шизофренией, психотическими и органическими расстройствами, состояниями, вызванными контузией или интоксикацией .
В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демоном». Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.
Иногда встречающееся «исцеление» через экзорцизм, в свою очередь, связано с эффектом плацебо и самовнушением. Некоторые люди, которые считали себя одержимыми, в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание.
Есть версия, что одержимость не может произойти без согласия со стороны жертвы, хотя бы даже подсознательного.
В психиатрии пациенты, страдающие от множественной личности, подавляют свою ненависть, что действует подобно магниту для злых влияний, которые иногда воспринимаются как внешние духи или привидения. Мания всегда говорит о каком-то ненормальном состоянии, и если пациент при этом верит в реальность влияния со стороны духов, он не в состоянии игнорировать ту идею, что одержим духом. Сильная физическая или психологическая травма может привести к такому расстройству — оно открывает некое «окно» в сознании, предоставляя возможность злому духу войти через него.
В некоторых случаях множественной личности психиатры обнаружили, что только экзорцизм — даже простое упоминание имени Господа — устраняют одну или более вторичных личностей, и в результате пациент снова может стать единой личностью.
Джеймс Х. Хислоп, который был руководителем Американского общества психических исследований и изучал феномен одержимости духом, в своей книге «Контакт с иным миром» (1919) писал, что если люди верят в телепатию,
то они могут на расстоянии вторгаться в другую личность. А если это так, говорит Хислоп, то не похоже, что злые или добрые духи — единственные существа, которые способны проникать в человека со стороны. Хислоп также обнаружил, что люди, которым ставят диагнозы истерия, множественная личность, dementia praecox (раннее слабоумие) или какое-либо другое расстройство психики, демонстрируют, как сами они считают, безошибочные признаки вторжения в их душу каких-то бесплотных существ. Он призвал медиков учитывать это в процессе излечения таких людей.
Доктор М. Скот Пек, который отзывается о самом себе как об «упрямом ученом», выпускник Гарвардского университета и психиатр, практикующий в штате Коннектикут, заявил, что двое из его пациентов, помимо ярко выраженных симптомов множественной личности, страдали от одержимости духами. В обоих случаях, как обнаружил Пек, это были злые духи, активно разрушавшие сознание его пациентов .
Психиатры называют психическое расстройство, при котором человек верит в то, что в него или в его близких вселился дьявол, какодемономанией.
Какодемономания — одно из давно известных психических расстройств и имеет чрезвычайно широкое распространение.
В 1923 г. Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, — результат подавления желаний.
Экзорцизм также известен в Исламе под названием изгнание джинна, обряд весьма схож с христианским.
В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук — душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (авторитетным раввином) в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин).
Согласно христианским представлениям, признаки одержимостью бесами таковы: агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п., судороги, эпилептические припадки. Признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п. Одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы. Беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п. Непереносимость воды, особенно святой. Обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п. Появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии). Навязчивые мысли о самоубийстве / убийстве .
В наше время одержимость перестала быть редкостью, количество духовных болезней растет в арифметической прогрессии. Священник Родион говорил, что демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим подобно тому, как входит в него воздух. Астральная сущность (демон, бес, дух и т. д.), войдя в человека, не смешивается с его душой, но пребывает в теле, обладая тем самым насильственно душой и телом человека.
Вселение астральной сущности в человека не всегда происходит ощутимо и зачастую проявляется не сразу. Есть вселение духа скрытое, т. е. власть духа над умом помимо тела, когда бесы водят мысли, как хотят, через страсти (искушения, похоть, грехи).
Иногда одержимый начинает явственно ощущать внутри себя постороннее инородное «нечто», слышит внутри голос, который начинает подавлять его волю и претендует на свое лидерство в управлении физическим телом. Часто через человека бесы говорят, лают, воют, шипят, ругаются матом. Сознание человека в такие моменты чаще всего отключается, и несчастный не знает, что вытворяет «его» бес. В других случаях человек осознает себя во время припадков, слышит, как в нем бес кричит, но ничего поделать не может. У некоторых людей меняется не только голос, но и глаза, взгляд.
Духи постоянно испытывают острый энергетический голод. Человечеству опасно недооценивать этих могущественных космических астральных существ, а тем более их хозяина — Гагтунгра (диавола).
