Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.
Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)
Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?
Содержание
- Придавайте новые смыслы скучным заданиям
- Стимулируйте внутреннюю мотивацию
- Меняйте роли — вместо ученика «учитель»
- Научите его самостоятельно делать уроки
- Делитесь успехами
- Работайте с материалом
- Геймификация
- Перспективное видение
- Персонализация как способ заинтересовать ребёнка учёбой
- Помощь наставника, чтобы полюбить школу
- Резюме
Придавайте новые смыслы скучным заданиям
Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».
Стимулируйте внутреннюю мотивацию
Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.
Меняйте роли — вместо ученика «учитель»
Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.
Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.
Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».
Научите его самостоятельно делать уроки
Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.
Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.
Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».
Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».
Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
Делитесь успехами
Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.
В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!
Работайте с материалом
Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.
Как только ребенок переступает порог школы, современный родитель в панике пытается сделать все, чтобы он ходил туда с удовольствием.
Какие только методы и приемы не используют родители! И шантаж, и запугивание, и вознаграждения в виде подарков, всевозможных благ и даже денег… Но дети, как правило, теряют интерес к учебе уже в начальной школе. Сталкиваясь с отчаявшимися родителями на консультациях, я часто осознаю, что они с завидным упорством делают «все наоборот», даже если читали «правильные книги по психологии». Я прекрасно понимаю, что сценарии поведения по мотивации своих чад папы и мамы черпают в своем детстве, у собственных родителей, главным девизом которых было: «Приучить!». И в этом хаосе пытаются вспомнить, что же именно их заставило учиться. Часто родители так и говорят: «Меня отец отлупил, и я начал учиться!», выбирая из всего арсенала методов, увы, самый запомнившийся, а не самый эффективный.
Сейчас важно понимать, что учеба в современной школе выглядит по-другому, чем 20 лет назад. Обучение — это, по сути, поток нужной и ненужной, полезной и бесполезной информации. В потоке такой разнообразной информации из всевозможных источников ребенку гораздо сложнее выбирать, хотя сам выбор огромен. Так как ребенок имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания, увы, он часто совершает выбор не в пользу учителя. Учитель на фоне современных технологий выглядит скучным ретроградом, и шансов быть интересным у него все меньше. Наверное, именно поэтому «крутые» столичные школы оснащены мультимедийными досками, смарт-телевизорами и компьютерами. И даже в окружении этих технологий учитель теряет конкурентоспособность. Ведь не секрет, что с ролью накопителя и транслятора информации компьютер и Интернет справляются лучше, и школе надо это принять и перестроить свои кадры на то, чтобы стать скорее путеводителем, гидом, сопровождающим ребенка в мире информации.
В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону. Иначе «перекормленный» информационным потоком ребенок всегда сыт по горло и познавать новое не хочет, точно так же, как ребенок, наевшийся конфет, не будет кушать суп. И это первая причина отсутствия мотивации к обучению. Сытого ребенка невозможно накормить даже вкусной и полезной пищей.
Следующей причиной падения интереса к школе у детей является, как ни парадоксально это прозвучит, т.н. раннее развитие, которое буквально захватывает родителей. В то время, когда ребенок должен играть, заниматься творчеством и развиваться физически, не в меру обеспокоенный будущими успехами чада родитель сажает его за парту и заставляет учиться. Мало того, что некоторые отделы мозга еще не готовы к восприятию определенной информации, не созрели моторные функции, позволяющие малышу сидеть и быть внимательным, так еще и к этому родитель добавляет оценочность, давая ребенку понять, что любить его могут и будут только за то, чего он достиг. Завышенные требования в этом возрасте парализуют волю ребенка, он начинает понимать, что любовь взрослых людей к нему не безусловна, а зависит от его успехов. Это существенно нарушает картину мира и совершенно обезоруживает родителей в поисках мотивирующих идей. Я не против раннего развития, но под ранним развитием я не подразумеваю обучение школьным предметам.
