Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.
Содержание
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
- Тест по произведению
- В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?
- «Преступление и наказание»
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Красовский В. Е Роман «Преступление и наказание»
- Быкова Н. Г «Преступление и наказание»
- «Преступление и наказание» • Родион Раскольников: воскрешение великого грешника
- 44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
- 45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- 47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- 48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- 49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- 50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
- «Преступление и наказание» (Роман) Пересказ
- «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
- Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.
Год написания – 1866 г.
История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.
Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.
Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.
Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.
В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
- для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
- для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью
Тема
Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».
Жанр
«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.
Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?
- 1865;
- 1866;
- 1867;
Начать тест(новая вкладка)
Рейтинг анализа
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / История одного преступления (Интервью у Порфирия Петровича)
Недавно в Петербурге было совершено убийство старухи-процентщицы – Алены Ивановны и ее сестры – Лизаветы. Я, корреспондент газеты N, решила взять интервью у следователя этого дела – Порфирия Петровича.
– Здравствуйте! Господин Порфирий Петрович, не могли бы вы рассказать историю преступления, совершенного Родионом Романовичем Раскольниковым, то есть убийство старухи-процентщицы и ее сестры.
– Конечно, расскажу. На мой взгляд, это очень своеобразное, необычное преступление.
Перед тем, как совершить убийство Родион Раскольников заболел. Будучи больным, в лихорадке, он пришёл к Алене Ивановне с закладом. Развязывая заклад, она отвернулась к окну. Тем временем убийца достал топор, который принёс с собой, и опустил его на голову обухом. Удар пришёлся в самое темя. Ударил он несколько раз. Потом он пошёл в другую комнату и забрал деньги и вещи старухи. Убийца не рассчитывал, что в этот момент может появиться сестра старухи – Лизавета. Ему пришлось убить и ее, дабы избежать свидетелей совершенного. Раскольников бросился, было бежать, но услышал шаги. Он понял, что кто-то идёт к старухе. Незваный гость позвонил в колокольчик несколько раз. Дверь была заперта, так как Раскольников успел закрыть ее на запор. Тут послышались ещё шаги. Незнакомцы начали дергать дверь и поняли, что она на запоре. Гости подумали, что старуха спит и пошли за дворником. В это время Раскольников отворил дверь и стал спускаться. На втором этаже была пустая квартира, отпертая настежь, Раскольников прошмыгнул в нее и переждал, пока незнакомцы поднялись на четвертый этаж к старухе. Потом он вышел оттуда и отправился домой.
– Расскажите, пожалуйста, как же вы все-таки раскрыли это преступление.
– Студент Раскольников был потребован в полицейскую контору по делу о взыскании денег со студентов. В конторе шли разговоры о совершенном убийстве. Вдруг Раскольников упал в обморок, видимо, его взволновали эти разговоры. Этот случай навел меня на подозрения, но я не был ещё уверен в том, что преступление совершил Раскольников. С этого момента я старался больше обращать внимание на Родиона.
Позже произошёл ещё случай. Раскольников встретил в кабаке Заметова. Разговор у них зашел об убийстве старухи, точнее, об украденных деньгах. Заметов захотел узнать, что Раскольников сделал бы с украденными деньгами, на что тот ответил: «Я бы взял деньги и вещи, пошёл бы куда-нибудь, где место глухое и только заборы одни, и почти нет никого. Наглядел бы я там какой-нибудь такой камень, этак в пуд или полтора весу, где-нибудь в углу; приподнял бы этот камень – под ним ямка должна быть, — да в ямку-то эту все бы вещи и деньги сложил». Тут он побледнел, глаза у него засверкали, и он сказал: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?». Заметов испугался поверить ему, но позже рассказал мне об этом. Я удивился такому поведению Раскольникова. Это, конечно же, ещё больше заставило меня задумать над тем, что Родион-преступник.
После этого Раскольников пришел ко мне домой, потому что узнал, что я спрашиваю закладчиков. Мы разговаривали о статье, написанной им, которую напечатали в газете. Родион сказал, что я неверно понял смысл статьи, и потому рассказал мне ее заново. А смысл заключался в том, что есть люди «обыкновенные» и «необыкновенные». Первый разряд – это люди чинные, живущие в послушании и любящие быть послушными. Второй разряд – это люди, преступающие закон, разрушители, которым разрешается совершить преступление, если исполнение его идеи того потребует. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.
