Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Матрона анемнясевская

by adminon 20.08.202020.08.2020

Содержание

      • Блаженная Матрона с раннего детства испытала, может быть, самую тяжкую боль – боль отторжения, неприятия, нелюбви самых близких – родителей и братьев-сестер. Память 29 июля
  • В 7 лет ослепла, в 10 — перестала ходить
  • «Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»
  • Хождение по мукам
  • Пастырь добрый
  • «Дело больного выродка Матроны Беляковой»
  • Тюрьма в опасности
  • «Матреша, помоги мне! Я в беде!»
  • Места проживания
  • Служение
  • Заявители
  • Документы
  • Публикации

Блаженная Матрона с раннего детства испытала, может быть, самую тяжкую боль – боль отторжения, неприятия, нелюбви самых близких – родителей и братьев-сестер. Память 29 июля

Блаженная Матрона. Фрагмент иконы. Фото с сайта stefmon.ru

В 7 лет ослепла, в 10 — перестала ходить

Есть блаженные, Христа ради юродивые, которых трудно понять: они «чудят», совершают вызывающие поступки, загадочно разговаривают.

Есть другие, «понятные», часто тяжело болеющие с детства, но только вот не они, физически немощные инвалиды, просят помощи, а люди идут к ним за утешением. И исполняется на них в полной мере сказанное Богом апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается»

Блаженство первых и вторых — в полном предании себя воле Божией, какой бы она не была, — полном настолько, что кажется юродством, потому что непонятно и раздражает.

Во все времена блаженные, юродивые напоминали о том, что ценности земные – благополучие, карьера, счастье в личной жизни, даже здоровье – вторые по счету. Очень важные, но вторые.

А первое – Бог и мир совести с Ним, законы Неба, так часто попираемые даже не безбожием, а фарисейским ханжеством, «обрядами веры», в житейской суете.

Жизнь блаженного не описать канонами, в их жизни вообще мало «каноничного», и даже рождаются они «неканонично». Святая Мат­рё­на Анемнясевская (1864-1936) родилась не в благочестивой семье с крепкими христианскими устоями: ее отец крепко пил, считался на деревне пропойцей, хозяйство было запущенным, оба родителя, как говорит житие, «по внеш­не­му ви­ду ка­за­лись ка­ки­ми-то недо­раз­ви­ты­ми».

Неизвестно почему ро­ди­те­ли нелю­би­ли Матрону, хотя она была живым, здоровым ребенком. «Приедут, бывало, с базара, — говорила Матрона, — всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…». Ей, боль­ше чем ко­му-ни­будь из бра­тьев и се­стер, доставалось ру­гани и по­боев.

В се­мь лет Мат­ре­на за­бо­ле­ла ос­пой и ослепла. Сле­пой де­воч­ке непросто было справляться с домашней работой и нянчаньем: од­на­жды она неча­ян­но уро­ни­ла сест­рен­ку с крыль­ца на зем­лю. Мать схва­ти­ла Мат­ре­шу и на­ча­ла колотить, чем ни попадя, зло бранясь.

Девочка плакала и просила прощения, но мать, войдя в какое-то исступление, не унималась, как вдруг, — говорит житие, — Матрона увидела Богородицу, протягивающую к ней руки с Неба:

«Мама, Богородица», — закричал ребенок, но мама била силь­нее. Ви­де­ние по­вто­ри­лось три ра­за, но мать не слушала; в последний раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца да­ла Мат­ре­не свиток. О том, что там было на­пи­са­но, бла­жен­ная Мат­ро­на ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ла.

На сле­ду­ю­щее утро изу­ве­чен­ная де­воч­ка не смог­ла под­нять­ся. С это­го вре­ме­ни она на­все­гда ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить.

«Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»

Село Анемнясево, где родилась и жила святая Матрона. Фото с сайта fondpm.ru

Так ле­жа­ла Мат­ре­на в ро­ди­тель­ском до­ме до 17 лет, терпя ругань и укоры в «дармоедстве». Внешне она казалась де­ся­ти­лет­ним ре­бен­ком — ее тело перестало расти и на­все­гда оста­лось та­ким, ка­ким бы­ло у де­ся­ти­лет­ней де­воч­ки.

Ее пла­тьи­це, за­кры­вав­шее бла­жен­ную со­всем с но­га­ми, бы­ло все­го 90 сан­ти­мет­ров в дли­ну. Матрона могла пе­ре­во­ра­чи­вать­ся с бо­ка на бок, ше­ве­лить руч­ка­ми и брать неболь­шие пред­ме­ты.

Од­но­сель­чанам было известно о жиз­ни де­вуш­ки, и они от­но­си­лись к ней с почитанием – в народе без вины страдавшие терпеливцы всегда считались «Божьими людьми».

С сем­на­дца­ти лет к Мат­ре­не пошел на­род. Пер­вым за по­мо­щью при­шел кре­стья­нин ее же де­рев­ни, пиль­щик дров.

– Мат­ре­ша, – вот уж как ты ле­жишь несколь­ко лет, ты, небось, Бо­гу-то угод­на. У ме­ня спи­на бо­лит, и я пи­лить не мо­гу. По­тро­гай-ка спи­ну, мо­жет быть и прой­дет от те­бя. Че­го мне де­лать, ле­чил­ся – док­то­ра не по­мо­га­ют.
Мат­ре­ша ис­пол­ни­ла его прось­бу – бо­ли в спине, дей­стви­тель­но, пре­кра­ти­лись, и он встал на ра­бо­ту.

Кре­стья­нин этот рас­ска­зал о сво­ем ис­це­ле­нии од­но­му из со­се­дей, и тот го­во­рит:
– Пой­ду и я к ней: нас за­му­чи­ли де­ти, ско­ро две­на­дца­тый ро­дит­ся; по­про­шу ее по­мо­лить­ся, чтобы Гос­подь пре­кра­тил у нас де­тей.
При­шел он к Мат­ре­ше и по­про­сил по­мо­лить­ся. Мат­ре­ша по­мо­ли­лась, и де­тей у них боль­ше не бы­ло.

Со временем хождение людей к Матрене превратилось в паломничество: шли по­то­ком на про­тя­же­нии бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти лет по несколько де­сят­ков, а ино­гда со­тен еже­днев­но.

По­се­ти­те­ли при­но­си­ли девушке по­жерт­во­ва­ния за ее мо­лит­вы: холст полотна, полотенце, платочек, хлеб, сало, творог и т.п..

В глазах семьи Матрона из «обузы» превратилась в источник дохода. Отец часто отбирал приносимое и менял на та­бак или вод­ку.

Но если не успевал, Матрена сама что-то из принесенного отдавала приходящим к ней людям.

Хождение по мукам

Гусь Железный, Троицкий собор, где сегодня находится чтимая икона блаженной Матроны Анемнясевской. sasovo-kruiz.ru

По­сле смер­ти ро­ди­те­лей мно­го при­шлось терпеть Мат­ре­не от бра­та и сест­ры, смот­рев­ших на нее как на «дойную корову».

