Содержание
Амфилохий, митрополит Черногорско-Приморский (Радович Ристо)
Дата рождения: 7 января 1938 г.
Страна: Сербия Биография:
Родился 7 января 1938 г. в небольшом селе Баре Радовича в Нижней Мораче. Был крещен с именем Ристо (Христос).
Окончив в родном селе среднюю школу, едет в Белград, где поступает в духовную академию святого Саввы. Получив в 1962 г. диплом, продолжает обучение на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология.
Огромное влияние на духовную жизнь владыки Амфилохия оказали отец Иустин (Попович) и афонский старец Паисий.
После окончания учебы в Белграде будущий митрополит продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда отправляется в Грецию. Там проводит семь лет и принимает монашество. В Элладской Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую диссертацию, посвященную святителю Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт, а с 1976 г. становится преподавателем на кафедре православной педагогики в Белградской духовной академии святого Иоанна Богослова.
В мае 1985 г. после избрания епископом Банатской епархии переезжает в Цетине.
30 декабря 1991 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.
Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза писателей Сербии и Черногории.
Митрополиту Амфилохию удалось восстановить большое количество церквей и монастырей, построить новые. Увеличилось число священников и монашествующих. С 1992 г. в Цетине начинает издаваться журнал митрополии Черногорско-Приморской «Светигора». Издательство «Светигора» осуществляет активную издательскую деятельность. Также с 1992 г. в Цетине возобновляет свое существование духовная академия, закрытая в 1945 г. В 1998 г. начинает свою работу радио «Светигора».
В 1993 г. митрополию впервые в истории посетили Патриархи — Константинопольский Варфоломей, Московский и всея Руси Алексий, которые вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом освятили фундамент храма Воскресения Христова в столице Черногории Подгорице. В 1993 г., опять же впервые в истории, в митрополии Черногорско-Приморской на Цетине и в монастыре Острог состоялся внеочередной Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви.
Духовно-миссионерская служба митрополии открывает духовные центры, магазины духовной литературы. Создано несколько церковных хоров по всей Черногории. Начато восстановление знаменитого монастыря Подмаине, более 150 лет находившегося в запустении; монастыря святого Архангела Гавриила близ города Тиват и множество других.
С 13 ноября 2007 г. Святейший Патриарх Сербский Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда. Ограниченность возможностей Святейшего Патриарха Павла в период лечения побудили открывшийся 15 мая 2008 г. в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием.
С 15 ноября 2009 г. по 22 января 2010 г. — Местоблюститель Патриаршего престола.
Решением Синода Сербской Православной Церкви от 21 мая 2010 г. назначен временным управляющим Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархией.
22 января 2006 г. избран доктором богословия honoris causa Московской духовной академии, 11 января 2008 г. — почетным доктором Института теологии Белорусского государственного университета, 13 июня 2014 г. — почетным доктором Санкт-Петербургской духовной академии.
Образование:
1962 г. — Духовная академия святого Саввы (Белград).
Философский факультет Белградского университета по специальности классическая филология.
Научные труды, публикации:
- «Тайна Святой Троицы по учению святителя Григория Паламы»,
- «Смысл Литургии»,
- «Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века»,
- «Духовное движение Филокалии в XVII и начале XIX века»,
- «Духовное значение храма Святого Саввы в Белграде (на Врачаре)»,
- «Преподобный Рафаил Банатский»,
- «Возврат к чистоте душевной»,
- «Основы православного воспитания» и др.
Автор многих переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский, очерков и проповедей.
Награды:
Церковные:
- 2008 г. — орден свт. Кирилла Туровского Белорусской Православной Церкви.
Черногорская Православная Церковь, самопровозглашенная автокефальная церковь, не признанная другими православными поместными Церквами.
Основа Черногорской церкви была заложена в 1220 году, когда на территории современной Черногории сербский патриарх основал подвластную себе епархию — Зетскую. Престол епископов Зеты находился в монастыре св. Михаила Архангела в местечке Превлака (недалеко от современного города Тиват). На Соборе в Скопье в 1346 епископство Зета было поднято до Митрополии.
После падения Сербского государства (1389) турки и венецианцы стали угрожать митрополии. В 1452 году венецианцы разрушили монастырь Михаила Архангела, чтобы облегчить проводимую ими политику латинизации. С 1452 по 1484 престол митрополита перемещался в монастыри св. Марка в Будве, Девы Марии в горах около Бара, Св. Николая во Враньйине, св. Николая в Ободе.
Наконец в 1484 престол окончательно обосновался в Цетинском монастыре. В 1493 году монах Макарий напечатал первую славянскую книгу. А в 1516 году митрополиты становятся не только духовными лидерами черногорцев, но и светскими правителями княжества.
С 1603 года Черногорская митрополия становится фактически независимой юрисдикцией (окончательно каноническая независимость подтверждается за Черногорской Автокефальной Православной Церковью в 1766 году после уничтожения сербского Печского патриархата).
В 1692 году старый Цетинский монастырь разрушается венецианцами и турками. А в 1697 году митрополитом становится Данило Петрович, основатель митрополичьей династии — с этого времени должность митрополита передается племяннику предыдущего правителя. Эта традиция рушится в 1852 году, когда Черногория становится светским государством. Нового митрополита, который теперь становится только духовным лидером избирают только в 1858 году.
Во время правления Николы I Петровича территория Черногории почти удвоилась и церковь была разделена на три епархии. Через два года после вхождения Черногории в Югославию (1918) Македонская церковь вошла в воссозданную в 1920 году единую Сербскую Православную Церковь.
Однако кое-где за границей отдельные приходы этого не признали и продолжали считать себя частью Черногорской Автокефальной Церкви (например в Детройте, США, по крайней мере до 1923 года действовал такой приход под названием Независимая Черногорская Православная церковь св. Власия Остроского).
После крушения советской власти и появления центробежных стремлений в Югославских республиках, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и с советское время). Это закончилось народным сбором в Цетине 31 октября 1993 года, на котором был избран Митрополит независимой Черногорской церкви (это традиционный метод избрания главы церкви в Черногории) Антоний Абрамович.
В январе 2000 года не признанная в православном мире ЧПЦ была официально зарегистрирована черногорскими властями при участии М.Джукановича.
В 2001-2005 годах в России существовало представительство Черногорской церкви во главе с протопресвитером Александром Сергеевым-Зарнадзе.
На 2008 год церковь распологает шестью храмами в Черногории (где также часто практикуются литургии под открытым небом), также имеются общины в Австралии (штат Новый Южный Уэльс) и Аргентине (провинция Чако).
Сейчас на территории Черногории действуют две юрисдикции — Сербской и Черногорской автокефальной церквей. Последняя поддерживается властями Черногории. Даже приблизительное соотношение верующих этих юрисдикций не известно. Большинство населения (около 80%) являются сторонниками Сербской Церкви.
Долгое время ЧПЦ находилась в евхаристическом общении с Болгарским Альтернативным Синодом и УПЦ КП, однако после принятия в свою юрисдикцию двух запрещенных священников Итальянской Православной церкви отношения с ними были прерваны. В 2007 году в черногорскую церковь из киприанитского синода присоединился епископ Симеон, который был назначен экзархом центральноевропейских государств.
Предстоятели
- Антоний (Абрамович) (1993-1996)
- Михаил (Дедеич) (с 31 октября 1998)
Епархии
- Цетинская (митрополичья архиепископия)
- Приморская
- Дуклянская
- Острошская
- Беранская (Полимская)
Использованные материалы
- Исторические справки на сайте «Иерархия Церквей»
Полиция Черногории арестовала епископа Будимлянско-Никшичского Сербской православной церкви (СПЦ) Иоанникия и семь священников. Об этом вечером 12 мая сообщили местные СМИ.
Отмечается, что Владыка Иоанникий и священники получили вызовы для дачи объяснений в полиции и были препровождены в отделение в городе Никшич после праздничного собрания верующих. Они всю ночь давали показания в Центре безопасности. По словам директора Управы полиции Веселина Вельовича, епископа и священников задержали «из-за собрания граждан в организации СПЦ в Никшиче, чем нарушен приказ о запрете собраний».
«Епископу Будимлянско-Никшчскому Иоанникию и еще шестерым определена мера задержания на 72 часа после дачи показаний прокуратуре в Никшиче за организацию собрания верующих в этом городе, чем были нарушены меры Национального координационного совета против распространения коронавируса», — заявили представители правохранителей.
В то же время, собравшиеся перед участком граждане требовали выпустить владыку и ожидали его освобождения. Епархия Будимлянско-Никшичская СПЦ осудила действия властей и указала, что таким поведением полиция не только демонстрирует непрофессионализм, но и ставит под вопрос «мир и стабильность в Черногории».
Напомним, ранее руководство Черногории заявило, что намерено добиться автокефалии для «черногорской церкви» и отобрать церковную собственность у Сербской православной церкви. В ответ на это страну охватила волна протестов, в ходя которых были отмечены столкновения с правоохранителями. 12 мая в Черногории отмечался праздник одного из самых почитаемых на Западных Балканах и в мире сербских святых — чудотворца Василия Острожского.
Митрополит Черногории и Приморья
Митрополит Амфилохий в 2017 году
Амфилохије
Сербская Православная Церковь
Митрополия Черногории и Приморья
30 декабря 1990 г.
Данило Дайкович
Действующий
Ристо Радович
7 января 1938 (82 года)
Баре Радовича, Королевство Югославия
Черногорский
Восточное православие
Цетинский монастырь
Университет Белграда Факультет теологии
Папский Восточный институт
Афинский университет
Амфилохий Радович ( сербской кириллицы : Амфилохије Радовић ; произносится ; родился 7 января 1938) является сербский православный епископ, нынешний митрополит епископ из Черногории и Литораль , что делает его Предстоятеля в Сербской Православной Церкви в Черногории .
биография
Ранняя жизнь, образование и личная жизнь
Амфилохие родился Ристо Радович ( Ристо Радовић ) в Баре Радовича в Нижней Мораче , Королевство Югославия (ныне Черногория ). Он является потомком воеводы Мины Радович, которая участвовала в объединении племени Морача с Княжеством Черногория в 1820 году. Он учился в семинарии Святого Саввы и в 1962 году окончил теологический факультет в Белграде . Во время работы в семинарии в конце 1950-х Амфилохийе знал Джастина Поповича , священника SOC, и восхищался его бескомпромиссной позицией по отношению к современной цивилизации. Он также изучал классическую философию в Белградском университете . В Париже Амфилохий учился в Русском Свято-Сергиевском православном богословском институте , в Риме в Папском Восточном институте и в Берне на старокатолическом факультете . Он закончил аспирантуру в Берне и Риме, а затем переехал в Грецию , где он жил в течение семи лет, принял постриг и работал в качестве иеромонаха в греческой православной церкви . В Афинах он защитил докторскую диссертацию о Святом Григории Паламе и получил степень доктора богословия .
Проведя год на Афоне , он переехал в Париж и работал профессором Свято-Сергиевского православного богословского института. В 1976 году он стал доцентом, а затем профессором православной катехизации на богословском факультете в Белграде. Он является почетным доктором в Московской Духовной Академии с 2006 года и Института теологии Белорусского государственного университета с 2008 года он также говорит греческий , русский , итальянский , немецкий и французский . Он является членом Союза писателей Сербии и Черногории .
Епископ Банатский (1980-е) и избрание Митрополитом Черногории (1990)
Названный епископом Баната в 1980-х годах, он удерживал этот титул до конца 1990-х. В конце 1980-х Амфилохий вел антикатолическую пропаганду и обвинял католическую церковь и хорватов в угрозе сербам в Хорватии . В 1990 году Амфилохий стал кандидатом в Патриархи Сербской Православной Церкви (СПЦ). За неделю до политических выборов в Сербии, 6 декабря 1990 года, президент Сербии Слободан Милошевич попытался получить контроль над ШПЦ, поддержав своих любимых кандидатов, таких как Амфилохие на пост патриарха. Амфилохидже не удалось набрать много голосов, и поэтому он не вошел в окончательный список кандидатов на эту роль. Через несколько дней пожилой Данило Дайкович ушел на пенсию, и в декабре 1990 года Амфилохийе был избран его преемником на посту митрополита Митрополии Черногории и Приморья , который он занимает по сей день. Гостями, которые присутствовали на церемонии его инаугурации, были Матия Бечкович , Новак Килибарда и Радован Караджич . Приход Амфилохия на новую должность приветствовали многие люди, от высокопоставленных политиков до сербских националистов в Черногории. В декабре 1990 года в Цетине последовали публичные протесты людей против его назначения митрополитом из-за репутации Амфилохие как сербского националиста и его отрицания отдельной черногорской идентичности.
Возрождение сербской православной церкви в Черногории
Митрополит Амфилохий в 2008 году.
Сербская Православная Церковь в Черногории возродилась как духовная и политическая сила в конце 1980-х годов после назначения Амфилохие митрополитом. В качестве митрополита он инициировал программу строительства новых церквей, монастырей и восстановления старых церквей. Другие инициативы Амфилохие привели к тому, что в церковь пришло больше монахов, монахинь, священников и людей, а также к увеличению числа черногорцев, принявших Православие в то время, когда его отношения с югославским правительством Черногории были натянутыми. Реликвии от тел святых использовались СПЦ для сплочения и «ре-христианизации» населения, например, мощи святого Василия, которые были разделены и позже отправлены в другие монастыри Югославии .
В новых церквях Черногории выставлены фрагменты погибших в концентрационном лагере Ясеновац людей, признанных мучениками, чтобы напомнить прихожанам о страданиях, которым подверглись сербы во время Второй мировой войны . Амфилохийе проводил кампанию по реабилитации Николая Велимировича , межвоенного сербского православного священнослужителя, заключенного в тюрьму державами оси во время Второй мировой войны, которого он считал мучеником. В Цетине Амфилохидже открыл новую богословскую школу, издательство, известное как Svetagora, и радиостанцию Radio Svetagora. Амфилохидже — главный куратор своего издательства Svetagora. В то время его отношения с правительством Черногории были прохладными, и он выступал за то, чтобы религиозное образование со стороны СПЦ было обязательным в школах.
Распад Югославии и югославские войны
Амфилохий стал известным защитником и сторонником серпства (сербства) и самопровозглашенным сербским националистом. Его назначение митрополитом совпало с возвышением Слободана Милошевича и мобилизацией сербского населения в Югославии, которая была поддержана ШПЦ, а также с ростом сербских националистических настроений. СПЦ все чаще встала на националистический путь, в основном радикальными элементами в ее рядах, представленными фигурой Амфилохидже. Он и несколько других епископов СПЦ утверждали, что ответственность за проблемы Югославии была основана на тенденциях геноцида среди югославских этнических групп и на Западе с его современностью и идеологиями, такими как коммунизм , индивидуализм , материализм и секуляризм . Амфилохидже прокомментировал ситуацию в Косово и заявил, что экспансионистские страны католического и протестантского Запада и мусульманского Востока были «безумным ветром, непрерывно пытающимся потушить этот священный светильник», определяемым как Сербия.
По мере распространения югославских войн Амфилохидже вместе с другими высокопоставленными священнослужителями укрепляли свои позиции, поскольку старшее поколение священнослужителей и теологов, которые пошли на компромиссы с прошлым югославским коммунистическим правительством, были отстранены. В этот период Амфилохидже делал антимодернистские , антимусульманские и антихорватские комментарии. В 1992 году высокопоставленные сербские православные священнослужители, такие как Амфилохийе, выдвинули и повторили претензии к боснякам , хорватам и албанцам о том, что сербы столкнулись с геноцидом с их стороны в результате глобального заговора при содействии Ватикана и Германии . В начале 1990-х годов Амфилохий и епископ Василий Качавенда усилили религиозные и этнические разногласия во время югославских войн и заявили, что существует глобальный заговор против ШПЦ. Амфилохидже заявил, что «естественное пространство» сербов находится на православном Востоке и что им необходимо бороться с протестантским и католическим Западом, а также с исламом , поскольку, по его словам, «без смерти не будет воскресения».
Амфилохий стал видным участником дебатов по вопросам идентичности и суверенитета Черногории. Ряд его взглядов касается государственности и государственности Черногории и самобытности черногорцев, которых Амфилохий считает сербами этнического происхождения или «лучших и чистейших сербов», состоящих из таких элементов, как Косово , Святой Савва и династия Неманичей . Другие позиции включают в себя то, что сербские предки черногорцев бежали из-под контроля ислама в Черногорию, и оттуда сербская нация имела возможность возродиться после поражения, понесенного сербами в битве за Косово (1389 г.). Это привело к серьезным разногласиям с правительством Черногории, которое со временем выступило за независимость от Сербии. Для Амфилохие черногорская нация была изобретена коммунистами, такими как Тито и Милован Жилас, вместе с сепаратистами, поддерживаемыми внешними силами, которые стремились отделить черногорцев от их исторического происхождения и расколоть сербов в более широком регионе. Он рассматривал людей, выступающих за независимую и восстановленную Черногорскую православную церковь (МПЦ), как «еретиков и раскольников», которые вели кампанию против СПЦ и называли черногорских автокефалистов «Чернолатинаши» (черные латиняне), уничижительное выражение, используемое для догматических и фанатичных католиков. духовенство. Амфилохидже заявил, что МПЦ была «политическим образованием» и что черногорские автокефалисты были «титоистами» и «безбожниками», происходящими из «нецерковных кругов» и нерелигиозного происхождения.
МПЦ попыталось охарактеризовать Амфилохие как «опасного фундаменталиста», который хотел навязать СПЦ всем православным черногорцам, а автокефалисты рассматривали его как участника «анти-черногорской» ассимиляционной кампании. Протесты черногорских автокефалистов проводились против Амфилохие, иногда в тех местах, где он присутствовал, например, на церемонии открытия Собора Воскресения Христова в Подгорице и прерывании конференции черногорских академических кругов в честь Петра II Петровича-Негоша . Оппозиция Черногории рассматривала Амфилохие и его сторонников как агентов » великосербского проекта » и обвиняла митрополита в желании сохранить церковный контроль над всеми церквями в Черногории.
Первый ряд: митрополиты Василий Качавенда (красным слева), Амфилохий (белый, в центре) и Патриарх Ириней (красный, справа).
Вначале Амфилохий поддерживал Милошевича, его политику и сербское националистическое движение во время распада Югославии и войн, охвативших Хорватию и Боснию . В 1990 году в интервью сербской газете NIN Амфилохий заявил, что Милошевича следует «похвалить», поскольку он понимает «жизненные интересы сербского народа», и что «если они будут продолжать, как они начали, результаты будут очень впечатляющими». В другом интервью иностранным СМИ Амфилохий сказал, что косовский юбилей в конце 1980-х заставил Сербию продемонстрировать «национальное единство, невиданное, вероятно, с 1914 года». В комментариях, сделанных газете на сербском языке Jedinstvo в 1990 году, Амфилохийе признал самоопределение словенцев и хорватов на статус государственности и сказал сербам, что они должны поступить так же, добавив, что «примирение над могилами невинных людей» невозможно «, пока хорватский народ не откажется от злой».
В ожидании вторжения югославских войск на юг Хорватии, СПЦ, представленный на земле Амфилохием, провел религиозную церемонию (17 февраля 1991 г.) в исторической православной церкви на полуострове Превлака на границе Хорватии и Черногории. Во время кампании Осады Дубровника Амфилохий играл на гусле (струнном инструменте) и пел стихи югославским черногорским войскам из эпической поэмы «Битва при Мойковаце». Он много раз навещал сербских солдат в Боснии, чтобы поддержать их. Амфилохий часто хвалил руководство боснийских сербов во время войны, такое как Биляна Плавшич , которую он называл » косовской девой «, и Радован Караджич . Амфилохие дважды приглашал сербского военизированного лидера Аркана (Желько Ражнатович) и его группу Тигры, военизированную группу, для охраны Цетинского монастыря в 1991 и 1992 годах. Во время второго из этих визитов в канун православного Рождества (1992) черногорские автокефалисты собрались на площади короля Николы, и Аркан со своими тиграми присутствовал в монастыре, где Амфилохий сказал собравшейся толпе, что «Скадар» ( Шкодер в Албании ) «снова будет черногорцем».
В то время Амфилохийе также участвовал в качестве арбитра во внешних и внутренних конфликтах внутри и между сербскими политическими партиями в Черногории, Сербии и Боснии и Герцеговине. Во время войны в Боснии Амфилохийе в 1994 году призывал к поддержке Республики Сербской , самопровозглашенного политического образования боснийских сербов. Он критиковал то, что он считал югославским правительством и бездействие Европы в отношении боснийских сербов, а также предполагаемую опасность, с которой они и православная вера в Боснии сталкивались со стороны боснийцев-мусульман. Амфилохийе поддерживал прочные отношения с руководством боснийских сербов времен войны, базировавшимся в городе Пале , Босния. Он часто навещал Пале и велел сербским войскам продолжать сражаться. Амфилохийе поддержал решение руководства боснийских сербов во время войны отклонить мирный план Вэнса-Оуэна, в котором предлагалось разделить Боснию на несколько кантонов. Отношения между Амфилохием и сербским президентом ухудшились после того, как Милошевич порвал с руководством боснийских сербов из-за их отказа в мае 1993 года от мирного плана Вэнса-Оуэна. Амфилохийе продолжал поддерживать руководство боснийских сербов во время войны и стал резким критиком Милошевича и его политики. В 1995 году, когда сербские силы теряли свои позиции в Хорватии и Боснии из-за хорватских и хорватско-боснийских военных наступлений и авиаударов НАТО , Амфилохий обратился к черногорскому парламенту и призвал их отказаться от поддержки Милошевича и отменить санкции против боснийских сербов.
Конец 1990-х — начало 2000-х гг.
Слет мирового православного духовенства: Амфилохий (в белом, четвертый слева), Патриарх Константинопольский Варфоломей (в белом и красном, в центре).
Из-за своей оппозиции Милошевичу Амфилохие на короткое время нашел общий язык с Милошевичем Джукановичем, когда в 1997 году Демократическая партия социалистов Черногории (ДПС) разделилась на группы, выступающие за и против Милошевича. Амфилохий благословил Чукановича, когда он стал президентом Черногории в январе 1998 года. Со временем, когда Чуканович выступал за независимость Черногории, в их отношениях возник разрыв, и Амфилохий стал ярым критиком президента Черногории. Попытки уменьшить церковную напряженность привели к тому, что Джуканович и премьер-министр Игорь Лукшич попросили Амфилохие стать частью МПЦ, что недостижимо, поскольку МПЦ не получила признания и считается еретической в других православных церквях. В конце 1990-х Амфилохие в качестве главы черногорской митрополии отвечал за 160 священнослужителей, таких как священники, монахи и монахини, которые оказывали религиозные услуги более чем 90% приходов и монастырей в Черногории.
В середине 2000-х Амфилохийе комментировал и критиковал интеграцию Сербии в Европейский Союз . Амфилохидже выступал против диалога и настроен антиэкуменически по отношению к католической церкви. В конце двадцатого века Амфилохидже поддерживал националистов и радикальных антизападников, а в начале двадцать первого века он посвятил свои усилия диалогу между православной и католической церквями . В феврале 2003 года Амфилохийе возглавлял делегацию ШПЦ, которая посетила Ватикан, и немецкие католические СМИ сообщили, что он пригласил Папу в Белград, что позже опровергло ШПЦ. Подвергнувшись влиянию католиков, Амфилохидже изменил свою позицию в отношении «злой сущности» людей на Западе и начал различать «плохую» светскую и «хорошую» антисекулярную Европу. Амфилохидже продвигал и отстаивал концепцию » теодемократии «, не вдаваясь в подробности этой идеи как возможной оппозиции либеральной демократии . Взгляды Амфилохидже по-прежнему далеки от либеральной точки зрения, и поэтому Клаус Бухенау заявляет, что его нельзя назвать «прозападным». В 2005 году Амфилохий призвал Радована Караджича, который избежал ареста по обвинению МТБЮ , сдаться.
18 июня 2005 г. небольшая церковь из рифленого железа была установлена вертолетом на вершине горы Румий 172-й воздушно-десантной бригадой сербско-черногорской армии Подгорицы по просьбе Совета церкви Подгорицы, зависимой от православных сербов. Митрополит Черногории. Эта символическая акция, направленная на демонстрацию доминирования СПЦ над другими религиями и подтверждение сербского характера Черногории, также показала тесные связи между Амфилохием и армией. SOC заявил, что бывшая церковь существовала около 500 лет в том месте, которое было разрушено османами. Акция была раскритикована в Черногории общественными деятелями, такими как Андрей Николаидис, который заявил, что в этом месте никогда не было церкви, а Амфилохийе получил негативную прессу от черногорских СМИ о присвоении этого места для одной веры в ущерб другим и создании межрелигиозной дисгармонии. В письме, адресованном Джукановичу, Амфилохийе заявил, что любое удаление церкви будет актом вандализма.
