Отшельник – живущий в уединении, отдельно от жилого или населённого пункта, сам по себе, ради спасения души, пустынник, пустынножитель, удалившийся от суетного мира в пустыню. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
Содержание
Святые
По замечанию Диогена, жизнь скучна без чудаков. Немудрено, что при таком раскладе мыслей этот древнегреческий философ поселился в бочке.
Иные селятся подальше от людского глаза, в скитах, а то и зарываются в землю. Мы же рассматриваем это как некий архаизм, однако в душе пытаемся понять суть прошлого, а то и примерить на себя. Так, в Новосергиевском районе у села Покровки, к примеру…
Диоген жил в бочке
Впрочем, нет смысла повторяться, в соседнем Сорочинском городском округе тоже есть похожие примеры. Как мне рассказывали старожилы села Троицкого, недалеко от их села поселился монах. На склоне горы он вырыл небольшую пещерку, где и жил в молитвах и созерцаниях. Время было строгое, однако власть не трогала его. Сельчане тоже относились к святому лицу с должным уважением, помогали ему, а иногда и обращались за помощью. Иной раз маленькой проповеди хватало, чтобы успокоить ту или иную душу.
Близ Сорочинска в лощине за горой Маяк до Великой Отечественной войны тоже жили монахи.
— Обуреваемые любопытством, – рассказывал мне в своё время Евгений Пламеницкий, – мы с пацанами как-то пробрались в то место. Пещера была безлюдной, её своды постепенно обваливались, однако присутствие человека в недавнем прошлом ощущалось. Мы хоть и были сорванцами, однако проникнуть вглубь земли побоялись.
Оригинал
Люди выбирают отшельничество не только ради спасения души.
Иван Жедров из небольшого поселка Дворики, что в Сакмарском районе, рассказал удивительную историю о том, как один деревенский подросток из бедной семьи вырыл в неприметном месте небольшую пещеру, обустроил ее в стиле эпохи Ивана Грозного и уединился в ней. Не для того, чтобы, уподобившись схимнику, изводить себя в молитвах и самоистязании, а для учебы и познания мира. Парень на самом полном серьёзе проводил всё своё время за рукописями и чтением книг. Изредка заглядывая в этот скит, сельчане только разводили руками. А иногда и однозначно покручивали у виска пальцем.
— Из этических соображений я не называю имени нашего деревенского затворника,- продолжает свой рассказ Иван Иванович.- Впоследствии он закончил с отличием истфак, а потом ещё и факультет журналистики в Москве. Ему прочили научную карьеру, а он вернулся в Оренбуржье, чтобы работать редактором одной из районных газет. Хотя с его-то обширным кругозором и знанием нескольких иностранных языков мог бы сделать и иной выбор.
Экстремал
А вот и иной поворот темы. Одной холодной и снежной зимой довелось познакомиться с отшельником, который поселился в лесополосе недалеко от сорочинской свалки. Вы не поверите — жилищем ему служил собранный из картонок и прикрытый целлофаном шалашик. Когда удалось проникнуться доверием к этому, уже в летах, человеку, то на вопрос о странном выборе места жительства он ответил:
— Устал я от людской суеты и обмана.
После паузы наш странный знакомый сложил в мешок приготовленные к сдаче пустые бутылки, добавил:
— Одиночество – не самое страшное.
И далее он рассказал о том, как нанялся к одному состоятельному предпринимателю, от которого натерпелся столько лиха, что лучше и не вспоминать.
— Рядом дачи, где гораздо легче пережить холодное время, подрядившись сторожем, – продолжали мы гнуть свою линию.
— Нет уж, я лучше здесь. Вот сейчас попью чайку, ещё посижу малость, чтобы ночь короче казалась, а потом укутаюсь в собранные на свалке старые одеяла и прочее тряпьё – и до утра.
Следующей зимой мы опять встретились с ним. На этот раз он перенёс своё ветхое жилище ещё дальше от людей, в глухие заросли. Выглядел дедок уже не так бодро, его шапка-ушанка была туго перевязана тесемками на подбородке.
— Уши болят! – пояснил он. – И желудок стал барахлить.
На этот раз разговор не получился. Больше мы не встречались. Спустя какое-то время ребята из коммунальной службы, помогавшие несчастному выживать в столь экстремальных условиях, рассказали, что он помер. От истощения, как сказали в больнице, куда деда всё-таки удалось уложить. Был он из Новосергиевки. И никакой не отшельник. А просто так, на склоне лет, сложились семейные обстоятельства.
Мечтатели
Эта история вспоминается всякий раз, когда речь заходит о странностях судеб. Представьте себе двух молодых людей, нашедших друг друга в интернете и решивших идти вместе по жизни.
— Ну и в чём же тут фишка? – произнесёт иной.
А в том, что эта пара решила поселиться не в какой-нибудь полупустой деревушке, где есть и свет и газ, а в лесной глуши в 24 километрах от Тоцкого. На берегу маленькой речушки, где когда-то стояла деревня Воробьёвка. Алексей, так звали молодого человека, по профессии значился агрономом, но, как и многие его собратья по факультету, вынужден был работать на стройке в Москве. Ольга жила в Кирове, имела квартиру, а к ней в придаток два гуманитарных образования. Молодые люди продали всё нажитое, собрали энную сумму и заказали сруб для дома, солнечные батареи, ещё кое-что и приступили к стройке.
