Из книги «Пойми меня, мама»
Бывает, что ребенок плачет при расставании с мамой и в год, и в два, и в три. «Почему он не взрослеет?» — удивляется мама, надевая пальто уже на лестнице, чтобы не пришлось прощаться с ребенком и видеть его слез. Что именно чувствует ребенок при расставании с мамой и как отлучаться из дома правильно?
«Убегаю из дома, пока не видит. Иначе — слезы, истерика».
«Даже дома ни на шаг не отпускает меня. В туалет и то вместе ходим. А в душ могу сходить, только когда папа мультиками отвлечет».
«Ходит за мной хвостиком по дому, даже в соседнюю комнату не могу уйти. Ничего без него не сделать».
«Не могу его ни с кем оставить — сразу истерика и капризы».
Так говорят мамы. Эта проблема актуальна с младенчества ребенка, потому что порой очень хочется спокойно поесть, принять душ, выйти на прогулку. Она обостряется, когда малышу исполняется два-три года и кажется, что он большой, самостоятельный, может сам играть, есть, даже одеваться и так взросло рассуждает. А вот маму не отпускает ни на шаг. Почему так происходит?
Содержание
Потребность быть рядом с мамой
Для младенца с самого рождения чувствовать маму рядом — базовая потребность. Мама — это еда, тепло, безопасность. В результате эволюции выживали дети, которые не отпускали своих мам далеко, подзывали их громким криком, не желали оставаться одни.
Эти мощные программы заложены и в наших детях. Младенец не осознает, что мама вышла в соседнюю комнату на минутку, а он лежит в безопасной кровати, никакая гиена не прибежит и не съест его; что он не скатится с обрыва в пропасть, а мама о нем помнит и не бросит его одного погибать от холода и голода.
Для малыша на первом году жизни очень важно чувствовать маму: видеть, слышать, касаться, ощущать ее запах, вкус молока. Именно на этом уровне формируется привязанность к маме, которая потом разовьется в теплые и доверительные отношения. Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела.
Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?
У ребенка примерно лет до трех (иногда дольше) сильна потребность быть рядом с мамой. Да, он уже способен оставаться без нее в знакомой безопасной обстановке, особенно если увлечен интересным занятием, может сам уходить от нее на приличное расстояние.
Но важно понимать, что ему довольно часто нужна «проверка связи». Наверняка многие мамы деток этого возраста замечали, что даже очень увлеченный ребенок периодически подбегает, чтобы что-то показать, рассказать или взять. А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях.
И это нормально, даже хорошо. Скажите честно, вам хотелось бы, чтобы подросший ребенок делился с вами своими проблемами или не посвящал вас в них совсем?
Обратите внимание, что ребенок может оставаться без мамы именно в безопасной обстановке, а ощущение безопасности дает прежде всего тот, с кем ребенок остается. Для двух-трехлетки это человек, с которым он хорошо знаком, кому доверяет и к которому сформирована привязанность. Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней.
Что говорить, уходя от ребенка
Мамы часто делают сильный упор на объяснения, почему им нужно уходить, и рассчитывают, что ребенок их поймет. Конечно, важно рассказывать, куда вы идете и что будете делать. Это поможет ребенку пережить разлуку, но надеяться на аргументы «маме нужно на работу, чтобы зарабатывать денежки» не слишком разумно. Ведь так мы стараемся задействовать логику, сформировать у ребенка понимание, зачем ему оставаться без мамы.
Но малыш не способен в полной мере осознать, зачем и куда уходит мама, не может представить, что мама где-то в другом месте, что она помнит о нем и любит его. Ребенку такого возраста нужны подтверждения и напоминания, которые помогают поддерживать невидимую связь с мамой.
Кроме того, малыш плохо представляет себе длительность временных промежутков, не может осознать, сколько времени мама будет отсутствовать. Особенно трудно дается понимание прошедшего и будущего времени. То есть объяснения из разряда «мама вернется через два часа» не помогают ребенку осознать, что мама вернется или когда это произойдет.
Исходя из этих знаний, попробуйте представить, что самый близкий человек, которого вы любите, от которого зависит ваше благополучие, а может быть и жизнь, вдруг ушел куда-то — и вы не можете представить, куда, когда вернется; с ним нет никакой связи, и вы не знаете, кому звонить, как узнать о его судьбе. Страшно, правда? Тревожно, неуютно, небезопасно.
У ребенка в описываемой ситуации возникает очень много чувств и эмоций, которые он не может удерживать в себе в силу незрелости. Он тут же начинает плакать, истерить, кричать. Ему неинтересны игры и развлечения. А когда мама возвращается, он делает все возможное, чтобы не выпускать ее из поля зрения и чтобы подобная ситуация не повторилась.