Независимая Черногория
Во время референдума о независимости Черногории в 2006 году Амфилохий поддержал продолжение сербско-черногорского профсоюзного движения и был важной фигурой в кампании за единство. В Черногории Амфилохие рассматривался как более способный выразитель интересов черногорских сербов, чем политики того времени. Амфилохий опротестовал попытку МПЦ в 2006 году штурмовать церковь возле Цетинье и заявил, что, по его мнению, за действиями МПЦ стоит правительство Черногории. Амфилохие выступает против будущего объединения всех православных церквей в Черногории. Черногорский политик Ранко Кривокапич — главный соперник Амфилохие. В мае 2011 года Амфилохийе было предъявлено обвинение в разжигании ненависти, и он предстал перед судом в Подгорице из-за комментариев, сделанных в адрес людей, которые хотели сносить церковь, расположенную на горе Румия. Судебный процесс длился до ноября 2012 года, когда Амфилохидже отклонил выдвинутые против него обвинения, а позже, по завершении его дела, он получил предупреждение от суда. В течение 2013 года Амфилохий пытался объявить Петра II Петровича-Негоша святым, однако этим усилиям противодействовали власти Черногории и синод СПЦ. В Храме Воскресения Христова в Подгорице изображение Амфилохие изображено среди фресок.
Амфилохий (пятый слева), Патриарх Ириней (в центре) с членами Священного Синода и сербской королевской семьей, сербскими политиками и российскими дипломатами
В 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии, и Амфилохий выступил с речами, в которых назвал Косово » Иерусалимом , колыбелью сербского народа». В то время Амфилохий критиковал министра иностранных дел Сербии Вука Еремича и президента Бориса Тадича как «предателей, которые не хотели, чтобы армия защищала Косово». Амфилохийе также заявил, что Сербии необходимо закупить у России новое оружие и привлечь российских добровольцев для защиты Косово. Во время интервью в марте 2008 года Амфилохий заявил, что на выборах в Сербии он поддерживал Сербскую радикальную партию (СРП) и Демократическую партию Сербии (ДПС).
13 ноября 2007 г., после того, как сербский Патриарх Павле (1914–2009) был переведен в клинический центр из-за слабого здоровья, Священный Синод СПЦ избрал Радовича для исполнения обязанностей Патриарха. Патриарх Павел скончался 15 ноября 2009 года, и Амфилохидже продолжил свою роль Хранителя Трона. Амфилохий, изображаемый как компромиссная фигура между националистами и епископами, наряду с Василием Качавендой и Ириней Булович были основными кандидатами на пост патриарха СПЦ. Он прекратил исполнять этот долг после избрания епископа Нишского Иринея новым Патриархом 22 января 2010 года.
2 августа 2014 года на церковном собрании в Илиндан (день Святого Илии ) Амфилохидже заявил, что мусульмане являются «ложными людьми с ложной религией», а исламские учения — «духовной смертью». Он прокомментировал » Горный венец» , стихотворение XIX века, написанное Петром Петровичем Негошем относительно того, что Амфилохийе назвал «истреблением тюркификаторов». Амфилохидже заявил, что убийство людей было «ужасным, однако еще ужаснее духовная смерть, посеянная фальшивыми людьми с ложной верой». Далее он добавил, что «благодаря этим жертвам епископ Данило спас Черногорию. В противном случае в Черногории не осталось бы ни одного православного уха».
