Содержание
- Первое упоминание о деревянном храме Николая Чудотворца в Толмачах относится к 1625 году. Каменный храм построил в 1697 на средства Лонгина Добрынина, прихожанина церкви Воскресения в Кадашах.
- Считается, что образ Владимирской Божьей Матери написал евангелист Лука. На самом деле это византийская икона XII века.
- Настоятели
- Литература
- Использованные материалы
Первое упоминание о деревянном храме Николая Чудотворца в Толмачах относится к 1625 году. Каменный храм построил в 1697 на средства Лонгина Добрынина, прихожанина церкви Воскресения в Кадашах.
Что есть что в церкви
В то время здесь еще была Толмачевская слобода — поселение устных переводчиков. Она появилась еще во время татаро-монгольского ига. Но постепенно в Толмачах стали селиться купцы, которые активно жертвовали Церкви.
В разное время храм достраивали: в 1770 году в трапезной появился Покровский придел, в 1834 перестроили трапезную по проекту Ф.М. Шестакова и поставили новую колокольню, в 1856 году поновили четверик и перестроили главный алтарь. А в 1812 году московский пожар чудесным образом не тронул Никольский храм, хотя его приход выгорел дотла.
Известно, что ревностным прихожанином и благотворителем храма Святого Николая в Толмачах был Павел Третьяков. По его просьбе в ограде устроили калитку, соединявшую церковь с усадьбой Третьяковых в Лаврушенском переулке. Сейчас мемориальная табличка отмечает место, где молился Павел Михайлович.
В 1929 году Никольский храм закрыли, чтобы устроить в здание хранилище Третьяковской галереи. Тогда разрушили главы церкви и снесли три из четырех ярусов колокольни.
Богослужения возобновились в 1993 году. Через 6 лет завершили реставрацию храма в Толмачах. Средства на восстановление церкви выделила Третьяковская галерея. Тогда в росписях появились образы служившего здесь Алексия Зосимовского и последнего настоятеля Никольского храма Ильи Четверухина. При этом отец Илья, вопреки православным канонам, изображен в очках.
В 2000 году сюда перенесли главную православную святыню России — Владимирскую икону Божьей Матери. Сам храм стал домовой церковью при Третьяковке, а его хор одновременно является хором галереи.
Считается, что образ Владимирской Божьей Матери написал евангелист Лука. На самом деле это византийская икона XII века.
Путеводитель по архитектурным стилям
Сначала образ хранился в Киеве. Затем Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир. Во время нашествия хана Тамерлана образ Владимирской Богоматери перенесли в Москву для защиты города.
Трижды икона спасала столицу от татаро-монгол — в 1385 году, в 1450 и 1480. Каждый раз ее крестным ходом обносили вокруг города. Защитила Владимирская икона Москву и во время Великой Отечественной войны. По легенде, осенью 1941 года, когда фашисты рассматривали столичные окраины в бинокли, а надежды отстоять город уже практически не было, по приказу Сталина самолет со святым образом трижды облетел вокруг города. И на самых подступах к Москве врага остановили.
Владимирская икона присутствовала при избрании всех российских митрополитов и патриархов. До 1918 года она стояла в Успенском соборе. Потом образ передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 году — перенеси на хранение в Третьяковскую галерею.
Сегодня Владимирская икона Божией Матери стоит в специальном пуленепробиваемом киоте. Всего в храме Николы в Толмачах около 150 редких и чтимых икон XVI-XX веков.
Храм Николая в Толмачах на фотографиях разных лет:
А что вы знаете о храме Святого Николая в Толмачах?
В настоящее время этот храм является хранителем главной святыни Русского народа и Российского государства – Чудотворного Образа Владимирского Пресвятой Богородицы.
С 1851 г. участок храма Святителя Николая Угодника в Толмачах стал соседним с участком городской усадьбы П.М.Третьякова – московского купеческого головы и основателя легендарной Третьяковской Галереи, который выступил меценатом крупных работ в храме в 1856 – 1858 гг.
Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Матери Божьей Девы Марии был принесен из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо — Восточная Русь была спасена от разгрома: дойдя до р. Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Девы Марии был установлен в кафедральном митрополичьем (позднее – патриаршем) Успенском Соборе Московского Кремля, в котором находился до 1918 г. В 1918 г. Чудотворный Образ был передан в Исторический музей, в 1927 г. – в Третьяковскую галерею.
В настоящее время Чудотворный образ установлен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах для всеобщего обозрения и поклонения в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается
постоянная музейная система максимально благоприятных условийсохранения бесценной реликвии; контроль за сохранением Чудотворного Образа осуществляют сотрудники Третьяковской галереи.
Сам храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах в Замоскворечье является выдающимся памятником истории и культуры Москвы.
