В продолжение турецкого отдыха и, так называемой, обзорной экскурсии по Аланьи, расскажу про поездку в Церковь Святого Георгия.
У наших турецких друзей была главная задача, чтобы туристы закупились в иконной лавке, которая находится при церкви. Но об этом будет в другом отзыве. Сначала нас повели в лавку, потом непосредственно в храм, который меня не впечатлил, а скорее озадачил.
Если копнуть историю, то по преданиям Святой Георгий Победоносец победил дракона именно здесь. Церковь эта примечательна тем, что является православной. Была построена не так давно — в 1873 году недалеко от центра Аланьи на горе. Вид с горы открывается замечательный. Когда мы ехали на автобусе к церкви, одна туристка устроила кипиш. Мы постоянно поднимались вверх, горная дорога напугала своим резким обрывом вниз туристку, и она стала не на шутку кричать. Скажу, что и мне было немного страшно, но я борола это чувство внутри себя.
Вот такой представал вид туристическим очам во время поднятия автобуса на гору:
Горы, море… Очень красиво действительно. Завораживает.
Это все из разряда: слабонервным лучше не ехать. У женщины были шок и истерика одновременно. Когда мы доехали, она выскочила из автобуса.
Итак. Мы добрались до точки, где располагался храм. Туда мы попали через иконную лавку, куда нас завели в обязательном порядке. Женщина-экскурсовод (это очень громкое имя для нее) говорила ровно пять минут. Ее речь сводилась к тому, что купить иконку со Святым Георгием мы просто обязаны, так как он нас будет оберегать. История храма была рассказана так сухо, что я даже ничего не запомнила. Наш турецкий гид вообще по этому поводу ничего не рассказал. То есть мы приехали просто в историческое место. Без экскурсии как таковой.
После лавки мы переместились в храм. Я сначала не поняла, что это за такой небольшой домик. Меня больше заинтересовали куры за оградкой и три красных мака. Я даже позвала бабушку посмотреть на это чудо.
А этот белый невзрачный домик и является храмом для православных!
Косыночки нам выдали. Свечки можно было купить в лавке, чтобы в храме поставить. Хорошо, что нет моего фото в косынке.
Внутри храм оказался совсем небольшим. С балкончиком. Аккуратненько. Дорожки. Без излишеств.
Бабушка дала мне свечку, я тоже поставила и произнесла молитву так, как я ее понимаю, то есть в вольном изложении.
Наша группа давно уже сбежала из храма, мы были в полном одиночестве. Как оказалось, народ погрузился в автобус. Видать, «интересно» было не только нам с бабулей.
И вот по выходу из храма можно сделать выводы:
1. Была ли полезной экскурсия? Да, была. Но информации минимум. А хочется слушать.
2. Немного эстетического удовольствия плюс недоумение.
Минусы посещения храма: — если бы не посетила, то ничего бы не потеряла;
— главная задача гида была не в эстетике, а в покупках.
Плюсы? В голову ничего не лезет, значит они отсутствуют. Посему советую посетить это место либо самим, либо не брать туда экскурсию вообще.
На обратном пути испугавшаяся туристка собралась идти вниз пешком. А идти предстояло немало. Гид пошел с ней. То ли уговорил сесть в автобус, то ли она сама успокоилась. А дочь за нее стала извиняться. Все их успокаивали.
Удачных всем экскурсий!
Каппадокия (Турция) – редкостный по геологическим характеристикам объект, расположившийся в центральной Анатолии. Эта гористая местность, спрятавшая в своих причудливых скалах подземные города, пещерные монастыри и церкви, несет в себе большое историческое значение, за что была включена в список наследия ЮНЕСКО. Первые поселения в недрах Каппадокии появились еще в 3 тысячелетии до н.э., а с приходом на эти земли христиан ее горы стали укрытием для многочисленных храмов, келий и склепов.
Уникальность ландшафтов местности состоит в их естественном происхождении: все эти сказочной формы строения создавались вовсе не человеком, а природой на протяжении десятков миллионов лет. Некогда территория современной Каппадокии в Турции была охвачена языками лавы, вырывавшейся из активной вулканической цепи и оседавшей на слоях земли вместе с пеплом. Со временем земная поверхность поднялась на две сотни метров, а пепел и лава преобразовались в вулканический туф – легкую пористую горную породу. На протяжении нескольких миллионов лет ветер и дождь разрушали непрочный материал, лепя из него замысловатые фигуры и скалы, пирамиды и каньоны.
Сегодня Каппадокия является одной из самых посещаемых достопримечательностей Турции, и ежедневно ввысь здесь поднимаются сотни воздушных шаров с туристами. Объект окружает национальный парк Гёреме, представляющий собой музей под открытым небом, в состав которого вошли многочисленные скальные изваяния и пещерные святыни. А рядом с парком раскинулся поселок Гёреме, обустроенный отелями, ресторанами и магазинами, где и останавливаются приезжающие в Каппадокию путешественники.
Содержание
Историческая справка
История Каппадокии в Турции, переплетающая в себе несколько народов и империй, достаточно запутана, поэтому ученые и по сей день не могут прийти к консенсусу по многим вопросам. Достоверно известно, что уже в 3 тысячелетии до н.э. ее земли освоили хатты, которые впоследствии были полностью истреблены хеттами. Одна из научных теорий гласит, что именно хетты дали достопримечательности современное название, изначально звучавшее как «Каттапеда» («место ниже»). Другие ученые уверяют, что наименование придумали персы, пришедшие на эти земли в 6 веке до н.э. и назвавшие местность «Хаспадуя», что переводится как «Страна прекрасных лошадей». Поскольку второй вариант звучит более романтично, он и используется во всех справочниках.
