Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.
Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.
История
Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6).
Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа.
Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле.
Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.
Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.
Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.
Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г.
Монастырь св. Георгия сегодня
Сегодня — это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.
Соборный храм монастыря освящён в честь Рождества Богородицы. Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.
Игумен Даниил свидетельствует:
Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний — церковь-пещера Илии; средний — все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний — складские помещения и древние захоронения.
Реликвии
В монастыре хранятся мощи св. Георгия и Иоанна Хазевитов, а также Иоанна Румынского.
Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г. можно увидеть в монастырской часовне.
В монастыре можно увидеть самовар, подаренный героем войны 1812 г. Денисом Давыдовым.
Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж) основан между 450 и 520 годами.
Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей. По крайней мере, из тех, что мне довелось повидать.
Вади Кельт или еще одна сбыча мечт! — предисловие.
К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется
налево от современного шоссе. Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся
по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в
настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей
возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской
цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани.
От этих ворот начинается пешеходный спуск к монастырю.
Еще одни ворота на спуске.
Многочисленные кресты показывают путь к монастырю.
Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади
Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона. Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие,
когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.
В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь
Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем
другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам
монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита,
написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся
прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы
(Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна
Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна
стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал
об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии,
и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался
здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец.
Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще
раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе
20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным
наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и
тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами,
но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское
нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре. Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих
полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих
пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой. Не исключено, что здесь подвизался
будущий вождь еврейских повстанцев Шимон бар Кохба, о чем говорит его настоящее имя – Симон Хозиба.
Игумен Даниил свидетельствует: «И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким
неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кюзивы до Иерихона 5 верст,
а от Иерихона до Иордана 6 верст…” .
Вышеупомянутый Фока в своем «Сказании” пишет: «За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать
миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь
Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый
храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются
от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета
стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей,
и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу.
С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя” .
А вот и наша Инночка seagull_gull. Уже не помню о чем именно она рассказывает в данный момент, но точно о чем-то интересном.
В 1187 году монастырь разрушается солдатами Цалах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до
1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические
раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.
В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь
был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу,
при содействии Иерусалимского
патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.
Спуск к монастырю.
Мне эта колонна в скале показалась рукотворной, хотя понятно, что сотворена она руками матушки-природы.
Транспорт местного значения. Место подзаправки.
И станция ожидания пассажиров.
Еще одна скала с человеческим лицом.
Есть желающие снять жилое помещение? И подступы к нему вполне обеспечены.
Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов
Израиля. Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот, кому
доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся
с веранды монастыря.
Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные
строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские
помещения и древние захоронения.
В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов
назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях
безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный досмотр. Между воротами находится небольшой
дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили «селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты
такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики
продовольствия разъвьючивали своих ослов.
Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья
для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря
иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда
открывается потрясающий вид.
Вот он, один из потрясающих видов!
Вид на мостик, ведущий к монастырю.
Если честно, то я не запомнила, что это. А мое понимание в технике ничем не смогло мне помочь.
Это, по-моему, кофемолка.
А это печатный станок? Да?
Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся
церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.
Церковь Святой Девы Марии.
В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец
Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит,
Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху,
над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: «ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник).
Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия.
На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167,Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества
на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим.
На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим,
Вознесение.
Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников.
На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне),
Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич
(Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы «Руководства к духовной жизни, в ответах на
вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326,
патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св.
Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение.
Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых
расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко
времени императора Алексея II Комнина (1167-1183).
Церковь свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита (часовня св. Стефана).
С северо-восточной стороны от церкви Пресвятой Богородицы находится частично высеченная в скале тесная часовенка Святых
Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Она соединена с главным храмом небольшим притвором, вход в нее с юго-западного угла.
У северной стены находится реликварий с черепами сорока епископов (или монахов), претерпевших мученическую смерть во времена
персидского нашествия. В маленьких нишах на противоположных стенах хранятся деревянные ларцы с черепами: на северной (слева) –
св. Ксенона Отшельника и на южной (справа) – св. Георгия Хозевита, тело же святого захоронено в гробнице за иконостасом справа.
В центре, в раке под стеклом, покоятся мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами
в монастыре св. Георгия Хозевита.
Честно сказать, я долго думала, выставлять эту фотографию или не выставлять. Как видите, я ее выставила. Хотя, до сих пор она у
меня вызывает противоречивые чувства. Именно противоречивые, а не устрашающие. Почему? Не знаю, не могу это объяснить…
Я ведь человек, в общем-то неверующий, тем более неверующая христианка…
(Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне
монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место
отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и
складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен
усыпальницы).
Часовня Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же,
на стенах, сохранились следы росписи XII века. Западная стена исписана образами святых: внизу – явление Пресвятой Девы св. Евстафию,
вверху – св. Феодорит, св. Георгий, св. Димитрий. На северной стене, над черепами мучеников изображены свв. Иоахим и Анна,
Жертвоприношение Авраама. Интересна икона свв. Иоанна и Георгия Хозевитов вместе с патриархом Софронием (русская).
Вот такие обитатели в монастыре тоже имеют место быть. Такое впечатление, что один из них вопрошает:
— И чего им всем здесь надо?
А чего нам действительно всем здесь надо? Каждый идет за своим. Кого-то сюда приводит вера, а таких как мы —
чисто туристские цели.
Кушать подано, или будет подано, если кто-то поселится на такой верхотуре.
