Трапеза в Эммаусе. Эмаль
Продолжается празднование Воскресения Христова. И сегодня Святая Церковь радует нас рассказом о явлении Христа ученикам на пути в Эммаус.
Мы привыкли к тому, что от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна. Но вдруг, в третий день по Пасхе, в Светлый вторник, мы слышим удивительное Евангелие от Луки, 113 зачало, глава 24, стихи 12–35. Оно рассказывает нам о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе и узнавании Христа в преломлении хлеба.
В чем причина подобной резкой смены порядка чтения? Она связана с Иерусалимской традицией, с литургическим воспоминанием этого чуда на третий день Пасхи в Эммаусе. Профессор А.А. Алексеев считает, что чтение этого отрывка пришло из Иерусалимского лекционария в Константинопольский не позднее VII века. А нынешний круг чтения восходит к Константинопольской традиции. И потому это иерусалимское вкрапление подобно драгоценному камню в золотой диадеме.
Помимо исторических причин для появления этого чтения есть и духовные. Ибо это Евангелие говорит о явлении Воскресшего, о нашей слепоте и прозрении.
Вначале в нем говорится о приходе св. апостола Петра на гроб: «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Примечательно, что евангелист Лука не упоминает о приходе св. апостола Иоанна вместе со св. Петром. И это не случано: он стремился выделить обращение и уверение Первоверховного апостола. По словам святителя Григория Двоеслова, св. апостол Петр, входящий во гроб и видящий пелены, символизирует Церковь язычников, которая познала, что Посредник Бога и человеков, Человек Иисус Христос умер плотью, уверовала в Живого Бога (22 беседа на Евангелие). И действительно, пелена (или плащаница) в святоотеческой традиции — символ плоти Христовой, умершей, но и воскресшей. Не исключено, что удивление св. апостола Петра связано не только с пустым гробом и аккуратно свернутым сударем, но и наличием нерукотворенного изображения на Плащанице.
А тем временем двое учеников «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». (Лук. 24:13). Как звали этих учеников? Евангелие от Луки дает имя только одного из них — Клеопа, но устойчивое древнее церковное предание считает, что первым был сам евангелист Лука, врач и художник, один из 70 апостолов. То, что он не называет имени второго ученика — лишь веский довод в пользу того, что им был сам автор третьего Евангелия.
Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60 стадий от Иерусалима (то есть 10–12 километров, поскольку стадий включал в себя около 190 метров). Что мы знаем об Эммаусе? То, что название его восходит к древнееврейскому слову «Хаммат» или «Хамта», что означает «горячий источник». И это название, как мы увидим ниже, промыслительно. Впервые Эммаус упоминается в 3–4 главах Первой Книги Маккавеев при рассказе о войнах Иуды Маккавея против эллинов. Некогда он был значительным и величественным городом, но был разрушен римлянами во время восстания 3–4 года до Рождества Христова и стал простым селением.
Почему же ученики шли в Эммаус? Он находился на дороге в Иоппию, морскую гавань. Оттуда в свое время пророк Иона пытался бежать в Фарсис, в Испанию. Не исключено, что Лука и Клеопа в горести и страхе решили вообще покинуть Палестину. Исполнялось пророчество Захарии, припомненное Христом: «Поражу пастыря, и разбегутся овцы».
И вот ученики идут и рассуждают о происшедших событиях, споря друг с другом, недоумевая и сомневаясь. Подобно тому, как корабль с пророком Ионой попал в страшную бурю, так и о корабль их мысли бьются волны сомнений, недоумений и страхов.
И вот в этот час духовной бури и смятения подходит Христос, подобно тому, как некогда Он по водам пришел к апостолам на Генисаретском озере, и однако, и в том и другом случае Он был сразу узнан своими учениками: Но очи их были удержаны, так что они не узнали Его (Лук. 24:16).
Что означает удержание очей? Разве Бог специально наводит незнание, притворяется и играет с человеком? Конечно, нет! Метафорически так отображается горесть, отчаяние и неведение учеников, которые «видя не видели», подобно Марии Магдалине, принявшей Христа за садовника. С другой стороны, если бы Господь хотел, он немедленно бы рассеял их тяжкие и мрачные чувства. Но ему неугодно было сделать это сразу. Как говорит Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки, Бог хотел,
«чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более Приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть Узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит».
