Молитва Церкви при выкидыше
05.09.2014
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). В этих словах Учителя и Господа Церковь усматривает глубокий смысл чадородия, которым спасается женщина, если пребывает в вере и любви и в святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). Рождение младенца, таким образом, связано для матери-христианки с радостью жизни по евангельским заповедям, к которой будет приобщен и рожденный ею ребенок. Просите и получите, – говорит Христос, – чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24). Рожденный младенец, как некогда и сама мать, будет введен в жизнь Церкви в Таинстве Крещения и получит от Бога дар Святого Духа. Перед ним откроются тайны веры, Евангелия, Царства Небесного. Жизнь во Христе вместе со своим ребенком наполняет сердце женщины благодарным чувством к Богу. И радость обретения младенца вставляет ее забыть скорбь при рождении.
По-иному ведет себя сердце женщины, когда неожиданно для нее случается непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. Радость не приходит в ее душу. Ее сердце скорбит о младенце, исключенном из жизни, изверженном ею. Скорбит она и о себе самой, пребывающей во грехах, которые отравляют все члены тела, все силы и свойства души, поражают недугом и тело, и сердце, и ум. Скорбь ее сменяется печалью. В душу может войти уныние оттого, что не было у нее достаточной решимости жить по евангельским заповедям и достойно хранить дар Святого Духа, полученный в Крещении. Горестно и трудно женщине в эти минуты жизни. И Церковь как Мать понимает ее состояние и приходит к ней на помощь. В первый же день пастырь должен быть извещен о тяжком несчастье, происшедшем с женщиной, чтобы совершить в тот же день о ней молитву.
Согласно древней практике, священник совершал эту молитву у одра больной женщины, предварив молитву о жене извергшей, принятием покаянного исповедания грехов со стороны женщины, открывающего пастырю духовное ее состояние, чтением над ней разрешительной молитвы: Господь и Бог наш Иисус Христос… и наложением посильной епитимии.
Совершение молитвы священник начинает возгласом: Благословен Бог наш… Далее читает Трисвятое по Отче наш, Яко Твое есть Царство… тропарь дня. По тропаре иерей глаголет: Господу помолимся и читает молитву:
Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии и во яслех, яко Младенец, возлегий, Сам рабу Твою сию, днесь сущу во гресех, во убийство впадшую волею или неволею и зачатое в ней извергшую, помилуй по велицей Твоей милости, и прости ея вольная и невольная прегрешения, и сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, и скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея, Человеколюбче, даруй, и ангелом светлым сию соблюди от всякаго нашествия невидимых демонов, ей, Господи, от недуга и ослабления, и очисти ю от телесныя скверны и различных ей находящих стужений утробных, и изведи ю многою Твоею милостию во смирением ея теле. И возстави ю от одра, на немже лежит, яко во гресех родихомся и в беззакониих, и сквернавы ecи есмы пред Тобою, Господи, и со страхом вопием и глаголем: призри с Небесе, и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей сей (имя рек), сущей во гресех, в убийство впадшей волею или неволею, и в ней зачатое извергшей, и всех обретающихся и прикоснувшихся ей, по велицей Твоей милости, яко Благ и Человеколюбец Бог, помилуй и прости, яко Ты Един имаши власть оставляти грехи и беззакония молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и Младенцем возлегший в яслях, Ты Сам эту рабу Твою, ныне пребывающую во грехах, впадшую в убийство по своей воле или невольно и зачатый в ней плод извергшую, помилуй по великой Твоей милости. Прости ей вольные и невольные прегрешения и сохрани от всяких козней диавольских, но скверну очисти, болезни исцели, здравие и благую силу телу ее и душе, Человеколюбче, даруй. Господи, (попечением) ангела светлого соблюди ее от всякого нашествия невидимых демонов, (избавь) ее от недуга и слабости. И многою Твоею милостью очисти ее от телесной нечистоты и различных постигших ее внутренних мучений и отведи их от смиренного ее тела. И восставь ее от ложа, на котором лежит, ибо мы родились во грехах и беззакониях и все нечисты пред Тобою, Господи, и с трепетом взываем: приклони взор Твой с Небес и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей (имя рек), пребывающей во грехах, по своей воле или невольно впадшей в убийство и зачатого в ней (младенца) извергшей. И всех находящихся около нее и прикоснувшихся к ней, как Благий и Человеколюбивый Бог, помилуй и прости по великой Твоей милости, ибо Ты один имеешь власть оставлять грехи и беззакония, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых. Поэтому Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь).