И ещё в этой статье Раскольников настаивает, что акт исполнения преступления сопровождается всегда болезнию. Кстати, его состояние было точно такое же, какое он описывает в статье.
Вот эти случаи помогли мне раскрыть преступление.
– Как нам известно, вы раскрывали это преступление, основываясь на психологии человека. Так ли это?
– Да, это так. Я понял, что это психологическое преступление, то есть преступление рассчитал все действия, исходя из своей психологии. Не желая никого убивать, он настроил себя на то, что он – «необыкновенный» человек.
Все эти мысли пришли ко мне в голову после разговора с Раскольниковым о его статье. С этого момента я начал догадываться, что это его рук дело, так как понял, что Раскольников – человек второго разряда.
– Ну а как же себя вел сам раскольников в течение вашего психологического расследования?
– Родион понял, что у меня есть все основания предполагать, что он – убийца. Как-то даже он мне это сказал: «Вижу ясно, что вы положительно подозреваете меня в убийстве этой старухи и ее сестры Лизаветы».
Но я не мог раньше времени сказать ему, что преступник – это он. Только после нескольких встреч с Раскольниковым я смел вслух предположить, что он – убийца, что больше никого здесь быть не может. Не может здесь и быть красильщика – Николая, который приходил с раскаянием о якобы совершенном им преступлении в квартире старухи – процентщицы.
Через несколько дней после этого Раскольников сам пришёл в контору и сознался в содеянном преступлении. Вот и вся история.
– Скажите, пожалуйста, а тот факт, что убийца сознался добровольно, смягчил ему наказание?
– Да. Но все же его сослали на каторгу в Сибирь на восемь лет.
– Порфирий Петрович, как я поняла, вы очень хороший психолог. Как вы думаете, раскаялся ли Родион Раскольников в том, что совершил?
– Я думаю, что раскаялся, потому что пришел с повинной сам.
– Спасибо большое вам за интервью. До свидания!
– До свидания!
Беру!
11775 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)
Поскольку Достоевский умеет мастерски закрутить сюжет и с помощью недоговоренностей и намеков держать читателя в напряжении, русские школьники и школьницы упиваются его книгами наравне с Фенимором Купером, Виктором Гюго, Диккенсом и Тургеневым. Мне было двенадцать лет, когда сорок пять лет тому назад я впервые прочел «Преступление и наказание» и решил, что это могучая и волнующая книга. Я перечитал ее, когда мне было 19, в кошмарные годы Гражданской войны в России, и понял, что она затянута, нестерпимо сентиментальна и дурно написана. В 28 лет я вновь взялся за нее, так как писал тогда книгу, где упоминался Достоевский. Я перечитал ее в четвертый раз, готовясь к лекциям в американских университетах. И лишь совсем недавно я, наконец, понял, что меня так коробит в ней. Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в 10-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока неплохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». «Убийца и блудница» и «вечная книга» — какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?
Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу — с кем же? — с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания — что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.
Следующая глава >>
«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» Вопрос 6.21 Совершив убийство, как стал ходить Раскольников? После первых двадцати шагов как вел себя? А после пятидесяти или ста шагов –
«Преступление и наказание» Ответ 6.21 Выходя из дому, Родион Романович держал голову прямо.После двадцати шагов опускал голову, а руки складывал назад.Далее начинал шевелить губами и разговаривать с самим собой, иногда высвобождая одну руку и
Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих.II. Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда» (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову).1. Город социальных контрастов.2. Трущобы и
Красовский В. Е Роман «Преступление и наказание»
Красовский В. Е Роман «Преступление и наказание» «Преступление и наказание», как и другие романы Достоевского, – произведение, в котором широкий круг философских и нравственных проблем поставлен на современном, злободневном жизненном материале.Центральная тема романа
Быкова Н. Г «Преступление и наказание»
Быкова Н. Г «Преступление и наказание» В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения – преступление, «идейное» убийство.За полгода до убийства главный герой романа Родион
«Преступление и наказание» • Родион Раскольников: воскрешение великого грешника
«Преступление и наказание» • Родион Раскольников: воскрешение великого грешника Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» и сразу же вызвал живейший интерес публики, так что в следующем году последовало отдельное
44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь
45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников
47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая
48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за
49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей
«Преступление и наказание» (Роман) Пересказ
«Преступление и наказание» (Роман) Пересказ Часть перваяIВ 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека терзают болезненные и тревожные мысли. Он
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 1Достоевский выступил как романист в 1840–х годах. Но лишь в 1860–е годы, в условиях пореформенной России, окончательно определились основные черты его писательского дарования.Пореформенная эпоха принесла с собой «подъем чувства личности» у
Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» — одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности
3.8 (10)
В статье Раскольников рассматривал психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления и настаивал, что акт совершения преступления всегда сопровождается болезнью.
