Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…
Икона святой блаженной Марфы Московской
Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века1. Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.
Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире. Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.
Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему.2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее.
Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.
Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.
Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный!
Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.
Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна3. Из всех московских монастырей царица особенно любила Ивановский. Она часто бывала в нем, хаживала туда и пешком одна, и с детьми, «с своими царскими чадами», раздавала там милостыню, служила молебны, панихиды. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.
Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.
Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в самый день Ангела царицы. При дворе царском получено было известие об этом в тот же день. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме прямо на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая». Издревле на Руси, как и в Греции, так дозволялось хоронить только князей и архиереев. И вот такой чести удостоилась и юродивая старица Марфа.
Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу прислан из дворца по указу царя Михаила Феодоровича4. Продолжали помнить ее и дети царя. Царь Алексей Михайлович был девяти лет, когда скончалась блж. Марфа. Не раз бывал он в Ивановом монастыре вместе набожною своею материю. Там видел он юродивую Марфу и добрую память о ней сохранил на всю жизнь. В 1669 году по указу царя писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою. В этом распоряжении царя нельзя не видеть его уважения к блж. Марфе.
Примеру царей подражал народ: молитвы на гробе ее возносились за нее и к ней. Предание о святой жизни ее благоговейно сохранялось в монастыре. Уважение к памяти ее с годами возрастало и впоследствии имя ее занесено в Святцы как святой и праведной5.
Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Когда же в 1860 году нужно было разбирать старый храм, возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу, или на время перенести их куда-либо? Храмоздательница обратилась к преосвященнейшему митрополиту Филарету. Владыка сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме. Кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом». Затем приказал сделать ящик наподобие гроба из нового леса, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особой осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время стройки перенести в монастырскую часовню при святых вратах. Приказание исполнено и о последствиях донесено владыке6. Оказалось, что крышка гроба сгнила совершенно, боковые стороны обгнили, нижняя доска цела. Кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости. Кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесены были в часовню, где и оставались на все время постройки храма. В 1875 году они перенесены в построенный храм, с благоговением положены в белую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами, в трапезной части храма у левого столба. 7
Собор Ивановского монастыря. Вид на иконостас. Фото кон. XIX века (РГБ)
Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь»8. Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.
Известно о двух явлениях ее наяву, из которых видно, как блаженная любит Ивановский монастырь, как заботится о нем. После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен9, в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть Марфа, и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.
Другой случай рассказала храмоздательница монастыря Мария Александровна Мазурина: «Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала госпожа Мазурина, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:
— «Матушка, откуда ты?»
— «Я – Марфа из Ивановского монастыря», — ответила незнакомка. Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его», — так заключила свой рассказ Мария Александровна.
Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.
В богоборческие времена начала ХХ века Ивановский монастырь, как и другие, был закрыт. В 1918 г. за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы продолжали действовать до конца 1926 – начала 1927 года. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменьей из обители община верующих обратилась в административный отдел МГИК с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы. В 1927 году получено разрешение вынести из собора гроб с останками схимонахини Марфы для погребения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба мощей неизвестна; существует несколько догадок, питаемых надеждой, что святая покровительница монастыря сама все устроит.
В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых10, возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.
Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.
Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.
Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.
Тропарь, глас 1:
Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.
Кондак гл. 8
Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.
1 Текст жития – краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».
2 Песнь Песней, глава 2, стих 16
3 Царица Евдокия Лукьяновна происходила из рода дворян Стрешневых; став царицей, она сохранила простоту, скромность и любовь к богомолью. Сочеталась браком с царем Михаилом Феодоровичем 1628 года февраля 5 дня; скончалась в одном году с супругом 18 августа 1645 г. и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре.
4 В Московском Архиве Оружейной Палаты сохранились подлинные документы о царских пожертвованиях на гроб старицы Марфы: столбец 148 года, № 18 и столбец 184 года, № 214.
5 В полном месяцеслове архимандрита Сергия (еп. Могилевского) под рубрикой «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизированные», читаем: «Марфа святая, праведная юродивая преставися 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре». Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II, ч. 3, приложение, с. 65.
6 Переложение мощей совершено местным причтом в присутствии храмоздательницы М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского. Рассказ подтвержден священником церкви св. Иоанна Воина на Якиманке, Сергеем Васильевичем Владиславлевым, непосредственным участником этого события, бывшим долгое время диаконом в Ивановском монастыре.
7 В подробной описи 1923 г. указывается точное место гробницы блаженной в новом соборе: «В трапезной части храма на столбах: на правом св. Филарета Милостивого и на левом пр. Марфы, обе живописные, на позолоч. фоне, мраморных с украшениями киотах. Перед образом пр. Марфы находится гробница из белого мрамора.
8 Брошюра неизвестного автора «Московский Ивановский монастырь». М., 1879. С.25.
9 Собор стал приходским храмом, уцелевшие строения отданы были под типографию.