По молитве иерей совершает отпуст. Если молитва прочитана над женщиной в первый день ее несчастья, то в сороковой день читается молитва сорокового дня. В случае непрочтения молитвы в первый день данная молитва и молитва сорокового дня совершаются в день, когда женщина, оправившись от болезни, приходит в храм, то есть, начиная с сорокового, в любой последующий ближайший день.
Если женщина родит, хотя и преждевременно, но живого младенца, то в случае его смерти сразу же по рождении над матерью следует читать обычные молитвы жене родильнице, а не молитву егда извержет.
В приходской жизни священник соприкасается со случаями, когда молитву егда извержет просят совершить о себе женщины, извергшие зачатый в них плод по своей воле. На священнике в этом случае лежит прямая обязанность разъяснить женщине, что с первых веков христианства Святая Церковь исключение человека из книги жизни, из домостроительства спасения людей Сыном Божиим считает не совместимым с евангельским учением. Поэтому уже в I веке Церковь требовала от женщины: «Не умерщвляй дитяти в зародыше» («Учение двенадцати апостолов»), убеждая ее отстать от языческого взгляда на этот вопрос.
Церковь всегда смотрела на зачатый во утробе матери плод как на человека. Она установила праздники зачатия святого Иоанна Предтечи, зачатия праведной Анной Пресвятой Девы Марии, утверждая эту мысль. И когда женщина пренебрежет требованием Церкви, то она, по слову Христову, оказывается виновной в нарушении заповеди древней (Мф. 5, 21).
Чтобы помочь женщине, волею извергшей младенца, с должным духовным разумением перенести последствия своего греха, Церковь определила ей, в отличие от женщины, извергшей невольно, длительное время покаяния.
Требник митрополита Киевского Петра Могилы говорит: «В исповедании известно испытай, каковем образом сие извержение приключися ей: …аще волею коим-либо буди образом сие ключися, убийство сотворила есть: сего же убо ради от святых правил рассудив, накажи (наставь) ю, и епитимию по силе наложив, разрешением обычным разреши».
Из этих слов Требника видно, что женщине, извергшей младенца по своей воле, молитва егда извержет в храме не читалась, а совершались о ней молитвословия Таинства Покаяния. По разрешительной молитве ей давались пастырские советы, направленные на видение и глубокое переживание ею своих грехов, сознание своей вины перед Богом и исповедание твердого намерения не возвращаться к совершению греха.
Этому намерению помогает женщине желание видеть себя в свете правды Божией, которая свидетельствует, что извержение младенца волею готовится в ее душе преобладанием в ней эгоизма, черствости, внутренней жестокости и иных греховных начал, что убеждает ее идти на это. И покаяние только тогда принесет облегчение душе, когда женщина будет исповедана пред Богом о всей совокупности греховных навыков, связанных прямо или косвенно с лишением младенца возможности участвовать в ее жизни.
Извержение младенца морально угнетает душу женщины и тем самым нарушает доброжелательную атмосферу в ее семье, где наблюдается потеря согласия, мира, взаимопонимания между членами семьи (ср. Быт. 4, 11—12) во многих вопросах жизни. Грехом одной грех входит во многих и разделяет, отчуждает членов семьи друг от друга. Семья — единое целое не только телесно, но и духовно. И вина матери является одновременно и виной отца, когда с его согласия греховное начало в женщине берет верх над благоразумием и доброй совестью.
