Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.
Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами. Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью. Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.
Содержание
- Как церковь боролась с еретиками?
- Инквизиция и публичные сожжения
- Нужна помощь в учебе?
- Кто тут не слушался папу?
- Удушение как милость
- «Вилка еретика» и «колыбель Иуды»
- Грузоподъемность метлы
- Кто чаще всего становится жертвой насилия в церкви?
- Насилие в католической церкви — это новая проблема или о ней просто недавно заговорили? Каковы ее масштабы?
- Проблема больше распространена в странах «третьего мира»? Или в США и Европе она настолько же серьезна?
- Почему в католической церкви столько преступлений сексуального характера? Это из-за целибата?
- Папа Франциск жестче относится к преступлениям сексуального характера, чем Бенедикт XVI и Иоанн Павел II?
- Как бороться с насилием со стороны духовенства?
- Насколько распространено насилие в православной церкви?
Как церковь боролась с еретиками?
Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.
Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.
Инквизиция и публичные сожжения
Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер. И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом. Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.
Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.
Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Крестовые походы: причины и последствия
Следующая тема:   Франция: долгий путь к единству: Капетинги, Людовик VI, Филипп II
540 лет назад, 27 сентября 1480 года, католические правители Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции папы Римского Сикста IV учредили инквизицию в Испании.
Кто тут не слушался папу?
В католической церкви в период XIII-XIX веков инквизиция была особым церковным судом по делам о еретиках. Причём сначала вероотступниками считались лишь те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, которые в своём колдовстве применяли священные для церкви предметы, например святую воду. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном в 1215 году папой Иннокентием III Латеранском соборе, который установил особый процесс для преследования еретиков. Причём достаточным основанием для этого преследования объявлялись любые порочащие человека слухи.
В европейских государствах были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел о еретиках и вынесение приговоров. Члены трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям и находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широко применялись жестокие пытки, всячески поощрялись и вознаграждались доносчики. Помимо прочего, сама инквизиция получала огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых. «Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм Подробнее
Удушение как милость
После того как Испания была отвоёвана у арабов и объединена, в стране оказались очень большие общины мавров и евреев. Под давлением государства многие из них вынужденно крестились или были обращены в христианство насильно, но продолжали исповедовать свою старую религию тайно. Мавры и евреи составляли более четверти населения страны. Испанские правители Фердинанд и Изабелла собирались превратить Испанию в самую могущественную христианскую страну, и иноверцы могли помешать этим замыслам. Кроме того, королевской казне требовалось немало средств, и осуждённые еретики могли послужить их источником.
Тех, кто не признавал себя виновным, отлучали от церкви и сжигали на костре. Задушить перед сожжением считалось милостью. Из-за возросшего числа казней инквизиторы старались усовершенствовать своё ремесло. Строились помосты для провозглашения приговоров, рядом возводили крематории для сжигания тел. Вот только инквизиция использовала их для сжигания живых еретиков. Крематории украшали большие каменные статуи пророков из Библии, к которым привязывали приговорённых к сожжению. В Севилье эти статуи были построены на пожертвования одного доброго католика. Однако впоследствии выяснилось, что этот новый христианин втайне сохраняет верность иудаизму, и его тоже сожгли в украшенном им самим заведении. Кстати, первый великий инквизитор Испании Торквемада тоже был потомком крещёных евреев. Тем не менее главным инициатором преследования мавров и евреев считается именно он.
«Вилка еретика» и «колыбель Иуды»
Как средство чистосердечного признания инквизиция использовала пытки. Пыточный инструмент, в основу которого положен принцип тисков, назывался «испанский сапог» и широко использовалось не только в Испании, но и во всей Европе. Приспособление под названием «вилка еретика» напоминало двустороннюю вилку с четырьмя зубцами, которая плотно крепилась к шее кожаным ремешком, не позволяя свободно двигать головой и челюстью. Длина зубцов была рассчитана таким образом, что даже резкий наклон головы не давал жертве возможность получить желанную быструю смерть.