В 1 веке н.э. Каппадокия вошла в состав Римской империи, а в 4 столетии ее скалы стали убежищем для гонимых в то время христиан. Именно они обнаружили древний подземный город хеттов, усовершенствовали его и начали вырывать из податливого туфа крупные монастыри и миниатюрные кельи. В византийскую эпоху с приходом 7 столетия на местность начинают посягать арабы, но государство дает стойкий отпор, привлекая силы союзной Армянской империи. Тем не менее в 11 веке Каппадокию захватывают турки-сельджуки, которые привносят в местные пейзажи свои традиционные постройки в виде караван-сараев, мечетей и медресе.
Несмотря на приход в Каппадокию турок, христиане, большую часть которых составляли греки, продолжали мирно сосуществовать с мусульманами на ее территории и проповедовать свою религию вплоть до 20 века. Все изменилось с решением Ататюрка обменять греков, проживающих в Турции, на турок, живущих в Греции. После этого местные монастыри пришли в упадок, а оставшиеся местные жители всецело посвятили себя сельскому хозяйству. Интерес к Каппадокии возродился в 80-е гг., когда прознавшие про достопримечательность европейцы начали активно посещать центральную Анатолию. Это-то и положило начало развитию в области туризма, которым сегодня живет весь регион.
Что посмотреть
Достопримечательности Каппадокии в Турции охватывают огромную территорию, и посмотреть их все за сутки просто невозможно. Чтобы вы не теряли время, мы собрали в данном пункте самые интересные объекты, среди которых:
Этот музей под открытым небом распластался на площади более 300 км², представляет собой целый монастырский комплекс: в его состав входят десятки церквушек и часовен. С 6 по 9 вв. Гёреме считался одним из крупнейших христианских центров, на территории которого функционировало более 400 святынь. До наших дней дошли многие монастыри, где частично сохранились настенные росписи раннего христианства, а также византийские фрески. Наибольшей известностью в музее пользуется церковь Святого Василия, внутри которой можно посмотреть на уцелевшие изображения святых и сцен из Евангелия. Также здесь стоит заглянуть в церковь Святой Барбары, расписанную яркими узорами, и Яблочную церковь с четырьмя колоннами и греческим крестом.
Если вы не знаете, что посмотреть в Каппадокии, то советуем отправиться в миниатюрный город Аванос, располагающийся вблизи берегов длиннейшей реки Турции — Кызыл-Ирмак. Благодаря тому, что вода в реке богата рудой и красной глиной местным жителям удалось развить здесь ремесленничество и гончарное дело. Подземных строений и причудливых скал тут вы не найдете, но встретите тишину и уединение, гармонично переплетшиеся с восточным колоритом. Кроме того, в городке у всех желающих есть возможность зайти в одну из местных мастерских и обучиться азам гончарного дела. Достопримечательность также знаменита своими фабриками ковров, сельджукской мечетью Аладдина и Музеем женских волос, в коллекции которого собрано более 16 тысяч экспонатов – настоящих локонов, некогда принадлежавших девушкам из разных уголков планеты.
Тихий городок, находящийся в 4 км от Гёреме, больше напоминает небольшую деревеньку, где нет ни банков, ни супермаркетов. Сам по себе населенный пункт не вызывает особого интереса, но вот расположившаяся на его территории крепость Учхисар притягивает пристальные взгляды туристов. Это строение из туфа с острой верхушкой можно увидеть с любой смотровой площадки города. Крепость появилась в эпоху Хеттской империи и была способна вместить до 2600 человек. Сооружение постепенно разрушается, и путешественники здесь могут посмотреть лишь на небольшую часть здания. Определенно стоит подняться на смотровую площадку, откуда открывается масштабный обзор просторов Каппадокии с ее живописными долинами.
Камины фей (Fairy Chimneys)
Одной из самых популярных достопримечательностей Каппадокии и Гёреме считаются Камины фей, давно ставшие визитной карточкой местности. Посмотреть на уникальные скальные изваяния, по форме напоминающие печные трубы или гигантские грибы с конусообразными шляпками, можно в разных частях долины, прилегающей к городку Зельве. Конечно, туристам рассказывают романтичные легенды о том, что в столбах обитают волшебные феи, но в действительности причудливые образования стали результатом разрушительного воздействия дождя и ветра, оказываемого на скальные породы из туфа.
Подземный город Каймаклы (Kaymakli Underground City)
Каймаклы — огромный подземный комплекс, в котором насчитывается 8 этажей. На каждом из них располагаются десятки тоннелей и комнат, когда-то служивших складами, кухонными помещениями, конюшнями и погребами. Тут были обустроены системы вентиляции и водоснабжения, имелась собственная часовня и гончарные мастерские. Здесь ученые обнаружили длинный тоннель, протянувшийся на 9 км и связывающий Каймаклы с другой достопримечательностью – пещерным поселением Деринкую. Считается, что подземная обитель могла вмещать до 15 тысяч жителей. Сегодня туристам в Каймаклы разрешено посмотреть только первые 4 этажа города, но и этого достаточно, чтобы проникнуться древней атмосферой некогда жилых пещер.
Подземный город Деринкую
При посещении города Гёреме и Каппадокии в Турции обязательно стоит посмотреть на подземный комплекс Деринкую. История достопримечательности начинается с 8 века до н.э. Долгое время в строении укрывались христиане, гонимые арабами за свои религиозные убеждения. На сегодняшний день археологам удалось раскопать 11 этажей, которые уходят вглубь на 85 метров. Ученые предполагают, что смогут расчистить еще 9 ярусов.
Считается, что на территории подземной достопримечательности одновременно могло проживать до 50 тысяч человек. Как и в Каймаклы, здесь обустроена вентиляционная система с полуметровой шахтой, а также водопровод, обеспечивавший водой все этажи. Сегодня Деринкую является самым крупным подземным городом Турции.