Как получить опыт расставания с мамой
Единственное, на что может опереться ребенок, — собственный опыт расставания с мамой. Именно он определяет реакцию ребенка на каждый мамин уход и на то, как он будет переживать расставание. Если к двум-трем годам такой опыт невелик, то есть мама не отлучалась из дома без ребенка, не оставляла его под присмотром надежного взрослого, резкие и длительные расставания могут быть восприняты ребенком очень остро.
Самый неудачный вариант — когда мама исчезает для ребенка внезапно, то есть не прощается перед уходом, чтобы не видеть слез и истерики, потому что ей кажется, что ребенок не заметит ухода мамы и проще переживет расставание.
Но мы помним, что в этом возрасте ребенку важно постоянно «проверять связь», и если мама исчезает внезапно, да еще надолго, не оставляя возможности эту связь проверить (хотя бы созвониться, увидеть маму на фото, поговорить о ней), для ребенка ситуация становится небезопасной. А значит, он будет усиленно стараться не допустить этого в следующий раз. Особенно чувствительные дети, имея подобный опыт, потом цепляются за маму, не отпуская ее даже в соседнюю комнату.
Как научиться расставаться с ребенком
- В качестве подготовительного этапа хороши игры в «ку-ку» и прятки — ведь в них мама исчезает на несколько секунд или минут, а затем появляется.
- Важно вводить регулярные отлучки мамы из дома: психика ребенка так устроена, что требуется постоянное подкрепление любой привычки.
- Обязательно прощайтесь с ребенком. Необходимо, чтобы он видел, как мама уходит, а потом приходит, чтобы не было ощущения, что она исчезает в никуда. Хорошо, если мама при этом излучает уверенность в своих действиях, а не тревожится, как ребенок будет без нее.
- Время отлучки лучше увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут.
- Перед тем как уйти, необходимо уделить ребенку внимание.
- В случае долгого расставания необходимо продумать, как поддерживать связь (пусть взрослый, который остается с ребенком, покажет ваши фото, расскажет, где вы и что делаете, и т.д.).
- Оставляйте ребенка только со взрослым, к которому сформирована привязанность, есть доверие. И помните, что привыкание к новому человеку требует времени!
- Хорошо, если можно показать ребенку, куда вы уходите, или рассказать, куда пойдете и что будете там делать.
- Привязывайте временные отрезки к конкретным действиям или режимным моментам («ты сейчас покушаешь, погуляешь, а там и я вернусь» вместо «я вернусь через два часа»).
- Не ругайте за проявление эмоций! Расстраиваться из-за разлуки с близким человеком — нормально.
Просмотров: 6572 13 июля 2014 г.
Ох уж это извечный вопрос отцов и детей: Почему дети плохо относятся к родителям.
Я думаю, что не для кого не секрет, что к нам относятся так, как мы это позволяем, мы сами относимся к людям, исходя из собственного представления о себе и о мире.
Как мы относимся к себе точно также мы относимся к другим людям и миру вообще.
Отношение к себе, миру и людям складывается из того, как к нам относились в детстве наши родители.
Именно их отношение к нам и формировало наше отношение к себе и другим людям.
Человек миру отдает только то, что имеет внутри себя. Наша жизнь бумеранг, нам возвращается только то, что мы отдаем.
Отдавая любовь мы получаем любовь, оставаясь равнодушным мы получим равнодушие, предавая будем преданным кем то, оставляя, будем оставленными и мы.
Причиняя боль кому то, получим и сами её.
Очень часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда родители в старости страдают от неуважительного отношения детей, а иногда даже с их открытой жестокостью.
Сколько историй, когда дети в старости просто издеваются над родителями, оставляя их без жилья, отбирая последние деньги.
Конечно же окружающие реагируют почти одинаково, осуждают и обвиняют неблагодарных детей.
Родители зачастую недоумевают, как так получалось, что отдавая всё ребёнку, иногда живя для детей, дети отвечают жестоким отношением к родителям.
Почему же так получается, что родители, которые дали жизнь ребёнку, дали «любовь” и практически всё, что у них было сталкиваются с плохим отношением собственных детей.
Почему некоторые дети плохо относятся к своим родителям?
Если детально разбирать каждый случай, то в ходе долгих исследований выясняется, что родители не осознавая, относились к ребёнку точно также, прикрывая своё жестокое или бесчувственное отношение заботой и любовью.
Одна моя клиентка жаловалась на свою маму, обижаясь на то, что как только в её жизни появляются проблемы мама сначала прикладывает все усилия чтобы помочь, а потом начинает злиться на неё и испытывать усталость от неё и её проблем.
Чувствуя такое отношение от близкого человека, она замыкалась в себе и погружалась глубоко в свои проблемы, отказываясь от помощи, ощущая свою отвергнутость, покинутость и ненужность, а в некоторых случаях даже предательство.