Одержимость или духовная болезнь часто выявляется, когда человек подходит к Святым мощам, Чудотворной иконе, когда его кропят Святой водой и помазывают Святым елеем, но особенно это проявляется во время чтения специальных закли-нательных молитв на изгнание злого духа (экзорцизм), которые всегда читаются в Святом намеленном месте, обычно в монастыре .
В психологии возможно рассмотреть феномен «одержимости» с точки зрения внушения, для этого мы обращаемся к работе Узнадзе.
Узнадзе пишет, что если считать установку интегрирующим звеном психической жизни, то тогда роль свойства берет на себя один из ее видов — фиксированные установки, создающие личность человека. Смысл мотивации состоит именно в том, что человек ищет и находит такие действия, которые соответствуют основной, упрочненной в жизни установке личности. Создание мотива предполагает создание соответствующей поведению установки. Однако содержание такой установки зависит от потребностей личности и, в особенности, от арсенала фиксированных в прошлом установок большого личностного веса. Созданная в нравственно-смысловой ситуации установка легко включается с помощью воли в систему диспозиционных установок и потребностей. Поведение же развертывается в соответствии с такой установкой. Таким образом, фиксированные установки большого личностного веса являются основой, определяющей то, какое решение примет личность, к каким потребностям человек обратится, чтобы в соответствии с нравственно-смысловой ситуацией создать установку и сделать ее актуальной для личности. Образ Я, который включает наиболее сокровенные для личности ценности, опирается на установки, выработанные у личности в процессе накопления жизненного опыта, воспитания и воздействия социальной среды. Они представляют собой фиксированные установки большого личностного веса. Чем больше сознательный идеал Я опирается на такие фиксированные установки и чем целостнее личность, тем сильнее контролируются волей все входящие в личность
компоненты. Это положение дает возможность связать указанную особенность установок с понятием индивидуации у К.Г. Юнга, самоактуализации у А. Маслоу и др. Суть этого процесса состоит в максимально полной, завершенной дифференциации и гармоничном сочетании всех аспектов личности, ее сознательных и бессознательных компонентов. По сути, об этом же говорит и Узнадзе: на уровне объективации перед субъектом встают проблемы, решение которых требует выбора (на сознательном уровне) такого действия, которое не только соответствует требованиям среды и собственным целям, но и согласуется с фиксированными установками большого личностного веса .
Н.А. Савченко в своей работе пишет о том, что в настоящий момент в науке можно выделить два подхода к пониманию сущности смысловой установки: 1) как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом (А.Г. Асмолов, 2002); 2) как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности (Д.А. Леонтьев, 2003). Данные подходы раскрывают различные аспекты функционирования установки. Смысловую установку можно рассматривать не просто как ситуативный фактор и не только как структуру, регулирующую актуальную деятельность, но как структуру, которая обладает возможностью выходить из контекста актуальной деятельности и оказывать влияние на целостное развитие личности, выступая одним из его факторов. Данный факт важен в юношеском возрасте, когда осуществляется активное становление смысловой сферы личности. Смысловые установки, будучи регуляторными структурами личности, являются одним из факторов успешного становления профессионала. Неадекватные установки могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее профессиональное становление личности .
На сегодняшний день в Чеченской республике остро стоит вопрос «одержимостью бесами» людей и вселению духов (злых и/или добрых). Данная тема муссируется в обществе и имеет место трансляции в местных СМИ и Интернете. Также в г. Грозный (ЧР) создан центр Исламской медицины по изгнанию духов и лечению с помощью методов Исламской медицины.
На основании такой ситуации в республике возникает необходимость изучения данного явления и влияния происходящего на индивидуальное восприятие и психологическое состояние молодежи.
Рассмотрев теоретические аспекты вопроса в соответствии нашей гипотезой, мы провели исследование с использованием методов анкетирования и тестирования студентов Чеченского государственного университета 3-4-х курсов очного отделения.
Анкета состояла из 24 вопросов, третья часть из которых были проверочными, т. к., учитывая болезненную остроту и табуированность вопроса, испытуемые испытывали психологический страх, давая ответы на вопросы анкеты и старались увиливать от прямых вопросов, расценивая их неприемлемыми, а ответы на них небезопасными для здоровья. В исследовании приняли участие 100 девушек и 96 юношей.
