«Худший прогноз не оправдался, однако свобода выражения и право на насмешку по-прежнему не гарантированы». К такому выводу пришли эксперты Международной правозащитной группы «Агора», опубликовавшие доклад (полный текст, pdf) о практическом применении в России статьи об оскорблении чувств верующих.
Поправки в 148-ю статью УК РФ, которые установили наказание до двух лет лишения свободы за оскорбление чувств верующих, внесли летом 2013 года, вскоре после начала дела Pussy Riot. Тогда трех девушек за панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя в Москве обвинили в хулиганстве, однако это только подогрело дискуссии о необходимости наказания за критику церкви.
Доклад «Агоры» – первая попытка проанализировать практику уголовных дел по 148-й статье УК РФ. Как пишут авторы исследования со ссылкой на статистику судебного департамента, с 2014 года в России было вынесено 27 приговоров за оскорбление чувств верующих. Наибольшее число осужденных пришлось на 2017 год – 10, в 2018-м их было 8. При этом, в основном, по наблюдениям «Агоры», судят за перепосты картинок в Интернете и за слова, написанные в сети.
Дамир Гайнутдинов
Юрист «Агоры», автор доклада Дамир Гайнутдинов в интервью Радио Свобода рассказал подробнее о том, почему возникла необходимость проанализировать применение этой статьи и почему не стоит ожидать ее декриминализации:
Было ощущение, что пик применения этой статьи прошел
– Мы этой темой занимались довольно давно, у нас в производстве были дела об оскорблении чувств верующих, были дела, связанные с религией. С точки зрения анализа практики применения, мне не удалось найти в свободном доступе никаких материалов на эту тему, а было интересно посмотреть, потому что довольно много времени уже прошло с поправок в Уголовный кодекс. Было ощущение, что пик применения этой статьи прошел, и как будто на спад пошла практика. Мы решили проверить, так ли это действительно. Я начал искать все материалы дел по 148-й. И то, что удалось найти, мы обобщили в одном документе и свели вместе.
– Подтвердилась ли гипотеза о том, что пик прошел? Можно ли говорить о либерализации?
– Не совсем так. Речь не идет о том, что 148-я статья стала применяться мягче, потому что статистика этого не подтверждает. По данным Судебного департамента, по этой статье до конца 2018 года было 27 приговоров. Но сама 148-я статья направила практику от развилки, которая началась с дела Pussy Riot, по более мягкому варианту. То есть то, что изначально подавалось обществу как ужесточение, по сути, обернулось смягчением практики. А количество приговоров с тех пор, как в 2016 году начался рост, – 6, в 2017 – 10, в 2018 – 8 – не такое большое, чтобы делать выводы о какой-то динамике. Эта статья не стала массовой, и она не стала инструментом репрессий, как ожидалось.
Pussy Riot на Красной площади в Москве, 2012 год
– Судя по статистике, которую вы публикуете в докладе, наибольшее число приговоров – десять – суды вынесли в 2017 году. Этому есть какое-то объяснение, или это просто случайность?
– Судя по всему, это действительно случайность. На самом деле, за несколькими исключениями, это, в основном, дела проходные, не суперрезонансные, если не считать дело Соколовского, которому вменили явно в довесок, потому что могли. Я не могу сказать, что в 2017 году была какая-то кампания по защите чувств верующих.
– Если говорить в целом об этих делах, что можно о них сказать? Может быть, можно выделить какие-то наиболее абсурдные?
– Мне кажется, они все довольно странные, судя по описанию фабулы. Показательна история Виктора Краснова в Ставрополе о том, что «Бога нет»: в фабулу дела вошла эта фраза. А речь там шла о дискуссии «ВКонтакте» по поводу роли женщины, в которую включились активно несколько граждан, которые продвигали традиционные ценности. Краснов возразил им с точки зрения атеиста. Понятно, что в таких дискуссиях люди, как правило, выражения не выбирают, и стороны довольно резко в отношении друг друга высказывались. Эта история показательна с той точки зрения, что бытовой разговор нескольких человек, оказавшись в Интернете, сделал возможным применение статьи Уголовного кодекса. Когда те же самые разговоры ведутся на лавочке во дворе, ничем не заканчиваются. Из них всех, пожалуй, буквально 2–3 эпизода, когда речь шла о каких-то активных действиях в отношении почитаемых каких-то объектов. В Калмыкии было дело о хулиганских действиях в буддистском храме, в Кировской области – об осквернении Поклонного креста на въезде в город, к которому местные жители приколотили чучело, и, пожалуй, все.
