В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.
В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).
В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).
В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер «Коктебель» (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию «летчик».
С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер‑аэромеханик».
После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.
С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.
В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р‑1», а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе «ГИРД‑Х». Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак «За активную оборонную работу» ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.
В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).
В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.
В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО «Полет»).
В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.
27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.
С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте «Рабе» в Бляйхероде в должности начальника группы «Выстрел», а позже первым заместителем начальника, главным инженером института «Нордхаузен».
В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.
В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева).
Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники «Электрон», автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи «Молния‑1», спутник фотонаблюдения «Зенит»). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.
Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.
Являлся автором более 250 научных работ, статей и изобретений.
Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом «Знак Почёта» (1945), медалями.
Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.
Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники».
Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) «Энергия», наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.
В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.
Жил был в советское время молодой инженер. Женился, зарплат 120 рублей,
а отдавать надо все деньги жене.
Но ведь и пивка попить охота с друзьями, и сигареты. Не просить же
по любому
поводу у жены.
Придумал он историю себе и объясняет жене:
— В армии, понимаешь, я танк разбил, и военкомат вычитает из зарплаты
по 20
рублей в месяц.
Ну жена, понятное дело, сознательная, долг перед
Родиной прежде всего.
Так прошло 10 лет, дети подрастают, расходы растут, жена возмутилась:
-Виданое ли дело, 10 лет назад человек в армии ошибся, и столько лет
вычитают
по 20 рублей. Идем в военкомат, разбираться будем.
Мужику страшно сознаваться, что столько лет обманывал семью, решил
там на
месте что нибудь придумать.
Пришли в военкомат, зашли в кабинет, жена возмущенная излагает суть
проблемы. Военком был мужик неглупый, выслушал, помолчал и
говорит жене:
— Подождите за дверью, а мы решим этот вопрос.
Жена вышла, военком аж с места вскочил:
— Как ты смеешь, сукин ты сын, у тебя двое детей, а ты у семьи
отнимаешь. Я
за подводную лодку по 10 рублей плачу, а ты за танк по 20.
Виданое ли дело?
Потом чуть успокоившись:
— Как мужик мужика я тебя понимаю. Поэтому сделаем так. Я напишу тебе
справку, но только для жены, и теперь будешь «платить» по 10
рублей, хватит тебе на пиво и сигареты.
Так и сделали. Мужик выходит хмурый из кабинета.
Жена с нетерпением и надеждой в глазах:
— Ну как?
Мужик раздраженно сует ей под нос справку:
-Как, как. Вот так! Полюбуйся на свою работу! Дотрепалась! Еще червонец
выписали!
Содержание
Биография Сергея Королева
Сергей Павлович Королев – легендарный советский конструктор, совершивший беспрецедентный научно-технический прорыв и подаривший миру космос, создатель ракетно-технической техники. На фото: Сергей Павлович Королёв Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».
Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.
Ранние годы
Великий покоритель космоса родился 12 января 1907 г. в Житомире, на северо-западе Украины, в семействе преподавателя-филолога Павла Яковлевича, уроженца белорусского Могилева, и Марии Николаевны, родом из украинского Нежина. Вскоре они перебрались в Киев. Житомир — родина Сергея Королёва Когда сынишке исполнилось 3 годика, мама занялась учебой, а он стал жить у бабушки с дедушкой в Нежине, где впервые увидел полет аэроплана. В этот момент у него и пробудился интерес к воздухоплаванию. В пять лет он самостоятельно склеил модель самолета, в шесть с восхищением наблюдал рекордный групповой (из трех воздушных суден) перелет Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев, возглавляемый военным летчиком Петром Нестеровым, и демонстрационные показы возможностей машин и летного мастерства авиатора Уточкина. Сергей Королёв в детстве В 1914 родители забрали сына в Киев. В 1916 их брак был расторгнут, через год Сережа с мамой и отчимом-инженером уже проживал в Одессе. Обстановка в обществе была напряженной из-за грянувшей Гражданской войны, и школьную программу мальчик постигал дома. Он не оставил своего увлечения авиационной техникой – постоянно пропадал на Базе гидросамолетов порта, старался быть полезным механикам, поднимался и в небо.
Образование
С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5. Сергей Королёв в молодости В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.
После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов. Сергей Павлович Королёв В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.
В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.
Развитие карьеры
В 1931 молодой специалист трудился в ЦКБ одного из столичных авиазаводов. Спустя пару месяцев он перешел в Центральный аэрогидродинамический институт. Затем, будучи старшим инженером ЦАГИ, он занялся также исследованиями принципов работы реактивных двигателей в созданной совместно с изобретателем Цандлером и при содействии Осоавиахима организации ГИРД, где под его началом были испытаны первые в СССР баллистические ракеты на жидком топливе. По итогам достижений такого масштаба он получил нагрудный знак Осоавиахима «За активную оборонную работу». Сергей Королёв (крайний справа) за работой В 1933 на базе их группы и профильной лаборатории из города на Неве учредили РНИИ Наркомата тяжелой промышленности. В данном институте 26-летний инженер-конструктор получил пост замдиректора по научной работе и категорию дивизионного инженера, то есть, генеральское звание. Однако спустя год за несогласие с руководством по ряду рабочих моментов его освободили от высокой должности. Он сосредоточился на разработке новейших вооружений, создав новаторские типы ракет.
Трудные годы
В 1938 выдающийся «космический отец» был обвинен в диверсионно-террористической деятельности. Королев работал над пороховой крылатой торпедой с фотоэлементами, которые в текущих условиях не могли быть изготовлены. Конструктора обвинили в нагрузке производства заведомо непригодными для государства проектами, ущерб был оценен в 120 тысяч рублей. В 1938 году Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.
В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море. Сергей Королев: почему академик ненавидел золото В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.
Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2. В 1944 году Королёв был досрочно освобождён по приказу Сталина В 1944 стало ясно, что победа в войне близка, а заниматься разработкой авиационной техники будет некому – все высококвалифицированные конструкторы сидят по тюрьмам. Тогда Лаврентий Берия обратился к Иосифу Сталину с предложением досрочно освободить со снятием судимости ряда талантливых заключенных. Председатель Госкомитета обороны дал свое согласие, и Королев получил свободу.
Ракетостроение
В 1945 высококлассного специалиста удостоили ордена «Знак почета», он получил должность старшего преподавателя в Казанском авиационном вузе и был откомандирован в звании подполковника в ГДР для заимствования лучших идей конструкций немецкой ракетной техники. Спустя год его назначили ведущим инженером созданного в немецком Нордхаузене института по анализу «Фау-2». В 1948 он приступил к испытаниям сделанных по их образцу Р-1. С 1950 года, после устранения выявленных в ходе учебно-боевых пусков недостатков, они были приняты на вооружение и надежно защищали страну. В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета» Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.
В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны. В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.
Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.
Личная жизнь Сергея Королева
Гений, перешагнувший грань неизведанного, дважды был связан узами Гименея. Первой его избранницей являлась подруга детства Ксения Винцентини, уроженка Кишинева, имевшая итальянские корни, учившаяся вместе с ним в стройпрофшколе. Своенравная красавица долго не проявляла желания узаконить их романтические отношения. Он добивался ее согласия на брак целых 7 лет, ждал, пока она окончит Харьковский мединститут и поработает по распределению на Донбассе в Алчевске. Они поженились в 1931 году во время ее командировки в Москву. Сергей Королёв и Ксения Винцентини В 1935 у пары появилась на свет единственная дочь Наталья, ставшая во взрослом возрасте хирургом и доктором наук. Когда муж по ложному обвинению оказался в заключении, Ксении приходилось трудиться на трех работах, чтобы содержать дочь и иметь средства для поддержки супруга. После освобождения мужа на отношениях супругов сказались его постоянные командировки и занятость. В 1949 их брак был расторгнут. Сергей Королёв и Нина Котенкова Второй женой ученого была Нина Котенкова, уроженка Ижевска, переводчица техдокументации. Он познакомился с ней в 1947 на собеседовании при ее приеме на службу в НИИ, где Королев работал главным конструктором. После его развода они поженились. Женщина была дочерью коммерческого директора оборонного завода №8 в Подлипках, выпускницей Московского пединститута иностранных языков. Первым мужем ее был авиаконструктор Владимир Ермолаев, скончавшийся в 1944 году от тифа.
Смерть
Творческий полет мыслей одного из величайших умов ХХ века оборвала в 1966 году преждевременная кончина. Лагерные испытания и невероятные нагрузки на работе подточили его здоровье. Врачи настаивали на проведении хирургической операции по удалению полипов, и он согласился. Но во время ее проведения возник ряд осложнений. Сердце ученого не выдержало и остановилось. Урна с его прахом покоится у Кремлевской стены. Похороны Сергея Королёва
(30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва)
Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.
Художественные фильмы о Королёве С. П.
(видеоматериалы из свободного доступа Интернета)
Укрощение огня
СССР, Мосфильм. 1972. Хр. — 158 мин.
События двухсерийного фильма описывают историю освоения космоса в СССР с 1920-х по 1960-е годы. Картина начинается с первых пробных запусков самодельных ракет (ГИРД) и заканчивается полётом первого человека в космос.
Разбег
СССР, Одесская киностудия. 1982. Хр. — 74 мин
Фильм рассказывает о юности выдающегося советского ученого и конструктора Сергея Павловича Королева – создателя и руководителя конструкторского бюро первых в Советском Союзе космических кораблей. Мечта о небе зародилась у него еще в юности, в 20-е годы.
Корабль пришельцев
СССР, Киностудия имени М. Горького, 1985. Хр. — 90 мин.
Фильм по мотивам повести Владимира Губарева «Легенда о пришельцах», в которой художественно интерпретированы реальные события вокруг неудачного запуска 4-го советского беспилотного корабля-спутника 22 декабря 1960 с двумя собаками на борту.
Королёв
Россия, Студия «Мастер», Кинокомпания «L.S.D. Films». 2007. Хр. — 130 мин.
