Здесь вы найдете примеры пожеланий выздоровления больному человеку. Тексты не в стихах, и предназначены для тех, кто хочет высказаться своими словами. Эти образцы пригодны как для публичного выступления (в больнице, на юбилее у болеющего, дне рождения и прочих подобных мероприятиях), так и для разговора наедине. А еще этими словами можно поддержать, подписать открытку, закончить письмо, оформить карточку к подарку, букету цветов и т. д.
И не забудьте поблагодарить лечащего врача (который помогает в борьбе за здоровье близких вам людей). Тексты благодарности врачу от пациента найдете (в случае, если вы хотите поблагодарить доктора в письменном виде).
Итак…
Дорогой(ая)! Я желаю тебе скорейшего выздоровления, но хотелось бы сказать кое-что еще… Ты прекрасно видишь вокруг себя много здоровых людей и они даже жизнерадостны на первый взгляд. И ты прекрасно знаешь, что многие из них при всем своем здоровье и кажущемся благополучии – несчастливы. Это доказывает, что здоровье отнюдь не гарантирует счастья. Так вот, я тебе желаю, чтобы ты был счастлив(а) несмотря ни на что. Даже несмотря на состояние своего здоровья. Уверен(а) – такое возможно.
Будь здоров как сто слонов
Выздоравливай скорее, нам тебя очень не хватает. Все тебя заждались. Обещай, что сделаешь всё возможное, чтобы скорее поправиться и снова радовать нас своим присутствием, лучезарной улыбкой, креативностью, добротой, чуткостью и прочими талантами.
Ты даже не представляешь, до какой степени мы желаем чтобы ты выздоровела. Каждый день только и думаем, разговариваем и мечтаем о твоём здоровье. Поверь, без тебя наша жизнь не так радостна, как с тобой. Поэтому – крепкого тебе здоровья, скорейшего выздоровления и пусть все неприятности с самочувствием поскорее забудутся как страшный сон и не возвращаются никогда.
И не думай, что раз ты болеешь, то тебе тяжело, а нам всем в это время – весело и хорошо. Поверь, от того что ты болеешь мы себя чувствуем не намного лучше тебя. Поэтому, пожалуйста, выздоравливай и больше никогда не болей, потому что страдаем мы все и желаем тебе как можно скорее пойти на поправку.
Ты даже не представляешь как мне плохо когда ты болен. И еще, мне – страшно. И тоскливо. Пожалуйста, будь добр, выздоровей и прекрати моё безрадостное существование без тебя. Желаю тебе самого крепкого здоровья, какое только существует на свете.
Скажи своему здоровью, чтобы больше оно тебя не подводило. И еще скажи болезням: «Не дождетесь, ссуки!». И – выздоравливай. Выздоравливай изо всех сил. Очень тебя прошу и жду этого светлого дня даже больше чем ты сама. Буду просить Бога, высшие силы и ангелов-хранителей, чтобы ты была здорова. Мне тебя очень не хватает.
Я из последних сил желаю тебе крепкого здоровья и чтобы поскорей прекратился весь этот ад. Давай будем выздоравливать вместе: ты скажешь своим болячкам чтобы убирались вон из тебя. А я буду молиться всем богам за тебя и твоё выздоровление. Вместе мы прорвемся! Вот увидишь!
Желаю тебе навсегда распрощаться со всеми своими болезнями и стать снова солнышком. Оно никогда не болеет и всегда светит… Даже тогда, когда мы его не видим.
Здоровье, конечно, важнейшая вещь в жизни… И я тебе его желаю от всей души. Но даже если ты решила быть нездоровой, тогда я тебе желаю быть счастливой, радостной, активной, работоспособной, энергичной и полной идей. А больше ничего и не надо. И с нездоровьем ведь можно быть полноценной хозяйкой жизни. Желаю тебе полностью контролировать свою жизнь!
От всего сердца желаю тебе победить в этой войне с болячками. Они уже повеселились, теперь пора и честь знать. Пусть убираются откуда пришли. А тебя пусть преследуют только радость, здоровье, счастье, благополучие, процветание, успех и хорошие новости.
Прими эту корзину подарков от меня и позволь тебе кое-что о них рассказать:
- эти апельсины битком набиты витамином «С» — он поможет тебе в бою с болезнью и придаст еще немного жизненных сил;
- эта книга отвлечет тебя от печальных мыслей о твоем здоровье, займет тебя и тем самым помешает болезни заполнить твою голову негативом. А отсутствие черных мыслей, сам знаешь, делают тебя сильнее в войне за здоровье;
- эти открытки с пожеланиями от друзей напомнят тебе, что ты – не один. И ты поймешь что у тебя есть поддержка, никто тебя не забыл и близкие мечтают о твоем выздоровлении. Потому что ты – нужный. Помни об этом.
- а все эти вкусняшки подобраны строго в соответствии с пожеланиями твоего врача и с твоей диетой… ты попробуй их все и получай удовольствие. Потому что все они выбраны с любовью к тебе, напичканы витаминами и помогут тебе поправиться.
- А эта игрушка (сувенир, статуэтка, ценный предмет и т.д.) будет сидеть рядом с тобой до тех пор пока ты не выздоровеешь, глазеть на тебя и регулярно рассказывать о том, что тебя ждут, любят и верят, что все неприятности скоро останутся позади.
В общем, здесь всё только для того, чтобы ты скорее выздоровел навсегда.