Ольга и Алексей
Я был в этом глухом уголке, когда уже просматривался фундамент будущего строения. Под раскидистыми берёзами мы пили душистый травяной чай с мёдом, и мне, глядя на роскошную рыжую бороду Алексея, не терпелось задать вопрос – уж не староверы ли мои новые знакомые. Оказалось, что нет. А идея уединиться в этой глухомани им обоим, похоже, нравилась больше всего. Вот и вся философия.
— Ну а как пойдут дети? Или ненароком кто-то захворает в этом бездорожье? Или «в студёную зимнюю пору» начнёт грызть тоска-кручина? Или…?
На все мои наводящие вопросы лесные знакомые отвечали бодро и с оптимизмом, словно хорошо знающие тему студенты.
Мы расстались добрыми друзьями. Они пригласили меня на будущее новоселье.
Но его не состоялось. Через пару месяцев узнаю, что надежды поселиться на заимке у молодых людей не сбылись. Они разъехались в разные стороны. Алексей опять подался на стройку. Я позвонил ему в Москву. Он нехотя сообщил, что проект оказался утопическим и что не было смысла его затевать. Ольгин номер набирать не стал.
Когда жители окрестных деревень или охотники случайно забредали в это глухое место, то с недоумением смотрели на отлитый из бетона фундамент, а на другом берегу речушки – кем-то добротно сработанный ещё в 1994 году памятный знак о давно канувшей в Лету деревушке. Запомнились выбитые на нём слова:
Здесь жизни бил родник,
Здесь ждали писем с фронта.
Потерей памяти, жизнь, не обернись!
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившего на Руси образец святогорского подвижничества, эта традиция дала обильные всходы и плоды, так что впоследствии украсила Афон и Русь именами великих старцев-отшельников.
Выдающимся святогорским старцем-пещерником был знаменитый борец с Брестской унией Иоанн Вишенский, который свои полемические послания с призывами твердо держаться православной веры писал на Украину из пещерного затвора на Святой Горе.
Из описаний киевского монаха и паломника Василия Григоровича-Барского мы знаем, что в середине XVIII в. на Святом Афоне высоко в горах и лесах подвизалось много русских отшельников и пустынников. Эта традиция сохранилась и в ХIХ – ХХ веках.
Начинали с пустыннического жительства на Афоне как преподобный Паисий Величковский, так и духовник всех русских святогорцев старец Арсений. Его ближайший ученик – старец Иероним (Соломенцов), прежде чем принять духовное руководство в Русике, также долгое время подвизался в уединении.
В ХIХ в. при Русском на Афоне Свято Пантелеимоновом монастыре подвизался схииеромонах Мефодий, бывший насельник Соловецкого монастыря. Затем, по благословению старцев Русика, он восстановил отшельническую келлию св. Григория, где и поселился для уединенного жития и непрестанного молитвенного делания. Он часто скрывался от людей под огромным камнем в пещере, куда уединялся для молитвы.
Недалеко от Ватопедского монастыря, в пещере у моря, подвизался русский схимонах Севастиан. Современники о нем вспоминали, что «жил он как птица, в совершенном нестяжании. В келье ничего не имел. Пропитание получал от рукоделия и всегда пребывал весел и радостен. О земном никакого не имел попечения, но весь был погружен во Едином Боге».
Другой русский сиромаха – схимонах Феоклит жил в искусно высеченной пещере высоко в прибрежной скале, состоящей из двух отделений, где его однажды пытался навестить Великий Князь Алексей Александрович Романов при посещении им Святой Горы в июне 1867 года. Проезжая Афон вдоль берега, он обратил внимание на пещеру и пожелал осмотреть ее, но на этот раз обитателя ее не было дома — он ушел за пропитанием в Руссик, и вход в пещеру был замкнут.
Схимонах Гавриил, бывший мещанин из города Сумы, по благословению старцев Русика имел собственноручно выстроенную под камнем каливу-пещеру выше ближней Георгиевской келлии и жил там в уединении более 35 лет.
Также подвизался Монах Трофим (Коломиец), бывший отставной унтер-офицер из Полтавской губернии, о котором современники вспоминали, что «жил он почти на открытом воздухе в лесу, на крошечной ливадке: на кустах была положена плита, которая служила аналоем, а около нее он, сидя, спал. Тут же, в сухом потоке, к одной стороне потока приложена маленькая стенка, кое-чем накрытая, с отверстием, в которое только едва можно пролезть и сидеть в этой конуре, а встать нельзя и едва можно повернуться. Конурку эту нельзя приметить, если и рядом пройдешь. В ней он читает книги и молится и иногда пишет свои духовные мысли». Он также ушел в затвор по благословению старцев Русика.
О другом сиромахе, схимонахе Гаврииле, известно, что «вел жизнь странническую, жил в лесу, в пещерах и так около 50 лет от Севастопольской войны провел на Афоне. Подвизался на землях Русика, спал, как правило, под открытым небом, кушал где придется. Часто приходилось встречать его в лесу, нрава был тихого, говорил мало, но кротко и обстоятельно. Одежду имел самую убогую и почти всегда был без шапки».