Она не могла понять, почему её мать так относилась к ней, хотя как ей казалось она делала всё для своей матери, стараясь ей во всём помогать и решать её проблемы.
Только через несколько лет в результате терапии она смогла осознать свои глубоко вытесненные чувства к матери.
Когда её мать заболела, то вместо жалости и желания помочь ей, она внутри себя чувствовала раздражение на мать и неверие в её заболевание.
Моя пациентка с удивлением обнаружила, что после нескольких жалоб своей матери на болезнь, она начинает чувствовать усталость от её жалоб и причитаний.
Она была удивлена, что в такие минуты у неё не возникало любви, жалости и человеческого, искреннего желания помочь.
Она выполняла всё, что нужно было для матери только из чувства долга.
Её сердце было не восприимчиво к материнским страданиям.
Чем больше она внутри себя чувствовала усталость и раздражение, тем сильнее прогрессировали симптомы болезни у мамы.
Она чувствовала, что её мать отчаянно нуждается в её внимании, заботе и любви.
И действительно её мать отчаянно нуждалась, чтобы с ней её дочь вела себя как с маленьким ребёнком, жалея, успокаивая её, обнимая и заботясь.
Моя же клиентка внутри себя чувствовала, что её мать просто над ней издевается и мучает её.
Её сердце было глухо для сострадания, жалости и любви.
Когда она рассказывала мне о своих чувствах к матери во время её болезни, она неожиданно переключилась на воспоминание из детства, как однажды мама заставила её убрать рано утром котят со двора, которые пищали и не давали ей спать (моя пациентка боялась всю свою жизнь брать в руки животных), на этом моменте она обрывает свой рассказ и говорит, что ничего дальше не помнит.
Хочу заметить, что после этого её мать рассказала ей, как её мать (бабушка моей пациентки) заставляла её ухаживать за цыплятами, которых та смертельно боялась.
Продолжая свой рассказ она начинает вспоминать другие подобные эпизоды из детства, как её мама совершенно не интересовалась её чувствами и страхами и очень часто заставляла делать вещи, которые вызывали у неё сильный страх или стыд.
Её мать не смотря на то, что всегда была заботливой, была глуха и невосприимчива к чувствам дочери.
Именно по этой причине дочь была невосприимчива к материнским страданиям и её болезни, мало того, она чувствовала точно такие же чувства, какие мать испытывала в ситуациях, когда дочь нуждалась в её помощи.
Осознав природу своего отношения к матери и поняв, что же чувствовала мать, когда она на глубоком уровне отвергала её страдания, она смогла открыть способность чувствовать любовь и сострадание.
Ей было не трудно понять и почувствовать через свои переживания и чувства, когда мать показывала ей своё раздражение и усталость, что чувствовала мать в минуты своих страданий. Она постепенно стала менять своё отношение к маме, открывая в своем сердце способность к искреннему состраданию и сопереживанию.
Жизненные уроки к нам приходят через мужчин и отношения, через родителей и отношения с ними и в конце концов через детей.
Когда в старости, оставшись в одиночестве кто-то из нас столкнётся с плохим отношением детей, с их равнодушием, неумением искренно сопереживать родителям, то это, наверное, будут последние уроки, которые мы можем пройти прежде, чем покинем эту жизнь.
Говорят, что любой человек приходящий в нашу жизнь приходит к нам не случайно.
В отношениях партнёр – это наше зеркало и через партнёра мы можем изучать себя и свой внутренний мир.
Наши дети – это наши самые ближайшие зеркала и через отношение детей к нам, через наши ощущения и чувства, что мы чувствуем в моменты ссор или на фоне общего их отношения, мы можем понимать чувства детей от наших действий или слов в прошлом.
Не только в отношениях с противоположенным полом есть возможность проходить кармические уроки, с родителями и детьми открываются точно такие же возможности.
Сталкиваясь с неуважительным отношением детей, с их равнодушием и плохим отношением, прежде всего задайте себе вопрос, как вы относились к детям, были ли вы достаточно хорошими родителями для них.
Если вы посвятили свою жизнь ребёнку, отказываясь от своих желаний и своей жизни, это не говорит о том, что вы были хорошей матерью.
Это с вашей точки зрения, а может быть вашему ребёнку совершенно не нужны были ваши жертвы и он бы хотел видеть прежде всего счастливой вас, открывая для себя возможность быть счастливым тоже.
Прежде чем обвинять детей в плохом к вам отношении подумайте, что вы сделали для того, что они стали такими.
Помните никогда не поздно поменять своё отношение к себе и своим детям, наполнить отношения любовью и терпением, и тогда не будет возникать вопрос: Почему дети плохо относятся к родителям
Мира, любви, добра вашему дому.