Фильм рассказывает о трагическом периоде в жизни родоначальника практического освоения Вселенной — Сергея Павловича Королёва.
Главный
Россия. Режиссер — Юрий Кара, 2015. Хр.- 105 мин.
Сергей Королев запустил в космос и Первый искусственный спутник Земли, и Лайку, и Гагарина, и вывел в открытый космос Алексея Леонова. Но никто не знает, насколько ему было трудно преодолеть и косность партийного руководства, и недоверие коллег. Но, как сказал один из его соратников, что у Королева все получалось потому, что ему верили и знали, что он знает, куда надо идти.
Документальные фильмы о Королёве С. П.
(видеоматериалы из свободного доступа Интернета)
Главный конструктор
СССР,Творческое объединение «Экран». 1973. Хр. — 120 мин.
Двухсерийный фильм посвящен Сергею Павловичу Королеву, с именем которого связан первый этап освоения космоса. Мечта о небе зародилась у него еще в юности, в 20-е годы.
Именно в это время Сережа Королев впервые познакомился с авиацией, с трудами Жуковского и Циолковского, совершил полет на гидроплане, сконструировал собственный планер…
Война космических амбиций
Первый канал, 2004. Хр. — 2 серии х 49 мин. Германия. 1945 г. Окончание войны . Среди военных трофеев союзников — образцы, документация и, даже, сами создатели ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Именно эти ракеты лежат в основе всего современного ракетостроения. На базе ФАУ-2 в СССР и США идет создание боевых баллистических ракет. В СССР это направление возглавляет Сергей Королев. Военная гонка стимулирует начало космических программ. ФАУ-1 лежит в основе самолетов-снарядов, говоря современным языком, крылатых ракет. Первую такую ракету в СССР делает Владимир Челомей. После смерти Сталина, который не любил ракеты, Челомей получает поддержку Хрущева и создает крылатую ракету П-5. Марсианская тетрадь Сергея Королёва
«Первый канал», 2017. Хр. — 52 мин.
Авторам фильма удалось отыскать уникальный документ. Он переворачивает наше представление об истории космонавтики. Оказывается, Сергей Королёв никогда не рвался на Луну, он мечтал… о Марсе! И хотел полететь туда в 1974 году. О том, каким Королёв был начальником, нам расскажут люди, которые когда-то работали с ним…
Конструктор Королёв С. П.
Видеоэнциклопедия «Конструкторы»
Королёв Сергей Павлович (1907—1966) — советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.
Империя Королева. Освобождение конструктора. Фильм 1-й
Телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 1-й. Телеканал Культура. 2006. Хр. — 26 мин.
Уже многое известно, о многом рассказано, но есть события, факты и люди, о которых почти ничего неизвестно по одной простой причине: слишком долго о них вообще ничего нельзя было рассказывать. Даже спустя десятилетия колымская память не давала покоя Королеву: в 1938-м он был репрессирован и после полутора лет каторги на золотом прииске Мальдяк чудом оказался в «Шарашке» — конструкторском бюро за колючей проволокой, куда его с огромным трудом «выписал» выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.
Сергей Королев. Достучаться до небес
Проспект ТВ , «Первый канал», 2007. Хр. — 52 мин.
Его хотели расстрелять как «врага народа», но не расстреляли. Он должен был погибнуть в лагере, но чудом остался жив. Он готовил самый грандиозный космический проект по покорению Луны, но лег в больницу на часовую операцию, чтобы уже не вернуться оттуда…
Некоторые страницы из биографии С.П. Королева
ЦСДФ, 1990. Хр. — 79 мин.
Имя главного конструктора советской ракетно-космической отрасли С.П. Королева мировая общественность узнала только из его некролога…
Космический век. Страницы Летописи. Фильм 1-й. «С чего начинается Родина».
СССР, Творческое объединение «Экран». 1981. Хр. — 57 мин.
Фильм первый из цикла «Космический век» — «С чего начинается Родина» (1981 год). Созданный к 20-летию первого полета человека в космос, рассказывает об истории развития отечественной космонавтики до запуска первого искусственного спутника Земли, знакомит с биографиями С.П.Королева и Ю.А.Гагарина. Использованы хроникальные кадры 20-30-х годов, а также уникальный киноматериал по истории развития отечественной космонавтики, ранее снятый для служебного пользования. Комментирует фильм журналист В.С.Губарев.
Космический век. Страницы Летописи. Фильм 2-й. «Космическая весна»
СССР, Творческое объединение «Экран». 1981. Хр. — 59 мин.
Фильм второй из цикла «Космический век» — «Космическая весна» (1981 год). Рассказывает о первом отряде космонавтов и многогранной работе конструкторского бюро, возглавляемого Главным конструктором ракетно-космических систем академиком С.П.Королевым. В фильме использованы хроникальные кадры 20-30-х годов, а также уникальный киноматериал по истории развития отечественной космонавтики, ранее снятый для служебного пользования. Комментирует фильм журналист В.С. Губарев.