Часть серии по
Портал христианства
Западный Rite православие , западное православие , или православный западный Rite термины , используемые для описания приходов, которые в рамках автокефальных церквей в Православной Церкви и независимого православие . Эти общины использовали западные литургические формы, такие как Сарумский обряд , Мосарабский обряд и Галликанский обряд . Некоторые конгрегации используют то, что стало известно просто как английская литургия, заимствованная из англиканской Книги общей молитвы , хотя и с некоторыми изменениями в тексте, чтобы подчеркнуть православное богословское учение. На западный обряд, существующий сегодня, сильно повлияли жизнь и творчество Джулиана Джозефа Овербека .
Миссии, приходы и монастыри западного обряда существуют в определенных юрисдикциях основной православной церкви, преимущественно в пределах Русской православной церкви за рубежом и Антиохийской православной христианской архиепископии в Северной Америке .
Кроме того, западный обряд практикуется в религиозных общинах за пределами основной восточно-православной церкви. Причащение Западной Православных Церквей и Православной Церкви Франции полностью западный Rite. Кроме того, среди старостильников есть небольшое количество общин западного обряда , например бывший экзархат западного обряда Священного Синода Милана и Автономная православная митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов ; в рамках независимого православия преемники Американской православной католической церкви имеют столичные юрисдикции западного обряда. В прошлом в восточном православии также существовали общины западного обряда . Есть также ряд независимых западных православных церквей и монастырей, которые не входят ни в Восточную православную церковь, ни в Восточную православную церковь.
Приходы западного обряда встречаются почти исключительно в странах с большим римско-католическим или протестантским населением. Есть также многочисленные религиозные общества и издательские предприятия, связанные с западным обрядом. Православие западного обряда остается для некоторых спорным вопросом; однако движение продолжает расти в численности и признании.
ПРАВОСЛАВНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ФРАНЦИИ*: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Н.Ю. Шабанова
История XX в. — история сложных политических процессов, таящая множество загадок. Многое остается не понятным по сей день. Одно из малоизученных явлений в истории XX в. — Православная Католическая Церковь Франции. Для того чтобы осветить историю этой церкви, необходимо выделить предпосылки ее возникновения.
История русского Православия во Франции начинается с поражения белой армии в Г раждан-ской войне, когда потоки русских граждан устремились за пределы России: на Балканы, в Стамбул, в Западную Европу. Русская эмиграция первой волны насчитывала порядка трех миллионов человек, большинство из которых — православного вероисповедания. Церковная жизнь русских эмигрантов складывалась вокруг храмов поместных православных церквей, на территории которых они оказались. Многие русские пастыри и архипастыри также оказались за границей, поэтому необходимо было организовать церковную жизнь эмигрантов и назначить руководителей церкви за рубежом.
В свою очередь, патриарх Тихон и Священный Синод 8 апреля 1921 г утверждают управляющим всеми приходами Русской Православной Церкви в странах Западной Европы архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского)1, до восстановления связей с митрополитом Петроградским, в подчинении которого данные приходы находились прежде. Несколькими месяцами ранее, 2 декабря 1920 г., русские иерархи, находящиеся на канонической территории Константинопольского Патриархата, получают разрешение от Местоблюстителя патриаршего престола Константинопольской Церкви митрополита Досифея на учреждение Временного высшего церковного
управления за границей (ВВРЦУ), под председательством митрополита Киевского Антония (Хра-повицкого)2. Именно тогда наметились противоречия в действиях Московской Патриархии и православного зарубежья, ведомого митрополитом Антонием. В сложившихся условиях в ноябре -декабре 1921 года в Сремских Карловцах состоялся первый Русский Всезаграничный церковный Собор. В ходе собора организовалось Высшее Церковное управление за границей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония. ВРЦУ претендовало на роль главы церковной жизни всего русского зарубежья. В посланиях Собора звучали антисоветские лозунги и призывы к восстановлению монархии. Именно тогда сложились условия раскола в Православии за границей.