Долина Пашабаг (или долина Монахов)
Пашабаг – одна из самых живописных долин Каппадокии, которую часто именуют долиной Монахов. Множество сотен веков назад местность стала родным домом для проповедников христианства, поэтому сегодня здесь можно посмотреть на результат их деятельности – церкви и часовни. Наиболее известным строением в долине стала часовня Святого Симеона Столпника, пришедшего в Пашабаг еще в 5 столетии. Храм расположен в скальном изваянии с тремя конусообразными шляпками. Сохранилось здесь и несколько церквей, в стенах которых уцелели старинные фрески.
Музей под открытым небом Зельве
Если вы ищите информацию о том, что можно посмотреть самостоятельно в Каппадокии, не упустите из виду уникальный исторический памятник Зельве. Первые поселения в стенах комплекса появились во 2-5 вв. К началу 11 столетия в Зельве пришли христиане, которые превратили ряд его помещений в церкви и кельи, поэтому сегодня здесь можно посмотреть на их творения. Вплоть до 1952 года пещеры оставались жилыми, но из-за постепенного обвала скальных пород люди были вынуждены покинуть комплекс. Разрушение Зельве продолжается и по сей день и пребывание в его стенах опасно, поэтому посещение музея ограничено. Но даже обзор комплекса снаружи позволит вам оценить его величие и масштабы.
Розовая долина
Это одна из самых известных долин в Каппадокии в Турции, раскинувшаяся ближе к поселку Чавушин. Свое название местность получила благодаря розовому оттенку скал. В долине есть два каньона, проходящих параллельно друг к другу и соединяющихся на подходе к смотровой площадке на холме Актепе. Один из отрогов тянется на 2 км, другой – на 3 км. В Розовой долине располагается 5 старинных храмов, древнейшим из которых является церковь Святых Иоахима и Анны, датированная 7 веком.
Воздушные шары в Каппадокии
Популярнейшим развлечением в Каппадокии стали полеты на воздушных шарах, во время которых у туристов появляется уникальная возможность посмотреть на лунные ландшафты с высоты почти 1 км. Воздушные туры осуществляются в течение всего года, но настоящий парад монгольфьеров здесь можно наблюдать в летнее время, когда ввысь взмывает до 250 судов. Полеты, как правило, проводятся ранним утром на рассвете и длятся от 40 до 90 минут. Более подробную информацию об экскурсиях на воздушном шаре можно прочитать в нашей отдельной статье.
Где остановиться
Ближайшим к Каппадокии населенным пунктом является поселок Гёреме, и именно в нем сосредоточена основная часть гостиниц. Практически у всех отелей данной местности отсутствуют звезды, что ни коем образом не умаляет качество их сервиса. Примечательно, что многие гостиницы располагаются в скалах, поэтому у туристов есть отличная возможность испытать на себе, каково жить в настоящих пещерах.
Charming Cave Hotel
Выбор отелей в Каппадокии в Турции весьма богатый: только в Гёреме вы найдете более сотни различных гостиниц. Стоимость проживания в двухместном номере за сутки составляет в среднем 140 TL. Большинство заведений включает в общую сумму бесплатные завтраки. Самые бюджетные варианты размещения обойдутся в 80 TL на двоих за ночь, дорогие – в 700 TL.
Цены указаны на декабрь 2018 года.
Помимо Гёреме в Каппадокии имеются и другие, более отдаленные населенные пункты, где также можно снять номер: это Ургуп, Учхисар, Ортахисар, Чавушин и Аванос. Стоимость проживания в этих поселках варьируется примерно в тех же пределах, что и цены на жилье в Гёреме.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com
Как добраться до Каппадокии
Добраться до Каппадокии в Турции можно тремя способами: на самолете, автобусе и самостоятельно на арендованном автомобиле. Неподалеку от достопримечательности имеется два аэропорта — в городах Невшехир и Кайсери, куда ежедневно осуществляются рейсы из Стамбула. Более детальную информацию о том, как доехать до Каппадокии вы можете прочитать в нашей отдельной статье.
Сравните Цены на проживание в помощью данной Формы
Интересные факты
Ваше посещение города Каппадокии в Турции будет намного занимательнее, если вы заранее ознакомитесь с самыми интересными фактами о достопримечательности:
- Общая площадь Каппадокии составляет более 5000 км².
- Несмотря на пустынные ландшафты достопримечательности, земля здесь очень даже плодородная: тут произрастает большое количество винограда, которым снабжают чуть ли не всю Турцию. Также в Каппадокии выращивают свеклу, абрикосы, нут и другие культуры.
- Существует легенда, что именно пейзажи Каппадокии вдохновили режиссера Джорджа Лукаса на создание планеты Татуин в знаменитых «Звездных войнах». Кроме того, местность не раз становилась съемочной площадкой для известных голливудских фильмов, таких как «Империя волков» и «Призрачный гонщик».
- Многие местные жители до сих пор используют пещеры в качестве своего постоянного жилища.
- В общей сложности ученые обнаружили в Каппадокии 36 подземных поселений, но сегодня только 3 из них доступны для туристов.
Полезные советы
Чтобы ваша поездка в Каппадокию прошла без проблем, мы подготовили для вас ряд рекомендаций, основанных на опыте уже побывавших здесь путешественников.
- Если вы хотите посмотреть абсолютно на все достопримечательности Каппадокии, то вам потребуется на это как минимум 2 суток. Если же в вашем распоряжении только 1 день, то потратьте его на посещение парка Гёреме.
- Ехать в Каппадокию лучше всего самостоятельно, а не с туром. Во-первых, вы сэкономите средства, а, во-вторых, время. В ходе экскурсии по местности гиды завозят туристов на фабрики оникса, сладостей и ковров, что отнимает львиную долю драгоценного времени.
- Если вы собираетесь посмотреть долины Каппадокии, советуем ознакомиться с правилами безопасности на горной местности. Многие туристы пренебрегают элементарными нормами поведения, в результате чего получают травмы.