Анализ проведенного анкетирования показал, что из 100 опрошенных девушек 62 верят в существование потусторонних сил и одержимость бесами, 29 — сомневаются в возможности одержимости, а 10 девушек не верят в то, что феномен одержимостью бесами реален.
Так, анализ 96 анкет юношей показал, что 70 из 96 полностью согласны с существованием потусторонних сил и возможностью вселения в человека бесов, 23 из опрошенных сомневаются в такой возможности, а 3 человека категорически не верят.
Все опрошенные относят себя в этноконфессиональной группе к мусульманам, и исповедуют религию Ислам. Также, в основном, опрошенные считают свою семью религиозной. Особый интерес вызывают ответы на некоторые вопросы анкеты, такие как: «Реально ли то, что каждый человек подвержен вселению духов?», «Считаете ли Вы, что подвержены вселению злых духов?», «Верите Вы в одержимость людей дьяволом?», «Стоит ли бояться бесов?», «Может ли быть бес у верующего?». В ответах на эти вопросы мы встречали противоречия, которые позволяют делать вывод о том, что данная тематика является личностно табуированной. Так как, по их мнению, свободное и открытое обсуждение данной темы может повлечь за собой плохие последствия в виде одержимости.
Также мы провели тестирование этого же контингента с помощью 4 методик: «Методика измерения уровня тревожности Тейлора», «Опросник Шмишека», «Методика Айзенка по определению темперамента», «Методика Роттера по выявлению локуса контроля» с целью выявления их личностных и индивидуальных особенностей для определения возможности негативного воздействия на них информации связанной с феноменом одержимости.
Предварительные данные обработанных методик показывают, что подавляющее большинство респондентов обладают холерическим и меланхолическим типом темперамента, экстернальным локусом контроля, повышенной тревожностью, демонстративным, эмотивным, экзальтированным, циклотимным типом акцентуаций характера.
Необходимо отметить то, что на стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов — когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни .
Таким образом, чем выше уровень развития смысловой сферы, тем меньше предрасположенность к фанатичным и одержимым формам поведения.
Для противостояния в студенческой среде деструктивным формам поведения возникает необходимость превентивных мер и мер профилактики, направленных на развитие смысловой сферы, как студенческой возрастной категории, так и учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Литература
3. Адонаи К. Одержимость. — URL: http://adonay-forum.com/oderzhanie_podselenie/ oderzhimost/ (дата посещения 07.07.2012).
4. Архив проекта «Практическая черная магия». — URL: http://www.blackwarlock. com/t832-topic (дата посещения 07.07.2012).
6. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: автореф. дис. … канд. филос. наук. — Омск, 2003.
7. Одержимость // Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Одержимость (дата посещения 07.07.2012).
10. Романов А.В. Философский анализ веры: автореф. дис. … канд. филос. наук. -М., 1991.
12. Экзорцизм или изгнание демонов в 21 веке // газета «Умма». — 02.11.2006.
Слова Бога на данную тему:
Какая работа исходит от сатаны? Когда работает сатана, видения внутри людей расплывчаты и абстрактны, и люди лишены нормальной человечности; мотивации, стоящие за их действиями, неправильны, и, хотя такие люди желают любить Бога, у себя внутри они постоянно наполнены обвинениями; и эти обвинения и соответствующие мысли постоянно мешают им, сдерживая рост их жизни и препятствуя им в обретении нормальных состояний перед Богом. То есть, как только в людях начинает работать сатана, их сердца не могут успокоиться перед Богом, они не знают, что им с собой делать, вид собрания вызывает у них желание убежать, и они не в состоянии закрыть свои глаза, когда другие молятся. Работа злых духов разрушает нормальные отношения человека с Богом и расстраивает прежнее видение людей или их прежний жизненный путь; в своих сердцах они ни при каких обстоятельствах не могут приблизиться к Богу, с ними постоянно происходит что-то такое, что расстраивает и сковывает их, а их сердца не могут обрести мир, не оставляя им сил для любви к Богу и заставляя их дух ослабевать. Таковы проявления работы сатаны. Работа сатаны проявляется в следующем: невозможность отстаивать свою позицию и оставаться настойчивым свидетелем, провоцирование тебя стать тем, кто виноват перед Богом, и тем, у кого нет верности Богу. При вмешательстве со стороны сатаны ты теряешь любовь и верность по отношению к Богу внутри себя, ты лишаешься нормальных отношений с Богом, ты не стремишься к истине и к своему совершенству, ты деградируешь и становишься пассивным, ты ублажаешь себя, ты предоставляешь неограниченные возможности распространению греха, и у тебя нет ненависти к греху; к тому же вмешательство сатаны делает тебя безнравственным, оно приводит к тому, что Божье прикосновение внутри тебя исчезает, заставляет тебя выражать недовольство Богом и противиться Ему, приводя тебя к сомнениям в отношении Бога, и даже появляется риск того, что ты покинешь Бога. Все это относится к тому, над чем работает сатана.
