В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.
К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях. Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии. Итак, давайте обо всем по порядку.
Содержание
- Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
- Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
- А как же быть с «умными часами»?
- Чатик подождет
- В ответе за имущество
- Урок уходит в цифру
- Уфа, Грозный и Питер
- Смартфоны по коробочкам
- Надели «умные» часы
Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.
Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
А вот здесь ответ – однозначно да.
Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.
Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.
В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.
Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».
А как же быть с «умными часами»?
Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?
Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.
Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.
Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.
Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты. В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была. Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.
В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.
Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.
Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.
В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.
Олег Полевой
Читать в полной версии
Предложения об использовании телефонов в школах ни в коем случае не предполагают запрета на гаджеты, а являются лишь рекомендацией по их использованию. Об этом сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов во время выступления на педагогическом форуме в Ленинградской области. Трансляция опубликована в YouTube-канале Президентской библиотеки.
«Это не запрет ни в коем случае на мобильные телефоны. Это рекомендации, как использовать, чтобы не нарушать учебный процесс, не мешать работе школы, чтобы школа давала хорошее, качественное образование», — сказал Кравцов.
В июле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила запретить использование мобильных телефонов в школе. Она отмечала, что решить этот вопрос необходимо к началу учебного года. В Минпросвещения поддержали идею.
В августе рабочая группа, в которую вошли представители Роспотребнадзора, Рособрнадзора и Министерства просвещения, отправила методические рекомендации региональным органам управления образованием. Ведомства предложили переводить телефоны в беззвучный режим при входе в школу и сдавать их на хранение во время занятий. С этими рекомендациями не согласился уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, который предложил школам самим решать вопрос об использовании телефонов учениками, согласовывая это с родителями.
А на уроках и вовсе убирать личные гаджеты подальше. В идеале для них должны быть установлены специальные контейнеры для хранения.
Даже в двух соседних школах сейчас может быть разное отношение к мобильникам: в одной — запрещают, в другой — разрешают
Много ли школ в итоге ввели тотальный запрет на мобильники? Как выкручиваются родители, чтобы оставаться на связи с ребенком? Кто принимает окончательное решение? Корреспонденты «Российской газеты» увидели реальную «картинку» в регионах: где смартфоны лежат на партах, и где гаджеты в класс не пустили.
Чатик подождет
— В нашей семье шесть школьников: два первоклассника, двое — в шестом классе, по одному — в пятом и в четвертом. 1 сентября учителя начальной школы ввели полный запрет на использование мобильных. Так и сказали: «С собой детям не давать. Если возникнет какая-то необходимость, телефон всегда есть у педагога», — говорит многодетная мама из Ростова-на-Дону Наталья Трушкова. — С учетом того, что детей в школу приводят и забирают, это правильно. Старшим вместо смартфонов мы купили обычные кнопочные телефоны, так как ребята на занятия ездят сами.
Чем хороши обычные «звонилки»? Связь есть. Интернета нет. А значит, дети всегда смогут сообщить что-то важное.
При этом чатики, соцсети и онлайн-игрушки не будут отвлекать их от уроков.
— Многие родители пошли на такую замену. Это решение мы согласовали на собрании, — говорит классный руководитель из Ростова-на-Дону Юлия Лепехина. — Кнопочные телефоны — выход, который устраивает и учителей, и родителей.
В ответе за имущество
Напомним, в конце августа Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Российская академия образования и минпросвещения опубликовали рекомендации по ограничению личных мобильников в школе.
Цель самая благая — забота о здоровье детей: снижение нагрузки на зрение, на психику ребенка. Однако это именно рекомендации, а не строгий запрет. И далеко не все российские школы готовы этим рекомендациям следовать.
Ведь наладить сбор и хранение мобильников плюс «дежурную» связь с родителями — задача не из простых. Кто будет делать эту работу? Опять учителя, у которых и так огромная нагрузка? И что помешает ученику сдать один гаджет, а второй пронести на урок в кармане? По этим причинам в том числе не пошли на запрет школы в Мурманской области.
Вторая важная причина — юридические вопросы. Например, в Самаре решение о запрете сотовых может принять только совет школы, куда входят и учителя, и родители. Однако корреспондентам «РГ» не удалось найти ни одну самарскую школу, где совет бы поддержал или одобрил такой запрет.
