Монах, «противник-соперник» старца Зосимы. Повествователь выносит его имя в название 1‑й главы книги четвертой («Отец Ферапонт») и рассказывает о нем обстоятельно: «Старец этот, отец Ферапонт, был тот самый престарелый монах, великий постник и молчальник, о котором мы уже и упоминали как о противнике старца Зосимы, и главное — старчества, которое и считал он вредным и легкомысленным новшеством. Противник этот был чрезвычайно опасный, несмотря на то, что он, как молчальник, почти и не говорил ни с кем ни слова. Опасен же был он главное тем, что множество братии вполне сочувствовало ему, а из приходящих мирских очень многие чтили его как великого праведника и подвижника, несмотря на то, что видели в нем несомненно юродивого. Но юродство-то и пленяло. К старцу Зосиме этот отец Ферапонт никогда не ходил. Хотя он и проживал в скиту, но его не очень-то беспокоили скитскими правилами, потому опять-таки, что держал он себя прямо юродивым. Было ему лет семьдесят пять, если не более, а проживал он за скитскою пасекой, в углу стены, в старой, почти развалившейся деревянной келье, поставленной тут еще в древнейшие времена, еще в прошлом столетии, для одного тоже величайшего постника и молчальника отца Ионы, прожившего до ста пяти лет, и о подвигах которого даже до сих пор ходили в монастыре и в окрестностях его многие любопытнейшие рассказы. Отец Ферапонт добился того, что и его наконец поселили, лет семь тому назад, в этой самой уединенной келийке, то есть просто в избе, но которая весьма похожа была на часовню, ибо заключала в себе чрезвычайно много жертвованных образов с теплившимися вековечно пред ними жертвованными лампадками, как бы смотреть за которыми и возжигать их и приставлен был отец Ферапонт. Ел он, как говорили (да оно и правда было), всего лишь по два фунта хлеба в три дня, не более; приносил ему их каждые три дня живший тут же на пасеке пасечник, но даже и с этим прислуживавшим ему пасечником отец Ферапонт тоже редко когда молвил слово. Эти четыре фунта хлеба, вместе с воскресною просвиркой, после поздней обедни аккуратно присылаемой блаженному игуменом, и составляли всё его недельное пропитание. Воду же в кружке переменяли ему на каждый день. У обедни он редко появлялся. Приходившие поклонники видели, как он простаивал иногда весь день на молитве, не вставая с колен и не озираясь. Если же и вступал когда с ними в беседу, то был краток, отрывист, странен и всегда почти груб. Бывали, однако, очень редкие случаи, что и он разговорится с прибывшими, но большею частию произносил одно лишь какое-нибудь странное слово, задававшее всегда посетителю большую загадку, и затем уже, несмотря ни на какие просьбы, не произносил ничего в объяснение. Чина священнического не имел, был простой лишь монах. Ходил очень странный слух, между самыми впрочем темными людьми, что отец Ферапонт имеет сообщение с небесными духами и с ними только ведет беседу, вот почему с людьми и молчит. <…> отец Ферапонт, при несомненном великом постничестве его, и будучи в столь преклонных летах, был еще на вид старик сильный, высокий, державший себя прямо, несогбенно, с лицом свежим, хоть и худым, но здоровым. Несомненно тоже сохранилась в нем еще и значительная сила. Сложения же был атлетического. Несмотря на столь великие лета его, был он даже и не вполне сед, с весьма еще густыми, прежде совсем черными волосами на голове и бороде. Глаза его были серые, большие, светящиеся, но чрезвычайно вылупившиеся, что даже поражало. Говорил с сильным ударением на о. Одет же был в рыжеватый длинный армяк, грубого арестантского, по прежнему именованию сукна, и подпоясан толстою веревкой. Шея и грудь обнажены. Толстейшего холста почти совсем почерневшая рубаха по месяцам не снимавшаяся, выглядывала из-под армяка. Говорили, что носит он на себе под армяком тридцатифунтовые вериги. Обут же был в старые почти развалившиеся башмаки на босу ногу…»
Далее, уже в книге седьмой (главе 1‑й «Тлетворный дух»), в сцене «разоблачения» отцом Ферапонтом святости усопшего старца Зосимы, портрет этого персонажа, как зачастую бывает у Достоевского, дан еще раз — кратко, крупными штрихами и с уже несомненными веригами: «Был он в своей грубой рясе, подпоясанной вервием. Из-под посконной рубахи выглядывала обнаженная грудь его, обросшая седыми волосами. Ноги же совсем были босы. Как только стал он махать руками, стали сотрясаться и звенеть жестокие вериги, которые носил он под рясой…»
Отцу Ферапонту удалось в какой-то мере смутить умы присутствующих, но отец Паисий дал суровую отповедь юродивому противнику старчества и заставил его отступить.
Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины
отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4)
Как рождаются околоцерковные мифы
1. Гость с неба или ночной путешественник?
Сначала появился фильм. Авторские права фильма принадлежат некоему иеродиакону Авелю, с Тульских краев.
Фильм представлял из себя интервью с группой паломников из Тулы, к которым в автобус, припаркованный возле ворот монастыря «Оптина Пустынь» 18 апреля 2003 года в 4.20 утра зашел некий священнослужитель, впоследствии сочтенный ими за убиенного Оптинского инока Ферапонта (Пушкарева). После в среде православных стали появляться листовки, со скорректированным изложением «явления».
Некие активисты распространения этой информации внушают людям мысль, что это «явление» — чуть ли не начало новой эпохи, и что указания «явившегося» – непременный залог спасения души и возрождения России.
Что же мы видим на экране? Некоторые моменты фильма сразу вызывают у внимательного зрителя вопросы и заставляют усомниться в том, что вошедший в автобус – именно тот, кем некоторые паломники его впоследствии сочли.
1. В ночь на 18 апреля 2003 года автобус был полон. В фильме же мы видим несколько человек. Что это означает? Не то ли, что далеко не все паломники разделяют точку зрения «активистов»?
2. Сразу же «напрягает» эмоциональная взвинченность женщин, рассказывающих о «явлении». Нездоровый восторг, почти кликушеская возбужденность – такому состоянию можно ли доверять?
3. В 4.20 утра в апреле – почти полная темнота. Как известно, все монахи очень похожи друг на друга: бороды, клобуки, облачения – все почти одинаковое. Как же смогли паломники узнать того, кого они до этого даже на фото никогда не видели? Собственно на мысль о том, что «явившийся» – о. Ферапонт их навели гораздо позже.
4. Известно, что о. Ферапонт был в иноческом постриге, он не был ни диаконом ни иеромонахом. К паломникам же явился священник, с золотистым (наградным) крестом. Нигде в житиях святых мы не видим, что на небесах существует посмертная хиротония, следовательно, необходимо сразу же отвергнуть мысль о том, что пришедший в автобус священник – о. Ферапонт. Признать возможность посмертной хиротонии — недопустимый модернизм, не вписывающийся в Православную Святоотеческую традицию.
5. Сам ночной монах ни словом, ни намеком не дал повода думать, что он – гость с небес. А то, что он принял подарки – груши, бананы и т.д. – подтверждает его земной адрес.
2. Дополнения к Апокалипсису.
Это то, что касается самого факта «явления». Что же сказал ночной гость?
В общем-то, он не сказал ничего страшного. Сначала «священник» вкратце изложил житие схимонахини Сепфоры. Насколько точно – не имеет принципиального значения.
Потом последовала проникновенная речь о Божией Матери – в ней тоже нет ничего, что бы могло вызвать недоумения.
Далее пошли пророчества: «- Настанет такое тяжелое время, — продолжал монах, — так тяжело будет, что вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Все будут молиться, просить заступничества и помощи. А пред этим событием будет трехдневный пост, какого никто не знает. Все будут стоять на коленях и каяться. Сама Царица Небесная явится нам на 3-й день поста в 10 часов вечера. Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет. Будет очень хорошая жизнь».
Что же предсказывается?
1. Тяжелые времена (какого рода тяжесть – не говорится).
2. Всеобщее покаяние Русского народа.
3. Явление Божией Матери в третий день поста (какого не ясно) в 10 часов вечера.
4. Мгновенное просветление России и «очень хорошая жизнь» (что значит хорошая – тоже не ясно).
Насколько реальны эти предсказания, и насколько они в духе Православной традиции?
