Содержание
- Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить
- Как подходить к батюшке для исповеди
- С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить
- Пример исповедальной речи
- Какие вопросы задает батюшка
- Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию
- Как подойти к исповеди и причастию?
- Таинство исповеди: как и когда нужно исповедаться?
- Какой она должна быть?
- Подготовка
- Как проходит?
- С каких слов начать исповедь перед батюшкой? Поведение на таинстве покаяния
- Структура исповеди
- Подготовка к исповеди и ее проведение
- Как исповедоваться и причащаться в первый раз?
- Исповедь в церкви
- Как подготовиться к первой исповеди и причастию
Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить
Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.
Рассмотрим:
- Как подходить к батюшке.
- С каких слов начать исповедь.
- Какими словами закончить покаянную речь.
- Может ли отказать священник в исповеди прихожанину, и по каким причинам.
Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
- Подумайте о прегрешениях.
- Примиритесь с близкими.
- Простите обиды.
- Попросите прощения.
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
- С какими словами правильно подойти к архиерею.
- Что говорить на исповеди.
- Какие вопросы задает священник и др.
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
- Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
- Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
- Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
- Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
- Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
- Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
- После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
- Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
- Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.
С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить
Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.
Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.
Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.
Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.
Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.
Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.
Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.
Пример исповедальной речи
Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.
Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.
Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.
Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.
Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:
Группы грехов | Название | Описание |
Против Бога | Хула на Бога | Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других |
Кощунство | Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает | |
Клятвопреступления | Дающий клятвы согрешает пред Богом | |
Недержание слова | Любое данное слово или обет должны исполняться | |
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе | В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца | |
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам | Это мерзость пред Господом | |
Против ближнего | Неуважение к родителям, старшим | Несоблюдение заповеди, данной Богом |
Причинение обиды, осквернение ближнего | Обижая ближнего, наносится вред собственной душе | |
Клевета | Ложь наносит непоправимый вред | |
Ненависть, издевательство, унижение | Приравнивается к человекоубийству | |
Злопамятство | Свидетельствует о себялюбии, высокомерии | |
Осуждение | Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом | |
Против себя | Лень, празднословие | Развращает душу |
Ложь | Смертный грех | |
Лесть | То же, что и ложь | |
Нетерпение, маловерие | Слабая вера | |
Отчаянье, мысли о самоубийстве | Приравнивается к убийству |
Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.
Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.
В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.
Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.
Какие вопросы задает батюшка
В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:
- В каких делах согрешил.
- Обидел ли кого.
- Всех ли простил.
- Какие помыслы терзают душу.
Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.
Такое таинство совершается при:
- Большом стечении желающих принять участие в покаянии.
- Подготовке к крещению ребенка.
- Перед венчанием.
В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.
Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию
Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.
Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.
Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.
Если грешник покаялся в совершении смертных грехов, священник вправе назначить епитимью и не допустить к причастию на определенный срок.
Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.
Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.
Как подойти к исповеди и причастию?
Вопрос читателя:
Добрый день! Мне 17 лет и я, к сожалению, ни разу не причащалась, сейчас осознаю, что все мои грехи скопились на мне и от этого очень тяжело. Рядом со мной нет человека, который бы разъяснил мне как всё проходит, а в интернете всё не очень понятно для меня, остались вопросы. Пожалуйста, поясните мне несколько моментов: когда подошла твоя очередь к исповеданию, надо подойти к священнику, сказать ему свое имя, он накроет голову, и надо перед ним раскаяться в своих грехах? А после перекреститься и поцеловать крест и Евангелие? И как попросить благословения после всего, какими словами? Далее, начинается служба, а после службы следует причастие. Как оно проходит? Мне очень страшно совершить ошибку, какую-то мелочь забыть и не сделать, опишите мне, пожалуйста!
Ксения
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, Ксения! Помощи Божией в Ваших благих намерениях! Сразу скажу, если возникнут какие-то обстоятельства, которые будут препятствовать Вам прийти в храм, подойти к исповеди, причастию и так далее — молитесь про себя Богу и идите, несмотря на все обстоятельства. Потому что бывает, что, когда человек хочет пойти в храм, что-то такое мешающее возникает, вот надо его обходить и от своих намерений не отказываться.
Да, когда подходит Ваша очередь, Вы подходите к священнику и говорите ему о совершенных грехах, можно не «книжными», а своими словами, это даже лучше. Имя батюшка спросит потом, когда исповедь закончится. Тогда Вы склоняете голову к Евангелию, священник кладет на Вашу голову епитрахиль — часть облачения, в котором он совершает исповедь — и читает разрешительную молитву. Потом Вы креститесь, целуете крест и Евангелие. Если батюшка что-то посоветует Вам сделать и Вы не все поймете, не постесняйтесь переспросить у него и выяснить. Если в храме исповедь совершается не только во время богослужений, но и в дни приема священников, когда люди могут прийти на беседу, подумайте, может быть, Вам было бы удобнее исповедоваться не во время или перед службой, а в такой день. Благословение просите так: кладете пригоршню правой руки на левую, как бы лодочкой, как когда воду зачерпываете руками, и просите: «Благословите». Священник Вас перекрестит.