Женщина-мать вместе со своим супругом несет ответственность перед Создателем Богом за участь младенца в загробном мире, хотя суд над ним предоставлен Самому Богу, Его Святому Промыслу. Молитва родителей о нем, особенно матери, облегчает его участь, приклоняя любовь и милосердие Божие к нему.
Церковь усматривает необходимость в покаянном изменении сердца и умиротворении совести. А в молитвах о безымянных младенцах, совершаемых в домашнем молитвенном правиле, и в доброделании она видит необходимую духовную жертву ради благой загробной участи этих младенцев.
При непременном условии Покаяния и епитимий священник не нарушит церковных правил, допуская женщину, волею извергшую зачатый плод, к участию в богослужении Церкви, а по истечении срока епитимий — и в Таинстве Святого Причащения.
Протоиерей Геннадий НЕФЕДОВ
Статья была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 8/1983)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Просмотры: 2 396
Есть такой сайт «Пастырь» — не так давно открытая официальная площадка для общения иерархов и священнослужителей. Из мирян среди зарегистрированных пользователей могут присутствовать только семинаристы или кандидаты в священство. В общем, такой патриархийный междусобойчик, где под строгим контролем солидных владык и отцов обсуждаются сложные вопросы пастырской практики. Среди руководителей проекта: епископы Пантелеимон (Шатов) и Вениамин (Лихоманов), архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиереи Владимир Воробьев, Артемий Владимиров, Георгий Бреев, Валериан Кречетов. Люди известные, каждый со своей стороны.
Как это в целом принято у пастырей, сложные вопросы они обсуждают без участия паствы, несмотря на то, что именно паства задается этими вопросами, вызывает их. Это навроде искусства проповеди — практически каждый священник почему-то твердо уверен, что все собравшиеся на службу люди только и жаждут услышать от него поток банальных нравоучений, текущих в одностороннем порядке. Разумеется, никаких вопросов, возражений или споров во время проповеди не допускается категорически. (Я на своем приходе предлагал людям задавать мне вопросы, вместо проповеди. Чаще всего люди терялись — они не привыкли, что попа́, в фелони и с крестом, такого важного и «духовного», можно о чем-то спрашивать, когда он стоит на амвоне. Редко-редко кто дерзал задать острый вопрос, люди привыкли сдерживать себя и не нарываться на начальство любого уровня и вида, больше задавали скучные, безопасные вопросы.)
И вот тут, на сайте «Пастырь», есть много интересных тем для обсуждения. Например, один из последних вопросов на больную для очень многих православных людей тему, которая уже не раз поднималась, но так и не была внятно решена — тему контрацепции: «»Естественная контрацепция”: допустимая мера икономии или грех уклонения от деторождения?»
Анонимный вопрошающий так формулирует проблему:
«В последнее время использовании контрацепции стало не чуждым и для священнических семей. Это означает, что в пастырской практике священники не обличают людей, использующих контрацепцию, как живущих в смертных грехах. Складывается впечатление, что использование неабортивной контрацепции не является грехом».
Также автором вопроса приводится цитата на тему «как у них там, у католиков», из послания папы Павла VI, о том, что в случае необходимости надо использовать «естественную» контрацепцию: заниматься сексом в то время, в которое зачатие наименее вероятно.
Ответ на этот вопрос дает епископ Пантелеимон (Шатов), и ответ этот категоричен и бескомпромиссен: никакой, даже «естественной» контрацепции — сама мысль о сексе без желания зачать — грех:
«В отличии от католиков, мы все эти ухищрения, конечно, принимать не должны. Грехом является не только совершенное деяние, но и само намерение (в данном случае — уклониться от деторождения). Поэтому, если у мужа и жены есть намерение избегать рождения детей, сохраняя при этом радость от супружеского общения, то это является грехом, это недопустимо.