Добрые люди – почитатели Матроны, видя такое отношение родных, выстроили ей домик на свои средства. Но сест­ра и тут успела: от­су­ди­ла у лежачего инвалида до­мик.

Тогда Мат­ре­ша пе­ре­шла жить к пле­мян­ни­ку Мат­вею, сыну одной из сестер, че­ло­ве­ку доб­ро­му и верующему. Но и здесь беды не оставили. У Мат­вея под­рос­ли де­ти, од­но­сель­чане ста­ли сме­ять­ся над ни­ми, драз­нить, — что в их дома «юрод». Время шло революционное, Бога «отменили», как и Его заповеди любви.

И Мат­ре­на му­чи­лась, что за нее эти ни в чем не по­вин­ные лю­ди долж­ны пе­ре­но­сить оскорб­ле­ния.

Обыч­но Матрона ле­жа­ла в неболь­шой от­дель­ной ком­нат­ке, в ма­лень­кой дет­ской кро­ват­ке, ко­то­рая все­гда за­ве­ши­ва­лась по­ло­гом. Ле­том, ко­гда в из­бе ста­но­ви­лось душ­но, ее вы­но­си­ли в се­ни, и там она лежала до зи­мы. Са­ма она ни­ко­гда не про­си­ла, чтобы ее пе­ре­нес­ли в из­бу, терпела осен­нюю сту­жу и хо­лод.

Род­ные же, за ис­клю­че­ни­ем пле­мян­ни­ка, не об­ра­ща­ли на Матрону вни­ма­ния; пе­ре­но­си­ли ее в из­бу толь­ко то­гда, ко­гда на улице выпадал снег.

– Од­на­жды, – вспо­ми­на­ла Мат­ре­на, – в ок­тяб­ре ме­ся­це я ле­жа­ла в се­нях, но­чью был силь­ный дож­дик. Во­да через кры­шу по­ли­лась на ме­ня, и я про­мок­ла. К утру слу­чил­ся мо­роз, я страш­но озяб­ла, и одеж­да вся на мне оле­де­не­ла. Утром сест­ра уви­де­ла это, сжа­ли­лась и пе­ре­нес­ла ме­ня в из­бу, за что я ей бла­го­дар­на.

Ча­сто в осен­ние хо­ло­да при­хо­дя­щие удив­ля­лись ее тер­пе­нию и спра­ши­ва­ли:
– Мат­ре­ша, да те­бе хо­лод­но?
– Да нет, теп­ло, – обыч­но от­ве­ча­ла она в та­ких слу­ча­ях, – по­смот­ри, вот ка­кая я го­ря­чая.
При этом она да­ва­ла свою ру­ку, и ру­ка бы­ла дей­стви­тель­но го­ря­чая.

Пастырь добрый

Во вре­мя бе­сед с приходящими к ней людьми Матрона ча­сто чи­та­ла вслух мо­лит­вы, под­хо­дя­щие к темам разговора. Пе­ла наизусть акафисты, цер­ков­ные пес­но­пе­ния, со­вер­шен­но пра­виль­но вы­дер­жи­вая осо­бен­но­сти гла­сов и рас­пе­вов.

На во­прос од­но­го из по­се­ти­те­лей, спро­сив­ше­го, как это она, бу­дучи сле­пой, зна­ет на­изусть це­лые ака­фи­сты, Мат­ре­на от­ве­ти­ла: «При­дет доб­рый че­ло­век и про­чи­та­ет что-ни­будь, а я и за­пом­ню с Бо­жи­ей по­мо­щью».

В беседе с одной из своих почитательниц Матрёна говорила о том, что «беспрестанная молитва всё сделать может». Сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда у неё в руке; что молится она и в то время, когда говорит с людьми; что во время бесед перебирает чётки, но молится тайно, про себя. Не видят посетители и четок её, которые всегда скрыты от них.

Мат­ре­на при­ча­ща­лась каж­дый ме­сяц — при­гла­ша­ла к се­бе ду­хов­ни­ка – при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка, и день при­ня­тия Св. Та­ин бы­вала необычайно оживленной, радостной. С сем­на­дца­ти лет она отказалась от мя­са. В цер­ков­ные по­сты по­чти ни­че­го не ела или ела очень ма­ло.

Ува­жая ду­хо­вен­ство, к рас­коль­ни­кам-об­нов­лен­цам, в ка­ком бы сане они не бы­ли, от­но­си­лась стро­го. Правда, строгости хватало только на то, чтобы од­но­го из при­ход­ских свя­щен­ни­ков, пе­ре­шед­ше­го в об­нов­лен­че­ство, звать «наш Пет­ру­ша».

Не выходя из своей ком­наты, Мат­ре­на зна­ла мно­гих свя­тых людей, и на­хо­ди­лась с ни­ми во внут­рен­нем об­ще­нии, хо­тя ни­ко­гда их не ви­де­ла.

Очень почитала блаженную Марию Ивановну Дивеевскую. Между этими блаженными установилась особенно глубокая внутренняя связь, и материальные преграды не были препятствием.

Матрона очень лю­би­ла мо­на­хинь и во­об­ще де­виц. Мо­на­хиням все прощала. — Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, — не раз с сожалением говорила Матрона. — Монашки-то, сколько раз упадут. Упадут, и опять всё-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…

Угодная Богу своей жизнью, терпением, верностью, беззлобием, упованием, Матрона получила от Господа многие духовные дары. Сама имевшая чистое сердце — ви­де­ла сердце человека. По мо­лит­вам бла­жен­ной Мат­ро­ны со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния от многих болезней, когда вра­чи ничего не могли сделать. Ис­це­ля­лись и от пьян­ства, и от бес­но­ва­ния.

«Дело больного выродка Матроны Беляковой»

Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru

На­чи­ная с Ве­ли­ко­го по­ста 1933 го­да, Мат­ре­на как буд­то пе­ре­ста­ла ин­те­ре­со­вать­ся зем­ной жиз­нью. О жи­тей­ских де­лах го­во­рила ред­ко, неохот­но, в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях. За­то о жиз­ни ду­хов­ной, тем бо­лее о бу­ду­щей жиз­ни го­то­ва бы­ла го­во­рить день и ночь. С лю­бо­вью при­ни­ма­ла Матрона лю­дей, ко­то­рые шли к ней с такими вопросами.

– Я ведь те­перь не Мат­ре­на, – ска­за­ла она то­гда од­ной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мар­да­рия… Го­во­ри­ли, что она бы­ла тай­но по­стри­же­на в ино­че­ский чин са­ров­ски­ми стар­ца­ми, но на­сколь­ко это до­сто­вер­но, осталось неизвестным.

Ле­том 1935 го­да в Бель­ко­ве Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека бы­ло за­ве­де­но де­ло на «по­пов Прав­до­лю­бо­вых и боль­но­го вы­род­ка Мат­ре­ны Бе­ля­ко­вой» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране советов). Бы­ли аре­сто­ва­ны 10 че­ло­век. По спис­ку долж­на бы­ла быть аре­сто­ва­на и бла­жен­ная Мат­ро­на, но ее бо­я­лись тро­гать.