Причастие — это не после службы, это основная часть службы, то, ради чего Божественная литургия и совершается. Священник выходит с Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христова. Он читает молитву, а после верующие выстраиваются в очередь и по очереди подходят к Чаше. Перед Чашей Вы называете имя, данное Вам в Крещении, открываете рот, священник берет из Чаши на лжицу — специальную ложечку — Хлеб и Вино, которые пресуществились в Тело и Кровь Христа, и кладет Вам в рот, примерно как когда маленьких детей с ложки кормят. Наверное, Вы видели, как проходит Причастие. Потом Вы целуете нижнюю часть Чаши (посмотрите, как будут делать те, кто пойдет перед Вами) и идете за всеми к столику, на котором стоит запивка и лежат кусочки специального хлеба — антидор. Вы съедаете антидор и запиваете запивкой, можно в обратном порядке, сперва запить, потом антидор — это для того, чтобы во рту не осталось частичек Тела и Крови. Читаете благодарственные молитвы по святом Причащении. Если вдруг запивки и антидора не окажется — ничего страшного. И потом постарайтесь провести весь день в спокойствии и мире, чтобы сохранить внутри ту благодать, которую получили в Таинстве Причастия.
Если в чем-то ошибетесь — не переживайте. В другой раз присмотритесь и пойдете уже без страха. И вообще не нужно бояться. Бог есть Любовь и все Таинства, которые совершаются в Церкви, сделаны исключительно для человека, чтобы его душе стало лучше и здоровее. Храни Вас Господь! Помощи Божией!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото www.flickr.com/spda
Таинство исповеди: как и когда нужно исповедаться?
Время чтения 8 мин Автор публикации Наталия ГлотоваНГ
Каждый верующий человек знает о том, что исповедь является одним из наиболее важных и знаковых обрядов христианской церкви. Способность сначала осознать все свои прегрешения, искренне раскаяться в них и полностью раскрыться перед Богом посредством исповеди – это очень важная ступень духовного развития и самосовершенствования для каждого верующего человека.
Но, к сожалению, далеко не каждый даже крещеный в церкви глубоко верующий человек регулярно исповедуется. В большинстве случаев этому мешает чувство смущения и неловкости, некоторых останавливает гордость.
Прийти в церковь и покаяться могут все взрослые люди и дети старше 7 лет, дети младше этого возраста ходят на причастие.
В наши дни многие взрослые люди не приучены каяться в своих грехах, поэтому они никак не могут решиться на этот шаг и долго отдаляют день покаяния. Причем чем старше человек становится, тем сложнее ему решиться на этот шаг.
Часто люди впервые приходят исповедаться перед крещением или тогда, года решают узаконить свой брак перед Господом, т.е. обвенчаться. Перед венчанием, как правило, проходит индивидуальная исповедь, после чего батюшка разрешает венчаться. Покаяться перед венчанием обязательно должны оба будущих супруга.
Для того чтобы снять со своей души тяжесть, начать разговаривать с Богом и искренне покаяться во всем содеянном, необходимо узнать как проходить исповедь в церкви, ведь проведение данного обряда должно совершаться по определенным правилам. Узнать о том, как проходит причастие и исповедь можно у работников храма, а также в церковных лавках обычно располагающихся поблизости.
Какой она должна быть?
Исповедь – это особое Таинство, во время совершения которого верующий человек через священника искренне рассказывает Богу обо всех прегрешениях и просит за них прощения, а также обещает больше не совершать подобных действий никогда в жизни. Для того чтобы человек почувствовал как его душа очистилась, отчего стало ему легко и светло, необходимо отнестись к беседе со священнослужителем очень серьезно.
Важно понимать, что обряд отпущения грехов это не монотонное их перечисление вслух, ибо Господь Бог и так о них все знает. Он ждет от верующего человека совсем другого! Он ждет от него искреннего чистосердечного раскаяния и огромного желания очиститься, для того чтобы впредь больше не совершать подобного. Только лишь с такими чувствами и желаниями нужно отправляться в церковь.
«Как же проходит исповедь?» – этот вопрос волнует всех желающих исповедаться впервые.