Христос спрашивает апостолов: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лук. 24:17). Греческий текст звучит еще сильнее и колоритнее: «Что вы перебрасываете друг другу и стали мрачны (βάλλετε πρὸς ἀλλήλους περιπατοῦντες; καὶ ἐστάθησαν σκυθρωποί)?» Ученики «помрачают лица своя» и становятся чуждыми и веры и знания. В ответ Клеопа удивляется, что этот неведомый Путник будто бы не знает о самом главном и страшном, что произошло в Иерусалиме, во граде Закона, где у всех на виду было всенародно совершено беззаконное убийство Праведника. Однако Клеопа предпочитает возложить вину за распятие Христа на начальников Израиля, хотя сам свидетельствует о всенародности преступления: «Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Лук. 24:20). И мы видим, что вера Клеопы в это время еще не поднялась до высоты исповедания Петра: «Ты еси Христос, сын Бога Живого». Он считал Иисуса «Пророком, сильным в слове и деле пред Богом и народом» (Лук. 24:20), но не более того. Для него Христос — прежде всего пророк-правитель, подобный Моисею или же вождь, подобный Иуде Маккавею, который должен был освободить Израиль от римского господства. Их надежды носили внешний, политический характер, поэтому и столь ужасен был их крах.
Одна из самых страшных вещей на свете — «слеза несбывшихся надежд», катастрофа сокровенных упований, дальних и величественных планов, которые, казалось, были разбиты для Луки и Клеопы страшной реальностью Креста. И поэтому такая горечь, скорбь и разочарование звучит в их словах: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Не так ли и мы строим великие планы и создаем себе иллюзии, своеобразные идолы, неважно какие: общественно-политические, квазирелигиозные, культурные и т.д., которые Господь беспощадно рушит, чтобы на развалинах «великого разочарования» создать настоящую веру.
И ещё немного о «великом разочаровании». Этот термин возник в ΧΙΧ в. в связи с хилиастическими сектами, ожидавшими Второго Пришествия и распавшимися после того, как оно не свершилось. Если христианство после распятия Христа не погибло, а напротив — расцвело, значит, воистину воскрес Христос!
Господь приступает к исцелению учеников, которых не смогли исцелить от скепсиса и отчаяния ни явление Ангелов у гроба мироносицам, ни приход на гроб Петра и Иоанна. И тогда Христос обращается к ним: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Как и в Евангелии от Марка (16:14), Господь порицает жестокосердие и неверие учеников. Неверие связано не только с невероятностью событий, но и с духовным настроем человеком, нежеланием вместить радостную весть. И далее Он возвещает им благовестие страдания и славы: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26)
Удивительна связь Евангелия от Луки с Евангелием от Иоанна и богословием страдания, как восхождения к славе Божией. Неслучайно, идя на Крест, прощальную беседу в Евангелии от Иоанна Господь начинает словами: «Ныне прославился Сын человеческий и Бог прославился в нем» (Ин. 13:32).
И далее Спаситель, «начиная от Моисея, из всех пророков изъясняет им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).
Мы не знаем, какие пророчества приводил Господь. Но, судя по Новому Завету, это могло быть пророчество из Второзакония: «И сказал мне Господь: …Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:15–19). 53 глава пророка Исаии. Пророчество Захарии: «Воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10). Возможно, состав этих пророчеств был близок к проповеди Мелитона Сардийского:
61. Проповедуется же и пророческим голосом таинство Господа.
Ибо Моисей говорит к народу:
«И узрите жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем
и не поверите в жизнь вашу».
62. Давид сказал:
«Отчего взволновались язычники
и народы замыслили тщетное?
Предстали цари земли
и собрались князья воедино
на Господа и на Христа Его».
63. А Иеремия:
«Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание,
замышляли на меня сказавшие злое:
«Придите, вложим древо в хлеб его
и истребим его от земли живых,
и имя его не вспомнится”».
