В интервью порталу Православие.ru настоятельница Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина) рассказывает о жизни обители и о ее насельницах.
— Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?
— Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться на святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия — принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля — особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас — группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.
— Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.
— Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь — тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.
С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.
Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши — почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.
Устроили первую гостиницу — со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.
Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.
— Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?
— Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание — такова наша миссия.
Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь — мне тогда было 18 лет, — меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали — все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.
— Каков распорядок жизни Горненского монастыря?
— День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник — архангелу Михаилу, во вторник — святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после Литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.
Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники — в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.
— Подвизаться на Святой Земле — особый крест?
— Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».
Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» — никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.
Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом — теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.
— Сколько насельниц в обители сегодня?
— Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.
Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер — снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.
Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.
Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер — из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга — Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.
— Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?
— Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение — всех принимаем.
— А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?
— Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.
Беседовала О. Кирьянова
28.05.2016 11:09 Вопрос священнику
Нередко наши пользователи задают вопросы, связанные с монастырями. Как уйти в монастырь, можно ли пожить в монастыре некоторое время, и может ли жизнь в монастыре помочь справиться с депрессией. Мы попросили игумена Игнатия ответить на эти и другие вопросы, связанные с монашеством.
Отвечает игумен Игнатий Сидоренко:
Отец Игнатий, скажите, пожалуйста, много ли в Казахстане монастырей?
На сегодняшний день, в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, действуют две мужских пустыни и 6 монастырей -1 мужской и 5 женских.
Мужская пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, находится в Кызылжарском ущелье близ города Каскелен; Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского в горах недалеко от города Иссык.
Женские монастыри Астанайской и Алматинской епархии: Иверско-Серафимовский в городе Алматы и монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Астане.
В Усть-Каменогорске мужской; в Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Караганде женские монастыри.
Расскажите, пожалуйста, что такое монашество?
Монашество – сознательное уклонение от общепринятого повсеместно образа жизни ради познания Господа Иисуса Христа.
«…все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил. 3,8).
Апостол Павел за лучшее признает оставаться без жены, — «…я хочу, чтобы вы были без забот…» — пишет он коринфянам, — «…неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7,26-34).
Даже в миру редко, но можно встретить убежденных холостяков, которые решили не создавать себе проблем, связанных с браком и воспитанием детей. К таким отношение в обществе неоднозначное. Их считают странными, чудаками, эгоистами, живущими для самих себя или людьми неспособными к браку по состоянию здоровья.
Если рассмотреть причины вступления в брачные отношения, то все они будут в мирской плоскости естественных телесных устремлений и душевных привязанностей, которые причиняют душе скорби. Поэтому Апостол Павел говорит тем, кто избирает брак, — «…мне вас жаль…»
Монах же, осознавая всю ценность брака следуя советам Апостола Павла, избирает иной путь по причине всецелого восхищения его души общением с Богом.
У преподобного Амвросия Оптинского спросили, что же такое монашество, он ответил: «блаженство».
Если бы мир знал, то блаженство, которым утешает Господь монашествующих, то отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.
Сложно ли стать монахом?
Легко, если это делается охотно — с радостью птицы освободившейся из мирской сети. Мир — это система, которая обусловлена своими законами. Родился, учился, женился, работал, растил детей, женил их, нянчил внуков/правнуков, болел, умер. Монашество — рождение от Духа в жизнь вечную и выход из системы
Брак это 100% поглощение внимания и времени непрестанными заботами о жене и детях/внуках. Монашество – 100 % заполнение времени молитвами и послушаниями. Брак непрестанные думы. Монашество непрестанные молитвы. Брак один и тот же набор функций до старости и изнеможения. Монашество ты в Боге, а тело в работе.
Как только в сердце не останется мысли о браке возникнет следующий этап — отвержение своей воли во имя Воли Божией. Человеческое «хочу» работает в диапазоне эгоизма. Монашеское «хочу» направлено на познание и исполнения воли Божией. Послушание есть сознательное целенаправленное отвержение своеволия во имя познания воли Божией.
Как мирянину стать послушником? Что для этого нужно?
Для начала, неплохо бы стать трудником. На монашество надо смотреть изнутри. Приехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию, помолиться на монастырских службах. Затем, если все пришлось по душе следует обратиться к игумену монастыря с прошением о принятии в число послушников.
