Легко ли сделать выбор в пятнадцать лет между красивым молодым богатым человеком, почестями, безбедной жизнью и страшными муками, которые могут завершиться только смертью? Что может побудить юную душу сделать выбор в пользу второго? Как бы ни был страшен такой выбор, он был не редок во времена зарождения Церкви.
Святая мученица Агафия (Агата)
История христианской церкви насчитывает чуть больше двадцати веков. Тысячу лет из них Церковь была единой. Не было разделения на православных и католиков. Деление было территориальным: Восточная и Западная Церковь.
Агата святая для православных и католиков
При этом сохранялось единство веры. Все святые, которые были явлены в те времена, являются общими для обеих церквей. Одной из таких святых является святая Агата, или Агафия.
Имя святой мученицы Агаты в Восточной Церкви произносится как Агафия. Это связано с особенностями произношения его в латинском и греческом языках.
В латинской традиции принято изображать святую Агату с блюдом, на котором лежат её отрезанные груди.
Содержание
- Италия – место рождения святой Агаты
- Христос стал главным богатством для девушки
- Агата отказалась вступать в брак с гонителем христиан
- Святая отказалась поклониться языческим богам
- Чудесное исцеление мученицы не вразумило мучителя
- Горожане, напуганные землетрясением, заставили прекратить мучения святой
- Ангел Хранитель явился горожанам на погребении святой мученицы
- По молитвам святой происходят чудеса и исцеления
- Молитва святой мученице Агафии
- Биография
- Потомство
- Источники
- Отрывок, характеризующий Агафья Святославовна
Италия – место рождения святой Агаты
Святая мученица Агафия родилась на территории современной Италии. По одним сведениям в городе Катании на Сицилии, а по другим – в городе Палермо на заре христианства, в начале третьего века.
Это были страшные и славные времена для Церкви Христовой. Один император за другим изощрялись в способах казни христианских мучеников, а множество взрослых и детей показывали невероятные подвиги веры.
Катания расположена у подножия вулкана Этна
Христос стал главным богатством для девушки
Агата родилась в очень богатой семье, но несмотря на это девушка научилась ценить не только богатство, состоящее из драгоценностей и земель. Она смогла оценить то сокровище, которое получила, когда уверовала во Христа.
Этим сокровищем для неё стал Христос. Будучи пятнадцати лет, девушка решила никогда не вступать в брак и жить в чистоте и святости, всё время проводить в молитве и добрых делах.
В то время это был достаточно распространённый подвиг среди христианских девиц, которые иногда собирались и жили вместе, образовав подобие современных монастырей, но чаще, они оставались в домах своих родителей.
Агата отказалась вступать в брак с гонителем христиан
В 249 году императором в Риме стал Траян Деций. Гонения на христиан вспыхнули с новой силой. В 251 году юная Агата была схвачена и доставлена для суда префекту Квинтиану. Девушка была не только умна и богата, она была очень красива. Префект решил жениться на ней, но получил отказ.
Тогда он отдал Агату распутной женщине, чтобы та растлила девушку и склонила её к этому браку. Целый месяц Агату пытались переубедить уговорами и соблазнами, но её вера была крепкой, а решение служить Христу в девстве непоколебимым. Когда Квинтиан узнал, что девушка не изменила своего решения, он снова попытался убедить её сам.
Деций, Гай Мессий Квинт Траян — один из самых жестоких гонителей христиан. Хотел жениться на святой Агате
Агата мужественно отвечала судье:
«Всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения.»
В Римской империи всё, что касалось судопроизводства, скрупулёзно записывалось. Именно поэтому до нас и дошли сведения о страданиях святых мучеников и даже их диалоги с мучителями и судьями. Так же произошло с Агатой.
История сохранила беседу между префектом и юной святой. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агата, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой».
Святая отказалась поклониться языческим богам
Девушку принуждали поклониться богам и за это обещали сохранить ей жизнь, но она решительно отвергла идолов. Она сказала: «Единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого.»
Во время мучений святая не переставала в молитве славить Бога:
«Ниспосланные Тобой муки — для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями».
Её подвергли избиениям и истязанием, а потом отрезали ей соски и бросили в темницу.
После истязания святую Агату (Агафию) заключили в темницу
Чудесное исцеление мученицы не вразумило мучителя
Ночью Агате явился апостол Пётр и её Ангел Хранитель. Они уврачевали раны девушки. Когда через несколько дней за ней пришли, не удивился один Квинтиан, потому что гнев затмил его разум.
Он снова приказал истязать святую за отказ принести жертву идолам. Тропарь, посвящённый святой мученице передаёт нам её слова, обращённые ко Христу:
«Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.»
Апостол Пётр и Ангел Хранитель исцелили раны Агаты ночью. (Джованни Лафранко. 1613г)
Горожане, напуганные землетрясением, заставили прекратить мучения святой
Во время совершения пыток случилось страшное землетрясение. Жители Катании, где проходил этот суд, собрались и потребовали от префекта прекратить мучения. Они угрожали ему смертью и обещали сжечь его вместе с остатками дворца, который разрушило землетрясение.
Пытки прекратили и снова отвели Агату в темницу. Девушка помолилась Христу и предала Ему свой дух.
Над местом заточения мученицы построили собор святой Агаты.
Ангел Хранитель явился горожанам на погребении святой мученицы
Жители города с честью похоронили мученицу. Во время погребения появился сверкающий юноша в сопровождении множества детей в белых одеждах. Этот юноша положил на гробницу мученицы мраморную плиту, на которой были высечены слова:
«Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины».
Житие говорит нам, что это был Ангел Хранитель святой.
Префект Квинтиан отправился в имение мученицы, чтобы забрать его в своё владение. Дорога проходила вдоль реки. Конь сбросил его в воду и префект погиб.
По молитвам святой происходят чудеса и исцеления
В последующие годы, всякий раз, как вулкан Этна начинал извергаться, горожане устремлялись к гробнице святой и заграждали дорогу лаве её покрывалом и извержение прекращалось.
Извержение вулкана Этна много раз останавливалось по молитвам святой
День памяти святой Агаты, или Агафии, приходится на 5 февраля по старому стилю, или на 18 по новому стилю. Память чтится всеми христианами обеих Церквей, как в православии, так и в католицизме.
Есть в церковной жизни одно неписаное правило — чаще всего мы молимся святым о помощи в таких проблемах и скорбях, которые они перенесли сами. Например, святому Антипе, которому мучители вырвали все зубы, часто молятся при зубной боли.
Так и святой Агате часто молятся женщины, страдающие болезнями молочных желез. Но самое главное, о чём следует молиться святой, это об укреплении в вере и о сохранении чистоты помыслов и жизни.
Молитва святой мученице Агафии
Мученица Твоя, Господи, Агафия во страдании своем венец приняла нетленный от Тебе, Бога нашего; имела бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Память 5 / 18 февраля
(MP3 файл. Продолжительность 4:48 мин. Размер 3.5 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)
Святая мученица Агафия Святая Агафия, одна из славнейших мучениц Запада, была родом из знатной и богатой семьи города Катании на Сицилии. С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения – истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу. Во время гонений Деция, в 251 году, она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена по приказу префекта Квинтиана и предстала перед его судом. Соблазненный красотой и богатством Агафии, он захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, препоручил ее женщине дурного поведения Афродисии. Та целый месяц заставляла ее уступить, но безрезультатно. Стоя на неколебимой скале веры, дева не соблазнялась никакими обещаниями мирских радостей и удовольствий.
Поскольку Афродисия признала свое поражение, уверяя, что проще изменить природу железа или камня, чем сломить решительность Агафии, префект вызвал христианку к себе и спросил о ее происхождении. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агафия, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой». Когда ее принуждали поклониться языческим богам, она посмеялась над ними. Поэтому Квинтиан приказал бить ее по лицу и бросить в темницу в ожидании дальнейших пыток.
На следующий день во время второго допроса на требование совершить языческое жертвоприношение, чтобы сохранить себе жизнь, святая ответила, что единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого. Ее растянули на дыбе и стали бичевать. В то время как ее тело раздирали раскаленными крюками и прижигали факелами раны, она восклицала: «Ниспосланные Тобой муки – для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями». Взбешенный тиран приказал отрезать ей сосцы и бросить в застенок без всякой помощи. Но среди ночи Агафии явился окруженный сиянием апостол Петр с ее Ангелом Хранителем и совершенно исцелил от всех ран.
Через четыре дня Квинтиан приказал вновь привести к нему Агафию и, ничуть не удивившись чудесному выздоровлению девы, приказал катать обнаженную мученицу по острым черепкам и горящим углям, раскиданным на земле. Вдруг землетрясение постигло всю область, и часть дворца разрушилась. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его вместе с остатками дворца, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.
Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.
А нечестивый Квинтиан решил завладеть богатствами Агафии, но по дороге кони сбросили его, и он исчез в водах реки. На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил превратить в пепел Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании. Почитание ее широко распространено на Западе и на Востоке.
Агафья Святославовна (род. между 1190 и 1195 — ум. 31 августа 1247/2 июня 1248) — представительница династии Рюриковичей по рождению и княгиня Мазовецкая по браку.
Биография
Агафья была дочерью волынского князя Святослава Игоревича и его жены Ярославы Рюриковны, дочери киевского князя Рюрика Ростиславича.
По различным датировкам между 1207 и 1210 годами Агафья прибыла в Польшу, чтобы вступить в брак с князем Конрадом Мазовецким. Брак был следствием политических игр — отец Агафьи в то время стал союзником польского князя Лешека Белого и нуждался в этом браке, чтобы закрепить союз с польской знатью. Брак Агафьи и Конрада продлился тридцать лет.
Агафья активно поддерживала стремление мужа сблизиться с Тевтонским орденом, стремления вскоре увенчались успехом и в 1227 году княжеская пара встречала при своем дворе Германа Балка.
В 1239 году было совершено преступление, повлиявшее на членов семьи княгини. Все началось, когда сын Агафьи Казимир женился на дочери Генриха Набожного Констанции. Иоан Херон, воспитатель сыновей Агафьи и Конрада, выказал своё отрицательное отношение к браку воспитанника и Констанции, а также, вероятно, нелестно отзывался о правлении Конрада. В конце концов Иона предали суду, признали виновным и казнили через публичное повешение. Ян Длугош пишет: «А когда он умер, его тело сняли с виселицы и несколько братьев доминиканцев унесли его с намерением похоронить. Иоана похоронить так и не удалось, Агафья и Конрад приказали повесить его в кафедральном соборе Плоцка». Поскольку Агафья была причастна к обвинительному приговору, её стали называть второй Иезавелью. Также, по некоторым свидетельствам, княжеская пара была проклята архиепископом Гнезно.
Новость о казни быстро разлетелась по всей стране. Архиепископ Пелка Лис не только наложил проклятие на Агафью и её мужа, но также запретил церковные службы по всей Мазовии. Церковные колокола молчали и жители не могли ходить к мессе, ни свадьбы, ни похороны не проводились. От Конрада отвернулись практически все союзники и друзья. Тогда Конрад отправился в Лович и вымолил там прощение себе и Агафье.
В Плоцке выставлена гравюра, на которой изображена Агафья, её муж и двое старших сыновей.
Точная дата смерти Агафьи не определена, но доподлинно известно, что она пережила Конрада, умершего 31 августа 1247 года.
Потомство
У Агафьи и Конрада было 10 детей:
- Болеслав Мазовецкий (ок. 1210-17 апреля 1248) Князь Мазовский (1247—1248)
- Казимир Куявский (между 1210 и 1213 — 14 декабря 1267) Князь Кулявский (1247—1267)
- Земовит Мазовецкий (ок.1213-24 июня 1262), унаследовал от старшего брата титул Князя Мазовецкого (1248—1262)
- Евдоксия(1215—1240) жена графа Брени Веттина
- Людмила (родилась до 1225)
- Земомысл (между 1216 и 4 июля 1228 — между 10 июля и 18 сентября 1241)
- Саломея (между 1220 и 1225 — после 30 августа 1268) монахиня
- Юдита (между 1222 и 1227 — 4 декабря между 1257 и 1263) замужем сначала за Межко Фатом, потом за Генрихом Вайтом
- Дубравка (ок. 1230—1265)
- Мешко (род. 1235)умер в младенчестве.
Источники
Отрывок, характеризующий Агафья Святославовна
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г’остов? 3до’ово, здо’ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
Житие мученицы Агафии Панормской (Палермской)
Сия мученица почитается в нашем простом народе заступницею от вреда огненного. Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии. Наступило гонение Декия. Св. Агафия стала готовиться к мученической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей беспутную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роскоши не расположила к себе св. Агафию. Не помогли также и увещевания языческой вдовы. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Святая ответствовала:
– Ваши идолы не боги, а бесчувственные чурбаны, и сами вы рабы этих чурбанов.
Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Видя, однако, ее непреклонность, он велел рвать клещами ее грудь.
– Бесчувственный мучитель! – воскликнула Агафия. – Ты не стыдишься отрезывать у женщины сосцы, которыми ты сам питался у своей матери…
Когда потом Агафию бросили в темницу, то ей явился апостол Петр и исцелил ее раны. Необычайный свет при этом озарил темницу; воины, испуганные этим, разбежались. Святая Агафия, однако, этим не воспользовалась, покорно ожидая мученического венца.
На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то мучитель велел насыпать на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросить нагую Агафию. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию опять в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за ту силу и терпение, с какою она переносила мучения.
На ее гробнице впоследствии была построена церковь стараниями ее почитателей-христиан.
Гнев Божий скоро поразил нечестивого мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св. Агафии, в г. Палермо, чтобы взять себе ее имущество, то при одной переправе он упал в воду и утонул. Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.
Жизнь этой мученицы научает нас терпеливо переносить все страдания и невзгоды жизни, не падать духом, не унывать, а надеяться на помощь Божию; она научает нас веровать, что страдания посылаются Богом для нашего же спасения.
См. также: «Страдание святой мученицы Агафии» в изложении свт. Димитрия Ростовского.