На свете существуют обыкновенные люди, благонадежные и благонравные, и люди, имеющие дар сказать в своей среде новое слово. Эти люди преступают закон, разрушая настоящее во имя будущего.
Первые сохраняют мир и приумножают его численно, вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют одинаковое право существовать.
Обыкновенные люди, конечно, могут вообразить себя необыкновенными и думать, что им все дозволено, но большой опасности в этом нет: их преступления обычно
заканчиваются явкой с повинной и публичным покаянием в сипу их благонравия.
Необыкновенные люди тоже не опасны, потому что их мало, они рождаются раз в сто лет, но им для достижения их высокой цели дозволено все, даже преступление.
Пока Раскольников это говорил, Порфирий между делом поинтересовался, не считал ли автор себя необыкновенным человеком, этаким Наполеоном, когда писал эту статью.
Родион парировал, что ни Наполеоном, ни Магометом себя не считает, поэтому никаких объяснений того, что двигало преступником, убившим старуху, дать не может.
Разумихин спросил, неужели те люди, которым дано право резать, не должны терзаться угрызениями совести, на что Раскольников ответил так: пусть страдает, если жаль жертву; страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. По его мнению, истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.
Д. ГРИГОРЬЕВ*
США
ЕВАНГЕЛИЕ И РАСКОЛЬНИКОВ
Уже в первом большом романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» развивается и углубляется центральная мысль его творчества о борьбе добра и зла в свободной человеческой личности, или, по словам Димитрия Карамазова «Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце человека». Ко времени написания «Преступления и Наказания» эта мысль получает свою, в основном законченную, формулировку. В этой борьбе человек избирает или путь служения добру, или путь служения злу. На первом пути человек добровольно подчиняет себя высшим ценностям Любви, Добра и Красоты, а на втором пути человек сам ставит себя на место высших ценностей. В религиозном плане путь служения добру ведет к образу Богочеловеческому, а путь служения злу ведет к образу человекобожескому, к идеалу мадонскому или идеалу содомскому, к Христу или антихристу.
Эта борьба происходит в сердце героя «Преступления и наказания», раскалывая его. Он избирает путь человекобожеский и через преступление пытается установить свою неограниченную власть над всей «дрожащей тварью».
В конце заключительной части «Преступления и наказания» говорится, что после долгой и серьезной болезни, перенесенной Раскольниковым в остроге, вдруг в нем произошла внутренняя перемена. Он вышел из состояния мрачного горделивого уединения и, с не свойственной ему радостью, встретил Соню, пришедшую его навестить:
Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы,
но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря
обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.
Роман кончается обращением и воскресением Раскольникова. Гордый сверхчеловек, позволивший себе переступить человеческие и Божеские законы, смиряется и принимает наивную веру Сони. Так ли это?
* Григорьев Д., 2005
В русской религиозно-философской и примыкающей к ней критике нет единства в этом вопросе. Некоторые исследователи творчества Достоевского, среди них Дмитрий Мережковский, Лев Шестов, Константин Мочульский, подвергают сомнению эти последние страницы романа и считают, что писатель вынужден был их написать по общественным и моральным соображениям.
Вот что говорит Мережковский в своей книге «Л. Толстой и Достоевский»: «Он (Раскольников. — Д. Г.) не раскаялся в своем преступлении», приводя слова Раскольникова, в которых выражается только признание своей слабости, а не раскаяние:
Те люди «настоящие властелины» вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.
Мережковский заключает:
Этим собственно и кончается или, вернее, обрывается трагедия, ибо настоящего конца и разрешения вовсе нет; все, что следует далее, до такой степени искусственно и неискусно приставлено, прилеплено, что само собой отпадает, как маска с живого лица1.
