Обращаться за помощью к высшим силам — уже традиция для многих предпринимателей. В интернете можно найти молитвы на успех в делах, заговоры на хорошие переговоры, просьбы святым о бойкой торговле. «Секрет» прочитал брошюру «Молитвы православного предпринимателя» (2004 год, АНО «Развитие духовности, культуры и науки») и решил выяснить, верно ли молиться святым за бизнес.
Содержание
Как люди начали молиться
Связь религии с хозяйственной деятельностью существует столько же, сколько существуют оба этих явления, то есть всю человеческую историю. И столько же времени люди испытывали страх перед теми явлениями, победить которые человеческое упорство было не в силах. Очевидным способом как-то повлиять на непредсказуемые природные силы было обращение к тем, кто над этими силами был, как считали, властен, — к божествам многочисленных дохристианских пантеонов.
Постепенная христианизация Европы, Северной Африки и Ближнего Востока несколько повлияла на восприятие природных процессов, от которых всё ещё зависело выживание миллионов людей. Теперь они рассматривались в моральном ключе. Неурожай или эпидемия больше не считались результатом недовольства богов или неправильного исполнения магических обрядов. Отныне в них видели наказание Бога за людское зло. Бог, желая изменить людей к лучшему и спасти их от ещё более горькой участи, допускал всякого рода «глады и моры» — как меньшее зло по сравнению со злом большим. В этом контексте экономические неудачи были не абсолютным злом, но скорее средством, при помощи которого благой Бог мог донести до человека некие полезные вещи.
Это не означало, что голод или разорение стали считаться благом, однако церковь учила, что лучший способ взаимодействовать с неподконтрольными факторами — это добродетельная жизнь и принятие воли Божьей (то есть стремление даже из неудачи извлечь для себя нечто доброе — например, нравственный урок).
Такова была теория.
Но на практике люди всё так же стремились к успеху, сытости и богатству и просили Бога именно о них. По мере развития почитания святых именно в них христиане стали видеть своих помощников в подобных земных нуждах. Но почему в различных обстоятельствах люди обращались к разным святым? Откуда взялось знание «каким святым о чём молиться»?
Какие святые за что отвечают
Изначально — из примера жизни самих святых. Люди полагали, что если некий святой в своей земной жизни был земледельцем, то и после смерти он проявит «классовую солидарность» и будет помогать крестьянам. Однако тут возникла проблема. Почти всех святых можно поделить на четыре группы: мученики за веру, преподобные (святые монахи), святители (святые епископы) и разного рода святые правители. К этому можно добавить апостолов и равноапостольных (распространителей христианства), которые, впрочем, чаще всего были либо монахами, либо архиереями, либо князьями. Этот список не покрывает и малой доли профессий, и в нём почти нет крестьян, которые на протяжении веков составляли основную массу населения. Поэтому взаимосвязи между земной жизнью святого и каким-либо делом стали изыскивать с изрядной долей фантазии. Например, ученики Иисуса Лука и Клеопа превратились в покровителей путешествующих лишь потому, что прошли несколько километров с воскресшим Христом. Но в основном проблема решалась за счёт церковного календаря.
Дни празднования святых неизбежно совпадали со временем каких-то сельскохозяйственных работ и связанных с ними экономических циклов. И хотя ничего, кроме даты, не связывало египетского монаха Пахомия с высадкой огурцов в губерниях Центральной России, одного этого фактора оказалось достаточно. «На Пахома сажают огурцы», ему же и молятся об урожае. Именно календарные совпадения дали церковной традиции подавляющее число «специализированных» святых. Но здесь было две важных оговорки. Во-первых, это были именно народные традиции. Епископат относился к ним очень прохладно. В официальных богослужебных книгах указания, что такому-то святому надо молиться от такой-то напасти, почти неизвестны (хотя есть несколько исключений вроде молитвы мученику Антипе от зубной боли, которая попала в Требник). Во-вторых, такой народный календарь складывался по-своему не только в каждой православной стране, но и в каждом её регионе.
Как появились молитвословы на все случаи жизни
Ситуация изменилась в начале XIX века, и основным пространством перемен стала Российская империя. С ростом уровня грамотности даже среди крестьянства повышался спрос на простейшую религиозную литературу, а печатный станок не только удовлетворял этот спрос, но менял «уровень» народного обычая. Указание, что «огурцы сажают на Пахома», попав на страницы брошюрки, обретало претензию на серьёзность и некую степень богословской истины. Начиная с 1830-х годов брошюрки типа «Какому святому в какой нужде молиться» начинают наводнять рынок православной литературы в России. Их составители черпали сведения откуда попало, при необходимости заполняя пробелы самостоятельно. В XIX веке было сложено и большинство молитв, обращённых к тем или иным святым. Это очевидно даже неспециалистам: «церковнославянский» язык этих молитв содержит огромное количество ошибок и есть ни что иное, как просто украшенный архаизмами русский. Разница особенно видна в сравнении с каноническими текстами, обращёнными к тем же святым (тропарями, кондаками и т. д.).
По неизвестным причинам государственная цензура, Синод и русские архиереи не делали практически никаких попыток остановить поток литургического новодела, исключая лишь несколько наиболее скандальных случаев. К началу ХХ века сборники молитв, расставленных в порядке нужд и потребностей вместе с календарями, оказались едва ли не главной доходной статьёй как частных, так и монастырских издательств империи.
Когда в начале 1990-х религиозное книгоиздание в России возобновилось, основными источниками духовных книг долгое время были исключительно издания XIX — начала ХХ века. Их сохранилось великое множество, и именно на их основе многочисленные частные и церковные издательства формировали вкус «новых православных», то есть миллионов людей, пришедших в церковь в этот период. Кроме того, в церковной среде сложился (совершенно неоправданный) консенсус относительно статуса дореволюционных изданий — они априори считались достойными доверия, и потому их контент воспроизводился и копировался без колебаний даже солидными издателями. В этот период широко распространился жанр «тематических молитвословов» — для путешествующих, для военных, для женщин и т.п.
Как молиться предпринимателю
Вообще, молитвослов — это вполне традиционная богослужебная книга православной церкви, которая включает в себя стандартный набор литургических текстов для домашнего употребления: молитвы утренние, вечерние, перед причащением и некоторые другие. Однако издатели, сохраняя этот небольшой костяк, стали дополнять молитвословы практически любыми текстами, руководствуясь лишь своим вкусом. Порой тематические сборники молитв издавались и отдельно.
Одним из таких мини-сборников является брошюра «Молитва православного предпринимателя», изданная в 2004 году по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова).
Брошюра начинается с молитвы «при открытии предприятия апостолу Павлу». Эта молитва, написанная в начале XIX века неизвестным автором, не содержит ничего, что позволило бы увязать её с заявленной темой. Предлагается помолиться об успешном открытии предприятия, однако в самой молитве (которая написана от лица одного человека и по смыслу предназначена исключительно для частного употребления) это прошение к святому никак не сформулировано. Также совершенно непонятно, почему перед открытием предприятия надо молиться именно апостолу Павлу, величайшему проповеднику христианства I века и автору значительной части Нового Завета. Сложно объяснить, почему вместо неё нельзя было предложить древнюю и каноническую молитву из содержащегося в Требнике молебна перед началом всякого доброго дела.
Следующая молитва «о покровительстве в торговле великомученику Иоанну Новому» (имеется в виду Иоанн Сочавский) вообще не является молитвой в жанровом отношении — это идущие подряд тропарь, кондак и величание святому, взятые из службы, составленной ему около 1402 года, когда мощи святого были доставлены в Сочаву — столицу Молдавского княжества. Сам выбор святого Иоанна Сочавского в качестве покровителя торговли достаточно оправдан. В своей земной жизни он действительно был купцом. Около 1330 года его оклеветали перед правителем Трапезунда (возможно, по соображениям конкуренции), принуждали к отречению от христианской веры и в конце концов предали мучительной казни. В приведённых в брошюре литургических текстах ничего не говорится о покровительстве святого Иоанна торговле, однако было бы разумно составить этому святому молитву с соответствующим смыслом.
Далее следует заголовок-совет: «Если дела идут плохо, читай псалом 37». Приведённый псалом 37 из ветхозаветной книги Псалтирь действительно представляет собой молитву человека, оказавшегося в пучине жизненных бед. Автор псалма, оставленный друзьями и окружённый врагами, просит Бога, чтобы Он наставлял его на жизненном пути не в «ярости» или в «гневе», но «поспешая на помощь» кающемуся грешнику. Комментируя этот псалом, святой Феодорит Кирский отмечает, что автор молит Бога «вразумить его как свойственно врачу, а не Судии, и уврачевать не сильно, но легко действующими лекарствами». Псалом 37 очень хорошо соответствует заявленной в заголовке теме.
главная → МОЛИТВА → Какими словами молиться?
Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.
(Мф. 6, 7).
Открывайте свои желания пред Богом.
