Содержание
Блаженная Матрона с раннего детства испытала, может быть, самую тяжкую боль – боль отторжения, неприятия, нелюбви самых близких – родителей и братьев-сестер. Память 29 июля
Блаженная Матрона. Фрагмент иконы. Фото с сайта stefmon.ru
В 7 лет ослепла, в 10 — перестала ходить
Есть блаженные, Христа ради юродивые, которых трудно понять: они «чудят», совершают вызывающие поступки, загадочно разговаривают.
Есть другие, «понятные», часто тяжело болеющие с детства, но только вот не они, физически немощные инвалиды, просят помощи, а люди идут к ним за утешением. И исполняется на них в полной мере сказанное Богом апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается»
Блаженство первых и вторых — в полном предании себя воле Божией, какой бы она не была, — полном настолько, что кажется юродством, потому что непонятно и раздражает.
Во все времена блаженные, юродивые напоминали о том, что ценности земные – благополучие, карьера, счастье в личной жизни, даже здоровье – вторые по счету. Очень важные, но вторые.
А первое – Бог и мир совести с Ним, законы Неба, так часто попираемые даже не безбожием, а фарисейским ханжеством, «обрядами веры», в житейской суете.
Жизнь блаженного не описать канонами, в их жизни вообще мало «каноничного», и даже рождаются они «неканонично». Святая Матрёна Анемнясевская (1864-1936) родилась не в благочестивой семье с крепкими христианскими устоями: ее отец крепко пил, считался на деревне пропойцей, хозяйство было запущенным, оба родителя, как говорит житие, «по внешнему виду казались какими-то недоразвитыми».
Неизвестно почему родители нелюбили Матрону, хотя она была живым, здоровым ребенком. «Приедут, бывало, с базара, — говорила Матрона, — всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…». Ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, доставалось ругани и побоев.
В семь лет Матрена заболела оспой и ослепла. Слепой девочке непросто было справляться с домашней работой и нянчаньем: однажды она нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Мать схватила Матрешу и начала колотить, чем ни попадя, зло бранясь.
Девочка плакала и просила прощения, но мать, войдя в какое-то исступление, не унималась, как вдруг, — говорит житие, — Матрона увидела Богородицу, протягивающую к ней руки с Неба:
«Мама, Богородица», — закричал ребенок, но мама била сильнее. Видение повторилось три раза, но мать не слушала; в последний раз Пресвятая Богородица дала Матрене свиток. О том, что там было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться. С этого времени она навсегда лишилась возможности ходить.
«Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»
Село Анемнясево, где родилась и жила святая Матрона. Фото с сайта fondpm.ru
Так лежала Матрена в родительском доме до 17 лет, терпя ругань и укоры в «дармоедстве». Внешне она казалась десятилетним ребенком — ее тело перестало расти и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Ее платьице, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Матрона могла переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы.
Односельчанам было известно о жизни девушки, и они относились к ней с почитанием – в народе без вины страдавшие терпеливцы всегда считались «Божьими людьми».
С семнадцати лет к Матрене пошел народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, пильщик дров.
– Матреша, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.
Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из соседей, и тот говорит:
– Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.
Со временем хождение людей к Матрене превратилось в паломничество: шли потоком на протяжении более чем пятидесяти лет по несколько десятков, а иногда сотен ежедневно.
Посетители приносили девушке пожертвования за ее молитвы: холст полотна, полотенце, платочек, хлеб, сало, творог и т.п..
В глазах семьи Матрона из «обузы» превратилась в источник дохода. Отец часто отбирал приносимое и менял на табак или водку.
Но если не успевал, Матрена сама что-то из принесенного отдавала приходящим к ней людям.
Хождение по мукам
Гусь Железный, Троицкий собор, где сегодня находится чтимая икона блаженной Матроны Анемнясевской. sasovo-kruiz.ru
После смерти родителей много пришлось терпеть Матрене от брата и сестры, смотревших на нее как на «дойную корову».
