Первая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери для солдат Кронштадтского гарнизонного полка была выстроена на Котлине в 1730 — 1735 годах. В 1753 году вместо первоначальной Владимирской Крепостной церкви была устроена новая военно-крепостная церковь. Почти 100 лет этот храм находился в ведении Адмиралтейств-коллегии, а в 1826 году, как и все военно-крепостные храмы, его передали на баланс военного ведомства, хотя среди его прихожан были и флотские чины. В 1764 году церковь была подновлена, но к концу века пришла в столь ветхое состояние, что требовала капитального ремонта или замены новой постройкой. Последнее и было исполнено в 1801 году, когда на ее месте была выстроена точно такая же новая деревянная церковь. К середине XIX века церковь, вмещавшая около 500 человек, оказалась тесной. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич обратился по инстанции о целесообразности постройки более вместительной каменной военно-крепостной церкви, на что 21 декабря 1872 года Императором Александром II было дано Высочайшее разрешение.
Существующий каменный храм построен архитектором Х. И. Грейфаном в 1875 – 1882 годах на месте прежней деревянной церкви, сгоревшей в 1874 году. Освящение храма было совершено 24 февраля 1880 года. В соборе, кроме главного престола, имелись приделы во имя Божией Матери «Утоли Моя Печали», освященный в 1888 году в нижнем ярусе храма, в крипте и правый придел верхнего храма во имя Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского (освященный 9 ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом). Пятинефная базилика с пятидесятиметровой колокольней вобрала в себя «цитаты» из русской архитектуры XVII века. Эскизы росписей храма выполнил академик Е. Б. Годун. Храм вмещал до 3000 молящихся. На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы была выстроена каменная часовня, принадлежавшая храму. В 1902 году указом Святейшего Синода храм получил статус собора.
В 1899 на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Богословскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья. В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке. Весной 1900 о. Иоанн освятил место для подворья. Руководить строительством он благословил свою духовную дочь – А. С. Сергееву, впоследствии первую настоятельницу Иоанновского монастыря, игумению Ангелину. Обитель была заложена в сентябре 1900 и уже через 2 года построена (арх. Н. Н. Никонов). Были возведены 2 храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского). В корпусе напротив храмового здания жили паломники и причт, а рядом были кухня, хлебная, просфорная, трапезная на 200 человек и библиотека. В 1907–1908 было построено здание для лазарета, иконописной и рукодельной мастерских. В 1902 Сурское подворье по прошению о. Иоанна переименовано в самостоятельный женский монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского.
Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий. 20 августа 1923 инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь. 1 марта 1926 вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован. Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями.
В 1989 власти вернули обитель Церкви, а 14 июня 1990, через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу. 3 ноября 1997 в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигум. Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.
После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь. Престольные праздники: верхний собор: 13 июля – Собор Двенадцати Апостолов; 2 января – св. прав. Иоанна Кронштадтского. Нижний храм: 31 августа и 1 ноября – прп. Иоанна Рыльского. Храм-усыпальница: 24 февраля, 27 ноября – св. царицы Феодоры; 2 августа – св. Пророка Илии.
Маршрут: Санкт-Петербург — Кронштадт.
Здесь и далее: не обращайте внимания на дату на фотографиях, на самом деле год 2013
Доброго времени суток, уважаемые форумчане! Ну никак, никак, мы не можем «прожить» жизнь без автопутешествий (и Благодати Божией!). Месяц прошел, как мы вернулись из большого автопутешествия по южным регионам России (см. мой отчет «Автопробег в детство или Дорога в Крым 40 лет спустя» на Drom.ru), а вот увидели объявление на дверях нашего Храма, что организуется паломническая поездка в Кронштадт и сразу решили: «Едем!». На чем ехать тоже вопросов не возникало — хотя был вариант «спокойного сидения» в комфортабельном автобусе Пежо-Боксер, да еще с экскурсионным сопровождением, мы, нисколько не сомневаясь, выбрали наш «белый пароход» — так мы «любовно» называем свой Фольксваген Поло седан (белого цвета). «Прикипели» мы к нему, да и свобода передвижения — великое дело!
