
Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.
Содержание
Бахрушины
Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам — так начиналась история их собственного дела.
Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович — стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).
Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.
Кстати о коллекционерах, это известная страсть к «собирательству» была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи — Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное — самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.
Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.
И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.
Цитата: «Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы — молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах — т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать». («Новое время»).
Мамонтовы
Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения — 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.
У Федора Ивановича было три сына: Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.
Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. («П. М. Третьяков». А. Боткин).
Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.
Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.
С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.
Цитата: «Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду». («Темное царство», Н. Островский).
Щукины
Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями». Сыновья — это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.
Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию — вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.
Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега — была в коллекции Щукина.
Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера — не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, — просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.
Рябушинские
Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество «прибыл» Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в «раскол». В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища — московской твердыни старообрядчества «поповщинского толка», к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.
Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь «бумажным товаром», заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве «мастера» на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.
Цитата: «Меня всегда поражала одна особенность — пожалуй, характерная черта всей семьи, — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему». («Мемуары», П. Бурышкин).
Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель… Неудивительно, что Николай Рябушинский, «беспутный Николаша» (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить «на широкую ногу» вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха «Золотое Руно», выходившего в 1906-1909 годах.
Альманаху под флагом «чистого искусства» удалось собрать лучшие силы российского «серебряного века»: А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди «искателей золотого руна» значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как «фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную».
Демидовы
Родоначальник династии купцов Демидовых — Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.
В конце XVII века Пётр I частенько бывал в Туле — ведь он собирался воевать с непобедимой Швецией, а в Туле делалось оружие. Там он сдружился с оружейником Никитой Демидычем Антуфьевым, назначил его главным по металлу и отправил на Урал, где Никита основал в 1701 году Невьянский завод. Швеция тогда производила почти половину металла в Европе — а Россия к 1720-м годам стала производить ещё больше. На Урале выросли десятки заводов, самых больших и современных в тогдашнем мире, туда пришли другие купцы и государство, а Никита получил дворянство и фамилию Демидов.
Ещё больше преуспел его сын Акинфий, и весь XVIII век Россия оставалась мировым лидером по производству железа и соответственно — обладала сильнейшей армией. На уральских заводах трудились крепостные, машины работали от водяных колёс, металл вывозился по рекам. В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.
Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.
Часть Демидовых подалась в классическую аристократию: так, Григорий Демидов развёл в Соликамске первый в России ботанический сад, а Николай Демидов стал ещё и итальянским графом Сан-Донато.
Что осталось России в наследство от династии? Горнозаводской Урал — главный промышленный район СССР и России. Рудный Алтай — главный в Российской империи поставщик серебра, «предок» угольного Кузбасса. Невьянск — «столица» Демидовской империи. В Невьянской наклонной башне впервые в мире применены арматура, громоотвод и фермовая кровля. Нижний Тагил — все триста лет своей истории он индустриальный гигант, где братья Черепановы построили первый русский паровоз. Николо-Зарецкая церковь в Туле — фамильный некрополь Демидовых. Ботанический сад в Соликамске — первый в России, создавался по консультациям Карла Линнея.
Третьяковы
Эту историю все знают из школьной программы: богатый московский купец с несчастливой семейной судьбой Павел Третьяков коллекционировал русское искусство, в те времена мало кому интересное, и коллекцию собрал такую, что построил собственную галерею. Ну а «Третьяковка» — пожалуй, самый известный теперь российский музей.
В Московской губернии XIX века сложилась особая порода богачей: все как на подбор — из старых купцов, а то и разбогатевших крестьян; половина — старообрядцы; все владели текстильными фабриками; многие — меценатствовали, и не менее известны тут Савва Мамонтов с его творческими вечерами в Абрамцево, династия Морозовых, другой коллекционер живописи (правда, не русской) Сергей Щукин и другие… Скорее всего, дело в том, что пришли они в высший свет прямиком из народа.
Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 году из Малояровславца семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.
Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.
Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.
Цитата: «С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи». («Русская старина»).
Солтаденковы
Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.
Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.
У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.
Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название «Щепкинской библиотеки», была ценнейшим пособием для студентов, но уже в начале этого столетия многие книжки стали библиографической редкостью.
Перловы
Почему по-русски говорится «чай», а по-английски — «ти»? Англичане в Китай проникли с юга, а русские — с севера, и так различалось на разных концах Поднебесной произношение одного и того же иероглифа. Помимо Великого Шёлкового пути был и Великий Чайный путь, который с XVII века пролегал через Сибирь, после пограничной Кяхты совпадая с Сибирским трактом. И не случайно Кяхту называли когда-то «городом миллионеров» — торговля чаем была очень прибыльной, и несмотря на дороговизну, чай в России полюбили ещё до Петра I.
На чаеторговле разбогатели многие купцы — как например Грибушины в Кунгуре. Но на совсем другой уровень вывели чайное дело московские купцы Перловы: основатель династии мещанин Иван Михайлович в 1797 году вступил в купеческую гильдию, его сын Алексей в 1807 году открыл первую чайную лавку, и наконец в 1860-е годы Василий Алексеевич Перлов основал Товарищество чайной торговли, разросшееся в настоящую империю.
Он имел десятки магазинов по всей стране, он построил знаменитый Чайный домик на Мясницкой, но главное — наладив импорт по морю и вовремя уцепившись за железные дороги, он сделал чай доступным для всех слоёв населения, включая крестьян.
От Перловых осталась чайная культура, ставшая неотъемлемой частью русской повседневности. Как следствие — русский самовар и русский фарфор. Чайный домик на Мясницкой — одно из красивейших зданий Москвы.
Строгановы
Северный Урал, XVI век. Аника Фёдорович Строганов разбогател на добыча и поставки соли.
…Как-то в конце XV века новгородский купец Фёдор Строганов обосновался на Вычегде близ Великого Устюга, а его сын Аника в 1515 году там завёл солеварню. Соль, а вернее рапу, в те времена качали из скважин подобно нефти, и выпаривали на огромных сковородах — работа чёрная, но необходимая.
К 1558 году Аника преуспел настолько, что Иван Грозный даровал ему огромные угодья на Каме, где тогда уже процветал первый в России индустриальный гигант Соликамск. Аника стал богаче самого царя, и когда его владения пограбили татары — решил не церемониться: вызвал с Волги самых лютых головорезов да самого лихого атамана, вооружил и отправил в Сибирь разбираться. Атамана того звали Ермак, и когда весть о его походе дошла до царя, совсем не хотевшего новой войны, остановить покорение Сибири было уже невозможно.