В начале говориться об очень тяжелом времени. В это верится легко. Но следующее утверждение не совсем реальное: вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Увы, не видно предпосылок. Реально православных у нас около 2 % населения. Откуда у остальных такая сознательная вера? Тяжесть наступающих времен как раз в том, что оскудевает вера, исчезает покаяние. Все меньше и меньше людей потенциально готовы встать на колени и покаяться в своих грехах. Кстати, Апокалипсис, описывая последние судороги мира, не только не говорит о покаянии людей, напротив: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, … и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9; 20-21); «… и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16; 11).
Итак, пророчества Апокалипсиса не дают оснований верить во всеобщее покаяние в «тяжелые времена», как бы не хотелось.
Предсказание о явлении Божией Матери на 3-ий день поста в 10 часов вечера можно не комментировать – никаких других источников, с которыми можно было бы сравнить его нет.
Непонятен и смысл пророческих слов вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет. «Нечисть» здесь понимается как нечто внешнее, не имеющее отношение к людям, но на самом деле она – в душе каждого из нас. И в один миг «просветления» она не испарится. Изживать ее из сердца – труд всей жизни, иначе придется отказаться от всех Святых отцов-аскетов Церкви. Эта мечта о наступлении рая в одной отдельно взятой России сродни большевистским утопиям и хилиастким ересям.
Далее монах повелевает почтить это грядущее явление Божий Матери ежедневным молитвенным трудом: «- В память об этом событии, — подчеркнул монах, — молитесь на коленях каждый день Божией Матери в 10 часов вечера. Она явится именно в этот час. А чтобы не забывать, имейте при себе маленький будильничек, заведенный на это вечернее время.
— А какой иконе молиться? — кто-то задал вопрос.
— Молитесь за спасение России иконе Божией Матери «Державная», — ответил монах. Паломники спросили:
— А что читать, как молиться? Он ответил:
— Покаянно. Кто как может. А можно, как делали древние святые: распростершись на полу крестообразно молиться-покаянно (орфография листовки – Иг. Игнатий).
— По какому времени молиться?
— По которому живете, — ответил он».
3. ГУЛАГ возвращается?
Далее монах, который, по мнению некоторых паломников, является о. Ферапонтом, сошедшим с небес, говорит: «- А вот совсем недавно к нам приезжали высокие чины из ФСБ… Но вы же знаете, какие наши старцы! И перед силою святыни они не могли лгать. Их уста сказали, что гонения на нас готовы, готовы все тюрьмы. Они против воли своей стали рассказывать, что на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь и заполнен… если мы не будем молиться и каяться. Для каждого из вас уже готовы наручники и кандалы. Ждут только команды».
Пропагандистов «явления» не смущает тот факт, что инок с небес говорит о том, что к нам приезжали высокие чины из ФСБ. Никак органы и на небо добрались? Или монах был не с небес, а откуда поближе? Скорее второе.
По сути его слов: вы же знаете, какие наши старцы! Известно, что в Оптиной есть только один человек, которого можно назвать старцем. Множественное число вносит туман в этот вопрос. Зачем?
Далее: на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь. Проверить информацию о Соловках несложно: там ныне монастырь – можно позвонить: уж не зарешечен ли он? Но, во-первых – это дезинформация, во-вторых: тюрем в России и без Соловков хватает, стоит ли переживать по этому поводу? Надо будет — найдут куда посадить, и наручников хватит на всю страну.
Но откровения ночного гостя на этом не кончились: » — Не верьте тем, кто говорит вам, что скоро конец света. Пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться. Конец света никому не открыт».
Но если конец света никому не открыт, то откуда ему известно, что пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться? Ведь это есть прямое указание на время! Как можно не видеть этого вопиющего противоречия?
4. Новое слово в языковедении и «духовный расизм».
Далее монах открывает свои обширные познания древних языков: «Потом стал говорить нам о святости древнееврейской письменности:
— Каждые буковки древнееврейской письменности — это святость. Изначально они уходят корнями к царю Давиду, их нужно лобызать. Еврейский народ очень глубокой веры, как от неба до земли».
Кроме несправедливого отнесения истории зарождения древнееврейского языка к временам царя Давида (интересно, а Моисей на чем скрижали писал?), здесь присутствует интереснейшей утверждение о святости самих букв еврейского алфавита. Надо сказать, что нигде в Писании или Святоотеческом предании мы подобного утверждения не встретим.