«Колыбель Иуды» была одним из самых изощрённых приспособлений для истязания. Оно состояло из деревянной пирамиды с острой вершиной в виде треугольника на конце. Допрашиваемого подвешивали на верёвках и насаживали промежностью прямо на вершину пирамиды.
Орудие пыток «Груша» получило своё название из-за сходства с одноимённым фруктом. Устройство состояло из металлических лепестков, которые раскрывались при вращении винта. Его вводили в рот, анальное отверстие или влагалище и с помощью винта его сегменты раскрывались на максимальную величину. При этой пытке внутренние органы серьёзно повреждались, что во многих случаях приводило к мучительной смерти. Этот пыточный инструмент применялся для допросов проповедников-еретиков, мужчин, обвиняемых в пассивном гомосексуализме, и женщин, заподозренных в интимной связи с дьяволом или его слугами.
Грузоподъемность метлы
К концу XV века большая часть евреев и мавров была изгнана из Испании. И с этого времени католическая церковь усиливает борьбу с новым главным врагом — колдовством. Распространилось мнение, что колдуны массово заключают договоры с нечистой силой и борются с праведными христианами. В основном обвиняли в колдовстве и считали ведьмами женщин. Инквизиция объясняла это просто: женщины — существа неразумные, и дьяволу легче затуманить им мозги. А кроме того, они любят плотские утехи больше мужчин, поэтому за помощью в любовных делах нередко обращаются к нечистой силе. Родинки на теле считались верным признаком ведьмы. Вызывали подозрения также необычная внешность женщины, её странное поведение. Укалывание считалось точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемую полностью обнажали и протыкали кожу в разных местах толстой иглой. Предполагалось, что на теле ведьмы должно быть место, которое не кровоточит при укалывании, и жертва не чувствует там боли. Но главным признаком, по которому определяли, является ли женщина ведьмой, был её вес. Считалось, что ведьмы используют для передвижения метлу, которая имеет определённую грузоподъёмность. Инквизиторы каким-то особым образом вычислили, что больше 50 килограммов метла поднять не сможет. Поэтому подозреваемых взвешивали, и если вес женщины был «в норме», то ей выдавали специальный сертификат, который можно было использовать в свою защиту при обвинении в колдовстве.
Откуда произошло выражение «охота на ведьм»? Подробнее
Пытали ведьм и с помощью своеобразного кресла для купания. Жертву привязывали к креслу, подвешенному на длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время. Затем давали немного глотнуть воздуха — и снова под воду. Для проведения этой пытки старались выбирать позднюю осень или зиму. Хорошим средством против молчаливых женщин считался «стул ведьм». Они были различных размеров и форм, но непременно с наручниками и блоками для фиксации жертвы. Чаще всего, с железными сидениями, которые при необходимости можно было раскалить.
Инквизиция в Европе в той или иной форме действовала на протяжении всего Средневековья. И даже больше. В Риме её упразднили только в начале XX века. А последним казнённым по приговору инквизиционного суда стал в 1826 году стал испанский учитель Риполь. Установить точно реальное количество жертв инквизиции невозможно. Современные историки оперируют самыми разными цифрами, доходящими до миллионов. Но большинство исследователей считает, что реальное число жертв инквизиции составляет от 14 тыс. до 23 тыс. человек.
разбор 16:47, 25 февраля 2019
24 февраля в Ватикане завершилась встреча католических клириков, посвященная защите несовершеннолетних в церкви. На ней обсуждались сексуальные преступления духовенства в отношении детей. Встреча длилась три дня, собрала 190 священнослужителей из 130 стран и стала первым мероприятием такого рода, организованным католической церковью. Событие, о котором много писали заранее, закончилось довольно общим заявлением папы римского Франциска. Тема насилия со стороны католических священников появляется в новостях так часто, что порой сложно оценить общую картину; «Медуза» попросила рассказать об этой проблеме религиоведа, научного сотрудника Института философии РАН Алексея Зыгмонта.