Строгановы же и после Аники оставались богатейшими людьми России, этакими аристократами-от-промышленности, владельцами промыслов, гостиных дворов, торговых путей…
В XVIII веке они получили дворянство. Увлечением Строгановых-баронов стал поиск талантов среди своих крепостных: одной из таких «находок» стал Андрей Воронихин, выучившийся в Петербурге и построивший там же Казанский собор. Сергей Строганов в 1825 году открыл художественную школу, куда принимали даже крестьянских детей — и кто теперь не знает «Строгановки»? В XVII веке Строгановы создали свой иконописный стиль, а в XVIII — архитектурный, в котором построено всего 6 церквей, но их не спутать ни с чем.
И даже «бефстраганофф» называется так не случайно: один из Строгановых подавал это блюдо гостям в своём одесском салоне.
Что осталось России в наследство от династии? Вся Сибирь. Архитектурные ансамбли Усолья и Ильинского (Пермский край) — «столиц» Строгановской империи. Церкви в стиле «строгановского барокко» в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевой Лавре. Иконы «строгановской школы» во многих храмах и музеях. Строгановский дворец и Казанский собор на Невском проспекте. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. Бефстроганов — одно из популярнейших блюд русской кухни.
Нобели
Людвиг Эммануилович, Роберт Эммануилович и Альфред Эммануилович Нобели — персонажи не совсем «русские»: в Петербург эта семейка приехала из Швеции. Но они изменили Россию, да и весь мир через неё: ведь главным бизнесом Нобелей стала нефть. О нефти люди знали давно, добывали в колодцах, но толком и не знали, что с этой гадостью делать и жгли её в печах, как дрова.
Маховик нефтяной эпохи начал набирать обороты в XIX веке — в Америке, в австрийской Галиции и — на российском Кавказе: так, в 1823 году в Моздоке построен первый в мире нефтеперегонный завод, а в 1847 году близ Баку пробурена первая в мире скважина. Нобели, разбогатевшие на производстве оружия и взрывчатки, пришли в Баку в 1873 году — тогда бакинские промыслы отставали от австрийских и американских из-за своей труднодоступности.
Чтобы конкурировать с американцами на равных, Нобелям пришлось максимально оптимизировать процесс, и в Баку в 1877-78 годах одно за другим стали впервые в мире появляться атрибуты современности: танкер «Зароастр» (1877), нефтепровод и нефтехранилище (1878), теплоход «Вандал» (1902). Керосина нобелевские нефтезаводы делали столько, что он стал товаром широкого потребления.
Даром небес для Нобелей стало изобретение немецкого дизеля, серийное производство которого они наладили в Петербурге. «Бранобель» («Товарищество нефтяного производства братьев Нобель») мало чем отличался от нефтяных компаний современности и привёл мир в новую — нефтяную — эпоху.
Альфреда Нобеля же замучила совесть за изобретенный в 1868 году динамит, и он завещал своё грандиозное состояние как фонд для «премии мира», что вручается в Стокгольме каждый год и поныне. Нобелевская премия — 12% своего капитала обязана «Бранобелю».
Второвы
В 1862 году в купеческий Иркутск приехал костромской мужик Второв, и почти сразу вдруг обзавёлся неплохим капиталом: одни говорят — удачно женился, другие — кого-то ограбил или обыграл в карты. На эти деньги он открыл магазин и стал поставлять в Иркутск промтовары с Нижегородской ярмарки. Ничто не предвещало того, что из этого вырастет крупнейшее состояние в царской России — около 660 миллионов долларов по нынешнему курсу к началу 1910-х годов.
Но Александр Фёдорович Второв создал такой атрибут современности, как сетевой супермаркет: под общим брендом «пассаж Второва» в десятках сибирских, а затем и не только сибирских городов появились огромные, оснащенные по последнему слову техники магазины с единым устройством, ассортиментом и ценами.
Следующий шаг — создание сети отелей «Европа», опять же сделанных под единый стандарт. Подумав ещё немного, Второв решил продвигать бизнес в глубинке — и вот уже готов проект магазина с постоялым двором для сёл. От торговли Второв перешел к промышленности, основав в Подмосковье завод с футуристическим названием «Электросталь» и скупая металлургические и химические заводы едва ли не оптом.
И его сын Николай, основавший первый в России бизнес-центр (Деловой двор) скорее всего приумножил бы капиталы отца… но случилась революция. Богатейший человек России был застрелен неизвестным в своём кабинете, а его похороны благословил лично Ленин как «последнее собрание буржуазии».
В наследство России от династии остались супермаркеты, бизнес-центры и сетевые заведения. Десятки «пассажей Второва», которые во многих городах являются самыми красивыми зданиями. Деловой двор на Китай-городе.
ДОМ ИУДЫ КОЛОШИНА
(Фото: kirov-portal.ru)
Владелец этого дома Иуда Колошин прославился благодаря истории со встречей императора Александра I. Тот в 1824 году посетил Вятку, его по русской традиции приветствовали хлебом и солью. В свою очередь купец Иуда Колошин преподнёс государю ананас. Александр I спросил: «Это своего сада?» — «Да, Ваше Величество, своего». Так обыватели узнали, что Колошин выращивает в Вятке экзотические фрукты.
(Дом Иуды Колошина в начале XX века)
Иуда был ярким представителем династии Колошиных — купцов из архиерейских крестьян. В конце XVIII века они были одной из трёх вятских династий, записавшихся в купечество I-й гильдии. Иуда Колошин торговал различными товарами (мукой, зерном, кожей и др.) через архангельский порт с Амстердамом, Барселоной, Лиссабоном и другими городами Европы. Помимо торговли, он вёл активную общественно-политическую деятельность: дважды избирался вятским городским головой. Свой дом он завещал жене и сыну, те разорились и продали его.
Адрес: Киров, ул. Московская, 32.
ДОМ ЯКОВА ПРОЗОРОВА
Это один из домов Якова Прозорова, он передал здание городу под училище. Сам Яков Прозоров был купцом 1-й гильдии, домовладельцем и даже городским головой в 1859 — 1862 годах. Свои доходы он вкладывал в недвижимость и покупал дома, пристани, складские помещения и амбары, участки земли, мельницы в Вятской и других губерниях. Сдаваемая в аренду, используемая в торговой деятельности недвижимость приносила большую прибыль.