Говорить можно о святыне богодухновенного текста, но утверждать святость самого алфавита, его передающего – нечто новое. Здесь недалеко до магизма. Уж не каббалу ли проповедует гость?
«- Два народа, — продолжал монах, — еврейский и русский — были выбраны Богом не случайно. Еврейский народ за глубокую веру в Бога, а русский народ — за добрую, широкую душу. А в совокупности получается – Крест» — продолжает монах.
Надо отметить, что в Православном учении отсутствует идея о превосходстве того или иного народа или наоборот, о ущербности какой-либо нации. Подобные утверждения звучат некорректно по отношению к другим народам, проповедуют некий духовный расизм.
Если избранники Божии только евреи и русские, что кто же греки – наши отцы по вере? Где, грузины, копты — единокровники свв. Антония и Макария, сербы, румыны, болгары и т.д.?
5. Что это было?
«- Ну вот, а теперь мы с вами все в пасхальной радости! — закончил монах» — высказывание для этого дня (а дело было накануне Лазаревой субботы) более чем странное.
«- И не верьте, что будет конец мира!» — выходя из автобуса сказал монах. Ошибся, видно, апостол Иоанн Богослов – отменил конец света странный ночной гость.
После этого, выйдя из автобуса, монах исчез – толи в темноте скрылся, то ли в воздухе растворился – непонятно, но почва для мифа готова. Вывод некоторыми паломниками был сделан однозначно – это было небесное явление. Позже их навели на мысль, что явившийся был инок Ферапонт.
Что можно сказать об этом «явлении»? Во-первых, то, что это не тот случай, из-за которого вообще нужно всерьез спорить. Не будет греха не верить в это явление, но и если кто верит – нет ничего страшного.
Лично я не собираюсь следовать указанию молиться в 10 часов вечера каждый день в память предсказанного монахом явления Божией Матери. Но если кто помолится – хуже не станет.
Менять символ веры и подлаживать Св. Предание под откровения «небесного гостя» также не стоит.
Что же это было? Три варианта: Небесное явление, бесовское искушение, или чисто земное дело – зашел человек на огонек.
Что касается возможности небесного явления, то возражения против такого варианта изложены выше.
В дополнение к написанному можно привести несколько Святоотеческих цитат о правильном отношении даже ко всяческим явлениям.
6. Святые Отцы о явлениях.
Вот что пишет о небесных явлениях Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность».
Что это значит? Что чем меньше внимания мы уделяем явлениям и чудесам, даже истинным, тем лучше. Надо трудиться над очищением своей души.
«Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света; тем удобнее могут быть обмануты ныне, и непонятнее. Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни маскировалось зло. Поэтому святые Отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, – но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов – Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться».
Крайняя осторожность нужна в этих делах. Даже искусные ошибались и гибли, что же о нас говорить!
7. Тест на болезнь.
И все же мне лично думается, что это «явление» и не небесное и не бесовское. Просто некий монах (или даже выдающий себя за такового) зашел в автобус и сказал свое частное мнение по некоторым вопросам. Его приняли за небесного посланца – бывает.
Откуда набор такой информации в голове? Всякое может быть. Мне лично знаком хороший, благочестивый монах, кстати, который просто психически болен. Я очень легко могу его представить идущим ночью с кадилом по лесу, говорящим нелепицы паломникам, вещающим о явлениях и чудесах.
Собственно и сама эта история «явления» — показатель нездоровости нашей церковной атмосферы, болезненной падкости на чудеса и знамения, отсутствия твердого фундамента подлинной духовной жизни.
Ну, какая для нас разница, во сколько молиться? Главное молиться! Неужели нас без страшилок о лагерях и наручниках уже и на молитву не загнать?
8. Голос Оптиной Пустыни.
Что добавить еще? Перед публикацией данной статьи, я позвонил в Оптину пустынь. Мне было интересно знать, как сами Оптинцы относятся к шуму вокруг «явления» и к самому «явлению»?
Наместник монастыря архимандрит Венедикт высказался однозначно: «Мы почитаем наших убиенных братий, многие люди приходят на их могилы и получают по их молитвам помощь от Господа. Но к этому «явлению», якобы о. Ферапонта мы все относимся категорически отрицательно, точнее – мы не считаем это истинным явлением. К сожалению, наш народ не навык еще распознавать ложные чудеса и явления. А высказывания о Кресте как пересечении «глубины еврейской веры» и «широты русской души» – кощунственны. Обязательно напишите об этом и о нашем отношении к этой шумихе».
Наверно больше к данной теме добавить нечего. Остается надеяться, что шумы улягутся, и встревоженные «чудом» люди сконцентрируют свое внимание на том, что в отличие от всех «чудес» имеет серьезное значение для их душ: на повседневном труде по очищению собственного сердца.
Игумен Игнатий (Душеин)
Цитата по безымянной листовке, распространявшейся в г.Обнинске.
Кстати, Соловецкий лагерь – это еще первый опыт, детские шалости Советской власти по сравнению с тем кошмаром, что начался лет через десять после закрытия СЛОНа.
У тех, кто читал книги Ветхого Завета, мнение о глубине веры этого народа может сложиться иное.
Святитель Ингатий Брянчанинов Т.2 Стр. 16-17.
Святитель Ингатий Брянчанинов. Письмо 129 (221, 59).
Уже второй год в молодежной команде «Спартака» тренером по физподготовке успешно трудится Трофим Великий, обладатель знаменитой фехтовальной фамилии. Его родная сестра Софья — легенда этого вида спорта, обладатель всех возможных высших наград. До поры до времени в её богатейшей коллекции не было только олимпийского «золота». Но недавно в Рио этот пробел был устранен. Трофим Великий видел на Олимпиаде триумф российского фехтования своими глазами.
— Вы были на Олимпиаде в Рио в качестве группы поддержки или у вас была какая-то другая миссия?
— Я ездил в составе группы поддержки от Федерации фехтования России. Эта поездка была давно запланирована, еще до моего перехода в «Спартак». Я благодарен руководству клуба, которое пошло мне навстречу и в разгар предсезонной подготовки меня отпустило. Единственное, что мне сказали, так это чтобы я не возвращался без медали. В итоге задание выполнил.
— С какими чувствами вы ехали в Рио?
— Я, конечно, верил в сестру, верил в то, что ей по силам выиграть олимпийское «золото». Она некоторое время назад стала мамой, потом вновь вернулась в фехтование и стала тренироваться с еще большей энергией. По итогам 2015 года Софья была номинирована на лучшую спортсменку года, так как она завершила год первым номером рейтинга, выиграла все крупные соревнования. С хорошим запасом получила путевку в Рио и отправилась на Олимпиаду в качестве лидера и безусловного фаворита. Я для интереса просматривал котировки букмекерских контор, и там Софья числилась фаворитом и главной претенденткой на «золото».
— После Лондона-2012 ходили разговоры о том, что Софья подумывает о завершении карьеры.
— Это нормальное явление, когда человека спрашивают об этом сразу после завершения четырехлетнего цикла. Какой бы «железобетонный» спортсмен ни был, после Олимпиады ему хочется отдыха и покоя. И на все вопросы о продолжении карьеры он всегда в первый момент отвечает: «Не знаю, буду думать». Так было и с Софьей. Но на самом деле она не хотела заканчивать, не выиграв главную медаль своей жизни. Да, повторюсь, она стала мамой, она много времени уделяла родным и близким, и даже в такой ситуации умудрилась сохранить отличную форму и побеждать соперников на чемпионатах мира. Так что перед Олимпиадой я в неё верил, знал, что ей по силам вернуться из Рио олимпийской чемпионкой.
— В личном турнире Софья уступила своей партнерше по сборной России. Тяжело выходить на поединок против соперника, которого ты знаешь наизусть?
— Безусловно, в этом есть свои сложности. Это я знаю и из своего опыта: со своими фехтовать очень трудно. Мы каждый день тренируемся вместе, знаем друг друга очень хорошо, знаем сильные и слабые стороны. Но в даже в такой ситуации от соперника можно ждать чего-то нового.
— Егорян было наверняка психологически проще в финале, ведь она моложе, и впереди у нее может быть не одна Олимпиада?