- Идеальными для посещения Каппадокии месяцами являются май, июнь, сентябрь и октябрь. В это время не так жарко, но и не холодно, практически отсутствуют осадки и облачность.
- Если вы решили посмотреть на Каппадокию из корзины воздушного шара, то не торопитесь покупать полет у первой встречной компании. Всегда выгоднее приобретать билет у фирмы-организатора уже на месте, а не через онлайн-сервис.
Вот, пожалуй, и все основные моменты, которые стоит учитывать при посещении такого живописного места, как Каппадокия, Турция. Надеемся, что наша статья оказалась для вас полезной и поможет вам в организации самостоятельной экскурсии по достопримечательностям области.
Екатерина Унал
Абрам Ранович
Номер страниц после текста на этой странице.
КАППАДОКИЯ
В противоположность Галатии, сохранившей в общественном строе и в быту значительные элементы варварства, Каппадокия, самая восточная провинция Римской империи в Малой Азии,— страна, где цивилизация возникла в далекой древности. Еще в III тысячелетии до н. э. здесь была ассирийская колония. Возможно, что на ее месте возник в эллинистическую пору город Аниса, исчезнувший затем в I в. * Каппадокия составляла важную основную область Хеттского царства. Тем не менее природные условия, изолировавшие Каппадокию как от Черного моря, так и от южного берега Малой Азии и предоставлявшие неудобные пути сообщения с западным берегом, законсервировали Каппадокию, задержали и замедлили ее эллинизацию. После смерти Александра Каппадокия досталась Евмену; но ее еще только предстояло завоевать, так как сам Александр не захватил ее. Эллинизация слегка затронула высшие круги общества, но масса населения сохранила родной язык, старые условия быта. Как показывают немногочисленные надписи из Каппадокии, наряду с официальным греческим языком продолжал применяться арамейский, бывший официальным языком со времен ассирийского владычества в Передней Азии. И в римский период греческий и латинский языки не проникли в Каппадокии дальше городов, а в городах — дальше ограниченного круга лиц, которым приходилось непосредственно иметь дело с римлянами. ,
В Каппадокии особенно ясно проявляется административная политика римлян в организации провинций,отмеченная Страбоном (XIII, 4, 12); римляне не считались с этническими и с исторически сложившимися политическими делениями. До 17 г. н. э. Каппадокия оставаласьпод властью царя Архелая, носившего, кроме греческого, местное имя Сисин. После почти
* См. F. Cumont, A propos d’un decret d’Anisa en Cappadoce, REA, XXXIV (1932), стр. 135.
отстоящих на 20 км друг от друга. Женщина-эконом Валерия га упоминается IGRR III, 279. Л. Септимий Аппиан чтит память угодившего ему прагматевта (ibid. 257). Крупное
имение называется, как и в других местах, хшр’юч или
У нас нет данных о том, как велось хозяйство на земле, каково было положение непосредственных производителей. По всей вероятности, на земле работали прежние Xaoi (Jaai-Xixoi в качестве наследственных арендаторов, вносивших свою плату натурой,что давало возможность крупным собственникам, вроде Юлия Севера, царского сына Пилэмена или носителя кельтского имени Альбиорига, сына Атепорига, накоплять большие количества хлеба. Рабы, упоминающиеся в надписях, это — управители, надзиратели, экономы. Раб Комод (SouXoi;) в надписи IGRR III, 252 ставит памятник своему одиннадцатилетнему сыну и одновременно, еще при жизни, себе и жене; он, следовательно, тоже не рядовой раб, а занимает привилегированное положение.
Как жилось земледельцам, мы не знаем; при натуральном характере хозяйства ограниченные потребности покрывались кое-как, а в городах щедроты магистратов, подачки богачей составляли необходимую статью бюджета; при первом стихийном бедствии или неурожае население оказывалось на грани голода. О нужде в хлебе говорит надпись IGRR III, 206; другая надпись говорит о многократно наступавших «тяжелых временах» (ibid. 226). Не малым бедствием были варварские нашествия (Pappocpixal I<po8oi, ibid. 206) и постои войска (например, ibid. 173).
Галатия не извлекла существенной пользы от включения в состав империи. Масса населения только переменила хозяев, получив более искушенных и беспощадных властителей, не желавших считаться со старым патриархальным укладом, но не сумевших поднять экономику страны. Императорский культ объединил высшие круги галатского общества и содействовал их медленной эллинизации; но не видно, чтобы эллинизация или романизация коснулись широких слоев населения. Этим, вероятно, объясняется, что христианство туго прививалось здесь. Хотя, по свидетельству «Деяний апостолов» XIV, Павел вел свою пропаганду в наиболее развитых районах провинции— в Антиохии, Иконии, Листре, Дербе, ему не удалось преодолеть иудейскую пропаганду. «Послание к Галатам» говорит об упорстве, с каким держались здесь ветхозаветного «закона», а к язычникам в собственно Галатии христианство до середины II в., повидимому, вовсе не проникло.