— Школа может давать какие-либо рекомендации, но запрещать или разрешать — у нас нет ни прав, ни возможностей, так как само понятие «запрет» подразумевает серьезный контроль. Для этого у нас нет ресурса, — говорит директор МБОУ лицей № 8 из Нижнего Новгорода Ирина Ярцева. — На данном этапе мы просто рекомендуем родителям не покупать детям дорогие гаджеты. Я и сама в школе пользуюсь дешевым телефоном.
— Нам категорически запретили заниматься сбором у детей телефонов и вообще брать их в руки, потому что это не наше имущество. Телефон может сломаться, и педагог потом будет за это нести ответственность, — говорит учитель из Хабаровска Анастасия Качан.
А вот в красноярской школе № 121 ограничить использование телефонов решили сами ученики — совет старшеклассников. В коридорах появились наклейки с напоминанием об этом. Исключение составляют лишь те занятия, где педагоги сами предлагают детям использовать гаджеты в учебных целях.
Урок уходит в цифру
Третья причина, по которой школы говорят мобильникам «да» — курс на цифровизацию. Все столичные классы используют гаджеты и ресурсы Московской электронной школы (МЭШ). В Министерстве образования Пермского края тоже пока не планируют декларативно запрещать смартфоны: дети все активнее используют цифровые платформы для учебного процесса. К тому же в регионе с нынешнего года запускается Электронная пермская образовательная система (ЭПОС-школа).
— На уроках ребята для выполнения различных учебных задач активно используют на своих смартфонах приложения Google, облачные технологии и мессенджеры, — пояснила заместитель директора по инновационной деятельности «Экономической школы № 145» города Перми Елена Завьялова. — С помощью мобильного устройства можно изучить какую-либо 3D-модель, например организм человека или Солнечную систему.
Уфа, Грозный и Питер
В некоторых регионах ситуация прямо противоположная. Централизованный запрет на мобильники действует уже несколько лет. Например, в Чеченской Республике.
— Скажу честно, я всегда относился к этому скептически. Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, познавательных онлайн-ресурсов, — говорит победитель конкурса «Учитель года России-2018», общественный советник министра просвещения Алихан Динаев. — Но побывав в десятках школ по всей стране, я стал менять свою позицию. Что я видел? Дети на переменах не играют, не бегают, мало говорят друг с другом. Они стоят или ходят, уставившись в телефон. У большого числа учеников при этом еще и наушники. В результате перерыв, который должен дать детям время отдохнуть, прийти в себя, просто поболтать, превращается в минуты, когда ученики «сидят» в телефонах, нанося очередные удары по своему здоровью.
В школах Санкт-Петербурга тоже существует неписаное правило: проносить смартфоны на уроки детям не разрешается. Они сдают их перед началом занятий и получают при выходе из школы.
— Правда, некоторые особо ушлые ученики умудряются их все же проносить тайком. И зависают в виртуальном мире прямо на занятиях. Это еще и демонстрирует материальное неравенство одноклассников, которое особенно ранит подростков, — считает мама двух сыновей-школьников Светлана Важенина.
С 2019 года курс на запрет смартфонов решила взять и Республика Башкортостан. Депутаты Госсобрания — Курултая Башкирии обещают разработать для этого нормативные акты. При этом в ряде местных школ уже давно действуют свои ограничения.
— В нас в гимназии запрещено доставать телефон и во время уроков, и в перерыве. Ученики начальных классов выключают их при входе в школу, убирают в портфель и включают только перед уходом домой. Если вдруг нарушат правило, то их сильно ругают. Мы уже привыкли, — рассказывает мать второклассника уфимской гимназии № 3 Елена.
Смартфоны по коробочкам
Однако таких регионов, где решение принимается на уровне субъекта РФ, все-таки единицы. Чаще всего школа выкручивается сама. Поэтому даже в двух соседних образовательных организациях сейчас может быть разное отношение к мобильникам.
Так, по словам директора гимназии № 36 города Краснодара Надежды Давыдовой, ученики «началки» складывают свои смартфоны в специальную коробочку, стоящую на видном месте. При этом они должны быть на «беззвучке».
— Такой порядок у нас действует с прошлого учебного года, — пояснила директор. — Он был введен по просьбе родителей, и никаких проблем не возникает.
В СОШ № 70 Краснодара другие правила.
— Мой ребенок четко знает: как только пришел в школу, нужно перевести телефон в беззвучный режим и убрать в портфель, — говорит мама второклассника Алина Невзорова. — Так поступают все дети, поэтому надобности в каких-то коробочках просто не возникает.
Надели «умные» часы
А вот что еще интересно — в опубликованных рекомендациях по ограничению мобильных устройств ничего не говорится о носимых гаджетах — типа «умных» часов. И школьники этим активно пользуются. Одни учителя и родители «против». Другие — «за».
— У некоторых детей я видела смарт-часы. Но мне кажется, они все-таки отвлекают. А вот кнопочные телефоны — нет, — говорит мама первоклассника из Астрахани Ксения Дорошенко.
Наладить сбор и хранение мобильников плюс «дежурную» связь с родителями — задача не из простых. У многих школ пока нет ни ресурсов, ни возможностей
— Мне очень нравится, когда вместо мобильных дети приходят с «умными» часами. На этих устройствах нельзя играть, но с их помощью можно оставаться на связи. В некоторых моделях есть функция прослушки: родитель может узнать, где находится ребенок и с кем, — делится опытом учитель начальных классов из Екатеринбурга Татьяна Аникина. — Допустим, родители не знают, вышел ребенок из школы или еще нет. Звонят на эти «часы» и слышат, что я задержала ребят после уроков, чтобы, скажем, заполнить дневники. Меня совершенно не беспокоит, что мои уроки прослушивают таким образом — мне скрывать нечего.
Официально
Ольга Васильева, министр просвещения:
— Рекомендовано сократить использование мобильных устройств в образовательном процессе. Ограничение поддержали 89 процентов родителей, 90 процентов учителей и 61 процент детей. Хотя я понимаю, насколько ребятам тяжело свыкнуться с мыслью, что с телефонами придется расстаться на время учебы. Понимаю, что будет сложно. Но это мировая практика. Те или иные ограничения на использование мобильных телефонов есть, например, в Австралии, Бельгии, Франции, Великобритании, Канаде, Малайзии.
19 августа 16:06
Анатолий Минкин
Российских школьников хотят оставить без мобильных телефонов на время учебы. Такую рекомендацию для региональных властей подготовили Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования. В своем документе эксперты сослались на международный опыт и данные опроса среди российских школьников и их родителей. «360» разобрался, в каких странах ученикам уже запретили использовать гаджеты.
Источник фото: Unsplash
Франция. Ужесточение без соблюдения
Запрет на использование мобильных телефонов в школах во время занятий действовал во Франции с 2010 года. Однако власти страны значительно ужесточили это требование, и 1 сентября прошлого года ученикам начальной и средней школ запретили приносить в учебные заведения любые гаджеты, подключенные к интернету. В список попали не только смартфоны, но и планшеты с умными часами. Руководители лицеев, куда переходят школьники старше 15 лет, будут решать вопрос о запрете гаджетов самостоятельно.
Минпросвещения рекомендовало запретить мобильники в школах
Министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер заявил, что главная цель закона — помочь детям сосредоточиться на уроках, научиться общаться друг с другом и сократить использование социальных сетей. Кроме того, по его словам, запрет на использование гаджетов с доступом к Сети позволит сократить случаи интернет-буллинга, а также окончательно решит вопрос с кражами дорогих аппаратов.
Инициативу правительства не поддержал ряд экспертов, среди которых были и учителя. По их мнению, это приведет к изоляции учеников от мира, где интернет играет сегодня одну из важнейших ролей.
«Для того, чтобы подготовить детей к жизни в XXI веке, мы должны помочь им овладеть точными и гуманитарными науками, культурой поведения в обществе и социальных сетях, умением вести дискуссии и уважать мнение собеседников», — пояснил один из них.
При этом сами французские школьники не спешат соблюдать этот закон. В беседе с изданием The New York Times ученица восьмого класса парижской школы Грейс заявила, что она продолжает снимать своих друзей в школе и выкладывать снимки в Instagram. Но теперь она делает это тайно.
«Я бы могла оставить смартфон дома и забрать его после школы, но я бы не чувствовала себя нормально», — заявила школьница и пояснила, что когда ее гаджета нет с ней, то она чувствует себя опустошенной и близкой к депрессии. Автор материала рассказал, что во время беседы Грейс не выпускала смартфон из рук, хоть и не смотрела на экран.