А все остальное практически – это Интернет. И это вполне укладывается в рамки общего давления на свободу слова онлайн. Как правило, этими делами занимаются те же Центры «Э», расследуются они точно так же, как дела о возбуждении ненависти и вражды (ст. 282 УК РФ). Все эти истории до появления новой редакции 148-й статьи, скорее всего, проходили бы по разряду возбуждение вражды и ненависти по религиозному признаку, то есть 282-я статья. Технология та же самая, но появилась возможность вещи, связанные с религией, квалифицировать не по 282-й, а по 148-й.
Руслан Соколовский играет в игру Pokemon Go в церкви
Это возможность для произвола и возможность для давления следователя на обвиняемого
– Но при этом по 282-й наказание строже. Как часто вместо 148-й статью могли вменить 282-ю? На чем основан выбор?
– В том-то и дело, что 282-я более тяжкая. Ее ужесточали примерно в это же время в 2014 году, то есть преступления по 282-й статье перешли из категории небольшой тяжести в категории средней тяжести. Поэтому мы и говорим о том, что де-факто получилось такое смягчение практики. Но если смотреть статистику дел по 282-й статье, а их гораздо больше, то там довольно много религиозных вопросов. И такое ощущение, что выбор статьи является исключительно прерогативой следователя, который квалификацию осуществляет и предъявляет обвинение. С этой точки зрения, нельзя предугадать по 282-й или по 148-й будет возбуждено дело, если речь идет о публикациях в Интернете. Это возможность для произвола, с другой стороны, возможность для давления следователя на обвиняемого – это предмет для торга.
– Я правильно понимаю, что по 148-й не было ни одного реального срока?
– Нет, не было. В основном обязательные работы, условное лишение свободы…
– С вашей точки зрения, почему? Боятся сажать за религию?
– Потому что она сама по себе мягче. Там санкция меньше. И не будут сразу назначать максимальное наказание. Единственная статья из новых, по которой сразу же начали давать максимальные сроки, – это статья о призыве к нарушению территориальной целостности, 280.1 УК РФ, и там сразу максимальный срок – три года лишения свободы получил Рафис Кашапов. А здесь… Если посмотреть статистику, первые годы было по одному-два приговора. Это явно осторожное опробование. Они прошли, устояли апелляции, можно дальше. И вот это направление, стандарт, складывающаяся практика, наверное, и обусловила дальнейшее развитие.
– С вашей точки зрения, есть ли какие-то предпосылки к тому, чтобы эта статья была выведена из Уголовного кодекса?
– Я думаю, что нет. В пользу версии о том, что она останется в таком виде в Уголовном кодексе, как раз говорит то, что эта статья ушла из фокуса общественного внимания. Условная либерализация статьи 282-й была обусловлена общественным резонансом и готовностью Европейского суда. Даже чиновники были вынуждены признать, что палку перегнули. А тут – дел немного, практика не расширяется, наказания не чрезмерные, с точки зрения общества. Я думаю, что этот статус-кво сохранится пока, – заключает Дамир Гайнутдинов.