КАППАДОКИЯ
В противоположность Галатии, сохранившей в общественном строе и в быту значительные элементы варварства, Каппадо-кия, самая восточная провинция Римской империи в Малой Азии,— страна, где цивилизация возникла в далекой древности. Еще в III тысячелетии до н. э. здесь была ассирийская колония. Возможно, что на ее месте возник в эллинистическую пору город Аниса, исчезнувший затем в I в. * Каппадокия составляла важную основную область Хеттского царства. Тем не менее природные условия, изолировавшие Каппадокию как от Черного моря, так и от южного берега Малой Азии и предоставлявшие неудобные пути сообщения с западным берегом, законсервировали Каппадокию, задержали и замедлили ее эллинизацию. После смерти Александра Каппадокия досталась Евмену; но ее еще только предстояло завоевать, так как сам Александр не захватил ее. Эллинизация слегка затронула высшие круги общества, но масса населения сохранила родной язык, старые условия быта. Как показывают немногочисленные надписи из Каппадокии, наряду с официальным греческим языком продолжал применяться арамейский, быв-щий официальным языком со времен ассирийского владычества в Передней Азии. И в римский период греческий и латинский языки не проникли в Каппадокии дальше городов, а в городах — дальше ограниченного круга лиц, которым приходилось непосредственно иметь дело с римлянами. ,
В Каппадокии особенно ясно проявляется административная политика римлян в организации провинций, отмеченная Страбоном (XIII, 4, 12); римляне не считались с этническими и с исторически сложившимися политическими делениями. До 17г. н. э. Каппадокия оставаласьпод властью царя Архелая, носившего, кроме греческого, местное имя Сисин. После почти
* См. F. С u m о n t, A propos d’un decret d’Anisa en Cappadoce, REA, XXXIV (1932), стр. 135.
пятидесятилетнего царствования Архелай был смещен Тибе- рием, а Каппадокия была превращена в прокураторскую провинцию. Хотя Архелай был вызван в Рим для ответа по обвинению в каких-то замыслах против империи (Dio Gass., LVII, 17), но процесс, невидимому, не привел к обвинению Архелая;* упразднение царства в Каппадокии было вызвано внешнеполитическими причинами.
История провинции Каппадокия тесно связана с историей взаимоотношений Рима с Арменией и Парфией. Эти взаимоотношения определяли и изменения границ провинции и ее статус в разное время.
Во время войны против Армении и Парфии при Нероне Корбулон, по сообщению Тацита (Ашь XV, 25), получил чрезвычайные полномочия, почти такие, «какие римский народ дал некогда Помпею, когда ему поручено было вести войну с пиратами». Гражданское управление при этом оставалось незатронутым, Каппадокия попрежнему управлялась прокуратором.** Но, повидимому, к Каппадокии была присоединена Равнинная Киликия, так как в надписи, опубликованной Колдером,*** мы находим посвящение некоему Прокулу, ргос (uratori) Neroaudii Ga Aug(usti) Germa(nici) adociae et Giliciae.
Когда с парфянами был заключен длительный мир, а на престол Армении сел коронованный Нероном Тиридат, не было, казалось, оснований для усиления военной охраны Каппадокии. Однако, как сообщает Светоний (Vesp. 8), Веспасиан «из-за постоянных набегов варваров» дал сюда легионы и поставил во главе провинции правителя консуляра вместо всадника.**** Gwatkin склонен считать, что под «набегами варваров» надо понимать давление со стороны сарматских племен и особенно аланов.***** Гораздо более вероятно, что расквартирование в провинции двух легионов имело целью не защиту против варваров; легионы были предназначены Armeniae retinendae,
* См. W. S. Gwatkin, Cappadocia as a Roman procuratorial Province, The University of Missuri Studies, V, 4 (1930), стр. 7—16. Что Архелай, возможно, в самом деле был настроен против Рима, можно вывести из того, что в противоположность своим предшественникам, называвшим себя cpiXopro^aioi, Архелай в своих надписях (OGIS 357—361) именует себя <piX6roxTpis.
** См. W. S. Gwatkin, ук. соч., стр. 41 ел. *** JRS II (1912), стр. 99 ел.
как в свое время именно для этого был назначен Корбулон (Т а с, Ann. VIII, 8); неудачи во время нероновых войн показали, что Каппадокия — уязвимое место, что здесь надо постоянно содержать сильное- войско и, следовательно, надо из прокураторской провинции превратить Каппадокию в провинцию, управляемую легатом консуляром. Вместе с тем надписи показывают, что Каппадокия была при Флавиях объединена с Галатией, Писидией, Фригией, Ликаонией и другими районами центральной и восточной части Малой Азии. Только после завоевания Армении и образования новой провинции — Армении, быстро, впрочем, ликвидированной, Каппадокия вошла, наконец, в постоянные границы, в которых оставалась до Диоклетиана, под управлением легата консуляра.
Кроме собственно Каппадокии, в состав провинции вхо-¦¦¦$ дили Pontus Galaticus, Pontus Polemoniacus и Малая Армения. I; Каппадокия и, особенно, Малая Армения занимали важное место в системе обороны восточных границ империи. Поэтому здесь велось интенсивное строительство стратегических дорог.* Об этом строительстве говорят не только древние географы и итинерарии, но и многочисленные надписи; особенно много этих надписей сохранилось от III в., когда угроза со стороны Парфии, а затем ново-персидского царства Сассанидов стала вполне реальной (CIL III, 12162—12211 и др.; IGRR III, 131). Узлами дорог в Малой Армении были на севере Сатала, на юге — Мелитена, откуда дороги расходились веером во все стороны.
Понятно, что строительство дорог имело последствием усиление связей как внутри провинции, так и с другими областями империи и с Великой Арменией. Вообще же Каппадокия в период империи, как и в период эллинизма, оставалась отсталой страной, где не развилась городская жизнь, а аграрные отношения долго сохраняли многие примитивные черты, свойственные древневосточным обществам.
Источники о Каппадокии очень скудны — случайные упоминания в литературе и очень небольшое число надписей, из коих большинство относится не к Каппадокии в собственном смысле, а к областям Понта, входившим в состав провинции. Лучше представлена Каппадокия в монетах, но этот источник по самому характеру своему мало выразителен.
Каппадокия — страна небогатая. Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев. Страбон отмечает (XII, 2, 1),что Мелитена—единственная область в Каппадокии, занятая садовыми культурами, где растут оливы и произво-
* См. V- С h а р о t, La frontiere de l’Euphrate de Pompee a la conquete arabe, P. 1907, стр. 347 ел.