Говорят, что жизнь полосато-черно-белая. По-видимому, сейчас у тебя не самая светлая полоса… я желаю тебе скорейшего выздоровления, и точно знаю, что после болезни ты станешь еще мудрее. Теперь-то ты уж точно встанешь на белую полосу и пойдешь вдоль!
Желаю тебе окончательно и навсегда расправиться со своими болячками, вернуть себе крепкое здоровье, отличную форму, прекрасное самочувствие, радостное настроение, активность, энергию и безмятежную жизнь. Будь здоров!
Просто пожелать тебе здоровья было бы слишком банально. Его желают всем и всегда. А я желаю тебе не просто абстрактного здоровья… Я желаю тебе получить полный, тотальный контроль над своим организмом. Очень желаю, чтобы у тебя получился этот фокус. Тогда ты сможешь приказывать своим болячкам убираться и они не посмеют тебя не послушаться. А еще ты сможешь приказать своему телу делать всё что ты хочешь и ему не останется ничего кроме как выполнять. И еще ты сможешь реализовать всё задуманное в те сроки, какие нужны тебе и ничто тебе не помешает.
В общем, от всего сердца желаю тебе всевластия над своим состоянием, полного порабощения своего организма тобой самим и полнейшего авторитета над своим самочувствием. Короче, мирового господства тебе в твоём собственном мире.
Говорят, что здоровья никогда не бывает много… Я желаю тебе столько здоровья, чтобы на вопрос «Как здоровье?», ты, не задумываясь, всегда могла ответить «Завались!»
Желаю тебе такого здоровья, чтобы тебе никогда не дожить до смерти. И чтобы такое состояние приносило тебе только счастье.
Желаю тебе такого состояния организма, чтобы слово «доктор» навсегда исчезло из твоей жизни, твоего лексикона и твоих мыслей.
Я желаю тебе чтобы у тебя было очень много всего двух вещей: денег и здоровья. Когда много чего-то одного из них – жизнь недостаточно полноценна. Так вот, пусть у тебя будут обе составляющие полноценной жизни, а всё остальное прилипнет само.
Пусть твоё здоровье прибывает с каждым днем всё больше и больше. Пусть снова сверкают глаза, и улыбаются губы. Я хочу снова слышать твой смех и радоваться жизни вместе с тобой. Пусть с этого момента навсегда убираются прочь отчаяние, печаль и болячки.
Поправляйся и отныне береги своё здоровье. Жизнь без него – печальна. Оно даёт силу, активность, скорость, кураж и драйв. При таких составляющих ты не сможешь быть неуспешным, бедным, злым и несчастным… Будь всегда здоров!
Крепкое здоровье значительно повышает качество жизни любого человека. Я желаю тебе выйти на этот качественно новый уровень как можно скорее. И никогда уже оттуда не спускаться. А счастье, любовь, успех, процветание – прилипнут сами.
Я желаю тебе, чтобы твой ангел-хранитель, Бог, судьба, жизнь и обстоятельства были с тобой сказочно щедры и чтобы их щедрость отсыпала тебе столько здоровья, сколько нужно чтобы ни стареть, ни плакать, ни печалиться, ни злиться, не отчаиваться… В общем, столько его тебе желаю, сколько нужно десятерым на десять жизней. Ты этого заслуживаешь. Потому что ты – лучший из людей.
Ненавижу твою болезнь, ревную к ней… Она забирает тебя у меня. Пусть идет к черту и оставит нас в покое. Ты красивая всегда, даже когда болеешь. Но здоровая ты не только красивая, но и – желанная. Будь всегда здоровой!
Здоровье даёт сил любить, быть смелым, фантазировать, экспериментировать, созидать, творить, ставить цели и достигать их, принимать отличные решения, справляться с трудностями, радоваться новым открытиям, быть полезным и принимать подарки судьбы… От всего сердца желаю тебе обладать этим ценным артефактом – крепким здоровьем и всеми, связанными с ним, чудесными последствиями.
Я желаю тебе огромной душевной и физической силы, чтобы победить все свои недуги. Запаса прочности, чтобы выдержать эту войну и выйти победителем. А ещё тебе желаю, не только победить болезнь, но и остаться после неё таким же жизнерадостным, позитивным и креативным человеком, каким ты был всегда. Пусть этот неприятный период навсегда останется позади.
Ты – потрясающий человек и даже будучи нездоровым всё-равно украшаешь мою жизнь. Даже сейчас ты умеешь быть отличным другом и находишь в себе силы поддерживать не только себя, но и меня. Но всё-таки… пожалуйста, будь здоров. Ведь тогда мы сможем еще и пить пиво, лопать чипсы, кадрить девчонок и наслаждаться этой жизнью в полной мере. Поправляйся скорей!
Желаю тебе долгих, долгих счастливых лет жизни. Пусть здоровье вернется к тебе и никогда больше не покидает. Знай, что твоё здоровье – не только твое, это ещё и моя радость, счастье и удовольствие. Я желаю тебе его ничуть не меньше, чем себе. Пожалуйста, поправляйся.
Желаю тебе в жизни самого верного, надежного спутника… И чтобы он тебя никогда не подводил, не предал и не обидел. А еще он умеет согреть, поддержать, подарить успех, счастье, радость, силу и процветание. Знаешь кто это? Здоровье, конечно! Пусть оно будет с тобой неотлучно.
Желаю тебе, чтобы с каждым годом твоё здоровье становилось только крепче и крепче. В общем, желаю тебе самого волшебного развития обстоятельств твоей жизни.