ФЕДОТОВА Ю.Е., FEDOTOVA Yu.E.,
fedotovaje@mail.ru Кафедра уголовного права; Уральский государственный юридический университет, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Реферат. Анализируются изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в статью 148 и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» в связи с нашумевшим делом «Пусси Райот». Исследуются дефекты редакции статьи, дается разъяснение оценочных категорий, объясняется несоответствие отдельных ее положений правилам логики и юридической техники, обосновывается необходимость изменения формулировки нормы. Указывается на отсутствие в российском законодательстве федерального уровня определений понятий, необходимых для адекватного и справедливого нормативно-правового регулирования отношений, связанных с религиозной сферой человеческой деятельности. Предлагаются авторские определения понятий «публичность», «религиозное учение», «верующие», «религиозные чувства», «оскорбление религиозных чувств верующих». Говорится о необходимости совершения деяния с прямым умыслом и определенной целью, а именно посредством «оскорбления религиозных чувств верующих», поясняются сложности, связанные с наличием оценочных, не разъясненных категорий, которые неизбежно должны возникнуть в деятельности правоохранительных органов (следствия, прокуратуры, суда) при установлении наличия или отсутствия данной цели для объективного, полного и беспристрастного расследования, рассмотрения уголовного дела, а также вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения. Предлагается новая редакция рассматриваемой статьи, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеданий в виде воспрепятствования законным формам реализации права на свободу совести и вероисповеданий и нарушения положений законодательства об отделении религиозных организаций от государства.
Ключевые слова: уголовный кодекс; верующие; религия; оскорбление; религиозные чувства; публичные действия.
INSULTING RELIGIOUS FEELINGS OF BELIEVERS AND THE CRIMINAL LAW: CORRECTION OF MISTAKES
Keywords: Criminal code; believers; religion; insult; religious feelings; public actions.
Религия сопровождает духовную жизнь человека на протяжении вот уже нескольких тысячелетий. Право на свободу совести и вероисповедания относится к категории неотъемлемых прав человека в соответствии как с международным, так и российским правом. Конституция России гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации является одной из форм реализации охраны данных положений.
29 июня 2013 года, в связи с нашумевшим делом «Пусси Райот», был принят Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»*, вызвавший широкий общественный резонанс и повлекший множество научных споров. Предыдущая редакция ст. 148 Ук РФ**, безусловно, не являясь идеальной, не вызывала такого количества вопросов без ответов, хотя и содержала в себе некоторые спорные положения. С применением новой нормы уголовного закона возникает множество проблем, связанных с неясностью и неточностью ее формулировки. Целью данной работы является их выявление и определение путей решения.
Ввиду недавнего принятия указанного законодательного акта какие-либо исследования по данному вопросу отсутствуют. Не поясненные оценочные категории влекут за собой практически полное отсутствие правоприменительной практики. Так, в настоящее время имеется лишь два обвинительных приговора по ст. 148 УК РФ . Вопросы толкования данной статьи Ук РФ возникают буквально с первого словосочетания: «Что законодатель
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 26. Ст. 3209.
** Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
подразумевает под «публичными действиями»? Сколько лиц должно наблюдать совершаемые действия, дабы деяние было признано совершенным публично? Два? Более? Два и более? И все ли эти лица должны быть «верующими»? Или только некоторые из них? В таком случае -сколько должно быть «верующих» (вряд ли один, поскольку в диспозиции слово употреблено во множественном числе)?».
Российское законодательство не содержит единого определения публичности, она понимается по-разному в каждой отрасли права. И если говорить об уголовном праве, то совершение деяния публично является обязательным признаком во многих составах, например, в ст.ст. 205.2, 280, 280.1 УК РФ, иных составах преступлений экстремистской и террористической направленности***. Верховный Суд Российской Федерации в связи с этим указал, что «под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения… Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.)»****.
Можно резюмировать, что публичность подразумевает совершение действий в месте, где их восприятие может стать доступным для неопределенного круга лиц, среди которых должны быть «верующие» лица (не менее двух, так как слово употреблено во множественном числе). Если же субъект может ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней
*** О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 // Рос. газ. 2011. 4 июля.
**** Там же.
ознакомятся (например, ограничив доступ к интернет-блогу, даже сделав предупредительную надпись вроде «Верующим не читать»), то такое распространение информации не может быть признано публичным. Субъект должен умышленно совершать действия публично и умышленно желать быть услышанным «верующими», то есть он должен знать или иметь достаточные основания полагать, что они будут находиться среди публики.
Что понимать под «явным неуважением к обществу»? Считаем, что с учетом совпадения формулировок ст. 148 и ст. 213 УК РФ можно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда, посвященному уголовным делам о хулиганстве, исходя из которого «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним»*. Очевидно, что эта категория также является оценочной и не может быть с точностью определена, поскольку эти «общепризнанные нормы и правила поведения» не могут быть нигде закреплены, они определяются исключительно образом жизни, сложившимся в течение длительного времени в определенном обществе.