Лев Шестов в книге «Достоевский и Ницше» пишет: «Преступление и наказание» заканчивается обещанием
описания христианского возрождения героя». Достоевский — учитель человечества, как бы считает себя обязанным указать на новую духовную реальность, открывшуюся перед Раскольниковым. «Но, — говорит Шестов, — ему никогда не удалось выполнить это священное обещание»2.
И, наконец, у Мочульского, в ценном исследовании творчества Достоевского, читаем:
Раскольников погиб, как трагический герой в борьбе со слепым Роком. Но как мог автор преподнести читателям-шестидесятникам в благонамеренном журнале Каткова бесстрашную правду о новом человеке? Ему пришлось набросить на нее целомудренный покров. Сделал он это, впрочем, наспех, небрежно, «под занавес»3.
Но вот Вяч. Иванов в своей книге о Достоевском пишет:
1 Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 213.
2 Shestov L. Dostoevskiy, Tolstoy and Nietsche, Ohio: Univ. Press, 1969.
3 Мочульский К. Достоевский, Париж: УМКА-Press, 1980. С. 295. 298
Достоевский показывает нам в эпилоге «Преступления и наказания» духовное возрождение человека с врожденно хорошими задатками, но соблазненного во мрак; возрождение, подобное молодой поросли, энергично выбивающейся из здоровых корней в то время, как увядший старый ствол был поражен молнией возмездия и превратился в пепел4.
Эту же мысль развивает в Москве В. Я. Кирпотин в книге «Разочарование и крушение Родиона Раскольникова»:
Под влиянием Сони, под гнетущим сознанием отрыва от народа, Раскольников отказался от своей тлетворной идеи и
склонился перед религией, перед заповедями христианства5.
Зарубежный литературовед Ростислав Плетнев углубляет эту тему:
«Преступление и Наказание» — не полное заглавие романа… это не только преступление и наказание, но и обновление, воскрешение в новую жизнь6.
Плетнев подчеркивает решающее значение Евангелия в возрождении и обновлении Раскольникова. Он обращает внимание на такую деталь, как фамилия портного, у которого живет Соня, — Капернаумов. С Капернаумом — городом, упоминаемым во всех четырех Евангелиях связано: «милосердное исцеление и прощение грехов, осияние светом истины Божией и попрание годыни»7. Мне кажется, тема возрождения Раскольникова обосновывается и формально-структурным, и диалектически-идейным развитием романа, даже принимая во внимание краткость, а может быть, и некоторую скомканность конца эпилога.
Как это впервые и наиболее ярко было выражено Вячеславом Ивановым, пять больших романов Достоевского идейно связаны между собой и составляют как бы пять актов одного романа — трагедии, где изображена сущность человеческой жизни. А жизнь человеческая у Достоевского развивается по тройственному христианскому закону:
творение — грехопадение — Воскресение. Не все части этой
4 Ivanov V. Freedom and the Tragic Life: A study in Dostoevsky. New York, 1957. P. 3 (перевод мой. — Д. Г.).
5 Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970, С. 440.
6 Плетнев Р. «Достоевский и Евангелие» // Путь. 1930. №. 246.
Октябрь. С. 60.
7 Там же. С. 61. См. также: Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ч. III. Москва: Христианская литература, 1997. С. 342— 363.
триады одинаково количественно и качественно присутствуют в произведениях Достоевского. И писатель в известном письме к своей племяннице Ивановой писал, что идеал положительно-прекрасного — Христос, но его так трудно, почти невозможно изобразить в литературе. Поэтому, может быть, правы те литературные критики, которые обращают внимание на то, что в художественном плане отрицательные типы Достоевского лучше удались, чем положительные.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский значительно больше сосредотачивается на теме, связанной с грехопадением, и лишь намечает тему Воскресения, но она безусловно присутствует в этом романе, и без нее некоторые важные его элементы были бы неоправданны.
В Раскольникове происходит напряженная внутренняя борьба, он внутренне расколот, он отдается идее сверхчеловека — Наполеона и Мессии (конечно, лжемессии), по определению Кирпотина, он совершает ужасное преступление для своего самоутверждения, он ожесточается до крайности, он отстраняется от всех, но образ Божий в нем не меркнет до конца, и это критически важно!