Храм в Малом Толмачевом пер. уже определением своего местонахождения напоминает об одном из интереснейших районов Москвы и особом этапе развития Замоскворечья, когда в южной части Москвы за р. Москвой размещали иноверцев, рядом с которыми разместились переводчики – толмачи. Замоскворечье стало районом крупного торга – об этом напоминает название ул. Пятницкой в честь снесенного храма Параскевы Пятницы (место павильона метро «Новокузнецкая»). Естественно появление в этом районе храма в честь Святителя Николая Угодника – покровителя путешественников.
Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в описях Москвы в 1625 г., но существовал, скорее всего, гораздо раньше. Это объясняется тем, что плотное заселение Замоскворечья в качестве полноценного района Москвы, начинается только после завершения Смуты начала XVII в., более ранняя информация об этом районе достаточно отрывочная.
Современный комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах расположен почти строго по оси запад – восток перпендикулярно трассе Малого Толмачева пер. (с севера на юг от русла р. Москвы) и включает две основные исторические части: выходящую на красную линию трапезную храма с колокольней 1833 – 1834 гг. на месте частей храма конца XVII в. и расположенный за трапезной собственно храм 1690 – 1697 гг.
Современное здание собственно храма Святителя Николая Угодника в Толмачах было построено в 1690 – 1697 гг. с посвящением храма Сошествию Св. Духа и устройством Никольского предела в трапезной на средства
богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных и представляет собой яркий пример московского храмового строительства конца XVII в.
Уже в конце XVII в. комплекс храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах представлял собой пример организованной градостроительной композиции (типология «кораблем»), когда колокольня,
трапезная – «теплый храм» и собственно основной объем «зимний храм». строились с соблюдением расположения частей по единой оси, при благоприятных обстоятельствах – либо перпендикулярно трассе, либо параллельно. Храм Сошествия Св. Духа (Святителя Николая) в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г., к концу 1820х гг. колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее разборки и строительства новых частей комплекса.
Сохранившееся от конца XVII в. основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны в центре нижнего яруса расположен проход внутрь храма.
Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым сомкнутым сводом (из четырех треугольников), снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с 5 декоративными барабанами без окон под луковичными главами.
Примерно на уровне подъема сводов на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля.
Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва.
В 1832 – 1833 гг. под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова к историческому зданию храма Сошествия Св.Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах на месте аварийных частей были пристроены новые трапезная и колокольня, выступающие на красную линию Малого Толмачева пер.
Ф.М.Шестаков, работавший с такими ведущими архитекторами Москвы первой трети XIX в., как О.И.Бове и В.П.Стасов, стал очень видным представителем московского послепожарного ампира, к прекрасным памятникам которого относятся части храма Святителя Николая в Толмачах.
Новые части храма составляют очень эффектную композицию, центральную часть этой композиции занимает четырехярусная колокольня, нижний ярус которой занимает тамбур главного входа в храм.
Вертикальный взлет колокольни эффектно подчеркивает фланкирующий колокольню ярко выраженный горизонтальный объем трапезной, вытянутый вдоль трассы Малого Толмачева пер., внутри которого устроены Покровский и Никольский пределы. Наружное оформление трапезной включает эффектные ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, которые отчасти напоминают оформление строившегося чуть раньше расположенного неподалеку на Большой Ордынке храма Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове.
Крупные работы в храме Святителя Николая в Толмачах были проведены в 1856 – 1858 гг. на средства П.М.Третьякова и братьев Медынцевых, когда храм в значительной степени приобрел исторический внутренний облик, сохранявшийся до его закрытия в 1929 г. Именно тогда было выполнено необычайно торжественное оформление пределов трапезной, был расписан внутри храм конца XVII в. (бригада иконописца Степанова), был заново выполнен по историческому образцу иконостас с установкой исторических икон храма.
В 1929 г. храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов.
В 1993 г. зданию возвращен статус храма с проведением служб.
В 1997 г. при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров на 1929 г.
Постоянно проводятся поддерживающие работы.
Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru
Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «в Толмачах», домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.
- Адрес: Россия, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)
- Проезд:
- от метро Третьяковская — из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
- от метро Полянка — из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
- Телефон: (495) 957-07-81
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первое упоминание о деревянной еще «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. «Толмачи» — слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда — в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики — татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.
Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».
В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.
В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 — о. Феодор).
В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).
В 1929 году храм был закрыт.
Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.
Восстановление храма началось в 1990 году.
В 1993 году были возобновлены богослужения.
8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.
В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.
В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.
Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.
При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».
Настоятели
Литература
- Музей-храм Святителя Николая в Толмачах // Сайт Государственной Третьяковской галереи