дится монаритское вино, соперничающее с греческим. О городе I Мазаке (позднейшей Кесарии) и его территории Страбон сообщает, что это непригодное для жилья место, ибо лишено воды, а окружающая земля, хотя и равнинная, совершенно бесплодна и не обработана. Скотоводство, повидимому, занимало больше места в сельском хозяйстве провинции (Str. XII, 7, 10). По сведениям Страбона (XII, 17, 8), Каппадокия давала персам ежегодно, кроме денежной подати, 1500 лошадей, 2000 мулов и 50 000 овец. Коневодство было развито в Каппадокии издревле, еще со времен Хеттского царства, и продолжало занимать видное место в хозяйстве провинции. В конфискованном императором Валерианом имении некоего Палматия разводили славившихся своей резвостью equi Palmatii, которые еще в V в. входили в состав grex dominicus, находившегося под управлением особых praepositi.*
В Каппадокии добывалось железо (Plm. NH 34, 142). Учреждение в Мазаке (Кесарии) как бы центра по чеканке римской монеты, притом серебряной, позволяет предполагать, что здесь разрабатывались серебряные руды. В Каппадокии добывались и минеральные краски; особенно хвалит Страбон минерал jjuXto? (XII, 3, 10). В Каппадокии добывался оникс и какой-то белый камень, цветом напоминающий слоновую кость, из которого изготовляли рукоятки для мечей и зеркала; этот камень экспортировался (ibid.). Этими камнями, которые Плиний (NH 36, 46) называет phengis, Домициан, как рассказывает Светоний (Dom. XIV), облицовал стены портиков, в которых обычно гулял, чтобы видеть на их зеркальной поверхности, что происходит позади него.
Каппадокия, таким образом, обладала естественными ресурсами, представлявшими значительный интерес для римского правительства, эксплоатировавшего их. Масса же населения должна была существовать на те скудные средства, какие скупо давали земледелие и скотоводство. Хозяйство было в общем бедное и не давало стимула для роста производства и обмена, для развития рабовладельческого способа производства. Включение провинции в состав империи здесь дало не столь заметные результаты в подъеме народного хозяйства, как в других провинциях Малой Азии.
Страбон указывает, что из десяти стратегий, на которые делилась Каппадокия во времена царей, только две имели города — Тианитис и Киликия. В первой метрополией был город Тиана, расположенный «у подножия Тавра перед Кили-кийскими воротами, где находятся самые удобные и обычные перевалы в Сирию» (XII, 2, 7). Другим городом была Мазака
* W. S. G w a t k i n, ук. соч., стр. 22.
Большое место занимали хрзмовь’е теРРитории с крупными центрами полугородского ти*та* то> во-первых, Комана Каппадокийская (Гиераполь), центр культа Ма; «там большое множество боговдохновенных (wsotpopr/rcuv) и храмовых рабов. Население — катаонцы, г’ообще подчиненные царю, но повинующиеся больше жрецу. Последний распоряжается храмом и храмовыми рабами, котор*»1Х во вРемя нашего пребывания там было больше шести тысяч; мУжЧин и женщин. К храму относится много земли, и дохо^ом ПОльзуется жрец, занимающий второе место в Каппадокии Росле Царя; да и большей частью цари и жрецы принадлежат к одному роду» (Str. XII, 2, 3). В Веназе находился храм Зевса (АгУРа~Мазды) с «поселением (хостоиаа) храмовых рабов около тРех тысяч и плодоносной землей, дающей жрецу годовой Д°ох0Я в пятнадцать талантов» (XII, 2, 6). Третий прославле?Гньш хРам принадлежал Зевсу Докиейскому.
Все это рисует нам картину t гоРазДо более близкую к древневосточным социальным отнои*еш1?М’ чем к эллинистическим. В дополнение к сообщению, чТ° ^аппадокия делилась ранее на десять стратегий, мы узнаем от ^рабона, что после победы над Антиохом римляне заключи^11 ДРУжбу с племенами и царями (терб? ts та E&vT) xal тои<; (ЗаспХе^)’ и честь эта была предостав-
цр
(терб? ts та E&vT) xal тои<; (ЗаспХе^)’ и честь эта была предоставлена каждому царю в отдельн^0™ и самомУ народу в целом (xal аиты SITU s’&vet xoivrj, XII, %> П>’ Отсюда можно заключить, что царская власть здесь не цРедставляла Централизованной монархии. «Стратегии», как и ВЬ1Деленные храмовые территории, представляли более ил0 мен<эе независимые области, лишь номинально подчиненны*3 верховной власти царя. Персидская монархия была плохо с:РаяннЬш к°нгломератом племен и народов, а в период развала ДеРжавы Ахеменидов сатрапы фактически стали независимым** правителями. В такой отдаленной и глухой области, как ^аппадокия, правители отдельных «стратегий» также больше были связаны с местной территориальной общиной, чем с центральной властью сатрапа. Примитивные формы государст^енноСти позволяли этим «стратегам», представителям знатнь*х Р°Д°В> осуществлять полупатриархальную власть над сззоими соплеменниками, переда-
вая ее по наследству. О таких наследственных «сатрапах» I в Малой Армении пишет Прокопий (de aedif. Ill, 1, 17): «Во главе остальной Армении, которая находится по сю сторону Евфрата, … стояли пять сатрапов, армяне родом; в эту должность они вступали всегда по наследству и занимали ее до самой смерти. От римского императора они получали только знаки своей власти». О правителях соседней Софены говорится в God. Theod. XII, 13, 6, что они должны вносить aurum coronarium в пользу империи, как и все сатрапы, secundum consuetudinem moris antiqui (указ 387 г.).