Важно, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу, должны быть умышленно совершены в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Здесь возникает сразу несколько вопросов: «Что понимать под оскорблением? Что такое религиозные чувства? Кого считать верующими и как установить, что деяние совершено именно с целью оскорбления?».
С учетом отсутствия правоприменительной практики по данному вопросу дать четкое определение понятия «религиозные чувства» невозможно. Если опираться на общие положения философии, религиоведения и иных неюридических гуманитарных дисциплин, религиозные чувства можно определить как систему жизненных целей, ценностей, установок,
* О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 нояб. 2007 г. N 45 // Рос. газ. 2007. 21 нояб.
запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе, наверное, и есть чувство религиозное.
Сразу возникают вопросы:: «Какое религиозное учение можно иметь в виду? Что вообще есть религия и вероисповедание? И подразумеваются ли только мировые религии (то есть христианство, ислам и буддизм во всем разнообразии их течений) или все существующие в мире? Может быть, только религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»**?». В российском законодательстве определение конфессии (и вновь возникает вопрос о соотношении понятий «религия», «вера», «вероисповедание» и «конфессия») имеется лишь в одном акте (и то не связанном напрямую с регулированием подобного рода отношений), в котором указано, что «под конфессией или вероисповеданием понимается особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основные конфессии — православие, католицизм, протестантизм, а ислам — на такие конфессии, как суннизм, шиизм и ваххабизм»***. Данное определение крайне расплывчато, содержит логическую ошибку (определение «вероисповедания» через «особенность вероисповедания») и, по сути, ничего не поясняет.
С учетом того, что список всех существующих в мире религий составить в принципе невозможно, а также для исключения возможности злоупотреблений под
*** Онаправлении методических рекомендаций о порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885, на практике: письмо ФСИН России от 27 сент. 2011 г. N 7-18004-02. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
религиозными учениями, на наш взгляд, следует понимать только те, которые имеют последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства.
Следующая неясность возникает с «верующими». Кого под ними необходимо понимать? Не введен ли законодателем новый субъект права? С учетом того, что в названии закона используется слово «граждане», а в тексте оно не фигурирует ни разу, логика не ясна*. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», являющегося основным регулятором религиозных отношений, также гласит о недопустимости умышленного оскорбления чувств граждан в связи с их отношением к религии** (значит, можно сделать логический вывод о том, что запрещается также оскорбление чувств атеистов в связи с их непринятием религий и чувств агностиков в аспекте их убежденности в невозможности познания наличия или отсутствия существования бога).
Примечательно, что в этом законе слово «верующие» также не употреблено ни разу. Соответственно, уголовный кодекс содержит дискриминационные положения в ст. 148, согласно которой защите подлежат исключительно чувства верующих. В российском законодательстве термин «атеист» упоминается всего несколько раз (да и то в сочетании со словом «верующий», а не самостоятельно) — в ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гласящей об обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов***; а
* Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».
*** О психиатрической помощи и гарантиях
также в нескольких ГОСТах, регулирующих вопросы предоставления населению социальных услуг, в аспекте установления их форм и объемов в рамках «предоставления помещений для отправления религиозных обрядов, создания для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов»****. С толкованием данного термина, думается, проблем не возникает — большинство словарей сходятся на трактовке атеиста как лица, отрицающего существование бога, безбожника, неверующего
Примечательно, что официальные документы вообще не содержат определения понятия «верующие» ни в одном акте, в котором данное слово упоминается (например, «Концепция внешней политики Российской Федерации», содержащая крайне настораживающее положение о первоочередности недопущения оскорбления чувств верующих в аспекте наращивания взаимодействия с иностранными государствами в сфере укрепления норм защиты прав и свобод человека*****, ГОСТы).
Проанализируем значение слова «верующий» с точки зрения русского языка, обратившись к толковым словарям. Так, С.И. Ожегов под верующим понимает человека, признающего существование бога . Д.Н. Ушаков определяет верующего аналогично С.И. Ожегову, но с дополнением о религиозности («Признающий существование бога, религиозный человек») . Как это трактовать? Религиозный человек априорно подразумевается верующим (хотя вполне может быть и неверующим,
прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1: ред. от 14 окт. 2014 г. // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. N 33. Ст. 1913.
просто подчиняющимся каким-либо правилам в силу воспитания, привычки и т.п.), живущим в строгом соответствии с религиозными предписаниями, отправляющим религиозные обряды? Словарь В.И. Даля не содержит слова «верующие», но дает определение понятия «вера» в нескольких аспектах: как «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе бога; безусловное признание истин, открытых богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство» .
Резюмируя, можно сделать вывод о толковании слова «верующие» в двух взаимосвязанных аспектах — как лиц, признающих существование бога, и как лиц религиозных, живущих в соответствии с канонами определенной религии. Полагаем, что для правоприменительной практики в целях недопущения чрезвычайно широкого толкования и злоупотреблений под верующими логично будет понимать лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства (а не просто лиц, признающих существование бога, конкретного или абстрактного). Однако будет проблематично установить «каноны» в религиях, не имеющих собрания текстов, равно как и то, живет ли человек в соответствии с этими канонами или нет, что в очередной раз показывает недопустимость включения в текст закона такой дискриминационной категории, как «верующие». Важно учесть, что, поскольку в субъективной стороне данного состава преступления обязателен прямой умысел (так как имеется конкретная цель — оскорбление чувств верующих), необходимо установление признака заве-домости — то есть субъект должен знать, что перед ним находятся верующие лица, вне зависимости от того, какую именно религию они исповедуют.
Рассмотрим толкование слова «оскорбление». Под оскорблением вообще в уголовном праве понималась (до отмены ст. 130 УК РФ) выраженная в не-
приличной форме отрицательная оценка личности, имеющая обобщенный характер и унижающая ее честь и достоинство. Неприличная форма подразумевает под собой откровенно циничную (и вновь: оценочная категория, толкование которой не определено, понятие «цинизм» относимо больше к философским категориям, воспринимается каждым человеком субъективно), резко противоречащую принятой в данном обществе манеру общения. Значит, оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной, унизительной форме (например, с употреблением бранных слов). Иначе говоря, под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием какого-либо религиозного учения, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, не нарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Важно установление наличия обоих признаков в совокупности — и явного неуважения к обществу, и одновременно оскорбления религиозных чувств верующих.
Установить цель оскорбления будет достаточно сложно, так как цель — это фактический результат, который субъект желает достичь посредством совершения деяния, то есть это то, что находится исключительно в его сознании. Наличие цели должно проявляться в конкретных действиях, направленных на ее достижение, поэтому о том, с какой целью действовал человек, необходимо судить исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Полагаем, что любое действие, совершенное в месте отправления религиозных обрядов (здесь закономерны вопросы: «Что под ними понимать? Какие именно это должны быть обряды? Как установить, относятся ли они к конкретному вероисповеданию? А если обряд будет неким «новшеством»»?), идущее вразрез с устоявшимися там правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным (снова — субъективная оценка), будет являться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Соче-
тание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.
Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Действующая редакция ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий.
2. Федеральное законодательство, в той или иной степени касающееся общественных отношений в религиозной сфере, также не дает определения терминов, значимых для ее правового регулирования.
3. Под публичностью применительно к рассматриваемой статье Уголовного кодекса предлагается считать совершение действий в месте, где они могут стать достоянием неопределенного круга лиц, среди которых заведомо должны быть «верующие» лица (не менее двух, так как слово употреблено во множественном числе).
4. Религиозные чувства можно рассматривать как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе можно назвать религиозным чувством.
5. Под религиозными учениями предлагается понимать только те, которые имеют последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства.
6. Верующих предлагается определить как лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства.
7. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной,
унизительной форме (например, с употреблением бранных слов), то есть под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием какого-либо религиозного учения, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, не нарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Таким образом, важно установление наличия обоих признаков в совокупности — и явного неуважения к обществу, и одновременно оскорбления религиозных чувств верующих.
8. Обязательным является также установление прямого умысла и цели оскорбления религиозных чувств верующих.