Многие приобретения Яков Прозоров передал или оставил по завещанию вятскому Благотворительному Обществу, приютам, богадельням, учреждениям просвещения. Общая стоимость домов, пожертвованных им городу, по ценам 1884 года составляла более 500 тысяч рублей. Например, дома №31 и 33 по улице Московской Яков Прозоров вместе с большой суммой денег передал под городское четырёхклассное училище.
В конторских книгах этого купца была особая статья «счёт благотворительности», на которую с прибыли перечислялось 10% ежегодно. Благотворительность Якова Прозорова снискала ему уважение, его называли кормильцем и благодетелем бедных.
Адрес: Киров, ул. Московская, 33.
ДОМ ФИЛАТА РЯЗАНЦЕВА
В начале XIX века в этом доме, принадлежавшем купцам Рязанцевым, снимал квартиру знакомый Александра Пушкина Павел Яковлев, автор рукописного журнала «Хлыновский наблюдатель», переводчик и литератор. В Вятке он в течение двух лет проводил ревизию местной Межевой конторы, много ездил по губернии. Говорят, что жители города Кай приняли его за губернатора и «встретили массой огней». В 1827 году, закончив ревизию, Павел Яковлев уехал из Вятки.
Cам дом построили в конце XVIII века по заказу купца Филата Рязанцева.
(Вятка, улица Московская, справа — дом Рязанцевых. Фото: vyatkawalks.ru)
Рязанцевы — одна из самых известных и древних вятских купеческих фамилий. Её представители появились на Вятке после покорения её Москвой, будучи присланными сюда из других мест, вошедших в состав Московского государства. Представитель рода Путилка Рязанцев был в составе вятской делегации на Земском соборе 1613 года, где проходило избрание нового русского царя.
В Вятке Рязанцевы стали землевладельцами, домовладельцами, строителями, владельцами бумажной фабрики и стекольного завода. В их собственности были обширные земельные владения в городе на улице Московской. Именно здесь для старейшины рода Филата Рязанцева и построили по проекту губернского архитектора Филимона Рослякова каменный двухэтажный дом с мезонином и угловым деревянным флигелем. Наследникам Рязанцева он принадлежал до 1874 года.
Все последующие владельцы дома сдавали его под квартиры частным лицам и учреждениям. Например, здесь снимал квартиру вятский вице-губернатор Дмитрий Батурин. После него в доме размещались отделение коммерческого Волго-Вятского банка, живописная мастерская, общежитие гимназии, фотография В.М. Репина, Русский для внешней торговли банк. Потом дом был куплен Государственным банком, а в 1918 году муниципализирован.
Сегодня в доме находится военная прокуратура Кировского гарнизона. Само здание — памятник архитектуры конца XVIII века. Кстати, все сохранившиеся каменные дома на этом участке улицы Московской построены по «планам и фасадам» архитектора Филимона Рослякова и составляют архитектурный ансамбль регулярной вятской улицы конца XVIII века.
Адрес: Киров, ул. Московская, 28.
УСАДЬБА СТЕПАНА МАШКОВЦЕВА
(Фото: vyatkawalks.ru)
Самый известный дом купцов Машковцевых в Вятке. Представители этой купеческой династии происходили из крестьян, занимались торговлей и предпринимательством, получили потомственное дворянство. Иван Машковцев стал первым почётным гражданином Вятки.
Машковцевы начали проводить первые торговые сделки в конце XVII века. Расцвет династии пришёлся на XIX век. Закупали и реализовывали пшеницу, рожь, муку, льняное семя, топлёное говяжье сало, соль, вино и различные крупы. Важным семейным проектом являлись бумажные мануфактуры — Медянская и Никольская. Продукцию отправляли в Москву, Архангельск, Астрахань, сбывали на ярмарках. Активно действовали Машковцевы и в сфере розничной торговли: открывали фирменные лавки не только в городах, но и в крупных сёлах Вятской губернии. Кроме того, они вложили немалые деньги в винокурение, выкупив два завода— Талицкий и Никулицкий.
В Вятке у Машковцевых было много домовладений. Самое известное — на улице Спасской. Территория усадьбы была обширной. На ней размещались каменные дом с флигелями, корпусы для служб, парк, сад с беседками и оранжереями, четыре пруда (удачно использовались подземные ключи, имевшиеся на участке). Дом имел роскошный вид, на потолках были узоры, печи — в затейливых изразцах, каждая комната окрашена в особый цвет.
В 1841 году усадьба Машковцевых была выкуплена под Вятскую мужскую гимназию. та находилась здесь вплоть до октябрьской революции. В числе её руководителей — Фёдор Керенский, отец председателя Временного правительства Александра Керенского.
Адрес: Киров, ул. Спасская, 12а.
КАРДАКОВСКИЙ МАГАЗИН
Именно Иван Кардаков открыл в Вятке первый универсальный магазин. Это случилось в 1914 году — в новом здании на перекрестке Спасской и Николаевской улиц появился торговый дом «Иван Семёнович Кардаков с сыновьями». Здесь был большой ассортимент товаров (золотых украшений, церковной утвари, тканей, парфюмерии и других), в том числе довольно редкие в то время граммофоны и патефоны. Магазин не закрывался на обед, работники трудились с восьми часов утра до семи часов вечера. Во всех делах главе семейства Ивану Кардакову помогала его супруга Людмила, одно время сама стояла за прилавком.
(Фото: vyatkawalks.ru)
Купцы Кардаковы — родом из крестьян. Представители династии начали заниматься торговлей в начале XIX века — отправляли в Архангельск, Москву, Петербург и Рыбинск хлеб, соль и кожу, которую производили на своём заводе. В лучшие времена выпускали продукцию на 80 тысяч рублей в год. Немалый доход получали и на поставках кожи в армию во время Крымской войны 1853 — 1856 годов.
В начале XX века Кардаковы основали завод овсяных круп и толокна, который проработал до 1932 года. Толокно было отмечено Большими золотыми медалями на выставке в 1907 году в Брюсселе и Большой серебряной медалью от министерства финансов.
Проявляли себя Кардаковы и как меценаты. Например, в годы Первой мировой войны жертвовали крупные суммы из личных сбережений в пользу раненых и больных солдат.