Среди огромного сонма русских святогорских отшельников особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский). Он был уроженцем Каменец-Подольской губернии. Этот образованнейший и умнейший человек, бывший управляющий знаменитыми в Российской империи заводами Терещенко, заработавший себе большое состояние и достигший уважения и славы в светском обществе, вдруг решил бросить все и стать монахом. Прибыв на Афон в 1904 году, он в Русском Пантелеимоновом монастыре после исповеди у отца Агафадора (Буданова) попросил благословения жить не в монастыре, а в лесу, принадлежащем обители. Он отказался от всяких, даже элементарных условий для жизни, и следующие 30 лет провел как зверь в лесу. Подвижник не имел дома — жил под камнем; не варил себе пищу — ел траву и плоды; не менял одежду, хотя рухлядь еле прикрывала его тело; не лечился, хотя ему было уже под 80 лет, и, что самое важное, никогда и ни с кем не разговаривал. При случайной встрече с людьми падал на колени и, приклонив голову до земли, не выпрямлялся, пока не оставался один. Преставился ко Господу отец Илия 13 сентября 1932 года, от роду около 80 лет, молясь сидя под камнем. Отец Флегонт (Лебедев), изумленный невероятным подвигом отца Илии, в день его кончины скупо, но выразительно отметил в своем дневнике: «Великий подвижник, 30 лет прожил под камнем».
Еще один отшельник схимонах Зосима «вел скитальческую жизнь около Старого Руссика в лесу, ходил босой и в легкой одежде зимой и в самое холодное время, кушал у порты, не говорил ни с кем ни слова. В последние годы ходил в наклонном положении, так что рукой до земли доставал».
Схимонах Вениамин, уроженец Курской губернии, более 10 лет подвизался в Русике, затем попросил благословение уйти в затвор, где и провел оставшиеся 15 лет, ископав себе под камнем пещеру на высокой скале, что на дороге к Старому Русику.
Еще один отшельник – схимонах Аввакир (Кучеренко), выходец из казачьей семьи и уроженец Екатеринославской губернии, нес послушание уставщика и певчего при Русике, а затем, по благословению старцев, ушел в затвор и в лесу близ Старого Русика поселился в дупле дуба, где подвизался оставшиеся годы жизни.
На крутых и неприспособленных для жизни Карульских скалах также в основном подвизались русские подвижники.
Все эти и многие другие безвестные старцы-отшельники являются украшением тысячелетнего русского святогорского наследия, давшего свои богатые духовные всходы.
Я всё-таки решил уйти жить на природу отшельником, и жить в одиночестве. Много времени прошло с тех пор как мы общаемся на форумах и подготавливаемся к вживанию и жизни отшельниками, но это будет длиться бесконечно если ничего не предпринимать. И я решил, что хватит выжидать и откладывать мероприятие мотивируя отсутствием необходимого снаряжения и т.п.
Я решил идти с тем, что есть, и обходится тем что будет, в общем начать всё с нуля. Ребята, извините за обещания совместного отшельничества и некоторую неадекватность моих действий, извините, что не оправдал ваши надежды и отказался от Севера, -пусть судьба решает что и как, а я буду плыть по её течению.
Да, изначально я хотел уходить на Север, в Тайгу, но как мы все понимаем, действительно отшельничать и начать жить там, в дали от людей без подготовки и продуманного снаряжения практически невозможно. Нет, можно конечно, но это будет не жизнь отшельника,а борьба за жизнь, поэтому я и отложил задумку на будущее. Ведь там, в Тайге много чего надо для начала, чтобы создать основу для последующего развития.
Я решил не искушать судьбу и уйти в отшельники на волжские острова. Это мой регион, и мой климат, к тому-же я всегда и без особых усилий могу вернуться в цивилизацию, что периодически буду делать. Так-же у меня будет сотовая связь и интернет, но я пока не уверен, так-как в тех местах сигнал сотовой связи очень слабый. Но даже если связи не будет я буду 1 раз в месяц выходить в зону доступа сети и выкладывать в интернет на сайт новые материалы своей жизни отшельником, где буду описывать свой быт.
Многие конечно скажут, что это не отшельничество, а шоу какое-то типа «Последний герой», но мы все видим отшельничество по разному, и у каждого своё представление. На сайте я буду вести свой дневник, в котором, по возможности как можно подробнее буду выкладывать события свой жизни . Если не откажет мой нетбук и телефон, в котором фотокамера, но надеюсь что нет.
Честно скажу что инфу я выкладываю не ради славы и известности (пусть и в узких кругах), а ради скромного дохода от рекламы на сайте. Ведь живя в лесу я естественно не буду ходить на заработки к людям, или продавать рыбу или ягоду. Я хочу полностью оградить себя от реальных контактов с людьми, но при этом иногда выходить к людям и закупать всё необходимое для отшельничества, например соль, масло, муку, мыло, и др. В общем те мелочи, без которых трудно обходиться нам, людям привыкшим к благам цивилизации, да и за связь с миром тоже надо платить.
Так-же осознание того, что всё, что я делаю и выкладываю на сайт будет обсуждаться, и люди будут видеть мою жизнь, мой быт, будет меня дисциплинировать и заставлять стараться и не опускать руки. Моральная поддержка тоже не маловажная вещь, особенно когда вокруг никого нет.
В планах у меня первым делом строительство собственного домика, пригодного для более менее комфортной жизни,а не для выживания, чтобы тепло было зимой и сухо в дожди. Параллельно я хочу разработать небольшой огородик, где посадить основные овощи, чтобы питаться за счёт собственных трудов и заготовить запасы на зиму. Дел будет уйма, ведь начну на пустом месте, при этом всё из природного материала, надо и домик возвести, и хозпостроечки организовать.
В общем буду обживаться своими силами и использовать природные материалы, и простые вещи в быту. Так-же буду заниматься рыбалкой, собирательством. Я много не пишу, так-как представление и задумки всегда отличаются от реальности, и что меня там ждёт я не знаю, и как всё будет происходить, мне даже самому эта непредсказуемость интересна. Сейчас, кода на улице ещё зима и лежит снег, а я пишу эту статью, и мечтаю о будушем, невольно в голове всплывают вопросы о будущей жизни отшельником: —а надо ли мне всё это, может передумать и начать жить как все, то-есть идти работать, зарабатывать бабло, создавать семью и погружаться в пучину социальной жизни. В конце концов начать бороться за «место под солнцем»
Но нет, мне надоела такая жизнь, все вокруг как клоны. Сплетни, склоки, осуждение других, зависть, ненависть, все вокруг суетятся, на пустом месте создают проблемы, выживают друг друга. Словно в мире нет больше ничего, кроме обсуждения других и подражания. Люди опустились до уровня инстинктов и стали похожи на животных (или всегда были такими), эмоции движут всеми.
Вокруг пустые головы, безвольные зомби управляемые инстинктами, даже поговорить не о чем, кроме как -кто с кем спит, и у кого сколько бобла и какие вещи имеет, все погружены в пучину социального выживания и не видят ничего вокруг. Поэтому я и решил уйти чтобы не видеть эту людскую пустую суету, где каждый враг каждому и жизнь сводится к пинанию слабых и преклонению перед сильными ради собственного места в стае.
Как стать отшельником?
Есть люди, которые в своей жизни доходят до момента, когда они начинают хотеть стать отшельниками, начать жить на лоне природы, уйти от проблем и невзгод окружающего городского мира, грязи и суеты. Их внутренний голос, интуиция подсказывают, что стать отшельником — наиболее правильное решение для дальнейшей жизни.
Когда-то и меня посещали такие мысли (в 2010-12 гг.), но сейчас я смотрю на эту проблему совсем другими глазами. Я приобрёл уже кое-какой опыт и знания в этом вопросе, имею за плечами уже три попытки перебраться в глушь и начать жить отшельником, также имею большой опыт общения с подобными людьми. Собственно, данный ресурс Вольному-Воля! и создавался изначально, исходя из этих соображений, как вспомогательная база для подобного рода переездов, уходов. Лишь сейчас я расширил тематическую базу. Да и мои взгляды немного поменялись. Не сказать, что я изменил своё мнение кардинально, но, приобретя кое-какие знания, я перешёл на новый уровень и, не побоюсь этого слова, стал мудрее, как и многие мои коллеги, с которыми мы когда-то планировали подобного рода переезды.
Я вовсе не передумал, и в данной статье не собираюсь никого отговаривать от данной затеи, хочу лишь поделиться своими наработками и мыслями, а также опытом других людей, чтобы человек, который зашёл на эту страницу, совершая поиски на тему «как стать отшельником», мог найти здесь то, что ему нужно и мог, возможно, избежать многих ошибок.
Итак, давайте сформулируем классическую ситуацию, при которой какой-либо молодой человек принял решение уйти в отшельники, начать новую жизнь. Мне пишет много ребят, которые хотят жить отшельниками, задают различные вопросы. Вопросы одинаковы и вполне логичны, их задают себе все молодые ребята, которые только-только пришли к осознанию и необходимости этого. Давайте разберём все эти вопросы и нюансы.
Хочу уйти в дремучую тайгу, где за многие километры не будет ни одной живой души
Если не все, то очень многие задаются таким вопросом, а точнее, ставят себе такую цель. На самом деле это заранее проигрышный вариант, обречённый на провал. Но находясь на первых подготовительных к жизни отшельником стадиях, понять это практически невозможно. Такое суждение приходит вследствие максимализма и сильного желания максимально отдалиться от источника раздражения, то есть городской среды, агломерации. Вызвано это сильными чувствами, которые молодой человек испытывает. Принцип такой: «Мне так сильно уже всё это осточертело, что я хочу уехать от этого всего на край света!»
Под краем света подразумевается не Луна и Плутон (потому что там холодно), а более-менее доступный регион Планеты. Это либо необитаемый остров, причём обязательно самый отдалённый (например, атолл Кэролайн), либо глухая, дремучая тайга, где практически не ступала нога человека и потерявшись там, вас смогут найти в виде окаменелости лет этак через десять тысяч.
В этом и вся соль. Находясь на этой стадии, молодой человек в возрасте 17-23 лет ещё пока не знает, что данное желание в его голове формирует эндокринная система его организма, гормоны и нейромедиаторы, которые бьют по его мозгу, словно молот по наковальне, и заставляют действовать, думать, решать эту проблему. Но дело в том, что если бы не было этого посыла, то гормоны тянули бы этого молодого парня в другую сторону. А фундамент заключается в объективных причинах, ради которых действительно стоит уехать из города.
Поэтому ошибкой является попытка уйти в крайность, то есть попытка уйти в тайгу, незнамо куда. Как показывает практика, такие попытки никогда не доводили до добра — ушедший человек всегда возвращался назад либо подходил к вопросу иначе, поселившись в ближайшей деревне на легальной основе. А всё дело в том, что не приспособлен изначально городской человек к такой жизни. Нужно родиться и всю жизнь провести в тайге, чтобы хорошо себя там чувствовать. Также нужно много времени, начиная с малого и увеличивая постепенно, проводить в тайге, чтобы хорошенько привыкуть. Нужно иметь как физическую, так и психологическую привязанность к лесу. Не стоит убирать со счетов психологическое состояние при любом другом вашем превосходстве, хорошем снаряжении и хорошей физической форме, ибо вашу работоспособность может разгромить в пух и прах ваше психологическое состояние, а также апатия и депрессия, которые могут возникнуть в такой атмосфере — когда руки сами собой опускаются, и ты реально не видишь причин для какой-либо деятельности. Кстати, это также может быть причиной употребления алкоголем у подобного рода людей, когда в состоянии полной тоски и апатии человек находит утешение в спиртном. Это очень серьёзный фактор!
Помимо психологического фактора, глухая тайга несёт собой необходимость больших трудозатрат, огромного труда и физической работы: постоянная рубка деревьев, работа с древесиной, добыча пищи и многое другое. Всё это очень-очень тяжело, даже при наличии кое-какого опыта и снаряжения, совсем не факт, что вы будете сыты сегодня, да и всю следующую неделю тоже.
Проще говоря, уходя реально в дикие условия, человек создаёт себе такие чудовищные стресс и нагрузку, что можно порой начинает сходить с ума, иной раз даже в буквальном смысле. Тогда начинает вспоминаться прежний комфорт, сухость и тепло маленькой квартирки в спальном районе, все блага цивилизации, которые даются гораздо легче, нежели в глухой тайге. А в глуши сознание занято только обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности комфорта. Тело находится в экстремальных условиях и работает на полную катушку. Человек не наедается (нормированной на каждый приём) пищей, так как метаболизм ускоряется и тело потребляет на порядок больше энергии. Ночью плохо спит, вставая рано утром от холода и влаги. В итоге холодный, голодный, немного психованный, матерясь на каждый сучок — он принимает решение вернуться назад. Причём в этот момент он полностью отказывается от прежних своих мыслей, осознавая ошибку, в его голове вопрос: «Как это раньше я до этого не додумался, ведь это такие очевидные вещи?!» Он реально начинает понимать, что это ему ни к чему.
А всё дело в том, что и решение уехать в глушь человк принимал, исходя из деятельности гормональной системы, проще говоря, он думал не логически, а опирался лишь на эмоции и свои «хотелки». Думал «не головой», а эмоциями. И я не зря сказал про возраст, так как в этом возрасте у человека и без того очень сильно завышен гормональный фон, это возраст наших ошибок, и в этом возрасте, как правило, человек и приходит к таким мыслям.
Также я не зря сказал про фундамент, так как причины, по которым действительно можно уехать куда-либо из крупного города, действительно есть, иначе бы не существовал этот сайт. Причины более чем подходящие, однако подходить надо ко всему с холодной головой, без эмоций. Логически продумывая всё это, анализируя, опираясь на опыт и советы старших людей. Поэтому и гонят этого человека из глуши именно эмоции, потому что изначально он опирался на эмоции, а не на логику. Но если сразу мыслить логически, с трезвой головой подходить к вопросу, то и действия ты будешь предпринимать совершенно другие.
Возраст имеет значение
отшельник Филиппыч
Почему я так решил? Потому что в возрасте до 25, а то даже до 30 человек находится в периоде своего разгара. Только-только прекращается его рост и физиологические изменения, гормональный фон его очень большой, но с возрастом он утихает, и на принятие взвешеных решений уже не влияют гормоны и лишние эмоции. Поэтому, если быть точным, то я бы вообще рекомендовал заниматься этим только после 50 лет. Потому что зная всех известных отшельников, я могу сказать, что люди становятся отшельниками чаще всего в возрасте около 50 лет. Есть много потенциальных отшельников, которые пытаются уходить и в 25, 30, 35 лет, но большая часть возвращается после непродолжительного периода времени назад. Это не значит, что они передумали, просто они решили изменить свои желания и хотелки, привнесли в них изменения.
Если говорить о возрасте 18 и около того — то этот вариант практически в 100% обречён на провал. В лучшем случае молодой человек просто спокойно вернётся назад к разбитому корыту, в худшем — его ждёт летальный исход, причём это может быть как естественная смерть или летальный исход в результате несчастного случая, так и добровольный уход из жизни из-за сильнейшего морального потрясения и осознания, что «мир передо мной рухнул».
Отшельник В. Шалонов
Поэтому чтобы не совершать ошибок, которые уже совершали многие такие люди, нужно воспользоваться следующими моими рекомендациями:
- потерпеть до 25-30 лет, в зависимости от вашего склада ума, темперамента и т.д.;
- посвятить свою жизнь подготовке к будущей попытке переселения, ходить в походы, изучать материалы, читать книги, общаться с бывалыми людьми, пробовать небольшие выходы в лес, как одному, так и с командой, при этом не просто «на шашлычки», а ставить какие-то определённые цели: изучение навыков выживания в дикой природе, разведение костров, изготовление шалашей, укрытий, добыча пищи и т.д.;
- попробовать искать единомышленников, с ними оттачивать накопленный материал, продумывать планы, изучать регионы. Важно, чтобы как можно большую информацию вы смогли найти именно сами, своим путём, своими поисками, а не читать подобные статьи в интернете;
- копить деньги на дальнейшую поездку, при этом закупаться необходимым снаряжением, пробовать снаряжение в полевых условиях;
Вот основные советы тем, кто решился стать отшельником, но пока ещё недалеко ушёл в своей подготовке.
Семья, жена, дети
По этому пункту всех людей можно разделить на две категории: те, кто ещё не женат и не имеет детей, и те, кто уже женат (или в разводе) и имеет детей (или просто был женат без детей). Начнём со второго. Это, как правило, мужчины средним возрастом 30-45 лет. Они уже имеют неудачный опыт брака, и, разочаровавшись в этом полностью, больше туда не хотят ни при каких условиях. Причин может быть множество, но в большинстве случаев здесь обвиняют они своиx жён, что те гадюки им крови выпили много и больше они этого не хотят, равняя всеx остальных женщин планеты со своими «гадюками». Да, безусловно, такие мужчины совершили большую ошибку, женившись на недостойных женщинах. Но дело в том, что и они сами сильно в этом виноваты, так как насильно их никто не заставлял жениться на ком попало, и я убеждён, что женилить они, опираясь лишь на порыв влюблённости, вожделения и эмоции. Либо «по залёту», как говориться. Но если бы они сразу подходили к этому вопросу с холодной головой и без эмоций, то смогли бы избежать подобного рода проблем. Они бы просто обходили стороной таких женщин, не поддавались на провокации с использованием внешности, харизмы и обаяния. Выбрали бы подходящую пару — и жили бы припиваючи.
Гадюк и мегер в нашем обществе матриархата полно, поэтому сложно выбрать подходящуюю спутницу жизни. То есть эти мужчины просто совершили ещё одну глупость, легкомысленно относились к вопросу, в итоге получили то, что получили. Да и дети теперь вынуждены расти без отца. Стало быть, из-за этого легкомысленного поведения пострадал сам мужчина (о чём свидетельствуют седые волосы на его голове) и пострадали его дети, которые не успели ещё перед ним провиниться. Теперь, уходя в отшельничество, вроде бы с холодной головой и уже без эмоций, они искрене убеждены, что брак — это зло и совсем не то, что им нужно. Но виноваты они сами точно так же, как виноват 18-летний паренёк, который отправился в глухую тайгу Дальнего Востока или Сибири и вернулся назад с репейником на штанинах и измозоленными в кровь руками. Эмоции и легкомысленный подход — вот наши злейшие враги при принятии любого решения!
Теперь второй вариант, точнее первый: молодые парни, которые ещё не были женаты. Мечтая уйти в отшельники, в свои 18 лет они твёрдо убеждены, что жена и дети уж точно не для них! Основывается такое суждение на весьма объективных факторах, таких, как отсутствие подходящих девушек, которые согласятся бросить свою комфортную жизнь в мегаполисе и уйти со своим милым жить в шалаше, в котором должен быть рай. Меркантильные и расчётливые самки стараются найти себе такого партнёра, который сможет обеспечить все их потребности и будет «носить на руках», что вовсе не впечатляет парней, которые хотят уйти в отшельники. Такие парни не хотят быть чьими-то подкаблучниками и выполнять все прихоти своих «королев» и «принцесс». Поэтому, разочаровавшись в девушках, они плюют на это дело, и уже больше не забивают себе голову.
белорусские отшельники
Однако тут тоже скрывается заблуждение. Если мужчины, которые уже были в разводе, имеют детей, то в первом варианте естественная потребность организма, которая отвечает за продолжение рода, будет напоминать о себе. И я говорю вовсе не про секс, а о факте наличия детей как новых личностей и продолжении себя. Не имея детей, человек (не все, конечно) обречён на одиночество. И если сейчас он, под влиянием гормонов и эмоций, категорически не приемлет это, то потом, когда его юношеский максимализм спадёт, гормональный фон утихнет — тогда он будет очень сильно жалеть и ненавидеть себя за это.
Он будет жалеть о том, что не родил детей, он будет жалеть об одиночестве, будет жалеть о том, что у него была возможность ещё немножко подождать и получить то, что ему надо, но он ею не воспользовался. И в эти минуты его снова будет одолевать апатия, и «вроде бы уже столько лет прожил в тайге, всё умею и ничего не боюсь», но апатия будет одолевать его постоянно. И жизнь будет терять свой смысл, он будет превращаться в простое физиологическое состояние, словно овощ, который существует, потому что существует. Не будет цели и не будет смысла. В такие минуты ему будет хотеться нажраться или даже удавиться. И, опять же, история знает многочисленный опыт таких историй, да и, напомню я ещё раз, что большинство известных отшельников становились таковыми именно в возрасте около 50 лет.
Да и потом, мы можем посмотреть на многочисленный опыт ухода в отшельники мужчин вместе со своими жёнами и даже детьми, значит, не все женщины по сути своей мегеры и меркантильные стервы, есть и хорошие девушки, настоящие девушки, которые будут уважать вас как мужчину, ценить и идти за вами хоть в тайгу, хоть на край света. Согласен, таких совсем не много, и найти такую — очень сложно. Отсюда следует, что надо идти на компромиссы.
Семья житомирских отшельников
Вот сами посудите, что именно вам важно: уйти в далёкую и непроходимую глушь либо просто покинуть город и сменить свои условия с городских на условия, приближённые к дикой природе? То есть вам важен сам факт нахождения у чёрта на куличках, либо жизнь вне города на чистом воздухе, здоровой пище, чистой воде и всё такое? По-моему, ответ очевиден! Конечно, это второй вариант — жизнь вне города, в природных условиях. Но ведь не обязательно забираться в глухомань, где нет ни одной живой души. Для этого есть деревни, например, полузаброшенные или просто небольшие. Таких деревень на территории РФ полным-полно, в любом регионе.
И гораздо ведь легче уговорить свою женщину отправиться жить в деревню, нежели просто куда-то в тайгу. Ну если так манит это романтика и эстетика таёжной жизни, то вы всегда можете вместе с женой поставить небольшое зимовье в тайге, в районе вашей деревни и ходить туда, словно ездить на дачу. То есть жить в деревне, в добротной избе, но иметь ещё небольшую заимку в тайге, куда никто кроме вас (ну, и пары охотников) ни ходит. Вот вам и романтика — и все довольны, и никаких эмоций, а простой, прагматичный подход с холодной головой.
Возможно ли жить отшельником в лесу в России? законно ли это?
Я уже 4,5 года живу отшельником на опушке леса
Правда, я живу на в лесу, а на Даче.
Полтора года назад сюда провели газ, а раньше ничего не было.
После проведения газа в нашем садово-огородном товариществе стало зимовать несколько семей. Но изначально я был первый!
Я понимаю, что у Вас вопрос несколько другой, Вас интересует больше юридическая сторона вопроса о том, что будет, если кто-то в лесу сам сделает себе избушку. Увы, не знаю, но надеюсь, что кто-то сможет достоверно ответить.
Я не юрист, но на сколько мне известно, капитальное строение, построенное без разрешения на строительство считается самостроем и за это полагатся штраф. Капитальным строением считается строение с фундаментом. Так что, ройте землянку, и вперёд. Но при этом надо учитывать, что если на землю, где вы обосновались просто так, когда-нибудь найдётся собственник, и им окажетесь не Вы, то Вас попросят удалиться. В центральной России бесхозной земли найдётся ли? А что касается Сибири, то там, думаю, местечко можно будет отыскать, но лучше не делать этого на Дальнем Востоке. Так как там любой гражданин может сейчас получить в собственность совершенно бесплатно понравившийся ему ничейный гектар земли. И где гарантия, что человек, пошедший законным путём, не выберет приглянувшуюся Вам полянку? Поэтому самострой на Дальнем Востоке лучше не строить, если у Вас длительная перспектива проживания таким образом. Лучше пойти законным путём, на мой взгляд: оформит себе гектарчик где-нибудь в дальневосточной глухомани, и жить спокойно в небольшой, но тёплой избушке. Правда, говорят, комары там не просто звери — динозавры. Но живут же ведь как-то люди.
5 отшельников, живущих в экстремальных условиях
Тем не менее находятся люди, которые добровольно становятся отшельниками. При этом для жизни они выбирают не самые комфортные места. Отшельником на острове быть легко, а вот быть отшельником в северных широтах России гораздо сложнее. Ниже — истории о самых суровых Робинзонах современности.
Александр Рябинин
Жизнь Александра никогда не была лёгкой. Он вырос в детдоме, родителей не помнит. От государства ему досталась только комната в общежитии. В ней он жил до поры до времени. В момент государство решило его выселить. Человек оказался на улице, так как его работа не давала ему достаточно средств, чтобы снимать хоть угол. В отчаянии Александр буквально пошёл, куда глаза глядят. И дошёл до леса в Челябинской области.
Он решил, что одному на природе лучше, чем с бомжами на теплотрассе. Дело было летом, и Александр начал ускоренными темпами строить для себя землянку. Место он выбрал не очень далеко от населённого пункта, чтобы иметь возможность наведываться на свалку за одеждой и стройматериалами. О том, что в лесу завёлся отшельник, узнали полицейские. Они подожгли времянку Александра, а его забрали на 10 суток.
Когда Рябинина выпустили, он вернулся и построил новую, более основательную и неприметную землянку. Пропитание стал добывать себе охотой и рыбалкой. того, что он выловил два килограмма рыбы ценной породы ему дали год условно по статье браконьерство. Поэтому Александр решил с охотой быть аккуратнее и стал сажать картофель. Вечерами отшельник играл на детском аккордеоне, чтобы развлекать себя.
Летом жить в лесу просто замечательно, а вот зимой хуже. Однажды отшельник отморозил себе палец. Он почернел, и Александр был вынужден его отрезать. В 2012 году сообщалось, что отшельник прожил в лесу уже 10 зим. Как сейчас обстоят дела у этого несомненно заслуживающего уважения человека — неизвестно.
Юрий Алексеев
Юрию около 30 лет, у него дреды, кислотного цвета футболка и широкие штаны, а на стене висит спил дерева с нарисованным циферблатом. Сейчас Юрий — отшельник, но ещё в 2012 году он был юристом и снимал однушку в Москве. Однажды молодой специалист понял, что глубоко несчастен в предложенных условиях жизни. Тогда он вспомнил, что он не дерево, и может идти, куда захочет и быть тем, кем хочет.
Алексеев захотел быть . Он вырыл себе землянку на границе Московской и Владимирской областей. Вход в неё — круглый, как у Бильбо. На крыше жилища — солнечные батареи, а вдоль стен стоят книги до потолка. Речь у отшельника красивая и сложная — видно, что человек очень образованный и начитанный. Алексеев известен, у него свой профиль в Instagram и канал на YouTube, который так и называется — «Хоббит Отшельник». Он ежедневно записывает ролики, которые просматривают тысячи человек.
По всему видно, что Юрий сейчас действительно счастлив, у него есть всё, что нужно: кофе, интернет и свобода. О перспективах возвращения в город Юрий говорит так: «Коммунальные платежи или взносы за ипотеку упираются в необходимость работать, а это значит, что я буду вынужден делать то, что мне вернее всего будет не интересно. Поэтому я против.»
Несломленные фермеры Бойко
Тамара и Юрий Бойко в начале девяностых годов захотели организовать свой бизнес, связанный с сельским хозяйством. Им выдали 50 га земли, но чтобы начать, нужны были деньги. Юрий и Тамара продали квартиру в Ленинграде и дом в деревне. Тот, кто продавал квартиры в девяностые, знает, что это было одно из самых необдуманных решений в их жизни. Они стоили очень дёшево. На деньги от квартиры, которая сегодня стоит около двух миллионов, тогда можно было купить «Волгу», стиральную машину и пару ковров.
Супруги погнали скотину из деревни, где раньше жили, самоходом на свою землю. Шли целый день. К вечеру дошли и уснули прямо под открытым небом под деревом. О себе думать некогда было, начали строить времянки для скота. Потом и себе вырыли земляночку. Тогда думалось, что это всё — не постоянное. А оказалось, что этими строениями придётся пользоваться более 20 лет. Супруги всё равно считают, что жить лучше во времянках на своей земле, чем быть должными.
В гости к дедушке и бабушке приезжает внучка, которую родила дочь отшельников. Дочь, в свою очередь, недолго смогла жить с родителями в их экстремальных условиях. Она вышла замуж и живёт в соседней деревне, регулярно навещая родителей. Обратно уезжает с полной машиной гостинцев, которые выросли на своей земле.
Олег Бородин, который искал себя на перевале Дятлова
Перевал у горы Отортен, на котором при странных обстоятельствах погибла группа Игоря Дятлова в 1959 году, притягивает к себе туристов и по сей день. Одним из них стал Олег Бородин, который бросил устроенную жизнь, жену, взрослого сына, работу и квартиру в центре Челябинска, чтобы найти себя. Сначала он примкнул к анастасийцам, о которых мы писали ранее. Он строил с ними родовое поместье, чтобы питаться только тем, что выращено своими руками. Но тяга к одиночеству оказалась сильнее.
Олег стал уходить в горы в 2013 году, сначала на неделю, потом на месяц, потом на полгода. Сын даже в розыск подавал. Однажды на склоне одной из гор он соорудил себе небольшой домик, установил солнечную батарею на крыше и жил там время. Человеком он был очень доброжелательным, всегда отогревал туристов чаем, если они заходили к нему, и рассказывал интересные истории.
В январе 2016 года он замёрз на перевале у горы Отортен. Зима в Уральских горах очень сурова. И, видимо, она не пощадила даже , который хотел только жить в гармонии с природой и найти себя.
Пещерный человек Даниэль Суэлло
В 40 лет американец Даниэль Суэлло серьёзно захотел выпасть из капиталистических отношений. Он, как герой фильма «Выжить любой ценой», уничтожил свои сбережения и паспорт, права и медицинскую страховку. Последние $30 проговорил через с родными. После этого он ушёл в каньоны в штате Юта и выбрал для себя пещерку по размеру.
Именно там он и живёт, купается в ручье, воду для питья берёт из родников. Питается, чем придётся, обычно семенами, а спит на высеченной в скале кровати. Для общения Даниэль открыт и рад любым гостям, с ним можно посидеть, поговорить, выпить кипяточка и закусить семечками. Никаких «подачек» от государства он не берёт — ни талонов на продукты, ни пособий по безработице.
О Даниэле написана книга «Человек, который плюнул на деньги». Её написал друг Даниэля Марк. Книга работает на популяризацию такого образа жизни, к которому, если и не к такому радикальному, обращаются люди по всему миру, уставшие от бесконечного зарабатывания денег.