Добрые люди – почитатели Матроны, видя такое отношение родных, выстроили ей домик на свои средства. Но сестра и тут успела: отсудила у лежачего инвалида домик.
Тогда Матреша перешла жить к племяннику Матвею, сыну одной из сестер, человеку доброму и верующему. Но и здесь беды не оставили. У Матвея подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить, — что в их дома «юрод». Время шло революционное, Бога «отменили», как и Его заповеди любви.
И Матрена мучилась, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны переносить оскорбления.
Обычно Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в сени, и там она лежала до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, терпела осеннюю стужу и холод.
Родные же, за исключением племянника, не обращали на Матрону внимания; переносили ее в избу только тогда, когда на улице выпадал снег.
– Однажды, – вспоминала Матрена, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она в таких случаях, – посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
Пастырь добрый
Во время бесед с приходящими к ней людьми Матрона часто читала вслух молитвы, подходящие к темам разговора. Пела наизусть акафисты, церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
В беседе с одной из своих почитательниц Матрёна говорила о том, что «беспрестанная молитва всё сделать может». Сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда у неё в руке; что молится она и в то время, когда говорит с людьми; что во время бесед перебирает чётки, но молится тайно, про себя. Не видят посетители и четок её, которые всегда скрыты от них.
Матрена причащалась каждый месяц — приглашала к себе духовника – приходского священника, и день принятия Св. Таин бывала необычайно оживленной, радостной. С семнадцати лет она отказалась от мяса. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.
Уважая духовенство, к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они не были, относилась строго. Правда, строгости хватало только на то, чтобы одного из приходских священников, перешедшего в обновленчество, звать «наш Петруша».
Не выходя из своей комнаты, Матрена знала многих святых людей, и находилась с ними во внутреннем общении, хотя никогда их не видела.
Очень почитала блаженную Марию Ивановну Дивеевскую. Между этими блаженными установилась особенно глубокая внутренняя связь, и материальные преграды не были препятствием.
Матрона очень любила монахинь и вообще девиц. Монахиням все прощала. — Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, — не раз с сожалением говорила Матрона. — Монашки-то, сколько раз упадут. Упадут, и опять всё-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…
Угодная Богу своей жизнью, терпением, верностью, беззлобием, упованием, Матрона получила от Господа многие духовные дары. Сама имевшая чистое сердце — видела сердце человека. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
«Дело больного выродка Матроны Беляковой»
Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрена как будто перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах говорила редко, неохотно, в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни готова была говорить день и ночь. С любовью принимала Матрона людей, которые шли к ней с такими вопросами.
– Я ведь теперь не Матрена, – сказала она тогда одной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мардария… Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.
Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране советов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.
Наконец колхозным собранием постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста.
Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.»: «Данная гр. своей святостью (это сказано без какой-либо иронии, в самом прямом значении слова – прим. Ред.) сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
За блаженной Матроной выслали машину – арестовывать. Подъехали к дому днем, не таясь. Вошли. Но тут арестантов охватил страх, они мялись и боялись подойти к блаженной.
Председатель сельсовета решился и поднял Матрену с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел.
Председатель стал выносить Матрону, в дверях сказав: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».
Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. Сам председатель несколько лет спустя умирал в муках. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но председатель позвал священника, искренне покаялся и умер в мире с Церковью.
Тюрьма в опасности
Кончина блаженной Матроны 8 июля 1933 года. Фото с сайта stefmon.ru
Про московский период жизни блаженной Матроны известно немного.
Есть сведения апокрифического толка, что посадили Матрону в Бутырку, но пробыла она там недолго – полтюрьмы вдруг начало петь акафисты и молиться.
Надо было срочно убирать блаженную, смущавшую народ своей святостью. Убить как-то не решались.
По другим источникам, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело Матроны, получила исцеление по молитвам Матроны, и следователь сумел освободить ее как тяжко болящую, поместив в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Рядом с Домом хроников было Владыкинское кладбище (частично сохранившееся до нашего времени), и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена здесь же, на местном старом кладбище.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.