После октябрьской революции у Ивана Кардакова отобрали магазин. По одной из версий, купец вступил в войска Колчака и погиб. По другой, он умер в Челябинске, куда уехал с семьёй.
В здании до сих пор размещаются торговые заведения. Сохранилось и название торгового центра – «Кардаковский».
Адрес: Киров, ул. Спасская, 19.
МАГАЗИН ПЕТРА КЛОБУКОВА
(Фото: butuzam.ru)
Это необычное здание в стиле модерн стало новинкой для Вятки начала XX века, и это был один из первых универмагов в городе. Его построил в 1909 году предприниматель Пётр Клобуков. Автором проекта стал талантливый вятский архитектор Иван Чарушин. Здание имело ультрасовременный вид и неожиданно закруглённый фасад: одной стороной оно расположено на улице Казанской, другой — на Спасской. Во время строительства в подвале дома случился пожар — загорелась бочка из-под цемента, огонь удалось потушить. Это было первый в городе магазин, разместившийся в специально построенном для него здании, — с просторными торговыми помещениями, большими прилавками и полками для товаров, электрическим освещением.
(На снимке: счёт из магазина Петра Клобукова от 31 декабря 1905 года. Фото: tornado-84.livejournal.com)
Пётр Клобуков лично приглашал купцов в свой магазин, чтобы он стал действительно универсальным. Здесь торговали часами, ювелирными украшениями, тканями, мехами, винами, чаем и сахаром, хозяйственными товарами… Можно было купить настоящую китайскую шёлковую чесучу для мужских и дамских летних костюмов и белую рогожку для офицерских и студенческих кителей. Шёлковые ткани при показе старались разматывать на несколько метров, чтобы предупредить воровство: дамы иногда выносили шёлк, спрятав кусок ткани в оборках платья.
Солидным клиентам товар для осмотра выносили на улицу, где те ожидали в конных экипажах, или же привозили изделия на дом. Купленный товар заворачивали в белую бумагу, перевязывали бечёвкой или лентой, прикрепляли деревянную ручку и вручали пакет с поклоном покупателю. Магазин работал с 9 часов утра до 19 часов вечера без перерыва на обед. Его оборот к 1914 году составлял более 400 тысяч рублей.
Род предпринимателей Клобуковых происходил от прихожанина Владимирской церкви Козмы Клобукова, жившего в Вятке в начале XVIII века. Самыми именитыми членами династии стали Павел (1-й гильдии купец, староста Троицкого кафедрального собора и благотворитель) и его сын Пётр, вместе с женой Зинаидой помогавший художественному кружку и художественно-историческому музею в Вятке. Зинаида была первым вятским скульптором, её работы хранятся в Вятском художественном музее.
После октябрьской революции Пётр Клобуков, по одной из версий, уехал из Вятки под Кисловодск, где работал счетоводом-бухгалтером. По другой, был репрессирован и умер в ссылке.
Магазин Петра Клобукова муниципализировали. Сегодня в этом здании располагается Кировский областной колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина, на первом этаже работает музей мороженого «Артико». Внешний облик дома сохранился без существенных изменений.
Адрес: Киров, ул. Спасская, 15.
ОСОБНЯК ТИХОНА БУЛЫЧЁВА
(Фото: tur-ray.ru)
Тихон Булычёв — ярчайший представитель династии купцов, которые были выходцами из крестьян. Его прадед Егор Булычёв в конце XVIII века вёл торговлю через архангельский порт, имея контакты с лондонскими торговыми фирмами.
Его правнук Тихон стал одним из самых известных людей города Вятки, почётным гражданином, миллионером, пароходовладельцем и общественным деятелем. Он сумел продлить пароходную линию за Казань до Нижнего Новгорода, доведя численность своего флота до 19 судов.
Помимо известности в качестве успешного коммерсанта, Тихон Булычёв приобрел славу выдающегося благотворителя. Он выделял большие финансовые средства на содержание детского приюта, приобретение рентгеновского аппарата для больницы, поставки продовольствия для тюрем, финансировал строительство общежития мужской гимназии и т. д.
Также Булычёв вошёл в историю как владелец необычного и роскошного особняка на улице Николаевской (ныне — Ленина). В 1915 году купец продал его за треть стоимости городу, и здесь открыли «Дом инвалидов и сирот великой войны 1914 — 1915 гг. им. Т.Ф. Булычёва». После октябрьской революции здание заняли органы ВЧК, по сей день здесь располагается управление ФСБ по Кировской области.
Узнать больше
Адрес: Киров, ул. Ленина, 96.
ДОМ КОЗЬМЫ ЛАПТЕВА
(Фото: 7kholmov.ru)
Это миллионер Козьма Лаптев познакомил Вятку с автомобилем. Он любил эпатаж, пышность, при этом отмечали его стремление помогать людям, он был активным членом вятской учёной архивной комиссии и губернского попечительного комитета детских приютов.
Козьма Лаптев был представителем купеческой династии, которую основали выходцы из крестьян, занимавшиеся изготовлением и продажей изделий из кожи. В 1891 году они образовали полное товарищество «Игнатий Лаптев с сыновьями», куда вошёл и Козьма. Вскоре он выделился из семейного дела и учредил торговый дом «Козьма Игнатьевич Лаптев с сыновьями». Накануне первой мировой войны семейные фирмы Лаптевых занимали одно из ведущих мест в своей отрасли в Вятской губернии.
Как и другие члены династии, Козьма был старообрядцем. В своём доме на Николаевской Лаптевы содержали старообрядческую молельню, жертвовали много на благоустройство старообрядческого кладбища и содержание часовни при нём.
При этом Козьма Лаптев страстно любил преферанс, вечеринки и роскошь. Именно он познакомил Вятку с говорящим фонографом и автомобилем, приобретя в 1906 году «Фиат». Правда, машина издавала сильный шум, а купец ездил на ней по городу очень вольно, пугая лошадей извозчиков. В результате он совершил несколько дорожно-транспортных происшествий, во время которых испуганные встречей с «Фиатом» лошади неслись в сторону, опрокидывая сани с людьми. Вскоре автомобиль исчез с улиц Вятки. По слухам, полиция запретила купцу кататься на машине по городу после жалоб пострадавших. По другой версии, «Фиат» сломался и в Вятке его не могли отремонтировать. Как бы то ни было, Козьма Лаптев остался в вятской истории как пионер технического прогресса.