8 октября 2014 года на церковном празднике в Колашине Амфилохие сказал, что «в этом регионе разразились две злые и смертельные болезни, потурченяштво и брозомора». Слово poturčenjaštvo относится к славянским народам, становящимся мусульманами или принимающим ислам, вера » турок » ( османов ) в османскую эпоху и брозомора (болезнь Броза) связана с принятием коммунистической идеологии Иосипа Броз Тито. Амфилохидже также заявил, что эпоха правления Тито привела к разделению единой сербской нации на четыре отдельные нации, такие как «боснийцы, черногорцы и македонцы «. Исламская община Черногории в ответ о том , что комментарии Амфилохий были «разжигание ненависти» и сослался на близкие отношения церкви и Амфилохий были с комбатантов и их «преступления против человечности» во время югославских войн.
Дмитрий Медведев награжден орденом Святого Саввы от митрополита Амфилохия.
Амфилохидже хорошо известен своими частыми заявлениями против прав ЛГБТ и гендерного равенства, и его цитируют, называя Прайд «парадом смерти, самоуничтожения, убийства и убийства». Он также был избран «гомофобом года» неправительственной организацией Queer Montenegro в 2014 году. Он также был публично предупрежден омбудсменом за язык вражды и дискриминацию меньшинства ЛГБТ. Амфилохидже осудил НАТО, назвав его «милитаристским, тоталитарным, террористическим» , международная организация «. ШПС в Черногории призвал к референдуму о вступлении Черногории в НАТО . Состоялись протесты, организованные черногорской оппозицией, состоящей в основном из сербской общины . Амфилохие публично критиковал» отделение Черногории от матушки России «.
Общественное мнение и критика
Амфилохий как митрополит понимал черногорские настроения и социальные течения Черногории. Он — противоречивая фигура, которую уважает духовенство и не любят некоторые критики. Из-за его статуса общественного деятеля поляризованное общественное мнение по поводу Амфилохидже либо положительное, либо отрицательное. Среди черногорских сербов Амфилохие пользуется популярностью, и в опросах, проведенных в 2003–2004 годах, он занял одно из первых мест в общественной жизни Черногории, которому доверяют. Как вызывающая разногласия фигура Амфилохидже изображается черногорскими сторонниками независимости, некоторыми интеллектуалами и МПК как «военный преступник» и «фундаменталист», вызывающий конфликты между согражданами.
В 1990-х годах вокруг критики Амфилохие возникла надомная промышленность, в которую входила такая литература, как » Сербская церковь в войне» Милорада Томанича. МПЦ проводит кампанию по связям с общественностью, направленную на то, что они считают негативным аспектом характера Амфилохидже. Эти усилия включают публикацию МОЦ книги Вешелько Копривицы об Амфилохии под названием » Амфилохиева сабрана не джела» («Проступки Амфилохии»), в которой предпринимается попытка изобразить митрополита как сербского националиста, разжигающего конфликт во время распада Югославии и войн.
Роль Амфилохие в политической и общественной жизни Черногории была осуждена как сторонник «воинственной политики Великой Сербии» и «идей, ведущих к войне», интеллектуалами и политиками, выступающими за независимость, такими как Славко Перович и Миодраг Перович . В соперничестве между Амфилохием из СПЦ и митрополитом Михайло Дедеич из МПЦ часто обменивались личными оскорблениями, и оба стали представителями сербской и черногорской фракций внутри страны. Противники Амфилохие в Черногории заклеймили его как «Ристо Сотона» (Ристо Сатана). В конце 2000-х годов сербская газета Standard утверждала, что епископы Амфилохий и Василий Качавенда оставили умирающего Патриарха Павла в его роли, чтобы продлить время и увеличить свои возможности самим подняться на этот пост.
Избранные работы
- Tajna Svete Trojice po učenju Grigorija Palame (1973), учеба на греческом языке, докторская диссертация.
- Smisao liturgije (1974), учеба на греческом языке.
- Tumačenje Starog zaveta kroz vekove (1979), Белград.
- Sinaiti i njihov značaj u Srbiji XIV vijeka (1981), этюд.
- Filokalijski pokret XVIII i početkom XIX vijeka (1982), учеба на греческом языке.
- Основе православного васпитания (1983), этюд .
- Духовни смисао храма Светог Сохранить (1987), Белград.
- Врачанье душе у чистоту (1992), Подгорица
- Istorijski presjek tumačenja Starog zavjeta (1995), Никшич.
- Sveti Petar Cetinjski i rat (1996), эссе в отредактированной книге: Агнец Божий и зверь из бездны .