Перед чтимой иконой блаженной Матроны в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) всегда горит множество свечей. Подсвечник перед иконой — дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками (их любила св. Матрона в детстве) в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны.
«Матреша, помоги мне! Я в беде!»
Епископ Стефан. Фото с сайта stefmon.ru
Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефан (Никитину). По профессии врач-невропатолог, с 1925 по 1930 год он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева). После ареста отца Сергия в 1929 году, будущий владыка Стефан (в миру Сергей) взял на себя заботы его семье и навещал его в ссылке.
В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.
Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».
У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.
На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрене, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал.
Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.
Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день — к Матроне.
Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», — сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», — ответил голос из корытца.
Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» — «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».
Предсказание блаженной Матроны исполнилось — Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.
Составлено по материалам «Жития блаженной Матроны», написанного священниками Николаем и Владимиром Правдолюбовыми.
За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
- Дата смерти: 7 ноября 1963 г.
- Место смерти: Горьковская о., Ардатовский р., с. Пузо (Суворово)
Аресты
- Где и кем арестован: Нижегородская о., Ардатовский р., с. Кузятово
- Дата ареста: 19 апреля 1933 г.
- Обвинение: «антисоветская агитация, распространение провокационных слухов»
- Осуждение: 21 мая 1933 г.
- Осудивший орган: Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
- Статья: 58-10,58-11 УК РСФСР
- Приговор: 3 года концлагерей
- Место отбывания: Московская о., Дмитлаг (05.1933—1936 гг.)
- Где и кем арестован: Горьковская о., Арзамасский р., с. Выездное
- Дата ареста: 19 октября 1949 г.
- Обвинение: «участница к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации, занимающейся а/с деятельностью»
- Осуждение: 4 марта 1950 г.
- Осудивший орган: Особое Совещание при НКВД СССР
- Статья: 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР
- Приговор: ссылка на поселение в Джамбульскую область Казахстана
- Место отбывания: Казахская ССР, Джамбульская о., Луговской р., г. Каменка (1950—09.10.1954 гг.)
- Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
Места проживания
Нижегородская о., Ардатовский р., с. Кузятово
Дата окончания: 04.1933 г.
Горьковская о., Ардатовский р., с. Пузо (Суворово)
1954—07.11.1963 гг.
Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата Андрея в родном
селе Пузо (Суворово).
Брат сделал для нее келью в деревянной пристройке к своему дому.
Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава.
Большую часть дня она молилась.
Храм в селе был закрыт, и службы дивеевскими сестрами, проживавшими в селе,
совершались по ночам, несмотря на многие запрещения и преследования.
Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми,
вязала платки.
Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы
Служение
Нижегородская губ., с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
монахиня
Должность иконописец
Дата окончания: 1927 г.
В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927г.
После 1918г. монастырь существовал под видом трудовой артели.
В 1927г. обитель была окончательно ликвидирована.
21 сентября 1927г. в монастырь приехал уполномоченный и в тот же день, вызвав
игумению Александру (Траковскую), объявил ей о решении народного суда о выселении
монашествующих из монастыря
Нижегородская (Горьковская) о., Ардатовский р., с. Кузятово
монахиня
Должность прислуживала в храме
1928—1933 гг.
В 1928г. инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами — Марией Степаковой-Сергеевой,
Еленой Жаворонковой и Анной Артемовой поселилась в с. Кузятове.
Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели тихую и мирную жизнь,
но и это вызывало недовольство местной власти.
В характеристике, данной инокине Матроне
председателем местного сельсовета, о ней говорится:
- «Живет не на трудовые фонды, занимается службой в церкви, лечением больных,
- систематически идет против советской власти. Совместно с другими
- подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором
- падении советской власти, голоде и т. д. «
Горьковская о., Арзамасский р., с. Веригино
монахиня
Должность певчая церковного хора, сторож, уборщица
1936—10.11.1937 гг.
После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригино
Арзамасского района Горьковской обл. Она устроилась при церкви и исполняла
обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей
подавали за чтение псалтири по усопшим.