В мае 1922 г. на соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета был оглашен указ Патриарха, отрицающий каноническое значение Карловацкого Синода, а также была представлена официальная позиция Русской Православной Церкви: Патриарх подтвердил, что заграничные русские приходы находятся в подчинении возведенного в январе 1922 г. в сан митрополита Евлогия (Георгиевского). После Архиерейского Собора 1922 г . в Сремских Карлов-цах, где был образован Зарубежный Архиерейский Синод, намечаются серьёзные противоречия между председателем Синода митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием: последний не желал подчиняться Синоду, считая себя подотчетным Патриарху. На Архиерейском Соборе 1924 г. в Карловцах снова встал вопрос о непризнании митрополитом Евлогием над собой канонической власти Ахиерейского Синода, где принято решение упразднить автономию Западно-европейской
Православно-католическая церковь Франции — с 1936 г. французские приходы в составе Русской православной церкви, литургическая жизнь которых устроена согласно западному (католическому) обряду . В 1960-х гт . некоторые французские православные приходы западного обряда переходят в каноническое подчинение Русской православной церкви заграницей, где получают название «Православной Католической Церкви Франции», которое сохраняется по сей день. В 1970-х гт. происходит разрыв с исконно православными церквами, и Православная Католическая Церковь Франции становится независимой.
1 Русская Православная Церковь XX век. М., 2008. С. 140.
2 Там же. С. 138.
митрополии. Окончательный разрыв между Архиерейским Синодом и митрополитом Евлогием произошел в 1926 г ., когда последний покинул очередной Архиерейский Собор в Сремских Кар-ловцах.
Таким образом, свершился разрыв между приходами в Западной Европе, подчиненными Московскому Патриархату и приходами в ведомстве заграничного Архиерейского Синода. На Архиерейском Соборе 1927 г. митрополит Елогий и его викарии были запрещены в служении. Но, на этом не закончились несогласия между высшими церковными иерархами в трагические для России годы.
В июле 1927 г ., после подписания Декларации о лояльности советской власти, Временный Патриарший Священный Синод в Москве обязал заграничное духовенство письменно утвердить, что вся последующая их деятельность не должна быть воспринята как выражение нелояльного отношения к советскому правительству. Митрополит Евлогий подписался в лояльности, но ни один епископ зарубежного Синода не пошел на это шаг.
Однако митрополит Евлогий не сумел остаться лояльным надолго. В связи с ужесточением гонений на церковь в СССР , он не смог удержаться от заявлений политического характера. В марте 1930 г Евлогий принял участие в молениях о «страждущей Русской Церкви», проведённых по инициативе Архиепископа Кентерберийского в Лондоне. Вследствие чего он был отстранен митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Синодом от управления русскими приходами в Западной Европе, которые теперь перешли в ведение митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского). Митрополит Евло-гий, вместе со своей митрополией, без отпускной грамоты перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; из русских приходов был организован Экзархат с митрополитом Евлогием в качестве экзарха.
Таким образом, в результате противоречий между архиереями Русской Православной Церкви в 2030-х годах XX в., ее паства разделилась между тремя лагерями: зарубежным Архиерейским Синодом (впоследствии Русская православная церковь заграницей), русским Экзархатом Константинопольского Патриархата (так называемыми «евлогианами») и Матерью-Церковью.
1 Русская Православная Церковь XX век. М., 2008. С.371.
2 Русская Православная Церковь XX век. М., 2008. С. 396.
Положение несколько изменилось по окончании Второй Мировой войны. 18 февраля 1945 года митрополит Евлогий призывает паству вернуться в лоно Матери-Церкви. В конце августа в Париже последовало епархиальное собрание во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем), итогом которого стал переход митрополита Евло-гия, а также главы Западно-Европейской епархии, находившейся в ведении Зарубежного Синода, митрополита Серафима (Лукьянова) со всеми подчиненными им приходами в лоно Московской Патриархии. Позже, в октябре, с Матерью-Церковью воссоединились также русские приходы в Ермании, возглавляемые бывшим викарием митрополита Ев-логия Александром (Немоловским), назначенным архиепископом Берлинским и Германским.