(Флп. 4, 6).
Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога.
Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота — величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.
Ко всякому слову имей такое же уважение, какое имеешь к живому человеку, и твердо веруй, что слово Божие живо и действенно, как живое существо, как Ангел…
Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом, не всё быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем.
Господь Бог так истинен и свят, что и от нас требует подобной Ему святости и истины. Например, на молитве Он явно всегда требует от нас внутренно, чтобы мысль и сердце наше непременно обращались в тех пределах, какие полагают слова или содержание, сущность молитв, чтоб каждое слово было как бы из существа нашего, как бы оно было собственно наше и чтобы никак не уклонялись мысли и сердце наше во время молитвы к посторонним предметам, хотя бы они и были непредосудительные, и даже святые; то есть хочет, чтоб мы были совершенно искренни, просты, истинны.
Когда молишься о чем-либо Господу, или Пресвятой Богородице, или Ангелам и святым — прося их ходатайства о себе или о других людях пред Богом, тогда слова, выражающие твое прошение, твои нужды, почитай за самые вещи, за самое дело, которого ты просишь у Господа, и веруй, что ты уже имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самых словах, коими означается этот предмет. Например, ты просишь здоровья себе или кому-либо: слово — здоровье — имей за самое дело; веруй, что ты его уже имеешь по милости и всемогуществу Бога, ибо самое слово, название, во мгновение у Господа может быть делом, — и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру.
В каждом слове — Бог-Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога-Слова со отцем и духом?
Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.
Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточался на изыскание слов.
Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами.
Кто стяжал Господа, тот уже не скажет своего слова в молитве; ибо Дух Святой тогда молится о нем, и в нем.
От себя без Духа Святого ни один человек не может призвать Господа Иисуса чисто и совершенно, если не будет молиться в Духе Святом, более лепеча, как младенец, неспособный произнести слов раздельно.
Да не соблазнит тебя желание без сказанного внутреннего позыва и нуждения слагать самому свои молитвы… Без тщеславия и самомнения не обойдешься, а эти порождения заглушают молитву настоящую и подавляют ее.
Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслию сочетается и молитвенное чувство.
Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобой сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны: они произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы.
Читание по книжке много рассеивает. Попробуйте делать так: молитвы утренние и вечерние заучите на память, с пониманием их и чувством того, что в них говорится. Читайте их потом так, как бы они шли из сердца. Из псалтыря также выбирайте, какие псалмы ближе к сердцу, и заучите.Их тоже читайте на молитве, на память. Их читайте и так — идя куда или делая что. Чем меньше будете иметь нужду в молитвенниках, тем лучше.
Пробовали ли вы молиться коротенькими молитвами? Главная из них есть молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! К ней можно подобрать другие, по потребностям душевным. Для примера возьмите четыре молитовки святого Златоуста, что находятся в молитвах на сон. Они составляют седьмую главу на сон, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Заучите их, с разумением и чувством, и приговаривайте их почасту. Они обнимают все потребности духовной жизни нашей. Можете и всё молитвенное правило ими заменить, повторяя каждую молитву пять, десять и более раз.
Моление краткими молитовками — внимание собирает и все нужды духовные перебирает. Не всё готовые молитвы читайте, а и своими словами сказывайте Богу, что у вас на душе, и просите помощи: «Видишь, Господи, что у меня! И то, и то. Справиться с собой не могу. Помоги, Всемилостивый!». Младенчество в молитве, как и вообще во всём строе душевном, есть самое лучшее настроение и берегите его.Дети подходят к отцу или матери и, ничего не говоря, только увиваются около них оттого, что им сладко быть при них. Так себя имейте, чтобы в простом сердце всегда увиваться около Господа.
Если со вниманием читать помногу (если есть свободное время) Псалтирь, то человек все время будет в беседе с Богом и ощутит сердцем присутствие Божие, от этого молитва и само псалмопение будут горячее, внимательнее, глубже затронут сердце, появится большее благоговение, страх Божий и прочее.
О том, чтобы молиться нам чужими молитвами (гордое противопоставление своей молитве): пример нам Христос. Его молитвенные вопли на кресте — цитаты из псалмов — Боже мой, вскую мя оставил еси (Пс. 21. 2), В руки Твои передаю дух мой (Пс. 30, 6).
Вопрос:
Я долгое время ходила в евангельскую и баптистскую церкви. Недавно приняла крещение в Православной Церкви. Долго к этому шла. Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш». Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на языке» (1 Кор. 14: 19).
В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).
Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).
Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).