10 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Московских святых в воскресенье пред 26 августа/8 сентября – днем Сретения владимирской иконы Божией Матери. Имя блаженной Марфы внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.
Праведная Марфа была сестрой святых Лазаря и Марии из Вифании (пригород Иерусалима).
Эту семью очень любил Иисус Христос. Священное Писание рассказывает (Лк. 10, 38-42), как однажды Спаситель пришел в их дом. Очевидно, Марфа была старшей сестрой, поэтому принялась за хозяйские хлопоты по встрече Гостя и приготовлению угощения. В то же время ее сестра Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слово. Когда Марфа попросила сестру помочь с домашними хлопотами, то Господь ответил, что Мария избрала «благую часть», слушая Божии наставления. Основываясь на этом Евангельском отрывке, существует некое противопоставление Марфы и Марии. Однако неверным является утверждение, что попечение о хозяйских делах делает человека менее верующим. Далее из Евангелия узнаем (Ин. 11, 1-46), что Марфа поверила в Иисуса как Мессию и Сына Божьего, и именно на основании этой веры Спаситель воскресил ее брата и Своего друга Лазаря.
Православная традиция называет Марфу и Марию в числе Жен Мироносиц. Эти верные последовательницы Иисуса стояли на Голгофе во время распятия Иисуса, а затем пришли к его гробу рано утром, став первыми свидетелями Воскресения Иисуса, найдя пустую гробницу и услышав радостную весть от ангела.
После Вознесения Господа и Пятидесятницы, Лазарь был изгнан из Иерусалима, и затем проповедовал Евангелие в разных странах. Марфа и Мария помогали брату в его трудах. В результате они прибыли на Кипр, где Лазарь стал первым епископом Китии (современная Ларнака).
Икона с частью мощей прав. Марфы в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе
Согласно восточному преданию, святые Лазарь, Марфа и Мария окончили жизнь на Кипре, претерпев мученическую кончину. Хотя точное времени и место их смерти неизвестно. Почитание праведной Марфы началось в V веке.
Западное предание говорит, что Лазарь с сестрами прибыл на юг современной Франции, где он был епископом Марселя. После смерти Марфа была похоронена в городе Тарасконе, где и ныне находятся ее мощи.
Небольшая часть мощей святой находится в монастыре святого Николая в Форт-Майерсе (штат Флорида).
Память празднуется 17 июня и в день Жен-Мироносиц (третье воскресенье после Пасхи).
Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова)
Мария (Марфа) Милюкова:
Возьми меня с собой, Парашенька! Очень прошу тебя, сестрица!
Прасковья Милюкова:
Опять ты, Маша, за своё. Ну как я могу тебя взять? Ведь я не погостить в монастырь отправляюсь, а, Бог даст, насовсем. Как ты станешь домой возвращаться одна? Нет, родная, не проси!
Мария (Марфа) Милюкова:
И я с тобой насовсем! Когда мы в прошлом году на богомолье в Дивеево были – как мне там остаться хотелось! Закуталась бы я в черный плат, и молилась бы Господу. Очень уж сладка жизнь монашеская!
Прасковья Милюкова:
Сама ты, Маша, не знаешь, что говоришь. Монашество – это крест, это труд, и нелёгкий. Сестры молятся от рассвета до заката, да работают не покладая рук. Какая же тут сладость?
Мария (Марфа) Милюкова:
Да разве это не сладко – потрудиться для Господа, себя не пожалеть? Как бы я хотела этого. Возьми меня с собой, голубушка?
Прасковья Милюкова с сомнением смотрела на младшую сестру и недоверчиво качала головой. Марии было всего тринадцать лет. Беленькая, голубоглазая, молчаливая, она была похожа на нежный северный цветок, который цветет в тени, прячется от солнечных лучей. С детства Маша сторонилась шумных игр и очень любила молиться, уединившись от людей. О чем девочка вела разговор с Богом, никто не знал. Но все отмечали её доброту, сердечность и отзывчивость. Что ни попросишь – всё сделает. Не под силу получит задание от взрослых – закусит губу, а выполнит. «Из неё, пожалуй, и впрямь монахиня получилась бы, – думала Прасковья, – но сейчас. Попозже. Пусть подрастет».
Прасковья чувствовала ответственность за сестру. Они рано остались сиротами, в семье был еще старший брат Иван – на него и решено было оставить Машу. Сама Прасковья направлялась в Дивеево, чтобы принять иночество и вверить себя духовному руководству мудрого иеромонаха Серафима. Он жил в Саровской обители, но сестёр дивеевских опекал, как родной отец. Девушка вспомнила старца и решила вдруг: «Возьму, пожалуй, Машу. А там как батюшка благословит».
Преподобный Серафим встретил сестёр ласково. «Не нужно тебе возвращаться, радость моя! Оставайся в Дивеево, самое тебе тут место!», — благословил он Марию. И потекли её монастырские будни и праздники. Как и мечтала, девочка закуталась в чёрный платок и ходила, потупив взор, не глядя по сторонам, сосредоточившись на своей сокровенной внутренней жизни. Однажды Мария огорошила Прасковью вопросом.