64. И Исаия:
«Как овца, на заколение веден Он,
и как агнец безгласный пред стрегущим его,
так не отверзает уст Своих.
Род же Его кто изъяснит?»
Христос, Лука и Клеопа приближаются к Эммаусу. Господь «показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лук. 24:28–29). Святитель Григорий Двоеслов считал, что этот поступок Господа явился призывом к гостеприимству, который поспешили исполнить ученики и чрез это они уверовали.
«Но для чего мы говорим «приглашают”, когда там написано: «они удерживали Его”? Из этого именно примера выходит заключение, что странники не только должны быть против воли заводимы в гостиницу, но и влекомы туда. Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу и Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились; потому что написано: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут” (Рим. 2:13). Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите» (22 беседа).
И вот здесь и происходит отверзение духовных очей учеников: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30–31).
Перед нами литургическое таинство. Преломление хлеба очевидно носило евхаристический характер. Но и шествие в Эммаус имело характер литургии, как она нам известна из Деяний и Первой апологии Юстина Философа, когда, по его словам, вначале читаются Писания пророков и воспоминания апостолов, затем предстоятель в проповеди увещевает подражать этим прекрасным вещам, а затем приносится чаша и хлеб, которые освящаются призыванием Слова. Точно так же и Господь вначале приводит Писание и изъясняет его, а затем как Первосвященник нашего спасения совершает Евхаристию.
И вот очи учеников отверзаются, но Христос становится невидимым для них. Однако, теперь они понимают главное: воистину воскрес Иисус! » И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? » (Лук. 24:32). Воистину Эммаус стал горячим источником, от которого загорелось сердце Апостолов.
Они в радости возвращаются в Иерусалим и там узнают от одиннадцати апостолов радостную весть: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лук. 24:34). О явлении Симону Петру говорится также в 1 послании к Коринфянам св. апостола Павла (15:3). Но для нас главное другое. Господь открывается нам в Евхаристии: пребывая Невидимым телесными очами, для достойных видим духовными. Да сподобит Господь и нас доброго достойного причащения, чтобы сердце наше всегда горело и от Его слов и от Его присутствия.
Память 30 октября / 12 ноября
Трапеза в Эммаусе. Христос, апостолы Лука и Клеопа
Святой Клеопа был одним из семидесяти учеников Спасителя. Ему и его спутнику Луке Господь явился в день Своего Воскресения по пути из Иерусалима в Еммаус. Когда они говорили меж собой о Страстях Господних, Иисус появился рядом с ними, но их глазам не было дано узнать Учителя. Будто бы не ведая, Он спросил, о каких событиях идет речь. Они рассказали о том, как первосвященники и иудейские власти предали Того, на Кого они надеялись как на Мессию, Который должен был освободить Израиль. Они также признались, что слышали рассказ жен-мироносиц о Воскресении, но не очень-то поверили этому. «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! – ответил Господь. – Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24: 25–26). И растолковал им содержащиеся в Писании пророчества о Спасении.
В тот же вечер, достигнув Еммауса, они собрались для трапезы. И как в день Тайной вечери, Господь взял хлеб, благословил и подал им. Тогда глаза их открылись, и они узнали Спасителя. Но Христос стал невидим, свидетельствуя грядущим поколениям, что Его присутствие в Евхаристии есть истинный знак Воскресения.
Тогда Лука и Клеопа поняли, почему горело их сердце, когда Он разъяснял им Писание, и тотчас отправились в Иерусалим, чтобы встретиться с другими апостолами.
Содержание
Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам в день Своего славного Воскресения!
Первыми были почтены встречей с Воскресшим Спасителем — жены мироносицы, как особо поддержавшие Его во время крестных страданий. Затем Иисус Христос явился апостолу Петру, находившемуся в крайне скорбном и томительном положении по причине недавнего отречения от Своего Божественного Учителя и нуждался в этой славной встрече, как никто другой из учеников. Затем Спаситель явился двум Своим ученикам из числа 70-ти, Луке и Клеопе. Сей же апостол Лука и дает подробное описание столь неожиданной для них, радостной и поучительной встречи.