— Да, Яна — молодая спортсменка, у неё действительно всё впереди. Софья же гораздо старше, и вы не представляете, сколько сил, эмоций она затратила при подготовке к Олимпиаде. И только близкие люди знают, чем она жертвовала в эти четыре года, пока шла подготовка. Она не виделась с родными и близкими, неделями пропадала на сборах и соревнованиях. Она была по уши погружена в спорт. Да, мы все рассчитывали на «золото» в личном турнире, но и «серебро» — это очень большой успех.
— Кристиан Бауэр, под руководством которого россияне добились такого фантастического результата, великий тренер?
— Да, однозначно. Тренер с большой буквы. Где бы он ни работал — в Италии, Китае, Франции, России — он всегда добивался больших успехов. Ему только необходимо время. Он не волшебник и за год ничего не сделает. У нас ему дали время — и вот результат. Он делает из людей олимпийских чемпионов. Со сборной России Бауэр лишь подтвердил свой высочайший авторитет. Это личность, которая воспитывает выдающихся спортсменов.
— Заслуга Алишера Усманова в победе тоже велика?
— Да. Без его колоссальной поддержки ничего бы не было. Он, как известно, возглавляет Международную федерацию, пользуется большим авторитетом в фехтовальном мире и делает очень многое для популяризации этого вида спорта. Все ему благодарны, это тоже великий человек.
— За командными соревнованиями смотрели с трибуны?
— Да. Сидели, стояли, прыгали, скакали. Нас, конечно, переполняли эмоции.
— Что чувствовали, когда всё завершилось?
— Если честно, то к командным соревнованиям я был уже немного потухшим, так как очень много эмоциональных сил оставил в те моменты, когда проходил личный турнир. Я был уверен, что командой выиграем «золото». Каждый поединок явно говорил о том, что мы сильнее. У нас была очень крепкая, слаженная команда и сомневаться в победе не приходилось. Да, с Америкой мы еще как-то бодались, но в финале с Украиной уже с первых поединков ушли вперед, и я успокоился. Девчонки — молодцы, они долго шли к этому успеху.
— Золотую медаль в руках подержали?
— Да. Она очень тяжелая. От медали исходит какая-то невероятная энергия, дух победы. В этот момент вспоминал о том, что я и сам занимался фехтованием, представлял себя на дорожке, в команде. Но жизнь такая штука, что где-то ты недоработал, где-то не пробился. Сейчас я занимаюсь другим делом, но фехтование навсегда остается в моем сердце, в моей мышечной памяти. И я рад, что в свое время посвятил фехтованию большую часть своей жизни.
— Софья пришла в фехтование довольно поздно.
— Она занималась в музыкальной школе, у неё были определенные успехи, но затем её выдернул старший брат в фехтование. Тогда только появилась женская сабля. И она не прогадала. Не знаю, что бы её ждало по окончании музыкальной школы, но в фехтовании она стала великой спортсменкой. Всё сложилось удачно.
— Что дальше?
— Пока она сделает паузу, она хочет пожить для своей семьи, для родных и близких. Но если она захочет вернуться — она это сделает. Она сможет. Софья — сильный человек. Набрать за полтора года отличную форму для неё реально. Так что не будем загадывать. Я не исключаю, что она выступит и на следующей Олимпиаде.
— Если она спросит вашего совета…
— Не думаю, что человек такого уровня и такого склада ума будет спрашивать совета у младшего брата. Даже если она решит завершить профессиональную карьеру, она не уйдет из фехтования и обязательно найдет применение своему громадному опыту. Она очень серьезный думающий человек.
— Находясь в Рио, вы ощущали какой-то холод, настороженность по отношению к России?
— Какие-то нотки присутствовали, я это чувствовал. Определенные флюиды от Америки, Украины исходили. Но все держали себя в рамках приличия, всё было в пределах правил. Я по-прежнему уверен, что спорт должен быть вне политики. Никто сопернику руку пожимать не отказывался. У нас принято улыбаться даже после поражений.
— Как вам работается в молодежной команде «Спартака»?
— Мне очень комфортно. Я очень рад, что попал в хоккей. Буду стараться поднимать молодежь на новый уровень. У нас замечательная команда, и я счастлив быть её частью.
ХК «Спартак» поздравляет Трофима Великого с днем рождения, желает здоровья, семейного благополучия, успехов во всех делах и больших побед с красно-белыми.
