Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».
«Помочь ближнему» — одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),
Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).
На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org
Политологи холдинга «Минченко Консалтинг» составили новый отчет о расстановке сил в окружении российского президента. «Политбюро 2.0» сильно изменилось: в «ближний круг» Владимира Путина вошли Геннадий Тимченко, Сергей Чемезов и Николай Патрушев, а вот спикер Госдумы Вячеслав Володин из списка выбыл. Кто усилил свои позиции, а кто, наоборот, потерял очки, согласно исследованию экспертов?
В этом году в «Политбюро 2.0» вошли силовики и бизнесмены: глава Совета безопасности Николай Патрушев и владелец инвестиционной группы Volga Group Геннадий Тимченко, владелец компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг и глава «Роснефти» Игорь Сечин. При этом позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина ослабели: в 2017 году он считался кандидатом в «Политбюро», но выше в итоге не продвинулся, в отличие от соседей по списку. Теперь он занял место в «Идеологическом блоке».
А с 2017 года свои позиции в «Политбюро» сохранил министр обороны Сергей Шойгу, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, премьер-министр Дмитрий Медведев, крупнейший акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук и мэр Москвы Сергей Собянин.
Список кандидатом поделен на четыре блока. Кроме «Идеологического», есть еще «Технический», в который входят, например, руководитель администрации президента Антон Вайно и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. В «Юридически-силовом блоке» оказались генпрокурор Юрий Чайка и директор Росгвардии Виктор Золотов. И в последнем блоке — «Госкапитализма» — среди прочих, фигурируют глава ВТБ Андрей Костин и председатель Сбербанка Герман Греф.
За два года влияние потеряли в основном крупные бизнесмены, им на смену пришли силовики. Произошло это из-за антизападных настроений и санкций, пояснил автор доклада — президент холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: «Целый ряд крупных бизнесменов, которые сколотили свои состояния еще в ельцинские времена, ранее у нас входили в число так называемых кандидатов в члены «Политбюро 2». Но сейчас они переместились в блок «ЦК». Собственно, для этого есть объективные основания. Первое — это санкционные ограничения и высокая уязвимость крупного частного бизнеса для давления извне. Второе — параллельно происходящие процессы, в частности, стремительная экспансия крупного государственного бизнеса в различные отрасли, где ранее он не присутствовал. В каких-то сферах рынок фактически создается нуля, как, например, это происходит в обновляемой сфере переработки мусора.
Понятно, что в этих условиях крупный частный бизнес, не имеющий статуса, скажем, спецпорученцев президента, резко снижает свое политическое влияние. Вместе с тем, вверх идут представители силовых структур».
Из доклада также следует, что в обществе созрел запрос на политиков нового типа, а нынешний истеблишмент воспринимается резко негативно. Политическая система загнала себя в тупик из-за выдвижения силовиков и отсутствия видимых успехов у нового поколения губернаторов, считает политолог Владимир Слатинов: «Политика гигантской концентрации ресурсов в руках государства связана не только, безусловно, с внешним фактором, но и с попыткой собрать инструменты для того, чтобы оперативно отвечать на проблемы и вызовы, которые будут формироваться внутри системы или страны. То есть для того, чтобы тушить отдельные социальные или экономические пожары у власти достаточно ресурсов. Плюс, ко всему налицо резкое укрепление силовиков и, будем говорить откровенно, усиление репрессивности государственной машины, должной сдерживать тот рост критических настроений и готовности даже к политическому действию, которое сейчас фиксируют социологи. Высшая элита все-таки до сих пор слишком сильно верит в национальные проекты и в то, что если завтра доверенные лица, контролирующие крупные экономические активы, начнут осваивать соответствующие средства, а население увидит реальные результаты в деле улучшения инфраструктуры, социалки, то общественные настроения изменятся. Но дело в том, что, очевидно, подобная модель не предполагает интенсивного экономического роста. Это значит, что население, истосковавшееся по росту доходов и потребительских возможностей, будет только увеличивать свое критическое настроение к власти».
Авторы доклада отмечают новый тренд — члены «Политбюро 2.0» будут уделять гораздо больше внимания своей репутации и продвижению собственных проектов. Это связано с тем, что имидж стал гораздо важнее, чем материальные ресурсы.
Глеб Силко
Все новости и мнения слушайте в прямом эфире «Ъ FM»
- Shares
Бог в Библии множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям: братьям, сестрам и ближним. «Помочь ближнему» – одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось, кто такой этот ближний и где мы встречаем это слово в Библии?
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).