Наконец кол­хоз­ным со­бра­нием по­ста­но­ви­ли «изъ­ять» Мат­ро­ну Гри­горь­ев­ну Бе­ля­ко­ву как «вред­но­го эле­мен­та». Из 300 жи­те­лей се­ла под­пи­са­лись 24 ак­ти­ви­ста.

Сель­со­вет дал ха­рак­те­ри­сти­ку «на Бе­ля­ко­ву М.Г.»: «Дан­ная гр. сво­ей свя­то­стью (это сказано без какой-либо иронии, в самом прямом значении слова – прим. Ред.) силь­но вли­я­ет на тем­ную мас­су… Вви­ду это­го за­дер­жи­ва­ет­ся ход кол­лек­ти­ви­за­ции».

За бла­жен­ной Мат­ро­ной выслали машину – арестовывать. Подъ­е­ха­ли к до­му днем, не та­ясь. Во­шли. Но тут арестантов охва­тил страх, они мялись и бо­я­лись подойти к блаженной.

Пред­се­да­тель сель­со­ве­та решился и под­нял Мат­ре­ну с ее до­ща­той по­сте­ли. Мат­ро­на за­кри­ча­ла то­нень­ким го­лос­ком. На­род оце­пе­нел.

Пред­се­да­тель стал вы­но­сить Матрону, в две­рях ска­зав: «Ой, ка­кая лег­кая!» Мат­ро­на от­ве­ти­ла: «И твои дет­ки та­ки­ми лег­ки­ми бу­дут».

Все де­ти пред­се­да­те­ля пе­ре­ста­ли рас­ти по­сле аре­ста бла­жен­ной Мат­ро­ны. Сам пред­се­да­тель несколь­ко лет спу­стя умирал в муках. Дом сто­ял с от­кры­ты­ми ок­на­ми из-за жа­ры. От боли он кри­чал так гром­ко, что слы­ша­ло пол­де­рев­ни. В на­ро­де го­во­ри­ли: «Это те­бе не Мат­ре­шень­ку под­ни­мать!» Но председатель по­звал свя­щен­ни­ка, искренне пока­ял­ся и умер в ми­ре с Цер­ко­вью.

Тюрьма в опасности

Кончина блаженной Матроны 8 июля 1933 года. Фото с сайта stefmon.ru

Про мос­ков­ский пе­ри­од жиз­ни бла­жен­ной Мат­ро­ны известно немного.

Есть сведения апокрифического толка, что посадили Матрону в Бутырку, но про­бы­ла она там недол­го – полтюрьмы вдруг на­ча­ло петь ака­фи­сты и мо­лить­ся.

Надо было срочно убирать блаженную, смущавшую народ своей святостью. Убить как-то не решались.

По другим источникам, без­на­деж­но болев­шая мать сле­до­ва­те­ля, ве­ду­ще­го де­ло Мат­ро­ны, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние по молитвам Матроны, и сле­до­ва­тель су­мел осво­бо­дить ее как тяжко болящую, по­ме­стив в дом пре­ста­ре­лых и увеч­ных боль­ных.

До­ку­мен­таль­но за­сви­де­тель­ство­ва­но, что бла­жен­ная Мат­ро­на умер­ла от сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти 16/29 июля 1936 го­да в До­ме хро­ни­ков име­ни Ра­ди­ще­ва в Москве, неда­ле­ко от хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Вла­ды­кине. Ря­дом с До­мом хро­ни­ков бы­ло Вла­ды­кин­ское клад­би­ще (ча­стич­но со­хра­нив­ше­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни), и есть предположения, что бла­жен­ная Мат­ро­на бы­ла по­хо­ро­не­на здесь же, на мест­ном ста­ром клад­би­ще.

Бла­жен­ная Мат­ро­на Ане­мня­сев­ская сна­ча­ла бы­ла про­слав­ле­на как мест­но­чти­мая свя­тая Ря­зан­ской епар­хии, а на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 года ка­но­ни­зи­ро­ва­на в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Перед чтимой иконой блаженной Матроны в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) всегда горит множество свечей. Подсвечник перед иконой — дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками (их любила св. Матрона в детстве) в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны.

«Матреша, помоги мне! Я в беде!»

Епископ Стефан. Фото с сайта stefmon.ru

Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефан (Никитину). По профессии врач-невропатолог, с 1925 по 1930 год он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева). После ареста отца Сергия в 1929 году, будущий владыка Стефан (в миру Сергей) взял на себя заботы его семье и навещал его в ссылке.

В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.

Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».

У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.

На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрене, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал.

Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.

Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день — к Матроне.

Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», — сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», — ответил голос из корытца.

Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» — «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».

Предсказание блаженной Матроны исполнилось — Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.

Составлено по материалам «Жития бла­жен­ной Мат­ро­ны», написанного свя­щен­ни­ками Ни­ко­лаем и Вла­ди­ми­ром Прав­до­лю­бо­выми.

За эту ру­ко­пис­ную кни­гу ее ав­то­ры бы­ли аре­сто­ва­ны и осуж­де­ны на дол­гие го­ды ла­ге­рей. Ав­тор­скую ру­ко­пись об­на­ру­жил в на­ши дни в Ар­хи­ве ФСБ про­то­и­е­рей Сер­гий Прав­до­лю­бов, на­сто­я­тель мос­ков­ско­го хра­ма Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Тро­иц­ком-Го­ле­ни­ще­ве.

  • Дата смерти: 7 ноября 1963 г.
  • Место смерти: Горьковская о., Ардатовский р., с. Пузо (Суворово)

Аресты

  • Где и кем арестован: Нижегородская о., Ардатовский р., с. Кузятово
  • Дата ареста: 19 апреля 1933 г.
  • Обвинение: «антисоветская агитация, распространение провокационных слухов»
  • Осуждение: 21 мая 1933 г.
  • Осудивший орган: Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
  • Статья: 58-10,58-11 УК РСФСР
  • Приговор: 3 года концлагерей
  • Место отбывания: Московская о., Дмитлаг (05.1933—1936 гг.)
  • Где и кем арестован: Горьковская о., Арзамасский р., с. Выездное
  • Дата ареста: 19 октября 1949 г.
  • Обвинение: «участница к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации, занимающейся а/с деятельностью»
  • Осуждение: 4 марта 1950 г.
  • Осудивший орган: Особое Совещание при НКВД СССР
  • Статья: 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР
  • Приговор: ссылка на поселение в Джамбульскую область Казахстана
  • Место отбывания: Казахская ССР, Джамбульская о., Луговской р., г. Каменка (1950—09.10.1954 гг.)
  • Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Места проживания

Нижегородская о., Ардатовский р., с. Кузятово
Дата окончания: 04.1933 г.
Горьковская о., Ардатовский р., с. Пузо (Суворово)
1954—07.11.1963 гг.
Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата Андрея в родном
селе Пузо (Суворово).
Брат сделал для нее келью в деревянной пристройке к своему дому.
Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава.
Большую часть дня она молилась.
Храм в селе был закрыт, и службы дивеевскими сестрами, проживавшими в селе,
совершались по ночам, несмотря на многие запрещения и преследования.
Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми,
вязала платки.
Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы

Служение

Нижегородская губ., с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
монахиня
Должность иконописец
Дата окончания: 1927 г.
В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927г.
После 1918г. монастырь существовал под видом трудовой артели.
В 1927г. обитель была окончательно ликвидирована.
21 сентября 1927г. в монастырь приехал уполномоченный и в тот же день, вызвав
игумению Александру (Траковскую), объявил ей о решении народного суда о выселении
монашествующих из монастыря
Нижегородская (Горьковская) о., Ардатовский р., с. Кузятово
монахиня
Должность прислуживала в храме
1928—1933 гг.
В 1928г. инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами — Марией Степаковой-Сергеевой,
Еленой Жаворонковой и Анной Артемовой поселилась в с. Кузятове.
Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели тихую и мирную жизнь,
но и это вызывало недовольство местной власти.
В характеристике, данной инокине Матроне
председателем местного сельсовета, о ней говорится:

  • «Живет не на трудовые фонды, занимается службой в церкви, лечением больных,
  • систематически идет против советской власти. Совместно с другими
  • подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором
  • падении советской власти, голоде и т. д. «

Горьковская о., Арзамасский р., с. Веригино
монахиня
Должность певчая церковного хора, сторож, уборщица
1936—10.11.1937 гг.
После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригино
Арзамасского района Горьковской обл. Она устроилась при церкви и исполняла
обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей
подавали за чтение псалтири по усопшим.
Правление колхоза села Веригино дало инокине Матроне такую характеристику:

  • «. . . Вела агитацию за религию. . . о том, что можно свободно проводить
  • всякие религиозные обряды, несмотря на срыв работы в колхозе таковыми,
  • занималась агитацией против колхоза, с оставшимися единомышленниками
  • указывала, что нужно терпеть, как мученики, но не входить в колхоз»

Горьковская о., Арзамасский р., с. Выездное, церковь Смоленской иконы Божией Матери
монахиня
Должность трудилась при храме
1947—1949 гг.
Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса.
Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери —
одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище
некоторые дивеевские сестры.
Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви.
Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные
мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.
Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление
с просьбой о пересмотре ее дела и освобождении, на которое не получила
ответа. Она писала:

  • «За что меня судили и наказали так строго? За то, что я работала
  • сторожем-уборщицей в церкви, я думаю, что за это карать не могут»

Заявители

Бутина Надежда

Документы

1. Журнал N 61 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001г.
2. ГА по Нижнему Новгороду. Д. П-11920.

Публикации

Северный придел храма Торжества Православия освящен в честь блаженной Матроны Анемнясевской.

Житие блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

Память — 29 июля (16 июля по старому стилю)

Детство

Мат­ро­на Гри­горь­ев­на Бе­ля­ко­ва ро­ди­лась 6 но­яб­ря 1864 го­да в де­ревне Ане­мня­се­воКа­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. Ро­ди­те­ли ее, Гри­го­рий и Ев­до­кия, бы­ли ед­ва ли не са­мы­ми бед­ны­ми людь­ми в де­ревне и кое-как ве­ли свое кре­стьян­ское хо­зяй­ство.

Отец мно­го пил и слыл в де­ревне пья­ни­цей. У них бы­ло боль­шое се­мей­ство – шесть до­че­рей и два сы­на. Три де­воч­ки умер­ли в дет­стве; Мат­рона бы­ла чет­вер­тою по сче­ту.

Ро­ди­те­ли по­че­му-то невзлю­би­ли ее с са­мо­го ран­не­го дет­ства. Нера­дост­на бы­ла жизнь ре­бен­ка в род­ной се­мье, где ей, боль­ше чем другим бра­тьям и се­страм, при­хо­ди­лось тер­петь оби­ды, ру­гань, по­бои; но еще боль­шие стра­да­ния жда­ли де­воч­ку в даль­ней­шем.
В се­ми­лет­нем воз­расте Мат­ре­ша за­бо­ле­ла ос­пой. По­сле этой бо­лез­ни де­воч­ка на­все­гда оста­лась сле­пой.

Ее обя­зан­но­стью бы­ло нян­чить сво­их млад­ших сест­ре­нок и бра­тьев, и сле­пой де­воч­ке бы­ло тя­же­ло справ­лять­ся с этим де­лом. Од­на­жды де­ся­ти­лет­няя Мат­ре­ша неча­ян­но уро­ни­ла сест­рен­ку с крыль­ца на зем­лю.

Уви­дев это, мать схва­ти­ла Мат­ре­шу и на­ча­ла же­сто­ко бить. В этот мо­мент ду­хов­но­му взо­ру де­воч­ки пред­ста­ла Ца­ри­ца Небес­ная. Мат­ре­ша ска­за­ла об этом ма­те­ри, но та про­дол­жа­ла бить де­воч­ку еще силь­нее. Ви­де­ние по­вто­ри­лось три ра­за. Во вре­мя по­след­не­го ви­де­ния Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца да­ла Мат­ре­ше уте­ши­тель­ную за­пи­соч­ку. О том, что это за за­пи­соч­ка и что в ней бы­ло на­пи­са­но, бла­жен­ная Мат­ро­на ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ла.

На сле­ду­ю­щее утро изу­ве­чен­ная де­воч­ка не смог­ла под­нять­ся с пе­чи. С это­го вре­ме­ни на­ча­лась для нее жизнь му­че­ни­цы, при­гвож­ден­ной к од­ру. Она на­все­гда ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить и что-ли­бо де­лать и не вста­ва­ла с кро­ва­ти всю свою даль­ней­шую жизнь.

Путь терпения скорбей

Так ле­жа­ла Мат­рона в ро­ди­тель­ском до­ме до 17 лет, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся вся­кие скор­би и оби­ды, и толь­ко в мо­лит­ве на­хо­дя се­бе уте­ше­ние и от­ра­ду. Од­но­сель­чане зна­ли о стра­даль­че­ской жиз­ни де­вуш­ки и от­но­си­лись к ней с чув­ством бла­го­го­вей­но­го ува­же­ния.

С сем­на­дца­ти лет к Мат­роне стал хо­дить на­род. Пер­вым за по­мо­щью при­шел кре­стья­нин ее же де­рев­ни.

– Мат­ре­ша, – ска­зал он, – вот уж как ты ле­жишь несколь­ко лет, ты, небось, Бо­гу-то угод­на. У ме­ня спи­на бо­лит, и я пи­лить не мо­гу. По­тро­гай-ка спи­ну, мо­жет быть и прой­дет. Че­го мне де­лать, ле­чил­ся – док­то­ра не по­мо­га­ют.

Мат­ре­ша ис­пол­ни­ла его прось­бу – бо­ли в спине, дей­стви­тель­но, пре­кра­ти­лись, и он встал на ра­бо­ту.Кре­стья­нин рас­ска­зал о сво­ем ис­це­ле­нии другим.С тех пор всё боль­ше и боль­ше людей ста­ло хо­дить к Мат­роне со сво­и­ми нуж­да­ми, скор­бя­ми и бо­лез­ня­ми.