Ирина Гаврилова Демпси
Рубрика: Мы и дети
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, помогает во всем, любит и поддерживает. В дошкольный период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.
Плохое поведение служит одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления недовольства видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Таким образом он старается обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно гиперопекающие, тревожные мамы и бабушки), а могут и вообще не обращать на него внимания. Важно то, что обе эти дороги приведут к одному результату — ребенок вырастет неуправляемым.
Первый вариант воспитания: чрезмерно предупредительные родители.
Постоянно добиваясь нужного результата с помощью упрямства, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения.
При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами, дерется, толкается, кусается. Подобное развитие событий особенно вероятно когда ребенок холерик или он копирует агрессивного отца. Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего ребенка обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, нетерпимость к чужому мнению.
Второй вариант воспитания: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).
Это рождает страх, влекущий за собой плохое поведение. Многочисленные примеры показывают, что большинство неуправляемых детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Когда ребенок плохо себя ведет, он получает возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, тревожный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
Однако это крайние варианты развития, встречающиеся относительно не часто: большая часть детей развивается где-то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и его личных особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два способа:
— взять управление ситуацией в свои руки и изменить происходящее в нужном ему направлении;
— загнать негативные эмоции вглубь и сдерживать себя, несмотря на неблагоприятную ситуацию. В этом случае невысказанные, и поэтому не потерявшие своей болезненности чувства уходят в личное бессознательное, где и накапливаются до поры до времени.
Между тем прямое управление ситуацией малышу пока недоступно, поэтому обычно он стремится изменить происходящее окольными путями, и нередко — с помощью непослушания. Но рано или поздно проявление упрямства перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.
Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою импульсивность, гнев, агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека в виде самоконтроля, самоуправления, по 3. Фрейду — это формирование супер-Эго, когда контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления недовольства, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.
У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется недостаточно, и внешний контроль остается решающим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда влияние родителей отходит на второй план, а внутреннего контроля — совести — нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит.
Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет через копирование поведения значимого для него человека. В раннем возрасте это подражание родительскому поведению. Ведь копируя поведение родителей, он добивается одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения, он получает вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают противоречивые формы своего поведения, зато, когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В своих детях больше всего не нравятся те черты, которые не нравятся самим родителям. Страдают же, как водится, малыши, которые старательно подражают родительскому поведению, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо выйдут истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.
Следующая игра тренирует умение правильно направлять свое недовольство на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не «сделать больно в отместку», а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике,но не ожидайте всего и сразу, а начинайте постепенную работу в этом направлении.
Заранее заготовьте набор фраз, которыми ваш ребенок или его сверстники склонны пользоваться при оценке поведения другого человека. В этой копилке у вас окажутся предложения типа: «Ты дурак!», «Смотри, куда прешься, корова!», «С тобой со скуки помрешь!» и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого. Можно записать эти грубости и «клички» на отдельных листочках.
Теперь введите законы правильной критики. К ним относятся:
— критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
— говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
— покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
— избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
— не приказывай, а предлагай человеку выбор.
Если теория ребенком усвоена, начинайте практиковаться. Возьмите любой листок с обидной фразой. Пусть ребенок предложит, как ее изменить таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза «С тобой со скуки помрешь!» может перетечь в предложение типа: «Знаешь, мне уже надоело собирать мозаику. Давай лучше погуляем или построим замок из конструктора» или «Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?». Каким именно будет предложение вашего ребенка, зависит от его возраста и от того, какую ситуацию он себе представил.
Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, нужно, прежде всего, научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения сдерживать сиюминутные импульсы можно использовать следующий игровой прием.
«Гнев на сцене». Он основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.
Когда ребенок злится (или только что испытывал злость), предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, — монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь — горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене?
При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше — войти в роль этого актера и изобразить гнев «от первого лица», выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным.
Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль.
Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев. Получая возможность выплеснуть гнев, ребенок имеет и возможность руководить им и, в конце концов, «убрать» его со сцены.
Для ребят постарше задание можно усложнить, попросив их придумать, как вел бы себя гнев на сцене, если бы он был гневом человека из первобытного общества, из рыцарского ордена, из современного цивилизованного мира. Тем самым ребенка поймет, что чувство гнева существовало всегда, но нормы его выражения в разные исторические времена и в разных обществах существенно отличаются.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
- Мальчики дерутся, парни не плачут?.. Как вырастить сына настоящим мужчиной.
- Если ребенок не слушается и капризничает.
- Почему взрослые дети сидят на шее родителей? Выученная беспомощность.
- Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники).
- Как помочь тревожному ребенку? Психологическая безопасность детей и подростков.
- Назад: Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?..