Независимые фактически храмовые территории с порабощенным населением типичны для малоразвитого восточного общества е примитивными формами рабства. Низкий уровень производительных сил при небогатых естественных ресурсах страны не позволял использовать избыток рабов для расширения производства; храмы, цари и другие владельцы рабов находили больше выгоды в том, чтобы продавать рабов за пределы провинции. О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций, Персии, Марциал, Ювенал. Включение Каппадокии в состав империи содействовало разложению здесь старых более примитивных отношений. Известную роль здесь могло сыграть, наряду с развитием сети дорог, привлечение местного населения к службе во вспомогательных войсках и, быть может, даже в легионах.* Военная служба давала ветеранам римское гражданство, прививала им элементы греко-римской культуры, а поскольку auxilia располагались в самой провинции, они становились проводниками новых отношений и среди своих соплеменников. Само собой разумеется, что и в Каппадокии в той или иной степени сказывалась нивелирующая сила империи. Римляне отнюдь не были склонны делить власть с местными династами и храмами и оставлять в неприкосновенности старый уклад. Но романизация провинции продвигалась туго. Городская жизнь, через которую прежде всего проявлялось римское влияние, в Каппадокии не достигла такого роста, как в соседних более экономически развитых провинциях. Еще и во II в. Птолемей попрежнему находит в Каппадокии главным образом поселения сельского типа — xwjaoci. **
Но все же, хоть и слабыми темпами, города в Каппадокии росли. Если Страбон знает только два города Кесарию-Ма-заку и Тиану, то во II в. мы находим уже ряд городов, преимущественно в Малой Армении и Каппадокийском Понте: Сатала, Мелитена, Амасия, Себастополь, Себастия, Неокесария, Ко-
мана. Однако не все эти города чеканили монету, не все они получили тип организаций эллинистических городов.
Как возникали города, об этом дает нам представление рассказ Прокопия (de aedif. Ill, 4, 15—18): «Было местечко в так называемой в древние времена Малой Армении, недалеко от реки Евфрата, где стоял гарнизоном отряд римских воинов. Это местечко называли Мелитеной, а отряд — легионом. Здесь в прежние времена римляне выстроили укрепление в виде че-тыреугольника, на ровном месте. Оно было вполне достаточным для воинов как убежище, и здесь они хранили свои военные знамена. Впоследствии по воле римского императора Траяна это место получило звание города и стало столицей здешней страны. С течением времени город Мелитена стал большим и многолюдным. Так как строиться внутри стен было уже невозможно (как я сказал, это укрепление занимало очень небольшое пространство), они стали строиться на равнине около этой крепости; здесь они выстроили себе храмы, здания, правительственные учреждения, торговую площадь, лавки для различных товаров; они проложили всюду городские улицы, выстроили галлереи, бани, театры и все другое, что служит для украшения большого города».*
Недостаточность имеющихся в настоящее время источников не позволяет установить, в какой мере в новых городах утвердился греческий тип их организации. Ничтожное количество надписей, найденных до сих пор в Каппадокии, само по себе может служить показателем слабого развития городской жизни. Почти нет вовсе надписей, восхваляющих щедрость магистратов. Единственная большая надпись в этом роде — OGIS 529 (Себастополь). pouXv) xoci Svi(io<; засвидетельствованы для Команы — Гиераполя (IGRR, 111,121, 125); здесь же засвидетельствованы пританы со смешанным именем Юлий Антоний Митра Anna (125) и с чисто местным именем Майбузан (121), гимнасиарх, коллегии пританов и эпимелетов, * * агораном (IGRR III, 115); архонты, fiou~kr, и 8r,iioc, упоминаются в Себастополе (ibid. Ill, 113, 114) и Себасте (ibid. 119). Амасия на монетах титулуется ‘ASpiavstoc SeouTjpsia ‘Avtwvivwcv/] ‘Aixaaioc М^тротгоХц INscoxopo^ 7грытт] той Поутои. Неокесария также фигурирует на монетах как метрополия (ср. IGRR III, 115), а также, конечно, Кеса-рия-Мазака и Комана. Некоторые незначительные поселения получили звание колоний, но нет данных о том, как в них было организовано управление. В надписях упоминаются понтархи, руководители xoiva в Pontus Polemoniacus (IGRR III, 115,
* Перевод С. П. Кондратьева, ВДИ № 4/9.
** «Anatolian Studies presented to sir William Ramsay», Manch. 1924, I, стр. 399 ел.
116) и армениарх (ibid. 132), но каппадокарх, упоминаемый в Дигестах (XXVII, I, 6, 14), в надписях не встречается. Пови-димому, единственным действительно эллинизированным городом была Тиана, которую Филострат (V. Ар. I, 4) характеризует как «эллинский город», отмечая, что это был богатый город; это определялось, надо полагать, его местоположением у Киликийских ворот и связями с Азией и Киликией.
О том, в какой мере Каппадокия как римская провинция втянулась в торговый оборот, можно судить лишь по случайным данным эпиграфики и нумизматики. Заранее можно предположить, что страна, бедная ресурсами и с низким уровнем производства, вряд ли могла занять сколько-нибудь серьезное место в торговле. Монеты из Кесарии-Мазаки найдены в отдаленных местах — на Балканах и в Дунайских странах, в Палестине и на Кавказе, в Коринфе и Дура-Европос. Но это объясняется не торговыми сношениями Кесарии, а тем, что здесь был центр чеканки римской имперской серебряной монеты в две, одну и полдрахмы. Эти монеты имеют латинскую легенду, датируются по годам императора и соответствуют римскому стандарту.* Совершенно очевидно, что они предназначены не для местного обращения. Что касается бронзовых монет, то их выпускало немного городов.