Мы, это покорный Ваш слуга, верная спутница и штурман супруга Наталья и старшая дочь Ксения. Младшая дочь в этот день училась в школе и ее решили «не трогать».
В общем, решили поедем на машине вслед за автобусом Пежо-Боксер с паломниками, а далее на остановках будем к ним присоединяться. Время показало, что правильно решили, но об этом чуть позже.
И еще, хочу сразу извиниться и уточнить. НЕ ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЯ НА ДАТУ НА ФОТОГРАФИЯХ. По умолчанию наш фотоаппарат настроен на эту дату, а мы не проверили и не перевели ее на фактическое число поездки. А ездили мы в Кронштадт 7 сентября 2013 г.
У организатора уточнили, где и когда к ним можно «присоединиться», и, в назначенное время, «заступили на дежурство» — стали ожидать «появления» автобуса. Ожидать пришлось с полчаса (вышла какая-то «заминка» с отправлением). Но вот, наконец, наша «колонна на марше».
Следует сказать, что с утра было запланировано посещение Божественной Литургии в соборе Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте в 10:00 утра, но поскольку вышла «заминка» с отправлением, то молодой водитель автобуса Пежо-Боксер Илья, наверстывая время, по Питерской кольцевой «гнал во весь опор». На отдельных участках спидометр нашего Поло (идущего вслед за автобусом) показывал 140-150 км/час. Мы с женой мысленно молились Господу, чтобы не попасть в аварию и не «встретить» гаишников (разрешенная скорость на КАД Санкт-Петербурга 110 км/час, и при «самостоятельных» поездках мы всегда стараемся эту скорость не превышать). Слава Богу, все обошлось и через 40 минут «пролетев» 71 километр в 9:50 утра мы оказались у входа в Храм.
На Питерской кольцевой и панорама фортов Кронштадта.
Далее — далее Божественная Литургия в Храме с чтением молитв священнослужителями и великолепным пением церковного хора.
Божественная Литургия в Храме.
Собор Владимирской иконы Божией Матери.
Собор Владимирской иконы Божией Матери.
Поскольку после Литургии время уже было обеденное, то всем предложили пообедать в трапезной Храма, что мы с удовольствием и сделали, поскольку с утра ничего не ели. Обед показался необычайно вкусным и не только потому, что с утра проголодались, но и потому, что обед был приготовлен на печи (правда, не «русской», а в передвижной солдатской кухне тут же на улице у трапезной).
После обеда женщина-экскурсовод подробно рассказала об истории Храма и его основных икон, дала возможность «приложиться» к Святыням.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте.
Из рассказа следовало, что каменный храм возведен в 1876—1880 гг. (арх. Д. И. Гримм, Х. И. Грейфан) взамен прежней деревянной церкви, построенной еще в 1730-х и сгоревшей в 1874 г. Освящен в 1880г. Собор трехпрестольный: главный престол — Владимирской иконы Божией Матери. Этот храм первым в Кронштадте в 1931 г. был закрыт и разграблен, в 1960-х — частично разрушен направленными взрывами, но и первым в 1990 г. возвращен Епархии.
После этого экскурсовод пригласила паломников в автобус для дальнейшего следования по улицам Кронштадта (мы же продолжили свой путь на машине вслед за автобусом).
Первая остановка произошла в центре города у места, где до начала 30-х годов ХХ века стоял Андреевский собор, в котором служил сам Иоанн Кронштадтский (всемирно известный, канонизированный Русской Православной Церковью, святой, много сделавший для Земли Русской). В 1932 году храм был разрушен большевиками и сейчас на этом месте памятный знак. Экскурсовод подробно рассказала об Иоанне Кронштадтском и выразила надежду, что по молитвам верующих Храм будет восстановлен.
У Памятного знака Андреевского собора слушаем экскурсовода.
Сквер на месте Андреевского собора и часовня Тихвинской иконы Божией матери.
Далее она показала улицу, по которой Иоанн Кронштадтский пешком ходил от своей квартиры к Храму, в котором служил.
Андреевская улица и сквер.
Следующая остановка была запланирована на набережной Кронштадта у Петровского парка.
Петровский парк.
На набережной.
Не могли не посетить великую Святыню Кронштадта недавно восстановленный Морской собор (вторую «Софию» на Земле).
Морской собор Кронштадта.
Морской собор Кронштадта.
Морской собор Кронштадта.
Морской собор Кронштадта.
Здесь следует сказать, что этот собор мы посещаем второй раз с большим удовольствием. Первый раз нам «несказанно повезло» — присутствовали на торжественной Божественной Литургии с чтением молитв и песнопенями и даже встретили знакомого священнослужителя, ранее служившего в нашем храме. Ну, а в этот раз, тоже произошло маленькое «чудо». Супруга с дочерью «замешкались» в храме и автобус с паломниками уехал в «неизвестном» направлении. Что делать нам дальше, ведь очень хотелось продолжить посещение Святых мест?! Завели машину, поехали по Кронштадту. И Господь привел нас именно в то место, где остановился автобус с паломниками — а это была улица, где находилась квартира Святого Иоанна Кронштадтского. Поднявшись по лестнице на второй этаж, в квартиру застали именно нашу группу паломников (а ведь групп было несколько!) и услышали рассказ экскурсовода о жизни Святого.
У входа в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского.
Памятник Святому Иоанну Кронштадтскому.
После музея Иоанна Кронштадтского в программе паломнической поездки было запланировано посещение еще одной святыни — Константино-Еленинского женского монастыря в районе Зеленогорска — Репино. И автобус отправился именно туда. Мы же, уже подустав, остались в Кронштадте и с удовольствием побродили по его улицам, благо и погода этому способствовала — был солнечный, по летнему теплый день (календарная осень!). Пешком сделали небольшой «экскурс» по городу, пройдя от Морского собора, до набережной и затем вернувшись уже другой улицей до места, где оставили машину.
Далее передаю «слово» фотографиям, сделанным на улицах Кронштадта.
Кронштадт.
Кронштадт.
Кронштадт.
Кронштадт.
Кронштадт.
Кронштадт.
Пока гуляли время незаметно «подошло» к вечеру и пора было возвращаться домой.
И вот в чем неоспоримое преимущество путешествий на автомобиле — из дома в Кронштадт мы ехали через северо-восточное «крыло» кольцевой автодороги — Поклонную гору, Горскую и т.д. Обратно же решили возвратиться через Ломоносов, Петергоф, т.е., проехать юго-западным маршрутом.
Въезжаем в тоннель под Финским заливом.
Проехав по участку дамбы от Кронштадта до южного берега Финского залива решили ехать далее не по КАД Санкт-Петербурга (хотя это было бы и проще и быстрее), а проехать через «город», т.е., через Ломоносов, Петергоф, Стрельну, южные районы Санкт-Петербурга. Этому способствовало то, что была суббота, вечер, машин в городе было немного (дачники на своих участках «хлопотали» со сбором урожая, остальной народ «отдыхал от колес»). Тем более, хотелось посмотреть Стрельну на следующий день после саммита «большой двадцатки», напомню он закончился 6 сентября, а мы ехали 7 сентября 2013 г.
Без происшествий проехали этим маршрутом и на что обратили внимание, в Стрельне было очень много гаишных машин — видимо «какое-то» начальство еще не уехало.
Финский залив у южного берега.
«Покидаем» дамбу и КАД.
18 августа 1898 года настоятель Андреевского собора протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский) совершил закладку часовни, а 5 декабря 1899 года в сослужении соборного причта совершил торжество освящения.
После революции часовня и собор были закрыты одним указом от 4 апреля 1931 года. Вскоре после закрытия часовня была снесена.
Воссоздание часовни началось в год подготовки к 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, через сто десять лет после торжественной закладки часовни. 22 сентября 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественный молебен в ознаменование закладки часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Он сказал: «Я думал, что это маленькая часовня, а это в реальности — большой храм, поэтому и в молитве употреблял слова «храм-часовня», потому что здесь можно совершать Божественную литургию. Это первый шаг к будущему восстановлению Андреевского храма!»
1 ноября 2009 года торжественное освящение возрожденного Храма-часовни совершил епископ Маркелл.
Патриаршее слово после освящения закладного камня в основание часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте