Содержание
Родители и дети
Права несовершеннолетних детей
Забота о детях и их воспитание являются одними из основных обязанностей, о чем гласит статья 38 Конституции Российской Федерации. Права и обязанности родителей также регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в том числе Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка» и т.п.
К основным правам детей, предусмотренным Семейным кодексом России, являются:
1. Право ребенка жить и воспитываться в семье;
2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
3. Право ребенка на защиту;
4. Право ребенка выражать свое мнение;
5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
6. Изменение имени и фамилии ребенка;
7. Имущественные права ребенка.
Семейный кодекс определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет:
— изменение имени и (или) фамилии ребенка;
— восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет;
— усыновление ребенка, достигшего возраста десяти лет;
— изменение имени, фамилии и отчества усыновленного ребенка;
— изменение имени, фамилии и отчества при отмене усыновления;
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права и обязанности родителей:
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию и содержанию обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних
Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ. Ответственность за воспитание и развитие детей является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они не находились. Временная передача родителями своих детей родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей:
— административная ответственность:
· ст.5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.
· ст.5.35.1 КоАП РФ — неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
· ст.20.22 КоАП РФ — нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ
— Уголовная ответственность:
· Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст.156 УК РФ).
· Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно (ст.157 УК РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены также к гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
· уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
· отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
· злоупотребляют своими родительскими правами;
· жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
· являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
· совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Кроме того, возможность взыскать в пользу ребенка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена семейным законодательством, но вытекает из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребенку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребенка, может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.
МОСКОВСКАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Почему дети оказываются на улице
Причин, по которым ребенок оказывается на улице, много и основной из них является, конечно, обстановка в семье.
Можно назвать ряд причин, по которым дети уходят на улицу.
Это:
• неблагоприятная ситуация в семье
• нарушение взаимопонимания между родителем и ребенком
• родители, постоянно занятые на работе
• неполные семьи
• отсутствие у родителей знаний, навыков, необходимых для полноценного исполнения своих родительских функций
• родители-алкоголики
• родители, употребляющие наркотики
• авторитарные родители и другие старшие члены семьи
• бегство от трудовых повинностей по дому
• бегство от семейных проблем
• неприятие и непонимание близкими людьми бунтарского характера ребенка
• нищенские условия существования
• дисциплинарная и негибкая система школьного образования
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав призывает родителей: будте внимательнее и терпимее к своим детям!
Если у Вас возникли проблемы в воспитании детей, обращайтесь в КДН и ЗП по телефону: 470-11-01, мы поможем Вам.
Родители и дети
Пять ступенек в отношениях родителей и детей
Все мы являемся чьими-то детьми, а кто-то — и детьми, и родителями одновременно. Не все между нами складывается гладко, часто мы обижаем без причины, не понимаем друг друга. Как нести бремя взаимоотношений отцов и детей с наименьшими потерями — рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ имени Ломоносова Елена Игоревна ЗАХАРОВА.
Младенческий возраст
Взаимоотношения родителей и детей формируются еще до рождения последних. Молодые родители уже заранее высказывают определенные предпочтения. Кому-то хочется мальчика, кому-то — девочку. «Увы, когда ребенок рождается, он далеко не всегда соответствует ожиданиям мамы и папы. Одних не устраивает внешность ребенка, других — его темперамент. В результате негативного отношения родителей, часто подсознательного, к своим чадам ребенок может вырасти закомплексованным». Необходимо не «заказывать небу ребенка», а принимать малыша таким, какой он есть…
Сначала взрослым людям появление нового человека в доме выдержать непросто — даже если это не гость, а собственный ребенок. «Представьте ситуацию, — рассказывает психолог, — вы привыкли жить, как вам хочется, вас уже давно никто не воспитывает, и вдруг появляется ребенок, который рушит весь ваш график жизни…»
Но необходимо помнить, что многое решается на первом году жизни младенца. Если вы забудете про ребенка в начале его пути, он так же забудет про вас, когда вы будете нуждаться в его помощи. Кроме того, с годами человек начинает переносить отношение родителей к нему и на своего партнера по браку, и, что самое важное, на собственного ребенка.
Так что совет: подстраивайтесь под ребенка! Придет время, когда и он сможет подстраиваться под вас. Все рано или поздно приходит к балансу, к гармонии!
Дошкольный возраст
Ребенок уже с одного года жизни должен приобретать автономность и самостоятельность. В дошкольном возрасте родители боятся давать свободу своему чаду. Конечно, малыш еще нуждается в защите, но здесь главное — не переусердствовать. — Например, вы выходите во двор погулять, и ваш ребенок хочет скатиться с горки. А вам кажется, что лучше вообще с нее не кататься, так спокойнее. Вы допускаете ошибку, Контролировать малыша, конечно, нужно, но запрещать кататься нельзя. Если ребенку все время запрещать, «беречь его от несчастного случая», он, даже став взрослым, не сможет принимать самостоятельные решения. Такой человек будет всю жизнь делать шаги только с разрешения «кого-то». Психологи называют подобное состояние «выученной беспомощностью».