Кто чаще всего становится жертвой насилия в церкви?
Чаще всего говорят о действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних, но это не всегда педофилия: примерно в половине случаев речь идет об эфебофилии — в данном случае об абьюзе подростков 11-15 лет. Содержание преступлений варьируется от «недопустимого поведения» до систематических изнасилований. Около трех четвертей жертв — мужского пола. Большинство насильников — мужчины, но есть и женщины. Судя по рассказам жертв, священники часто убеждали их вступить в сексуальную связь, прибегая к своему духовному авторитету или просто пользуясь ситуацией — например, уединением во время исповеди. К примеру, священнослужитель мог сказать, что он — «воплощение бога на земле», что его действия жертве «во благо» и так далее.
Случаев преступлений в отношении взрослых известно намного меньше. Примерно в половине эпизодов это были единичные акты насилия, но случались также и «отношения», которые могли длиться годами. Так, одна из жертв рассказывала о таких «отношениях» с католическим священником, которые начались, когда ей было пятнадцать, продолжались восемь лет, и за это время она сделала три аборта. Однако это — кейс достаточно радикальный. Как показала практика, иногда абьюз может выглядеть как гомосексуальное ухаживание в течение нескольких месяцев или даже лет — например, когда священник был учителем жертвы в средней школе.
Реклама
Еще одна проблема — домогательства священников к монахиням. До недавнего скандала, когда ее наличие впервые признал папа Франциск, эта проблема почти не обсуждалась.
Насилие в католической церкви — это новая проблема или о ней просто недавно заговорили? Каковы ее масштабы?
Сама проблема — совершенно не новая, о «содомии» среди духовенства писали еще в XI веке. В нынешней формулировке, то есть когда мы говорим о сексуальном насилии над несовершеннолетними, раньше 1930-х она почти не отслеживается. Заговорили об абьюзе в католической церкви с конца 1980-х — начала 1990-х, когда об этом начали писать СМИ в Канаде, США и Австралии, а затем в Европе и Латинской Америке.
В отдельно взятой стране количество жертв может исчисляться тысячами. За 1990-е и 2000-е годы одни лишь американские епархии по решению судов были вынуждены выплатить в сумме около 1,2 миллиарда долларов компенсаций морального ущерба более чем полутора тысячам жертв.
Акция протеста против кардинала Бернадра Лоу во время скандала в Бостонской митрополии. Лоу обвиняли в замалчивании сексуальных преступлений со стороны духовенства.
Darren McCollester / Getty Images
Основная сложность здесь — даже не в том, что из-за авторитета священника жертва может умолчать о факте насилия, а в том, что епископы покрывают преступления священников, а их самих в течение долгого времени покрывал Святой Престол. Еще больше ситуация усугубляется тем, что довольно часто насильникам удавалось заранее «договориться» с жертвами при помощи денег. В своем выступлении на нынешней встрече немецкий кардинал Райнхард Маркс заявил, что в целом ряде случаев Ватикан либо не начинал расследований по делам о сексуальном насилии, либо даже уничтожал документы.
Проблема больше распространена в странах «третьего мира»? Или в США и Европе она настолько же серьезна?
Видимо, она распространена одинаково, просто о США и Европе мы знаем намного больше: здесь есть СМИ, проводятся официальные расследования (в некоторых странах государственные комиссии действуют на постоянной основе — например, в Ирландии), заводятся дела. Количество сообщений о случаях сексуального насилия зависят от огласки и того, насколько они покрываются на уровне епархий.
В отдельных странах — как в Индии, — жертвы сообщают о случаях насилия или домогательств крайне редко, так что судить о масштабах приходится только по слухам. В некоторых регионах проблема может иметь свою специфику — например, в Африке из-за СПИДа больше случаев сексуального насилия священников над монахинями, потому что вероятность заразиться от монахини будто бы меньше, чем от кого-то из местных жителей. В целом за рядом исключений — скажем, ЮАР, — выявленных случаев по странам «третьего мира» крайне мало.
Почему в католической церкви столько преступлений сексуального характера? Это из-за целибата?
Вопрос с целибатом — сложный, его можно трактовать двояко. То ли священники становятся склонны к сексуальным девиациям из-за целибата, то ли люди, склонные к сексуальным девиациям, выбирают священство и принимают целибат. Кроме того, целибат не объясняет, почему большинство жертв насилия и домогательств — мальчики, а не девушки и женщины. Поэтому исследователи обычно относятся к такому объяснению скептически.
У специалистов нет единого мнения о том, почему католические священнослужители совершают преступления на сексуальной почве. В докладе колледжа Джон Джей, где проблема исследуется на материале 1950-2002 годов, говорится, что преступления священников не привязаны к их гомосексуальности или склонности к педофилии и являются «crimes of opportunity», то есть не планируются заранее.
Кроме того, приводятся аргументы о том, что семинарии и монастыри — это исторически закрытые мужские сообщества, что епископам на мессе прислуживают молодые и привлекательные для них министранты и т. д. В обновленном докладе колледжа Джон Джей 2011 года пишут, что несравнимые с другими периодами масштабы абьюза в 1960-1980-е годы обусловлены тем, что в это время священники получают доступ к организациям вроде частных школ или кружков бойскаутов. Дела, о которых мы слышим сейчас, — в основном относятся к тому времени. Очевидно, по той же причине среди жертв больше мальчиков.
Папа Франциск жестче относится к преступлениям сексуального характера, чем Бенедикт XVI и Иоанн Павел II?
В смысле конкретных инициатив — пожалуй, что да. Иоанн Павел II и Бенедикт XVI ограничивались в основном извинениями и налаживанием внутрицерковных судебных процедур. Франциск, как и его предшественники во главе церкви, не избежал обвинений в укрывательстве преступлений и даже требований уйти в отставку. Но он занялся борьбой с преступлениями сексуального характера с момента интронизации. В 2013 году Франциск создал Папскую комиссию по защите несовершеннолетних, в которую помимо духовенства входят и светские ученые. О привлечении государства и нецерковных СМИ к процессам над насильниками он говорил и на нынешней конференции, так что здесь он пошел дальше своих предшественников.
В 2016 году папа издал апостольское послание «Как любящая мать» — оно упростило отставку епископов, которые скрывают случаи сексуального насилия, и ужесточило их подотчетность церковным властям. Франциск действительно «уволил» беспрецедентное количество епископов: после громкого скандала в Чили в 2018 году прошение об отставке подали все 34 местных епископа. Папа принял отставку трех человек, а двоих лишил статуса клирика. 16 февраля 2019 года, перед началом конференции в Ватикане, завершился процесс архиепископа Вашингтона на покое Теодора Маккэррика, по итогам которого он потерял титул кардинала. Это первый подобный случай почти за сотню лет.
Папа Франциск на встрече в Ватикане, посвященной борьбе с преступлениями сексуального характера против несовершеннолетних
Vatican / PA Images / Scanpix / LETA
Как бороться с насилием со стороны духовенства?
Сходу решить проблему не выйдет, потому что масштабы слишком велики, а церковные институции лучше приспособлены к тому, чтобы мириться со сложившейся ситуацией, а не бороться с ней. Но теперь католической церкви придется все больше прислушиваться к голосам жертв, объединенных в рамках множества проектов и ассоциаций. Если обобщить их позицию по итогам прошедшей в Ватикане встречи, они потребовали наказания виновных и их укрывателей, а также прозрачности внутрицерковных процессов. Некоторые жертвы сексуального насилия высказали свое недовольство политикой Ватикана, устроив в Ватикане «Марш нулевой терпимости».