Христиане, желающие участвовать в церковных Таинствах, в данном вопросе должны выбирать что-то одно: либо иметь супружеское общение и рожать детей, которых Господь посылает, либо отказаться от супружеского общения и, если они не хотят иметь больше детей, нести подвиг целомудренной жизни. Третьего варианта быть не может».
Напомним, что епископ Пантелеимон до своего архиерейства был «белым» священником: он овдовел в 1990-м году, у него четыре взрослых дочери. В последние годы он занимает пост председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.
Епископа Пантелеимона с восторгом и пылкой духовной ревностью поддержал московский дьякон Игорь Куликов (выпускник ПСТГУ, входит в Оргкомитет сайта «Пастырь», руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по благотворительности), заявив, что в сексе надо полагаться исключительно на Бога:
«Будет столько детей, сколько Бог пошлёт, исходя из Своего спасительного промысла о каждом члене семьи. И мы должны об этом свидетельствовать. Если не мы, то кто?
…Покажите мне хоть одну семью, где родители по своей вере никогда не «предохранялись» от рождения детей, и которым теперь нечего есть или нет крыши над головой?
При чём тут современные реалии? Это вопрос исключительно веры и доверия Богу.
…Если есть Его воля на 3−5-10−15-го ребёнка — то этот крест ко спасению. И Он поможет его донести».
Среди пылких ревнителей нашелся все же священник, который проявил здравомыслие и осторожность в ответе (и которого поддержали некоторые другие комментаторы-клирики), — протоиерей Константин Островский из Красногорска, который подробно разложил по полочкам, к чему могут привести, в частности, в священнической семье жесткие рамки антиконтрацептивного подхода, или, проще говоря, до чего могут довести призывы к воздержанию:
«Мне известны примеры, во что выливается и к каким последствиям, бывает, приводит такой подвиг: иногда под видом воздержания обычная близость замещается извращённой; иногда, чтобы избежать соблазна, супруги начинают проявлять друг к другу усиленную сдержанность, которая переходит в отчуждение; поскольку вне дома мужу и жене приходится общаться с людьми, то их естественная тяга к противоположному полу перенаправляется с законного на беззаконный объект, так что неразумный подвиг заканчивается прелюбодеянием.
Если вопрос о допустимости противозачаточных средств будет поднят на уровень священноначалия и зайдёт речь о канонических прещениях, то есть об официальном запрете контрацепции для семей священнослужителей, то это может привести к таким, например, вариантам развития событий:
1) матушки будут пользоваться контрацепцией как бы тайно от батюшек;
2) нечестные батюшки будут отрицать пользование контрацептивами, хотя и будут пользоваться;
3) честные батюшки, которые выполнят требования, столкнутся с искушениями, о которых сказано выше;
4) честные батюшки, которые не решатся рожать, сколько рожается, или у которых матушка откажется, должны будут выходить за штат».
А насчет «доверия Богу» и Его якобы заботы о многодетных, отец Константин разумно добавил:
«Скажем, буду я от прихожан требовать, чтобы они рожали без ограничений, правильно обещая им помощь Божию. И вот придёт ко мне прихожанин с 5-м ребёнком на руках, живущий в съёмной комнате в коммуналке, и скажет: «Вы, батюшка, требовали, чтобы мы с женой не предохранялись и обещали, что Бог поможет. А где нам теперь благословите жить?»»
Сын протоиерея Константина Островского, тоже Константин, но уже епископ Зарайский, викарий Московской епархии, в качестве ответа привел цитату из Основ социальной концепции РПЦ (XII.3.), в которой занимается половинчатая позиция: вроде бы отказ от деторождения и предохранение — это грех, и нужно воздерживаться от секса, если не хочешь детей, но при этом вопрос этот, мол, сложный, и супругам надо решать его с духовником, а тот должен быть мудрым и «принимать во внимание» разные сложные обстоятельства, стараясь сохранить семью. То есть, по сути, решение вопроса остается на совести и разуме духовника, а вот самому духовнику опереться не на что, кроме как на туманные слова соцконцепции или же на жестко обрубающий концы (простите) вывод в стиле епископа Пантелеимона (Шатова) и ему подобных адептов коитуса во имя победы сперматозоида.
