В последние годы традиционным СМИ приходится несладко. Согласно недавнему опросу, больше американцев относятся к новостным средствам информации отрицательно (43%), чем положительно (33%). И, должно быть, такое отношение не только в Штатах. Людям всё сложнее быть в курсе событий, поскольку всё труднее определить, какие новости правдивы, пишет Bored Panda.
Проблема в предвзятости. В идеале средства массовой информации должны быть объективными. Но на деле мы знаем, что большинство из них служат интересам разных политических сил. А заставить «массы» смотреть на мир с определённой точки зрения – это огромная власть.
Почему же доверие к СМИ так низко? Согласно всё тому же опросу, 8 из 10 американцев считают, что средства массовой информации критически важны для их демократии. Разрыв между высокими ожиданиями честности и производительностью СМИ огромен. Поэтому люди находятся в состоянии замешательства, недоверия и разобщённости.
Пользователи Сети публикуют примеры того, как СМИ могут использовать различные методы, чтобы заставить нас видеть то, что они хотели, чтобы мы увидели.
Содержание
- Фотография, сделанная, когда Кейт Миддлтон и принц Уильям представили миру третьего ребёнка. Важно, с какой стороны посмотреть.
- Новости. Студия
- Американские морпехи из 15-го экспедиционного отряда морской пехоты дают воду иракскому солдату. Юг Ирака, 21 марта 2003 года.
- Инаугурация президента Дональда Трампа.
- Встреча с Хиллари в Омахе. «Огромная толпа собралась, чтобы встретиться с Хиллари Клинтон и Уорреном Баффеттом». «Вы про этих 50 человек, что появились сегодня с Хиллари?».
- Солдаты играют с детьми. Что показывают СМИ и что на самом деле.
- Лидер консерваторов Тереза Мэй запускает предвыборный автобус партии в Нортумберленде.
- Фотограф Рубен Сальвадори освещал конфликт между израильскими солдатами и палестинской молодёжью. Для этого постановочного снимка позировал молодой палестинец.
- «Сторонники Трампа, это действительно нормально?». Протесты с критикой иммиграционной политики.
- Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Катенева, Ирина Геннадьевна, 2010 год
Фотография, сделанная, когда Кейт Миддлтон и принц Уильям представили миру третьего ребёнка. Важно, с какой стороны посмотреть.
Фото: Reuters/Ханна Маккей.
Новости. Студия
Американские морпехи из 15-го экспедиционного отряда морской пехоты дают воду иракскому солдату. Юг Ирака, 21 марта 2003 года.
Фото: АР.
Инаугурация президента Дональда Трампа.
Фото: Indi_Comments.
Встреча с Хиллари в Омахе. «Огромная толпа собралась, чтобы встретиться с Хиллари Клинтон и Уорреном Баффеттом». «Вы про этих 50 человек, что появились сегодня с Хиллари?».
Фото: abbydphillip.
Солдаты играют с детьми. Что показывают СМИ и что на самом деле.
Лидер консерваторов Тереза Мэй запускает предвыборный автобус партии в Нортумберленде.
Фото: Stefan Rousseau/PA Archive/PA Images.
Фотограф Рубен Сальвадори освещал конфликт между израильскими солдатами и палестинской молодёжью. Для этого постановочного снимка позировал молодой палестинец.
Фото: Рубен Сальвадори.
«Сторонники Трампа, это действительно нормально?». Протесты с критикой иммиграционной политики.
К.ф.н., старший преподаватель А.А. Данилова
Способы
воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие: открытое и
скрытое. Язык как средство конструкции и реконструкции истории, язык
как средство воздействия на общество.
Термины, определяющие
различные виды языкового воздействия: риторика, манипулирование
сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг,
нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар. Разграничение
терминов.
Изучение языкового воздействия в научной литературе.
Филологические, политологические, социологические и психологические
предпосылки изучения языкового воздействия на общественное сознание.
Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в
истории языкознания: проблемы онтологии языка: исследования,
посвященные соотношению языка и речи; исследования о восприятии
языкового знака; исследования по проблеме языка и общества.
Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые
форматы взаимодействия с аудиторией. Событие и повестка дня. Инфоповод.
Гражданская журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской
журналистики. Теории информационного общества.