По воспоминаниям современников, семья Лаптева жила роскошно. Его первая супруга Прасковья носила дорогие туалеты и украшения, забавлялась тем, что каталась по городу на тройке лошадей. Она умерла, будучи молодой, оставив четырёх детей. Второй женой купца стала его домработница Пелагея, она родила ещё двух. После октябрьской революции все они остались ни с чем.
Сам Козьма Лаптев, чьи капиталы были национализированы, закончил жизнь, по одной версии, московским дворником, по другой, заключённым ГУЛАГа в Архангельской области.
Адрес: Киров, ул. Ленина, 87а.
3. Лупанова Е.М. Иоганн Бакмейстер // Вопросы истории. — 2014. — № 6. — С. 18-37.
4. Миллер Герхард Фридрих. Описание городов Московской провинции // Новые ежемесячные сочинения. — 1789 (декабрь). — С. 3-34.
5. Паллас П.С. П.С. Палласа, доктора медицины, профессора натуральной истории и члена Российской императорской Академии наук и Санктпе-тербургскаго Вольнаго экономическаго общества, также Римской императорской академии изпыта-телей естества и Королевскаго Аглинскаго учена-
го собрания, Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. — СПб., 1773.
6. Чернобаев А.А. Г.Ф. Миллер — выдающийся ученый России XVIII века // Исторический архив. — 2006. — № 1. — С. 3-63.
8. Stahlin J. Geschichte des Theaters in Russland // Haigoldrs. Beylagen zum Neuveranderten Russland. -Riga; Mitau, 1769. — Bd. I.
УДК 94(47+57)19… ; 281.2
Кочергина Марина Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Брянский институт управления и бизнеса kochergina_mv@mail.ru
Дзюбан Валерий Валерьевич
доктор исторических наук, профессор Брянский институт управления и бизнеса bryanskstudzuban@mail.ru
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО В СРЕДЕ РУССКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Статья посвящена благотворительности и меценатству в русской провинции. Авторы приводят факты, касающиеся вклада старообрядцев и единоверцев в строительство новых школ, храмов, богаделен. Если благотворительная и меценатская деятельность этих представителей русского делового мира Москвы и Санкт-Петербурга является достаточно изученной, то деятельность их сторонников по вере в русской провинции является малоизученным и слабоосвещенным вопросом в современных отечественных исследованиях. Предметом более пристального рассмотрения авторов является благотворительность и меценатство старообрядцев и единоверцев в русской провинции — на территории такого духовного центра, как Стародубье, куда в начале XX в. входили северные уезды Черниговской губернии. Доходы от производства промышленники и предприниматели из этой среды использовали, в частности, на благотворительные цели и меценатскую деятельность. Эти традиции были продолжены их потомками, единоверцами, сохраняющими приверженность идее передачи накопленных богатств общине.
Ключевые слова: старообрядцы, единоверцы, благотворительность, меценатство, русская провинция, культурные ценности.
Вклад старообрядцев-предпринимателей в экономику России начала XX вв. является очень значительным и заслуживает особого внимания. Этот период называют золотым веком русского старообрядчества. Из среды старообрядцев-предпринимателей вышли выдающиеся общественные деятели, просветители, труды которых были направлены на благо России — Д.В. Си-роткин, К.Т. Солдатенков, братья Степан, Павел, Николай, Владимир, Дмитрий Рябушинские, А.И. Гучков. Эти представители русского делового мира Москвы и Санкт-Петербурга были тесно связаны с научной и творческой интеллигенцией России. Но если их благотворительная и меценатская деятельность является достаточно изученной, то деятельность их сторонников по вере в русской провинции является малоизученным и слабоосве-щенным вопросом в современных отечественных исследованиях. Предметом более пристального рассмотрения авторов статьи является благотворительная и меценатская деятельность старообрядцев и единоверцев на территории такого духовного
центра, как Стародубье, куда в начале XX в. входили северные уезды Черниговской губернии. На основании изучения документов, ранее не введенных или недостаточно освещенных в исследованиях по данному вопросу, представляется возможным раскрыть традиции благотворительности и меценатства среди старообрядцев и единоверцев духовного центра Стародубья. Это документы Государственного архива Брянского области, статистические отчеты, коллекций региональных краеведческих музеев г. Клинцы, Новозыбкова Брянской области и частных собраний, публикации периодической печати дореволюционного периода.
Как свидетельствуют дореволюционные статистические данные, в начале XX в. в Черниговской губернии насчитывалось 62 385 старообрядцев. Наиболее значительная их часть сосредотачивалась в Новозыбковском, Суражском, Городнянском уездах Черниговской губернии. При этом старообрядчество было неоднородным: окружники составляли 23 176 чел., противоокружники — 6 417 чел., бегло-поповцы — 21 150 чел., беспоповцы — 10 942 чел.
© Кочергина М.В., Дзюбан В.В., 2016
Вестник КГУ _J № 6. 2016
Лидирующее положение занимали старообрядцы-окружники. Среди них были крупные фабриканты (посад Клинцы), купцы-милллионеры (посад Елионка), мещане . По нашему мнению, нарождающаяся в русской провинции экономически сильная старообрядческая буржуазия становилась приверженицей Белокриницкой иерархии. Для утверждения своего положения в обществе старо-дубские предприниматели усиливали влияние на стронников по вере и настаивали на объединении окружников и противоокружников. Значительное преимущество в численном составе и более выгодное социальное положение окружников впоследствии и предопределило это объединение. Старо-дубские посады были центрами полемики, здесь проживали начетчики-миряне и писатели — апологеты старообрядчества, известные в России. После 1905 г. на территории Стародубья происходила активизация духовной жизни старообрядцев, созывались съезды Новозыбковской епархии, в которых принимали участие как местные, так и гомельские общины и их представители (К.Т. Грошиков). Старообрядцы Стародубья являлись делегатами общероссийских съездов старообрядцев (епископ Иннокентий (Иван Григорьевич Усов, 21-23 августа 1916 г.), братья Мельниковы). Епископ Новозыб-ковский Флавиан принимал участие в Освященном соборе старообрядческих епископов.
Высокие моральные устои всегда были характерны для старообрядцев. Они поддерживали меры правительства против пьянства и алкоголизма, настаивали на необходимости искоренения этого социального зла. В золотой век русского старообрядчества старообрядцы Стародубья открыто совершали богослужения в собственных храмах, здесь же совершались рукоположения епископов. В сан епископа возводились выдающиеся личности, тесно связанные с местными общинами, меценаты и благотворители. Стародубские посады посещало высшее духовенство сторонников Бело-криницкой иерархии.