Подростковый период
В подростковом возрасте идет очень активный процесс личностного развития. В этот период ставятся под сомнение все ценности, привитые родителями. «Дети в этом возрасте многое отвергают. Вполне возможно, что через какое-то время они вернутся к тем же нормам, какие у них были заложены изначально. Но период осмысления должен пройти обязательно. Подростку необходимо предоставить возможность вылупиться из яйца».
Ребенок должен сам прийти к определенным ценностям, а не просто «нести чужое, как свое». Подросток может запросто поразить маму или папу вопросом: «А зачем быть честным, ведь жизнь показывает, что правдолюбам жить труднее?». Родители в такие моменты приходят в ужас — им кажется, что они не смогли воспитать нормального человека.
«Не надо пугаться, нужно быть готовым к этим разговорам, — считают психологи. — Попытайтесь рассказать и о своих переживаниях, о своих сомнениях в молодости». Нужно аргументированно отвечать на вопросы ребенка, а не кричать, если он ставит под сомнение человеческие ценности. В противном случае вас ожидает противостояние.
«Стоит объяснить ребенку, что все в этом мире относительно. Ни одна норма не абсолютна. Ведь даже самый честный человек может пойти на ложь, например, ради спасения человека».
Кстати, один психолог предложил такую задачу «для морального развития»: «У мужчины погибает жена, и за неимением денег он ворует необходимое лекарство в аптеке. Прав он или виноват?» Ребенок десяти лет будет категоричен в этом вопросе: воровать нельзя (так его научили родители). А вот с подростком 15 лет уже стоит поговорить о тонкостях взаимоотношений. Нужно приводить примеры из жизни, а потом их анализировать.
Родителям стоит вспомнить ситуации, в которых они оказывались сами в этом возрасте.
Из детей — в родители
Если будущая мать имеет актуальные, неразрешенные проблемы со своими родителями, то еще до рождения собственного ребенка она просто обязана все выяснить с ними до конца и помириться.
«Сейчас психологи бьют во все колокола, так как многие современные женщины не рожают, И это во многом связано… с обидами на мать». Многие женщины подсознательно не хотят становиться матерями, потому что у них в памяти остался негативный образ своих родителей.
Так что если родитель еще жив и есть возможность с ним встречаться, нужно разрешить все подростковые, юношеские конфликты. Если раньше мы не могли понять маму или папу, то, будучи взрослыми, нам легче примириться с их поведением и, может быть, даже понять, что во многом наши родители были правы.
Необходимо изменить отношение к родителям. Психологи считают, что «гармония, которая не сложилась в детские годы, может быть достигнута в зрелости». Если же ваших родителей уже нет в живых, проблемы ваших прежних взаимоотношений могут быть разрешены психологом.
Преклонный возраст
— В детстве и юности каждый стремится к равноправию со взрослыми. Но по-настоящему равноправия между ребенком и родителем никогда не может быть и… не должно быть, Даже когда родитель пожилой и немощный и уже не может диктовать свои условия ребенку, даже тогда на психологическом уровне равенства быть не может. Другое дело, что родитель в старости превращается в «ребенка», за которым нужен уход, помощь. И в этой ситуации сын или дочь уже будучи взрослым человеком, начинает реализовывать систему отношений, к которой он привык с детства. Только вот его роль меняется. Ребенок сам встает на позицию опекающего. Какое отношение получил человек в детстве, такое он вернет своим родителям в старости.
Любить друг друга просто… и в то же время очень сложно. Любовь делает возможными совершенно невозможные вещи. Как сказал известный психолог Эрик Эриксон: «Родитель, который способен любить, обречен быть счастливым».
(по материалам газеты «Московский Комсомолец»)
Положение подростка в семье
Положение подростка в семье и отношения с родителями
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков. Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что «предки» — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся «механизмом» для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Родительская ответственность
Вопросы противодействия детской беспризорности и ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей в сегодняшних условиях должны являться одними из приоритетных направлений в деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов.
В российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества, и государства.
В этой связи органы прокуратуры должны обеспечить безусловную ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей.
Со всей строгостью закона должны пресекаться факты жестокого обращения с детьми, физического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях.
Вес лица, виновные в неисполнении обязанностей по уходу, воспитанию, оказанию медицинской и социальной помощи детям, должны быть привлечены к уголовной либо административной ответственности.
Прокуратура добивается безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности по информированию по всем выявленным случаям соответствующие органы.
На поднадзорной территории была установлена семья (бабушка, мама, сын Илья, 2002 г.р.). В ходе прокурорской проверки выяснилось, что воспитанием ребенка занимается бабушка, т.к. мать большую часть времени проводит за границей и ребенком не занимается. Бабушка заявила, что использует телесные наказания как наиболее эффективный метод воспитания внука. Мальчик посещает детский сад. Однако данная информация о применении телесных наказаний и жестоком обращении со стороны бабушки в соответствующие органы направлена не была.
Так, в соответствии с требованиями ст.56 СК РФ должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. По данному факту прокуратурой направлено информационное письмо руководителю муниципалитета для организации работы с данной семьей.
Считаю, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна основываться на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Одним из основных факторов, по моему мнению, влияющим на рост безнадзорности детей, является бытовое пьянство родителей.
Кроме того, есть семьи, как правило, неполные, где родители не имеют достаточно времени для исполнения своих обязанностей по причине проведения длительного времени на работе, либо просто нежелания воспитывать своих детей.
Бездействие родителей, безразличное отношение к времяпрепровождению своих детей, выраженное в ослаблении контроля за их поведением, служит основной причиной совершения ими общественно опасных деяний.
В случаях, не требующих отлагательства, прокурор инициирует изъятие детей из неблагополучных семей, предъявляет в суды иски об ограничении, либо лишении родительских прав.
Так, в ходе прокурорской проверки был выявлен ребенок, Л.Вадим, 1997 года рождения, который до девяти лет так и не приступил к обучению в школе. Мать несовершеннолетнего была ранее лишена родительских прав, с отцом ребенка не проживала. Отец злоупотреблял алкоголем, вел антиобщественный образ жизни, нигде не работал. Воспитанием, содержанием, обучением ребенка никто не занимался.
Специалистами Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) была проведена работа по устройству Вадима в школу, однако к занятиям он так и не приступил, по вине родителей.
Среди поправок к Конституции, по которым россияне проголосуют 1 июля, есть и статьи, направленные на социальную политику в отношении детей. Вместе с экспертами разбираемся, как поправки коснутся детей и института семьи, какую роль будет играть материнский капитал и к чему на практике приведет появление новых норм.
Статья 67.1
Первая поправка, направленная на социальную политику в отношении детей, звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Все это будет прописано в статье 67.1 Конституции РФ. Что это значит?
«Дети провозглашаются важнейшим приоритетом государственной политики России. Также подчеркивается, что государство в случае, если ребенок остается без попечения родителей, берет на себя их обязанности. Это очень важный момент. Из этой формулировки следует и повышение контроля за ситуацией в детских домах, интернатах, приемных семьях. Государство берет на себя и обязанность по обеспечению достойных условий воспитания детей в семьях», – поясняет адвокат, председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим.
По словам политолога, руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова, вокруг формулировки этой поправки было немало споров. В первоначальной редакции дети были объявлены достоянием Российской Федерации. Однако более 100 родительских организаций по стране подписали обращение к президенту против такой формулировки. По их мнению, в этом случае дети являются собственностью государства, а родители лишь оказывают государству услуги по воспитанию детей, что открывает зеленый коридор для ювенальной юстиции.
«Конечно, с юридической точки зрения это довольно вольная трактовка нормы, однако, учитывая общественный резонанс, ее справедливо решили скорректировать. В дальнейшем также рассматривалась формулировка, что дети – важнейшая ценность государства, но и от нее в итоге отказались, чтобы не ставить детей в центр семьи в ущерб родителям – опять же, на этом основана система ювенальной юстиции. Все же высшая ценность для государства – это семья как ячейка общества, а не ребенок как отдельная единица. В итоге согласились с вариантом, предложенным Павлом Крашенинниковым: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Это грамотная формулировка, которая, с одной стороны, подчеркивает важность детей для государственной политики, а с другой – не предполагает стороннее вмешательство в семейную жизнь», – отмечает Олег Иванов.
Также в этом пункте говорится, что «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Как считает Олег Иванов, это важная норма, своего рода замена идеологическому вакууму, образовавшемуся в Конституции (и в стране в целом) после распада СССР. Эти пустоты успели заполнить идеологемы, противоречащие нашим историческим, культурным и иным традициям.
«Поэтому считаю очень важным, что мы прописываем в Конституции курс на такие вечные и непреходящие ценности, как воспитание в детях патриотизма и уважения к старшим. Пункт четвертый также содержит положение о том, что государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Эту норму пытались закрепить и ранее, как в Семейном кодексе, так и в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве в Российской Федерации», но безуспешно, в том числе и в связи с отсутствием соответствующей формулировки в Конституции», – комментирует Олег Иванов.
Здесь же установлено важное положение, о котором говорилось ранее – что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Как считает старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета «Синергия» Александр Алексеев, такое положение следует трактовать более обширно и понимать под детьми, оставшимися без попечения, не только детей, родители которых лишены родительских прав, но и сирот. Это положение потребует серьезного изменения действующего законодательства, которое регулирует устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
«В настоящее время приоритетом устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы воспитания. Однако конституционное закрепление роли государства как родителя по отношению к таким детям может серьезно повлиять на сложившийся механизм семейного устройства. При этом в настоящее время нет института государства, который был бы способен выполнять роль родителя в отношении детей, оставшихся без попечения. Органы опеки и попечительства не в состоянии исполнять роль родителей по отношению к таким детям. Очевидно, что с принятием такой поправки этот институт придется создавать», – добавляет Александр Алексеев.