Массовая
коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Основные теории
массовой коммуникации: авторитарная, либертарианская, социальной
ответственности, советская, медиа периода развития, демократического
участия. Теории игры, диффузии инноваций, информационной насыщенности,
критической массы, массового общества, медиазависимости, обретения
пользы, подкрепления, свертывания материалов печати, социального
научения, социального присутствия, среднего уровня. Воздействие на
массовую аудиторию: теория конвергенции, распространения,
неожиданности, защиты.
Теоретические основы изучения языкового
воздействия на сознание в истории языкознания: проблемы онтологии
языка: исследования, посвященные соотношению языка и речи; исследования
о восприятии языкового знака; исследования по проблеме языка и общества.
Стилистическое своеобразие языка СМИ.
Референция и композиция как фундаментальные основы языкового
воздействия на сознание. Способы выявления манипулирования в текстах
СМИ.
Способы языкового воздействия на сознание. Язык
социально–психологического воздействия (манипуляционный язык) в текстах
западной и российской массовой информации как четкая структурированная
система коммуникации, обладающая необходимым инструментарием на всех
уровнях языка: от слога до текста.
Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.
Лексико–семантическая вариативность (синонимия). Эвфемизмы и дисфемизмы: устойчивые изменения семантического поля слова.
Изменение ассоциативного поля слова. Частота употребления слова как
фактор модификации ассоциативного ряда. Нагнетание эмоционально
маркированных эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение
исторических параллелей через имена собственные.
Прагматически
нагруженные лексические группы. Овеществление. Интенционально скрытые
смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова. Метафоры. Штампы.
Мифы. Введение эксперта.. Субъективная модальность. Опущение
экспериенцера, пассивизация перформатива.
Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор. Параллельные конструкции. Градация.
Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента.
Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.
Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.
Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального дискурса: способы контент-анализа.
Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное
воздействие на сознание, формирование асоциального поведения
реципиента, пропаганда противозаконных действий, изменение традиционной
языковой картины мира в пределах определенной языковой культуры
(современной России) и традиционной системы ценностей общества.
Концепция медийной грамотности. Информационная грамотность. Медийная критика.
Литература
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 1. Лексическая семантика. – М.:
Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 1995. – VIII с., 472 с.
2. Баранов А.Н., Паршин
П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как
средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой
информации. – М., 1986.
3. Блакар Р. Язык как инструмент социальной
власти // Язык и моделирование социального взаимодействия.
Благовещенск: Благовещенский гуманитарный фонд им. И.А. Бодуэна де
Куртенэ, 1998. — С. 88-125.
4. Болинджер Д. Истина — проблема
лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия.
Благовещенск: Благовещенский гуманитарный фонд им. И.А. Бодуэна де
Куртенэ, 1998. — С. 23-44.
5. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М., 2008.
12. Волков А.А. Риторика как персоналистическая теория слова // Язык
СМИ как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов
международной научной конференции. М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 7-11.
17. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс–медиального
дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ:
Монография. – М.: Ин–т языкознания РАН; Волгоград: Изд–во ВФ МУПК,
2003. – 656 с.
18. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. – М.: Издательство «Галерия», 2000. – 235 с.
19. Законы и практика средств массовой информации в странах СНГ и Балтии. – М.: Издательство «Галерия», 1999. – 223 с.
28. Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и
моделирование социального взаимодействия. Благовещенск: Благовещенский
гуманитарный фонд им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — С. 126 – 173.
36. Любимова А.А. Интерпретация текста и языковое манипулирование в
текстах современных западных средств массовой информации. // Вопросы
интерпретации текста. Лингвистика и история литературы. — М.: МАКС
Пресс, 2004. — с. 66-78.
37. Любимова А.А. Интерпретация языкового
манипулирования в контексте проблем адекватного перевода // Проблемы
перевода. М., 2005, с.31–40.
38. Маклюен М. Понимание МЕДИА: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
39. Масленникова А.А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. –
Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1999.
– 260 с.
40. Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. – М., 2005. – 282 с.
41. Михальская А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система //
Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов
международной научной конференции. М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 23-25.
63. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Тезисы
докладов международной научной конференции. М.: Издательство МГУ, 2001.
– 144с.
64. Язык средств массовой информации как объект
междисциплинарного исследования. Учебное пособие. – М.: Изд–во Моск.
Ун–та, 2004. – 460 с.
65. Язык средств массовой информации: Учебное пособие по специализации. Часть 2. – М.: Изд–во Моск. Ун–та, 2004. – 416 с.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Катенева, Ирина Геннадьевна, 2010 год
1. Алексеев, Ю.Г. Вербальный и иконический компоненты креолизованного текста в интракультурной и интеркультурной коммуникации: Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Ульяновск, 2002. — 21 с.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация / Е.Е. Анисимова. — М.: Academia, 2003. — 128 с.
4. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики / Е.В. Ахмадулин. — М.: ИКЦ «МарТ», 2008. — 320 с.
5. Баранов, А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга / А.Н. Баранов // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. — М.: Наука, 2001. —С. 21-32.
6. Баранов, А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. — М.: Помовский и партнеры, 1994. — 351 с.
9. Беглое, С.И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики / С.И. Беглов. — М.: Высшая школа, 1980. — 366 с.
10. Березин, В.М. Фотожурналистика / В.М. Березин. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — 159 с.
13. Бессонов, Б.Н. Идеология духовного подавления / Б.Н. Бессонов. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 295 с.
16. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения / Н.Н. Богомолова. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 125 с.
20. Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И.Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры.
21. Екатеринбург: «Арго», 1996. — С. 21-48.
22. Будаев, Э.В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: Дисс. . канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2006. — 220 с.
23. Будаев, Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. —М.: Изд-во «Флинта», 2008. — 248 с.
27. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1999. — 20 с.
31. Волгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 280 с.
32. Варбот, Ж.Ж. Табу / Ж.Ж. Варбот // Русский язык. Энциклопедия. — М., 1979. —С. 345.
36. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
37. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Вариант речевого поведения / Т.Г. Винокур. — М.: Наука, 1993. — 170 с.
39. Водак, Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. — Волгоград: Перемена, 1997. — 139 с.
40. Войтасик, Л. Психология политической пропаганды / JI. Войтасик. — М.: Прогресс, 1981. — 280 с.
42. Вольф, Е.М. Грамматика и семантика местоимений / Е.М. Вольф. — М.: Наука, 1974. —224 с.
47. Гарифуллин, P.P. Энциклопедия блефа / P.P. Гарифуллин. — Казань: Таткнигоиздат, 1995. — 160с.
48. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык / А.Н. Гвоздев. — М.: Просвещение, 1958. — 301 с.
50. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман. — М.: Инфра-М, 2006. — 272 с.
51. Голев Н.Д., Юрислингвистика / Н.Д. Голев//Формат. — 2001.— №1.1. С. 29-35.
54. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. — М.: КомКнига, 2006. — 112 с.
55. Горина, Е.В. Газета в аспекте речевого воздействия на личность:
56. Дисс. .канд. филол. наук. — М., 2003. — 247 с.
59. Граудина, Л.К., Ширяев, Е.Н. Культура русской речи / JI.K. Граудина, Е.Н. Ширяев. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2001. — 560 с.
63. Гронская, Н.Э. Базовые стратегии языкового манипулирования / Н.Э. Тройская // Актуальные проблемы американистики: Материалы VI международного научного семинара. — Нижний Новгород: ФМО ННГУ 2001.— С. 337-342.
65. Гронская, Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием / Н.Э. Гронская // Вестник Нижегородского лингвистического университета. — Нижний Новгород, 2000. — С. 220-231.
67. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. — М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
68. Дементьев, В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 248 с.
74. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь /
75. Т.Г. Добросклонская. — М.: Флинта: Наука, 2008. —264 с.
76. Доценко, E.JJ. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. — М.: ЧеРо, 1997. — 250 с.
79. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия / ЮА. Ермаков. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 204 с.
80. Ефимов, А.И. Стилистика русского языка / А.И. Ефимов. — М.: Просвещение, 1969. — 262 с.
83. Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. — М.: Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, 2001. — 224 с.
84. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. — М.: Дело, 1998. — 480 с.
88. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 448 с.
93. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. — Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. — 285 с.
94. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия / Т.С. Кабаченко. —М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544 с.
97. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Алгоритм. — 2000. — 688 с.
98. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /
99. В.И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
101. Ким, М.Н. Новостная журналистика / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2005. — 352 с.
104. Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) / Е.В. Клюев. — М.: Приор, 1999. — 354 с.
107. Колодкин, Б.В. Буржуазное манипулирование сознанием молодежи капиталистических стран средствами массовой информации и пропаганды: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. — Киев, 1987. — 24 с.