7 сентября 1945 г . постановлением Священного Синода был образован Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата во главе с митрополитом Евлогием’. Однако, полному воссоединению не суждено было случиться: 8 августа 1946 г. митрополит Евлогий скончался. Еще в 1943 г . Владыка в своём письменном завещании назвал своим преемником архиепископа Ницского Владимира (Т ихо-ницкого), а у Московской Патриархии, тем не менее, был свой кандидат на должность экзарха в Западной Европе. После похорон митрополита Евлогия архиепископ Владимир получает постановление Святейшего Синода о назначении экзархом присоединённого из Зарубежной церкви митрополита Серафима (Лукьянова). Это назначение вызвало недовольство, как самого архиепископа Владимира, так и у значительной части бывших евлогианских приходов, поскольку митрополит войны поддержал «освободительный поход» вермахта против СССР , полагая коммунистический режим большим злом для России.
Недовольство архиепископа Владимира и евло-гианских приходов вылилось в епархиальное собрание в Париже в октябре 1946 г ., на котором некоторые приходы, руководимые архиепископом Владимиром, перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Реакция Московской Патриархии последовала в мае 1947 г .: указ № 875 митрополиту Серафиму исключал епископов Западноевропейского Экзархата, порвавших с Московской Патриархией, из Русской православной 2
церкви .
Таким образом, после окончания Второй Мировой войны, количество приходов Московской Патриархии за пределами ее канонической территории значительно выросло, хотя, как и прежде, уступало по количеству приходов ю рисдикции Зарубежного Синода (карловчан) и Константинопольской Патриархии (так называемых «владимировцев»). Был создан Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии (просуществовал до 1990 года), который до 1949 г. возглавлял митрополит Серафим (Лукьянов).
Как отмечалось выше, православие во Франции получает широкое распространение в 20-х гг. в среде эмигрантов первой волны; люди православного вероисповедания нуждались в духовном окормле-нии. Начинается строительство храмов, открываются новые приходы. Почти все они находятся в ведении митрополита Евлогия. В это же время начинают свою деятельность Русское студенческое христианское движение (РСХД) в Париже, а также братство святого Фотия (основано в 1925 г .), которое было специально создано для «борьбы против внешних и внутренних врагов Церкви»1. После ухода митрополита Евлогия под омофор Константинопольского Патриарха, управление церквами Западной Европы было поручено митрополиту Литовскому Елевфе-рию (Богоявленскому), православные приходы во Франции находились в ведении викарного епископа Вениамина (Федченкова). Во главе с епископом Вениамином оставшиеся верными Матери-Церкви в 1931 г. создали в Париже православный храм во имя Трех Святителей. Так возникло Трехсвятитель-ское подворье Русской Патриаршей Церкви, один из важнейших духовных центров русской эмиграции.
У истоков создания братства святого Фотия стоял Алексей Владимирович Ставровский, человек молодой, выходец из Русского студенческого христианского движения, объединявшего в 1930 годы большинство православной молодежи во Франции. Именно он был избран главой братства в 1925 г., его заместителем стал В.Н. Лосский.
Когда митрополит Евлогий отошел от Московской Патриархии, Свято-Фотиевское братство,
заняв твердую каноническую позицию на Парижском епархиальном съезде 1930г., осталось верным Матери-Церкви и приняло участие в основании Трехсвятительского подворья. В 1931-1940 годах руководство братством осуществлял ревностный сторонник сохранения канонических уз православной эмиграции с Матерью-Церковью, религиозный философ В.Н. Лосский2. Члены братства весьма активно участвовали в деятельности приходского совета Трехсвятительского храма в Париже. В последний от братства святого Фотия в 1931 году вошли М.Е. Ковалевский, Е.Е. Чириков и М.А. Каллаш, редактор Вестника РСХД И.А. Лаговский, А.А. Волынский и К.Г . Шевич 3. В рамках просветительской деятельности прихода члены братства проводили для русских эмигрантов духовные собрания. Члены братства св. Фотия иконописцы Г .И. Круг и Л.А. Успенский в 1933-1935 гг . вдохновенно работали над художественным оформлением иконостаса Трехсвятительского подворья в Париже.
