Перевод: Займовский C. — СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. – 272 с. — ISBN 5-17-031934-7, ISBN 5-271-11751-0.
Данная книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 — 1952) является одним из фундаментальных ее трудов. Первая часть посвящена обоснованию социального и психолого-педагогического аспектов созданной ею системы саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Вторая часть описывает научно-педагогический метод, который она использовала в работе с детьми Дома ребенка, открытого в 1907 году в одном из бедных кварталов Рима.Оглавление Введение профессора гарвардского университета Генри Гольмса
Общая часть
Педагогические методы, применяемые в «Домах ребенка»
Часть антропологическая
Окружающая среда. Классная мебель
Самостоятельность
Упразднение наград и наказаний
Биологическое понятие свободы в педагогике
Как давать урок
Воспитание чувств
Цель воспитания — развивать силы
Воспитание чувств и иллюстрация дидактического материала
Воспитание общей чувствительности: тактильное, термическое. Барическое и
стереогностическое чувство
Воспитание стереогностического чувства
Воспитание чувств вкуса и обоняния
Воспитание чувства зрения
I. Различительное восприятие размеров посредством зрения
II. Различительное распознавание форм и зрительно-тактильно-мускульные восприятия
Упражнения с тремя сериями карточек
III. Различительное зрительное восприятие цветов. Воспитание хроматического чувства
Упражнения в распознавании звуков
Общие замечания о воспитании чувств
Умственное воспитание
Игры вслепую
Воспитание зрительного чувства применительно к наблюдению среды.
Номенклатура
Рисование
Игрушки Равиццы, геометрические тела и отпечатки
Геометрический анализ фигур: стороны, углы, центр, ребра
Упражнения в хроматическом чувстве
Приемы обучения чтению и письму
Самопроизвольное развитие графического языка
Описание метода и дидактического материала
1-й период. Упражнения для развития мускульного механизма, необходимого для держания и управления орудием письма
Рисование, подготовляющее к письму
2-й период. Упражнения, устанавливающие зрительно-мускульные образы букв и закрепляющие мускульную память движений, необходимых для письма
Чтение
Дефекты речи, обусловленные недостатками воспитания
Обучение счету и введение в арифметику
Порядок упражнений
Порядок и градации в пользовании материалом и в упражнениях
Первая степень
Вторая степень
Третья степень
Четвертая степень
Пятая степень
В своей последней статье я размышляла на тему: «Стоит ли покупать Монтессори-материалы домой?». Действительно, некоторые материалы вполне можно сделать самим, но в целях экономии времени, что-то стоит и приобрести. На пике популярности Монтессори-метода, некоторые издательства начинают сейчас выпускать методические пособия. Например, издательство «Клевер» выпустило обучающий набор «Учим буквы по методике Монтессори»
Свой комплект издательство называет «уникальным», предлагаю заглянуть, что же находится внутри.
В комплект входит 17 двусторонних карточек с шершавыми буквами и сборник с 20 занятиями по подготовке ребенка к чтению и письму.
При покупке этого набора, сразу встал вопрос о том, что карточки двусторонние, на мой взгляд, это большой минус при показе карточек. Во всяком случае, когда я начала показывать презентацию ребенку по этим карточкам, то первое на что он обратил внимание — это оборотная сторона карточки, поэтому вся презентация закончилась разглядыванием другой стороны. К тому же нужно учитывать, что из-за того, что карточки двусторонние, некоторые буквы не получится поставить рядом, например «а» и «б», и все рядом стоящие буквы, хотя иногда это было бы нужно.
Это существенный минус набора, но как я понимаю, это сделано в целях снижения стоимости комплекта, если добавить еще столько же карточек, то цена станет приближаться к оригинальному пособию Монтессори.
Рассматриваем дальше: формат карточек очень порадовал: 17х20 и высота буквы 8 см, картон плотный.
Гласные, как и полагается на красном фоне, согласные – на синем.
Сами буквы белые, прописные, без наклона, что является плюсом при первом знакомстве с буквами, поскольку первое письмо без наклона считается более естественным для ребенка. Шершавое напыление букв достаточно приятное и ощутимое.
Все уложено в коробку, где есть ленточка, потянув за которую можно достать буквы. Но сделана эта конструкция не очень надежно, через пару дней ленточка уже оторвалась :).
К комплекту прилагается небольшая книга «20 занятий с карточками Монтессори», которые дадут представление, как работать с этими карточками.
Но все же, если вы планируете обучать писать ребенка по этому методу, то я бы порекомендовала кроме этой брошюру приобрести книгу М.Монтессори «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», где есть глава с описание метода обучения письму.
Еще можно посмотреть книгу Е. Хилтунен: «Говорю, пишу, читаю». Упражнения для маленьких детей в развитии языка.
А также, для самых любознательных, книгу Фаусек: «Русская грамматика по методу Монтессори». Эта книга позволит более глубоко понять процесс становления грамотности в родном языке у детей. Также в книге описаны варианты упражнений с языковым материалом М.Монтессори в русской транскрипции Ю.Фаусек.
Эти книги также можно приобрести в интернет-магазинах «Монтессори-клуб» и «Незнайка»
В целом, приобретенным комплектом я довольна. Сейчас Святослав активно по нему занимается и пробует писать свои первые буквы. Но в дальнейшем все-таки придется в дополнение к этому комплекту делать самой и прописные буквы.
Купить в Лабиринте:
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество организации с семьей;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);
— учет этнокультурной ситуации развития детей.
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори).
Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность Монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.
Философский аспект системы
Мария Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок обладает особой формой сознания – впитывающим разумом, строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.
Психологический аспект системы
Следуя идеям природосообразности развития детей, Мария Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяла период от рождения до 6 лет – годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения
социального поведения.
Педагогический аспект системы
Монтессори-педагоги придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их прав на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Они осознают врожденное стремление ребенка к независимости (автономности) и в то же время потребность детей в принятии и поддержке со стороны взрослых. Педагоги выстраивают открытые и доверительные отношения с детьми и целенаправленно формируют культуру дружественных и доброжелательных отношений между самими детьми, а также между детьми и взрослыми. Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей образовательной средой
Дети дошкольного возраста от 2,5 до 7 лет
Главной возрастной задачей ребенка, по системе является «строительство самого себя». Выучившись в этом возрасте управлять собой, ребенок выстраивает механизм мышления, самой сложной формы человеческой деятельности. В последующие 2–3 года, пережив фазу активного самостроительства и большинство сенситивных периодов, дети становятся на позицию исследователей окружающего мира. Посредством воображения и собственной деятельности они создают в сознании более или менее полный образ природы и культуры, а также своего места в социальном окружении.
Основания разработки Программы (документы и программно-методические материалы)
— Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
— Устав БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 100»;
— Программа развития программа БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 100»;
— Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / под ред. Е.А. Хилтунен.
Содержание
История появления
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.
Мария Монтессори
В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Основные принципы методики
- Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
- Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
- Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
- Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Преимущества системы
Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
Минусы системы
- Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
- Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить.
- Отсутствие подвижных и ролевых игр.
- После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
- Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
- Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.
Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.
В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.
Резюме
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.
Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.