Поразительный случай представляют клады монет в Дура-Европос. Здесь из 2817 монет найдено 518 бронзовых монет Амасии, больше, чем антиохийских (356); по количеству монет Амасия уступает только Эдессе (896) и Нисибису (643). Ама-сийские монеты все относятся к правлению Септимия Севера, и в этом, повидимому, лежит объяснение этого странного факта: в начале III в. в связи с событиями в Сирии чеканка монет для обращения в Месопотамии временно прекратилась и в оборот пошли монеты Амасии; ни до Септимия, ни после него монет Амасии в кладе Дуры нет ни одной.** Сам по себе город Амасия вряд ли имел обширные торговые связи, судя по тому, что этот город на Понте Эвксинском не упоминается в надписях Северного Причерноморья в IOSPE.
В CIL III и II встречаются упоминания каппадокиицев далеко от родины — на Балканах, в Италии; но эти случаи чрезвычайно редки. В надписи из Себастополя (IGRR III, 112, время Траяна) говорится о лице, построившем на свои средства портик и торговые ряды (1руа<тту’р1а).
Все эти данные недостаточны для категорических выводов, но сама их недостаточность в некоторой мере показательна.
* Head, Historia numorum, стр. 752 ел.
** A. R. Bellinger, The eighth and ninth Dure Hoards, N. Y. 1939, стр. 2, 68 ел. и табл. к стр. 14.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в Каппадо-кии пока не найдено ни одной надписи, упоминающей распространенные в Малой Азии коллегии.
Римское владычество должно было внести изменения в земельные отношения. Прежде всего смещение Архелая привело к конфискации его земельных владений. По словам Тацита (Ann. II, 42), Тиберий, превратив Каппадокию в прокуратор-скую провинцию, уменьшил вдвое сбор с торгового оборота (centesima rerum venalium), рассчитывая, что его доход от новой провинции покроет ущерб, который получит aerarium mi-litare от этого уменьшения сбора. Земля составляла основной доход Архелая, который позволил ему накопить сокровище, укрытое в сильно укрепленном ерор.а — Норе (Нероассе). Ар-хелай написал даже трактат о земледелии, на который ссылает-i ся Плиний Старший (NH 18, 73). Вероятно, были конфискованы ‘ частично и во всяком случае реорганизованы храмовые владения. Надписи показывают, что Комана была превращена в полис (IGRR III, 121,125) и, следовательно, земледельческое население частично переходило на положение приписанных к полису и даже, может быть, проживавших в нем земледельцев. Созданные римлянами новые города также, конечно, получили свои земельные территории. При этом многочисленные 9роиркх, принадлежавшие раньше «частью царям, частью их друзьям» (Str. XII, 2, 9), упразднялись, хотя, как мы видели выше, владельцы крупных имений и «сатрапы» сохранились еще и в поздней империи. К сожалению, конкретных материалов, рисующих процесс изменения аграрных отношений и их приближения к римскому типу, источники не дают. Можно лишь предположить, что темп этих изменений был таким же медленным, как и темп роста городской жизни. В Каппадокии, надо полагать, и в римское время сохранилось немало элементов общинного и патриархального уклада, облегчивших здесь переворот, поведший к установлению феодальных отношений на Востоке.
Дух времени, однако, сказался и в Каппадокии. В стихотворной эпитафии из Амасии (IGRR III, 103) сообщается, что покойник Кисомброт был выдающимся юристом (sv vop.ixYj itpou^ovTa) и был еудебным заседателем при правителе Вифинии. В другой стихотворной эпитафии из Себастополя (ibid. 118) говорится об ученом грамматике Максиме. *• Новая религия, христиан-
* Для романизации провинции могла бы служить примером единственная в своем роде надпись IGRR III, 109 (Зела), где штраф за нарушение покоя могилы устанавливается в 474 сестерция. Нам представляется, однако, что здесь дело не в романизации. Странная цифра 474, по всей вероятности, представляет числовое значение букв арамейского имени или священного, магического слова; так как 474 драхмы
ство, также получила распространение в провинции, хотя позже, чем в других областях Малой Азии. В середине III в. кап-падокийская церковь в Кесарии становится одним из центров христианского богословия, и Киприан состоит в переписке с епископом кесарийским Фирмилианом.
В течение III в. Каппадокия сильно пострадала от военных нашествий. Нашествия варваров, о которых говорит Светоний, случались и раньше. Надпись 137 г. из Севастополя восхваляет знаменитого историка Арриана, который в качестве легата провинции отразил набег аланов и в связи с этим написал свое произведение »Ехта^ц хат’ ‘AXavwv. В III в. Каппадокия часто становилась ареной военных действий. В 231 г. Ардашир, новый владыка Персидского царства, начал войну против Рима и при этом опустошил Каппадокию. Нашествие на Каппадокию совершил Ардашир и в 240 г., а его преемник Сапор I— в 257 г. После пленения императора Валериана персы заняли значительную часть Каппадокии и при этом разгромили метрополию провинции Кесарию. Одновременно понтийские области провинции подвергались опустошительным нашествиям с севера народов, которые в источниках называются готами и скифами. Каппадокия, как и другие области Малой Азии, была включена в Пальмирское царство Зенобии; когда Аврелиан вновь завоевал страну и уничтожил Пальмирское царство, Тиана оказала ему сопротивление, и император грозился отдать город солдатам на разграбление; он, впрочем, не привел в исполнение своей угрозы.
Все эти военные события могли бы окончательно подорвать силы провинции, и если в дальнейшем Каппадокия сумела оправиться, то в известной мере она обязана этим своему включению в состав единой империи.
История Каппадокии как римской провинции мало известна. Возможно, что дальнейшие открытия позволят яснее видеть перемены, какие произошли здесь под влиянием Рима. Но можно и сейчас считать, что из всех малоазиатских провинций Каппадокия меньше всего преобразовалась под римским владычеством.
или денария показались автору надгробия слишком высокой суммой, он заменил драхмы сестерциями. Наряду со столь низкой цифрой штрафа надпись ив Тианы (Rev. Phil. XIII, 1939, стр. 210) назначает штраф в 10 000 денариев.