Будучи организацией мирян, Свято-Фотиевское братство имело следующие цели, как их сформулировал В.Н. Лосский: помощь в церковно-приход-ском строительстве, легализация и выработка церковных уставов; подготовка публикаций и докладов на религиозные темы, и, одна из важных задач — осуществление православной миссии на Западе среди французов4. Именно в порядке миссионерской деятельности братства была приведена к православию так называемая Католико-Евангелическая церковь епископа Луи-Шарля Виннарта ^ тпаеЛ). Вин-нарт основал собственный приход, проповедовал православие западного обряда. В декабре 1936 года, незадолго до смерти, был принят в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата в сане священника, пострижен в монашество с именем Иринея и возведен в сан архимандрита с правом служения по западному обряду 5. Церковь Виннарта присоединена к Русской православной церкви указом Московской Патриархии от 16 июня 1936 г.6 Пришедший в православие мирянином, впоследствии 28 лет руководивший первым в истории Русской православной церкви французским право-
1 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. С. 162.
2 Церковь владыки Василия (Кривошсина). Н.Новгород, 2004. С. 137.
4 ГАРФ. Ф.6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 4-5.
5 Ведерников А. Архимандрит Дионисий (Шамбо) (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 8. С. 26-31.
6 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 2, 5.
славным приходом Вознесения Господня западного обряда в Париже, а также член Совета при Экзархе в Западной Европе архимандрит Дионисий (Шам-бо)1, говорил о присоединении церкви Виннарта к Русской Православной Церкви следующее: «Сообразно каноническим возможностям, которые предоставила русская церковь, мы сорганизовались в во французский приход с западным обрядом, придерживающийся григорианского календаря» 2. В дальнейшем при содействии братства святого Фотия была доведена до совершенства литургия западного обряда3. Спустя некоторое время вопросами доработки галликанского обряда займется преподаватель патрологии и литургики Свято-Дионисиев-ского института бельгиец по происхождению архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге)4.
Православный французский институт святого Дионисия был основан в 1947 г ., эмигрировавшим из Петрограда в начале 1920-х гг. Е.Е. Ковалевским, активным участником братства св. Фотия, принявшим сан священника в 1937 г. Институт св. Дионисия играл важную роль в жизни французских приходов: в институте осуществлялся перевод на французский язык литургических текстов, проводились лекции, богословские курсы на французском. Среди преподавателей были знаменитые В.Н. Лосский и Л.А. Успенский5.
По численности приходов во Франции, да и вообще в Западной Европе, Русская Православная Церковь уступала карловчанам и евлогианам. По данным на 1944 г. во Франции действовали три русских и один французский приход 6, а в 1953 г ., уже после воссоединения митрополита Евлогия с Матерью-Церковью французских приходов насчитыва-
лось не менее пяти .
Православные приходы Московской Патриархии во Франции с 1930 г . находились в юрисдикции Литовской епархии, и на основании указа Литовского Епархиального Совета от 31 марта 1939
г. должны управляться благочинными, совместно с благочинническим советом8, причем в случае, если благочинным являлся русский по происхождению, то его заместителем обязательно был француз, и на-оборот9. Декрет от 31 марта 1939 г . предусматривал случай невозможности сообщения между французскими приходами и епархиальной властью Литвы. После начала в сентябре 1939 г . Второй Мировой войны и последовавшей в 1940 г . кончины митрополита Елевферия русские и французские приходы Франции остались без епископского окормления до 1945 г. Руководство приходов использовало возможность сообщения с Московской Патриархией и надеялось на возобновление епископского окорм-ления: в письме Патриаршему местоблюстителю митрополиту Алексию от 23 сентября 1944 г . Благочинный русских патриарших приходов во Франции игумен Стефан (Светозаров) просит назначить епископа, либо «если это окажется невозможным, -принять приходы в Париже под своё непосредственное ведение, пока не откроется возможность сношений с Литовской Епархиальной властью» 10. В дальнейшем вопрос епископского управления приходами сыграет ключевую в их истории роль.
В докладе Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Алексию в сентябре 1944 г. архимандрит Дионисий (Шамбо) цитирует слова основателя французского православия западного обряда Ири-нея Виннарта, о том какой он видит свою Церковь: «Речь идет не о том, чтобы создать еще одну русскую церковь во Франции и не о том, чтобы создать с помощью русской церкви православную западную церковь, имеющую свой западный обряд, свою собственную литургию, свои особые традиции, свою жизнь, свою администрацию, и которая должна прийти впоследствии к установлению полной ав-тономии»11. Виннарт в момент произнесения этих слов считал невозможным автономное существование своей Церкви, более того, он почитал за честь
‘ Ведерников А. Указ.соч. С. 26-31.
2 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д.20. Л.6.
3 Там же. Л. 7.
‘ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 118. Л. 133.
5 Там же. Л. 175, 177.
г’ ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 2.
7 Там же. Д. 118. Л. 105.
‘ ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 2.
0 Там же. Л. 7.
0 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 2. » Там же. Л. 6.
пребывать в лоне Русской Православной Церкви 1. Вопрос о дальнейшей судьбе французских приходов возник в начале 1950-х гт ., когда зашла речь об избрании нового архиерея Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Франции. Одним из условий для кандидатов было обязательное наличие французского гражданства. Активный деятель французской Церкви, основатель Свято-Иринеевского прихода в Париже протоиерей Ев-граф Ковалевский воспринял сложившуюся ситуацию как шанс для реализации своего давнего желания получить посвящение в архиерейское достоинство для руководства православными приходами Франции. Однако Патриархия предпочла другую кандидатуру: в декабре 1953 г . будет произведена епископская хиротония, председатель Совета при Экзархе Московского Патриархата в Западной Европе архимандрит Николай (Еремин) назначен на пост викария с титулом епископа Клишисского.
толическая Церковь Франции» («Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)») отправляет послание патриарху Александрийскому Христофору с прошением войти в его юрисдикцию 3. Из документа очевидно, что как минимум пять приходов последовало за Ковалевским, а так же Богословский Институт св. Дионисия. Однако попытка войти в лоно Александрийской Православной Церкви не увенчалась успехом. Затем, как вспоминал митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Евграф примкнул к «владимировцам», но «когда оказались трудности, он быстро ушел оттуда, перешел в Зарубежную Церковь»4. В 1957 г. «Православную Католическую Церковь Франции» принимает под свой омофор архиепископ Сан-Франциский Иоанн (Максимович) (Русская Православная Церковь заграницей). 11 ноября 1964 г . протоиерей Евграф Ковалевский был рукоположен во епископа Сен-Дени с именем Иоанн-Нектарий.
Протоиерей Евграф Ковалевский.
Узнав о готовящейся хиротонии, протоиерей Евграф подал прошение об отставке, но ему было отказано. Тогда он принимает решение выйти из-под омофора Русской православной церкви. Постановлением Священного Синода от 23 марта 1953 г . Патриархат, «сожалея об уходе клира и верующих французов, решил не считать их больше в своем под-чинении»2. А уже в мае 1953 г . «Православная Ка-
Рукоположение епископа Сен-Дени Иоанна-Нектария.
Благодаря стараниям архиепископа Иоанна в составе Русской Православной Церкви заграницей была учреждена Сен-Денийская епископская кафедра, включавшая в себя приходы западного обряда. После смерти архиепископа Иоанна в 1966 г .
1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 20. Л. 6.
2 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 118. Л. 100.
4 Там же. Л. 101-105.