Духовным центром старообрядцев-окружников был г. Новозыбков, а наиболее зажиточная часть старообрядцев-окружников проживала в посаде Клинцы. Именно этим старообрядцам принадлежала руководящая роль в стародубские расколе. Однако в старообрядческой церкви священноначалие всегда было выборным. Здесь не было подразделений на купцов, мещан. «Здесь равно объединены одним священным званием: христиане. Никаким каноническим преимуществом торгово-про-мышленники не пользуются в старообрядчестве. Им здесь отводится такое же место, как и остальным членам церкви. Своим усердием, ревностию, пожертвованиями они имеют возможность больше других поддержать какое-либо начинание в Церкви в виде постройки храмов, колоколен, школ, богоде-лен… И за это они не награждаются какими-либо привилегиями. Они только доброхотные датели. За них молятся. И только одни молитвы они получа-
ют за свои жертвы и приношения» . Но по своей социальной принадлежности это были владельцы крупных промышленных предприятий в посаде Клинцы: Степунины, Машковские, Гусевы. Они считались столпами местного раскола. Среди представителей старообрядцев-окружников были также мещане, работающие на клинцовских предприятиях, занимающиеся кустарными промыслами, торгующие и нанимающиеся на работу в качестве батраков. Всего в посаде Клинцы насчитывалось 5 647 старообрядцев . Ново-зыбков также сохранял роль духовного центра старообрядцев-окружников. В нем насчитывалось 5 273 человека окружников . Однако здесь было большее количество беглопоповцев. По своему социальному положению это были мещане. Лишь немногочисленная их часть была представлена купцами. Однако это не умоляло духовно-религиозной значимости Новозыбкова как центра старообрядцев-окружников. К этому толку принадлежала самая богатая и многочисленная по числу прихожан моленная — Шведовская. Попечителями этой моленной были новозыбковские купцы — миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов. Священником в этой моленной был Ефим Павлович Мельников, отец известных в России начетчиков Василия, Федора и Ивана Мельниковых. Вместе с епископом Арсением (Швецовым) они упорно отстаивали окружничество и придавали ему особую значимость . По мнению миссионеров официальной православной церкви, старообряд-цы-окружники в посаде Елионка проживали в благоприятных условиях, покровительствуемые богатыми купцами-миллионерами Гусевыми и духовно защищенные старообрядческими начетчиками . Именно Гусевы финансировали поездку на Восток в 1875 и 1893 гг. старообрядческих начетчиков в поисках «истинного священства». Под руководством купца Гусева проходил знаменитый собор в посаде Лужки 30 июля 1892 г. . Он отражал духовные искания старообрядческого населения, был свидетельством напряженных поисков старообрядцами «истинно православного священства», сохранившего незыблемыми традиции православия. В старообрядческих поселениях Стародубья проживало большое количество старо-обрядцев-беглопоповцев и беспоповцев, объединения с которыми достичь не удалось.
В исследуемый период большую роль в развитии промышленности играли предприниматели-единоверцы, потомки старообрядцев-первопоселенцев, вынужденные под давлением правительственной политики принять единоверие. Они были выходцами из старообрядческой среды и не порывали с ней связей. На их предприятиях работало значительное количество старообрядцев. Среди них были Исаев, Барышниковы — основатели самого крупного суконного производства в посаде Клинцы, Осипо-вы — основатели спичечного производства в посаде Злынка, а также в других населенных пунктах Но-
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
возыбковского уезда Черниговской губернии: слободе Деменке, хуторе Софиевка. Переход в единоверие для них являлся вынужденной мерой и был вызван необходимостью сохранить свои капиталы и уберечь сыновей от рекрутской повинности. В целом они придерживались тех же принципов трудовой этики, что и старообрядцы, поддерживали тесную связь со своими единомышленниками по вере, были меценатами и благотворителями в своих общинах. Глава акционерного общества «Товарищество Стодольской суконной фабрики Василия Барышникова сыновей» единоверец Дмитрий Васильевич Барышников был старостой общины храма Вознесения в Клинцах. Принципы трудовой этики, заложенные в старообрядчестве, сохранялись в среде предпринимателей-единоверцев. Прибыль, получаемая ими в процессе производства, шла также на «социальное призрение».
В дореволюционный период промышленный потенциал посада Клинцы, входившего в состав Су-ражского уезда, составлял % промышленного потенциала Черниговской губернии. В 1830-1917 гг. это был центр производства сукна. По мнению дореволюционных исследователей, в рассматриваемый период Клинцы превратились в «старообрядческий Манчестер», вырабатывавший лучшие сорта разных сукон. Высокий уровень суконного производства в Клинцах был достигнут благодаря «цементу, сплачивающему старообрядчество — церковному приходу. Силы, укрепляющие этот цемент, — вера в традицию, освященную былыми испытаниями и радостями верующих, а также добрые семейные традиции, добрый русский уклад» .
Первые суконные предприятия в посаде Клин-цы возникли в первой половине XIX в. За период с 1860 по 1868 г. произошло значительное увеличение производства, а вместе с ним и рост капитала. В 1868 г. уже работало 14 клинцовских фабрик и фабрика П.С. Исаева в Новых Мизиричах рядом с Клинцами. Они вырабатывали изделий на сумму в 2 295 тыс. руб. Высокий уровень концентрации рабочей силы был на предприятиях, принадлежавших Т.И. Сапожковой, Н.А. Степунину, Д.А. Черкаскову, П.С. Исаеву, М.Б. Кубареву, Барышниковым. В 1861 г. сукна фабрик Степунина, Исаева и Миклашевского экспонировались на выставке русских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге. Это свидетельствовало о высоком уровне качества выпускаемой продукции. В 1872 г. фабриканты Барышниковы построили по немецкому типовому проекту новую фабрику в деревне Стодолы. Это была самая крупная из клинцовских фабрик. После смерти отца в 1882 г. его дети Дмитрий и Василий открыли «Торговый дом «Василия Барышникова сыновья»». Совместное управление фабричным производством и торговыми операциями позволили сохранить промышленный капитал, обновить производственные мощности, поднять производство сукна и довести стоимости основного и оборотного капиталов до 925 тыс. рублей.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
С 1894 г. «Торговый дом «Василия Барышникова сыновья»» имел право на казенные подряды. На предприятии работало много иностранных мастеров. Наем иностранцев давал возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. Барышниковы содержали 4 склада: в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону. Их представительства находились в разных городах России, крупных промышленных и торговых центрах . В 1910 г. производительность клинцовских фабрик составляла 100 тыс. пудов товара на 6 млн рублей. В 1912 г. на четырех фабриках было сосредоточено 90 % всего промышленного производства. Рабочих в посаде в это время насчитывалось около 4 тыс. человек, они вырабатывали 4 млн аршин сукна на 9 млн рублей. Главное интендантское управление русской армии заключало контракты с клинцовскими суконными предприятиями на поставку армейского сукна. Среди поставщиков сукна в русскую армию в период Первой мировой войны клинцовские предприятия являлись самыми значительными. Во все воинские части и интендантские службы поставка сукна Барышниковыми осуществлялась свободно, без доплат. На благотворительные цели, связанные с Первой мировой войной, ими было потрачено 20 000 рублей, остаток прибыли на предприятии шел на благотворительность. Он составлял 352 руб. 62 коп. .