Двое учеников Христовых, из числа 70-ти, Лука и Клеопа, пошли в селение Эммаус, находящееся в 30 километрах к западу от Иудейской столицы.
Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе!
Святитель Димитрий Ростовский
«Тем временем прошло уже полдня великого воскресения, а из последователей Христовых удостоились видеть Воскресшего, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — только жены мироносицы и апостол Петр; прочие апостолы, исключая возлюбленного ученика Господня, колебались между сомнениями и верою, не зная, как отнестись к вести о воскресении Спасителя, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — И Господь, как бы снисходя к их немощи, постепенно подготовлял душевные очи апостолов к Своему светозарному явлению. Последними вестниками воскресения для апостолов из двенадцати были два апостола из числа семидесяти: Клеопа, вероятно муж Марии, сестры Богоматери, и, как говорит древнее предание Церкви, св. евангелист Лука.
В день воскресения Христова, уже под вечер, они шли вместе в селение Еммаус, отстоявшее от Иерусалима стадий на шестьдесят. Дорогою, естественно, они разговаривали между собой о том, что более всего волновало их душу: о последних событиях жизни своего Учителя и о дивной вести сегодняшнего дня, которой их любящее Христа сердце желало бы верить, но этому препятствовало их еще нераскрытое разумение. Во время задушевного обмена мыслями, делясь общим горем и недоумением, ученики заметили, что к ним приблизился Кто-то; то был Сам Иисус, но апостолы не узнали Его, потому что «глаза их были удержаны», тем более, что Господь явился «в ином образе», т. е. не в том, в каком привыкли видеть Его ученики во время земной жизни. Учитель не желал Своим внезапным явлением резко изменить душевное настроение апостолов, представлявшее собою удобную почву для Его последующих наставлений.
— «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» спросил апостолов присоединившийся к ним Путник. Для учеников Христовых, всецело поглощенных мыслью о недавней крестной смерти Учителя, вопрос нового Собеседника был удивителен: им казалось, что раздиравшие их душу события должны были волновать всех без исключения — и что теперь ни о чем ином и речи быть не может. Поэтому, принимая Незнакомца за прозелита, ходившего на праздник Пасхи в Иерусалим и возвращавшегося домой, Клеопа с горячим полуупреком ответил на вопрос вопросом:
-«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»
-«О чем?», — снова спросил Господь, желая, чтобы ученики сами сообщили Ему причину своей печали. Апостолы были рады случаю облегчить свою скорбь и, ничего не утаивая, раскрыли свою душу: они печальны от того, что первосвященники и начальники осудили на смерть Иисуса Назарянина, не только ни в чем невинного, но, напротив пророка «сильного в деле и слове пред Богом и всем народом»; эта смерть невинного Праведника для них особенно горька, потому что с нею окончательно разбилась их надежда на открытие славного земного царства Мессии, что было общим верованием иудеев того времени:
-«Его распяли, а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».
В заключении ученики передали своему Спутнику удивительную весть, принесенную им сегодня от гроба Учителя женами:
-«Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видали».
Господь Иисус Христос неоднократно говорил ученикам о Своей смерти и воскресении, но эти слова Господа не вязались с утвердившимся и среди апостолов воззрением временем на Мессию, как славного земного царя, и это несмотря на то, что в святом писании Ветхого Завета содержались довольно ясные указания на то, как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою»: закон Моисея в образных учреждениях представляя страждущего Мессию; пророки в откровениях, — и некоторые из них с поразительною яркостью, — предуказывали на страдания и грядущее за ними прославление Христа. Поэтому апостолы не были неповинны в своих сомнениях в воскресении Учителя. С порицания этого сомнения Господь и начал Свою речь прежде чем выяснить им на основании Священного Писания всю необходимость страданий Мессии и Его воскресения:
-«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!», — воскликнул Христос.
Дальнейшие слова Господа, изъясняющие сказанное о Христе во всем Писании падали на скорбные души апостолов живительной росой: согреваемые святым огнем благодатного утешения сердца их трепетали от радостного восторга.
Незаметно путники приблизились к Еммаусу, и чудный Незнакомец «показывал вид, что хочет идти далее». Но благодарные апостолы не хотели так скоро расставаться с человеком, который, утешая, с такой одушевленной и необычайной убедительностью говорил о предмете их скорбных дум и чувств; они удерживали Его, говоря:
-«Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру».
Желая наградить учеников окончательным уверением в истине воскресения, Господь исполнил их просьбу: «Он вошел и остался с ними». Когда возлегли за трапезу, Христос Спаситель, как старший между возлежавшими, взяв хлеб, благословил, преломил и подал ученикам: что-то неизмеримо дорогое восстало пред открывшимся глазами апостолов; в радостном недоумении они пристально взглянули на Незнакомца и узнали в нем Учителя, но в тот же момент Господь стал невидим для них. Тогда апостолы стали припоминать все подробности встречи с Воскресшим, и им стало понятным то пламя восторга, которым горели сердца их во время Его речи:
-«Не горело ли в нас сердце наше, — сказали они друг другу, — когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»
Апостолы сейчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своею радостью и с другими учениками Христа. Здесь они нашли апостолов из двенадцати, кроме Фомы, всех вместе с верующими, в той самой горнице, в которой, по вознесении Господа на небо, они обычно пребывали в ожидании Утешителя. Их встретили радостною вестью, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». В свою очередь, и еммаусские путники увеличили общую радость, поведав о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба».
Первые явления Воскресшего Христа
Молитвы путешествующих и за тех кто в пути
Дорогие друзья, добрый день. Представляю вашему вниманию сборник православных молитв для тех, кто в пути, или за тех, кто в пути.
Каждый верующий человек должен начинать своё утро с молитвы к Богу, а каждое своё действие, будь то работа, дорога или что иное, должно начинаться с испрошения Его благословения.
Если вы собираетесь в путь на автомобиле, самолёте, теплоходе или просто пешком, не поленитесь и помолитесь о добром пути.
Для удачного пути в основном молятся: Господу Иисусу Христу, Богородице, Святому Николаю Мирликийскому чуотворцу, севастийским мученикам, святому великомученику Прокопию, преподобным Кириллу и Марии, читают псалом 90.
Желательно молиться на удачную дорогу не только самим путешествующим, но и родным за тех кто в пути.
И главное, благополучно вернувшись домой, будьте благодарны, хотя бы в краткой молитве: «Слава Богу за всё».
Тропарь, глас 2
Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 2
Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй.
Молитва Иисусу Христу перед дорогой (путешествии)
Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый!
И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити.
Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Обращение к Пресвятой Богородице о благословении в путь
О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь.
О благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя небесною силою, здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим!
Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи.
Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши.
Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Смоленская Одигитрия («Путеводительница»)»
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие!
Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!
Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших: моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших: моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Севастийским мученикам о защите в пути
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим, усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерней любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведного Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим Великое и Достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва святому великомученику Прокопию
О святый страстотерпче Христов Прокопие! Услыши нас грешных, предстоящих ныне пред Святою иконою твоею и умильно молящих тя: помолимся о нас (имена) к Иисусу Христу Богу нашему и Его рождшей Матери, Владычице нашей Богородице, еже отпустити нам согрешения наша, яже содеяхом.
Испроси у Господа к пользе душевней и телесней милость, мир, благословение, во еже избавитися нам всем в день судный страшный, шуия части спастися, стати же одесную со избранными Его к наследию Царствия Небеснаго, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитва преподобным Кириллу и Марии (родители преподобного Сергия Радонежского)
О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие!
Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе.
Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена).
Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Категории:С Богом
- Ключевые слова:Молитвы
Апостол от 70-ти Клео́па, брат Ио́сифа Обручника
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Клеопа
Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез пять лет по возвращении из Египта в Назарет) Mapии (Ин. 19:25). С этою Mapиею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры. Евангелист Иоанн пишет, что при Кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресв. Дева) и сестра Матери Его (Mapия Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою – Mapиею – (Мф. 1:14-20) считалась (у жителей Иepyсалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною).
Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус. В повествовании о сем событии видно, что Клеопа принимал самое живое участие во всем, что касалось Господа Иисуса Христа, на которого возложены были надежды, что он, (Ис. 10р.) как пророк, сильный в деле и слове пред Богом и людьми, избавит Израиля (Лк. 24:19), и что некоторые из наших жен (ст. 22) изумили вестью о воскресении Его из мертвых, а в числе жен приходивших на гроб Спасителя была и жена Клеопы – Мария.
О последующей жизни св. Клеопы ничего неизвестно. Церковное предание сообщает, что он был убит иудеями за веру во Христа в Еммаусе и именно в том доме, в котором он вместе с евангелистом Лукой «познал» Господа в преломлении хлеба.
О св. Клеопе существуют различный мнения; одни предполагают, что Клеопа – муж Марии (Ин. 19:25), лицо, отдельное от Клеопы – еммауского спутника (Лк. 24:11) потому, что у евангелиста Иоанна Клеопа назван Klopas (греч.), а у ев. Луки Kleopas (греч.); но это одно и то же имя, только на разных языках (первое арамейско-еврейское, а второе – греческое). Церк. историк Евсевий свидетельствует, что Клеопа был брат Иосифа (обручника Пресв. Девы) и жена его Мария Клеопова была сводная сестра Богоматери (дочь Иосифа праведного; кн. 3 XI).
Другие думают, что Клеопа и Алфей одно и то же лице и что оба имени различаются только по неодинаковому произношению еврейского имени на греческом языке (см. А. Горский, Евангел. история, 5 стр.; противное сему мнение см. у Кибальчича – св. ап. Иаков). Если Клеопа одно и то же лице с Алфеем, то он был бы отцом св. апостола Иакова из 12-ти, но это противоречит преданию православной церкви, которая считает Алфея, отца св. апостола Иакова, за отдельное лицо от Клеопы (память св. Алфея – 26 мая).
Есть мнение, что Иосиф обручник пережил своего брата Клеопу и вступил в брак с его вдовой, как бездетной, для восстановления семени брата своего и имел от нее четырех сыновей (Иакова, Иосию, Иуду и Симона) и двух дочерей; но это мнение опровержено у св. Димитрия (см. Четьи Минеи 27 апр.).
Память св. ап. Клеопы в Православной Церкви совершается 30 октября (греч.) и в Соборе 70 св. апостолов (17 января).
Архиепископ Димитрий (Самбикин)
Православный собеседник. — 1906. Т. 1, с. 75-77
В воскресенье на чтении Священного Писания прихожане вместе со священством продолжили разбирать Евангелие от Луки и дошли до очень сильного отрывка, когда Христос после Своего Воскресения явился двум апостолам и беседовал с ними:
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели» (Лк 24:21-24).
Интересно, что чуть выше этого места описывается разговор этих самых апостолов о недавно произошедших событиях — распятии Иисуса, исчезновении Его тела из гроба. Их волновало то, что случилось, они не могли об этом молчать. И именно в момент их обсуждения их посещает Христос… Людей, которые еще не поверили в Его воскресение, которые, может, были разочарованы таким исходом дел, но которые в любом случае не оставались к этому равнодушными.
Можно поразмыслить и провести аналогию между этим евангельским эпизодом и нашей жизнью. Действительно же, Господь приходит к нам, когда мы горим, когда мы неравнодушны, когда своим желанием, своим внутренним настроем мы приглашаем Его к себе. Конечно, мы помним историю апостола Павла, который занимался преследованием первых христиан. Казалось бы, уж он-то точно Господа к себе не приглашал — напротив, апостол Павел усердно Ему сопротивлялся, боролся с Ним. Но в этом сопротивлении он был настолько искренним, настолько ревностным, что Христос пришел и в его жизнь.
Получается, что даже отрицательное отношение к Богу может перерасти в искреннюю и глубокую веру. Но для того, чтобы это случилось, наше сердце должно быть хоть как-то расположено к Господу — пускай даже так воинственно, как сердце апостола Павла. Ведь Христос не сможет по-настоящему войти в жизнь человека, которому на Него всё равно…