Реклама
Пока что главные итоги встречи — сам факт ее проведения и 21 «пункт для размышлений». Эти пункты папа Франциск представил собравшимся. Среди них — вопросы терминологического, организационного, процедурного и информационного характера: кто должен нести ответственность за ведение дел, как обходиться с обвиняемыми и обвиняющими и т. д. В числе наиболее важных положений — извещение светских властей и создание «горячих линий» для тех, кто хочет сообщить о сексуальном насилии со стороны духовного лица. Но само по себе составление этих пунктов еще не означает, что какие-то меры будут применяться на практике.
Есть два основных направления борьбы с насилием в церкви. При Бенедикте XVI и при Франциске за преступления сексуального характера лишали сана примерно 100-120 священников в год — но без огласки. Если обеспечить такую огласку и привлечь к расследованию светские власти и СМИ — это станет реальной и конкретной мерой борьбы, хотя в каждом отдельном случае такое вмешательство будет для церкви болезненным. Вторая задача — борьба с укрывательством виновных. Без готовности епископов к сотрудничеству — иногда по делам 50-летней давности — изменить ситуацию будет намного сложнее.
Насколько распространено насилие в православной церкви?
В православии случаи растления несовершеннолетних тоже встречаются, но очень редко. Чаще можно услышать утверждения о наличии в церкви «могущественного гей-лобби». После проверок в Казанской духовной академии, проведенных по сообщениям о сексуальных домогательствах и изнасилованиях, диакон Андрей Кураев заявил, что около 50 из 360 епископов Русской православной церкви — геи. Публичные скандалы, связанные с гомосексуальностью священников, происходят в РПЦ с 1990-х годов. Фигурируют в них, в основном, епископы. По итогам разбирательств их ненадолго ссылают в какой-нибудь монастырь или переводят на другое место. Сексуальное насилие в РПЦ есть, но такие случаи редко предают огласке. В других Поместных православных церквях ситуация похожая — о насилии и домогательствах редко становится известно.
В вступлении автор ставит ряд вопросов: 1) о тех, которые делают еретиков (von den Ketzermachern selbst); 2) о тех, кого делали еретиками; 3) о самих предметах ереси; 4) о способе делания еретиков и 5) о целях и последствиях делания еретиков.
На каждый из этих пунктов он ставит еще десятки вопросов, ответы на которые дает потом из сочинений известных богословов, а главное предоставляет самому читателю сделать вывод из изложения всей книги. Как образцы этих вопросов, заключающих в себе отчасти и ответы, приведу следующие. По 4-му пункту о том, как делаются еретики, он говорит в одном из вопросов (в 7-м): «Не показывает ли вся история того, что самые большие делатели еретиков и мастера этого дела были именно те мудрецы, от которых отец скрыл свои тайны, т. е. лицемеры, фарисеи и законники или совершенно безбожные и извращенные люди». (Вопр. 20—21): «И что не были ли в испорченные времена христианства отброшены лицемерами и завистниками те самые люди, особенно одаренные от бога великими дарами, которые во времена чистого христианства были бы высоко почитаемы. И напротив, не были ли бы эти люди, которые при упадке христианства возвысили себя выше всего и признали себя учителями чистейшего христианства, не были ли бы те люди во времена апостолов и учеников Христа признаны самыми постыдными еретиками и антихристианами».
Между прочим, высказывая в этих вопросах мысль о том, что словесное выражение сущности веры, которое требовалось церковью и отступление от которого считалось ересью, никогда не могло вполне покрывать самого миросозерцания верующего и что потому требование выражения веры известными словами и производило ереси, он в вопросе 21-м и 33-м говорит:
«И что если человеку божественные дела и мысли представляются столь великими и глубокими, что он не находит соответствующих слов для их выражения, то следует ли его признать еретиком, если он не может вполне точно выразить свое понятие? И что не оттого ли в первые времена не было ереси, что христиане судили друг друга не по словесным выражениям, но по сердцу и делам, при совершенной свободе выражения своих мыслей, без страха быть признанным еретиком? Не было ли самым обыкновенным и легким способом церкви (говорит он в 31-м вопросе), если клир хотел избавиться или погубить кого,