Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.
Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.
Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:
- Искушение, желание и совершение греха
- Чувство вины и попытка спрятать грех
- Обличение в грехе Богом или людьми
- Осознание греха и его последствий
- Покаяние в грехе перед Богом и людьми
- Изменение мышления и поведения для исключения подобного в будущем
В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.
Содержание
- Давид совершает грех перед Богом
- У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом
- Давид осознает свой грех и решает покаяться
- Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом
- Как покаяться перед Богом в наши дни
- Покаяние перед Богом: практические выводы
- Миф ∴ Священник для исповеди не нужен — Бог и так знает, что я раскаиваюсь
- Страх ¦ Я боюсь, что священник меня осудит и прогонит
- Миф ∴ В Библии нет указаний на то, что надо исповедоваться
- Страх ¦ Я боюсь унизиться перед священником
- Миф ∴ Стыдно писать грехи на бумажках
- Страх ¦ Я боюсь, что священник наложит епитимию
- Миф ∴ О своих грехах рассказывать нужно как можно подробнее
- Страх ¦ Я боюсь рассказывать о своем грехе духовнику
- Миф ∴ Если меня продолжает мучать совесть, значит исповедь «не зачтена»
- Страх ¦ Я боюсь, что священник меня до конца не выслушает
Давид совершает грех перед Богом
Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:
Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).
Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.
У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом
Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:
Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал: «Вот что говорит Господь, Бог Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и дал царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию Хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян. Так говорит Господь: Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. И будет он спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать» (2-я Царств 12:1-11).
Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.
Давид осознает свой грех и решает покаяться
Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.
Сейчас, когда к нему пришел пророк Нафан, Давид вновь находится на распутье, ведь ему вновь предстоит сделать выбор. Ведь и в этот момент Давид мог обмануть и начать отрицать свой грех. Он мог вновь воспользоваться своей властью и убить пророка, как он поступил раньше с Урией, мужем Вирсавии. Но Давид делает другой, более сложный, но правильный выбор: он решает покаяться в своем грехе, попросив прощения и признав грех перед Богом.
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).
Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.
Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом
Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.
Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).
В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!
Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.
Как покаяться перед Богом в наши дни
Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.
Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:
В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).
Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:
Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).
Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:
Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).
Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:
Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).
Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.
Покаяние перед Богом: практические выводы
Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.
- Бог видит все наши грехи, несмотря на то, как усиленно мы их прячем.
- Бог всегда дает человеку возможность покаяться в своих грехах перед Ним, как бы далеко человек не зашел в них. Но лучше сделать это раньше, ведь чем дальше человек заходит в своих грехах и своей лжи, тем больше будет последствий греха и тем сложнее будет потом покаяться.
- Человеку всегда трудно принять решение покаяться в своих грехах и попросить прощение за свои ошибки. Если вы думаете, что это трудно только вам — вы ошибаетесь. Сокрытие греха и время ничего не изменят. Человек может забыть о грехе — Бог нет.
- Бог любит всех людей, и по этой причине всегда дает нам шанс покаяться перед Ним. Именно поэтому он послал к Давиду пророка Нафана. И именно по этой причине нам всегда нужны те, кто спросит нас о наших грехах. Мы не должны относиться к ним с ненавистью и не должны избегать их. Мы должны относиться к ним, как к посланникам Божьим, которые помогают нам выйти на свет и изменить наше мышление к лучшему.
- Правильное покаяние — это покаяние в грехе с изменением мышления. Подумайте о том, что было бы, если бы Давид просто сказал: «Прости меня, Бог…», а потом вновь совершил подобный грех.
Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.
Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!
В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.
Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Здравствуйте, Татьяна!
Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. Ну, и так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь – это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами – или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.
Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние – главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит – я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.
В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п.
И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.
В Вашей же ситуации я бы посоветовал следующее. Во-первых, не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении. Во-вторых, если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому исповедующемуся, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал Вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского, которые наш сайт сейчас, во время поста, предлагает среди других материалов для ежедневного чтения постом. Возможно, Вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения. Помощи Вам Божией!
О самых распространенных мифах и страхах, связанных с исповедью, рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Миф ∴ Священник для исповеди не нужен — Бог и так знает, что я раскаиваюсь
Вы правы, Бог действительно видит все наши прегрешения и знает, что вы раскаиваетесь. Вы так же правы и в том, что роль священника второстепенна. Но все же она очень важна.
Вспомните, как в детстве, когда мы провинились, нам так хотелось, чтобы родители поскорее нас простили. Получается, нам мало покаяться, важнее получить прощение, то есть понять, что Бог тебя любит, принимает и прощает. Об этом священник и свидетельствует, когда накрывает тебя епитрахилью и читает разрешительную молитву. Так мы получаем доказательство, что прощение получено.
Вы спросите, почему о своем грехе нельзя рассказать, например, отцу или другу, а обязательно священнику? Священник — это тот, кто установлен Церковью. Власть отпускать грехи Христос дал своим первым ученикам — апостолам, а апостолы через рукоположение передали эту власть своим ученикам. И каждый священник Православной Церкви является человеком, получившим «полномочия» принимать исповедь и отпускать грехи от самого Христа.
Можно сравнить «процедуру» исповеди и с судебным процессом, как многие себе представляют: вам было бы, наверное, очень тяжело доказать свою невиновность только перед судьей и прокурором, без свидетелей и адвокатов. А священник и есть свидетель того, что вы покаялись.
Конечно, покаяние может наступить где угодно — и в автобусе, и на службе, и в театре. А таинство Исповеди — лишь констатация вашего покаяния. Возможно, вы пролили слезы покаяния раньше, но на исповеди доказали: я так ненавижу свой грех, что хочу избавиться от него — вынести из глубин своего сердца на свет.
Роль священника важна и как духовного наставника. Если вы исповедуетесь все время у одного священника, он уже знает вас и вашу жизнь, может посоветовать, научить, как бороться с одолевающим вас грехом.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня осудит и прогонит
Этот страх напрасен: священник не только вас не осудит, но и искренне порадуется тому, что вы исповедовались. Человек, идущий на исповедь, уже сам осудил себя,— то есть возненавидел в себе тот грех, в котором хочет покаяться.
Поэтому страха перед священником быть не должно. Бояться нужно другого: не успеть исповедовать свой грех, обидеть Бога, отстраниться от Него.
«Отругать», а скорее, дать наставление, священник может только того, с кем давно знаком и знает, что этот человек конструктивно воспримет критику. Я не снимаю ответственности с тех, кто, возможно, вас не понял и проявил грубость. Но надо также помнить, что в любом конфликте виноваты оба. Некоторые люди пытаются переделать Церковь под себя, поэтому недовольны всем. А бывает, что все слова священника воспринимаются в штыки, потому что попадают в самое чувствительное место — душу, и человеку становится больно.
Миф ∴ В Библии нет указаний на то, что надо исповедоваться
Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак 5:16) — такое упоминание есть у апостолов. Сам Спаситель говорит в Евангелии: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин 20:23).
Страх ¦ Я боюсь унизиться перед священником
Хочу вас успокоить: священника, который исповедует хотя бы пять лет, как бы грустно это ни звучало, никаким грехом удивить невозможно. Боязнь быть униженным возникает от нежелания переступить через собственную гордость, но исповедь — это не унижение. Наоборот, очищаясь от грехов, мы становимся ближе к Богу.
Правда, я часто сталкиваюсь с тем, что люди недоговаривают, пытаются скрыть грех. Это вызывает у меня полнейшее непонимание.
Спроецируйте данную ситуацию на отношения родителей и детей. О поступках маленького ребенка родители знают все. Когда ребенок нашкодил, съел банку варенья и не признался в этом, соврал, у родителей есть два пути общения с ним. Один совершенно неприемлемый: «выбить» правду — поставить на горох, пригрозить ремнем. Но так поступают только злые родители — у Бога нет таких методов. Задача же нормального родителя — подвести ребенка к осознанию своей вины. Цель не в том, чтобы поймать его на вранье, а в том, чтобы он захотел сказать правду и попросить прощения. Тогда родитель возрадуется: ребенок выбрал правильный, честный путь.