Германия. Споры о французском опыте
Аналог французского закона о запрете гаджетов требуют ввести в Германии. Согласно проведенному институтом общественного мнения Kantar Public опросу, за ограничения выступают 86% жителей страны. В данный момент такой запрет действует только в Баварии, где в школу запретили проносить даже ноутбуки, если только они не нужны для учебы.
Глава Национального союза учителей Германии Хайнц-Петер Майдингер заявил, что детям до 14 лет нужно вообще запретить пользоваться гаджетами.
Как в театре или на усмотрение родителей. Каким может стать запрет мобильников в школах
«Во время школьных каникул сотовый телефон является постоянным источником издевательств через социальные сети и интернет, которые только сопровождают преследования и избиения в реальной жизни», — заявил он. По его словам, все это становится главными причинами подростковых самоубийств.
Однако единого мнения по поводу запрета гаджетов среди германских экспертов нет. Президент Баварской ассоциации учителей и преподавателей Симона Флейшманн считает, что школьников нельзя ограничивать.
«Запрет на школьные телефоны — неправильный путь, но для учителей это может означать меньшее напряжение. При этом задача школы — готовить детей к жизни в обществе будущего, которое будет цифровым, и этого не изменить», — заявила она.
По ее словам, пример Франции может привести к тому, что школьники этой страны не смогут справляться с проблемами в цифровом мире.
Флейшманн отметила, что государству нужно действовать наоборот и предоставить всем ученикам собственный смартфон так же, как предоставляются учебники. При помощи них школьники научатся критически воспринимать информацию и давать ей собственные оценки.
«Намного лучше, если каждая школа разработает свою собственную концепцию использования гаджетов вместе с учениками. Такие правила не воспринимаются как запреты и могут подготовить детей к жизни в цифровом обществе», — добавила Флейшманн.
Великобритания. Запрет без ограничений
Запрет на использование мобильных телефонов и других гаджетов школы Великобритании принимают самостоятельно. Если в одном учебном заведении нельзя проносить смартфон даже выключенным, то в другом школьники могут читать учебники даже с экрана гаджета.
Однако министр по школьным стандартам страны Ник Гибб заявил, что в новом руководстве для учебных заведений страны появится запрет на гаджеты в классах.
Он пояснил, что это делается для того, чтобы научить детей самостоятельно ограничивать время, которое они тратят на социальные сети и онлайн-игры. Окончательное решение будут принимать директора школ.
Дети не должны тратить время на свои смартфоны или планшеты. Очевидно, что интернет дает огромные преимущества. Но если дети в социальных сетях или компьютерных играх достаточно долго, то им не хватает времени, чтобы поговорить с родителями, заняться спортом, сделать домашнее задание или поиграть с друзьями
Ник Гиббминистр по школьным стандартам Великобритании.
По его словам, умение пользоваться интернетом — необходимый навык, но регулирование времени, проведенного в Сети, должно стать привычкой.
Он отметил, что некоторые школы уже давно запретили приносить мобильные телефоны в классы, но теперь об этом ограничении нужно задуматься всем остальным учебным заведениям.
С мнением министра не согласилась руководитель Учебного фонда в Манчестере Пэтси Кейн. Она заявила, что учителя используют смартфоны на уроках в качестве дополнительных способов обучения.
«Сегодня существует фантастический набор приложений для учебы, и все заинтересованы в их использовании», — отметила она.
Глава независимой организации «За реальное образование» Кэти Айвенс заявила, что поддерживает мнение министра о запрете использования гаджетов в школах. Но запрещать ученикам их проносить она не видит смысла. Она пояснила, что в случае чрезвычайной ситуации школьники могут вызвать сотрудников экстренных служб и оставлять их без связи нельзя.
Остальной мир
В настоящее время запрет на использование гаджетов в школах действует в Азербайджане, Греции, Таджикистане и Франции. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. Так, в Онтарио запрет на использование мобильных телефонов распространяется на все школы, а в Квебеке — только на государственные. В США все зависит от законодательства штата.
В Массачусетсе разрешение дается на уровне руководства учебного заведения. А в Нью-Йорке — решают власти города. После того, как мэр Майкл Блумберг запретил школьникам приносить в учебные заведения мобильные телефоны, его последователь Билл де Блазио отменил этот запрет. Тогда он аргументировал это тем, что школьники во время стрельбы в учебных заведениях могут сообщить об этом в службу спасения.