С те­че­ни­ем вре­ме­ни эти по­се­ще­ния при­ня­ли ха­рак­тер на­сто­я­ще­го па­лом­ни­че­ства: шли не толь­ко жи­те­ли окрест­ных се­ле­ний, но и са­мых от­да­лен­ных мест на­ше­го Оте­че­ства. Шли бес­пре­рыв­ным по­то­ком на про­тя­же­нии бо­лее, чем пя­ти­де­ся­ти лет в ко­ли­че­стве несколь­ких де­сят­ков, а ино­гда и со­тен еже­днев­но.

Ко­гда Мат­рона ле­жа­ла у ро­ди­те­лей и по­се­ти­те­ли при­но­си­ли ей раз­лич­ные по­жерт­во­ва­ния за ее мо­лит­вы, то отец обыч­но всё это от­би­рал на вод­ку, и тя­же­ло бы­ло Мат­ре­ше, что по­жерт­во­ва­ния шли не на доб­рое де­ло. Мат­рона лю­би­ла де­лить­ся всем с людь­ми, но ли­ше­на бы­ла этой воз­мож­но­сти.

По­сле смер­ти ро­ди­те­лей мно­го скор­бей при­шлось пре­тер­петь блаженной от бра­та и сест­ры, смот­рев­ших на нее ис­клю­чи­тель­но как на сред­ство до­хо­да. Сест­ра впо­след­ствии от­су­ди­ла у Мат­ро­ны до­мик, по­стро­ен­ный ее по­чи­та­те­ля­ми.

От сест­ры блж. Мат­рона пе­ре­шла на жи­тель­ство к пле­мян­ни­ку Мат­вею Сер­ге­е­ви­чу, че­ло­ве­ку доб­ро­му и ре­ли­ги­оз­но­му. Но здесь огор­че­ния жда­ли с дру­гой сто­ро­ны. У Мат­вея Сер­ге­е­ви­ча под­рос­ли де­ти, од­но­сель­чане ста­ли сме­ять­ся над ни­ми, драз­нить их. Эти на­смеш­ки тя­же­ло пе­ре­жи­ва­лись мо­ло­ды­ми людь­ми. Но осо­бен­но тя­же­ло это бы­ло для са­мой Мат­ре­ши. Она му­чи­лась и глу­бо­ко скор­бе­ла, что за нее эти ни в чем не по­вин­ные лю­ди долж­ны бы­ли пе­ре­но­сить ино­гда очень тя­же­лые для них на­смеш­ки и оскорб­ле­ния. Осо­бен­но на­смеш­ки эти уси­ли­лись в ре­во­лю­ци­он­ные го­ды.

Мат­ре­ша обыч­но ле­жа­ла в неболь­шой от­дель­ной ком­нат­ке кре­стьян­ской из­бы, в ма­лень­кой дет­ской кро­ват­ке. Ле­том, ко­гда в из­бе ста­но­ви­лось душ­но, ее обыч­но вы­но­си­ли в се­ни, и там ле­жа­ла она до зи­мы. Са­ма она ни­ко­гда не про­си­ла, чтобы ее пе­ре­нес­ли в из­бу, и тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ла осен­нюю сту­жу и хо­лод. Род­ные же, за ис­клю­че­ни­ем пле­мян­ни­ка, не об­ра­ща­ли на нее вни­ма­ния и пе­ре­но­си­ли ее в из­бу толь­ко то­гда, ко­гда уже ви­де­ли, что в се­нях ле­жать бо­лее невоз­мож­но.

– Од­на­жды, – вспо­ми­нала Мат­рона, – в ок­тяб­ре ме­ся­це я ле­жа­ла в се­нях, но­чью был силь­ный дож­дик. Во­да через кры­шу по­ли­лась на ме­ня, и я про­мок­ла. К утру слу­чил­ся мо­роз, я страш­но озяб­ла, и одеж­да вся на мне оле­де­не­ла. Утром сест­ра уви­де­ла это, сжа­ли­лась и пе­ре­нес­ла ме­ня в из­бу, за что я ей бла­го­дар­на.

Ча­сто в осен­ние хо­ло­да при­хо­дя­щие удив­ля­лись ее тер­пе­нию и спра­ши­ва­ли:
– Мат­ре­ша, да те­бе хо­лод­но?
– Да нет, теп­ло, – обыч­но от­ве­ча­ла она, – по­смот­ри, ка­кая я го­ря­чая.
При этом она да­ва­ла свою ру­ку, и ру­ка бы­ла дей­стви­тель­но го­ря­чая.

По внеш­не­му сво­е­му ви­ду св. Мат­рона бы­ла на­столь­ко ма­ла, что ка­за­лась де­ся­ти­лет­ним ре­бен­ком. Ее пла­тьи­це, по­да­рок од­ной из по­чи­та­тель­ниц, за­кры­вав­шее бла­жен­ную со­всем с но­га­ми, бы­ло все­го 90 см в дли­ну. Оче­вид­но, с тех пор, ко­гда она ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить, те­ло ее не рос­ло и на­все­гда оста­лось та­ким, ка­ким бы­ло у де­ся­ти­лет­ней де­воч­ки.

Она име­ла воз­мож­ность пе­ре­во­ра­чи­вать­ся с бо­ка на бок, ше­ве­лить руч­ка­ми и брать неболь­шие пред­ме­ты. Лег­ко и сво­бод­но раз­го­ва­ри­ва­ла и пе­ла свя­щен­ные пес­но­пе­ния уди­ви­тель­но чи­стым и звон­ким дет­ским го­ло­сом.

Молитвенница и угодница Божия

Ни­кто не зна­ет, как она мо­ли­лась Бо­гу. Из­вест­но толь­ко лишь то, что блж. Мат­ро­на зна­ла на­изусть очень мно­го мо­литв, мно­гие ака­фи­сты и цер­ков­ные пес­но­пе­ния.

Во вре­мя бе­сед со сво­и­ми по­се­ти­те­ля­ми она ча­сто чи­та­ла вслух раз­лич­ные мо­лит­вы, под­хо­дя­щие по сво­е­му со­дер­жа­нию к дан­но­му слу­чаю. Ино­гда чи­та­ла це­лые ака­фи­сты, чи­та­ла быст­ро, уве­рен­но, гром­ким го­ло­сом. Пе­ла цер­ков­ные пес­но­пе­ния, со­вер­шен­но пра­виль­но вы­дер­жи­вая осо­бен­но­сти гла­сов и рас­пе­вов.

Святая ча­сто при­ча­ща­лась Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, каж­дый ме­сяц обя­за­тель­но. С этой це­лью она при­гла­ша­ла своего ду­хов­ни­ка – при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка, и день при­ня­тия Святых Та­ин бы­вал для нее са­мым ра­дост­ным днем.