Процесс развития спичечного производства в Новозыбковском уезде Черниговской губернии приходится на 1870-1900 гг. Владельцами спичечных фабрик являлись как русские старообрядцы, единоверцы, так и евреи-предприниматели. В 1873-1880 гг. открылось 7 спичечных фабрик в Новозыбкове и Злынке. Среди владельцев были старообрядцы Волков, Санников, Воронин, единоверцы — Осипов и Шведов. Позже предприятие Шведова будет продано товариществу «Певзнера, Геллера и К°». Изначально новозыбковские спичечные фабрики изготавливали самый низкий сорт спичек — серные, которые были предназначены для людей с небольшим доходом. Но на спичечной фабрике М. Волкова в слободе Деменке для производства спичек применяли паровые машины. Эта фабрика выпускала более высокий сорт спичек — «шведские». Производство спичек было сезонным, на предприятиях работали крестьяне-отходники. Широко была распространена надомная работа. Годовое производство спичек на 11 фабриках в 80-е гг. XIX в. достигало 290 000 ящиков на сумму 638 000 руб. . В начале XX в. Новозыбковский уезд Черниговской губернии стал крупнейшим в России производителем спичек. В 1906 г. предприятия Новозыбковского уезда поставляли свою продукцию в различные губернии России. Сбыт спичек в России происходил в тех губерниях, с которыми традиционно поддерживались не только торговые, но и духовные контакты, — Область Войска Донского, Херсонская, Ека-теринославская, Харьковская, Курская, Орловская
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
губернии. В 1910 г. продукция спичечных фабрик этого уезда поставлялась за границу — в Персию и Китай. В 1909 г. производство спичек увеличилось до 45,6 млрд штук. Это было связано с открытием новой спичечной фабрики, которая по уровню своего технического оснащения была значительно выше действующих. Ее владельцем был А.Ф. Родионов, выходец из старообрядцев. Вместе со своими сыновьями А.Ф. Родионов основал «Акционерное общество А.Ф. Родионов с сыновьями». Сбыт спичек этого предприятия производился через торговый дом этих же владельцев. Производство спичек «Акционерного общества А.Ф. Родионов с сыновьями» было отмечено в 1898 г. золотой медалью «Благородного Императорского Московского общества сельского хозяйства». До появления фабрики Родионова самой крупной из спичечных фабрик оставалась старейшая фабрика Осипова и его наследников — единоверцев Григория Федоровича и Ефима Федоровича Осиповых. Создание «Акционерного общества А.Ф. Родионов с сыновьями» свидетельствовало о концентрации производства спичек в Новозыбковском уезде в начале XX в. Злынковская и Софиевская фабрики Ф.И. Осипова и его наследников были награждены бронзовыми, серебряными, золотыми медалями 1896-1913 гг. Производство спичек на этих предприятиях получило международное признание на Парижской выставке 1900 г. За свой вклад в развитие спичечного производства Ф.И. Осипов был удостоен почетного потомственного гражданства. Один из его сыновей, Г.Ф. Осипов, проявил себя на почве благотворительности и просвещения. Интересным представляется послужной список этого спичечного фабриканта. В 1912 г. в возрасте 38 лет он являлся земским начальником 5-го участка Новозыбковского уезда Черниговской губернии, имел ордена Святой Анны и Святого Станислава III степени, окончил полный курс Новозыбков-ского реального училища, состоял студентом коммерческого отделения Рижского коммерческого института, но полный курс которого не окончил по личному желанию. На свои средства на хуторе Софиевка, где находилась одна из фабрик Осипо-вых, открыл школу, библиотеку и избу-читальню. Изначально школа являлась школой грамоты, впоследствии была преобразована в церковно-приход-скую. В обращении к Новозыбковскому отделению училищного совета от 20 декабря 1899 г. он писал: «Открытую мною в хуторе Софиевка школу грамоты я ходатайствую переименовать в церков-но-приходскую и обязываюсь предоставлять школе отопление, освещение, прислугу и жалованье учительнице по 120 рублей в год в дополнение к суммам отведенным. В случае, если не окажется препятствий, то прошу определить учительницей окончившую 8 классов Новозыбковской женской гимназии Циркунову» .
Старообрядцы и единоверцы-предприниматели были уважаемыми людьми в своем посаде, городе.
Они возводили храмы, промышленные и гражданские сооружения. На рубеже XIX-ХХ вв. старообрядческие поселения в Стародубье были крупными торгово-ремесленными поселениями, даже городами. Дореволюционные исследователи относили их к поселениям городского типа. Например, посад Клинцы представлял собой компактное образование, к которому примыкал ряд селений, впоследствии вошедших в городскую черту (Стодолы, Дурни). Окружавшие посад сосновые леса вклинивались в застройку, сливаясь с садами, в зелени которых утопали Клинцы. Застройка была в основном одно- и двухэтажная, деревянная, усадебного типа. В начале XX в. центральные улицы были застроены каменными жилыми домами и общественными зданиями. В посаде развивались как промышленная архитектура, так и строительство каменных гражданских сооружений. В 90-е гг. XIX в. здесь возводится целый ряд жилых купеческих зданий с торговыми лавками на первом этаже. В 1894 г. для «Товарищества Стодольской мануфактуры Василия Барышникова с сыновьями» были построены промышленные корпуса, жилье для рабочих, дома владельца фабрики и управляющего. Общее число домов к этому времени достигло 2 тыс., население составляло около 12,5 тыс. человек. Мастеровых, ремесленников и рабочих в посаде насчитывалось 5 тыс. человек. В начале XX в. в посаде Клинцы возводится ряд общественных зданий в стиле модерн: здания женской гимназии, купеческого собрания. Украшением посада Клин-цы были и его старообрядческие и единоверческие храмы: Спасо-Преображения (1823 г.), Петра и Павла (вторая четверть XIX в.) (единоверческая), часовня церкви Вознесения (церковь Николая Чудотворца) начала XX в. О высокой культуре быта свидетельствовало то, что освещение посада было преимущественно газовое: 28 посадских фонарей из 50 были газовыми. Посад имел систему канализации. При фабрике Барышниковых также была создана пожарная команда.