Так и мы с вами у Бога как на ладони. Ему очень важно, чтобы человек сам пришел, раскаялся и, как в детстве, сказал: «Пап, я балбес, прости меня, больше так не буду». Может ли Он «поставить нас на горох» и заставить измениться? Конечно, может. Но Он этого не делает, хотя мы бы быстрее стали хорошими. А не делает Он этого, потому что изначально наделил нас свободной волей.
Формально вы можете юлить, называть свой грех как хотите, но представьте, что смотрите на себя глазами Бога и видите это. Будет ли это покаянием? Нет. Каждый кающийся знает, что, слукавив на исповеди, не получаешь внутреннего удовлетворения. Но раз его нет у вас, что уж говорить о Боге? Постарайтесь быть честными сами с собой, задумайтесь, что важнее — ваш «имидж» или вечная жизнь? Каждый стоит перед таким выбором.
Но рецепта, который сделал бы покаяние настоящим, не существует. Совесть всегда подскажет, как поступить.
Миф ∴ Стыдно писать грехи на бумажках
Бумажки на исповеди — не формализм, а шпаргалка. И это единственный случай, где шпаргалка разрешена и приветствуется, если она помогает человеку справиться с волнением. Это действительно страшно — прийти и покаяться. Ноги дрожат, голос слабеет — действительно легко все забыть. Но раз уж человек написал грехи на бумажке, значит, он готов их произнести.
Многие готовятся к этому таинству ежедневно — записывают на листочке свои грехи в конце дня, а потом приходят с ними на исповедь, чтобы ничего не забыть.
А бывает, людям очень тяжело открыться, начать говорить о потаенном священнику — и в этом им помогает «шпаргалка»: по ней они зачитывают грехи, для которых заранее подобрали слова.
Правда, мы должны помнить, что Господь всегда стоит возле нашего сердца и стучит в него. Поэтому, если искренне подойти к покаянию и довериться Богу, слова найдутся сами.
Помните: Богу не важен способ покаяния, Ему важно ваше сердце. Поэтому произнесет человек свой грех по памяти или прочитает по бумажке — дело второе. Главное, сделает ли он это искренне и с сокрушением о своем проступке.
Страх ¦ Я боюсь, что священник наложит епитимию
Запомните: по установлению Синода священник имеет право отлучать от причастия только на одну литургию. Наложить епитимию за тяжкий грех на более долгий срок может только епископ, если священник обратится к нему по такому вопросу.
Но я часто наблюдаю другую картину. Человек едет в паломническую поездку, там решает исповедоваться и причаститься, а священник накладывает на него епитимью — на 40 дней запрещает причащаться. Возвращаясь из такого путешествия, человек в растерянности приходит к своему духовнику и не знает, что делать. И все потому, что тот священник не знал обстоятельств жизни этого человека, а если бы знал — не наказал бы столь строго.
В любом случае, если у вас есть духовник, лучше исповедоваться у него. Тогда не возникнет подобных проблем. А если духовника рядом нет, исповедуйтесь другому, но желательно — постоянно одному священнику, а к духовнику ездите за советом и наставлением.
Миф ∴ О своих грехах рассказывать нужно как можно подробнее
Здесь следует понимать, что исповедь — это не способ излить душу, исповедь — это покаяние, после которого не остается ни единого живого места: все грехи омываются слезами. На исповеди не нужно пересказывать обстоятельства ваших грехов, а если нужно что-то уточнить, священник сам вас спросит.
Страх ¦ Я боюсь рассказывать о своем грехе духовнику
С таким страхом люди сталкиваются чаще всего тогда, когда духовник стал для них больше, чем просто священником — другом или отцом. Некоторые, боясь признаваться в грехе знакомому батюшке, даже идут к другому священнику, но это в корне неправильно. Ко мне часто приходят люди и исповедуют серьезные грехи, хотя видно, что они воцерковлены. Я спрашиваю, есть ли у такого человека духовник: «Да, — говорит, — но я не могу ему в этом покаяться».
Конечно, я допущу его к Причастию, но настоятельно посоветую исповедоваться в этом страшном грехе перед духовником. Иначе зачем он просился к нему в духовные чада?
Это напоминает прием у врача. Вы приходите к нему и хотите получить универсальную быстродействующую таблетку, но при этом что у вас болит, не говорите — стесняетесь, скрываете. Доктор, который видит вас первый раз, разведет руками и не сможет ничем вам помочь, ведь ему нужна история болезни.
На исповеди происходит то же самое. Любой грех ведет нас к духовной погибели. Каждый из нас наверняка хоть раз встречал человека духовно полумертвого — того, кто запустил свои болезни и вовремя не обратился к врачу. Но на смертном одре вам будет все равно, что о вас подумают, — важно будет исповедаться и исцелиться.
Человеку, который на исповеди начинает хитрить, юлить, утаивать грехи, доверия нет. Когда же человек выкладывает все без утайки, ты проникаешься к нему уважением. Он вроде и мерзости говорит, и наверное, прочитав где-то о таких проступках, ты бы его осудил, но здесь этого чувства не рождается. Я, как священник с двадцатилетним стажем, могу это подтвердить. Когда ты становишься свидетелем искреннего покаяния, это вызывает слезы умиления, ты вдохновляешься этим человеком — видишь его силу и жажду праведной жизни, ненависть ко греху, а главное, видишь его смирение. А смирение и кротость — это необычайно красивые и редкие явления.
Миф ∴ Если меня продолжает мучать совесть, значит исповедь «не зачтена»
Исповедь действительна, даже если вас продолжает мучить совесть. Я считаю это естественным и правильным. Когда на теле появляется болячка, шрам от нее еще долго не проходит. Так и совесть — напоминает о наших грехах для того, чтобы мы их не повторяли, а работали над искоренением порока.
Разрешение греха совершается в тот момент, когда вы раскаялись и над вами была прочитана разрешительная молитва — как свидетельство того, что вы получили прощение. А совесть должна продолжать теребить. Она как болевой порог: люди без болевого порога быстро умирают — они не чувствуют опасности. А пока совесть нас мучает, мы живы.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня до конца не выслушает
Священник может вас не выслушать только в одном случае — если будет ограничен во времени. Это бывает перед литургией или в субботу на вечерней службе. Во время Великого поста на исповедь приходит особенно много народу, поэтому исповедь во многих храмах затягивается за полночь. Так что, если есть потребность поговорить поподробнее, лучше выбрать будний день, тогда вы сможете обстоятельно исповедаться и побеседовать со священником. Можно исповедаться на неделе и взять благословение причаститься в воскресение.
Не вините священника, если он вас торопил, — здесь виноват не он, а ваша беспечность.
И еще одна частая ошибка: мнение, что, если в дни Великого поста вы пойдете на соборование, на исповедь можно уже не идти. На соборовании мы действительно молимся о прощении забытых грехов, но это не замена исповеди.
ИСПОВЕДЬ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
«Давно не выхожу из дома из-за болезни. Можно ли исповедоваться по месту жительства и как это сделать?
Елена Кудрина, Мытищи».
Отвечает настоятель московского храма Св. Царственных мучеников и новомучеников и исповедников российских на Головинском кладбище протоиерей Михаил АРДОВ:
— Исповедь и причащение вне стен храма — это древняя практика церкви. Тяжелобольных и находящихся при смерти людей священники испокон веков исповедовали на дому. В принципе это таинство можно совершить где угодно, не только дома. В тюрьме, в больнице. Конечно, существуют литургии, которые можно служить только в храме. Переносить их совершение в иное место разрешается лишь в исключительных случаях. Что же касается исповеди, то здесь все просто. Пригласить (именно пригласить, а не вызвать) священника домой может или родственник больного, или любой другой прихожанин, вхожий к нему в дом и знающий о состоянии его здоровья. Надо просто прийти в храм и поговорить со священником. В таком случае он обязан откликнуться на просьбу и прийти. Бывает, что человеку нужно исповедоваться не раз и не два. Например, если речь идет о парализованном больном, то к нему священник может ходить регулярно по нескольку лет. Часто священник сам говорит, что тогда-то надо еще раз исповедоваться или причаститься. Это тоже совершенно нормальная практика. Еще один важный момент — должен ли и может ли священник брать деньги у прихожанина, к которому он пришел домой. На этот счет Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что если священнику предлагают деньги, он обязан их брать. Здесь есть очень тонкий психологический нюанс. Многие люди отрицательно реагируют на отказ принять у них плату. Думают, что раз батюшка не хочет брать денег, значит, он ничего не сделал. Что касается суммы, которую отдает прихожанин, то этот вопрос он должен решить для себя сам. Я категорически против каких-либо такс. Хотя некоторые храмы устанавливают их вполне открыто.
ЭЛЕКТРОННАЯ СИГАРЕТА — ПОВОД ДЛЯ ШТРАФА?
«Меня оштрафовали за курение электронной сигареты в общественном месте — на территории университета. Ко мне, когда я курил электронную сигарету, подошел сотрудник полиции и сказал, что я нарушил закон — курю в общественном месте. Я объяснил ему, что он не прав и электронные сигареты не входят в рамки этого закона. Но штраф мне в итоге все равно выписали. Объясните, могут ли меня оштрафовать за курение электронной сигареты в общественном месте?
Дмитрий Мазур, Томск».
— Оштрафовать вас могут в двух случаях, — говорит редактор интернет-портала о вейпинге (курении электронных сигарет) Алексей НЕМЧИК. — Первый — это если ваша электронная сигарета напоминает сигарету обычную (т.е. у нее оранжевый «фильтр», белая «бумага» и на конце при затяжке загорается красный огонек). Такие устройства подпадают под понятие «имитация табачного изделия». В ФЗ РФ от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» про подобные устройства говорится следующее: «(запрещается)… использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами». По-хорошему, продажа таких «муляжей» сигарет в России производиться не должна, но их, к примеру, можно привезти из-за рубежа и получить у нас в стране штраф. Второй случай — это когда администрация частного заведения (клуба, бара или ресторана) вводит у себя запрет на курение любых электронных сигарет. Она на это имеет право — и может штрафовать нарушителей. Но просто так полицейские за курение электронной сигареты на улице вас оштрафовать не могут.
ГОРОД-ГЕРОЙ МОСКВА НЕДОСТОИН ТУМБЫ?
«Вы обратили внимание, что в мемориале Неизвестному Солдату в Александровском саду нет тумбы городу-герою Москве? Как это могло случиться и почему?
Нина Морозова, Москва».
— Этот вопрос однажды нам уже задавали, — говорит советник директора Федеральной службы охраны, доктор исторических наук, профессор Сергей ДЕВЯТОВ. — Причем интересовался один из руководителей Управления делами Президента РФ, который оказался въедливым в хорошем смысле слова. Но, кроме него, больше никто не интересовался, так что вы — вторые за всю историю. Ответ на вопрос кроется в истории появления самой Могилы Неизвестного Солдата в 1966 году. Изначально было решено, что там будет настоящий прах неизвестного солдата и земля с его могилы, которую нашли недалеко от Зеленограда. Останки перенесли. И родилась идея сделать тумбы городов-героев, внутри которых будут не останки неизвестных солдат, а хотя бы земля этих городов. В итоге и сегодня в тумбах содержатся капсулы с землей. В некоторых случаях ее брали с рубежей обороны (например, в Керчи, Смоленске, Мурманске), а в некоторых — с некрополей и курганов (тумба «Ленинград» содержит землю с Пискарева кладбища). Ставить тумбу с московской землей было бы, наверное, даже странно. Ведь сам мемориальный ансамбль находится в Москве и ее земля — повсюду.
Алексей Стейнерт Татьяна Антонова Ева Меркачева
Подпишитесь на наши новости в Google News