из «Работа Духа Святого и работа сатаны» в книге «Слово является во плоти»
Сегодня определенно есть некоторые злые духи, которые действуют через сверхъестественное, чтобы обмануть человека; с их стороны это ничто иное, как имитация, имеющая целью обмануть человека посредством той работы, которая в настоящее время не совершается Святым Духом. Многие злые духи имитируют сотворение чудес и исцеление болезней. Но это именно дела злых духов, ибо Святой Дух больше не делает такой работы в настоящее время. В конце концов, все те, кто имитирует работу Святого Духа, суть злые духи. Вся работа, которая проводилась в то время в Израиле, была работой сверхъестественного характера. Ныне же Святой Дух не действует подобным образом. Любые подобные дела, кроме тех, что были, — это дела сатаны, его попытки помешать, и исходят они от злых духов. Но нельзя все сверхъестественное называть делами злых духов. Это зависит от того, в какой эпохе совершалась работа Божья.
из «Тайна воплощения (1)» в книге «Слово является во плоти»
Если в нынешние времена появится человек, способный являть чудеса и знамения, изгонять демонов, исцелять больных и совершать множество чудес, и если такой человек заявляет, что он Иисус, Который пришёл, то это был бы обман злых духов и их подражание Иисусу. Помните это! Бог не повторяет ту же самую работу. Стадия работы Иисуса уже была завершена, и Бог никогда уже не будет проходить эту же стадию работы вновь.
из «Познание сегодняшнего Божьего труда» в книге «Слово является во плоти»
Когда у человека есть некоторое понимание Бога, он желает страдать и жить ради Него. Однако сатана по-прежнему контролирует человеческие слабости и по-прежнему может причинять людям страдания. Злые духи по-прежнему могут действовать в людях, чтобы влиять на них, приводя к тому, что те пребывают в состоянии замешательства, сходят с ума, находятся в невменяемом состоянии и испытывают помехи во всем. Внутри человека по-прежнему есть что-то от разума или души, что сатана может контролировать и чем он может манипулировать. Вот почему у тебя остается возможность заболеть, столкнуться с проблемами, задуматься о самоубийстве, а временами также ощутить запустение этого мира или бессмысленность жизни. Иными словами, такое страдание по-прежнему находится в ведении сатаны, оно является одной из губительных слабостей человека. Сатана по-прежнему может использовать то, что он развратил и попрал, — это оружие, которое сатана может использовать против людей… Злые духи используют всякую возможность для того, чтобы делать свою работу. Они могут говорить изнутри тебя или шептать тебе на ухо, могут приводить твои мысли и разум в замешательство, и могут скрывать движение Святого Духа, чтобы ты не мог его ощутить. После этого они начинают влиять на тебя, смущая твои мысли и забивая тебе голову, лишая тебя покоя и выбивая из колеи. Такова работа, которую эти злые духи выполняют в человеке, и если ты не различаешь ее, то окажешься в великой опасности.