у Ковалевского возникает конфликт с Русской Зарубежной Церковью (от него потребовали перехода на восточный обряд) и «Французская Католическая Православная Церковь» вновь становится независимой. После смерти Иоанна-Нектария в 1970 г «Православная Католическая Церковь Франции» ищет контактов с каноническим православием. В 1972 г . она была принята в качестве Автономной Церкви в состав Румынского Патриархата. Для французов рукополагается новый епископ Сен-Дени — Герман1. Как вспоминал митрополит Антоний Сурожский: «Румыны в этом смысле приняли их легкомысленно. Я говорил с их епископом, который мне сказал: «Знаете что, у меня приходов нет во Франции. Я их принял, и у меня оказалось одиннадцать приходов. Если окажется что-нибудь не то, мы их выкинем и ничего не потеряем, потому что все равно не наши». И это было очень грустно»2. В 1993 г произошел разрыв отношений с Румынским Патриархатом. Французская Церковь снова становится независимой. В апреле 1999 г Ассамблея православных епископов Франции, где Московский Патриархат представлял архиепископ Корсунский, напомнила о принципах канонического устройства Православной Церкви во
Франции, и выступила с разъяснением относительно групп, незаконным образом использующих имя Православной церкви3. Таким образом, Православной Католической церкви Франции было отказано в связи с каноническим православием.
Современная «Православная Католическая Церковь Франции» имеет 30 приходов и часовен, один монастырь. В богослужениях используется восстановленный галликанский обряд. Название Церкви было изменено на «Православная Церковь Франции»4. В 2001 г . от Церкви откололась часть приходов, которые образовали «Объединение православных культовых ассоциаций Западного Обряда» («Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental» (U ACORO)). Эта группа начала искать связей с каноническим православием, их попытки увенчались успехом в 2004 г ., когда группа вошла в общение с Западноевропейской епархией Сербской Патриархии. События сегодняшнего дня показывают, что вопрос о статусе Французской Православной Церкви остается нерешенным, что затрудняет положение православных в Европе.
© Шабанова Н.Ю.
Не путать с галликанским обрядом .
Gallican Церковь была в Римско — католической церкви в Франции от времени декларации духовенства Франции (1682) в том , что в гражданской Конституции Духовенства (1790) во время Французской революции .
Галликанизм был теорией, согласно которой власть монархов не зависит от власти пап и что церковь каждой страны должна находиться под совместным контролем Папы и монарха. Противоположная доктрина известна как ультрамонтанизм .
История
Эта идея возникла еще во время правления Филиппа IV , в некоторых протестах этого монарха против политики Папы Бонифация VIII . Другие считают, что папы передали определенную степень церковной власти каролингам в попытке контролировать франкскую знать, и эта же власть была передана их преемникам. В поддержку этой точки зрения они ссылаются на так называемую прагматическую санкцию Людовика IX 1269 года, хотя историк Пауль Шеффер-Бойхорст и другие считают это подделкой, датируемой примерно между 1438 и 1452 годами.
Прерогатива де потчевать Подразумевается , что король был не только законным опекуном темпоральностей незанятых видит, но и то, что он имеет право на покровительство принадлежащего им. Соответственно, он даровал соборные саны и бенефисы. Это происходило из точки зрения, что церковные престолы были феодальными владениями. Болонский конкордат 1516 подтвердил король права Франции номинировать назначения на бенефиции-архиепископ, епископ, аббат и priors- , позволяющей Корону, управляя свой персонал, чтобы решить , кто должен был возглавить Gallican церкви. Каноническая установка этих церковных служителей была оставлена за Папой; Таким образом, соглашение подтвердило папское вето любого лидера, которого выбрал король Франции, которого можно было бы считать действительно неквалифицированным.
Согласно галликанизму, первенство папы ограничивалось, во-первых, временной властью князей; во-вторых, властью генерального совета и епископов; и, наконец, канонами и обычаями отдельных церквей, которые папа был обязан принимать во внимание при осуществлении своей власти.
Декларации французского духовенства ( Declarationes Cleri Gallicani ) были составлены в 1682 году Жаком-Бенинь Босуэ по указанию Людовика XIV .
В нем говорилось, что Церковь имеет власть только над духовными вещами и такими вещами, которые касаются спасения, а не над мирскими и мирскими вещами. Следовательно, короли и суверены по Божьему повелению не подчиняются какой-либо церковной власти во временном; они не могут быть свергнуты, прямо или косвенно, властью правителей Церкви, их подданные не могут быть освобождены от того подчинения и повиновения, которым они обязаны, или освобождены от присяги на верность.