Уездный город Новозыбков с 1826 г. имел генеральный план застройки. Новозыбков был крупным торговым центром. Развитие спичечного производства, а также других предприятий города способствовало росту городского населения. В 1897 г. в Новозыбкове насчитывалось 1 597 дворов, домов в городе было 1 811, из них 119 — каменные. В городе было 8 церквей, из которых две были каменные. На рубеже XIX-XX вв. в городе появляются новые каменные здания: отделение Орловского банка — как образец уездного общественного здания рубежа XIX-XX вв., здание женской гимназии . Однако большая часть домов была построена старообрядцами из дерева. Купцы Абросимовы, владельцы спичечной фабрики Волковы украшали их в русском стиле, с резным декором фасадов. В 1867-1898 гг. шло строительство в русско-византийском стиле каменного собора Чуда Архангела Михаила. Этот храм возводился как собор офици-
Вестник КГУ Ji № 6. 2016
альной церкви, в противовес старообрядческим храмам — Никольско-Рождественской церкви. В 1911 г. на средства старообрядца Кублицкого был сооружен деревянный старообрядческий храм Спасо-Преоб-ражения. 21 октября 1912 г. был торжественно освящен старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по инициативе председателя новозыбковской старообрядческой общины В.Е. Петухова и прихожан .
В конце XIX — начале ХХ в. в застройке Злын-ки появляются кирпичные одно- и двухэтажные дома, в убранстве которых прослеживается влияние деревянного зодчества. Во второй половине XIX — начале ХХ в. развивающееся спичечное производство способствовало росту посадского населения. В 1897 г. в Злынке насчитывалось 1 053 двора и 4 209 жителей. В XIX — начале ХХ в. она входила в Людковскую волость Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Украшением посада являлись каменная церковь Вознесения Господня, созданная во второй половине XIX в., каменная церковь Святого Николая Чудотворца, построенная на средства фабриканта Ф. Осипова в конце XIX в., деревянная единоверческая церковь во имя Святого Великомученика Никиты, деревянный моленный дом старообрядцев-федосеевцев (Покровская беспоповская моленная). Церковь Святого Великомученика Никиты была построена «тщанием и усердием злын-ковского общества», освящена в 1844 г. В храме имелись два клироса резной позолоченной работы. Четырехъярусный иконостас «столярной работы» был позолочен в 1890 г. Большой колокол весил 101 пуд и 10 фунтов. Он был пожертвован единоверцем мещанином Афанасием Ивановичем Шведовым и его женой Анастасией Павловной. Памятниками архитектуры деревянного и каменного зодчества начала XX в. являлись особняки Осиповых. Рядом с этими домами и были построены на средства Оси-повых два храма — Вознесения (летний) и Николая Чудотворца (зимний). Служащие фабрики Барышниковых в Клинцах были заняты в благотворительных спектаклях, средства от которых передавались ученикам из бедных семей .
Итак, на рубеже XIX-XX вв. старообрядческие поселения Стародубья имели высокий уровень развития, здесь существовали генеральные планы застройки, поселения старообрядцев отличала высокая морально-бытовая культура. Улицы, на которых проживали старообрядцы, отличались большей благоустроенностью. Старообрядцы отличались более высоким уровнем материально-бытовой культуры, чем окружающее население. Воздействие старообрядчества на общественный, семейный быт и культуру было значительно. Лучшие черты культурно-бытового уклада старообрядцев -хозяйственность, чистота, трезвость, грамотность женщин и детей. Активизация промышленного развития, рост числа фабрик отразился на росте
населения посадов Стародубья и их внешнем облике. Храмы являлись не только центрами духовной жизни старообрядцев, но и украшением уездного города Новозыбкова и старообрядческих посадов Стародубья. Одним из наиболее красивых посадов Стародубья была Злынка. В ней сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой. Нарождающаяся в русской провинции (Стародубье) экономически сильная старообрядческая буржуазия становилась приверженицей Белокриницкой иерархии. Так же как и столичные старообрядцы-капиталисты, для утверждения своего положения в обществе стародубские предприниматели усиливали влияние на стронников по вере и настаивали на объединении окружников и противоокруж-ников. Значительное преимущество в численном составе и более выгодное социальное положение окружников впоследствии и предопределило приоритет этого объединения. Стародубские посады были центрами полемики, здесь проживали начетчики-миряне и писатели — апологеты старообрядчества, известные в России. После 1905 г. на территории Стародубья происходила активизация духовной жизни старообрядцев, созывались съезды Новозыбковской епархии. Промышленники и предприниматели из этой среды занимались благотворительностью и меценатством. Доходы от промышленного производства шли на благотворительные цели и меценатскую деятельность. Традиции благотворительности, характерные для старообрядцев, были продолжены их потомками, единоверцами по своему вероисповеданию, сохраняющими приверженность идее передачи накопленных богатств общине, миру.
Библиографический список
1. Брянцев М.В. Религиозно-этические основы предпринимательства в России (XIX в.). — М.: Компания Спутник +, 2000. — С. 82.
3. Купцы и представители ремесленных цехов в роли избирателей патриарха // Церковь. — 1911. -№ 34. — 908 с.
4. Летопись происходящих в расколе событий. Письмо из Стародубья: «Собор в Лужках» // Братское слово. — 1892. — № 12. — С. 153-168.
5. Скворцов Д.И. Историко-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии. — Чернигов: Типография губернского правления, 1901. — 47 с.
6. Старообрядческий Манчестер // Церковь, 1912. — № 32. — С. 772-774.
Вестник КГУ _J № 6. 2016