Мария (Марфа) Милюкова:
Парашенька, а монахи – какие они? На батюшку, что ли, похожи?
Прасковья Милюкова:
Удивляешь ты меня, Маша! Ты же бывала с поручениями в Саровской обители – небось, и монахов там сама видела?
Мария (Марфа) Милюкова:
Нет, сестрица, не видела. Батюшка Серафим запретил мне глядеть на них, и я так повязываю платок, чтобы видеть только дорогу у себя под ногами.
Послушание и старательность, милосердие и скромность были неизменными чертами этой удивительной отроковицы. Все, кому доводилось встретиться с ней, говорили, что она похожа на ангела. Мария стала одной из первых насельниц Мельничной общины, особенность которой была в том, что её составляли одни только девицы. Но прежде чем поселиться в новой обители, её следовало обустроить.
По благословению старца Серафима, Мельничную общину обнесли валом и канавкой, по которой, по слову преподобного, прошла Сама Божия Матерь. Девушки-инокини сами копали землю. Участвовали они и в строительстве церкви Рождества Богородицы. Мария не дожила год до освящения этого храма. Она отошла ко Господу 21 августа 1829 года в возрасте девятнадцати лет. Преподобный Серафим так говорил о её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков, и несет с молитвой на устах, молча возносит свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!».
Когда стали хоронить Марию, старец открыл сёстрам, что девушка тайно приняла великую схиму с именем Марфа. Это самый строгий монашеский постриг, обеты которого подразумевают полное отречение от всего мирского ради единения со Христом. Марфа совершила этот подвиг – до самоотречения, до смерти. И Господь пересадил нежный северный цветок в лучший сад Небесного Царства.
Со второго века в Церкви отмечается праздник святой Марфы — сестры Лазаря и Марии из Вифании; именно в их доме останавливается Иисус во время Своей проповеди в Иудее. Святая Марфа является покровительницей тех, кто посвятил себя служению нуждающимся; она воплощает собой пример христианской активности. В Евангелии эта женщина предстает как типичная домохозяйка, все силы и внимание которой сосредоточены на радушном приёме важного и желанного гостя. В то же время ее сестра Мария предпочла сидеть у ног Иисуса, дабы не упустить ни одного Его слова. Вполне понятен мягкий упрек Марфы в адрес сестры: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк 10,40). И Иисус отвел ей: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк 41-42a). Этим ответом Господь вовсе не желает принизить ценность труда, но корректирует нашу иерархию ценностей: прежде любого дела следует искать Царства Божия и утолять духовные потребности. Ценя любовь Марфы, выраженную в конкретных делах, Иисус предпочел бы, чтобы — прежде чем погрузиться в домашние хлопоты — она тоже ненадолго остановилась и послушала это слово, дающее свет и мудрость. Другой эпизод Евангелия, в котором появляется Марфа, связан со смертью ее брата Лазаря. Обращаясь к Иисусу, она, плача, восклицает: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин 11,21.27). После этого необыкновенного исповедания веры Иисус воскрешает Лазаря. Легенда гласит, что Марфа, Марфа, Мария и Лазарь были изгнаны евреями. Они отправились в Прованс, где Марфа совершила многочисленные обращения, основала монастырь, куда вступили тридцать девственниц и оставалась там до самой смерти. Ей было дано сверхъестественным образом узнать о дате своей земной кончины. Со временем ее мощи были перенесены в Тараскону.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 4,7-16
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. Любовь Божия нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.
Толкование
Невозможно познать Бога, если не любишь Его, просто потому, что Он есть любовь. Для Марфы из Вифании это познание приходило по мере ее возрастания в вере, и от поверхностного отношения к Иисусу она пришла к признанию в Нем Сына Божия. Не нужно думать, что святыми рождаются. Христиане следуют за Иисусом, постоянно возрастая на этом пути; от поверхностных знаний о Нем они приходят к встрече с Ним. Не нужно пугаться или падать духом, если не видишь ощутимых результатов в своей духовной жизни. Семенам нужно время, чтобы дать дружные всходы.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 11,19-27
В то время: Многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Толкование
Акт веры Марфы сравним с горой: она велика, и в ней угадывается просвещение Святого Духа. В самом деле, перед очевидностью смерти ее брата Иисус требует акта веры в Него. Христос есть жизнь, проистекающая прямо из сердца Небесного Отца; любой, кто приходит к Нему с открытой душой, может возрадоваться этим опытом внутреннего мира и света. Вера в Иисуса иногда означает веру в то, что кажется совершенно невозможным для человеческого разумения: однако, когда даешь свое согласие на Его слова, то сразу видишь великие чудеса. Уповай во всем на Христа: остальное сделает Он Своей благодатью. Вспомни, сколько раз ты переходил от смерти к жизни, чтобы наконец довериться Его слову?