Содержание
Василий Юнак, «Твоя Библия. Вопросы и ответы»
Исходя из притчи о добром самарянине, мы можем смело заявить, что ближний — это всякий встречающийся мне на пути. Ближний — это тот, кто нуждается в моем внимании и в моей помощи. Ближний — это тот, кто в данный момент находится рядом со мной. Но здесь стоит сделать некоторую поправку в связи с развивающимся миром: если ближний — это тот, кто встретился мне на пути, кто находится рядом со мной, с кем я могу общаться, кто нуждается в моем внимании и моей помощи, то используя интернет, телефон и другие современные средства, которые делают расстояния бессмысленными, я признаю, что моим ближним является даже и человек, находящийся на противоположной стороне земного шара, но с которым я сейчас на связи. Например, в данный момент моим ближним являетесь Вы, потому что я сейчас общаюсь с Вами. И в данный момент Вы, в каком-то смысле, даже более ближний мне, чем члены моей семьи, которые в данный момент находятся в другой комнате и не нуждаются в сиюминутном моем участии и внимании.
Игорь Прокопов, церковь «Благовестие» евангельских христиан-баптистов. г. Минск
На основании притчи нельзя строить доктрины, но нужно помнить, что служители храма шли той же дорогой, что и многие – из Иерусалима в Иерихон. Можно сказать, что религиозная жизнь левита и фарисея – та же дорога в Иерихон, дорога в ад, потому что религиозные дела не могут примирить человека с Богом. А на примере самарянина показана Божья любовь, любовь Христа к нам.
Вам не кажется, что произошло необычное чудо? Самарянин оказал помощь еврею. Мы уже как-то вспоминали о конфликте между иудеями и язычниками: они не только не общались между собой, они ненавидели друг друга. Они были врагами. А самаряне для иудеев были дважды врагами, т.к. были полуевреями. Ни один иудей никогда бы не стал общаться с самарянином, не сел бы с ними за один стол. Многие иудеи каждый день молились так: «Господь, благодарю Тебя за то, что не создал меня женщиной, рабом и язычником». А здесь самарянин проявляет любовь к иудею, еврею. И любовь его жертвенна, бескорыстна, не требует ничего взамен — ведь этот избитый человек не мог расплатиться с самарянином. То же сделал для нас Христос: Он спас нас по благодати.
Божественная любовь самарянина жертвенна, она стоит денег, времени, сил, снисхождения и многого другого. Эта любовь не смотрит на национальность человека, его социальное положение. Она распространяется беспредельно – даже на врагов.
Законник, священник и левит – кто эти люди сегодня? Законник, наверное, – проповедник. Левит – руководитель музыкального служения. Священник – дьякон. Представьте, что все эти люди каждый день ходили в храм и вроде бы служили Богу. Но на самом деле они просто выполняли свою работу. Никто из них в жизни не делал самого главного: не любил Бога и не любил ближнего. Эта история напоминает всем нам, чтобы мы посмотрели на свою жизнь и подумали, чего в ней больше: религиозных дел или плода Святого Духа – любви?
Лэрри Ричардс, из книги «735 сложных вопросов Библии и ответы на них»
Учителя иудейского закона, как правило, считали, что заповедь Ветхого Завета «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18) — это повеление делать добро своим братьям-иудеям. Несмотря на то, что закон защищал чужеземцев и призывал иудеев относиться к ним также хорошо, он проводил четкую границу между обязанностями перед чужеземцами и перед своими братьями-израильтянами.
В истории Иисуса Христа понятие «ближний» включает также и чужеземцев; Христос хочет сказать, что любой человек в нужде — это наш ближний. Мы должны проявлять к чужим людям такое же понимание, сострадание и такую же любовь, какие мы оказали бы своей собственной семье.
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Апостольское чтение (Еф.2:4-10. – Зачало 220)
4 Бог, богатый милостью,
Своей великою любовью возлюбил нас,
5 и мертвых по причине наших преступлений,
Он оживил нас вместе со Христом,
– вы благодатью спасены, –
6 и воскресил нас вместе с Ним
и посадил нас вместе с Ним на небесах, –
всё это – во Христе Иисусе,
7 чтобы явить в веках грядущих
в благоволении к нам во Христе Иисусе
безмерное богатство благодати Своей.
8 Ибо вы благодатью спасены, через веру,
и это – не от вас. Это – дар Божий,
9 а не от ваших дел, и пусть никто не хвалится,
10 поскольку мы – Его творение, и созданы мы во Христе Иисусе
на добрые дела, которые предуготовил Бог,
чтобы мы в них ходили.