***
Что можно сказать по поводу этой дискуссии, уже много лет регулярно вспыхивающей среди православных верующих РПЦ? А можно сказать то, что за эти годы огромному количеству людей навредили пастыри-ревнители, огромное, неисчислимое количество семей разрушили эти «глубоко верующие» горе-духовники. Как пафосно выразился один из комментаторов темы, чтец Дмитрий Марков: «Если священник не будет брать на себя подвиг быть образцом для верующих, что также выражается в применении в жизни священника принципа «рожать сколько рожается», то 1) он … перестает быть священником, 2) у верующих больше нет ориентира, никто больше по такому принципу не живет». Вот только остается вопрос: будет ли такой батюшка проводить мастер-классы своего принципиального подхода к сексу ради деторождения? Каким именно образом священник может показать пример прихожанам, что у него в голове во время готовности №1 была только одна святая идея: «хочу, хочу, хочу пятого сына!»? Впрочем, давно известно, как именно батюшка будет показывать пример: он просто будет втулять всю эту чушь в головы людей во время проповеди, а уж как он сам в семье живет — останется покрыто мраком. Если, конечно, какая матушка или дети того попа не напишут в «Ахиллу» историю о том, как все было на самом деле, не совершат, так сказать, «хамова греха».
Что же касается вопроса о допустимости контрацепции, то ответ на него, как и на все прочие вопросы, связанные с сексом, супружеской или вообще семейной жизнью, прост: никогда, ни при каких обстоятельствах не пускайте в свою постель и в семью попа. С этого начинается первый и очень важный шаг к оздоровлению семейной жизни. Пусть попы и дальше перетирают между собой на сайтах, подобных сайту «Пастырь», свои злободневные вопросы «пастырской практики». Ведь без желания и согласия овец на «упасение» вся практика духовных пастырей развеется, как дым и морок.
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Вопрос: В нашей семье произошла трагедия – у супруги случился выкидыш. Жена была на пятом месяце беременности, когда мы потеряли ребёнка. Сейчас стоит вопрос, как похоронить плод. Скажите, пожалуйста, обязательно ли хоронить выкидыш, соблюдая все погребальные обряды?
Ответ:
Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно выкидыша пишет следующее:
(والسقط…إن) علمت حياته بأن (استهل) أي صاح (أو بكى)… فإذا مات بعد ذلك فحكمه (ككبير) فيغسل ويكفن ويصلى عليه ويدفن لتيقن موته بعد حياته،
«Если ребёнок, рожденный раньше срока, обнаружил криком или плачем признаки жизни, а затем умер, то относительно него принимают решение, подобное решению об умершем взрослом. Следовательно, его омывают, обертывают в саван, совершают за ним заупокойную молитву (джаназа) и хоронят, потому что есть уверенность, что он умер после жизни.
(وإلا) أي وإن لم يستهل أو لم يبك (فإن ظهرت أمارة الحياة كاختلاج) أو تحرك (صلي عليه في الأظهر…
«Если выкидыш не прокричал или же не заплакал, но обнаружил какие-то признаки жизни, подобно судороге или движению, то за него совершают заупокойную молитву (джаназа)…
«Если плод не достиг четырёх месяцев, признаки жизни не обнаружились, и эмбрион ещё не обрёл человеческой формы, то единогласным решением за него заупокойной молитвы (джаназа) не совершают ввиду отсутствия у него признаков жизни. Его не омывают…, но желательно плод обернуть материалом и похоронить. Также если не обнаружатся признаки жизни при сроке четыре месяца, когда обычно эмбрион обретает человеческую форму, то есть по прошествии ста двадцати дней, а это срок, на котором чаще всего в плод вселяют душу, над ним также не совершают намаза… по более аргументированному мнению из-за отсутствия признаков жизни. Но необходимо его омыть, обернуть в саван и похоронить.
السقط هو الذي لم يبلغ تمام أشهره، أما من بلغها فيصلى عليه مطلقا
«Выкидыш — эмбрион, не достигший срока полноценного формирования (т. е. шести месяцев). За теми, что достигли этого периода, совершают заупокойную молитву в любом случае (обнаружились признаки жизни или нет)».
(См.: Имам Хатиб аш-Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 519).
Заключение:
1. Если выкидыш произошёл на сроке шесть месяцев, то его хоронят, как полноценного взрослого.
2. Если же ему будет меньше шести месяцев сроку, то учитывают, был он жив после рождения или нет. Если он был жив или проявил какие-нибудь признаки жизни, то его также хоронят, как полноценного взрослого.
3. Если же признаков жизни у выкидыша не было, то смотрят, приобрёл ли он человеческий облик. Если да, то его омывают, оборачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойной молитвы.
4. Если же человеческого облика у эмбриона не сформировалось, то желательно его завернуть в материал и похоронить.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Добрый день! Недавно узнала, что жду ребёнка, он должен был быть третьим у нас с мужем. Немного было неожиданно для нас, но все равно радость. Уже настроилась на беременность и готовилась к материнству, но в назначенное время на узи мне говорят, что не соответствует срок, не развивающаяся беременность и так уже 3 узи.
Хотели отправить на чистку уже среду, но я попросила подождать, вдруг малыш появится ещё, бывают же чудеса, хоть это и 1 шанс на миллион. Но я не пойму за что мне это все, в чем я так провинилась перед Богом. Уже была замершая беременность в 2016 году, которую я до сих пор не пережила, а тут снова… Понятно, нужно жить дальше, но честно говоря уже не хочется даже в дом к мужу возвращаться, где все напоминает об этом.
Отвечает Олег Владимирович Облогин:
Уважаемая Марина, прежде всего, примите мои искренние сопереживания и поддержку. И хотя я могу откликнуться на ваши страдания только словами утешения и молитвой, но дай Бог, чтобы они помогли затеплиться в вашем сердце огоньку веры и радости вновь.
Сразу оговорюсь, что у меня нет профессионального медицинского образования, а потому я смогу поделиться с вами своими размышлениями, исходя из опыта общения с людьми в разных сферах и теми, кто уже обращался ко мне с подобными вопросами.
Первое.
К сожалению, в процессе протекания беременности у женщин такое иногда случается и не так редко как этого бы хотелось. Многие процессы в организме до сих пор до конца не известны, а потому всегда остается некая тайна человеческой жизни, перед которой мы можем только благоговейно промолчать и молиться.
Иногда это молчание и молитва бывают радостными и трепетными, а иногда протяжно скорбными и очень болезненными. Тут дело в самой тайне жизни, о начале и конце которой в нашем земном мире мы знаем очень немного. И, быть может, никогда не сможем узнать больше… Мне думается, что есть вопросы, ответы на которые Господь не открывает нам и не откроет, не смотря на научно-технический прогресс и самоуверенное самочувствие некоторых ученых мужей.
Тайна всегда присутствует в нашей жизни и смерти, а потому мудрые люди принимают это как часть нашего пути, как часть нашего предназначения и постепенно обретают силы жить, верить и любить именно через молитву. Ведь только благодать Божья является первым и последним основанием нашего бытия, как в этом, так и в ином мире.
И об этом я хотел бы вам напомнить в качестве не душевного, но духовного утешения и повода для размышлений.
Второе. Во всех таких случаях я всегда советую людям искать, прежде всего, именно телесные или физические причины происшедшего.
Что я имею в виду? Так бывает, что у некоторых людей есть физиологическая предрасположенность к определенным болезненным состояниям и переживаниям. Ну, организм просто такой. Иногда так бывает у бабушки, мамы и дочери в роду. Генетика вообще штука сложная.
Здесь нужны, насколько возможно, серьезные медицинские исследования. И возможно придется пройти определенную медицинскую терапию.