Церковь св. Илии Фесвитянина.
Выше этих церквей, находится еще одна Святыня и посвященная ей церковь пророка Илии, попасть в которую можно,
поднявшись на крышу церкви Пресвятой Девы Марии. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для
совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. По преданию, в этой пещере в течение более трех лет жил пророк
Илия, подчиняясь повелению Господню: «И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у
потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он,
и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо
поутру, и из потока он пил” (3 Цар. 17:2-6). На иврите этот поток называется «нахаль Керит”, Ономастикон Евсевия-Иеронима
называет его «Хорра” (ροΧρά) или по-латыни – «Хорат” (Chorath) и относит его «по ту сторону Иордана, где скрылся Илия, на
супротив какой-то реки” .
Здесь же, по преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от ангела
известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание
говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю
Дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу
новой монашеской обители св. Анны.
В росписи стен пещеры изображены: свв. Иоахим и Анна, свв. Иоанн и Георгий
Хозевиты, Рождество. Почитаются здесь иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, Илии. На западной стене находится большая
икона Св. Серафима Саровского (1759-1833) – знаменитого русского старца-пустынника . В восточной стене есть могила патриарха
Илии I (494-516). Здесь также находится могила монаха Каллиника (1830-1909), восстановившего монастырь.
Вот я добралась до колоколов. Есть у меня в друзьях один(а возможно, что и не один) любитель колоколов.
Надеюсь, что dan_il заглянет сюда и увидит эти колокола, которые удалось снять исключительно
по недосмотру монаха, который нас сопровождал. Как только он увидел, что мы поднялись на колокольню, он
стал требовать, чтобы мы немедленно оттуда спустились.
Н-да, сегодня кельи существенно, похоже на то, что отличаются от тех келий, в котором жили монахи в прошлом.
Горячая вода для них это что-то само-собой разумеющееся.
Вот и пришло время покинуть монастырь.
Это тот самый дворик, где раньше встречали посетителей и они проходили «фейс-контроль».
И ворота, через которые входят в монастырь и соответственно из него выходят.
Весь текст к посту(кроме моих мелких дополнений) взят из Ущелье Вади-Кельт. Георгия Хозевита, монастырь.
А еще я очень-очень рекомендую посмотреть то, что показал об этой нашей прогулке-походе sergey_il.
Субботняя «прогулка» вади Кельт. Там замечательные фотографии и, что на мой взгляд, наиболее интересно — видео-ролик.
А у меня еще будет продолжение. Опять таки, постараюсь долго с ним не задерживаться.
Внешний вид и место расположения монастыря удивительны. Все постройки словно «висят» на скалах, как гнезда птиц. Здесь и в наши дни живет около десятка монахов из Греции. У историков есть предположение, что здешние пещеры были населены отшельниками ещё до появления христианства.
Появление монастыря
Обитель возникла в IV в. Её основали пять монахов из Сирии. Они стремились к уединенной жизни по образцу пророков. Поселились отшельники в пещере, где три года прожил пророк Илия.
В 480 г. сюда прибыл из Египта Иоанн Хозевит. Под руководством отшельника монастырь расширился и перешел на общежительный (киновиальный) устав.
Расцвет обители пришелся на VI в. Здесь проживали монахи нескольких национальностей: армяне, греки, сирийцы, грузины и множество других.
Монастырь быстро стал известен на всей территории Палестины. Но пиком расцвета был период настоятеля Георгия Хозевита. Эти годы пришлись на конец VI – начало VII в. Именно с тех пор монастырь носит нынешнее название.
Трагически отразилось на этом месте нашествие персов в 614 году. Было убито много монахов, все постройки разрушены, братия оставила монастырь.
Период запустения был очень длительным. Жизнь здесь пытался восстановить сам св. Георгий. Но его попытка и начинания крестоносцев в 1179 году не увенчались успехом.
В 1878 году ситуация изменилась. Монах из Греции Калиникос и ещё несколько человек начали реставрацию. Работы шли непросто и завершились к 1901 году.
В наши дни
Сейчас монастырь в отличном состоянии, но остается малонаселенным. Храм здесь освящен в память о Рождестве Богородицы. Монастырский комплекс делят на три уровня: верхний (пещерная церковь св. Илии, послужившая началом монастыря), средний (основной комплекс строений, церкви Иоанна и Георгия Хозевитов), нижний (древнейшие захоронения и хозяйственные постройки).
Информация
- Иврит: מנזר סנט ג’ורג’
- Адрес: долина Вади Кельт поблизости от Иерихона
- Телефон: 054 7306557
- Сайт: www.seetheholyland.net/monastery-of-st-george
- Статья Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/St._George’s_Monastery,_Wadi_Qelt
- Рабочие часы: вс – пт: 8:00 – 11:00 и 15:00 – 17:00? сб: 9:00 – 12:00
- Как доехать: 20 км от Иерусалима на дороге в Иерихон (по шоссе №1). На дороге имеется знак, указывающий направление к стоянке. От стоянки к монастырю ведёт дорога, по которой можно проехать только на внедорожниках или пройти пешком. Можно войти и по пешеходному мосту через долину Кельт.
- Епархия: Греческая православная церковь
- Тип здания (Церковь/Монасты́рь/Храм…): монастырь
- Какие святыни и реликвии: мощи Иоанна и Георгия Хозевитов, Иоанна Румынского
- В каком состоянии:действующий
- В каком году был построен: IV в., реставрирован в 1901 г.
- Фотографии из инстаграмма: