«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Молитвенные песнопения всегда были главными и самыми важными произведениями православной церковной гимнографии. С самого зарождения христианства каноны писались исключительно святыми отцами, которые всегда стояли, и будут стоять выше обычных мирян по своей духовности. Но примечательно, что эти произведения не всегда понятны обычному человеку, потому что пропитаны особой проникновенностью и богословствованием.
Однако, как написано в церковных законах «всякое дыхание хвалит Господа». Именно поэтому в VI веке богослужебные предводители начинают использовать в своей практике произведения, которые обычными людьми воспринимаются легче — это акафисты. А для того чтобы понять, что лучше читать канон или акафист, предлагаем заглянуть в глубины христианской истории.
Содержание
- Что такое канон и акафист
- Что значит канон? Сравнение с акафистом
- Что такое канон в фанфиках
- Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста?
- Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?
- Что читают в среду первой седмицы Великого поста?
- Что читают в четверг первой седмицы Великого поста?
- Что читают в четверг пятой седмицы Великого поста?
Что такое канон и акафист
В сети мало верующие или люди, которые только ступают на службу господу, часто задаются вопросом: что такое акафист и канон?
Акафист — один из видов гимнографии в церковном служении, который содержит похвалы праздникам, святым, Пресвятой Богородице и, конечно же, Господу. Они начинаются со слова «Радуйся». Чаще всего в нем также прославляются новозаветные традиции.
Канон — также один из видов гимнографии в церковном богослужении, который является главным произведением отражающий праздник или святого. В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.
Что значит канон? Сравнение с акафистом
Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.
Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.
Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.
А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.
В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.
Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.
Чем отличается канон от акафиста
- Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
- Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
- У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
- В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
- Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
- Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;
Что такое канон в фанфиках
Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.
Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.
Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:
«О, пресвета Дево, Владичице Богородице! Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, утеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!
С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.
Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.
Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.
О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.
Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.
Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог. Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Отец и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»
Господь всегда с Вами!
Во время Великого поста в православных храмах читают покаянный канон святого Андрея Критского. Всего текст канона содержит 250 кратких молитвенных песнопений. С понедельника по четверг первой седмицы православные христиане прочитывают определенное количество песен, а в четверг пятой седмицы — весь канон целиком.
Покаянный канон святого Андрея Критского считается самым длинным каноном. Он охватывает события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. В первой части песни канона звучит обращение к Христу, а далее речь идет о покаянии и о сложном пути души к Богу. Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Великий канон начинают читать по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием. Канон напоминает всем верующим, что пост — это время покаяния и очищения. Его текст направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни. Кто такой Андрей Критский? Подробнее
Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста?
Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. В этот день читают первые девять песен канона. Чтение происходит вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся и лучше усваивалось на духовном уровне. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.
С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах человечества от Адама до времен Нового Завета.
Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?
Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского. В первой из них вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, предавшись обиде, убил брата.
Вторая песнь вновь вспоминает об Адаме и Еве, которые ищут покаяния. Третья повествует о Всемирном потопе, праведнике Ное, спасенном на ковчеге, а также о его сыне Хаме и праведном Лоте. Текст песни указывает на то, что человек сам погружает себя в грехи и относится к ближнему без должного трепета и почтения.
Вопрос-ответ Почему на многих полотнах библейские святые одеты не по канону? В четвертой песни упоминаются патриархи, сыновья Иакова, от которых произошли 12 родов Израиля. В пятой песни вспоминаются спасенный от смерти младенец Моисей, повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев, а также подвиг Моисея, выводившего через пустыню избранный народ из египетского плена. Шестая песнь вспоминает исход избранного народа из рабства, а также Иисуса, увидевшего и возжелавшего землю обетованную.
В седьмой песни говорится об Озе, который, когда перевозил ковчег, отважился, несмотря на запрет, коснуться его, сыне Давида Авессаломе, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца, а также о Соломоне, который впал в сластолюбие и идолопоклонство. В песне также вспоминают о сыне Соломона Ровоаме, не считавшемся с советами отца, и слуге Соломона Иеровоаме, который разделил Израиль на два царства.