Правление колхоза села Веригино дало инокине Матроне такую характеристику:
- «. . . Вела агитацию за религию. . . о том, что можно свободно проводить
- всякие религиозные обряды, несмотря на срыв работы в колхозе таковыми,
- занималась агитацией против колхоза, с оставшимися единомышленниками
- указывала, что нужно терпеть, как мученики, но не входить в колхоз»
Горьковская о., Арзамасский р., с. Выездное, церковь Смоленской иконы Божией Матери
монахиня
Должность трудилась при храме
1947—1949 гг.
Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса.
Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери —
одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище
некоторые дивеевские сестры.
Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви.
Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные
мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.
Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление
с просьбой о пересмотре ее дела и освобождении, на которое не получила
ответа. Она писала:
- «За что меня судили и наказали так строго? За то, что я работала
- сторожем-уборщицей в церкви, я думаю, что за это карать не могут»
Заявители
Бутина Надежда
Документы
1. Журнал N 61 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001г.
2. ГА по Нижнему Новгороду. Д. П-11920.
Публикации
Северный придел храма Торжества Православия освящен в честь блаженной Матроны Анемнясевской.
Житие блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы
Память — 29 июля (16 июля по старому стилю)
Детство
Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне АнемнясевоКасимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство.
Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрона была четвертою по счету.
Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем другим братьям и сестрам, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой.
Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю.
Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для нее жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
Путь терпения скорбей
Так лежала Матрона в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения.
С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни.
– Матреша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.Крестьянин рассказал о своем исцелении другим.С тех пор всё больше и больше людей стало ходить к Матроне со своими нуждами, скорбями и болезнями.
С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: шли не только жители окрестных селений, но и самых отдаленных мест нашего Отечества. Шли беспрерывным потоком на протяжении более, чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матрона лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно всё это отбирал на водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования шли не на доброе дело. Матрона любила делиться всем с людьми, но лишена была этой возможности.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть блаженной от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный ее почитателями.
От сестры блж. Матрона перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матреши. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы.
Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.
– Однажды, – вспоминала Матрона, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она, – посмотри, какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему своему виду св. Матрона была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 см в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Молитвенница и угодница Божия
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что блж. Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.
Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
Святая часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем.
Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не вкушала мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику относилась с глубоким благоговением, отличалась особой ревностью к Православию. К раскольникам-обновленцам была очень строга.Особенно Матреша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, всё им прощала.
Из святых мест с наибольшим благоговением святая относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Своим благочестивым посетителям нередко советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу Земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Помощь страждущим
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили в возможность выздоровления.
Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрене. Та помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было.
Через два года Матрона благословила Анну съездить вСаров и Дивеево. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая она стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Арест
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрона заметно переменилась, она как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни, она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.
В конце июня 1933 года Матрону посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Подвижница беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе блаженная уклонялась, отвечала общими фразами, хотя отец Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали ее.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек. Все арестованные были отправлены в Рязань и Москву, а самуМатрону боялись трогать.
Наконец было проведено колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Всех вошедших охватил страх. По долгу службы председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матронушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель в дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге вКасимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Онтакгромко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Кончина
В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.
Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно больная мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 июля ст. ст./29 июля н. ст. 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.
Прославление
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей.
На фото – часовня блаженной МатроныАнемнясевской на ее Родине.
Тропарь, глас 8
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбехтерпение, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носиласяеси, младенствующи телом, была есимати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.
Молитва
О преславная и достоблаженнаяматиМатроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое, молим тя, угоднице Божия, умоли Всещедрого Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждшихвозвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати.
Огради нас, матиМатроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждоблагопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистиннувемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего.
О, блаженная матиМатроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесожебоятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцемсо мученики возрадоватися во Царствии Небеснем.
Ей, матиМатроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день Судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостно воззовем к Нему: не отринины, Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:
Здесь мы приводим сокращенное житие блаженной Матроны, составленное по материалам книги: «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской»/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999. – 72 с.