В любом случае здесь важно помнить вот о чем. С точки зрения Православной веры в такой ситуации нет никакого греха и нет никакой вины той женщины, с которой подобное случилось.
Это именно болезнь, от которой никто не застрахован, и ее нужно именно преодолеть, чтобы жить дальше и учиться становиться настоящей христианкой или христианином (в случае с другими мужскими болезнями), а степень нашего христианства, как вы понимаете, еще вовсе не на высоте.
Так что, как говорится, есть к чему стремиться.
Третье. Вы в своем письме уточнили, что ребенок должен был быть третьим, и что была уже замершая беременность ранее. Если я правильно понял, то у вас уже есть один или два ребенка (просто так бывает, что вообще все беременности у женщины заканчиваются замиранием плода).
Это несколько разные ситуации, но я предлагаю вам подумать вот над чем. С этим я уже сталкивался в общении в некоторыми женщинами и специалистами-психологами.
Бывает, что анализы не выявляют вообще никаких патологий или противопоказаний для беременности.
Другими словами все должно пройти просто прекрасно, а тут – одна за другой идут беременности с замирание плода (кстати, если медицински это установлено, то нужно обязательно идти на соответствующую гинекологическую операцию, чтобы не нанести вред материнскому организму.
В такой операции также нет никого греха. Об этом важно помнить!). Почему так происходит? Ведь противопоказаний нет, и никаких таких бед вроде бы тоже не случалось? Часто женщины недоумевают.
Здесь очень даже может быть, что проблема кроется не в теле и гормонах, а голове и в психике женщины.
Здесь может сложиться такая ситуация, когда организм уже забеременел, а психика женщины начинает сопротивляться этой беременности, зачастую бессознательно. Т.е. есть причины, которые очень тревожат психику женщины и психика может приводить именно к тому, что плод, или замирает, или происходит выкидыш плода.
А анализы могут при этом быть вполне спокойными, как говорят доктора.
Какие это причины? Их много… ну, например сложности во взаимоотношениях с мужем (имеются в виду серьезные проблемы и вообще вопросы глубинного доверия друг другу), хронические вопросы материального обеспечения семьи и детей, неприятия женщиной своего социального статуса и положения, своего возраста, внешности пр.
Причин здесь может быть много.
Просто некоторые проблемы вытесняются психикой как бы на задний план, в подсознание и человек думает, что у него все примерно нормально. Но в определенных ситуациях эти проблемы могут проявляться самым неожиданным образом.
Когда связь между неудачной беременностью и ее причиной совсем не ясна для женщины.
Здесь нужно пройти курс терапии именно с психологом, который постепенно может, как специалист, найти эту причину, помочь вам ее преодолеть, чтобы в будущем таких проблем с беременностью уже не было.
Мне известно несколько случаев с именно таким развитием ситуации. Сейчас эти замужние женщины уже состоявшиеся мамы. Причем мамы – неоднократно. Что особенно радостно!
Мне думается, что у вас именно третий случай из всего выше описанного.
Процесс преодоления психологических сложностей не такой простой и быстрый, как этого бы хотелось, но зато есть возможность развязать ненужные узлы и взглянуть на свою жизнь под новым углом зрения.
Если вы живете в Калининграде и решитесь на это, то я могу посоветовать вам специалиста психолога.
Можно конечно и по скайпу с ней связаться, наверное. Это уже тогда нужно будет вам самой об этом договариваться. Если захотите, то напишите к нам на сайт еще раз, укажите свою эл. почту и я отправлю вам контактные данные психолога.
Ну, а пока вы собираетесь с мыслями и чувствами… давайте вместе вспомним слова древнего христианского гимна, который написан совсем по другому поводу, однако именно через него наша вера и жизнь обретают высшее предназначение, получают духовное утешение и обретают… обретают все по большому счету.
Это нужно знать, чувствовать и верить сердцем, просто верить и жить с верой, ибо:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.
Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия.
Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рождества Твоего.
О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Храни вас Господь.