из «Смысл переживания Богом боли этого мира» в книге «Записи разговоров Христа»
Некоторые люди говорят, что Святой Дух работает в них постоянно. Это невозможно. Скажи они, что Святой Дух постоянно пребывает с ними, это было бы реалистично. Скажи они, что их собственное мышление и восприятие являются нормальными постоянно, это также было бы реалистично и показало бы, что Святой Дух пребывает с ними. Если люди говорят, что Святой Дух постоянно работает в них, что они просвещены Богом, и Святой Дух каждую минуту прикасается к ним, и они постоянно обретают новые знания, тогда это не является нормальным. Это чрезвычайно сверхъестественно! Нет ни тени сомнения, что такие люди являются злыми духами! Даже тогда, когда Дух Божий входит во плоть, есть моменты, когда Он должен есть и должен отдыхать, — не говоря уже о человеке. Те, кем завладели злые духи, по-видимому живут, не зная чувств и слабости плоти. Такие люди в состоянии от всего отречься и отступиться, способны переносить истязания, они не ощущают ни малейшего утомления, как будто они вышли за пределы плоти. Разве это не чрезвычайно сверхъестественно? Работа злых духов сверхъестественна, и эти вещи недостижимы для человека. Те же, кому недостает проницательности, завидуют, когда видят таких людей, и говорят, что преисполнены энергии в своей вере в Бога, и что вера их велика, и что они никогда не испытывают слабости. В сущности, это проявление работы злого духа. Дело в том, что нормальные люди неизбежно обладают человеческими слабостями. Это нормальное состояние тех, в ком есть присутствие Святого Духа.
из «Практика (4)» в книге «Слово является во плоти»
Выдержки из проповедей и бесед в качестве справочного материала:
Наиболее очевидной характеристикой работы злых духов является то, что это сверхъестественно, что высказываемые слова злых духов или требуемые ими от людей действия ненормальны, нелогичны и даже нарушают основные моральные принципы нормальной человечности и человеческих отношений, и что они предназначены лишь для того, чтобы обманывать, беспокоить и развращать людей. Когда злые духи овладевают людьми, одни испытывают огромный страх, другие становятся ненормальными, третьи впадают в оцепенение, а четвертые сильно волнуются и не могут усидеть на месте. В любом случае, когда злые духи овладевают людьми, те меняются, становятся чем-то, что не является ни человеком, ни бесом, и теряют свою нормальную человечность. Этого достаточно, чтобы доказать, что сущность злых духов является злой и безобразной, что и есть сущностью сатаны. Злые духи заставляют людей ненавидеть и презирать их и не несут абсолютно никакой пользы или помощи людям. Единственное, на что способны сатана и всевозможные злые духи, это развращать людей, вредить им и поглощать их.
Основные проявления претерпевающих работу злых духов (одержимых бесами) таковы.
Первый тип — злые духи часто говорят людям делать то или иное, говорить кому-то что-то или побуждают их лжепророчествовать.
Второй тип — во время молитвы люди часто говорят на так называемых «языках», которых никто, даже сами говорящие, не понимает. Некоторые из говорящих могут даже сами «истолковывать языки».
Третий тип — человек очень часто получает откровения, злые духи направляют его то в одну, то в другую сторону, и он постоянно пребывает в волнении.
Четвертый тип — люди, претерпевающие работу злых духов, срочно хотят сделать то или иное, они слишком нетерпеливы, не думают о том, позволяют ли условия, они даже выбегают куда-то посреди ночи, и их поведение крайне ненормально.
Пятый тип — люди, претерпевающие работу злых духов, крайне высокомерны, им не хватает разума, и все их речи пренебрежительны и произносятся командным тоном. Они ставят людей в затруднительное положение и, подобно демонам, заставляют их что-то делать.
Шестой тип — люди, претерпевающие работу злых духов, не могут беседовать об истине, не говоря уже о проявлении внимания к Божьей работе, открыто не повинуются Богу и действуют своевольно, совершая всевозможные нарушения, чтобы разрушить нормальный порядок церкви.
Седьмой тип — человек, претерпевающий работу злых духов, безосновательно выдает себя за кого-то другого или утверждает, что кем-то послан и люди должны его слушать. Никто не может понять, откуда он взялся.
Восьмой тип — люди, претерпевающие работу злых духов, обычно не имеют природного разума и не понимают никакой истины; они не обладают способностью воспринимать, не просвещены Святым Духом, и видно, что в своем восприятии эти люди исключительно нелепы и совсем не правы.
Девятый тип — люди, претерпевающие работу злых духов, уделяют особое внимание поучению других во время работы, они все время сумасбродствуют, постоянно являются причиной беспорядка и беспокойства; все их действия и слова критикуют, ограничивают и развращают других людей, и они заходят настолько далеко, что разрушают решимость людей и делают их пессимистичными, чтобы те не смогли подняться. Они просто-напросто бесы, которые вредят другим, забавляются с ними и пожирают их, и в тайне они счастливы, когда добиваются своего. Это основная цель работы злых духов.
Десятый тип — люди, претерпевающие работу злых духов, живут совершенно ненормально. Их глаза горят смертоносным светом, а слова ужасно страшны, будто бес снизошел в мир. В жизни таких людей нет порядка, они очень нестабильны и столь же непредсказуемы, как неприрученные дикие животные. Они крайне отвратительны и ненавистны другим. Именно так выглядит человек, плененный бесами.
Приведенные выше десять типов являются основными проявлениями работы злых духов. Любой человек, демонстрирующий одно из этих проявлений, точно претерпевает работу злых духов. Точнее, все, демонстрирующие вышеуказанные проявления работы злых духов, независимо от типа, являются людьми, претерпевающими работу злых духов. Люди, которые одержимы злыми духами, часто особенно ненавидят и сторонятся тех, в ком действует Святой Дух, и кто способен говорить истину. Часто бывает так, что чем лучше такие люди, тем больше они желают атаковать и осуждать их, в то же время, чем более сбиты с толку и растеряны люди, тем больше они стараются и делают все возможное, чтобы заманить и обольстить их, они особенно склонны взаимодействовать с подобными людьми. Работа злых духов называет черное белым, превращает положительное в отрицательное, а отрицательное — в положительное. Таковы дела злых духов.
из «Сборник обустройства работы в Церкви Всемогущего Бога»
Любой дух, чья работа откровенно сверхъестественна, является злым духом. Дела и слова любого духа, совершающего сверхъестественную работу в людях, являются работой злого духа. Методы, посредством которых действуют злые духи, ненормальны и сверхъестественны. Они прежде всего проявляются следующими шестью способами:
1. Непосредственный контроль над речью людей, что ясно показывает, что говорит злой дух, а не сам нормальный человек.
2. Ощущение, что злой дух инструктирует людей и приказывать им делать то или это.
3. Люди, которые, находясь в комнате, могут сказать, когда кто-то должен войти.
4. Люди, которые часто слышат голоса, разговаривающие с ними, чего другие слышать не могут.
5. Люди, которые способны видеть и слышать то, чего другие не могут.
6. Люди, которые всегда взволнованы и разговаривают сами с собой, они не способны к нормальному общению или взаимодействию с людьми.
У всех тех, в ком действует злой дух, будут неизбежно присутствовать эти шесть проявлений. Они неразумны, испытывают беспокойство, не способны к нормальному взаимодействию с людьми, как если бы они не подчинялись разуму. В них есть что-то отстраненное, не от мира сего. Такие люди были одержимы злым духом или в них присутствует злой дух, действующий в них. И вся работа злых духов явна и сверхъестественна. Это наиболее легко различимая работа злых духов. Когда злой дух обладает кем-то, он обращается с таким человеком как с игрушкой, пока полностью не собьет с толку. Такие люди становятся неразумными, как зомби, что доказывает, что по своей сути злые духи являются неправедными духами, развращающими и поглощающими людей. Слова злых духов легко отличить: их слова полностью олицетворяют неправедную сущность, они застоявшиеся, мутные и смрадные, источают зловоние смерти. Люди хорошего уровня воспринимают слова злых духов как пустые и неинтересные, не дающие назидания, представляющие из себя только ложь и пустые разговоры. Они кажутся запутанными и каверзными, лишенными смысла. Это самый легко различимый бред злых духов. Для того чтобы заворожить людей, некоторые духи, относящиеся к более «высокому рангу», говоря, выдают себя за Бога или Христа, а другие притворяются ангелами или известными деятелями. Говоря, эти злые духи искусно копируют определенные слова или фразы Бога, Его интонацию, и люди, не понимающие истину, легко уловляются такими злыми духами «высокого ранга». Избранный народ Божий должен ясно понимать, что по своей сущности злые духи являются неправедными и бессовестными, что даже если они принадлежат к злым духам «высокого ранга», они полностью лишены истины. Злые духи, в конце концов, — это злые духи, их суть неправедна, она такая же, как у сатаны.
из «Сборник обустройства работы в Церкви Всемогущего Бога»