Фраза «уйти в монастырь» в настоящее время стала некоторым клише, которое означает «убежать от проблем». Отец Игнатий, можно ли убежать от проблем в монастырь? И какие сложности ждут человека, решившего стать монахом или послушником?
От проблем в монастыре не спрятаться так как от себя не уйти. В монастыре все проблемы обострятся, и станет еще хуже, чем было. Все проблемы надо разрешить до монастыря. Самая главная проблема или, как вы выражаетесь, сложность — это отречение от своей воли. Попробуйте ради интереса безропотно подчиняться своим родителям, начальству на работе, всем Божиим заповедям. Если получится, то можно идти и пробовать себя послушником в монастыре.
Отец Игнатий, нередко, человек страдающий депрессией, считает, что уединение в монастыре может помочь ему справиться с этой болезнью. Так ли это? Оправданы ли такие надежды?
Нужно понимать, что природа депрессий довольно различна. В случае, когда депрессия зависит от состояния организма, не зависит от внешних факторов жизни человека, это уже болезнь и её надо лечить соответствующим образом. Однообразные условия жизни в монастыре, наоборот, могут способствовать усилению депрессии, если почитать монашескую литературу, то можно узнать, что уныние это одна из основных страстей, нападающих на монашествующих, поэтому, прежде, чем идти в монастырь, надо знать, как и уметь бороться с этими страстями и не надеяться, что в монастыре кто-то решит ваши проблемы вместо вас.
Уход в монастырь — это признание, что Вы хотите посвятить себя служению Богу, а не клиника душевного состояния. От депрессии скорее поможет осознание того, что у вас все не так уж плохо, что есть люди, которым гораздо тяжелее. Оглянитесь вокруг вместо того, что бы жалеть себя. Например, отдайте свой заработок за три дня одинокой маме, воспитывающей двоих детей, или соорудите пандус к подъезду для соседа — инвалида. Приберите квартиру, вымойте окна и вздохните полной грудью. Опыт показывает, что в большинстве случаев, то, что люди назвали для себя депрессией, после таких упражнений улетучивается в два счёта. Хотя, повторюсь: депрессия бывает разной.
Может ли человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, обратиться за помощью в монастырь?
Да, конечно может. Если человек действительно желает избавиться от зависимости, то условия монастырской жизни, действительно способны стать неплохой помощью.
Что делать человеку, который ощущает опустошение, не может найти смысл жизни и хочет обрести его, уйдя в монастырь? С чего начать?
Уходить, с целью найти – это уже путь, обречённый на провал. В миру легче найти смысл жизни. Во-первых, это наша вера православная, приводящая человека ко Христу, это и Церковь со спасительным уставом, богослужебным кругом, это церковные праздники и посты. А в монастырь надо идти уже обретшим смысл жизни и желающим ни на что житейское не отвлекаться от Господа нашего Иисуса Христа. Так что начать надо с того, что приведет нас ко Христу — с исповеди и регулярного Причастия. Нужно войти в Церковный ритм: среда, пятница — пост, в воскресение — служба.
Отец Игнатий, а как поддержать близкого человека, который выражает желание уйти в монастырь?
Главное не препятствовать. А лучшая помощь здесь, это конечно молитва, ну и радость за человека, который ощутил в себе желание всецело посвятить себя Богу.
Если среди ваших знакомых есть такие – «не от мира сего» посоветуйте им написать мне по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; я постараюсь помочь им.
Пожелаю всем читателям обрести мир во Христе и стяжать благодать Святаго Духа. Хотите стать монахами или монахинями, начните в миру жить иначе, чем жили, углубляясь в молитвенное умное делание, чтение святоотеческой литературы, упражнение в посте и стремлении к регулярному Причастию. И все это надо делать так, чтобы никто этого не заметил, то есть, никого не раздражая этим и никого не осуждая. И тогда Свет Христов просветит наши души к желанию быть всегда с Ним неразлучно.
Спасибо за беседу, отец Игнатий!
Монастырь это не стены, монастырь — это люди! Монашескую общину называют братством, сравнивают с семьей. Каждый член семьи нам дорог и бесценен. И все мы в монастыре — части тела Христова.
Задумываясь о выборе пути, каждый человек задается вопросом, как испытать себя, как найти ту обитель, которая может стать местом спасения. Сначала необходимо посмотреть жизнь обители изнутри, ее устав и духовное устроение. Для этого рекомендуется пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.
Православный христианин, пришедший в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, с намерением остаться в нем навсегда, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей многоместной келье, вместе со всей монастырской братией питается в монастырской трапезной, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило. В свою очередь священноначалие и братия смотрят на то, как брат несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам. Ведь его предстоит принять в свою монашескую семью.
На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы и желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.
Для приезда на Валаам трудником необходимо заблаговременно выслать по электронной почте заполненный бланк анкеты трудника. Бланки анкеты размещены на странице Гостиничная служба (прием трудников). После получения всей необходимой информации сотрудник офиса ГС сообщает о получении благословения на приезд на Валаам трудником или об отказе в таковом. При отсутствии у потенциального трудника возможности воспользоваться электронной почтой или факсимильной связью, он может сообщить свои анкетные данные работнику офиса ГС по телефону (812-902-86-03).
О монашестве По прошествии определенного количества времени, обычно от года до двух лет, при условии наличия у трудника духовника, становится возможным зачисление его в братию монастыря в качестве послушника. Видя готовность трудника к зачислению в братию, духовник выдвигает его кандидатуру на рассмотрение Духовного собора монастыря (в который входят Игумен обители и старшая братия), и после положительного решения, будущий послушник приступает к сбору необходимых документов. Официальное вступление в братию происходит после утверждения Святейшим Патриархом соответствующей резолюции.
Прибывший в Валаамский монастырь трудник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование.
Содержание
№2 (36) / 2 января ‘96
Екатеринбургская епархия
В этой теме:
Екатеринбургская епархия
Воцерковленные знания — возвращенные знания
Екатеринбургская епархия
Заключительный документ образовательный чтений, посвященных 110-летию Екатеринбургской епархии
Если вам приходилось бывать в соборе Александра Невского в Зеленой роще, то вы наверняка обратили внимание на молодые лица послушниц. Девушки, одетые во все черное, читают молитвы на службах, поют на клиросе, следят за порядком в храме. Кто они, почему ушли жить в монастырь? Многие из них имеют высшее образование, выросли в достатке и в окружении любящих родителей, которым судьба дочерей представлялась совсем не в стенах монастырской кельи. Видя «незавидную» участь своих детей, мамы и папы обвинили православную церковь в применении гипноза, кодирования, «промывания мозгов». Родители в недоумении, замешательстве, отчаянии. «Закодированные» дети не хотят возвращаться домой, решительно отстаивают избранный путь иноческой жизни. Непонятной иноческой жизни. Вот на эту тему мы и решили поговорить с духовником женского Ново-Тихвинского монастыря, который хорошо знает судьбу каждой послушницы, игуменом Авраамом.
Отец Авраам, для современных родителей уход детей в монастырь — большое несчастье, семейная трагедия. Они видят, что их ребенок не вписывается в общепринятые нормы человеческого бытия…
Монашество испокон веков существовало на Руси и было такой же нормой жизни, как и жизнь семейная. Различие здесь чисто внешнее. Монашеская жизнь — это есть жизнь уединенная. Человек отрекается от мира, от излишнего общения, в том числе и с родителями, и пытается в уединении, углубившись в себя, очистить себя от страстей, от грехов и максимально побуждает себя без всяких отвлекающих моментов к исполнению евангельских заповедей.
В прошлые столетия, когда подавляющее большинство российской империи было православным, то, естественно, были многочисленные случаи, когда родители благословляли своих детей и считали за счастье, за великое благословение Божие, что кто-то из них стал монахом; надеялись, что через этого человека весь род их спасется, как бы им оправдывается весь род. Но однако в те же самые времена, те же самые верующие родители, которые теоретически должны были бы все понимать, однако же пpотестовали и всячески негодовали против ухода своих детей в монастырь. Знаменитый подвижник, недавно причисленный к лику святых, преп. Паисий Величковский, живший в XVIII столетии, ушел против воли матери в монастырь. И мать была настолько этим потрясена, хотя он происходил из священнического рода, что положила на себя пост, ничего не ела, не пила и желала умереть. Ей явился ангел и сказал: «Не дерзай совершать этого безумного поступка. Твой сын избрал благословенный путь, молись за него. Пусть твое поведение и твое покаяние станут назиданием прочим матерям».