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Евангельское чтение (Лк.10:25-37. – Зачало 53)
некий учитель Закона встал и, желая испытать Иисуса, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив его едва живым. Некий священник случайно шел той же дорогой, увидел его – и прошел мимо. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошел мимо.
А некий самаритянин, проезжая тем же путем, подошел и, увидев его, от сердца сжалился. Наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на себя заботы о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем; и если потратишь больше, на обратном пути я отдам тебе».
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
Кто мой ближний?
Почему героем всем известной притчи о милосердном самарянине, произнесённой Христом в конце Своего общественного служения, становится именно самарянин, а не еврей, сириец, грек или римлянин? Кто такие самаряне? В каких отношениях они были с евреями библейских времен?
Вспомним о знаменательной встрече Иисуса Христа с самарянкой, происшедшей ещё в начале Его общественного служения. Утомлённый дорогой Иисус сидит у колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?!» – «Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (Ин.4:9). Для многих из нас она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части Палестины, на месте, освящённом памятью древних библейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь ещё в XIX—XVIII веках до н. э. Во 2-й половине XIII века до н. э. еврейские племена вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз двенадцати племён (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя Соломона (931 год до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось на Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины, и Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее Иерусалима (смотрите в любом библейском атласе). Столицей Израильского царства вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон – «Сторожевая гора»).
В 722 году до н. э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться (по имени бывшей столицы) «самарянами» (или «самаритянами»). Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э. знаменитым вавилонским царем-завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в «Вавилонском плену» свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»). Поэтому, вернувшись в 538 году до н. э. по указу персидского царя Кира Великого, нового «мирового лидера», в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян объединиться и не допустили их к участию в восстановлении главной святыни – Иерусалимского храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим, но в 134 году до н. э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан. (Со 152 года до н. э. и до прихода римлян в 63 году до н. э. древние евреи в последний раз жили в своём независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев.) Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети!
Поэтому сделать самарянина героем притчи для выявления «ближнего» – значило бросить открытый вызов сознанию национально-религиозной исключительности, учинить скандал! Смысл притчи в том, что израненный разбойниками иудей тщетно ждёт помощи от своих соплеменников-чистоплюев, да ещё не простых, – а от священника и левита (низшего храмового служителя), которые прекрасно знали заповедь Моисеева Закона о любви к ближнему и должны были служить примером всем остальным! (К сожалению, подобная ситуация знакома и нам, христианам.) А самарянин, у которого были все исторические основания воскликнуть – «так тебе и надо! Бог наказал тебя за то, что твой народ с презрением отверг нас и третирует как людей «низшей расы!»» – проявил истинное человеколюбие, преодолевающее сложившиеся стереотипы. Мы по себе хорошо знаем, как легко найти таким стереотипам «рациональное» объяснение.
Скандала не получилось. Иисус не только выдержал предложенное законником «испытание», но и не позволил ему «оправдать» себя, когда тот захотел сузить понятие «ближний» до приемлемого для его националистического сознания смысла. Христос заставил его признать, что «ближним» в конкретной ситуации может стать любой человек вне зависимости от его религиозной и национальной принадлежности. Можно себе представить, с каким выражением законник процедил сквозь зубы, что ближний для раненого иудея – «сотворивший для него дело милосердия», – прибегнув к такому эвфемизму лишь для того, чтобы не произносить ненавистное слово «самарянин»!
Каждого из нас окружают свои «самаряне», но вряд ли разумный человек захочет оказаться в аналогичной евангельской ситуации для того, чтобы признать их ближними! Быть может, он поймет обращенную и к нему притчу Спасителя?
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
Выражение «во Христе Иисусе» – ключ к пониманию христианства как такового. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям мира». Всё, что мы отныне «делаем», мы должны делать «во Христе Иисусе».
Подробнее о самарянах: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Интересно, что, видимо, именно самаряне поставили последнюю точку в карьере Понтия Пилата, постоянно оскорблявшего религиозные чувства жителей Палестины. Его солдаты разогнали религиозную процессию самарян, двигавшуюся к священной для них горе Гаризим (на месте своего разрушенного храма они до сих пор совершают жертвоприношения). Те подали жалобу Вителлию, легату Сирии; он сместил Пилата и отправил его в Рим на суд императора Тиберия. Прибыв туда в марте 37 года, Пилат уже не застал его в живых, а вскоре, в правление имп. Калигулы (37–41), по свидетельству историка Евсевия Кесарийского, покончил с собой.