Таинство происходит по определенным правилам:
- Отбросьте свой страх и стыд признаться священнику в том, что вы несовершенный и грешный человек;
- Главные составляющие обряда — искренние чувства, горькое раскаяние и вера в прощение Всевышнего, который непременно вас услышит;
- Каяться в своих грехах необходимо регулярно и часто. В корне неправильным является убеждение, что достаточно один раз прийти в церковь, рассказать за один раз священнику обо всем и больше никогда не возвращаться сюда;
- К проведению обряда необходимо серьезно. Если вашу душу тревожит то, что в голову приходят плохие помыслы или вы совершили мелкий бытовой проступок, то в этих деяниях можно покаяться дома в молитвах перед иконой;
- Не нужно утаивать своих грехов даже тогда, когда они кажутся вам очень страшными и постыдными.
В ходе данного обряда необходимо обязательно признаться во всех проступках, иначе вы совершите еще один грех – попытаетесь утаить от Бога свои поступки и помыслы, обманите Его. Так как прохождение исповедь и причастия – дело очень ответственное, к нему нужно тщательно и осмысленно готовиться.
Подготовка
Большую роль в том насколько удачно пройдет обряд отпущения грехов играет правильная подготовка к нему. Необходимо настроиться на общение с Всевышним, на искренний и откровенный разговор со священнослужителем. Готовьтесь внутренне и внешне, продумывайте каждый отдельный момент.
- Прежде чем отправляться на исповедь, побудьте дома в одиночестве, в спокойной обстановке. Сосредоточьтесь и постарайтесь проникнуться мыслью, что в скором времени вам предстоит общаться с Богом в церкви, в его Храме. Не стоит отвлекаться ни на что вокруг, ведь вы готовитесь совершить очень важный поступок в своей жизни. Настроиться на нужный лад и подготовиться помогут молитвы Иоанна Златоуста.
- Вспомните все свои грехи и прегрешения, начните со смертных, далее вспомните, согрешали вы гневом, гордыней или сребролюбием, восстановите в памяти картины прегрешений. Служители рекомендуют настраиваться на покаяние долго и тщательно, нужно много молиться, вспоминать о грехах в уединении, желательно соблюдать пост.
- Для того чтобы ничего не забыть и не пропустить какой-либо грех, можно записать все на листике. Особенно важно пользоваться такой шпаргалкой на самой первой откровенной беседе со священником.
- Отправляясь на исповедь, особое внимание необходимо уделить своему внешнему виду. Женщинам необходимо надеть юбку ниже колен и кофту с закрытыми плечами и руками, голову нужно обязательно покрыть платком.
- От нанесения косметики в этот день лучше отказаться, губы красить вообще запрещено, потому что вам нужно будет прикладываться к кресту. Мужчинам также не стоит оголяться, даже если на улице жарко в шортах и майке в церковь отправляться не стоит.
Как проходит?
Люди, желающие впервые пройти исповедь, беспокоятся, как же все будет происходить. В православных храмах и церквях проводятся как общие исповеди, посетить которые могут все желающие, так и индивидуальные беседы с прихожанами.
На общих исповедях священник отпускает грехи всем верующим пришедшим в храм, при этом он перечисляет те грехи и прегрешения, которые совершаются людьми чаще всего. Это делается для того, чтобы напомнить людям прегрешения, о которых, возможно, они забыли.
- Войдя в церковь необходимо подойти к аналою, месту, где выстраивается очередь желающих исповедоваться. Пока ожидаете своей очереди нужно молиться и вспоминать свои грехи. Когда подойдет ваш черед, нужно подойти к священнику, который спросит ваше имя, о чем вы хотите рассказать и в чем покаяться.
- Рассказывать нужно все как есть, не смущаясь и ничего не утаивая, на задаваемые батюшкой вопросы отвечать нужно честно. Важно помнить о том, что все, о чем вы расскажете, будете знать только вы сами и священник.
- Во время исповедания священнослужитель накрывает голову человека частью своей одежды, которая напоминает фартук. Это обязательная часть обряда, в этот момент батюшка будет читать молитву. После чего он даст свои наставления и, возможно, назначит епитимию, т. е. наказание.
- Искренне раскаявшемуся человеку его грехи прощаются навсегда. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедь в церквях проходит, как правило, в определенные дни, о которых нужно узнать заранее.
Каждому верующему человеку важно знать следующие моменты:
- таинство исповеди всегда совершается бесплатно;
- исповедоваться человеку или нет – это его личное решение;
- принуждать к исповеданию запрещено.
Лучше всего если у вас будет постоянный духовник, который будет следить за вашим духовным ростом и направлять вас на путь истинный.
Если же вы по каким-то причинам еще не являетесь крещеным человеком и желаете покреститься, будучи уже во взрослом возрасте, вам нужно предварительно узнать в церкви как должна происходить исповедь перед крещением.