9. Действующая редакция ст. 148 Уголовного кодекса РФ подлежит немедленному изменению, поскольку названные законодательные недочеты повлекут существенные трудности для правоприменителя. Предлагаем сформулировать ст. 148 УК РФ следующим образом:
«Статья 148. Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеданий
1. Воспрепятствование законным формам реализации права на свободу совести и вероисповеданий, —
наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей.
2. Нарушение положений законодательства об отделении религиозных организаций от государства, —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 или 2 данной статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до миллиона рублей, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет».
Список литературы
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 10 июля 2015 г.).
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: http://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 10 июля 2015 г.).
5. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. URL: http://slovar-dalja.ru/ (дата обращения: 10 июля 2015 г.).
МАРИНА А.А., KalinaM50@yandex.ru Кафедра уголовного права и криминологии; Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128
MARINA A.A.,
Chair of criminal law and criminology;
Krasnodar University of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Yaroslavskaya St. 128,
Krasnodar, 350005,
Russian Federation
ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Реферат. Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей предполагает наличие специального субъекта, обладающего не только общими, но и специфическими признаками. В России растет количество фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей. Наибольшая опасность данного деяния заключается в том, что оно совершается лицами, которые в силу нравственности, морали и закона должны заботиться о своих близких — несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях. Высокая социальная значимость проблемы предопределила подход законодателя, подчеркнувшего в диспозиции ст. 157 УК РФ, что субъект преступления специальный. Дополнительные признаки специального субъекта закрепляются законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы или признаки субъекта устанавливаются путем толкования уголовного закона. Специальным субъектом преступления выступают родители несовершеннолетних детей, усыновители, лица, лишенные родительских прав, либо иные лица, ответственные за воспитание и содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также трудоспособные совершеннолетние дети (в общем — лица, связанные с потерпевшими кровнородственными отношениями). Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных для данного состава преступления, исключает уголовную ответственность. При назначении наказания судом учитываются не только признаки, присущие субъекту преступления,
Читать в полной версии
Депутат от КПРФ Олег Смолин внес в Госдуму законопроект, направленный на уточнение рамок действия закона об оскорблении чувств верующих. Как следует из текста документа, размещенного в электронной системе Госдумы (pdf*), наказывать предлагается только за нарушения, допущенные «во время и в местах проведения религиозных обрядов, собраний и церемоний».
Как подчеркивает Смолин в пояснительной записке, эта инициатива направлена на защиту «установленных Конституцией Российской Федерации гарантий свободы мысли и слова».
«Каждый имеет право свободно распространять в том числе атеистические, антиклерикальные и антирелигиозные убеждения, если при этом он не совершает действий, нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, и не посягает на права и свободы других», — говорится в документе.
При этом, по мнению Смолина, сейчас закон об оскорблении чувств верующих недостаточно четко определяет, «каким образом может быть нарушено право на свободу совести и вероисповедания путем оскорбления религиозных чувств верующих». Как отмечает депутат, широкое толкование этого закона «явно посягает на свободу слова и свободу передачи, производства и распространения информации».
Для того, чтобы избежать этого, Смолин предложил ограничить действие ч.1 ст. 148 Уголовного кодекса. Согласно поправке, действия, оскорбляющие чувства верующих, признаются правонарушением только тогда, когда они совершены «во время и в местах проведения религиозных обрядов, собраний и церемоний».
«Только в этом случае такие действия можно рассматривать как воспрепятствование свободе совести и вероисповедания, то есть как нарушение конституционных прав и свобод граждан», — поясняет Смолин.
Тем не менее, негативный отзыв на законопроект уже дали аппарат правительства и Верховный суд. Так, в правительстве заявили, что «действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, должны оставаться под уголовно-правовым запретом вне зависимости от места и обстоятельств их совершения». В Верховном суде также отметили, что ч. 2 ст. 148 подразумевает особую ответственность за оскорбление чувств верующих в местах, предназначенных для проведения религиозных церемоний, например, храмах.
Статья об оскорблении чувств верующих была введена в Уголовный кодекс в 2013 году. Максимальное наказание по этой статье подразумевает заключение сроком до трех лет. Поправки были внесены в УК после акции панк-рок-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году.