В восьмой песни вспоминают царя Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету и был поражен за это проказой. Кроме него вспоминают жителей Ниневии, искренне покаявшихся после проповеди пророка Ионы и тем самым избежавших наказания, а также пророка Иеремию и других праведников, благодаря молитве спасшихся от напастей.
В девятой песни вспоминается, как дьявол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне, а также о том, как жители Самарии и Иудеи пришли каяться. В тропаре вспоминается и первое чудо Христа, когда вода была превращена в праздничное вино, а также случаи исцеления Христом больных и немощных.
Что читают в среду первой седмицы Великого поста?
В первой песни православные вспоминают притчу о блудном сыне, растратившем дары отца, и милосердном самарянине. Во второй песне повествуется о Ламехе, который стал убийцей вслед за своим предком, и о других грешниках, вызвавших на себя гнев Господень.
В третьей песни речь идет о рождении Исаака, сына Авраама. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В каноне говорится, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился, но в последний момент Бог остановил его руку и заменил жертву на ягненка.
В четвертой песни рассказывается о спасении, дарованном нам Христом. В пятой песни вспоминают о фараоне, не хотевшем отпускать иудеев из Египта. В шестой песни повествуется о Моисее, который вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную. В седьмой песни вспоминают царя Манассия, который отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей и только к концу жизни покаялся, попав в плен к своим врагам-ассирийцам.
В восьмой песни говорится о разбойнике, который был распят вместе с Христом. Распознав в распятом человеке Мессию, он попросил помянуть его, когда Господь придет в Царствие Свое. В девятой песни повествуется о фарисеях, мытарях и блудницах, просящих о помиловании и спасении у Христа.
Вопрос-ответ Можно ли соблюдать пост некрещеным?
Что читают в четверг первой седмицы Великого поста?
В четверг, как и в предыдущие дни Великого поста, читают еще девять песней канона Андрея Критского. В первой песни вспоминают Христа, взявшего на себя грехи мира. Во второй повествуется об убийце Ламехе, который рассказал своим двум женам, что убил мужчину и юношу. В третьей песни говорится о рождении Измаила и прообразе Христа, поучавшего людей властвовать над своими страстями. В четвертой песни автор канона вспоминает Иова, который был праведен и богат, пока в одночасье не лишился всего.
В пятой песни говорится о женщине, исцеленной несмотря на возражения фарисеев. В шестой песни потерянную серебряную монету сравнивают с грешником, которого Господь ищет и радуется, когда он находится. В седьмой песни говорится о праведном царе иудейском, который уничтожил идолослужение и восстановил богослужение в Иерусалимском храме, за что был дарован продлением жизни. В восьмой песни вспоминается блудница, полившая миро на ноги Христа, а также Страшный Суд. В девятой песни автор канона вспоминает об обстоятельствах распятия Христа.
Что читают в четверг пятой седмицы Великого поста?
В четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Продолжительность богослужения составляет пять-семь часов. Оно начинается вечером в среду (по православной традиции, утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который ранее читался по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.
2 марта, в Понедельник первой седмицы Великого поста, в храме в честь Образа Божией Матери «Достойно есть» на Великом повечерии началось чтение Великого канона Андрея Критского.
На вечерней службе настоятель прихода священник Алексий Чернышёв под пение мужского хора вышел в центр храма и начал чтение, которое продолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет.
Великий канон Андрея Критского называют покаянным. Вспоминая события Священной истории, в стихах своего творения святой Андрей в покаянии вспоминает и о событиях своей жизни, сравнивая их с теми моментами, о которых говорится в Библии.
В библейской истории он не находит ни одного грешника, на которого сам не был бы похож. Человеку, ступившему на путь покаяния, Господь дает возможность измениться. Именно этот путь и прославляет Великий канон.
Святой Андрей пересказывает историю мира, который отпал от Бога и потом возвратился к Нему. Этот его пересказ в каноне и есть история души каждого из нас.
Покаянный канон Андрея Критского в период Великого поста читается два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой седмицы Поста, на службе стояния Марии Египетской.