Осо­бен­но стро­го со­блю­да­ла Мат­ре­ша по­сты. С сем­на­дца­ти лет она не вкушала мя­са. Кро­ме сре­ды и пят­ни­цы со­блю­да­ла та­кой же пост по по­не­дель­ни­кам. В цер­ков­ные по­сты ела очень ма­ло. Кро­ме по­дви­гов по­ста и мо­лит­вы, бла­жен­ная, как уже бы­ло ска­за­но, доб­ро­воль­но тер­пе­ла хо­лод, а так­же пе­ре­би­ра­ла и пе­ре­кла­ды­ва­ла кам­ни, при­не­сен­ные ее по­чи­та­те­ля­ми из раз­ных свя­тых мест.

Очень ува­жа­ла Мат­ре­ша ду­хо­вен­ство и к каж­до­му свя­щен­ни­ку от­но­си­лась с глу­бо­ким бла­го­го­ве­ни­ем, отличалась особой рев­ностью к Пра­во­сла­вию. К рас­коль­ни­кам-об­нов­лен­цам была очень стро­га.Осо­бен­но Мат­ре­ша лю­би­ла мо­на­хинь и во­об­ще де­виц. Мо­на­хинь ста­ви­ла вы­ше мир­ских, всё им про­ща­ла.

Из свя­тых мест с наи­боль­шим бла­го­го­ве­ни­ем святая от­но­си­лась к Иеру­са­ли­му, к мо­на­сты­рям Ди­ве­ев­ско­му и Са­ров­ско­му. Сво­им бла­го­че­сти­вым по­се­ти­те­лям нередко со­ве­то­ва­ла схо­дить в Ди­ве­е­во и Са­ров, счи­тая их ме­ста­ми осо­бен­но­го при­сут­ствия бла­го­да­ти Бо­жи­ей. И ра­до­ва­лась, ко­гда ис­пол­ня­лись эти ее со­ве­ты.

На­хо­дясь без­вы­ход­но в сво­ей ком­нат­ке, Мат­ре­ша зна­ла мно­гих свя­тых и бла­го­че­сти­вых лю­дей, рас­се­ян­ных по ли­цу Зем­ли Рус­ской, и на­хо­ди­лась с ни­ми во внут­рен­нем бла­го­дат­ном об­ще­нии, хо­тя ни­ко­гда их не ви­де­ла и не го­во­ри­ла с ни­ми.

Помощь страждущим

Мат­ре­ша сво­им внут­рен­ним, ду­хов­ным взо­ром как бы на­сквозь ви­де­ла каж­до­го из сво­их по­се­ти­те­лей и каж­до­му да­ва­ла то, что для него нуж­но, по­лез­но, необ­хо­ди­мо в за­ви­си­мо­сти от его на­стро­ен­но­сти, его ду­хов­ных немо­щей и нужд, в за­ви­си­мо­сти от усло­вий и об­сто­я­тельств, сре­ди ко­то­рых ему при­хо­ди­лось жить.

По мо­лит­вам бла­жен­ной Мат­ро­ны со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния от мно­же­ства тя­же­лых неду­гов, ко­гда да­же вра­чи не ве­ри­ли в возможность вы­здо­ров­ле­ния.

Ан­на, мо­ло­дая де­вуш­ка 19 лет из со­сед­не­го се­ла, всту­пи­ла в пар­тию про­тив во­ли ро­ди­те­лей, лю­дей ре­ли­ги­оз­ных и доб­рых. Вско­ре по­сле это­го у Ан­ны от­ня­лись ру­ка и но­га. Шесть недель по­ле­жа­ла де­вуш­ка до­ма непо­движ­но, и вра­чи не мог­ли ей по­мочь. Мать от­вез­ла Ан­ну на ло­ша­ди к Мат­ре­не. Та по­ма­за­ла де­вуш­ку мас­ли­цем из сво­ей лам­пад­ки, и Ан­на ста­ла по­сте­пен­но по­прав­лять­ся и на­ча­ла хо­дить, но пол­но­го вы­здо­ров­ле­ния не бы­ло.

Через два го­да Мат­ро­на бла­го­сло­ви­ла Ан­ну съез­дить вСа­ров и Ди­ве­е­во. В Ди­ве­е­ве, по­се­тив бла­жен­ную Ма­рию Ива­нов­ну и ис­ку­пав­шись в ис­точ­ни­ке пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, Ан­на ис­це­ли­лась ду­шев­но. По­сле это­го слу­чая она ­ста­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и очень по­чи­та­ла Мат­ро­ну.
Арест

На­чи­ная с Ве­ли­ко­го по­ста 1933 го­да, Мат­рона за­мет­но пе­ре­ме­ни­лась, она как буд­то со­всем пе­ре­ста­ла ин­те­ре­со­вать­ся зем­ной жиз­нью. За­то о жиз­ни ду­хов­ной, тем бо­лее о бу­ду­щей жиз­ни, она го­то­ва бы­ла го­во­рить день и ночь. Очень охот­но, с лю­бо­вью при­ни­ма­ла она та­ких лю­дей, ко­то­рые шли к ней с во­про­са­ми ду­хов­но­го по­ряд­ка.

В кон­це июня 1933 го­да Мат­рону по­се­тил ее жиз­не­опи­са­тель, на­сто­я­тель Ка­си­мов­ско­го Ка­зан­ско­го мо­на­сты­ря свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов со сво­ей ма­туш­кой Пе­ла­ги­ей Ива­нов­ной. Подвижница бе­се­до­ва­ла с ни­ми дол­го и охот­но. Она мно­го го­во­ри­ла о тя­же­сти жиз­ни, о стра­да­ни­ях, о необ­хо­ди­мо­сти тер­петь все, что по­сы­ла­ет Гос­подь. В под­твер­жде­ние сво­их слов и мыс­лей при­во­ди­ла тек­сты из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, фак­ты и со­бы­тия из жиз­ни свя­тых, про­чи­та­ла мо­лит­ву, при­слан­ную ей с Афо­на. Од­на­ко от раз­го­во­ров о се­бе блаженная укло­ня­лась, от­ве­ча­ла об­щи­ми фра­за­ми, хо­тя отец Ни­ко­лай с ма­туш­кой очень этим ин­те­ре­со­ва­лись и рас­спра­ши­ва­ли ее.

О по­след­них днях и кон­чине бла­жен­ной Мат­ро­ны из­вест­но сле­ду­ю­щее.
Ле­том 1935 го­да в Бель­ко­ве бы­ло за­ве­де­но де­ло «по­пов Прав­до­лю­бо­вых и боль­но­го вы­род­ка Мат­ре­ны Бе­ля­ко­вой». На­ча­лось оно с до­но­са од­но­го жи­те­ля го­ро­да Ка­си­мо­ва на свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Прав­до­лю­бо­ва в свя­зи с ру­ко­пис­ной кни­гой, со­бран­ной и под­пи­сан­ной им и его бра­том, и при­го­тов­лен­ной к пе­ча­ти. Бы­ли аре­сто­ва­ны 10 че­ло­век. Все аре­сто­ван­ные бы­ли от­прав­ле­ны в Ря­зань и Моск­ву, а самуМат­ро­ну бо­я­лись тро­гать.
На­ко­нец бы­ло проведено кол­хоз­ное со­бра­ние, на ко­то­ром по­ста­но­ви­ли «изъ­ять» Мат­ро­ну Гри­горь­ев­ну Бе­ля­ко­ву как «вред­но­го эле­мен­та». Из 300 жи­те­лей се­ла под­пи­са­лись 24 ак­ти­ви­ста. Сель­со­вет дал ха­рак­те­ри­сти­ку «на Бе­ля­ко­ву М.Г.», в ко­то­рой она пря­мо и от­кры­то на­зва­на свя­той без вся­ких ка­вы­чек и иро­нии. «Дан­ная гражданка яв­ля­ет­ся вред­ным эле­мен­том в де­ревне, она сво­ей свя­то­стью силь­но вли­я­ет на тем­ную мас­су… Вви­ду это­го за­дер­жи­ва­ет­ся ход кол­лек­ти­ви­за­ции».