Статья 72
В Конституцию вносятся и другие поправки, в том числе статья 72. В ней прописывается защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также института брака как союза мужчины и женщины. Кроме того, предполагается создание условий для достойного воспитания детей в семье и осуществления совершеннолетними детьми обязанностей по заботе о родителях.
Как объясняет Олег Иванов, здесь мы видим отрицание самого понятия так называемой «однополой семьи», и, соответственно, конституционную защиту детей от воспитания в условиях такого сожительства.
По мнению Ольги Сулим, такие решения российских властей позволят помочь большинству среднестатистических семей с детьми, которые испытывают определенную нехватку денежных средств. Также они защитят интересы самих детей, создадут условия для их полноценного развития. Например, использование материнского капитала при приобретении недвижимости возможно лишь при включении детей в число собственников жилья, что автоматически исключает ситуации с лишением их права пользоваться жилым помещением даже по достижении 18-летнего возраста. Кроме того, данные меры по поддержке материнства, отцовства и детства в перспективе приведут к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в стране, поскольку у молодых семей создается уверенность в поддержке со стороны государства, они понимают, что могут рассчитывать на помощь, в том числе как в сложных ситуациях, так и в обычной жизни. Например, материнский капитал облегчает приобретение жилья, а пособия частично компенсируют расходы на повседневное содержание ребенка.
К чему на практике приведет появление этих новых норм?
По словам юриста, генерального директора компании Nika, risk plan Юлии Хачатурян, нормы первой из вышеназванных статей новой Конституции РФ (67.1) носят декларативный характер. Что это значит? Такими нормами определяются цели и задачи правового регулирования, но для того, чтобы эти нормы заработали, необходим механизм их реализации, то есть чтобы принимались конкретные законы, направленные на защиту прав детей. Однако насколько активно будет идти процесс законотворчества в данном направлении, предсказать невозможно.
Ирина Дережова – российский общественный деятель и педагог, принимавшая участие во вносимых поправках, подытоживает все сказанное ранее:
«Проблемой этих поправок я занималась очень активно – был организован Межрегиональный форум общественных организаций и объединений по поправкам в Конституцию РФ. Позже резолюция была представлена в Госдуму, Совет Федерации и рабочую группу по поправкам. Основой здесь является статья 67, где подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Этого не было в прежней Конституции. Также важнейшее дополнение – «государство обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей для детей, оставшихся без попечения. Дополняется и статья 75 – «в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны». Мы понимаем, что только на этой основе можно рассчитывать на социальные улучшения для семей. Эти аспекты касаются каждого из нас и оказывают самое непосредственное влияние на семьи и более свободную возможность воспитывать детей качественно и всесторонне», – объясняет Ирина Дережова.
По словам Ирины Дережовой, более подробное содержание законов Конституции раскрывается уже в Федеральном законе. Сейчас Владимиром Путиным инициирован такой документ, он находится на рассмотрении в Госдуме. Это закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Как считает Ольга Сулим, названные поправки к Конституции РФ позволяют государству проводить более активную политику по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства. В данное время уже предпринят ряд мер, направленных на совершенствование социальной политики в отношении детей. К ним можно отнести: выплату материнского капитала за первого ребенка, родившегося позже 1 января 2020 года; увеличение материнского капитала для семей, родивших двоих детей после 1 января 2020 года; предоставление возможности погашения ипотеки для семьи, родившей третьего ребенка; выплата пособий за одного ребенка семьям с невысоким уровнем доходов. Отдельно следует отметить предоставление бесплатного горячего питания всем учащимся младших классов средних школ. Данный закон должен начать реализовываться на практике уже с 1 сентября 2020 года.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
В статье 38 Конституции РФ закреплено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Статистика показала, что на территории Самарской области в 2012 году в отношении несовершеннолетних совершено 1038 преступлений, по итогам 1 полугодия 2013 года 398 преступлений. Преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних в 2012 году совершено 788, в период 1 полугодия 2013 года — 312. При этом в 2012 году десять детей было убито, за период 1 полугодия 2013 года — 6. Против половой неприкосновенности подростков в 2012 году совершено 16 преступлений, в 1 полугодии 2013 года — 6. На территории нашего района в 2012 году совершено 8 преступлений в отношении несовершеннолетних, за истекший период 2013 года преступления в отношении детей не выявлены.
Анализ проверочных материалов и уголовных дел за последние годы свидетельствует, о том, что чаще всего дети подвергаются насилию именно в семьях, со стороны одного из родителей, близких родственников, друзей, знакомых, соседей. В таких случаях собственные родители либо лица из близкого окружения становятся смертельными врагами детям и безвозвратно губят детскую психику.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Практика показывает, что наиболее распространенной причиной насилия в отношении детей является антисоциальное поведение родителей, отрицательная обстановка в семье, злоупотребление родителями алкоголем, наркотическими веществами, неблагополучие семей, низкий уровень материального благосостояния, халатное отношение к своим обязанностям, нарушение родительско-детских отношений. В данном случае необходима активная позиция со стороны граждан, если быть внимательными в отношении не только к своим, но и к чужим детям, тогда многих трагедий можно было бы избежать.