Я желаю тебе того, что поможет наслаждаться любой погодой. Того, что сделает тебя сильным, всегда энергичным и вечно молодым. Того, что помогает принимать верные решения, справляться с препятствиями и наслаждаться успехом. Того, что дарит уверенность в своих силах и решимость идти по намеченному пути. Что еще обладает такой же волшебной силой кроме здоровья? Конечно же, я желаю тебе именно его – самого ценного подарка судьбы.
Вижу, твоё здоровье решило слегка гульнуть «налево»? Ты не сердись на него, прости и жди обратно. Оно обязательно вернется. А ты, не сиди сложа руки, создай все условия чтобы ему было с тобой хорошо, береги его, заботься о нём. Тогда и твоя жизнь больше не будет опечалена его отсутствием. Желаю тебе скорейшего возвращения твоего заблудшего.
Со здоровьем по жизни идти веселей. Я желаю тебе этого жизнерадостного спутника. Пусть он придет к тебе, крепко возьмет за руку и никогда уже не отпускает.
Знаешь, успех можно обрести и потерять, и потом снова обрести. То же самое и с любовью, имуществом и прочими благами. А здоровье, от которого всё это зависит на дороге не валяется. Желаю его тебе обрести вновь и больше уже никогда не терять.
Знаю, что у тебя есть планы, цели, мечты и амбиции. Знаю, что ты уже наметил себе и пути достижения всего этого. Я желаю тебе, чтобы главный спутник и проводник на пути к всему намеченному вернулся к тебе и никогда больше не оставил. С ним – ничего не страшно и всё – достижимо. Конечно же это – здоровье.
Ты помнишь, я всегда тебе желала всего самого лучшего и высококлассного… Вагон богатства, например… И счастья, любви, успехов, красивой карьеры, лучшего спутника в жизни, первоклассных друзей, первосортного жилья и роскошный автомобиль. А, вспомнила… Еще желала тебе сказочного новоселья, волшебных путешествий и захватывающих приключений… А сейчас ты болеешь и я вижу, что всё это ничего не стоит без здоровья. Так что, теперь я буду тебе желать только его.
Хочу пожелать тебе, чтобы с этого дня и навсегда все болезни бежали от тебя как от чумы, чтобы все недуги обходили тебя стороной, чтобы болячки шарахались от тебя как от прокаженного, чтобы хвори приходили в ужас от одного твоего вида, чтобы нездоровье падало в обморок от одной только идеи завладеть тобой, чтобы немощь не касалась тебя следующие 200 лет, чтобы недомогания стеснялись покушаться на тебя, чтобы слово «врач» вызывало в тебе лишь вопрос «А это еще кто?»
Короче говоря, дорогой друг, я желаю тебе зверского, адского, сатанинского, злобного, агрессивного, нестерпимого здоровья… такого, которое распугает все болезни и сделает безработными всех врачей разом и навсегда.
Я давно хотела тебе сказать что ты – лучший человек в этом мире. Ты талантлив, умен, красив, щедр, сообразителен, веселый, добрый, упорный, трудолюбивый… Ты просто – супер. И поэтому ты заслуживаешь самого ценного подарка на свете – железного здоровья. Я желаю тебе его и буду просить всех богов, чтобы они послали тебе этот дар. Выздоравливай скорее.
16 октября 2017 в 9:00
Полина Кузьмицкая / LADY.TUT.BY
— Мне звонит женщина и говорит: «Врачи поставили диагноз — у мамы рак. Как мне ей об этом сказать?! Она ничего не знает», — рассказывает о случае из своей практики психолог, онкопациентка, основатель группы помощи людям с раковыми заболеваниями «Жить» Инна Малаш.
Инна Малаш. Фото из архива героини публикации.
— Я спрашиваю: «Что вы сами чувствуете, как переживаете это событие?». В ответ — плачет. После паузы: «Я не думала, что столько чувствую. Главным было поддержать маму».
Но только после того как прикоснешься к своим переживаниям, появится ответ на вопрос: как и когда говорить с мамой.
Переживания родственников и онкопациентов одинаковые: страх, боль, отчаяние, бессилие… Они могут сменяться надеждой и решительностью, а потом возвращаться вновь. Но родные часто отказывают себе в праве на чувства: «Это моему близкому плохо — он болен, ему труднее, чем мне». Кажется, что свои эмоции проще контролировать и игнорировать. Ведь так трудно быть рядом, когда плачет близкий, родной и любимый человек. Когда он испуган и говорит о смерти. Хочется остановить его, успокоить, уверить, что все будет хорошо. И именно в этой точке начинается либо близость, либо отстранение.
Чего на самом деле ждут онкобольные от близких и как родным не разрушить свою жизнь в попытке спасти чужую — в нашем разговоре.
Содержание
Самое правильное — быть собой
— Шок, отрицание, гнев, торги, депрессия — близкие и онкопациентка проходят одни и те же стадии принятия диагноза. Но периоды проживания стадий у онкопациентки и ее близких могут не совпадать. И тогда чувства входят в диссонанс. В этот момент, когда ресурсов для поддержки совсем нет или их очень мало, трудно понять и согласиться с желаниями другого.