Добавлю к этому еще одну причину. Если из-за некомпетентности, бестактности, предвзятости учителя (родителя) ребенок получит негативную оценку своей деятельности, — пиши пропало: больше к этому занятию ребенок не подступится. А выглядит это в виде фраз: «Ой, что это ты тут накалякал?», «Что за дурацкую зверушку ты слепил?», «Не делай это, все равно у тебя не получится», «Лучше это сделаю я», «Вон смотри, как у Кати красиво, а у тебя как всегда…». Критика со стороны взрослых — еще одна причина падения мотивации. Обычно она сопровождается еще и желанием взрослых сделать все не ВМЕСТЕ с малышом, а ВМЕСТО малыша. Для ребенка это сигнал: ты сам не справишься, ты не способен, брось это дело! Где здесь взяться здоровой мотивации? Поэтому нужно поощрять в ребенке самостоятельность, помогать только тогда, когда он сам об этом попросит, хвалить за успехи. Хвалить тоже надо уметь правильно. Недостаточно просто сказать ребенку «молодец». Когда вы хвалите работу, малыш должен ощутить, что вы не просто смотрите на нее, но и видите то, что изображено. Важно отметить детали, которые вы разглядели, расспросить, что там нарисовано, сделано, тогда ребенку будет очевидна ваша заинтересованность, и он будет желать повторить этот приятный опыт.
Измучив свое чадо ранним развитием, родитель спешит отдать его в школу тоже пораньше, полагая, что интеллектуальный уровень — единственное, что необходимо ребенку для того, чтобы быть успешным в учении. При этом не берутся во внимание потребности ребенка, его возможности воспринимать и перерабатывать информацию, его физическое развитие, здоровье и та самая здоровая мотивация. Как правило, идя в первый класс, малыш не совсем понимает, что такое школа, и зачем она ему нужна. Чаще всего он просто хочет «угодить родителям», так как в это время они являются самыми значимыми людьми в его жизни. И если мама сказала, что школа нужна, стало быть, так оно и есть. Ребенок в это время чаще имеет внешнюю мотивацию, но это не значит, что она не может превратиться во внутреннюю при правильном подходе.
Ранний поход детей в школу дает негативные результаты практически сразу. Биологическая неготовность ребенка к школе приводит к усталости, неспособности сосредоточиться на заданиях, разочарованиям и как результат — к школьной дезадаптации. И это никак не способствует желанию учиться и получать от этого удовольствие. Поэтому главный девиз первого похода в школу: «Вовремя!».
Если малыш еще и не посещал детский сад, то у него может быть не сформировано произвольное поведение, которое дает возможность ему играть и взаимодействовать по правилам, учитывая интересы и потребности других людей, их желания и чувства. Такой школьник часто действует на свое усмотрение, не учитывая необходимость считаться с мнением окружающих. В итоге он получает реакцию на свои действия, к которой не привык, и в дальнейшем это может развиться в устойчивое нежелание ходить в школу, которая живет по недоступным и непонятным ему законам. Если родители при этом во всем обвинят школу и учителя, ребенок тут же зафиксирует, что школа для него — инородный объект, и будет враждебно относиться к ней. И учиться в таких условиях станет невозможным.
Мотивация ребенка напрямую зависит от положительного отношения к школе его родителей, их личный опыт и сценарии влияют на их фразы о школе, оценку учителя и его деятельности, способность к критике и обесцениванию школьных событий. Поэтому родителям нужно быть предельно внимательными к собственным высказываниям о школе, учителях и школьных предметах. Фамильярность и отсутствие субординации по отношению к учителю никак не способствует формированию уважительного отношения к школе. Обесценивающие фразы о школьных предметах, о том, что учение — потеря времени, не приведут к тому, что ребенок на этом фоне вдруг начнет учиться и всем сердцем полюбит школу. Огромную роль играет личность первого учителя, и если ребенок вдруг заявит, что, мол, «мама, ты неправильно говоришь, а вот учительница правильно», не следует разоблачать «эту самозванку с дипломом» — лучше порадоваться тому, что ребенок в учителе нашел авторитетного человека.
И вот ребенок вовремя и в полной готовности пришел в школу. Что же может его демотивировать?
Как правило, дети, которые не хотят учиться, живут в семьях, где отсутствуют единые правила и требования к ребенку со стороны родителей или других членов семьи, где мама и папа дают малышу противоречивые инструкции по выполнению, например, домашних заданий, соблюдению режима дня, где существенно отличаются критерии успешности и правильного поведения. Ребенок, уловив такие различия, учится манипулировать требованиями, приспосабливая родительские разногласия под свои нужды.
В таких семьях отсутствуют режим дня, четкая организация жизни и быта ребенка, контроль выполнения домашних заданий осуществляется в случайном бессистемном виде, критерии меняются в зависимости от настроения и доминирования одного из членов семьи. Поэтому важно выработать общую стратегию в воспитании и обучении малыша, а также единые критерии, которые не станут меняться в отсутствие того или иного члена семьи. Необходимо совместно (и при участии ребенка) разработать режим дня, правила выполнения разного рода заданий, распределить обязанности по контролю их выполнения. Иногда для этого приходиться исключить бабушек из процесса воспитания, если они попустительствуют ребенку и меняют требования в зависимости от своего личного отношения к внуку или из ложной жалости.
Дети, в чьих семьях частые конфликты и скандалы между родителями, также могут не слишком хотеть учиться, независимо от того, живут родители вместе или отдельно. Ребенок в такой семье тратит много энергии на переживание или улаживание конфликтов, и у него может просто не хватать сил на учебу. Абстрагироваться от такой ситуации без посторонней помощи самому ребенку сложно, и он реагирует на такой стресс снижением всех форм активности. Переживать за оценки в такой обстановке ему просто не приходит в голову. Поэтому важно понимать, что ребенок не может и не должен выполнять роль медиатора между родителями, нельзя возлагать на него ответственность за ваши отношения, спрашивать его мнение и включать в ваш диалог. Следует помнить: если в семье возникает угроза развода, то успеваемость ребенка может снизиться, и прежде чем упрекать его в этом, взрослые должны разобраться в своих отношениях.
Изменения в семье могут быть и приятными, например, рождение второго (третьего) ребенка. Но и эта ситуация может серьезно повлиять на старшего ребенка, вызывая ревностные, конкурентные чувства. Старший, желая получить привилегии младшего, может попытаться психологически регрессировать, буквально снизить свой интеллектуальный уровень, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Мне известны случаи, когда старшие дети переходили на «детский язык», начинали требовать их одевать и кормить, делать с ними уроки, хотя уже вполне справлялись самостоятельно. Особенно если родители все время говорят, что у младшего есть преимущество в любви и внимании, «потому что он маленький». Старший ребенок четко улавливает посыл: хочешь быть любимым — будь маленьким!
Еще одна любимая «фишка» родителей — это желание клонировать себя в ребенке, навязывая чаду свои представления о его будущем, часто реализуя несбывшиеся мечты и чаяния. А ведь ребенок — не ваша улучшенная копия, а отдельная личность с, возможно, совсем иными потребностями, талантами и желаниями, и ваши попытки слепить из него «свою мечту» могут окончиться если не трагически, то вполне реальными разочарованиями.
Ничто так не демотивирует человека, как исполнение чужой мечты. В ситуации поиска призвания ребенку важно предоставить свободу, позволяя ему менять свои предпочтения, искать себя в разных формах и видах деятельности, не запрещая менять свои увлечения, доверяя его выбору. Именно так проще в дальнейшем определиться с профессией, чем, окончив музыкальную школу, навеки забыть о пианино и вычеркнуть из памяти нотную грамоту.
Часто родители в последней отчаянной попытке мотивировать ребенка учиться прибегают к денежному вознаграждению. Признаюсь, все подобные случаи, которые мне знакомы из практики, закончились полным провалом. Деньги — действительно сильный и мощный мотиватор, но только тогда, когда человек умеет ими распоряжаться. К тому же критерии оплаты за оценки выглядят весьма сомнительно. В одной семье папа завел ребенку домашний «банковский счет»: клал на него деньги за высокие оценки и снимал за низкие. Через некоторое время ребенок зашел в «глубокий минус» и совершенно потерял интерес к этой «забаве», как, впрочем, и к учебе, ведь отдавать долг ему попросту было нечем. И папе мотивировать тоже уже было нечем. Выбор платить или не платить — за вами, но будет ли ваш ребенок потом делать что-то для вас бесплатно, если он учится для вас за деньги?
Надеюсь, бить ребенка за оценки вам не придет в голову…
Важно знать, что сравнивание ребенка с другими детьми, высмеивание, некорректные высказывания в его адрес и в адрес его деятельности, подавление личности, обвинения, угрозы, побои — плохие помощники в мотивации ребенка учиться.
Итак, что же мотивирует ребенка к учебе?
Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.
Адекватная учебная нагрузка и требования к ребенку.
Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.
Обучение ребенка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.
Уважение к школе, учителю, учебному процессу.
Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.
Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.
Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.
Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды, и вы будете им гордиться.
Многие родителя задумываются о том, как помочь ребёнку полюбить учиться. Ведь тогда процесс обучения значительно облегчится. Вот несколько интересных советов, как заинтересовать ребёнка учёбой.
Геймификация
Это игровые элементы в образовании, которые применяются как в младших классах, так и в преподавании подросткам. Большинство ребят любят компьютерные игры, поэтому геймификация делает учебный процесс увлекательней и помогает ребёнку полюбить школу. Ещё советский педагог Константин Ушинский на вопрос «Как полюбить учёбу?» рекомендовал использовать игровые упражнения, например, конкурсы.
Игровые элементы внедряются в обучение разными способами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята с разных уголков мира, уже сейчас за выполнение заданий дают очки опыта — XP (experience points). Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Очки опыта суммируются и позволяют переходить от уровня к уровню.
Источник: freepik.com / @rawpixel.com
Геймификация — одна из главных тенденций образования будущего и реальная возможность заинтересовать ребёнка учёбой. Дети куда охотнее садятся за учёбу, если домашка интерактивная, как в «Экстернате Фоксфорда». И, напротив, заниматься совсем не хочется, если задали скучное переписывание текста от руки, а за окном прекрасная погода.
Перспективное видение
Как полюбить учиться в школе? Понять, зачем это нужно.
Порой преподаваемые дисциплины кажутся монотонными и бесполезными, но если посмотреть на картину шире, становится ясно, что от знания химии или информатики может зависеть будущая карьера, размер заработной платы и статус в обществе. Ведь учёба в школе — это первый шаг на пути к профессии мечты.
Этот метод подойдёт подросткам и старшеклассникам, которые уже достаточно взрослые, чтобы начать задумываться о будущем. Примерять на себя различные специальности лучше с профессиональным тьютором.
Персонализация как способ заинтересовать ребёнка учёбой
Если ребёнок не понимает, как полюбить школу и учёбу, возможно, ему не подходит формат работы. Причин может быть множество, например, ученик:
- не понимает объяснения конкретных педагогов;
- стесняется задавать вопросы, чтобы не показаться глупым;
- запуган преподавателем, боится, что на него будут ругаться.
Эти проблемы решит индивидуализация учебного процесса. В массовой школе, где в классе одновременно до 30 человек, у преподавателей нет времени фокусироваться на каждом ученике в отдельности — нужно поспевать за программой, а если кто-то отстаёт, это его проблемы.
Но индивидуализация обучения — большой труд. На помощь придут онлайн-школы. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса. Дети могут заниматься по индивидуальному образовательному маршруту в комфортном темпе — это помогает им полюбить школу.
<<Форма с консультацией>>
Помощь наставника, чтобы полюбить школу
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» организовать день ребёнка помогают персональные наставники. Они:
- Помогают ученикам освоиться в личном кабинете, показывают, как пользоваться электронными учебниками и решать домашние задания.
- Следят за посещением занятий и успеваемостью. При выявлении проблем связываются с родителями.
- Формируют навыки будущего — эффективная коммуникация, проектирование, применение цифровых технологий, критическое мышление, креативность, организационная культура и другие.
- Обучают техникам конспектирования, способам запоминания.
- Каждую неделю общаются с детьми по аудио-, видеосвязи, обсуждают самоорганизацию, распределение нагрузки, тайм-менеджмент, хобби.
- Составляют индивидуальные расписания.
- Информируют об аттестациях, олимпиадах, внеурочных мероприятиях онлайн-школы.
Наставники могут помочь научить ребёнка учиться и дать советы, которые пригодятся в последующей ученической и студенческой жизни.
Резюме
Универсального ответа на вопрос, как полюбить учёбу в школе, нет. Но можно зажечь огонь в глазах детей разными способами. Например, внедрять в процесс образование игровые элементы, чтобы заинтересовать учёбой.
Другой метод, который, вероятно, более актуален для подростков, — понять, что учёба в школе напрямую связана с будущей профессией и уровнем заработной платы.
Если ребёнок не любит учиться потому, что испытывает трудности, поможет персонализация процесса. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определиться с целями обучения, наметить траекторию дальнейшего развития и полюбить школу.