Во избежание фактов насилия в отношении детей сотрудники прокуратуры убедительно просят граждан быть неравнодушными, если вам стало известно, что ребенок подвергается насилию со стороны родителей, либо в семье, в которой проживают несовершеннолетние дети, часто употребляют алкоголь, постоянно собираются посторонние люди, устраивают драки и скандалы, сообщите об этом в полицию, прокуратуру, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органы опеки и попечительства.
Ведь так часто бывает, что, видя плачущего ребенка, мы стараемся не замечать его страданий, думая, что родители сами разберутся, в чем дело. Но в большинстве случаев оказывается, что в бедах ребенка виноваты именно его родители, а насилие в отношении детей безнаказанно длится в течение долгих лет.
Заместитель прокурора
Большечерниговского района
Список подразделов:
14 ноября 2018 года 9 марта 2017 года 27 февраля 2017 года 22 февраля 2017 года 22 февраля 2017 года 22 февраля 2017 года 22 февраля 2017 года 11 января 2017 года 2 декабря 2016 года 7 сентября 2016 года 7 сентября 2016 года 6 июля 2016 года 4 июля 2016 года 26 мая 2016 года 13 мая 2016 года 13 мая 2016 года 29 апреля 2016 года 29 апреля 2016 года 1 марта 2016 года 4 февраля 2016 года 11 декабря 2015 года 23 ноября 2015 года 23 ноября 2015 года 23 ноября 2015 года 21 ноября 2015 года 21 ноября 2015 года 21 ноября 2015 года 16 ноября 2015 года 16 ноября 2015 года 13 ноября 2015 года 13 ноября 2015 года 10 ноября 2015 года 27 октября 2015 года 15 октября 2015 года 4 сентября 2015 года 30 июня 2015 года 18 июня 2015 года 16 июня 2015 года 22 апреля 2015 года 8 апреля 2015 года 2 апреля 2015 года 27 марта 2015 года 15 марта 2015 года 9 февраля 2015 года 8 декабря 2014 года 5 декабря 2014 года 3 декабря 2014 года 1 декабря 2014 года 24 февраля 2014 года 12 февраля 2014 года 12 февраля 2014 года 14 января 2014 года 24 декабря 2013 года 24 декабря 2013 года 23 декабря 2013 года 23 декабря 2013 года 22 октября 2013 года 9 октября 2013 года 8 октября 2013 года 8 октября 2013 года Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей 8 октября 2013 года 8 октября 2013 года 1 октября 2013 года 19 сентября 2013 года 19 сентября 2013 года 19 августа 2013 года 19 августа 2013 года 7 августа 2013 года 10 июля 2013 года 14 февраля 2013 года 12 февраля 2013 года 11 февраля 2013 года 7 февраля 2013 года 4 февраля 2013 года 1 февраля 2013 года
Нормы Основного Закона определяют все аспекты нашего бытия: государственно-политический, экономический, социальный, нравственно-духовный.
В идеале Конституция должна выражать на языке права основные ценности нашего общества. Степень защищенности семьи, прав детей является важным показателем уровня социальных гарантий государства.Семья была и остается одним из главных механизмов воспроизводства и совершенствования общества путем накопления и передачи будущим поколениям опыта, традиций и базовых ценностей.
Повышение социальной значимости семьи, укрепление брачно-семейных отношений — все это имеет непосредственное отношение к дальнейшему развитию страны. Семья является основой как общества, так и государства.
Не случайно во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 г. отмечается, что семье, как естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие.
Институт семьи в конституциях большинства государств является предметом особой поддержки.
Обращаясь к российской политической и правовой истории, стоит отметить, что первые советские Конституции (1918, 1924, 1925 гг.) были направлены на решение прежде всего социотехнических задач и не затрагивали семейные отношения.
Не случайно первый кодекс в стране был посвящен именно браку и семье.
В 1918 г. был принят кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
Согласно ст. 154 Кодекса «родители обязаны заботиться о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовлении их к полезной деятельности».
Однако прежде всего кодекс был направлен на уничтожение традиционной, т.н. буржуазной семьи путем запрещения церковной процедуры заключения брака и полного исключения частноправового аспекта из семейных отношений.
Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России
На волне возникшей в первые годы советской власти сексуальной революции провозглашалось полное невмешательство властей в отношения семейных пар, а вот воспитание детей предполагалось передать в руки государства. Уже через восемь лет, в 1926 г., в РСФСР действовал Кодекс законов о браке, семье и опеке, создавший предпосылки выделения семейных отношений для регулирования самостоятельной отраслью законодательства с преобладанием публично-правовых норм.