108. Колшанский, Г.В. Паралингвистика / Г.В. Колшанский. — М.: УРСС, 2005. —96 с.
109. Копнина, Г.А. Речевое манипулирование / Г.А. Копнина. — М.: Флинта, 2007. — 176 с.
112. Koxmee, Н.Н. Реклама: искусство слова / Н.Н. Кохтев. — М.: Изд-во МГУ, 1997. —97 с.I
118. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. — Ростов-н/Д: Феникс, 1995. — 108 с.
119. Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 96 с.
121. Лазарева, Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты / Э.А. Лазарева. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — 168 с.
123. Леонтьев, А.А. Речевое воздействие текста как предмет психолингвистической экспертизы / А.А. Леонтьев // Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной оценки. — М.: Смысл, 2004. — С. 73-95.
125. Логинова, И.Ю. Коммуникативно-речевые стратегии воздействия на адресата в партийной программе на материале экономических разделов программы Республиканской партии США / И.Ю. Логинова // Текст — Дискурс — Стиль. — СПб.: СПбГУЭФ, 2005. — С. 37-45.
129. Лукьянова, Н.А. Введение в русистику / Н.А. Лукьянова. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. — 220 с.
130. Лыков, А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) / А.Г. Лыков. — М.: Высшая школа, 1976. — 122 с.
132. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 1999. — 684 с.
139. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. — М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
148. Ныркова, Л.М. Как делается газета / Л.М. Ныркова. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. — 68 с.
149. Ныркова, JI.M. Шрифт. Текст. Газета / JI.M. Ныркова. — Новосибирск: Лига, 2003. —48 с.
151. Олешко, В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. — СПб.: Изд-во Михайлова В А., 2006. — 240 с.
152. Ольшанский, Д.В. Политический PR / Д.В. Ольшанский. — СПб., 2003. —544 с.
153. Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1973. — 368 с.
155. Остроушко, Н.А. Проблема речевого воздействия в рекламных текстах: Дисс. . канд. филол. наук. — М., 2003. — 237 с.
161. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. — М.: Новое время, 1997. — 324 с.
162. Попов, В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов. —М.: Изд-во РАГС, 2001. — 136 с.
163. Попова, Е.С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: Дисс. . канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2005. — 256 с.
165. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные стратегии XX века / Г.Г. Почепцов.
166. М.: Рефл-бук, 2001. — 656 с.
168. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. — М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2000. — 367 с.
169. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. — М: Наука, 1974. — 148 с.
170. Пугачев, В.П., Соловьев, А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 342 с.
171. Речевое воздействие в сфере массовых коммуникаций. — М.: Наука, 1990. —136 с.
184. Солганик, Г.Я. Язык современной публицистики / Г .Я. Солганик. — М.: Флинта, 2007. — 232 с.
187. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. — 252 с.
188. Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. — М.: Академия, 2005. — 272 с.
190. Стриженко, А.А. Язык и идеологическая борьба / А.А. Стриженко. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 152 с.
193. Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Е.Ф. Тарасов. — М.: Наука, 1990. — 136 с.
194. Теория метафоры / Под ред. Н.Д. Арутюновой. — М.: Прогресс 1990.512 с.
195. Тертычный, А.А. Ирония — извилистый путь к истине / А.А. Тертычный//Журналист. — 2004. — №3. — С. 77-81.
196. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, JI.JI. Роснянской. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 236 с.
201. Федотов, М.А. Правовые основы журналистики / М.А. Федотов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 432 с.
203. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. — Т.1. — М.: Цитадель, 1997. — 391 с.
204. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. — Т.2. — М.: Цитадель, 1997. — 396 с.
207. Хагарезов, Г.Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках: Автореф. дисс. . канд. филол. наук — Ростов-н/Д, 1984. — 20 с.
208. Химик, В.В. Категория субъективности и ее выражение в русском языке / В.В. Химик. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 184 с.
209. Цуладзе, A.M. Политические манипуляции, или Покорение толпы / A.M. Цуладзе. —М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.
210. Цуладзе, A.M. Большая манипулятивная игра / A.M. Цуладзе. — М.: Алгоритм, 2000. — 336 с.
211. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — СПб.: Питер, 2001.272 с.
213. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса / В.Е. Чернявская.
214. М.: Изд-во «Флинта», 2006. — 136 с.
216. Чудинов, А.П. Умение убеждать: практическая риторика / А.П. Чудинов. —Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. — 91 с.
217. Шанский, И.М. Фразеология современного русского языка. — 4-е изд. / Н.М. Шанский. — СПб.: Специальная Литература, 1996. — 192 с.
219. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. — Волгоград: Перемена, 2000. — 386 с.
220. Шейное, В.П. Скрытое управление человеком: психология манипуляции / В.П. Шейнов. — М.: ACT, 2000. — 848 с.
221. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. — М.: Прогресс, 1980. —326 с.
223. Шмелева, Т.В. Кодекс речевого поведения / Т.В. Шмелева // Русский язык за рубежом. — 1983. — №1. — С. 72-77.
224. Шмелева, Т.В. Социальный аспект смысла предложения / Т.В. Шмелева // Русский язык за рубежом. — 1981. — №2. — С. 62-66.
225. Шостром, Э. Анти-Карнеги / Э. Шостром. — Минск: ООО «Попурри», 1997. — 400 с.
226. Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю.В. Щербинина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
227. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975. — С. 193-230.
231. Musolff A. Metaphor scenarios in public discourse // Metaphor and symbol. 2006. Vol. 21(1). — P. 21-38.
232. Манипулятивная стратегия дискредитации в текстах оппозиционных изданий
233. Сводная таблица тактик, приемов и языковых средств стратегии дискредитации
234. Тактика Приемы Языковые средства
235. Агрессивный оппонент Обвинение, дубитация, фидеистическое согласие Инвективная лексика, зоосемантические метафоры, фамильярное обращение, личная адресованность (местоимение ты, вы), цепочка риторических вопросов
236. Манипулятивная фрустрационная стратегия в текстах оппозиционных изданий
237. Сводная таблица тактик, приемов и языковых средств фрустрационной стратегии
238. Тактика Приемы Языковые средства
239. Создание психологического Эмоциональнонапряжения, создание оценочная лексика, слова соппозиции «прошлое — негативной коннотацией, метафоры
240. Манипулятивная псевдорационально-эвристическая стратегияв текстах оппозиционных изданий
241. Сводная таблица тактик, приемов и языковых средств псевдорационально-эвристической стратегии
242. Тактика Приемы Языковые средства
243. Создание псевдоопределенности Оперирование числами (статистикой), визуализация Концентрация чисел в тексте, повтор одного и того же числа, креолизованный текст, иконическим элементом которого является инфографика
244. Манипулятивная стратегия героизации в текстах оппозиционных изданий
245. Сводная таблица тактик, приемов и языковых средств стратегии героизации
246. Тактика Приемы Языковые средства
247. Невербальные средства манипулятивного воздействия в текстах оппозиционных изданий1. Стратегия дискредитации
248. Тактика «бездоказательное умаление авторитета»1. Сталин из рукава
249. Новая газета, 2009, №35, С. 14.1. Вопросом по Европам
250. Такими увидели думские выборы в России иностранные журналисты
251. Тактика «превращение нейтральных контекстов в дискредитирующие»1. Игра в крапленые дороги
252. Новая Сибирь, 2007, №43, С. !.
253. Новая газета, 2007, №47, С. 6.ft*,ток cocf1*•(Г/ч с
254. К лень иыГюроо ьы pi’twHu прпхвллн иыссчайшую .тяльнисть к федеральной мастн. но хватит ли на всйх благолирносш’.’1. День.лдшшх хеяях
255. Новая Сибирь, 2008, №10, С. 1.
257. Тактика «негативное прогнозирование»р.»J4M44W Пра**ш ш я mm лоб*.Ч.Ч ПРО ГМ|».1. М г.-опрок,^. про,
258. Г- ЬгА11 «он.рол*P0<JfllT»<» Idtrfoi-.Л-i.WJ M/IJO. tinmlt.»,• акиищ»!
259. Г Е»»™, IIUJIILIWHL^ Ц1СЛ1 IO » *»•»»» *1п»»Йм.».,,. И, ‘<им
261. MfKIM m *MCt* — Ш tfH^Hl’l* н ЛОО»1. ВРАГ V ВОРОТ-иЮКОЛЛОНОЕ rtCKVUJEHHfпеплу* ПгЧФЛЯЛ — евлщ