С 1993 года праздник Пасхи в Оптиной пустыни стал особенно памятным днем. 25 лет назад, в день празднования Пасхи 18 апреля, там убили трех насельников: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Эта история прогремела на всю страну. Много писали и говорили о мотивах этого убийства. А кем были убитые монахи? Чем они занимались до прихода в монастырь и как пришли к вере — в нашем материале.
Содержание
Иеромонах Василий (Росляков). 32 года
Мирское имя — Игорь Иванович. Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии никогда не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе. В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду. Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил. Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. «Главное, чтобы были силы духовные», — говорил он.
По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе. Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы.
Покажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может, я устрашусь оттого, что живу,
И никто не осилит боязни моей.
Приоткрой, и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на крестном пути
Прежде чем отойду, и не будет меня.
(Стих иеромонаха Василия)
Инок Трофим (Татарников). 39 лет
Мирское имя — Леонид Иванович. Родился в Иркутской области, окончил железнодорожное училище, работал машинистом. Потом устроился в Сахалинское рыболовство, пять лет ходил в плавание. Любуясь красотами морских пейзажей, стал заниматься фотографией и даже сотрудничал как фотокорреспондент с местной газетой. Круг интересов Леонида был широким: помимо прочего он занимался в яхт-клубе, танцевал в народном ансамбле. Желая приносить больше пользы людям, он стал сапожником. Но из мастерской вскоре пришлось уйти — делая качественную обувь и на совесть ее ремонтируя, он чуть не оставил коллег без работы. После этого Леонид работал скотником на ферме, пожарным. Но потом все бросил и уехал к дяде в Алтайский край. Там он пришел к вере. В 1990 году с группой паломников приехал в Оптину пустынь и остался там навсегда. Работал в коровнике, кузнице, заведовал гостиницей, водил трактор, был звонарем.
«Помотала меня жизнь. Я-то думал: для чего все это? А оказывается все нужно было для того, чтобы теперь здесь, в монастыре, применить весь свой мало-мальский опыт для служения Богу и людям. Слава Тебе, Господи!»
Инок Ферапонт (Пушкарев). 37 лет
Мирское имя — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Закончил ПТУ, работал в лесхозе, затем шофером.
Любил играть на гитаре, пел в местном ансамбле, серьезно занимался каратэ. Отслужив в армии, пошел учиться на лесовода, так как всегда любил уединение и природу. После учебы уехал в Хабаровский край и стал егерем. Три года он провел в практически полном одиночестве, а затем внезапно переехал в Ростов-на-Дону к дяде, которого до этого видел только один раз в жизни. К вере он пришел благодаря знакомой женщине, пережившей после аварии клиническую смерть. Она рассказала ему о пережитом опыте и посоветовала духовную литературу. Ее слова подействовали сильно: Владимир стал ходить в храм. Вскоре он поехал в паломничество в Оптину пустынь, после которого решил уйти в монастырь.
За рекомендацией он обратился Ростовскому владыке, сказав, что ради этого готов даже мыть туалеты. Епископ решил проверить смирение будущего монаха и действительно сделал это его обязанностью. В 1990 году Владимира приняли в Оптину пустынь, а еще через год постригли в иночество с именем Ферапонт. Инок нес послушание в трапезной: готовил для насельников и паломников. Он был мастером на все руки: с легкостью мог соорудить кухонную доску или починить гусли, которые до этого никогда в жизни не видел, плел четки, делал доски для икон, вырезал кресты из дерева, был прекрасным звонарем.
— Многие боятся смерти. Видимо, смерть несвойственна человеку, и может быть поэтому душа не желает соглашаться с мыслью о своем небытии? Нет, все же душа не умирает, но пребывает вечно.
Пасха Красная
На Пасху 1993 года отец Василий шел утром в монастырский скит под колокольный звон совершать литургию в скиту. Звон резко оборвался, затем в большой колокол ударили несколько раз и все затихло. В этот момент звонившие иноки Ферапонт и Трофим были уже мертвы. Иеромонах понял, что что-то случилось и пошел по направлению звонницы. Навстречу ему вышел убийца, который так же, как и остальных, заколол его самодельным ритуальным кинжалом.