Тогда родственники ищут информацию, как «правильно» говорить с человеком, у которого онкология. Это «правильно» необходимо близким как опора — хочется защитить родного человека, уберечь от болезненных переживаний, не столкнуться с собственным бессилием. Но парадокс в том, что «правильного» нет. Каждому придется искать в диалоге свой, уникальный путь понимания. И это непросто, потому что у онкопациентов появляется особая чувствительность, особое восприятие слов. Самое правильное — быть собой. Вероятно, это труднее всего.
«Я точно знаю: тебе надо изменить схему лечения/питание/отношение к жизни — и ты поправишься»
Для чего близкие любят давать такие советы? Ответ очевиден — чтобы сделать как лучше — удержать ситуацию под контролем, исправить ее. На самом деле: родные и близкие, которые столкнулись со страхом смерти и собственной уязвимостью, с помощью этих советов хотят проконтролировать завтрашний и все последующие дни. Это помогает справиться с собственной тревогой и бессилием.
Раздавая советы по лечению, образу жизни, питанию, родные подразумевают: «Я люблю тебя. Я боюсь тебя потерять. Я очень хочу тебе помочь, я ищу варианты и хочу, чтобы ты попробовал все, чтобы тебе стало легче». А онкопациентка слышит: «Я точно знаю, как надо тебе!». И тогда женщина чувствует, что ее желания никто не учитывает, все лучше знают, как ей быть… Как будто она неживой объект. В результате онкопациентка замыкается и отстраняется от близких.
«Крепись!»
Что мы подразумеваем, когда говорим онкобольной «держись!» или «крепись!»? Другими словами мы хотим ей сказать: «Мне хочется, чтобы ты жила и победила болезнь!». А она слышит эту фразу иначе: «Ты в этой борьбе одна. Ты не имеешь права бояться, быть слабой!». В этот момент она чувствует изоляцию, одиночество — ее переживания не принимают.
Фото: blog.donga.com
«Успокойся»
С раннего детства нас учат контролировать свои чувства: «Не радуйся слишком сильно, как бы плакать не пришлось», «Не бойся, ты уже большая». Но не учат быть рядом с тем, кто испытывает сильные переживания: плачет или гневается, говорит о своих страхах, особенно о страхе смерти.
И в этот момент обычно звучит: «Не плачь! Успокойся! Не говори ерунды! Чего ты себе в голову набрала?».
Мы хотим уклониться от лавины горя, а онкопациентка слышит: «Так нельзя себя вести, я тебя не принимаю такой, ты одинока». Она чувствует вину и стыд — зачем делиться этим, если близкие не принимают ее чувств.
«Хорошо выглядишь!»
«Хорошо выглядишь!», или «По тебе и не скажешь, что ты болеешь» — кажется естественным поддержать комплиментом женщину, которая проходит через испытание болезнью. Мы хотим сказать: «Ты отлично держишься, ты осталась собой! Я хочу тебя приободрить». А женщина, которая проходит химиотерапию, порой чувствует себя после этих слов как симулянтка, которой нужно доказывать свое плохое самочувствие. Было бы здорово говорить комплименты и при этом спрашивать о том, как она себя чувствует на самом деле.
«Все будет хорошо»
В этой фразе человеку, который болеет, легко почувствовать, что другому неинтересно, как дела на самом деле. Ведь у онкопациента другая реальность, его сегодня — неизвестность, непростое лечение, восстановительный период. Родным кажется, что нужны позитивные установки. Но они повторяют их из собственного страха и беспокойства. «Все будет хорошо» онкопациентка воспринимает с глубокой грустью, и ей не хочется делиться тем, что у нее на душе.
Говорите о своих страхах
Как говорил котенок по имени Гав: «Давай вместе бояться!». Быть откровенным очень трудно: «Да, мне тоже очень страшно. Но я рядом», «Я также чувствую боль и хочу разделить ее с тобой», «Я не знаю, как будет, но я надеюсь на наше будущее». Если это подруга: «Мне очень жаль, что так случилось. Скажи, будет ли тебе поддержкой, если я буду тебе звонить или писать? Мне можно поныть, пожаловаться».
Целительными могут быть не только слова, но и молчание. Вы только представьте, как это много: когда рядом есть тот, кто принимает всю вашу боль, сомнения, печали и все отчаяние, которое у вас есть. Не говорит «успокойся», не обещает, что «все будет хорошо», и не рассказывает, как оно у других. Он просто рядом, он держит за руку, и ты чувствуешь его искренность.
Фото: vesti.dp.ua
Говорить о смерти так же трудно, как говорить о любви
Да, очень страшно услышать от близкого человека фразу: «Я боюсь умереть». Первая реакция — возразить: «Ну что ты!». Или остановить: «Даже не говори об этом!». Или игнорировать: «Пойдем лучше дышать воздухом, есть здоровую еду и восстанавливать лейкоциты».
Но онкопациентка от этого не перестанет думать о смерти. Она просто будет переживать это в одиночестве, наедине с собой.
Естественнее спросить: «Что ты думаешь о смерти? Как ты это переживаешь? Чего тебе хочется и как ты это видишь?». Ведь мысли о смерти — это мысли о жизни, о времени, которое хочется потратить на самое ценное и важное.
В нашей культуре смерть и все, что с ней связано — похороны, подготовка к ним, — табуированная тема. Недавно одна из онкопациенток сказала: «Я, наверное, ненормальная, но мне хочется поговорить с мужем про то, какие я хочу похороны». Почему ненормальная? Я вижу в этом заботу о близких — живых. Ведь та самая «последняя воля» живым нужнее всего. В этом столько невысказанной любви — говорить о ней так же трудно, как о смерти.
И если близкий, у которого онкология, хочет поговорить с вами про смерть — сделайте это. Конечно, это невероятно трудно: в этот момент и ваш страх смерти очень силен — именно поэтому хочется уйти от такого разговора. Но все чувства, в том числе и страх, боль, отчаяние, имеют свой объем. И они заканчиваются, если проговорить их. Совместное проживание таких непростых чувств делает нашу жизнь подлинной.
Фото: pitstophealth.com
Рак и дети
Многим кажется, что дети ничего не понимают, когда близкие болеют. Понимают они действительно не все. Но зато все чувствуют, улавливают малейшие перемены в семье и очень нуждаются в пояснениях. А если объяснений нет, они начинают проявлять свое беспокойство: фобии, ночные кошмары, агрессия, снижение успеваемости в школе, уход в компьютерные игры. Часто это единственный способ для ребенка донести, что он тоже переживает. Но взрослые зачастую понимают это не сразу, потому что жизнь сильно изменилась — много забот, много эмоций. И тогда они начинают стыдить: «Да как ты себя ведешь, маме и так плохо, а ты…». Или винить: «Из-за того, что ты так поступил, маме стало еще хуже».
Взрослые могут отвлечься, поддержать себя своим хобби, походом в театр, встречей с друзьями. А дети этой возможности лишены в силу своего маленького жизненного опыта. Хорошо, если они хоть как-то отыгрывают свои страхи и одиночество: рисуют ужастики, могилы и кресты, играют в похороны… Но ведь и в этом случае как реагируют взрослые? Они напуганы, растеряны и не знают, что сказать ребенку.
«Мама просто уехала»
Знаю случай, когда ребенку-дошкольнику не объяснили, что происходит с мамой. Мама болела, и болезнь прогрессировала. Родители решили не травмировать ребенка, сняли квартиру — и ребенок стал жить с бабушкой. Объяснили ему просто — мама уехала. Пока мама была жива, она ему звонила, а потом, когда умерла, папа вернулся. Мальчик не был на похоронах, но он видит: бабушка плачет, папа не в состоянии с ним разговаривать, периодически все куда-то уезжают, о чем-то молчат, они переехали и сменили детский сад. Что он чувствует? Несмотря на все уверения в маминой любви — предательство с ее стороны, очень много злости. Сильную обиду, что его бросили. Потерю контакта со своими близкими — он чувствует: они от него что-то утаивают, и он им уже не доверяет. Изоляцию — не с кем поговорить о своих чувствах, потому что все погружены в свои переживания и никто не объясняет, что случилось. Я не знаю, как сложилась судьба этого мальчика, но мне так и не удалось убедить отца поговорить с ребенком о маме. Не удалось донести, что дети очень переживают и часто винят себя, когда в семье происходят непонятные перемены. Я знаю, что для маленького ребенка это очень тяжелая утрата. Но горе утихает, когда оно разделено. У него такой возможности не было.
Фото: gursesintour.com
«Нельзя веселиться — мама болеет»
Оттого, что взрослые не спрашивают у детей о том, что они чувствуют, не объясняют перемены дома, дети начинают искать причину в себе. Один мальчик, младший школьник, слышит только, что мама болеет — нужно вести себя тихо и ничем ее не расстраивать.
И вот этот мальчик рассказывает мне: «Я сегодня играл с друзьями в школе, было весело. А потом вспомнил — мама болеет, мне же нельзя веселиться!».
Что в этой ситуации стоит сказать ребенку? «Да, мама болеет — и это очень печально, но здорово, что у тебя есть друзья! Здорово, что тебе было весело и ты сможешь рассказать маме что-то хорошее, когда вернешься домой».
Мы говорили с ним, 10-летним, не только про радость, но про зависть, про злость к другим, когда они не понимают, что с ним и как дела у него дома. Про то, как ему бывает грустно и одиноко. Я чувствовала, что со мной не маленький мальчик, а мудрый взрослый.
Позитивные эмоции, полученные из внешнего мира — ресурс, который может очень поддержать онкопациентку. Но и взрослые, и дети отказывают себе в удовольствиях и радостях, когда болеет близкий. Но лишая себя эмоционального ресурса, вы не сможете поделиться энергией с родным человеком, который в ней нуждается.
«Как ты себя ведешь?!»
Помню мальчика-подростка, который где-то услышал, что рак передается воздушно-капельным путем. Никто из взрослых не поговорил с ним об этом, не сказал, что это не так. И когда мама захотела его обнять, он отшатнулся и сказал: «Не обнимай меня, я не хочу потом умереть».
И взрослые очень его осуждали: «Как ты себя ведешь! Какой ты малодушный! Это твоя мама!».
Мальчик остался один со всеми своими переживаниями. Сколько боли, вины перед мамой и невыраженной любви у него осталось.
Я объясняла родным: его реакция естественна. Он не ребенок, но еще не взрослый! Несмотря на мужской голос и усы! Очень трудно самостоятельно прожить такую большую утрату. Спрашиваю отца: «А что вы думаете о смерти?». И понимаю, что он сам боится даже произнести слово смерть. Что проще отрицать, чем признать ее существование, своё бессилие перед ней. В этом столько боли, столько страха, печали и отчаяния, что он хочет безмолвно опереться на сына. На испуганного подростка опереться невозможно — и поэтому вылетели такие слова. Я очень верю, что им удалось поговорить друг с другом и найти взаимную опору в их горе.