Но по мере укрепления советской власти левацкие заскоки первых послереволюционных лет уступили место пониманию семьи как краеугольного камня общества и государства. На уровне Основного Закона нормы, связанные с защитой семьи, впервые появляются в Конституции СССР 1936 г. В ст. 122 упоминается о государственной охране интересов матери и ребенка, государственной помощи многодетным и одиноким матерям, предоставлении женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, о широкой сети родильных домов, детских яслей и садов.
Конституция СССР 1977 г. в ст. 53 впервые закрепила, что «государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».
Российская Конституция 1993 г. провозгласила принцип социального государства (ст. 7), установив, что в Российской Федерации семья находится под защитой государства и обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ст. 38).
За период действия Конституции 1993 г. создана база правового регулирования семейных отношений. Принят Семейный кодекс, ряд федеральных законов — в частности, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». А также Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в котором впервые упорядочены права и обязанности органов опеки и попечительства, проведена ревизия форм устройства детей в семью, приемная и патронатная семьи отнесены к разновидностям «платной» опеки и попечительства.
В последние годы активно развивается законодательство в сфере имущественных отношений между членами семьи. Появившиеся в 2019 г. в Гражданском кодексе конструкции совместного завещания и наследственного договора позволяют обеспечить реализацию достигаемых де-факто в семьях договоренностей о наследовании имущества, а также о порядке содержания отдельных членов семьи.
Из последних точечных, но не менее от этого важных изменений семейного законодательства можно выделить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законом установлено, что дети, проживающие вместе в одной семье, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Сделано много, однако есть пробелы и недоработки, появляются новые отношения, требующие своего регулирования. Ведь Конституция 1993 г. работает уже 26 лет. Можно говорить о постепенном изменении жизни государства и общества за эти годы. Становится очевидным запрос на детализацию и конкретизацию правового регулирования, в том числе и в семейных отношениях. В актуальной повестке дня — вопросы обеспечения прав детей, в том числе при разводе родителей, вопросы имущественных отношений между супругами, развитие репродуктивных технологий. Востребованы институты усыновления и опеки.
Так, на 1 апреля 2020 г. в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, зарегистрировано 44,228 тыс. анкет. Для сравнения: в 2008 г. их было — 115,6 тыс. По данным Росстата, доля детей, переданных на воспитание в семью, от общего числа детей, оставшихся без попечения, в 2017 г. составила 88,6 процента. Однако и тут есть много спорных, не урегулированных должным образом вопросов.
К сожалению, не всегда надлежащим образом обеспечиваются права ребенка. Например, по данным Росстата, в 2017 г. было расторгнуто 298 договоров по инициативе органов опеки и попечительства из-за ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей.
Происходящие в обществе изменения требуют целостной, системной реакции законодателя. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» большое внимание уделил вопросам семейной политики, исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства — интересы несовершеннолетних детей. При этом законодатель исходит из того, что благополучие ребенка неразрывно связано с благополучием семьи и им определяется.
Во-первых, Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (ч. 4 ст. 67.1).
Во-вторых, к полномочиям правительства РФ отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п. «в» ч. 1 ст. 114).
В-третьих, корректировке подверглись статьи 71 и 72 Конституции. В числе вопросов исключительного ведения России названо установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования (п. «е» ст. 71).
Конкретизированы вопросы совместного ведения России и ее субъектов в части защиты семьи. К ним дополнительно отнесены: защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
На первый взгляд приведенные нормы выглядят в некоторой степени декларативно. Казалось бы, и так все понятно — дети должны учиться уважению к старшим, а родители — предпринимать усилия для достойного воспитания детей в семье. Зачем писать об этом в Конституции? Тем более что есть «базовые» статьи Конституции — 7, 38, 39, 43. При этом могут возникать и более «практические» вопросы — а как, например, правительство будет сохранять традиционные семейные ценности? Что это вообще такое?
Сразу стоит отметить, что конституционное нормотворчество носит особый характер. В большинстве своем конституционные нормы — это нормы-принципы, правила, декларации, цели. Цель конституционного законодателя — выстроить комплексную систему: есть ценностные ориентиры в Конституции, есть конкретные указания на эти задачи в полномочиях правительства Российской Федерации, а также их продолжение и развитие в полномочиях субъектов Российской Федерации, муниципальных образованиях. Этому должен служить и закрепленный в конституционных поправках принцип единства системы публичной власти (изменения в ст. 132 Конституции).
И это правильно. Ведь защита семейных ценностей имеет комплексный характер, осуществляется государством, субъектами РФ, муниципальными образованиями, путем воздействия на общественные отношения норм различных отраслей права (семейного, гражданского, трудового, жилищного и т.д.). На основе конституционных норм должно развиваться отраслевое федеральное и региональное законодательство.
Государственная семейная политика предполагает сохранение традиционных семейных ценностей и повышение роли семьи в жизни общества. А традиционные семейные ценности — это, по существу, и есть семья, материнство, отцовство, детство. Как отметил Конституционный суд РФ в постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П, по смыслу статьи 38 Конституции РФ семья, материнство и детство представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа.
При этом нужно помнить, что в семейном праве нет легального определения семьи. Ведь понятие «семья» не имеет и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Правовое содержание понятия «семья» наполняется, в зависимости от целей регулирования, различным юридическим содержанием. Прежде всего через толкование понятия «члены семьи».
В ст. 2 Семейного кодекса к членам семьи отнесены супруги, их родители и дети (усыновители и усыновленные). Одновременно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регулирует также отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Для целей жилищного законодательства в первую очередь важен факт совместного проживания. Поэтому беспочвенны опасения, что, если мать-одиночка воспитывает ребенка, это уже не традиционная семья и она не будет находиться под защитой государства. В Законе о поправке к Конституции нет никаких дискриминаций в части понятия семьи.
Отдельно стоит упомянуть, что в Конституции ранее прямо не говорилось о защите прав детей. Хотя адекватный правовой механизм защиты детства — это залог будущего государства. Не случайно та же Конвенция о правах ребенка 1989 г., признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности нужно расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу.
При подготовке Закона о поправке к Конституции созданная президентом рабочая группа долго искала самую подходящую формулировку. Сначала хотели указать, что дети — это важнейшая ценность России. После дискуссий остановились на варианте: дети — это достояние Российской Федерации, но в итоге приняли формулировку, гласящую, что дети являются приоритетом государственной политики России. Это в определенном смысле развитие положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Сейчас в действующей Конституции нет упоминания про детей, оставшихся без попечения. Очевидно, что этот важный социальный вопрос требует своего дальнейшего законодательного раскрытия. Посыл поправок — закрепить обязанность государства обеспечить достойные условия ребенку, что идет в унисон с международным правом. Напомним, что согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
Изначально в рабочей группе были предложения указать, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении таких детей. В ходе дискуссии к этим словам добавили: государство в первую очередь обеспечивает приоритет семейного воспитания.
Этот постулат относится к основным началам семейного законодательства (ст. 2 Семейного кодекса) и развит в ст. 123 СК. Так, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Из вышеприведенных конституционных поправок следует, что государство берет на себя повышенные обязательства в семейной сфере.
Мы видим, что конституционные принципы, заложенные в поправках, востребованы уже сейчас. В связи с пандемией коронавируса оперативно разработан комплекс дополнительных мер экономической поддержки семей. Антикоронавирусным законом с 1 июня 2020 года предусмотрено увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 6752 руб. Кроме того, указами президента РФ введены дополнительные выплаты гражданам, имеющим детей. Речь идет о ежемесячных выплатах в апреле — июне 2020 года в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет. С 1 июня 2020 года граждане смогут получить единовременную выплату в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет. Также введена дополнительная ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, порядок и условия предоставления которой определяются субъектами РФ. Помимо этого постановлением правительства РФ в апреле — июне 2020 года увеличен размер пособия по безработице из расчета 3000 рублей на каждого ребенка.
Надо подчеркнуть, что дальнейшей задачей государственной семейной политики должно стать укрепление и развитие гарантий поддержки семьи. Следует обратить внимание на развитие процедуры передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки. Определенный механизм господдержки в этой сфере уже сформирован. Дальнейшей задачей должно стать законодательное укрепление и развитие существующих гарантий. Речь идет о процедурах передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки.
Необходимо отдать преимущество не административному, а судебному порядку рассмотрения многих вопросов, связанных с правами ребенка
Из новых мер следует обратить внимание на то, что с 1 февраля 2020 г. при передаче одного ребенка на воспитание в семью размер пособия составляет 18 004,12 руб., а при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, детей, которые являются братьями и (или) сестрами, — 137 566,14 руб.
Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка. Выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предусмотренные на федеральном уровне гарантии прав на образование, на медицинское обеспечение, на жилище в отношении детей, оставшихся без попечения, также следует развивать. При этом можно использовать опыт отдельных регионов.
Например, в Ульяновской области в таких случаях компенсируется часть взносов на капитальный ремонт. В Нижегородской области предусмотрено первоочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление, отдых детей; один день в месяц бесплатное посещение государственных музеев. Приемной семье предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на приемного ребенка (детей) доли оплаты данных услуг.
Нужно говорить как о системных, так и о точечных изменениях. В настоящее время до 1 января 2021 г. предусмотрено право детей, оставшихся без попечения, на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты (ст. 71, 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Полагаем, что это право должно быть бессрочным.
Можно рассмотреть вопрос упрощения порядка получения государственной поддержки приемными семьями. Сейчас она носит заявительный характер, то есть денежные средства перечисляются после обращения приемных родителей. Передача данных для оказания поддержки таким родителям должна проходить в порядке межведомственного информационного взаимодействия, с тем чтобы избавить граждан от бумажной волокиты.
Новые конституционные положения показывают необходимость совершенствовать правила о приемной и патронатной семье. Очевидно, что патронат необходимо рассматривать наравне с приемной семьей как полноценную разновидность платной опеки (попечительства).
Индивидуальные требования к патронатному воспитанию устанавливаются договором и актом о назначении опекуна (патронатного воспитателя). При этом в отдельных случаях в регионах срок действия договора весьма краток, что не вполне отвечает интересам детей.
Так, в Тюменской области передача ребенка (детей) в семью патронатного воспитателя производится по решению органа опеки и попечительства на срок не более шести месяцев на основании договора о патронатном воспитании. Кроме того, в отдельных регионах обязанности по патронату в отношении ребенка (детей), переданного на патронат, осуществляются патронатным воспитателем безвозмездно, что также не вполне соответствует подходу федерального законодателя к этой форме устройства детей.
Очевидно, что нравственное воспитание ребенка наиболее эффективно именно в рамках семьи. В этой связи необходимо активное развитие и использование социально ориентированных организаций, которые могли бы осуществлять социальное, психологическое консультирование с целью адаптации семьи к новому члену. Здесь стоит отметить, что прорабатываются отдельные предложения вводить обязательное социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание ребенка, ограничение численности передаваемых в семью детей.
Сейчас этого предела нет. На уровне правительства предусмотрено, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восемь человек. Однако к изменениям в данной сфере нужно подходить крайне осторожно, чтобы не нарушить права детей, возможность близких родственников принять детей в семью.
Конечно, поддержка института семьи не исчерпывается только защитой прав детей, оставшихся без попечения. Важным элементом в преодолении сложных семейных ситуаций является реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Следует согласиться с высказанным в науке мнением о целесообразности рассмотрения вопросов участия психолога, например, при рассмотрении судами споров, связанных с местом жительства детей или с определением порядка общения с детьми.
Необходимо развивать законодательство в сфере репродуктивных технологий, принимая во внимание необходимость обеспечения интересов всех участников этих правоотношений, в том числе и ребенка. Требуется и дальнейшее развитие имущественных вопросов между членами семьи.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья, поэтому важной гарантией является сохранение и совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала.
Однако нельзя забывать, что коренная реформа семейно-правового регулирования опасна, а некоторые особенно радикальные предложения иногда явным образом направлены на разрушение семьи. Предложения о введении отдельных видов мер ювенальных технологий влекут неоправданное вмешательство государства в жизнь семьи и в целом серьезно угрожают традиционным семейным ценностям. Такие, с позволения сказать, технологии нарушают принцип приоритета семейного воспитания детей. Задачей государства в семейной политике должен стать не тотальный контроль над отношениями детей и родителей, а обеспечение возможности для воспитания детей и их развития во всех семьях, а также предоставление семьям, оказавшимся в тяжелой ситуации, моральной и материальной поддержки.
С этих позиций необходимо отдать приоритет не административному, а судебному порядку рассмотрения многих вопросов, связанных с правами ребенка, включая отобрание. Все это должно быть подробно урегулировано в законе. Кроме того, следует развивать использование институтов компенсации ущерба и морального вреда, причиненного родителям и ребенку в случае неправомерного вмешательства представителей власти в семейные отношения.
Между тем
Часть еще не вступивших в силу поправок в Конституцию уже фактически работает, они нашли отражение в указах президента РФ Владимира Путина и законах, направленных на поддержку граждан и бизнеса
Об этом заявил в субботу на заседании рабочей группы по подготовке изменений в Основной Закон ее сопредседатель, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
«Жизнь так распорядилась, что часть поправок в Основной Закон фактически уже начала работать в связи со сложившейся ситуацией. Этот социальный блок, на который граждане всегда обращали внимание, оказался востребованным», — приводит его слова ТАСС.
Крашенинников уточнил, что поправки социального характера «в том или ином виде изложены либо в указах президента, либо в федеральных законах», принятых парламентом в последнее время. Говоря о задачах рабочей группы на данном этапе, депутат заявил, что сейчас главное — продолжать информационную и разъяснительную работу.
Еще один сопредседатель группы — директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева — сообщила, что все это время она и ее коллеги по рабочей группе активно занимались разъяснением принятых поправок.
Работа, проводимая сейчас властями страны по поддержке граждан, «идет в логике поправок» в Конституцию, считает сопредседатель группы, глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он отметил, что изменения в Конституцию призваны были обеспечить гарантии для граждан на будущее, «но текст стал востребован уже сегодня». «Тем не менее в законе о поправке есть четкое положение, что поправки вступят в силу только при условии, что граждане на общероссийском голосовании поддержат изменения в Конституции. То есть решение принимают люди, это позиция президента», — подчеркнул Клишас.
Он добавил, что порядок голосования должен быть понятен гражданам, а само оно должно пройти в безопасных условиях. «Центральная избирательная комиссия очень плотно работала над этим вопросом», — констатировал сенатор.
Напомним, закон о внесении изменений в Основной Закон был принят Госдумой в окончательном чтении 11 марта. В тот же день его одобрил Совет Федерации, затем документ был поддержан законодательными собраниями всех субъектов РФ. Общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок было назначено на 22 апреля, но из-за угрозы распространения коронавируса президент Владимир Путин принял решение отложить его на более поздний срок.
Подготовила Галина Мисливская