С каких слов начать исповедь перед батюшкой? Поведение на таинстве покаяния
Те, кому впервые в жизни предстоит поучаствовать в одном из важнейших христианских таинств, задаются вопросом, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Человек, который хочет покаяться и обратиться к православной вере, может не знать, как рассказывать о своих грехах.
Структура исповеди
Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:
- по десяти заповедям;
- по заповедям блаженства.
В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.
Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства («блаженны плачущие»), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.
Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.
Подготовка к исповеди и ее проведение
Человек, который хочет исповедаться впервые, должен тщательно вспомнить все совершавшиеся грехи. Для удобства он может составить конспект, который позволит ему ничего не забыть во время таинства. Он может заранее поговорить со священнослужителем, который назначит для него время во время общей исповеди или особо.
Люди исповедуются у священнослужителей в порядке очереди. Пришедший должен подождать своей очереди. После этого он, повернувшись к собравшимся, просит у них прощения за совершенные грехи. Они говорят, что Бог простит, и прощают его. После этого исповедующийся идет к священнослужителю.
Человек подходит к аналою, крестится, совершает поклон, а после начинает исповедоваться. Подойдя к священнику, он должен обратиться к Богу и сказать, что перед Ним он согрешил. В начале он может представиться исповедующему его священнику, но это можно сделать и в конце, когда священнослужитель должен будет называть его имя в молитве. Далее наступает время перечисления грехов, рассказ о каждом из которых должен начинаться со слова: «согрешил/согрешила».
Также, подойдя к аналою, верующий может сказать «Исповедуется раб Божий (раба Божия)» и назвать имя. Затем сказать «Раскаиваюсь в грехах» и начать их перечисление.
Когда кающийся заканчивает перечислять свои грехи, он должен выслушать слово иерея, который может отпустить ему грехи или назначить наказание для мирянина (епитимью). После этого человек еще раз крестится, совершает поклоны, прикладывается к Евангелию и Кресту.
Разговаривая со священником, рекомендуют не перечислять всех подробностей совершения греха. Не упоминать других людей – это выглядит как перекладывание вины. Можно назвать подробности, если священник сам попросит что-то уточнить.
Исповедь – одно из важнейших таинств в жизни христианина. У новообращенных и поздно пришедших к вере часто возникает вопрос, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Начинать стоит со слов раскаяния. Человек должен показать, что он осознал свою греховную жизнь и хочет измениться.
Господь наш Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Он же, явившись апостолам по Воскресении Своем, сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника веры нашей, передали эту власть преемникам своего служения — пастырям Церкви Христовой.
Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.
Первая часть последования, которая обычно совершается одновременно для всех исповедников, начинается возгласом: «Благословен Бог наш…», затем следуют молитвы, которые служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним.
Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.
По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит предписанное Требником обращение: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…».
Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому исповеднику. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот последний момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (Распятие) и где священник не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.
Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому мы приводим это обращение по-русски:
«Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»
На этом кончается первая часть последования и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, должен сделать земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. При большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Обычай исповедоваться стоя на коленях перед аналоем, укоренившийся в юго-западных епархиях, безусловно, выражает смирение и благоговение, однако нельзя не отметить, что по происхождению он римско-католический и проник в практику Русской Православной Церкви сравнительно недавно.
Важнейший момент исповеди — словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, «грешен против седьмой заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую, будто бы, вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам — мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи потому, что не придаем им серьезного значения?
Знак совершенного покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.
По окончании исповедания своих грехов, выслушав заключительную молитву, исповедник становится на колени, и священник, покрыв ему голову епитрахилью и возложив поверх нее руки, читает разрешительную молитву — она содержит тайносовершительную формулу таинства Покаяния:
«Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Произнося последние слова разрешения, священник осеняет голову исповедника крестным знамением. После этого исповедник встает и целует святой Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом и верности данных Ему в присутствии духовника обетов. Преподание разрешения означает полное отпущение всех исповеданных грехов кающегося, и тем самым ему дается разрешение приступить к Причастию Святых Тайн. Если духовник считает невозможным немедленно отпустить грехи данного исповедника вследствие их тяжести или нераскаянности, то разрешительная молитва не читается, и исповедник не допускается к Причастию.
Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!
С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.
Как исповедоваться и причащаться в первый раз?
Исповедь в церкви
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.
Как подготовиться к первой исповеди и причастию
- Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
- Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.
Читайте также — О стяжани покаянного чувства
Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.
Пример такой памятки:
а. Грехи против Господа Бога:
— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б. Грехи против ближнего:
— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.
- Говорить только о грехах, причем собственных.
Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.
- Не выдумывать особого языка.
Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
- Говорить о серьезном, а не мелочах.
Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».
Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
Фрагмент общей исповеди
- Начать менять жизнь еще до исповеди.
Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?
Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
- Быть в мире со всеми.
«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.
Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.
Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.
Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.
Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.
Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?