По­сле от­прав­ки за­клю­чен­ных в Ря­зань бы­ла по­сла­на ма­ши­на и за бла­жен­ной Мат­ро­ной. Подъ­е­ха­ли к ее до­му днем, не та­ясь. Всех вошедших охва­тил страх. По дол­гу служ­бы пред­се­да­тель сель­со­ве­та, пре­одоле­вая страх, под­нял Мат­ро­нуш­ку с ее до­ща­той по­сте­ли. Мат­ро­на за­кри­ча­ла то­нень­ким го­лос­ком. На­род оце­пе­нел. Пред­се­да­тель в две­рях ска­зал: «Ой, ка­кая лег­кая!» Мат­ро­на от­ве­ти­ла: «И твои дет­ки та­ки­ми лег­ки­ми бу­дут». Все де­ти пред­се­да­те­ля пе­ре­ста­ли рас­ти по­сле аре­ста бла­жен­ной Мат­ро­ны.

Ма­ши­на два­жды ло­ма­лась по до­ро­ге вКа­си­мов. Кто-то дер­жал на ру­ках бла­жен­ную Мат­ро­ну, по­ка ма­ши­ну ре­мон­ти­ро­ва­ли. Из Ка­си­мо­ва ее быст­ро увез­ли в Ря­зань и за­тем в Моск­ву.

Пред­се­да­тель, «изы­мав­ший» бла­жен­ную Мат­ро­ну, несколь­ко лет спу­стя очень тя­же­ло уми­рал. Де­ло бы­ло ле­том. Дом сто­ял с от­кры­ты­ми ок­на­ми из-за жа­ры. Онтакгромко кри­чал от бо­ли, что слы­ша­ло пол­де­рев­ни. В на­ро­де го­во­ри­ли: «Это те­бе не Мат­ре­шень­ку под­ни­мать!» Но он по­звал свя­щен­ни­ка и ис­кренне и го­ря­чо ка­ял­ся в сво­их гре­хах, умер в ми­ре с Цер­ко­вью.

Кончина

В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.

Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По дру­гим дан­ным, без­на­деж­но больная мать сле­до­ва­те­ля, ве­ду­ще­го де­ло бла­жен­ной Мат­ро­ны, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние по ее молитвам, и сле­до­ва­тель су­мел осво­бо­дить ее как боль­ную и уми­ра­ю­щую. Он по­ме­стил ее в дом пре­ста­ре­лых и увеч­ных боль­ных.

До­ку­мен­таль­но за­сви­де­тель­ство­ва­но, что бла­жен­ная Мат­ро­на умер­ла от сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти 16 июля ст. ст./29 июля н. ст. 1936 го­да в До­ме хро­ни­ков име­ни Ра­ди­ще­ва в Москве, неда­ле­ко от хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Вла­ды­кине. Так как ря­дом с До­мом хро­ни­ков бы­ло боль­шое Вла­ды­кин­ское клад­би­ще, ча­стич­но со­хра­нив­ше­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни, то мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние, что бла­жен­ная Мат­ро­на бы­ла по­хо­ро­не­на здесь же на мест­ном ста­ром клад­би­ще.

Прославление

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия, про­слав­ле­ние свя­той бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской бы­ло со­вер­ше­но 9/22 ап­ре­ля 1999 го­да ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и Ка­си­мов­ским Си­мо­ном с со­бо­ром ду­хо­вен­ства Ря­зан­ской епар­хии. Бла­жен­ная Мат­ро­на Ане­мня­сев­ская сна­ча­ла бы­ла про­слав­ле­на как мест­но­чти­мая свя­тая Ря­зан­ской епар­хии, а на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 года она бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. По­двиг ее свя­то­сти со­че­та­ет в се­бе как при­мер необы­чай­но­го тер­пе­ния, по­ста и мо­лит­вы, так и об­раз ис­по­вед­ни­че­ства.

Жиз­не­опи­са­ние по­движ­ни­цы бы­ло со­став­ле­но при ее жиз­ни свя­щен­ни­ком Ни­ко­ла­ем Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым и его бра­том Вла­ди­ми­ром Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым. За эту ру­ко­пис­ную кни­гу ее ав­то­ры бы­ли аре­сто­ва­ны и осуж­де­ны на дол­гие го­ды ла­ге­рей.

На фото – часовня блаженной МатроныАнемнясевской на ее Родине.

Тропарь, глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбехтерпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носиласяеси, младенствующи телом, была есимати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Молитва

О преславная и достоблаженнаяматиМатроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое, молим тя, угоднице Божия, умоли Всещедрого Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждшихвозвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати.

Огради нас, матиМатроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждоблагопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистиннувемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего.

О, блаженная матиМатроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесожебоятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцемсо мученики возрадоватися во Царствии Небеснем.

Ей, матиМатроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день Судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостно воззовем к Нему: не отринины, Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

Здесь мы при­во­дим со­кра­щен­ное жи­тие бла­жен­ной Мат­ро­ны, со­став­лен­ное по ма­те­ри­а­лам кни­ги: «Жи­тие Свя­той Бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской»/Сост. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов, Вла­ди­мир Прав­до­лю­бов. Из­да­ние прот. Сер­гия Прав­до­лю­бо­ва. – М.: Свя­ти­тель Ки­при­ан, 1999. – 72 с.

16 июля ст.ст. (29 июля нов.ст.) – блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936).

Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. В семилетнем возрасте Матрона перенесла оспу, после этой болезни девочка ослепла. Родители, часто избивали слепую дочь, после жестоких побоев девочка потеряла способность двигаться.

   Из воспоминаний блаженной Матроны:
   – Однажды, когда мне уже было десять лет, я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Каким-то образом нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело стало и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить…

   После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала…

   Мученица в родительском доме прожила до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду. Жители деревни Анемнясево относились к ней с большим уважением.

   Однажды к Матроне обратился за помощью один крестьянин:

   – Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.

   Матрона исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились.

   После этого чудесного исцеления, когда весть об избраннице Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне приходили за молитвенной помощью не только односельчане, но и жители других деревень.

   После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры. Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась. В доме племянника блаженная Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.

   Блаженная Матрона вспоминала:

   – Однажды в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела.

   По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком.