Эти предложения были провозглашены королевским указом и обнародованы в духовных школах Франции, но публично сожжены обычным палачом в Риме.
После революции Наполеон заключил конкордат с Папой Пием VII в 1801 году, а затем в одностороннем порядке внес в него поправки Органическими статьями от 8 апреля 1802 года, в которых говорилось, что провозглашение папских указов зависит от усмотрения правительства; и что всегда будет возможность подать апелляцию в Государственный совет против злоупотреблений церковной властью.
Теория имела как религиозное, так и политическое применение. Французские епископы использовали это, чтобы оправдать усиление власти в правительстве своих епархий и уменьшить доктринальный авторитет Папы в пользу авторитета епископов. Магистраты использовали его для расширения своей юрисдикции, чтобы охватить церковные дела, и имели тенденцию все больше и больше расширять права государства в ущерб правам Церкви.
Следующие привилегии были заявлены, но никогда не приняты Святым Престолом:
- Короли Франции имели право собирать церковные советы в своих владениях.
- Короли Франции имели право издавать законы и постановления, касающиеся церковных вопросов.
- Папа требуется согласие короля отправить папских легатов во Францию.
- Эти легаты требовали согласия короля для осуществления своей власти во Франции.
- Епископы , даже когда им командовал папа, не могли покинуть королевство без согласия короля.
- Королевские офицеры не могли быть отлучены от церкви за действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей.
- Папа не мог санкционировать отчуждение помещичьих церковных владений во Франции или уменьшение каких-либо фондов .
- Папские буллы и письма требовали пареати короля или его офицеров, прежде чем они вступили в силу во Франции.
- Папа не мог издавать разрешения «в ущерб похвальным обычаям и уставам» французских соборных церквей.
- Было законно апеллировать от папы к будущему собору или прибегать к » апелляции как от злоупотребления » ( appelcom d’abus ) против действий церковной власти.
В 1438 году, во время правления Карла VII, весьма галликанская прагматическая санкция Буржа дала епархиальному духовенству — и, в частности, каноническим главам — право избирать епископов (король мог влиять на главы, чтобы назначать своего человека). Установил строгие ограничения на поток денег (первые плоды и аннаты) и судебные апелляции, которые текли из церкви во Франции в Рим.
И Французскую церковь, и Рим обвиняли в истощении французских запасов слитков (с некоторым преувеличением). Этот кощунственный поступок раздражал римскую курию. Позже, при Людовике XI, он стал футбольным. Он был аннулирован или переформулирован в более жесткой форме в зависимости от состояния отношений между Римом и Плесси-ле-Тур.
Франциск I стремился распространить французское влияние в Италии, с этой целью он хотел тактично обращаться с Папой. Он решил отказаться от прагматической санкции раз и навсегда по условиям Болонского конкордата (1516 г.), заключенного между Францией и Римом после ослепительной победы Франциска при Мариньяно. Право капитулов назначать епископов было отменено; отныне король будет назначать, а Папа учреждать их. Пожилые каноники (ниже звания епископа) были основными жертвами. Таким образом, королевский централизм добился значительных успехов; то, что раньше было формальным контролем, стало реальным после назначения более 100 епископов, которые большую часть своего положения были обязаны королю и платили ему значительный доход. Влияние папы также увеличилось в 1516 году, поскольку папство теперь имело право проверять назначения епископов за счет антипапского соборности, столь дорогого для более поздней средневековой Франции, которая стремилась подчинить папу епископам.
Примечание: — Французский король, получающий доход от своих епископов, похож на ситуацию в постреформационной Англии, где более половины дохода епархии могло идти короне. При Карле I это часто было похоже на голландский аукцион: кандидату сообщали, какой доход он должен был перечислить, и он мог отказаться, тогда более отчаянный кандидат соглашался. Архиепископ Лауд хотел положить конец этой практике: он хотел, чтобы все деньги были потрачены на епархию, восстановление Церкви.