Рак и родители
Пожилые родители часто живут в своем информационном поле, где слово «рак» равносильно смерти. Они начинают оплакивать своего ребенка сразу после того, как узнают его диагноз — приходят, молчат и плачут.
Это вызывает сильную злость у заболевшей женщины — ведь она живая и нацелена на борьбу. Но чувствует, что мама не верит в ее выздоровление. Помню, одна из моих онкопациенток так и сказала матери: «Мама, уйди. Я не умерла. Ты меня оплакиваешь, как мертвую, а я живая».
Вторая крайность: если наступает ремиссия, родители уверены — рака не было. «Знаю, у Люси рак был — так сразу на тот свет, а ты тьфу-тьфу-тьфу, пять лет уже живешь — точно врачи ошиблись!». Это вызывает огромную обиду: мою борьбу обесценили. Я прошла трудный путь, а мама не может его оценить и принять это.
Рак и мужчины
Мальчиков с детства воспитывают сильными: не плакать, не жаловаться, быть опорой. Мужчины чувствуют себя бойцами на передовой: даже среди друзей им трудно говорить о том, что какие чувства они испытывают из-за болезни жены. Им хочется убежать — например, из палаты любимой женщины — потому что их собственный контейнер эмоций переполнен. Встретиться еще и с ее эмоциями — гнев, слезы, бессилие — им трудно.
Они пытаются контролировать свое состояние дистанцированием, уходом в работу, иногда — алкоголем. Женщина воспринимает это как равнодушие и предательство. Зачастую бывает, что это совсем не так. Глаза этих внешне спокойных мужчин выдают всю боль, которую они не могут выразить.
Мужчины проявляют любовь и заботу по-своему: они берут на себя все дела. Убрать дом, сделать с ребенком уроки, принести любимой продукты, съездить в другую страну за лекарством. Но просто сесть рядом, взять за руку и увидеть ее слезы, даже если это слезы благодарности — невыносимо трудно. У них как будто не хватает на это запаса прочности. Женщины так нуждаются в тепле и присутствии, что начинают их упрекать в черствости, говорить, что они отдалились, требовать внимания. И мужчина отдаляется еще больше.
Мужья онкопациенток приходят к психологу крайне редко. Зачастую просто спросить, как вести себя с женой в такой непростой ситуации. Иногда, прежде чем рассказать о болезни жены, могут говорить про что угодно — работу, детей, друзей. Чтобы начать рассказ о том, что действительно глубоко волнует, им нужно время. Я очень благодарна им за смелость: нет большего мужества, чем признаться в печали и бессилии.
Поступки мужей онкопациенток, которые хотели поддержать своих жен, вызывали у меня восхищение. Например, чтобы поддержать свою жену во время химиотерапии, мужья тоже стриглись наголо или сбривали усы, которые ценили больше, чем шевелюру, потому что не расставались с ними с 18 лет.
Фото: kinopoisk.ru, кадр из фильма «Ма Ма»
Вы не можете отвечать за чувства и жизнь других
Почему мы боимся эмоций онкопациентки? На самом деле мы боимся столкнуться со своими переживаниями, которые возникнут, когда близкий человек начнет говорить о боли, страдании, страхе. Каждый отзывается своей болью, а не болью чужого. Действительно, когда любимому и дорогому человеку больно, вы можете испытывать бессилие и отчаяние, стыд и вину. Но они ваши! И ваша ответственность, как с ними обращаться — подавить, игнорировать или прожить. Испытывать чувства — это способность быть живым. Другой не виноват, в том, что вы это чувствуете. И наоборот. Вы не можете отвечать за чувства других людей и за их жизнь.
Почему она молчит о диагнозе
Имеет ли право онкопациентка не говорить родным о своей болезни? Да. Это ее личное решение в настоящий момент. Потом она может и передумать, но сейчас это так. На это могут быть свои причины.
Забота и любовь. Страх ранить. Она не хочет причинять боль вам, дорогим и близким.
Чувство вины и стыда. Зачастую онкопациентки чувствуют вину за то, что заболели, за то, что все переживают, да мало ли еще за что!.. И еще чувствуют огромное чувство стыда: она оказалась «не такой, как надо, не такой, как другие — здоровые», и ей нужно время для проживания этих очень непростых чувств.
Страх, что не услышат и будут настаивать на своем. Конечно, можно было бы сказать честно: «Я болею, я очень переживаю и хочу сейчас побыть одна, но я ценю и люблю тебя». Но эта искренность для многих труднее, чем молчание, потому что зачастую есть негативный опыт.
Фото: i2.wp.com
Почему она отказывается от лечения
Смерть большой спаситель, когда мы не принимаем свою жизнь такой, какая она есть. Этот страх жизни может быть осознанным и неосознанным. И, возможно, это одна из причин, по которой женщины отказываются от лечения, когда шансы на ремиссию велики.
У одной знакомой мне женщины была 1 стадия рака молочной железы — и она отказалась от лечения. Смерть для нее была более предпочтительной, чем операция, шрамы, химия и потеря волос. Только так можно было решить непростые отношения с родителями и с близким мужчиной.
Иногда от лечения отказываются, потому что боятся трудностей и боли — начинают верить колдунам и шарлатанам, которые обещают гарантированный и более легкий способ прийти к ремиссии.
Понимаю, как невыносимо трудно в этом случае близким, но всё, что мы можем — это выражать свое несогласие, говорить о том, как нам печально и больно. Но при этом помнить: жизнь другого нам не принадлежит.
Почему страх не уходит, когда наступает ремиссия
Страх — это естественное чувство. И не в человеческих силах избавиться от него полностью, особенно если это касается страха смерти. Из страха смерти рождается и страх рецидива, когда вроде бы все в порядке — человек находится в ремиссии.
Но принимая смерть в расчет, начинаешь жить в согласии со своими желаниями. Найти свою собственную дозировку счастья — думаю, это один из способов лечения онкологии — в помощь официальной медицине. Вполне возможно, мы зря боимся смерти, потому что она обогащает нашу жизнь чем-то действительно стоящим — подлинной жизнью. Ведь жизнь — это то, что происходит прямой сейчас, в настоящем. В прошлом — воспоминания, в будущем — мечты.
Понимая собственную конечность, мы делаем выбор в пользу своей жизни, где мы называем вещи своими именами, не пытаемся изменить то, что изменить невозможно, и ничего не откладываем на потом. Не бойтесь того, что ваша жизнь окончится, бойтесь того, что она так и не начнется.
Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.
Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.
Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:
1. предварительной информации о медработнике
2. репутации медицинского учреждения
3. «дороги» в мед. учреждение
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.
Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:
— понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир (эмпатия);
— безусловное принятие больного (акцептация)
— естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность (аутентичность или самоконгруэнтность).
Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.
Эмпатия (от английского empathy — чувствование) — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профессионально работать и ему требуется психологическая помощь.
Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.
Модели взаимодействия медработника и пациента.
Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.
Партнерство- сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.
Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.
В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:
1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.
2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.
3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.
Общие правила общения с пациентом.
1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.
3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.
4. Доброжелательность, приветливость.
5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджека.
6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».
8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.
9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.
11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.
12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения ( кивание головой, лёгкие прикасание, похлопывание по плечу) и т.п.
Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.
Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.
Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.
Для подростков характерно:
— преобладание психологической доминанты возраста — «притязание на взрослость»;
— бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;
— пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.
Деонтологическая тактика — общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.
При работе с пациентами трудоспособного возраста.
Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.
Деонтологическая тактика — ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.
Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:
— психологическая доминанта возраста — «уходящая жизнь», «приближение смерти»;
— чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;
— возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания;
— интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Деонтологическая тактика — поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.
Особенности общения с пациентом в стационаре
Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.
Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.
Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.
Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.
Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.
В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.
Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.
Общение в сложных конфликтных ситуациях.
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности.
Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.
В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.
Вероятность наступления конфликтов повышается при:
— несовместимости характеров и психологических типов;
— наличии темперамента холерика;
— отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.
Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:
— критически оценивать партнера;
— приписывать ему плохие намерения;
— демонстрировать знаки превосходства;
— обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;
— игнорировать его интересы;
— видеть все только со своей позиции;
— преувеличивать свои заслуги;
— раздражать, кричать, нападать;
— задевать «болевые» точки партнера;
— обрушивать на партнера множество претензий.
Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.
Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.
Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.
Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например — предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, столкновения и кризисы.
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример — пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру.
Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. Пример — ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не реагирует и воспринимает их как результат придирчивости.
Кризис— такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмоционального срыва, если они будут продолжаться; опасение физического насилия.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.
Барьеры общения — это те многочисленные факторы, которые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые барьеры, предубеждения, предрассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.
Средства общения и использование их в психотерапевтических целях.
Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.
Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.
Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать (активно- через отражение информации, пассивно, эмпатически- через отражение собственных чувств), что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.
Медработник в основном контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обусловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической поддержке и заботливом к себе отношении.
Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.
Психолог Центра здоровья Н.Б. Акулинина
Библиотека » Консультирование и психотерапия » Онкопсихология
© Юлия Устинова
Тяжелая болезнь близкого человека — это огромное горе для всей семьи и серьезное испытание. Жизнь после постановки диагноза кардинально меняется, как и сама модель поведения в семье.
К таким поворотам в жизни никогда нельзя быть готовым, и предыдущий жизненный опыт в данной ситуации оказывается бесполезным. Ведь у всех членов семьи нет опыта совместного проживания с онкологическим больным, поэтому они не знают, что делать, как себя вести, что говорить, что не говорить. Нужно научиться жить по-новому. Психологи и специалисты в хосписах учат этому.
Диагноз «рак» становится шоковым и для больного, и для его близких. Рушатся все совместные планы на будущее, меняется сам образ дорогого человека. Жить в этой реальности очень тяжело.
Так получается, что и у больного, и у членов его семьи со временем накапливается агрессия. Это естественная и практически неотвратимая реакция на происходящее.
Чувства больного можно понять — шок, боль, отчаяние, страх перед будущим, подавленность, гнев, агрессия против всех и вся. Но то, что подобные чувства могут испытывать и близкие ему люди, они как раз сами не могут простить себе, и как результат, агрессия в них копится на протяжении какого-то времени, а потом вырывается наружу. После приступа агрессии возникает чувство вины — и опять все по новой. Родственники онкологического больного ошибочно считают, что они не имеют право на усталость, недовольство, обиду, раздражение. Важно с самого начала понять, что вы можете испытывать отрицательные эмоции в этой ситуации, и ничего непозволительного в этом нет. И возможно выстроить отношения в семье так, чтобы поводов для возникновения агрессии было значительно меньше.
Если близкий человек тяжело болен, возникает чувство безнадежности, отчаяния, мысли о том, что все ваши усилия пусты и бесполезны, ситуация не меняется, лучше не становится. Это приводит или к отчуждению, или к созависимости и полному погружению в болезнь родственника. Оба эти пути ошибочны.
Самоустраняясь от участия в жизни больного и живя так, как будто ничего не случилось, вы неизбежно накапливаете чувство вины перед ним. Но и полное погружение в болезнь близкого человека и ограждение его от повседневных бытовых дел приводит к перенапряжению и усталости, которые рано или поздно приведут к нервному срыву.
Для больного видеть и чувствовать, что он — обуза для семьи, что близкие люди от него отворачиваются, что нет поддержки — усугубление его страданий. Но и созависимые отношения приносят не меньше вреда. В этом случае беспомощность поощряется и развивается, заболевший перестает выполнять элементарные вещи, которые он в состоянии сделать самостоятельно, и это повышает степень инвалидности.
Для того чтобы избежать подобных вариантов, которые нанесут вред в первую очередь самому больному, нужно обсудить с ним, что вы будете делать для него, а какие действия по уходу за собой он будет выполнять самостоятельно или с вашей помощью. Необходимо, конечно, чтобы он также понимал, что вы — живой человек, который тоже устает, и что вы не обязаны выполнять все его капризы, а также, чтобы он принимал вашу посильную помощь и не возлагал на вас ответственность за то, что не в ваших силах изменить.
Необходимо всячески мотивировать заболевшего на активные действия, помогать искать цели, увлечения и интересы в жизни, поощрять его усилия, направленные на то, чтобы побороть болезнь и выйти из депрессии.
Течение онкологических заболеваний долгое. Следует признать, что, несмотря на огромное желание помочь близкому человеку, вы имеете право на отдых и на собственные интересы и увлечения. Для того чтобы не копилась усталость, последствия которой разрушительны и для вас, и для больного, нужно время от времени отключаться, менять обстановку, заниматься любимыми делами, ходить туда, куда вам нравится — на прогулки, в тренажерный зал, кино, театр, музей, общаться с друзьями. По возможности стоит съездить в отпуск или путешествие, пусть и краткосрочное, чтобы развеяться и набраться новых впечатлений, а главное — отдохнуть, как физически, так и эмоционально. Будет оптимальным разделить ответственность и хлопоты с другими близкими родственниками и друзьями больного, договориться, кто, когда, чем и как сможет помочь, что сможет сделать.
Сопереживание болезни близкого человека, страх за его здоровье и жизнь, неизвестность и неуверенность в благополучном исходе заболевания, каждодневные бытовые хлопоты, поиск лекарств, денег, методов лечения, консультации врачей, усталость, отчаяние, безнадежность — это все то, с чем вам надо будет научиться справляться. Но нужно также понимать, что больной кроме всей этой помощи очень ждет от вас моральной поддержки и общения. Это ему не менее важно, чем все остальное.
Общаться с онкологическим больным может быть порой непросто: у вас нет подобного опыта, да и человеку самому очень трудно справиться с тем, что на него свалилось, поэтому вполне естественно, что общаться и реагировать он будет по-разному. В связи с этим у вас возникает масса вопросов: как вообще общаться с больным, есть ли запретные темы для обсуждения, о чем его можно и нельзя спрашивать, как правильно реагировать на его страхи, агрессию, слезы, нервные срывы, как его успокоить, как поддержать, как стабилизировать его эмоциональное состояние.
Самое важное в общении с заболевшим — это выслушать его. Он ждет от вас простого человеческого участия и понимания, ему нужен не специалист-консультант, не ваши советы и мнения, а возможность выговориться, разделить свои мысли, страхи, сомнения, опасения, надежды и все, что у него в мыслях и на душе.
Научитесь слушать! Дайте понять больному, что вы его слышите и понимаете, держите за руку во время разговора, смотрите в глаза, молчите, кивайте, всеми способами делайте так, чтобы он чувствовал ваше постоянное внимание. Не перебивайте, говорите немного, но по делу и часто, переспрашивайте («Да? Действительно? Вот как? Правда?»), повторяйте несколько последних слов из произнесенной им фразы или перефразируйте сказанное им. Важно, чтобы он слышал ваш голос и интонации участия и чувствовал, что его действительно слушают и слышат, а не разговаривают с ним по обязанности.
Нужно поощрять и подталкивать больного к общению, дать ему уверенность в том, что он может с вами поделиться всем, что его тревожит, печалит, чего он боится. Задавайте вопросы и внимательно слушайте ответы.
Не нужно бояться слез или печали больного. Пусть он выплачется, если ему это необходимо, если вам тяжело — поплачьте вместе с ним, не скрывайте вашего горя, это не травмирует близкого человека, а помогает установить эмоциональный контакт.
Старайтесь поддерживать в больном оптимизм, переключайте его внимание на что-то, что ему интересно, оставляйте место для юмора в вашей жизни, ибо если пациент шутит, то он не безнадежен. Если есть повод, улыбайтесь, смейтесь (но, конечно, не кидайтесь в крайности!).
Поймите, что вы не одиноки на вашем пути. Безвыходных ситуаций не бывает! Психологи и врачи придут вам на помощь и подскажут, что можно сделать для поддержания здоровья ваших близких.
См. также:
- Проблемы онкологических пациентов: душевное выздоровление
- Психотерапия в онкологии
- Управление психологическими, социокультурными и духовными факторами при работе с терминальными больными
- Фобии рака