   Очевидцы рассказывали, что блаженная старица знала наизусть много молитв, акафистов, церковные песнопения. Голос у старицы был удивительно чистым и звонким.

   На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрона ответила, что «придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».

   Каждый месяц блаженная Матрона приглашала к себе приходского священника, день принятия Святых Христовых Таин, бывал для нее самым радостным днем.

   Известно, что с семнадцати лет блаженная Матрона не ела мяса по понедельникам, средам и пятницам, всегда соблюдала строгий пост, а в церковные посты ела очень мало.

   Блаженная Матрона с благоговением относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому, считая их местами особенного присутствия благодати Божией.

   Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни. По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов.

   Исцеление Анны:

   У девятнадцатилетней Анны, вступившей в партию против воли родителей, внезапно отнялись рука и нога. Шесть недель пролежала девушка дома неподвижно, врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну к старице. После того, как блаженная Матрона помазала девушку маслицем из своей лампадки, Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полное выздоровление последовало лишь после посещения Дивеевского монастыря, куда по благословению старицы отправились мать с дочерью. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком.

   Из воспоминаний епископа Калужского и Боровского Стефана:

   – В тридцатых годах меня заключили в концлагерь. Я тогда был врачом, и мне поручили в лагере заведование медпунктом. Большинство заключенных находилось в таком тяжелом состоянии, что мое сердце не выдерживало, и я многих освобождал от работы, чтобы хоть как-нибудь помочь им, а наиболее слабых отправлял в больницу.

   И вот как-то во время приема работавшая со мною медсестра (тоже лагерница) сказала мне:

   – Доктор, я слышала, что на вас сделан донос, обвиняют вас в излишней мягкости по отношению к лагерникам, и вам грозит продление вашего срока в лагере до пятнадцати лет.

   Медсестра была человек серьезный, в лагерных делах осведомленный, и поэтому я пришел в ужас от ее слов. Осужден я был на три года, которые уже подходили к концу, и рассчитывал месяцы и недели, отделявшие меня от долгожданной свободы, и вдруг – пятнадцать лет! Я не спал всю ночь, и когда вышел утром на работу, медсестра сокрушенно покачала головой, увидев мое осунувшееся лицо.

   После приема больных она мне нерешительно сказала:

   – Хочу вам, доктор, один совет дать, но боюсь, что вы меня на смех поднимете.
   – Говорите, – попросил я.
   – В том городе, откуда я родом, живет одна женщина, зовут ее Матронушка. Господь дал ей особую силу молитвы, и если она за кого начнет молиться, то обязательно вымолит. К ней много людей обращается, и она никому не отказывает, вот и вы ее попросите.
   Я грустно усмехнулся:
   – Пока мое письмо будет идти к ней, меня успеют осудить к пятнадцати годам.
   – Да ей писать и не надо, вы покличьте… – смущаясь, сказала сестра.
   – Покликать?! Отсюда? Она живет за сотни километров от нас!
   – Я так и знала, что вы меня на смех поднимете, но только она отовсюду слышит, и вас услышит. Вы так сделайте: когда пойдете вечером на прогулку, отстаньте немного от всех и три раза громко крикните: «Матронушка, помоги мне, я в беде!» Она услышит и вас вызволит.

   Мне все это казалось очень странным, но все-таки, выйдя на вечернюю прогулку, я сделал так, как меня научила моя помощница.

   Прошел день, неделя, месяц. Меня никто не вызывал. Между тем среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили.

   Прошло еще полгода, и наступил день моего освобождения. Получая в комендатуре документы, я попросил выписать мне направление в тот город, где жила Матронушка, так как еще перед тем, как ее покликать, дал обещание, что если она мне поможет, буду поминать ее ежедневно на молитве, а по выходе из лагеря первым долгом поеду и поблагодарю ее.

   Пряча в карман документы, я услышал, что два парня, которых тоже выписывали на волю, едут в тот город. Я присоединился к ним, и мы отправились вместе.

   Дорогой я начал спрашивать парней, не знают ли они Матронушки.

   – Очень хорошо знаем, да ее все знают и в городе, и во всей округе. Мы бы вас к ней свели, если вам нужно, но мы живем не в городе, а в деревне, очень уж нам домой хочется. А вы так сделайте: как приедете, первого встречного спросите, где Матронушка живет, и вам покажут.
   По приезде я так и сделал: спросил первого встретившегося мне мальчика.
   – Идите этой улицей, – сказал он, – а потом поверните возле почты в переулок, там, в третьем доме слева и живет Матронушка.

   С волнением подошел я к ее дому, и хотел было постучать в дверь, но она была не заперта, легко открылась. Стоя на пороге, я оглядел почти пустую комнату, посередине которой стоял стол, а на нем – довольно большой ящик.

   – Можно войти? – громко спросил я.
   – Входи, Сереженька, – раздался голос из ящика.

   Я вздрогнул от неожиданности и нерешительно пошел на голос. Заглянув в ящик, я увидел в нем маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо у нее было удивительно светлое и ласковое. Поздоровавшись, я спросил:

   – Откуда вы знаете мое имя?
   – Да как же мне не знать! – зазвучал ее слабый, но чистый голос. – Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю. Садись, гостем будешь!

   Я долго сидел у Матронушки. Она мне рассказала, что заболела в детстве какой-то тяжелой болезнью, после которой перестала расти и двигаться. В семье была бедность, мать, уходя на работу, укладывала ее в ящик и относила в церковь до самого вечера. Лежа в ящике, девочка слушала все церковные службы, проповеди. Прихожане жалели ребенка и приносили то вкусный кусочек, то одежонку. А кто просто приласкает и поудобнее уложит. Священник тоже жалел девочку и занимался с ней. Так и росла она в атмосфере большой духовности и молитвы.

   Потом мы заговорили с Матронушкой о цели жизни, о вере, о Боге. Слушая, я поражался мудрости ее суждений, знанию святых отцов, ее глубокому проникновению и понял, что передо мной лежит не просто больная женщина, а большой перед Господом человек.

   О себе Матронушка сказала, что ее скоро увезут в Москву, и попросила:

   – Когда настанет время, что ты будешь стоять перед Престолом Божиим, поминай меня.

   Мне не хотелось уходить от Матронушки, и я дал себе слово навестить ее как можно скорее, но не пришлось. Вскоре ее увезли в Москву и поместили в Бутырки, где она и скончалась. По кончине было ей семьдесят с лишним лет.

   Из жития святой блаженной Матроны Анемнясевской:

   »Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых…», которое началось с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой (о блаженной Матроне), собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должны была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

   Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента».

   Была послана машина за блаженной Матроной, подъехали к ее дому днем. Председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

   – Ой, какая легкая.
   Матрона сказала:
   – И твои детки такими легкими будут.

   Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный отец Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

   Машина дважды ломалась по дороге в Касимов, около Аникова и около Лощинина. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

   Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

   – Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

   Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

   Жительница Белькова вспоминала:

   – Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…

   В Москве блаженная Матрона прожила почти год.

   Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

   По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных – хронических больных.

   Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

   Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года.

   Блаженная Матрона Анемнясевская, моли Бога о нас!

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .