Чувствую, что маловерная. Т.е в Бога я верю, но полного доверия к Нему у меня, видимо, нет. Постоянно исповедую маловерие, не знаю, как с ним бороться и это пугает. А с другой стороны, вера – дар Божий. Может маловерие и не грех совсем?
Алина Герасько
Отвечает протоиерей Игорь Рябко:
– Вне всякого сомнения, вера — дар Божий.
«Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет» (Ин. 6:44).
В то же время Он ставит условие желающим богообщения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
В Ветхом завете тоже есть слова на эту тему: «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет жить в сердце порабощенному греху» (Книга Премудрости Соломона, гл.1).
Вера как величайший из даров Божиих, может быть дан только в чистые руки, в душу, которая жаждет этого дара и трудится для его получения.
Маловерие – это все-таки грех, пускай иногда и невольный, но все же грех. Нет в нас той духовной чистоты, в которой мы можем видеть Бога. Вера – это свойство сердца, а не разума. Признавать то, что Бог есть, это вовсе не вера. Вера проявляется в терпении и принятии скорбей и лишений, при крушении надежд, при потерях близких и любимых, на пороге смерти. То, как мы принимаем скорбные явления нашей жизни и является верным индикатором нашего душевного здоровья и духовной чистоты.
По-настоящему верующий человек – это человек святой. Сегодня едва ли можно найти человека верующего, в евангельском смысле этого слова.
В Священном Писании есть такие слова: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 16–18).
Так что, если вдумчиво и глубоко относиться к Евангелию, мы должны честно сказать – мы люди неверующие. Мы хотим верить, жаждем веры, но ее в нас нет. Вся наша жизнь – путь к вере. Мы можем лишь упорно идти по этому пути, прося Господа о помощи словами, сказанными Христу задолго до нас: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). И надеяться, что Бог, по своей милости, укрепит в нас веру.
- «Батюшка, грешна маловерием…» прот. К. Пархоменко
- Неверие и маловерие митр. Антоний (Храповицкий)
- Маловерие и нецерковность * Маловерие архим. Лазарь (Абашидзе)
- Корень сребролюбия – маловерие прот. Сергий Филимонов
- Слово о маловерии свт. Серапион Владимирский
- Молитвы в маловерии
***
Малове́рие — 1) недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира; 2) недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; 3) ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; 3) колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей (Мф.14:31).
Признак маловерия – лень, теплохладность, ропот. Фактически любой грех является следствием маловерия.
***
Содержание
Сомнение и маловерие – как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?
– Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.14:31). Маловерие – это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк.9:22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.
игумен Нектарий (Морозов)
Если вера именуется даром Божьим, то не является ли Бог Виновником маловерия или отсутствия веры?
Вера, как и всё доброе, существующее в мире, и действительно артикулируется как Божественный дар. Однако это не означает, что отсутствие веры у неверующих или маловеров должно интерпретировать в том грубом смысле, что они обделены этим даром по Божественной скупости или Божественному недосмотру.
Вера, в широком значении слова, есть союз между Богом и человеком. Сам Господь, будучи абсолютно Самодостаточным, не нуждается в этом союзе. В нём нуждается человек: ради спасения и наследования вечной блаженной жизни.
Возможность приобщиться к этому союзу предоставлена всем без исключения людям, как дар, ибо Бог желает спасения всем и на всех изливает Свою благодать. Принять или не принять этот Божественный дар — зависит от человека. Ведь Господь никого не спасает насильно, по принуждению (Мф.16:24).
Для того, чтобы человек сознавал, для чего ему, собственно, необходим союз с Богом, Бог даровал спасительное учение. Основные положения этого учения могут восприниматься не иначе как на основе доверия Богу, уверенности в истинности Его путей. Это внутреннее состояние тоже обозначается как вера (Евр.11:11). Доверять или не доверять Богу, и в какой именно степени, опять же, зависит от человека, от его добровольного выбора.
Как известно, со Своей стороны Бог сделал всё необходимое, мыслимое и немыслимое, для того, чтобы расположить человека к доверию, послушанию. На протяжении многих веков Он являл Свою милость народам, наставлял, исцелял, совершал чудеса и знамения. Наконец, Сын Божий, приняв образ раба, став Человеком, принёс Себя в Искупительную Жертву, умерев за нас на Кресте, после чего воскрес, вознесся на Небо, образовал Церковь, наделил её спасительными средствами, утвердил иерархию.
И если кто, по каким-то личным соображениям, не желая довериться Господу, остаётся неверующим или маловером, то виновником такого состояния является не Господь, но сам человек.
Поскольку верующим, в строгом осмыслении, именуется тот человек, кто не только признал и доверился Богу, но и ревностно исполняет обязанности христианина (в том числе каждодневные), постольку тот, кто этого не делает, тоже может быть назван маловером.
Достаточно часто причиной подобного отношения к религиозному долгу служит леность, суетливость, несобранность, безответственность. Ясно, что и при таком положении вещей виновником маловерия является не Бог, призывающий к трезвению и духовной борьбе, но сам христианин.
Евангелие от Иоанна, Глава 20, стихи 19-31.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Протоиерей Павел Великанов:
Евангельский рассказ об уверении Фомы — очень умилительный и трогательный. Действительно, апостолы с трудом воспринимали весть о Воскресении Христовым. Это не было для них какой-то желанной и понятной новостью. Мы видим их сопротивление Женам-Мироносицам, мы видим их недоумение когда они сами встречают воскресшего Христа Спасителя. Но апостол Фома здесь оказывается в каком-то совершенно исключительном положении.
Он не просто отказывается верить словам апостолов, он буквально требует живого свидетельства. Он говорит: пока я не потрогаю собственными руками Христа, пока я не получу убеждение моими телесными чувствами, что это именно тот самый Христос, тот самый Иисус, который был распят на кресте, у которого должны остаться язвы от гвоздей, от копья — я не поверю.
Святые отцы, как ни парадоксально, хвалят такое неверие Фомы, называя его блаженным. Как же понять причины этой похвалы?
Дело в том, что неверие Фомы — это неверие не отрицающее, а неверие утверждающее. Утверждающее в том смысле, что если действительно предмет веры оказывается истинным, то из этого идут очень серьезные последствия для всей жизни. И в ответ на это блаженное неверие Господь приходит к ученикам, когда апостол Фома уже вместе с ними, и дает ему возможность убедиться, потрогать свои язвы, действительно получить полное подтверждение того, что перед ним не призрак, а его любимый Учитель.
Слушая сегодняшнее Евангелие, нельзя не вдохновиться участием Господа в утверждении нашей веры. Ведь Господь не осудил апостола Фому, наоборот — Он похвалил его, добавив, что блаженны не видевшие, но веровавшие. И поэтому нам всякий раз, когда в душу входит то или иное смущение или сомнение, совершенно не нужно бояться маловерия. Мы должны понимать, что наше маловерие — это небольшой кризис, который подвигает нас к тому, чтобы получить от Господа еще одно утверждение, еще одно подтверждение правильности нашего пути. И таким образом, восходя от маловерия к большей вере, мы можем некогда вместе с апостолом Фомой воскликнуть в радости: «Господь мой и Бог мой!»