Но как быть сегодняшним родителям, которые не то что в ангелов, в Бога не верят? Получается, они годы жизни потратили впустую, воспитывая единственного ребенка, свою надежду и опору в старости, который теперь собирается в монастырь…
Они теряют, может быть, самое ценное, но почему они не подумали об этом, когда убивали во чреве многих и многих своих детей? Тогда они не думали, что теряют самое ценное? Если бы у них было столько детей, как говорят православные, сколько Бог даст, по крайней мере несколько детей, тогда, может быть, кто-то ушел в монастырь, кто-то бы остался с родными. По-человечески понять родителей можно, что они страдают, мучаются. Но почему нельзя понять детей? Почему родители думают, что их дети как-то закодированы, загипнотизированы? Неужели они не могут понять такую простую вещь, что дети искренно убеждены в том, что нужно таким образом жить? Или они вообще забыли о том, что искренность существует на cвeтe? Почему вы думаете, что человек, который пренебрег своими высшими идеалами ради родителей, не пренебрежет и другими возвышенными идеалами — любовью к своим родителям? Разве вы не видите, что вокруг вас происходит?
Происходит много непонятного. Особенно для человека, невидящего большой разницы между молящимся кришнаитом, медитирующим мунитом и исповедником православия. Для такого человека все верующие одинаково ненормальные люди, фанатики или большие притворщики.
На такой поверхностный взгляд сходство между православными и сектантами действительно есть. И сектанты, и истинно православные люди искренно исповедуют свои убеждения. Все религиозные секты имеют какое-то рациональное зерно. Но это лишь крупица истины, которая искажена, затемнена и не может принести пользы человеку, который вместе с этой крупицей истины поглощает потоки лжи.
Есть такое понятие в православной аскетической литературе — прелесть, духовная прелесть. Человек, духовно прельщенный, вступает в контакт с темными силами, принимая это за общение с Богом. Путь этот открыт во всевозможных религиозных сектах, идти по нему легко, он не требует борьбы со своими страстями. Сравните духовный опыт православия с духовным опытом других вероисповеданий. И вы увидите, что он кардинально отличен от них. Допустим то, что йог Вивекананда описывает как вывсоко духовное состояние, то православные подвижники описывают как бесовскую прелесть, то состояние, которого надо опасаться, отвергать от себя. И если бы вы были более внимательными, наблюдательными людьми и пообщались бы, с одной стороны, с православными монахами, монахинями, послушниками, а с другой стороны, с кришнаитами, представителями мистических сект, то увидели бы вопиющую разницу в поведении: простоту у монахов, если это настоящие монахи, и экзальтированность, духовное опьянение у сектантов.
Не верится даже, что в конце ХХ века люди уходят в монастырь. Почему стремится туда молодежь? От каких-то жизненных разочарований, несчастной любви?
Само по себе такое разочарование, несчастная любовь или особенно сейчас умножившиеся житейские трудности — не причина для ухода в монастырь. Более того, такие люди, как правило, в монастыре не задерживаются. Настоящая причина для ухода в монастырь — это, пусть немного странно звучит и непонятно для людей неверующих, — любовь к Господу. Как еще объяснить, почему мы уходим в мoнacтыpь? Я, например, довольствуюсь таким объяснением: я ушел в монастырь, чтобы быть счастливым человеком.
Вряд ли ваши слова будут утешением для мам и пап…
Современные родители в большинстве своем, к сожалению, люди неверующие. Что я могу им сказать в утешение? Родители вообще редко когда довольны судьбой своих детей: то работа не устраивает, то жилье, то выбор супруга. А если бы ваш ребенок попал в секту? А если бы вы его потеряли? В нашем женском монастыре едва-едва можно найти послушниц, у которых родители — верующие люди. И, как выясняется, не родители воспитали детей своих в вере, а дети привели к вере своих родителей. И такое сегодня происходит достаточно часто.
Трудно, конечно, родителям примириться с мыслью, что для их детей теперь дом родной — монастырская обитель. Но возмущаться, негодовать — значит только увеличивать разрыв между собой и детьми. И не монастырские ворота тогда станут преградой вашему общению, а духовная отчужденность.
беседовала Н. ПЕТРОВСКАЯ
корреспондент «Православной газеты»