В нем все время сохраняется забота о матери и сестре, сочувственное отношение к униженным и обездоленным людям, к семье Мармеладовых, чуткое отношение к правде. Вспомним его возмущение поведением Лужина, особенно на поминках по Мармеладову, и смелую защиту Сони, которой Лужин всунул сторублевую бумажку, а потом пытался обвинить в краже.
В этом отношении Раскольников отличается от таких
персонажей Достоевского, как Свидригайлов, Петр Верховенский, Ставрогин, Смердяков. Н. Бердяев в своей книге «Миросозерцание Достоевского» пишет:
В Петре Верховенском, одном из самых безобразных
образов у Достоевского, человеческая совесть, которая была
еще у Раскольникова, совершенно уже разрушена8.
Конечно, исключительно важное значение в развитии романа и судьбе Раскольникова принадлежит Соне. Чтобы помочь своей обездоленной семье, Соня принесла себя в жертву и попала в несчастное положение «с желтым билетом». Это как бы сближало их. Раскольников увидел в ней
8 Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского, Париж: УМКА-Press, 1968. С. 102.
человека, могущего искренне сочувствовать ему и даже понять его идею о сильном человеке. И он отнесся к Соне с уважительным участием и доверием. Об этом писал один из ранних рецензентов творчества Достоевского и романа «Преступление и наказание» А. М. Бухарев, архимандрит Феодор (1824—1871), почти забытый религиозный мыслитель и публицист XIX века. Отношение Раскольникова к Соне и ее семье «вызвало в кроткой и тихой Соне такую глубокую и серьезную симпатию к Раскольникову, под влиянием которой и раскрыл он ей всю свою душу и с мыслью своей и с преступлением. Тут и определились их необычайные взаимные отношения»9. Она своею глубокою и неясной душой, кротостью и смирением, своей непосредственной связью с простым народом, по Достоевскому, хранителем духовных ценностей, Соня — София — обладала высшей духовной мудростью, несмотря на свою необразованность в обычном человеческом понимании.
Она поняла страшное внутреннее состояние Раскольникова, пожалела его всем своим существом, «и сейчас же беззаветно обрекла себя нести с ним ужасное его бремя всегда и везде». Он, как утопающий, хватался за протянутую ему руку, хотя процесс его внутреннего перерождения еще был в самой зачаточной стадии и ему еще нужно было долгое и мучительное время для пересмотра своих убеждений. Все это высказано в цитируемой Бухаревым сцене из романа Достоевского, которая следует сразу после раскрытия Раскольниковым Соне своей роковой тайны:
Вдруг точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась сама, не зная для чего, перед ним на колени.
— Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.
Раскольников отшатнулся и с грустной улыбкой посмотрел на нее.
— Странная какая-то ты, Соня, обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это! Себя ты не помнишь.
— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! — воскликнула она, как в исступлении не слыхав его замечания, и вдруг заплакала как в истерике.
9 Бухарев Ф. Искупительное очищение верою и добром — принцип Раскольникова — его нравственного
Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.
— Так не оставишь меня, Соня? — говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.
— Нет, нет, никогда и нигде! — воскликнула Соня10.
Любовь и сострадание Сони коренятся в ее бесхитростной, но глубокой вере в Бога. Огромное значение приобретает сцена чтения Соней, по его желанию, о воскрешении Лазаря из Нового Завета. По мысли Бухарева, любовь Сони, как любовь Марфы и Марии, призывает божественную благодать к умирающей душе Раскольникова. Но при его анализирующем уме, без Евангелия, даже несмотря на любовь Сони, его возрождение могло бы не осуществиться.
Книга Нового Завета, взятая Раскольниковым у Сони, потом, когда придет время, сыграет такую же роль в перерождении его убеждений, как Евангелие, полученное Достоевским на Тобольской станции от Н. Д. ФонВизиной, вдовы декабриста.
Нельзя не отметить роль Свидригайлова в судьбе Раскольникова. Если в Свидригайлове рефлексированы некоторые потенции Раскольникова, то самоубийство Свидригайлова в предрассветном гнилом городском тумане расчищает путь к возрождению Раскольникова. А самоубийство Смердякова откроет возможность возрождения Ивана Карамазова.
Нет, убедительнее мнение и доводы тех авторов о творчестве Достоевского, которые принимают дословно конец эпилога «Преступления и наказания».
10 Бухарев Ф. Указ. соч. С. 236.