16 июля ст.ст. (29 июля нов.ст.) – блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936).
Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. В семилетнем возрасте Матрона перенесла оспу, после этой болезни девочка ослепла. Родители, часто избивали слепую дочь, после жестоких побоев девочка потеряла способность двигаться.
Из воспоминаний блаженной Матроны:
– Однажды, когда мне уже было десять лет, я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Каким-то образом нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело стало и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить…
После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала…
Мученица в родительском доме прожила до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду. Жители деревни Анемнясево относились к ней с большим уважением.
Однажды к Матроне обратился за помощью один крестьянин:
– Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матрона исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились.
После этого чудесного исцеления, когда весть об избраннице Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне приходили за молитвенной помощью не только односельчане, но и жители других деревень.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры. Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась. В доме племянника блаженная Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.
Блаженная Матрона вспоминала:
– Однажды в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела.
По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком.
Очевидцы рассказывали, что блаженная старица знала наизусть много молитв, акафистов, церковные песнопения. Голос у старицы был удивительно чистым и звонким.
На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрона ответила, что «придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
Каждый месяц блаженная Матрона приглашала к себе приходского священника, день принятия Святых Христовых Таин, бывал для нее самым радостным днем.
Известно, что с семнадцати лет блаженная Матрона не ела мяса по понедельникам, средам и пятницам, всегда соблюдала строгий пост, а в церковные посты ела очень мало.
Блаженная Матрона с благоговением относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому, считая их местами особенного присутствия благодати Божией.
Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни. По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов.
Исцеление Анны:
У девятнадцатилетней Анны, вступившей в партию против воли родителей, внезапно отнялись рука и нога. Шесть недель пролежала девушка дома неподвижно, врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну к старице. После того, как блаженная Матрона помазала девушку маслицем из своей лампадки, Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полное выздоровление последовало лишь после посещения Дивеевского монастыря, куда по благословению старицы отправились мать с дочерью. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком.
Из воспоминаний епископа Калужского и Боровского Стефана:
– В тридцатых годах меня заключили в концлагерь. Я тогда был врачом, и мне поручили в лагере заведование медпунктом. Большинство заключенных находилось в таком тяжелом состоянии, что мое сердце не выдерживало, и я многих освобождал от работы, чтобы хоть как-нибудь помочь им, а наиболее слабых отправлял в больницу.
И вот как-то во время приема работавшая со мною медсестра (тоже лагерница) сказала мне:
– Доктор, я слышала, что на вас сделан донос, обвиняют вас в излишней мягкости по отношению к лагерникам, и вам грозит продление вашего срока в лагере до пятнадцати лет.
Медсестра была человек серьезный, в лагерных делах осведомленный, и поэтому я пришел в ужас от ее слов. Осужден я был на три года, которые уже подходили к концу, и рассчитывал месяцы и недели, отделявшие меня от долгожданной свободы, и вдруг – пятнадцать лет! Я не спал всю ночь, и когда вышел утром на работу, медсестра сокрушенно покачала головой, увидев мое осунувшееся лицо.
После приема больных она мне нерешительно сказала:
– Хочу вам, доктор, один совет дать, но боюсь, что вы меня на смех поднимете.
– Говорите, – попросил я.
– В том городе, откуда я родом, живет одна женщина, зовут ее Матронушка. Господь дал ей особую силу молитвы, и если она за кого начнет молиться, то обязательно вымолит. К ней много людей обращается, и она никому не отказывает, вот и вы ее попросите.
Я грустно усмехнулся:
– Пока мое письмо будет идти к ней, меня успеют осудить к пятнадцати годам.
– Да ей писать и не надо, вы покличьте… – смущаясь, сказала сестра.
– Покликать?! Отсюда? Она живет за сотни километров от нас!
– Я так и знала, что вы меня на смех поднимете, но только она отовсюду слышит, и вас услышит. Вы так сделайте: когда пойдете вечером на прогулку, отстаньте немного от всех и три раза громко крикните: «Матронушка, помоги мне, я в беде!» Она услышит и вас вызволит.
Мне все это казалось очень странным, но все-таки, выйдя на вечернюю прогулку, я сделал так, как меня научила моя помощница.
Прошел день, неделя, месяц. Меня никто не вызывал. Между тем среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили.
Прошло еще полгода, и наступил день моего освобождения. Получая в комендатуре документы, я попросил выписать мне направление в тот город, где жила Матронушка, так как еще перед тем, как ее покликать, дал обещание, что если она мне поможет, буду поминать ее ежедневно на молитве, а по выходе из лагеря первым долгом поеду и поблагодарю ее.
Пряча в карман документы, я услышал, что два парня, которых тоже выписывали на волю, едут в тот город. Я присоединился к ним, и мы отправились вместе.
Дорогой я начал спрашивать парней, не знают ли они Матронушки.
– Очень хорошо знаем, да ее все знают и в городе, и во всей округе. Мы бы вас к ней свели, если вам нужно, но мы живем не в городе, а в деревне, очень уж нам домой хочется. А вы так сделайте: как приедете, первого встречного спросите, где Матронушка живет, и вам покажут.
По приезде я так и сделал: спросил первого встретившегося мне мальчика.
– Идите этой улицей, – сказал он, – а потом поверните возле почты в переулок, там, в третьем доме слева и живет Матронушка.
С волнением подошел я к ее дому, и хотел было постучать в дверь, но она была не заперта, легко открылась. Стоя на пороге, я оглядел почти пустую комнату, посередине которой стоял стол, а на нем – довольно большой ящик.
– Можно войти? – громко спросил я.
– Входи, Сереженька, – раздался голос из ящика.
Я вздрогнул от неожиданности и нерешительно пошел на голос. Заглянув в ящик, я увидел в нем маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо у нее было удивительно светлое и ласковое. Поздоровавшись, я спросил:
– Откуда вы знаете мое имя?
– Да как же мне не знать! – зазвучал ее слабый, но чистый голос. – Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю. Садись, гостем будешь!
Я долго сидел у Матронушки. Она мне рассказала, что заболела в детстве какой-то тяжелой болезнью, после которой перестала расти и двигаться. В семье была бедность, мать, уходя на работу, укладывала ее в ящик и относила в церковь до самого вечера. Лежа в ящике, девочка слушала все церковные службы, проповеди. Прихожане жалели ребенка и приносили то вкусный кусочек, то одежонку. А кто просто приласкает и поудобнее уложит. Священник тоже жалел девочку и занимался с ней. Так и росла она в атмосфере большой духовности и молитвы.
Потом мы заговорили с Матронушкой о цели жизни, о вере, о Боге. Слушая, я поражался мудрости ее суждений, знанию святых отцов, ее глубокому проникновению и понял, что передо мной лежит не просто больная женщина, а большой перед Господом человек.
О себе Матронушка сказала, что ее скоро увезут в Москву, и попросила:
– Когда настанет время, что ты будешь стоять перед Престолом Божиим, поминай меня.
Мне не хотелось уходить от Матронушки, и я дал себе слово навестить ее как можно скорее, но не пришлось. Вскоре ее увезли в Москву и поместили в Бутырки, где она и скончалась. По кончине было ей семьдесят с лишним лет.
Из жития святой блаженной Матроны Анемнясевской:
»Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых…», которое началось с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой (о блаженной Матроне), собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должны была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента».
Была послана машина за блаженной Матроной, подъехали к ее дому днем. Председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:
– Ой, какая легкая.
Матрона сказала:
– И твои детки такими легкими будут.
Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный отец Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге в Касимов, около Аникова и около Лощинина. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:
– Это тебе не Матрешеньку поднимать!..
Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Жительница Белькова вспоминала:
– Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…
В Москве блаженная Матрона прожила почти год.
Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных – хронических больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.
Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года.
Блаженная Матрона Анемнясевская, моли Бога о нас!